План урока русский язык как язык межнационального общения
Обновлено: 02.07.2024
Цель: осознание роли русского языка в жизни общества и государства; систематизация материала о функциях русского языка.
I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
Интересный материал для обсуждения
II. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.
Заполняем первую колонку таблицы: систематизируем те знания о языке, которыми мы уже владеем. При заполнении второй колонки таблицы планируем свои действия на уроке. Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо обратиться к материалам учебника (упражнения 1 — 5). Заполнение третьей колонки таблицы — подведение итогов работы, которую ведём на доске и в тетрадях.
1. Язык — орган в полости рта.
2. Язык — система знаков, с помощью которых мы передаём информацию.
3. У каждого народа свой язык
1. Какие функции выполняет русский язык в Российской Федерации?
2. В каких сферах используется русский язык?
3. Почему русский язык считается языком межнационального общения?
1. Русский язык выполняет три основные функции:
2. Сферы использования языка:
3. С помощью русского языка преодолевается языковой барьер между представителями разных народов внутри одного многонационального государства — Российской Федерации
Подведение итогов работы, упражнение 4.
Запись высказывания К. Чуковского о языке (2-е предложение).
Сентябрь 2002 г. — филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета издаёт словарь ударений для депутатов и членов правительства.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Тема урока: Русский язык – язык межнационального общения |
Тема урока: Русский язык – язык межнационального общения
Тема: Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении.
Цель урока: расширить и углубить общие сведения о русском языке, о его месте среди языков народов мира; дать понятие "мировые языки".
2.Проверка домашнего задания
-каким образом сложился современный русский язык?
-какой диалект выделился в 3 тысячелетии в индоевропейской языковой системе?
- в какой язык трансформировался этот диалект?
- на какие группы распался праславянский язык?
- когда была создана славянская азбука?
- когда и на основе какого языка сложился современный русский язык?
Русский язык - один из богатейших языков мира, он имеет огромный лексический запас. Я очень люблю свой родной русский язык и считаю очень важным его изучение. Если мы посмотрим вокруг, то увидим много удивительных вещей, созданных умом и руками человека: радио, телефон, компьютер, автомобили, ракеты. Но самое мудрое, что создало человечество, - это язык.
Говорить могут все люди на Земле. Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и всего общества, развитие искусства, науки. Значение языка отмечают русские пословицы. Например, "Человеческое слово стрелы острее".
Мне кажется, нет языка красивее и богаче русского. Это подтверждает К.Г. Паустовский: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык". И мы должны это всегда помнить. Надо хорошо знать свой язык. Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые нужные слова для выражения мысли. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо.
3. На доске записаны слова А.Н.Толстого: "Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара". Учащиеся читают высказывание А.Н.Толстого.
Вопрос: " Сбылись ли пророческие слова А.Н.Толстого?"
- Какова тема нашего урока?
4.Запись темы и целей урока
5. Чтение истории
Вопрос. Как называется этот всем понятный в СНГ язык? ( Русский язык)
Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения в нашем многонациональном государстве
Сегодня русский язык – один из восточнославянских языков наиболее распространённых по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым языков Европы
По данным ученых, в конце XX века в мире в той или иной мере владели русским языком свыше 250 миллионов человек. Русский язык вместе с английским, французским, испанским, китайским, японским является рабочим и официальным языком Организации Объединенных Наций. На нем написаны важнейшие международные договоры и соглашения, он используется на научных конференциях, в которых участвуют ученые разных стран. Русский язык. Мы можем гордиться работами великих людей, написанными на русском языке. Это произведения великой русской литературы, труды ученых, хорошо известных в других странах. Многие изучают русский язык, чтобы читать в оригинале произведения Пушкина, Достоевского, Толстого, Гоголя и других русских писателей.
Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Словарь В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов.
Словарный запас великих мастеров художественного слова: ) Пушкин - более 21тысяч слов;
Есенин - 18 890 слов;
Сервантес - около 17 тысяч слов:
Шекспир - около 15 тысяч слов;
Гоголь - около 10 тысяч слов.
К.Г.Паустовский отмечал, что для всего существующего в природе - воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Богатство языка.
Комплексный анализ текста.15-17 минут.
1.Работа с исходным текстом.
2. Чтение текста учителем. (Приложение 1)
Активное слушание и выполнение задания:
-Найти ключевые слова, в которых, на ваш взгляд, заключена основная мысль текста. (Ключевые слова в тексте подчеркиваются или выделяются )
Беседа по тексту .
1.О чем говориться в тексте?
2.Зачем автор написал его?
3.Определить стиль текста? Обосновать свои ответы (свое мнение ).
3. Давайте ещё раз прочитаем внимательно текст и определим основную проблему.
Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку.
– Определите проблему данного текста. (Сложность выявления проблемы заключается в том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем).
Я предлагаю вам несколько проблем, попробуйте найти те, которые автор поднимает в этом тексте. ( Приложение 2)
- Засорение языка жаргонными словами – серьезная проблема.
- Изменение языка и его причины .
- Меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка.
- Современному человеку безразлично, что он говорит, какие слова использует.
- Процессы, происходящие в современном русском языке.
- Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.
( Их три. Но комментировать будем одну!) Выводятся на доску.
Вот основные проблемы, которые ставит языковед Костомаров в своей статье. Основные проблемы:
- изменение языка и его причины;
- процессы, происходящие в современном русском языке;
- меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка;
Будем говорить о первой проблеме.
- Какая это проблема? Дадим ей определение и аргументируем свой выбор.
( Социальная, актуальная, общественно значимая, острая, важная, главная и т.д.).
- Традиционна она или нова?
- Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
- На что нацелила нас, читателей, данная проблема?
( глубоко задуматься…, по-иному посмотреть на …, переосмыслить своё отношение к …, заняться самовоспитанием, испытать потребность в чём-то…)
- Как характеризует автора выбор данной проблемы ? ( Настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции).
4.Определение позиции автора и способа её выражения.
- Какова же авторская позиция по поднятой им проблеме?
-Для того чтобы выяснить авторскую позицию, обратимся к тексту и найдем те предложения, которые её доказывают. Зачитайте предложения.
1) язык не может не изменяться, но это изменение должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации языка;
2) в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения;
3) специальный закон о языке не сможет изменить состояние дела, так как проблема коренится в болезнях общества;
4) язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе.
Тестовые задания по тексту.
1. Какое утверждение соответствует точке зрения автора, выраженной в тексте?
- Нужно оберегать язык от каких бы то ни* было изменений и сохранять его таким, каким он был в предшествующую эпоху.
- Негативные изменения в обществе ведут к негативным изменениям в языке.
- Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.
2.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 33-40?
- повествование
- описание
- рассуждение
- рассуждение и описание
3.Укажите значение слова ТЩЕТНЫЕ в предложении 23.
- бесцельные 3) старательные
- безуспешные 4) вредные
4.Из предложений 26—29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
5. Среди предложений 2—11 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные предложения. Напишите номера этих сложных предложений. 7,11
6. . «Статья известного языковеда В.Г. посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку. При этом В.Г. Костомаров часто прибегает к вводным словам, выражающим его отношение к проблеме. Важную роль играют такие приёмы, как _9__ (например, в предложениях 36—37), _2__ (в предложениях 1—4).
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Словарная работа.
Язык, русский язык, многонациональная страна, многоязычная, государственный язык.
(учащиеся записывают слова, определяют значение незнакомого слова).
2. Беседа повопросам:
- Для чего он служит?
- Когда он возник?
- Почему язык возник только в человеческом общении?
Язык - явление общественное. Язык мог возникнуть только в коллективе.
Действительно, ребенок научится говорить лишь в том случае, если его окружают люди, говорящие на определенном языке.
Потребность в общении появляется прежде всего в процессе совместного труда. Язык неразрывно связан с обществом: он появляется только в общении и для общества.
Язык вополняет жизненно важную функцию для общества. Основное назначение языка, его функция- быть средством коммуникации в человеческом обществе.
При помощи языка мы сообщаем друг другу свои мысли, выражаем чувства.
В языке отражены знания, опыт предыдущих поколений. Язык связывает разные поколения людей – отжившие, живущие и будущие. Как единое средство общения язык используют различные возрастные и социальные группы общества
Язык под воздействием развития общества сам непрерывно развивается.
Коммуникативная функция языка.
Главнейшая функция языка – коммуникативная. Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы.
4. Объяснительный диктант:
Объяснить правописание безударных гласных, расставить знаки препинания.
Язык возник в глубокой древности потому, что люди должны были общаться между собой. Язык помогал людям понимать друг друга, когда они добывали себе средства для жизни или боролись с грозными силами природы.
Они все время улучшали орудия своего труда, способы добывания всего необходимого для жизни, развития техники, науки, культуры.
III. Русский язык – это язык межнационального общения. Мировое значение русского языка.
1. Беседа по вопросам:
- Как осуществляется связь между людьми разных национальностей в нашей стране?
- Чем определяется мировое значение русского языка?
- В каких странах мира изучается русский язык?
- Что такое национальный язык?
«Русский язык – это прежде всего язык русского народа, русской нации, т.е. язык национальный. Но его функции выходят за пределы национального языка
Он – средство межнационального общения. Почему именно русский язык стал средством межнационального общения?
Какие причины способствовали выдвижению его на эту почетную и ответственную роль?
Весь материал - в документе.
Содержимое разработки
Дата: __________________
Класс: _________________
Тема урока: Русский язык как язык межнационального общения. Русский язык в Казахстане.
Обучающая:
помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка, как языка дружбы и межнационального общения;
учить владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры;
способствовать привитию учащимся любви к русскому языку, желание изучать его в дальнейшем;
познакомить учащихся с функцией русского языка как языка посредника, языка межнационального общения;
Развивающая:
развивать образное и логическое мышление, устную и письменную речь, помогать в овладении приемами языкового анализа и обобщения;
развивать умения и навыки самостоятельного высказывания, продолжать работу над выработкой орфографической зоркости;
формировать самостоятельность мышления и творческие способности, способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося.
Воспитательная:
воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его изучению;
воспитывать эстетическое отношение к слову;
на примере работы с текстом воспитывать отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
продолжить работу по воспитанию у учащихся патриотических и интернациональных чувств.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование:
«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь,
соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое,
I. Организационный момент.
1. Словарная работа.
Язык, русский язык, многонациональная страна, многоязычная, государственный язык.
(учащиеся записывают слова, определяют значение незнакомого слова).
2. Беседа повопросам:
- Для чего он служит?
- Когда он возник?
- Почему язык возник только в человеческом общении?
Язык- явление общественное. Язык мог возникнуть только в коллективе.
Потребность в общении появляется прежде всего в процессе совместного труда. Язык неразрывно связан с обществом: он появляется только в общении и для общества. Язык вополняет жизненно важную функцию для общества. Основное назначение языка, его функция- быть средством коммуникации в человеческом обществе.
При помощи языка мы сообщаем друг другу свои мысли, выражаем чувства.
В языке отражены знания, опыт предыдущих поколений. Язык связывает разные поколения людей – отжившие, живущие и будущие. Как единое средство общения язык используют различные возрастные и социальные группы общества
Язык под воздействием развития общества сам непрерывно развивается.
Коммуникативная функция языка.
Главнейшая функция языка – коммуникативная. Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы.
4. Объяснительный диктант:
Объяснить правописание безударных гласных, расставить знаки препинания.
Язык возник в глубокой древности потому, что люди должны были общаться между собой. Язык помогал людям понимать друг друга, когда они добывали себе средства для жизни или боролись с грозными силами природы. Они все время улучшали орудия своего труда, способы добывания всего необходимого для жизни, развития техники, науки, культуры.
III. Русский язык – это язык межнационального общения. Мировое значение русского языка.
1. Беседа по вопросам:
- Как осуществляется связь между людьми разных национальностей в нашей стране?
- Чем определяется мировое значение русского языка?
- В каких странах мира изучается русский язык?
- Что такое национальный язык?
«Русский язык – это прежде всего язык русского народа, русской нации, т.е. язык национальный. Но его функции выходят за пределы национального языка
Он – средство межнационального общения. Почему именно русский язык стал средством межнационального общения? Какие причины способствовали выдвижению его на эту почетную и ответственную роль?
Прежде всего здесь сыграли свою роль социальные и исторические условия. Кроме того две нации, украинцы и белорусы, говорят о близкородственных языках, а потому для них овладение русским языком не составляет трудности, следовательно, русский язык оказывается вполне доступным еще для 50 миллионов человек.
Выдвижению русского языка на роль межнационального средства общения способствовало и то обстоятельство, что русская нация исторически сложилась как наиболее развитая в экономическом, культурном отношениях. Это обусловлено богатейшими событиями многовековой истории ее развития, ее борьбой за свою самостоятельность и независимость.
3. Ознакомление учащихся с высказываниями писателейо русском языке.
4. Слово учителя.
Великие казахские просветители А. Кунанбаев и Ы. Алтынсарин считали, что казахская молодежь сможет познать русскую культуру и науку только тогда, когда овладеет русским языком и литературой.
Они призывали молодежь знать свой родной язык и вместе с тем изучать русский язык. Они считали, что в школах должны изучать два языка – казахский и русский.
IV. Языковая политика в РК.
- Какой язык является государственным в нашей стране? Почему?
- Что считается долгом каждого гражданина РК?
- Кроме казахского языка, какой язык считается официальным в Казахстане?
- Как государство заботится о языках?
- Какой язык употребляется в делопроизводстве?
- На каких языках обеспечивается получение образования в РК?
- Почему казахский и русский языки являются обязательными учебными предметами?
Запишите предложения, найдите в них главные члены предложений:
1) Казахский язык – это наш духовный стержень.
2) К русскому языку и к кириллице мы должны относиться столь же бережно, как к казахскому языку.
3) Владение русским языком – это историческое преимущество нашей нации.
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Каждый гражданин РК имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор общения, воспитания, обучения и творчества.
5. Морфемный анализ слов:
Творчество, воспитание, языкознание, обучение.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
Записать словарное слово цивилизация и его лексическое значение.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ, -и, ж. 1. Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная, ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации. 2. ед. Современная мировая культура (в 1 знач.). 3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.
-75%
Читайте также: