План урока самопознания 7 класс о достоинстве

Обновлено: 07.07.2024

Задачи:

- Формирование осознанного стремления быть счастливым;

- развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни;

- воспитание активной личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящейся самовыражению, самосовершенствованию.

Ход урока:

Организационный момент. Деление на группы (открытки).

Круг радости

Проверка домашнего задания

1. Может ли быть одинаковым счастье у разных людей?

2. Как стать счастливым? (Создание рецепта счастья)

Цитата урока

Нравственность учит не тому, как стать счастливыми, а тому, как стать достойными счастья.

Чтение текста «Секрет счастья. Метод шести шляп мышления (использую желтый и черный цвета)

Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал. Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком наш герой попал в залу, где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу разговаривали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.

Наконец мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа. — Однако я хочу попросить об одном одолжении, — добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла. — Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось. Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу — Ну как, — спросил тот, — ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?

Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.

— Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, — сказал ему мудрец. — Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с домом, в котором он живёт.

Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на прогулку по дворцу; на этот раз, обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окруженные горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно. Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел.

— А где те две капли масла, которые я тебе доверил? — спросил Мудрец.

И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось.

— Вот это и есть тот единственный совет, который я могу тебе дать: Секрет Счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.

1. В чем смысл совета мудреца?

3. В чем смысл притчи?

· Чтобы заслужить любовь окружающих, человеку нужно научиться… им свою любовь.

· Чтобы быть добрым, человеку необходимо… на свежем воздухе.

· Чтобы быть физически развитым, человеку важно заниматься… которые доставляют ему удовольствие.

· Чтобы не засорять организм вредными продуктами человеку следует….

· Чтобы выглядеть подтянутым человеку нужно следить за….

· Чтобы быть жизнерадостным, человеку важно научиться… .

Рефлексия

А теперь на листочках нарисуйте контур своей руки и на них напишите хорошие пожелания окружающим.

ВложениеРазмер
shablon_tsvetochnaya_ramka.ppt 1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Круг радости . .\..\..\..\..\..\..\Тамара Гвердцители Сто Часов Счастья..mp4 Вероника Тушнова Сердце Сто часов счастья. Разве этого мало? Я его, как песок золотой, намывала, Собирала любовно, неутомимо, По крупице, по капле, По искре, по блестке, Создавала его из тумана и дыма, Принимала в подарок От каждой звезды и березки.

Это зря говорится, Что надо счастливой родиться. Нужно только, чтоб сердце Не стыдилось над счастьем трудиться, Чтобы не было сердце Лениво, спесиво, Чтоб за малую малость Оно говорило "спасибо". Сто часов счастья, Чистейшего, без обмана. Сто часов счастья! Разве этого мало?

- Может ли быть одинаковым счастье у разных людей? Как стать счастливым? ..\..\..\..\..\..\..\c частье. pps

Понимание смысла счастья разнообразно, у каждого человека оно свое. Одни связывают счастье с умением дарить радость, надежду, любовь. Другие – с благополучием в личной жизни и уверенностью в том, что любимы. Это все разные состояния счастья, которые важно научиться ощущать. Человек, умеющий дарить радость, творить добро, любить и быть любимым, способен ощущать полноту жизни, готов служить во имя общего блага, находя в этом собственное счастье.

Нравственность учит не тому, как стать счастливыми, а тому как стать достойными счастья И. Кант

Прочитайте изречения. Выберите одно из них, вспомните жизненные ситуации, подтверждающие их истинность. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Счастье заключается не во всяком удовольствии, а только в честном и благородном.

Восточная притча - Секрет Счастья Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал. Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком наш герой попал в залу, где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу разговаривали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности.

Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди. Наконец мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа. — Однако я хочу попросить об одном одолжении, — добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла. — Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось. Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу

. — Ну как, — спросил тот, — ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке? Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец. — Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, — сказал ему мудрец. — Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с домом, в котором он живёт. Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на прогулку по дворцу; на этот раз, обращая внимание на все произведения искусства,

развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окруженные горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно. Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел. — А где те две капли масла, которые я тебе доверил? — спросил Мудрец. И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось. — Вот это и есть тот единственный совет, который я могу тебе дать: Секрет Счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.

Чтобы заслужить любовь окружающих, человеку нужно научиться… им свою любовь. Чтобы быть бодрым, человеку необходимо… на свежем воздухе. Чтобы быть физически развитым, человеку важно заниматься… , которые доставляют ему удовольствие. Чтобы не засорять организм вредными продуктами, человеку следует… Чтобы быть жизнерадостным, человеку важно научиться….

А теперь на листочках нарисуйте контур своей руки и на них напишите хорошие пожелания окружающим

..\..\..\..\..\..\..\Цветы - Мы желаем счастья вам.mp3 В мире где кружится снег шальной, Где моря грозят крутой волной, Где подолгу добрую Ждем порой мы весть Чтобы было легче в трудный час, Очень нужно каждому из нас, Очень нужно каждому Знать, что счастье есть. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом, Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом. Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим. В мире где ветрам покоя нет, Где бывает облачным рассвет, Где в дороге дальней Нам часто снится дом. Нужно и в грозу и снегопад, Чтобы чей-то очень добрый взгляд, Чей-то очень добрый взгляд Согревал теплом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о достоинствах человека. Разработка дляя 7 класса. Использовалась мною при защите сертификана на курсах повышения квалификации.

План урока самопознания

Тема О достоинстве человека.

Ценность Внутренний покой

Качества достоинство, самоуважение, спокойствие(умение сдерживать гнев) .

Педагог: Григоренко Н.В.

Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства человека, через обретение внутренней гармонии души.

Задачи:

- развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих

- воспитание чувства состояния покоя и собственного достоинства.

Ресурсы: (материалы, источники)

Ход урока:

Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушай­тесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда . это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите, как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

Вопросы для обсуждения:

- Что вы почувствовали? Поделитесь своими впечатлениями.

ПОДДЕЛКА
О. Стыкалина

- На какие действия натолкнула Саша ребят?
- Как вы думаете, что было на душе у ребят, после этого поступка?
- Можно ли уважать себя после такого поступка? Почему?
- Что такое чувство собственного достоинства?

- Можно ли сказать, что у героев данного рассказа все обошлось?

- Как вы думаете, у ребят сложилось правильное представление о достоинстве? Почему?

Анализ хода урока

Позитивное высказывание (цитата).

Всякое достоинство, всякая сила спокойны именно потому, что уверены в самих себе

- Как вы понимаете смысл данной цитаты?

Рассказывание истории (беседа).

Однажды старый Мудрец шел через лес по направлению к городу. По дороге он встретил холодный ручей. Он искупался в нем и сел отдохнуть под деревом.

Когда он погрузился в медитацию, мимо проезжал на коне король. Основным занятием короля была война с другими королями. А так как это очень беспокойное и нервное дело, его сердце всегда было полно страха и ненависти.

Увидев спокойно сидящего под деревом человека, король закричал:

-Открой глаза и посмотри, кто стоит перед тобой! Даже я, король, не сижу без дела! Такие как вы, бродяги и отшельники, бездельничают сами и проповедуют безделие другим!

Долго король обрушивал на Мудреца гневные слова, пока сам не устал от них.

Мудрец же был спокоен всё это время. Наконец, он открыл глаза и с улыбкой сказал королю:

- Садись, сын, мой. Ты, наверное, устал и испытываешь жажду.

Хочешь, я поднесу тебе холодной воды из ручья?

Король изумился этим приятным словам, полным любви. Он понял, что перед ним сидит самый великий Мудрец, который оставил все удовольствия жизни дворца ради поиска смысла жизни. Упав к его ногам, король сказал с мольбой:

-Прости меня за грубость, я был не прав. И скажи мне, как, несмотря на мои оскорбления, ты так спокоен, и даже искренне любишь меня?

- Мой сын, - сказал Мудрец,- представь себе. Что ты предлагаешь кому- то тарелку, полную конфет, а он не принимает ее. Что произойдёт потом?

- Наверное, тарелка вернётся назад ко мне.

- Ты видишь, что я не принял ни единого слова из сказанных тобой? Как же они могут обидеть меня?

Вновь поклонившись Мудрецу, король произнёс:

- О, Просветлённый, укажи мне путь к истинному счастью!

- Сын мой, - ответил Мудрец,- злость, жадность, зависть, страх и другие страсти отнимают у человека его покой, а значит, и его счастье. Удовлетворённость, спокойствие и любовь являются основой подлинного счастья и жизни. Тот, у кого нет удовлетворённости и спокойствия, становится попрошайкой. Тот, кто не помогает и не служит другим с любовью,- бездельник. Тот, кто несёт корону удовлетворённости, спокойствия и любви всем,- король из королей, потому что обладает истинным счастьем.

Король пал ниц перед Мудрецом и сказал:

- Прими меня своим учеником. Отныне ты- мой учитель.

- Как себя чувствует мудрец в то время, когда король повышал на себя голос?

- Почему король назвал мудреца учителем?

- Чему нас учит притча?

- Как вы считаете, в чем сила спокойствия. Можно ли сказать, что спокойный человек- это человек достойный? Почему?

Творческая деятельность, групповая работа.

1. Делимся на группы по ценностям. При включенной музыке, с помощью красок и ватмана, изобразите покой.

- Почему именно так нарисовали?

Замыкая круг - Замыкая круг текст песни

Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.

Открывались в утро двери
И тянулись вверх деревья,
Обещал прогноз то снег, то зной.
Но в садах рожденных песен
Ветер легок был и весел,
И в дорогу звал нас за собой.

Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.

Если солнце на ладони,
Если сердце в звуках тонет,
Ты потерян для обычных дней.
Для тебя сияет полночь,
И звезда спешит на помощь,
Возвращая в дом к тебе друзей.

Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.

Свой мотив у каждой птицы,
Свой мотив у каждой песни,
Свой мотив у неба и земли.
Пусть стирает время лица,
Нас простая мысль утешит,
Мы услышать музыку смогли.

Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.

Замыкая круг ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.

Заключительная минута урока.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и вспомните всё хорошее, о чём мы говорили на уроке. Будьте всегда добрыми и уверенными в себе!

Ценность: ценность

Качества: отличать хорошие поступки от плохих, самоуважение и уважение достоинства окружающих

Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности

- развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих;

- воспитание чувства собственного достоинства.

Ход урока :

1.Орг.момент. Здравствуйте, ребята. Я очень рада встретиться с вами. А теперь сядьте удобно, руки не скрещивайте, закройте глаза.

Позитивный настрой.

- Ребята, а может кто-то хочет поделиться своими впечатлениями. Расскажите, что вы представляли, а может кто-то даже увидел картины?

2.Проверка домашнего задания . Задание 4 стр 24

3. Позитивное высказывание (цитата) .

Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство.

3. Подарок учителя

4. Творческая деятельность.

Задание 1 стр.17

5.Групповое пение

6.Домашнее задание. Задание 5, стр 24

7.Заключительная минута урока.

Достоинство – это неотъемлемая и безразмерная ценность каждого человека, которая позволяет ему оставаться самим собой, осознавать свою неповторимость.

Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности.

Задачи:

• Развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих;

• Воспитание чувства собственного достоинства.

Ресурсы: Диск со спокойной музыкой, цитата на листе А4, учебник, рабочая тетрадь, диск, лист А4, маркеры.

Содержимое разработки

Школа: СШЛ им. Н. Островского

Дата: __________________________ № урока: 9

Тема: О достоинстве человека

Ценность: Праведное поведение

Качества: Совесть, Управление желаниями, Сотрудничество, Дружба, Сила духа, мужество, Помощь и взаимопомощь, Благодарность, Правильные поступки, Уверенность в своих силах

Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности.

Задачи :

Развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих;

Воспитание чувства собственного достоинства.

Ресурс ы : Диск со спокойной музыкой, цитата на листе А4, учебник, рабочая тетрадь, диск, лист А4, маркеры .

Проверка отсутствующих учащихся

Звучит музыка

Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны , когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохновите его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливым и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощной, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

Читайте также: