План урока с презентацией по теме поэзия свободы и дружбы анализ стихов пушкина по беленькому
Обновлено: 02.07.2024
В литературоведении принято творческую биографию Александра Сергеевича Пушкина делить на периоды, связанные с переменами в его судьбе. Юный поэт лицейского периода (1813 г.-1817 г.) удивлял современников стихами, в которых звучали гражданские и исторические мотивы.
План урока:
Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)
Лицей в Царском селе (г.Пушкин)
Пушкин был не только поэтом, но прозаиком, драматургом, сатириком, публицистом. Его интересовали практически все стороны общественной и духовной жизни. Поражают своим многообразием темы в лирике Пушкина: это темы Родины, патриотизма, природы, творчества,любви и дружбы, а основной является тема свободы, она звучит в гражданской, любовной, пейзажной и философской лирике.
Эволюция темы свободы. Романтическая и вольнолюбивая лирика периодов южной и михайловской ссылок
Это была эволюция темы свободы в лирике Пушкина: на смену первоначальным призывам к восстанию и свержению самодержавия приходят мысли о возможности перемен путем государственных реформ.
Темы любви и дружбы в поэзии Пушкина
В лирике Пушкина тема любви занимает особое место. В судьбе поэта было много романтических увлечений и привязанностей. Его любовные переживания нашли отражение в стихотворениях, посвященных Екатерине Бакуниной, Марии Раевской, Анне Керн, Анне Олениной, Елизавете Воронцовой и др.
Пушкин и Гончарова
Тема поэта и поэзии Пушкина. Философская лирика
Значение творчества А.С.Пушкина в истории русской и мировой литературы
Словарь
1. Оппонент – лицо, публично высказывающее свои возражения.
3. Цензор – должностное лицо, осуществляющее надзор за содержанием печатных текстов.
4. Крамольный – бунтарский, мятежный.
5. Элегия – лирической произведение, передающее личные переживания автора.
6. Аллегорически – иносказательно.
7. Пророк – человек, имеющий силу предвидения, посредник между людьми и Богом.
8. Предание – сказание, отличающееся от легенды тем, что имеет историческую основу.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Конспект урока 9 класс.docx
Урок с презентацией подготовила Аннина Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Образовательные : познакомить учащихся с теми, кому адресовано стихотворение (декабристами), рассказать об исторической эпохе и связях поэта с декабристами, учиться работать с текстом, обучать лингвистическому анализу поэтического текста, закрепить знания учащихся о приёмах художественной изобразительности.
Развивающие : развивать речевую культуру и творческие способности учащихся, умение исследовать поэтический текст.
Воспитательные : воспитывать стремление к сотрудничеству, сохранению дружбы, бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение видеть и слышать красоту. Слайды 1-2.
Место урока в учебном плане : один из четырёх уроков по лирике
А. С. Пушкина в 9 классе.
Методы работы : словесный, наглядно-иллюстративный, эвристическая беседа, задания на опережение, метод самостоятельно-познавательного действия, проблемные задания.
Учебник: В.Коровина. Литература 9 класс в 2-х частях. М., Просвещение 2014
Оборудование : слайды с иллюстрациями и портретами, компьютер, тексты двух вариантов стихотворения, рабочие тетради.
I Организационный момент.
II Работа по теме урока.
1. Вступление – слово учителя.
Вы знаете, какое значение А.С.Пушкин придавал дружбе, любви. Его лицейские друзья оставались для поэта самыми близкими людьми в течение всей жизни. Доверительные, дружеские отношения связывали Пушкина со многими декабристами. Поэт остался верен этой дружбе и после жестокой расправы с участниками восстания 1825 года. Немногие тогда осмеливались выражать сочувствие отверженным, но не таков был Пушкин: верность дружбе и любви всегда были девизом поэта. 3-й слайд
3 . - Предлагаю вспомнить некоторые страницы жизни Пушкина.
1-й ученик. Дружеские отношения связывали А.С.Пушкина со многими декабристами, например, с К.Ф.Рылевым – поэтом, руководителем Северного общества.
2-й ученик. 14 декабря 1825 года в Петербурге произведена попытка государственного переворота. Цель – свержение царя и отмена крепостного права. Николаю I заранее доложили о предстоящем событии, и восстание было подавлено. С участниками жестоко расправились: пятерых руководителей восстания казнили, остальных сослали в Сибирь, лишив всех прав, званий и наград. 5-й слайд
Преодолев сопротивление семьи, перешагнув через все препятствия, чинимые ей, она отправляется в Сибирь и проводит последний вечер в Москве, в доме Зинаиды Александровны Волконской, в котором собирался цвет дворянской интеллигенции Москвы и в котором часто бывал А.С.Пушкин.
5. Чтение стихотворения, аналитическая беседа.
- Какими выразительными лексическими средствами Пушкин описывает край, где находятся изгнанники? (Глубина сибирских руд, мрачное подземелье, мрачные затворы, каторжные норы, оковы тяжкие, темницы)
- Что противопоставлено темницам? (Гордое терпенье, высокое стремленье, надежда разбудит бодрость и веселье, любовь и дружество, свобода).
Вывод : поэт использует контекстуальные антонимы, чтобы подчеркнуть степень признания заслуг декабристов в глазах всех просвещённых людей России.
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Горячее сочувствие, стремление поддержать каторжников, внушит им надежду на скорое освобождение).
² Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М., Советский писатель. 1967.
6. Сопоставление пушкинского текста с первоначальным вариантом стихотворения, помещённом в семейном альбоме княгини Е.А.Ростопчиной.
(Учащимся раздаются тексты стихотворения)
Во глубине Сибирских руд
Храните гордое терпенье;
Не пропадёт ваш скорбный труд
И душ высокое стремленье.
Любовь друзей дойдёт до вас,
Проникнет в каторжные норы,
Как сквозь железные затворы
Мой скорбный достигает глас.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Возбудит радость и веселье…
Придёт желанная пора.
Оковы тяжкие спадут…
Темницы рухнут, и свобода
Вас встретит радостно у входа,
И братья меч вам подадут !
- О чьей любви говорит Пушкин в стихотворении? (О любви жён, таких как М.Н.Волконская, А.Муравьёва, Е.Трубецкая, последовавших за мужьями, отказавшихся от состояния, оставивших детей, пожертвовавших всем).
- Обратите внимание на композицию окончательного варианта стихотворения. Почему Пушкин поменял местами вторую и третью строфы стихотворения?
( Чтобы ярче звучали слова надежды, любви, дружбы).
Вывод. Поэт очень кропотливо работает со словом, наполняя его высоким смыслом.
- Какие чувства испытали вы, прослушав это стихотворение?
Приведём некоторые ответы учащихся.
- Почувствовали гордость за этих людей. Они не сломлены.
- В их словах нет горечи, отчаяния, только сила и уверенность.
- Эти люди думают о будущем, как бы предвосхищают его.
III . Подведём итоги.
О значении для декабристов стихотворений Пушкина свидетельствуют показания декабристов следственной комиссии, их отзывы в письмах и мемуарах.
Вот некоторые из них:
- Что нового вы сегодня узнали о Пушкине?
- Голос Пушкина призывал к свободе. Не только к физической свободе, но и к свободе духа, внутренней свободе. Очень актуально звучат в наше время стихи Пушкина. Он – вне времени!
- Пушкин – человек большой души, высоко ценил истинную дружбу – родство мыслей, чувств, идей. Любовь и верность друзьям он пронёс от лицейской скамьи до последних дней. Слайды 11-12.
IV Домашнее задание: сочинение-миниатюра на одну из тем (тему выбирает учащийся).
№ слайда 1
Презентация уроков по литературе в старших классах Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина
№ слайда 2
Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина Цель: проследить эволюцию темы дружбы в лирике Пушкина; проанализировать стихотворения, посвященные лицейскому братству
№ слайда 3
Лицей Воображаю день счастливый,Когда средь вас возник лицей,И слышу наших игр я снова шум игривый И вижу вновь семью друзей.
№ слайда 4
Друзья мои, прекрасен наш союз!Он, как душа, неразделим и вечен-Неколебим, свободен и беспечен,Срастался он под сенью дружных муз.
№ слайда 5
Они подружились сразу, эти два мальчика с похожими фамилиями: Пушкин и Пущин. Свою дружбу “с первого взгляда” они пронесли через всю жизнь.
№ слайда 6
№ слайда 7
Стихотворения о Пущине И.И. Почему Пушкин использует жанр дружеского послания?О каком событии из жизни друзей идет речь в стихотворении "Пущину"? Как это стихотворение попало к ссыльному Пущину?Каким предстает лирический герой?Каким местоимением сопровождается обычно имя Пущина в произведениях Пушкина? Почему?Каким чувством проникнуты эти стихотворения?Как характеризуют эти произведения А.С.Пушкина как человека? "К Пущину" (1815), "Пирующие студенты" (1814), "19 октября 1825 г.", "Пущину" ("Мой первый друг") (1826).
№ слайда 8
№ слайда 9
Антон Антонович Дельвиг"Сын лени вдохновенный. " Барон; наделенный живым умом, воображением, поэтической душой. Поэт. Тайком отослал в 1815г. стихи Пушкина в журнал. Умер в 1831г.
№ слайда 10
Стихотворения для анализа Пирующие студенты (1814)Чем чаще празднует лицей (1836)19 октября 1825 г.К Дельвигу (1821)Дельвигу (1817)К портрету Дельвига
№ слайда 11
№ слайда 12
Таким образом, Дельвиг был не только другом, но еще и соратником по перу. Дельвиг писал идиллии, песни, романсы. "Никто на свете не был мне ближе Дельвига",- писал поэт. Дельвиг в гостях у Пушкина
№ слайда 13
Вильгельм Карлович Кюхельбекер (Кюхля) "Мой брат родной по музе, по судьбам" Добрый; вспыльчивый и чувствительный одновременно. Умный, одержимый литературой. Поэт, критик, переводчик. Декабрист. 10 лет провел в тюрьмах. Умер в Сибири.
№ слайда 14
Проанализируйте стихотворения:"Пирующие студенты" (1814), "Разлука" (1817), "19 октября 1825г. ", "Кюхельбекеру" (1825) Какую клятву дает лирический герой?Почему эти слова обращены именно к Кюхельбекеру?Какой мотив опять появляется в этих стихотворениях? Почему?
№ слайда 15
Итак, в стихотворениях, обращенных к Кюхельбекеру, вновь появляются анакреонтические мотивы и ярко проявляется глубина духовной связи двух друзей: Пушкина и Кюхельбекера.
№ слайда 16
Лицеисты первого выпуска Прости. Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,При мирных ли брегах родимого ручья,Святому братству верен я!И пусть (услышит ли судьба мои мотивы?)Пусть будут счастливы все, все мои друзья!
№ слайда 17
Федор Матюшкин Иван Малиновский Александр Горчаков Константин Данзас
№ слайда 18
Эволюция темы дружбы в лирике А.С.Пушкина. Проследите эволюцию темы Проверь себя
№ слайда 19
Раннее творчество "Пирующие студенты" (1814)"Мое завещание друзьям" (1815)"Воспоминание" (1815)"В альбом Илличевскому" (1817) дружба-этовеселье, пиры,вино. Южное творчество "Из письма к Я.Я.Толстому" (1821)"Чаадаеву" (1821)"Дельвигу" (1821)"Друзьям" (1822) Дружба-это высшая человеческая ценность. Зрелое творчество (1820-1830)"Была пора:наш праздник молодой. "Чем чаще празднует лицей""19 октября 1828" Пафос дружеской лирики меняется: мотив пира трансформируется. Появляется обобщенный образ друзей.
№ слайда 20
"Кому из нас под старость День лицея Торжествовать придется одному?" В 1870 г. по инициативе Ивана Малиновского решался вопрос о создании памятника Пушкину. Он был открыт в Москве. Скульптор Опекушин. На открытии памятника был только один, последний из первого выпуска лицея – восьмидесятидвухлетний Александр Горчаков.
Программа литературного образования для 5-11 классов В, Я. Коровиной, В.П. Полухиной, В.П. Журавлёва.
Авторы учебников: В.Я.Коровина, И.С. Забарской и В. И. Коровин. М.; просвещение, 2001-2003.
Выполнила : учитель русского языка и литературы МОУ гимназия с. Малая Пурга
Фёдорова Наталья Вячеславовна
Продолжить знакомство с творчеством поэта, узнать о роли свободолюбивой лирики в творчестве поэта, обучение анализу стихотворения, отработка навыков выразительного чтения.
Развивать внимание, мышление. Творческие навыки при анализе лирического произведения.
Воспитывать ответственность, внимание к прошлому своей родины, поддерживать интерес к изучению творчества поэта, формировать положительные мотивы обучения.
Словарная работа: вольнолюбивая лирика, свобода, тлетворный.
Оборудование:
Предварительное домашнее задание:
Оформление доски:
Дата Тема урока: « Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.
Свобода – основа дружбы.
Свобода – условие творчества.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Особо хочется остановиться на свободолюбивой лирике поэта. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
2.Изучение темы урока
- Одна из важнейших тем лирики Пушкина- тема свободы.
Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Именно к этому мы с вами должны подойти в конце урока.
Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.
Учитель опорные слова записывает на доске.
А. словарная работа
- Хорошо, а я предлагаю вам следующую цепочку слов: вольность, воля, свобода – это ключевые слова пушкинского словаря. В лирических произведениях поэта эти слова выражают его мысли о движении, о цели жизни, о смысле его существования. (выразительное чтение стих из списка , предложенного на дом)
Ребята высказывают свои точки зрения, выслушиваются все мнения.
Б. Работа с текстом
1) Рассказ учащихся об этом стихотворении;
- Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. Подумайте, какова основная мысль этого стихотворения? Изобразите её на листе бумаги.
- На сколько частей можно разделить стихотворение? (3)
Показать портрет Чаадаева
Следят по тексту, текст вслух читает учитель. В ходе разбора стихотворения идёт словарная работа.
В. Работа в группах (или по рядам)
Каждый ученик читает задание, предложенное для их группы (ряда):
- Подумайте , о чём она; какие ключевые слова можно выделить, выпишите.
- Найдите художественные средства выразительности, объясните их назначение.
* Представление ответа учениками, остальные записывают материал к себе в тетрадь.
- Итак, как понимается свобода в этом стихотворении?
-Какая у Пушкина свобода на первом плане: внешняя или внутренняя?
(на первый план выходит внутренняя свобода, без которой поэт не мыслит достижения свободы общественной).
- Какими словами в этом стихотворении определяется свобода?
(желанье, страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью)
- Изменилось ли настроение стихотворения в начале и в конце? Почему?
(сон и пробуждение)
Выступление 1-2 учеников от каждой группы.
Раздаются листочки с заданиями.
3. Вывод, осознание темы урока
Рефлексия. Оцените свою работу по 10-бальной шкале.
По желанию дети зачитывают
4. Домашнее задание
Анализ урока
1.Общие сведения об уроке.
Количество учащихся по списку: 20. Из них 9 девочек и 11 мальчиков. По выявлению модальности в классе 11 человек аудиалов, 4 – визуала, 5 – кинестетиков. Поэтому для таких детей новую информацию лучше преподносить в словесных инструкциях, при проверке должен преобладать устный ответ. Это было учтено при составлении конспекта урока. Для возникновения стабильной мотивации учащимся необходимы творческие задания.
2.Оборудование: к уроку подготовлена доска, где написана тема урока, вывешен портрет А.С. Пушкина, тетради учеников, фломастеры.
Данный урок имеет целью продолжить изучение творчества поэта, знакомство с особенностями его лирики. Тип урока по образовательной цели: урок применения знаний, навыков и умений, по признаку основного способа их проведения6 урок с разнообразными видами занятий. Форма работы: общеклассная, групповая, парная.
Виды самостоятельных работ: творческие, поисковые. При разработке урока были учтены следующие принципы обучения: научность, связь с жизнью, наглядность, доступность, оптимальное сочетание форм обучения. Режим работы: учитель – ученики, ученики- ученики. Методы обучения, которые наиболее удачны при изучении данной темы: словесный, проблемно- поисковый, дедуктивный.
На уроке были поставлены следующие задачи:
Обучающая – узнать о роли свободолюбивой лирики в творчестве поэта, обучение анализу стихотворения, отработка навыков выразительного чтения.
Развивающая – выработать умение работать с текстом, обобщать, классифицировать, развивать внимание, мышление, творческие навыки при анализе лирического стихотворения.
Воспитательная – ученики должны быть внимательны к прошлому своей родины, быть ответственны, формировать положительные мотивы обучения, умение работать в группах.
Сангвиники и холерики принимают активное участие в ходе бесед во время урока, высказывают свою точку зрения, доказывают её, подтверждая примерами из стихотворений поэта, которые они читали дома. Меланхоликам я помогаю индивидуально.
В ходе урока была организована работа индивидуально, в группах. Работа в группах помогает слабым учащимся лучше понять изучаемый материал, а сильным - прочнее закрепить свои знания, учит детей работать в коллективе.
В ходе урока на определённых этапах были использованы приёмы из ТРКМ (критическое мышление), обучение в сотрудничестве:
* ключевые слова ( ассоциативный ряд слов)
*чтение с пометами ( при анализе стихотворения)
Многие из заданий требовали обращение к жизненному опыту учеников, это очень важно при изучении уроков литературы. На самом деле, литература – это жизнь, изучая какое – либо произведение, мы становимся более воспитанными, добрыми, по – другому смотрим на окружающий нас мир.
В целом структура данного урока направлена на развитие у учащихся навыков самообразования, умения работать с текстом.
Читайте также: