План урока с презентацией по теме поэзия свободы и дружбы анализ стихов пушкина по беленькому

Обновлено: 02.07.2024

В литературоведении принято творческую биографию Александра Сергеевича Пушкина делить на периоды, связанные с переменами в его судьбе. Юный поэт лицейского периода (1813 г.-1817 г.) удивлял современников стихами, в которых звучали гражданские и исторические мотивы.

План урока:

Творческая биография. Основные темы и мотивы лирики (с обобщением ранее изученного)

Лицей в Царском селе (г.Пушкин)

Пушкин был не только поэтом, но прозаиком, драматургом, сатириком, публицистом. Его интересовали практически все стороны общественной и духовной жизни. Поражают своим многообразием темы в лирике Пушкина: это темы Родины, патриотизма, природы, творчества,любви и дружбы, а основной является тема свободы, она звучит в гражданской, любовной, пейзажной и философской лирике.

Эволюция темы свободы. Романтическая и вольнолюбивая лирика периодов южной и михайловской ссылок

Это была эволюция темы свободы в лирике Пушкина: на смену первоначальным призывам к восстанию и свержению самодержавия приходят мысли о возможности перемен путем государственных реформ.

Темы любви и дружбы в поэзии Пушкина

В лирике Пушкина тема любви занимает особое место. В судьбе поэта было много романтических увлечений и привязанностей. Его любовные переживания нашли отражение в стихотворениях, посвященных Екатерине Бакуниной, Марии Раевской, Анне Керн, Анне Олениной, Елизавете Воронцовой и др.

Пушкин и Гончарова

Тема поэта и поэзии Пушкина. Философская лирика

Значение творчества А.С.Пушкина в истории русской и мировой литературы

Словарь

1. Оппонент – лицо, публично высказывающее свои возражения.

3. Цензор – должностное лицо, осуществляющее надзор за содержанием печатных текстов.

4. Крамольный – бунтарский, мятежный.

5. Элегия – лирической произведение, передающее личные переживания автора.

6. Аллегорически – иносказательно.

7. Пророк – человек, имеющий силу предвидения, посредник между людьми и Богом.

8. Предание – сказание, отличающееся от легенды тем, что имеет историческую основу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока 9 класс.docx

Урок с презентацией подготовила Аннина Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Образовательные : познакомить учащихся с теми, кому адресовано стихотворение (декабристами), рассказать об исторической эпохе и связях поэта с декабристами, учиться работать с текстом, обучать лингвистическому анализу поэтического текста, закрепить знания учащихся о приёмах художественной изобразительности.

Развивающие : развивать речевую культуру и творческие способности учащихся, умение исследовать поэтический текст.

Воспитательные : воспитывать стремление к сотрудничеству, сохранению дружбы, бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение видеть и слышать красоту. Слайды 1-2.

Место урока в учебном плане : один из четырёх уроков по лирике

А. С. Пушкина в 9 классе.

Методы работы : словесный, наглядно-иллюстративный, эвристическая беседа, задания на опережение, метод самостоятельно-познавательного действия, проблемные задания.

Учебник: В.Коровина. Литература 9 класс в 2-х частях. М., Просвещение 2014

Оборудование : слайды с иллюстрациями и портретами, компьютер, тексты двух вариантов стихотворения, рабочие тетради.

I Организационный момент.

II Работа по теме урока.

1. Вступление – слово учителя.

Вы знаете, какое значение А.С.Пушкин придавал дружбе, любви. Его лицейские друзья оставались для поэта самыми близкими людьми в течение всей жизни. Доверительные, дружеские отношения связывали Пушкина со многими декабристами. Поэт остался верен этой дружбе и после жестокой расправы с участниками восстания 1825 года. Немногие тогда осмеливались выражать сочувствие отверженным, но не таков был Пушкин: верность дружбе и любви всегда были девизом поэта. 3-й слайд

3 . - Предлагаю вспомнить некоторые страницы жизни Пушкина.

1-й ученик. Дружеские отношения связывали А.С.Пушкина со многими декабристами, например, с К.Ф.Рылевым – поэтом, руководителем Северного общества.

2-й ученик. 14 декабря 1825 года в Петербурге произведена попытка государственного переворота. Цель – свержение царя и отмена крепостного права. Николаю I заранее доложили о предстоящем событии, и восстание было подавлено. С участниками жестоко расправились: пятерых руководителей восстания казнили, остальных сослали в Сибирь, лишив всех прав, званий и наград. 5-й слайд

Преодолев сопротивление семьи, перешагнув через все препятствия, чинимые ей, она отправляется в Сибирь и проводит последний вечер в Москве, в доме Зинаиды Александровны Волконской, в котором собирался цвет дворянской интеллигенции Москвы и в котором часто бывал А.С.Пушкин.

5. Чтение стихотворения, аналитическая беседа.

- Какими выразительными лексическими средствами Пушкин описывает край, где находятся изгнанники? (Глубина сибирских руд, мрачное подземелье, мрачные затворы, каторжные норы, оковы тяжкие, темницы)

- Что противопоставлено темницам? (Гордое терпенье, высокое стремленье, надежда разбудит бодрость и веселье, любовь и дружество, свобода).

Вывод : поэт использует контекстуальные антонимы, чтобы подчеркнуть степень признания заслуг декабристов в глазах всех просвещённых людей России.

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Горячее сочувствие, стремление поддержать каторжников, внушит им надежду на скорое освобождение).

² Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М., Советский писатель. 1967.

6. Сопоставление пушкинского текста с первоначальным вариантом стихотворения, помещённом в семейном альбоме княгини Е.А.Ростопчиной.

(Учащимся раздаются тексты стихотворения)

Во глубине Сибирских руд

Храните гордое терпенье;

Не пропадёт ваш скорбный труд

И душ высокое стремленье.

Любовь друзей дойдёт до вас,

Проникнет в каторжные норы,

Как сквозь железные затворы

Мой скорбный достигает глас.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Возбудит радость и веселье…

Придёт желанная пора.

Оковы тяжкие спадут…

Темницы рухнут, и свобода

Вас встретит радостно у входа,

И братья меч вам подадут !

- О чьей любви говорит Пушкин в стихотворении? (О любви жён, таких как М.Н.Волконская, А.Муравьёва, Е.Трубецкая, последовавших за мужьями, отказавшихся от состояния, оставивших детей, пожертвовавших всем).

- Обратите внимание на композицию окончательного варианта стихотворения. Почему Пушкин поменял местами вторую и третью строфы стихотворения?

( Чтобы ярче звучали слова надежды, любви, дружбы).

Вывод. Поэт очень кропотливо работает со словом, наполняя его высоким смыслом.

- Какие чувства испытали вы, прослушав это стихотворение?

Приведём некоторые ответы учащихся.

- Почувствовали гордость за этих людей. Они не сломлены.

- В их словах нет горечи, отчаяния, только сила и уверенность.

- Эти люди думают о будущем, как бы предвосхищают его.

III . Подведём итоги.

О значении для декабристов стихотворений Пушкина свидетельствуют показания декабристов следственной комиссии, их отзывы в письмах и мемуарах.

Вот некоторые из них:

- Что нового вы сегодня узнали о Пушкине?

- Голос Пушкина призывал к свободе. Не только к физической свободе, но и к свободе духа, внутренней свободе. Очень актуально звучат в наше время стихи Пушкина. Он – вне времени!

- Пушкин – человек большой души, высоко ценил истинную дружбу – родство мыслей, чувств, идей. Любовь и верность друзьям он пронёс от лицейской скамьи до последних дней. Слайды 11-12.

IV Домашнее задание: сочинение-миниатюра на одну из тем (тему выбирает учащийся).

Презентация уроков по литературе в старших классах Тема дружбы в лирике А.С. Пуш

№ слайда 1

Презентация уроков по литературе в старших классах Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина Цель: проследить эволюцию темы дружбы в лирике

№ слайда 2

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина Цель: проследить эволюцию темы дружбы в лирике Пушкина; проанализировать стихотворения, посвященные лицейскому братству

Лицей Воображаю день счастливый,Когда средь вас возник лицей,И слышу наших игр я

№ слайда 3

Лицей Воображаю день счастливый,Когда средь вас возник лицей,И слышу наших игр я снова шум игривый И вижу вновь семью друзей.

Друзья мои, прекрасен наш союз!Он, как душа, неразделим и вечен-Неколебим, свобо

№ слайда 4

Друзья мои, прекрасен наш союз!Он, как душа, неразделим и вечен-Неколебим, свободен и беспечен,Срастался он под сенью дружных муз.

Они подружились сразу, эти два мальчика с похожими фамилиями: Пушкин и Пущин. Св

№ слайда 5

Они подружились сразу, эти два мальчика с похожими фамилиями: Пушкин и Пущин. Свою дружбу “с первого взгляда” они пронесли через всю жизнь.

Иван Иванович Пущин (Жанно) «Поэта дом опальный,О Пущин мой,ты первый посетил.

№ слайда 6

Стихотворения о Пущине И.И. Почему Пушкин использует жанр дружеского послания?О

№ слайда 7

Стихотворения о Пущине И.И. Почему Пушкин использует жанр дружеского послания?О каком событии из жизни друзей идет речь в стихотворении "Пущину"? Как это стихотворение попало к ссыльному Пущину?Каким предстает лирический герой?Каким местоимением сопровождается обычно имя Пущина в произведениях Пушкина? Почему?Каким чувством проникнуты эти стихотворения?Как характеризуют эти произведения А.С.Пушкина как человека? "К Пущину" (1815), "Пирующие студенты" (1814), "19 октября 1825 г.", "Пущину" ("Мой первый друг") (1826).

«Итак, Пущин навсегда остался для Пушкина

№ слайда 8

Антон Антонович Дельвиг

№ слайда 9

Антон Антонович Дельвиг"Сын лени вдохновенный. " Барон; наделенный живым умом, воображением, поэтической душой. Поэт. Тайком отослал в 1815г. стихи Пушкина в журнал. Умер в 1831г.

Стихотворения для анализа Пирующие студенты (1814)Чем чаще празднует лицей (1836

№ слайда 10

Стихотворения для анализа Пирующие студенты (1814)Чем чаще празднует лицей (1836)19 октября 1825 г.К Дельвигу (1821)Дельвигу (1817)К портрету Дельвига

Почему Пушкин называет Дельвига

№ слайда 11

Таким образом, Дельвиг был не только другом, но еще и соратником по перу. Дельви

№ слайда 12

Таким образом, Дельвиг был не только другом, но еще и соратником по перу. Дельвиг писал идиллии, песни, романсы. "Никто на свете не был мне ближе Дельвига",- писал поэт. Дельвиг в гостях у Пушкина

Вильгельм Карлович Кюхельбекер (Кюхля)

№ слайда 13

Вильгельм Карлович Кюхельбекер (Кюхля) "Мой брат родной по музе, по судьбам" Добрый; вспыльчивый и чувствительный одновременно. Умный, одержимый литературой. Поэт, критик, переводчик. Декабрист. 10 лет провел в тюрьмах. Умер в Сибири.

Проанализируйте стихотворения:

№ слайда 14

Проанализируйте стихотворения:"Пирующие студенты" (1814), "Разлука" (1817), "19 октября 1825г. ", "Кюхельбекеру" (1825) Какую клятву дает лирический герой?Почему эти слова обращены именно к Кюхельбекеру?Какой мотив опять появляется в этих стихотворениях? Почему?

Итак, в стихотворениях, обращенных к Кюхельбекеру, вновь появляются анакреонтиче

№ слайда 15

Итак, в стихотворениях, обращенных к Кюхельбекеру, вновь появляются анакреонтические мотивы и ярко проявляется глубина духовной связи двух друзей: Пушкина и Кюхельбекера.

Лицеисты первого выпуска Прости. Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,При

№ слайда 16

Лицеисты первого выпуска Прости. Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,При мирных ли брегах родимого ручья,Святому братству верен я!И пусть (услышит ли судьба мои мотивы?)Пусть будут счастливы все, все мои друзья!

Федор Матюшкин Иван Малиновский Александр Горчаков Константин Данзас

№ слайда 17

Федор Матюшкин Иван Малиновский Александр Горчаков Константин Данзас

Эволюция темы дружбы в лирике А.С.Пушкина. Проследите эволюцию темы Проверь себя

№ слайда 18

Эволюция темы дружбы в лирике А.С.Пушкина. Проследите эволюцию темы Проверь себя

Раннее творчество

№ слайда 19

Раннее творчество "Пирующие студенты" (1814)"Мое завещание друзьям" (1815)"Воспоминание" (1815)"В альбом Илличевскому" (1817) дружба-этовеселье, пиры,вино. Южное творчество "Из письма к Я.Я.Толстому" (1821)"Чаадаеву" (1821)"Дельвигу" (1821)"Друзьям" (1822) Дружба-это высшая человеческая ценность. Зрелое творчество (1820-1830)"Была пора:наш праздник молодой. "Чем чаще празднует лицей""19 октября 1828" Пафос дружеской лирики меняется: мотив пира трансформируется. Появляется обобщенный образ друзей.


№ слайда 20

"Кому из нас под старость День лицея Торжествовать придется одному?" В 1870 г. по инициативе Ивана Малиновского решался вопрос о создании памятника Пушкину. Он был открыт в Москве. Скульптор Опекушин. На открытии памятника был только один, последний из первого выпуска лицея – восьмидесятидвухлетний Александр Горчаков.

Программа литературного образования для 5-11 классов В, Я. Коровиной, В.П. Полухиной, В.П. Журавлёва.

Авторы учебников: В.Я.Коровина, И.С. Забарской и В. И. Коровин. М.; просвещение, 2001-2003.

Выполнила : учитель русского языка и литературы МОУ гимназия с. Малая Пурга

Фёдорова Наталья Вячеславовна

Продолжить знакомство с творчеством поэта, узнать о роли свободолюбивой лирики в творчестве поэта, обучение анализу стихотворения, отработка навыков выразительного чтения.

Развивать внимание, мышление. Творческие навыки при анализе лирического произведения.

Воспитывать ответственность, внимание к прошлому своей родины, поддерживать интерес к изучению творчества поэта, формировать положительные мотивы обучения.

Словарная работа: вольнолюбивая лирика, свобода, тлетворный.

Оборудование:

Предварительное домашнее задание:

Оформление доски:

Дата Тема урока: « Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.

Свобода – основа дружбы.

Свобода – условие творчества.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Особо хочется остановиться на свободолюбивой лирике поэта. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

2.Изучение темы урока

- Одна из важнейших тем лирики Пушкина- тема свободы.

Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Именно к этому мы с вами должны подойти в конце урока.

Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Учитель опорные слова записывает на доске.

А. словарная работа

- Хорошо, а я предлагаю вам следующую цепочку слов: вольность, воля, свобода – это ключевые слова пушкинского словаря. В лирических произведениях поэта эти слова выражают его мысли о движении, о цели жизни, о смысле его существования. (выразительное чтение стих из списка , предложенного на дом)

Ребята высказывают свои точки зрения, выслушиваются все мнения.

Б. Работа с текстом

1) Рассказ учащихся об этом стихотворении;

- Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. Подумайте, какова основная мысль этого стихотворения? Изобразите её на листе бумаги.

- На сколько частей можно разделить стихотворение? (3)

Показать портрет Чаадаева

Следят по тексту, текст вслух читает учитель. В ходе разбора стихотворения идёт словарная работа.

В. Работа в группах (или по рядам)

Каждый ученик читает задание, предложенное для их группы (ряда):

- Подумайте , о чём она; какие ключевые слова можно выделить, выпишите.

- Найдите художественные средства выразительности, объясните их назначение.

* Представление ответа учениками, остальные записывают материал к себе в тетрадь.

- Итак, как понимается свобода в этом стихотворении?

-Какая у Пушкина свобода на первом плане: внешняя или внутренняя?

(на первый план выходит внутренняя свобода, без которой поэт не мыслит достижения свободы общественной).

- Какими словами в этом стихотворении определяется свобода?

(желанье, страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью)

- Изменилось ли настроение стихотворения в начале и в конце? Почему?

(сон и пробуждение)

Выступление 1-2 учеников от каждой группы.

Раздаются листочки с заданиями.

3. Вывод, осознание темы урока

Рефлексия. Оцените свою работу по 10-бальной шкале.

По желанию дети зачитывают

4. Домашнее задание

Анализ урока

1.Общие сведения об уроке.

Количество учащихся по списку: 20. Из них 9 девочек и 11 мальчиков. По выявлению модальности в классе 11 человек аудиалов, 4 – визуала, 5 – кинестетиков. Поэтому для таких детей новую информацию лучше преподносить в словесных инструкциях, при проверке должен преобладать устный ответ. Это было учтено при составлении конспекта урока. Для возникновения стабильной мотивации учащимся необходимы творческие задания.

2.Оборудование: к уроку подготовлена доска, где написана тема урока, вывешен портрет А.С. Пушкина, тетради учеников, фломастеры.

Данный урок имеет целью продолжить изучение творчества поэта, знакомство с особенностями его лирики. Тип урока по образовательной цели: урок применения знаний, навыков и умений, по признаку основного способа их проведения6 урок с разнообразными видами занятий. Форма работы: общеклассная, групповая, парная.

Виды самостоятельных работ: творческие, поисковые. При разработке урока были учтены следующие принципы обучения: научность, связь с жизнью, наглядность, доступность, оптимальное сочетание форм обучения. Режим работы: учитель – ученики, ученики- ученики. Методы обучения, которые наиболее удачны при изучении данной темы: словесный, проблемно- поисковый, дедуктивный.

На уроке были поставлены следующие задачи:

Обучающая – узнать о роли свободолюбивой лирики в творчестве поэта, обучение анализу стихотворения, отработка навыков выразительного чтения.

Развивающая – выработать умение работать с текстом, обобщать, классифицировать, развивать внимание, мышление, творческие навыки при анализе лирического стихотворения.

Воспитательная – ученики должны быть внимательны к прошлому своей родины, быть ответственны, формировать положительные мотивы обучения, умение работать в группах.

Сангвиники и холерики принимают активное участие в ходе бесед во время урока, высказывают свою точку зрения, доказывают её, подтверждая примерами из стихотворений поэта, которые они читали дома. Меланхоликам я помогаю индивидуально.

В ходе урока была организована работа индивидуально, в группах. Работа в группах помогает слабым учащимся лучше понять изучаемый материал, а сильным - прочнее закрепить свои знания, учит детей работать в коллективе.

В ходе урока на определённых этапах были использованы приёмы из ТРКМ (критическое мышление), обучение в сотрудничестве:

* ключевые слова ( ассоциативный ряд слов)

*чтение с пометами ( при анализе стихотворения)

Многие из заданий требовали обращение к жизненному опыту учеников, это очень важно при изучении уроков литературы. На самом деле, литература – это жизнь, изучая какое – либо произведение, мы становимся более воспитанными, добрыми, по – другому смотрим на окружающий нас мир.

В целом структура данного урока направлена на развитие у учащихся навыков самообразования, умения работать с текстом.

Читайте также: