План урока россия в эпоху петровских преобразований

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Мокрецкая Наталья Владимировна

Населенный пункт: Иркутская область, г. Шелехов

Цели урока: формирование у обучающихся понимание прогрессивной, хотя и противоречивой сущности преобразовательной деятельности Петра Первого.

Задачи:

- помочь учащимся в осмыслении значения петровских преобразований для истории России;

- расширить знания учащихся о Петре Первом и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;

- рассмотреть существующие в исторической литературе различные оценки личности Петра Первом и его деятельности;

- учить умению самостоятельно работать с учебной и методической литературой;

- логически выстраивать аргументацию собственной позиции;

- работать в группе;

- развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений, давать анализ и критическую оценку историческому источнику.

- воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью,

- воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей страны;

- уметь слушать и принимать другую точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- характеризовать важнейшие преобразования Петра I;

- оценивать реформаторскую деятельность Петра I.

Личностные:

- осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

- осознавать свою идентичность как гражданина страны;

Метапредметные:

- использовать различные источники исторической информации;

- анализировать и обобщать факты;

- осуществлять коллективную работу, проявляя готовность к сотрудничеству с однолассниками.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: критического мышления.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Основные понятия: абсолютизм, бюрократия, протекционизм, коллегия, сенат, синод, провинция, дистрикт. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point.

ХОД УРОКА:

I. Стадия вызова — этап, во время которого у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели учебного материла.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и, самое главное, ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него.

Учащиеся называют имя правителя.

Учитель комментирует слайды презентации.

1)Одним из самых знаменитых считается работа в. п. XVIII веке французского мастера Мориса Фальконе "Медный всадник". Сам скульптор считал, что ему удалось осуществить самый смелый, самый прекрасный творческий замысел, так как в монументе он показал триумф победы Петра над силами средневековья. "Преодолевая своей энергией и волей все препятствия, сильный человек бесстрашно устремляется вперед, к жизни и свету". Памятник создан в 1782 году.

3) Скульптор Церетели, памятник создан к 850-летию Москвы, 1997 год.

4) Скульптор Иван Николаевич Шредер, памятник императору Петру Великому на Онежской набережной, основателю Петрозаводска.

7) Скульптор М.М. Шемякин, памятник Петру I на территории Петропавловской крепости. Создан в 1991 году. Голова создана по слепку, выполненному Растрелли еще при жизни Петра I . Скульптор намеренно увеличил пропорции тела в 1.5 раза.

Понимание этого памятника приходит не сразу. В первые дни после открытия к этому памятнику выставляли охрану во избежание вандализма. Между тем, высокую оценку памятнику дали такие известные личности, как Дмитрий Лихачев, скульпторы Михаил Аникушкин, Эрнст Неизвестный и другие. Сторонники подобной трактовки образа государя утверждают, что скульптору удалось заставить зрителей задуматься о судьбе города и страны, выразить противоречивость и неоднозначность личности Петра.

Вопрос учащимся: Каким видят Петра Первого скульпторы, какие его роли и качества они выдвигают на первый план?

Возможные ответы: Петр I – создатель флота, дипломат, государственный деятель, труженик (плотник), человек, который может сопереживать. Памятник скульптора Шемякина показывает противоречивость его личности.

Составление кластера

Проблемный вопрос – в чем противоречивость личности Петра I? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо осмыслить его деятельность.

II. Стадия осмысления - предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником.

Чтобы понять противоречивость личности и деятельности Петра I, предлагаю учащимся разделиться на группы по 5-6 человек. Три группы будут работать над отдельными направлениями реформаторской деятельности Петра I. Учащиеся систематизируют информацию в таблицу. Четвертая группа изучает оценки деятельности Петра I, сделанные различными историками, систематизирует их и представляет классу.

Группа № 1.

Реформы Петра I в области управления государством.

Прочитайте материал учебника: §42(стр.20-28);

Выделите и опишите основные реформы Петра I в области государственного управления. Дайте оценку последствиям реформ, заполнив таблицу.

Группа № 2.

Социальные и экономические преобразования Петра I.

Прочитайте материал учебника: §44 (стр.35–46);

Выделите и опишите основные реформы Петра I в области промышленности, сельском хозяйстве, торговли и финансовой политики государства.

Охарактеризуйте изменения в жизни сословий.

Дайте оценку последствиям реформ.

Группа № 3.

Преобразования Петра I в области культуры и быта.

Прочитайте материал учебника: §45, 46.

Выделите и опишите основные реформы Петра I в области культуры и быта.

Дайте оценку последствиям реформ.

Группа № 4.

Прочитать исторические источники, выявить различные точки зрения о результатах преобразовательной деятельности Петра I.

После аналитической работы учащиеся представляют результаты работы в группах.

Учитель может предложить свои выводы по каждой группе реформ, представленные в презентации.

III. Стадия рефлексии.

На этой стадии формируется личностное отношение, фиксируется своя позиция, происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Вариант 1.
Предлагаю учащимся написать синквейн на тему Реформы Петра I.

Существуют определённые правила написания синквейна:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Вариант 2.

Можно использовать методику «незаконченные предложения:

Итог урока: Так какой он, Петр I? Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение. пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.

IV. Подведение итогов урока.

1. Оценка деятельности учащихся. Можно предложить оценить работу каждого учащегося в группе. Вторую оценку ставит и комментирует учитель.

2. Домашнее задание: Параграфы 5-6, ответить на вопросы после параграфа;

Задание в тетради: какая точка зрения (из нижеприведенных) на реформы Петра I и его неординарную личность вам ближе? Ответ обоснуйте.

1) “Везде Петра Великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени… Часто размышляю я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горям и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божество постигнуть не могут. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю”.
Цит. по: Ломоносов М.В. Полн.собр. соч. Т. 8., м., Л., 1959. С. 611

2) “Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для гражданских добродетелей. К несчастью, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта… и захотел сделать Россию Голландией.

… Но великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: их трудно или невозможно изгладить – как хорошее, так и дурное делает он навеки. Сильною рукою дано новое движение России, мы уже не возвратимся к старине!…”
Цит. по: Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России… М., 1991., С. 32-34

3) Обозревая царствование императора Петра Великого… Невольно чувствуешь трепет, падаешь духом и не знаешь с чего начать, что сказать и что умолчать. Сколько созданий! Сколько разрушений, преобразований. Все делают разное, мечутся беспрестанно из угла в угол, но никто не мешает друг другу… какой же всемогущий чародей управляет всею совокупностью этих многочисленных, разных действий? Нет, не чародей,а гений Петр”.
Цит. по: Погодин М.Н. Петр Великий. Историко-критические отрывки. М., 1846, Т. I. С. 335–345

4) “Петр не был вовсе славолюбцем – завоевателем… Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации”.
Цит. по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1993. Кн. IХ. Т. 18. С. 532–534

Литература:

Тексты к уроку

Высказывания историков:

Карамзин H.M.: Явился Петр. В его детские лета самовольство вельмож, наглость стрельцов и властолюбие Софьи напоминали России несчастные времена смут боярских, но великий муж созрел уже в юноше мощною рукою схватил кормило государства, он сквозь бурю волны устремился к своей цели: достиг — и все переменилось!

Сею целью было не только новое величие России, но и совершенное присвоение обычаев европейских. Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинства и славным подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножал войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю рудокопии, завел мануфактуры, училища, академию, наконец, поставил Россию на знаменитую степень в политической систем

Умолчим о пороках личных; но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия. Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости. Сей дух и вера спасли Россию во время самозванцев; есть не что иное, как привязанность к нашему особенному, не иное, как уважение к своему народному достоинству. Искореняя древние навыки, представляя их смешными, глупыми, вводя иностранные, государь России унижал россиян. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам? Любовь к отечеству питается сими родными особенностями. Просвещение похвально, но в чем стоит оно? В знании нужного для благоденствия: художества, искусства, науки не имеют иной цели. Русская одежда, пища не мешали заведению школ. Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях. Пусть сии обычаи естественно изменяются, но предписывать им уставы есть насилие, беззаконное и для монарха самодержавного. В сем отношении государь по справедливости может действовать примером, а не указом.

Мы стали гражданами мира, но перестали в некоторых случаях, быть гражданами России. Виною Петр 1.

Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей

В необыкновенных усилиях Петровых видим всю твердость его характера и власти самодержавной.

Но великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: трудно или невозможно изгладить; как хорошее, так и худое он делает навеки. Сильною рукою дано новое движение России; мы уже не возвратимся к старине!

Соловьев С.М.: Необходимость движения на новый путь была сознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Что же делает народный вождь? Он проходит сам эту практическую, деятельную школу и заставляет других проходить ее. Он носит в себе ясное сознание, что его время есть время школы, школьного учения для народа, время школы, взятой самых широких размерах. Но при этом он сознает лучшее средство пройти школу как можно безопаснее и как можно полезнее, в виду развития самостоятельной деятельности народа. Отсюда уясняется нам значение этой неутомимой работы Петра. Услыхал что-нибудь — непременно хочет посмотреть — так ли? Увидал какую-нибудь вещь — сейчас же хочет дознаться, для чего она употребляется, и сейчас же произвести опыт; увидал какое-то производство — сейчас же сам принимает в нем участие, этой неутомимой работой он может избежать сам крайне страдательного положения в отношении к иностранцам и от него народ свой. Эту школу встречаем и будем встречать повсюду; поэтому история признает за ним высокий титул народного воспитателя.

Ключевский В.О.: При имени Петра Великого мы прежде всего вспоминаем о его преобразованиях; с ним неразрывно связана идея реформы. Звание преобразователя стало его прозвищем, исторической характеристикой

Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.

Что дала Петру дореформенная Россия, что он взял у Западной Европы и что оставил России, им преобразованной, точнее, что после него сделали из его дела, — вот три части, на которые распадается общий вопрос о значении реформы. Петр взял из старой Руси государственные силы, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, флота, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений. Где же тут, спросите вы, коренной переворот, обновивший или исказивший русскую жизнь сверху донизу? Однако таково было впечатление современников реформы, передавших его и ближайшему потомству. Реформа если не обновила, то взбудоражила, взволновала русскую жизнь до дна не столько своими нововведениями, сколько некоторыми приемами, не характером своим, а темпераментом, если можно так выразиться. Результаты реформы были обращены более к будущему, но ее приемы чувствовались современниками прежде всего. Эти приемы вырабатывались при участии личного характера Петра, под влиянием обстановки, в какой шла его преобразовательная деятельность, и под влиянием отношения, в какое эта обстановка ставила его к быту и обычаям народа. Трудно вообразить, какой шум и гам поднялся из-за этой перелицовки и перекостюмировки русских людей на иноземный фасон. У городских ворот расставлены наблюдатели город и костюмов, которые штрафовали бородачей и носителей нелегального платья, а самое платье тут же резали и драли. Дворян, явившихся на государев смотр с не выбритой бородой и усами, били батогами. Купцам за торг русским платьем — кнут, конфискация и каторга. Все это было бы смешно, если бы не было безобразно. Впервые русское законодательство, изменяя своему серьезному тону, низошло до столь низменных предметов, вмешалось в ведомство парикмахера и портного. Петр действовал силой власти, а не духа и рассчитывал не на нравственные побуждения людей, а на их инстинкты. Правя государством из походной кибитки и с почтовой станции, он думал только о делах, а не о людях и, уверенный в силе власти, недостаточно взвешивал пассивную мощь массы.

Дополнительный материал.

Дидактический материал по истории, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., 2003.

Используемое оборудование:

Проектор, интерактивная доска

Демонстрационный материал:

Создать образ царя Петра I и вскрыть причины, определяющие его непохожесть на своих предшественников; определить ценность преобразований Петра I .

Задачи урока.

1.. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование активной позиции сотрудничества в команде;

- формирование внутренней положительной мотивации к предмету "История";

- воспитывать чувство любви и интереса к истории России.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения выделять и формулировать познавательные цели;

- формировать у об-ся умение подбирать и систематизировать необходимую информацию;

- развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;

- продолжить работу по формированию умений устанавливать партнерские отношения;

- умения планировать, контролировать и оценивать свои действия;

- развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность;

-планировать учебное сотрудничество при работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

- развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знать о преобразованиях Петра I ,связанных с его правлением;

- умение работать с текстом, выделять главную мысль и тему текста, составлять план прочитанного.

Оборудование .

1.Организационный момент.

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Психологический настрой на урок

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки .

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует обучающихся на работу.

Обучающиеся показывают свое настроение - с помощью жеста (палец вверх)

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

2.Актуализация знаний.

Повторение изученного ранее материала.

- А чтобы узнавать новое, нужно не забывать и хорошо знать всё, что было в истории нашей Родины.

1.Проверка домашнего задания .

Организует проверку домашнего задания с помощью мини-теста, проводит параллель с ранее изученным материалом.

Отвечают на вопросы теста

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

Проверить знания по изученным темам.

2. Я называю вам имена с исторических деятелей: Олег, Ярослав, Дмитрий, Иван, Александр, Иван, Владимир, Иван

- Как называли в народе этих князей?

Владимир Красное Солнышко

- Прошли столетия, а эти имена помнит история? Почему?

Мы с вами пришли к выводу, что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далекие времена награждали своих государей громкими именами.

На экране видим исторические личности

Выполняют взаимопроверку работ, оценивают.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

- Каждый князь внес свой вклад в развитие Российского государства.

3.Знакомство с темой урока. Постановка проблемного вопроса урока.

-Организовать постановку познавательной цели урока учащимися.

Согласовать цель и тему урока.

Каждый человек сыграл свою роль в истории государства. Сегодня мы поговорим еще об одном человеке, который сыграл большую роль в развитии Российского государства.

Время катится вперёд,

Новый век опять грядёт.

Царь совсем уже другой:

Худ, высок, на вид простой,

Он и гвоздь умеет вбить,

Строить корабли и пушки лить.

коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Познавательные: формирование умения работать с информацией.

Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.

А кто из Вас знает, какое прозвище получил Пётр Первый от своих современников?

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Познавательные:

уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные :

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

-Ребята, а чтобы вы хотели узнать об этом человеке?

- Почему Пётр получил прозвище Великий?

Организует формулирование учащимися вопросов для изучения личности Петра Первого.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и

( записи вопросов можно записать и на доске и в тетради).

Формулируют главный вопрос урока .

Коммуникативные: формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения.

Вступление в сочетательный диалог, умение четко выражать свою точку зрения, умение слушать и слышать других.

Регулятивные :

Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Дорогие студенты, а что Вы уже знаете об этом необычной царе?

Вывод: необходима дополнительная информация. (Имеем энциклопедии, хрестоматии, дидактические материалы, Интернет)

Организует индивидуальную работу учащихся с таблицей.

Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся.

Устанавливают, верны ли данные в таблице утверждения.

Планируют свою дальнейшую познавательную деятельность с целью получения необходимых знаний.

возникает положительная мотивация к дальнейшей учебной деятельности

Познавательные:

выявляют эффективные способы решения учебной задачи

Регулятивные:

выполняют учебное задание в соответствии с целью; планируют свою дальнейшую познавательную деятельность

4. Первичное усвоение новых знаний

1.Актуализировать уже имеющиеся у обучающихся знания по теме урока.

2.Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Как бы необычно ни выглядел Пётр, он был законным наследником царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Появление на свет Петра связано с таинственным предсказанием. Два монаха по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что именно он один из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. Наутро радостно звонили колокола и люди говорили, что царский сын будет Великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой.

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Слушают рассказ учителя и подготовленных учащихся, вступают в сочетальный диалог с учителем.

Регулятивные :

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

Познавательные :

Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием;

Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)

Коммуникативные :

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации

Индивидуальная работа с текстом из учебника "История. Дидактические материалы" Артёмов, Лубченков

Организует индивидуальную работу учащихся с текстом.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

получение новых знаний по теме урока

Познавательные:

систематизируют и анализируют информацию

Регулятивные:

выполняют учебное задание в соответствии с целью

Потешные полки Петра.

Подготовленный ученик рассказывает об увлечении Петра кораблестроением.

Ботик Петра.

- Ребята, а вы хотите увидеть и ботик Петра?

Тогда вперёд - собираем ботик Петра

Напоминает обучающимся, как надо работать в группе

Вспоминают правила работы в группе.

Работа в группах.( собирают пазлы кораблика)

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли.

В 1689 году Пётр устраняет от власти сестру – соперницу и в 17-летнем возрасте занимает трон государства Российского.

Наверно всем интересно – а как же проходит день русского царя?

А может кто-нибудь это уже знает?

Организует индивидуальную работу учащихся с текстом и таблицей. Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся.

В тексте по мере чтения ставятся значки:

- думал по- другому

?! – вопрос, эмоциональный отклик

получение новых знаний по теме урока

Регулятивные:

- выдвижение гипотез;

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-учет позиции других учеников.

-Вот какой царь занял престол! Как вы можете его охарактеризовать?

Познавательные:

-выстраивание логической цепи рассуждений;

-ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации

Пётр в Голландии.

5. Первичное закрепление изученного материала.

1) Во сколько лет был провозглашён Пётр царём?

2) Как назывался полк, набранный для военной игры?

3) Кем трудился молодой Пётр Ι на верфях Голландии и Амстердама?

4) Сколько специальностей освоил Пётр Ι?

Организует опрос учащихся

Обучающиеся ведут сочетательный диалог с учителем.

Познавательные:

-выполнение универсальных логических действий (сравнение, анализ, синтез)

Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее.

6. Первичное усвоение новых знаний( продолжение)

-Произошло что-то важное для истории России.

Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе!

Ставит перед учащимися проблему, помогает найти пути решения этой проблемы.

Регулятивные :

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Познавательные :

Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Умение работать со словарями.

-Знаем ли мы, какие преобразования сделал Пётр Первый?

Вступают в сочетательный диалог с учителем.

-Конечно, дорогие обучающиеся, вы назвали совсем немного из того. Что сделал для России Пётр.

Работа в группах с текстом.

1 группа- расскажет о преобразованиях в обыденной жизни людей России;

2 группа - расскажет о создании российского флота и об изменениях в российской армии;

3 группа – просвещение и образование при Петре 1;

4 группа – расскажет о строительстве новых городов в России.

Организует и контролирует работу учащихся в группе.

Работают с текстом, анализируют содержание, делают соответствующие пометки в тексте.

Работают в группе, обмениваются информацией, дополняют ответы других.

Готовят ответы коллективной работы.

получение новых знаний по теме урока

Познавательные:

систематизируют и анализируют информацию;

строят монологическое высказывание с опорой на ключевые слова

Регулятивные:

выполняют учебное задание в соответствии с целью

Коммуникативные:

вступают в учебное взаимодействие с учителем и участниками группы

Учитель в течение этапа

работы групп выступает

наблюдателем, помощником, координатором действий .

Один, два человека из каждой группы, опираясь на ключевые слова, озвучивают свою версию. В случае затруднения выступающих, им помогают ребята из группы.

Участники из других групп могут задавать вопросы.

Формирование уважения к иному мнению

Познавательные :

развитие операций мышления, поиск и выделение информации.

Коммуникативные: формирование умения осуществлять выбор,

формирование умения работать в парах.

Познавательные:

смысловое чтение, осознанное построение устного речевого высказывания.

7.Обобщение и систематизация материала в ходе активного взаимодействия учителя с учащимися.

1.Оценить, как изменились знания по теме

2.Осознать свои действия, выполняемые для достижения целей урока

3.Оценить собственную учебную деятельность

На этом этапе урока ребята отвечают на главный вопрос урока

-Можно ли Петра назвать Великим? Почему?

-Какие реформы Петра Ι вошли в историю?

Организует работу учащихся в парах, группе, помогает сделать выводы по таблице, сформулировать ответ на главный вопрос.

Познавательные:

систематизируют и анализируют информацию

Регулятивные:

оценивают собственную учебную деятельность

8.Итог урока. Домашняя работа.

Дать качественную оценку работы на уроке.

- Давайте подведем итог нашей работы.

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- В этих словах показана многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.

– Назовите главные слова нашего урока.

Учитель подводит итоги работы на уроке, помогает учащимся сделать вывод .

Возможный вариант синквейна .

Трудился, постигал, добивался.

Быть русскому флоту!

Коммуникативные :

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;

Умение формулировать точку зрения;

Умение аргументировать свою точку зрения .

Познавательные:

умение обобщать информацию

Дать эмоциональную оценку работы на уроке.

- Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?

- Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали?

- Что для вас было самым интересным?

- Возьмите в конверте жетоны и покажите на шкале самооценки степень вашей активности и удовлетворенности работой на уроке.

- Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно.

Организует диалог с учащимися.

Помогает учащимся найти подходящие суждения и оценить свою работу так, чтобы стало понятно, вы достигли цели поставленной в начале урока или нет.

Высказывают свои суждения, доказывают точку зрения. Оценка эмоционального состояния на занятии.

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.

Личностные :

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли

Познавательные:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные :

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока : Россия в период реформ Петра I .

Цель урока: дать общую характеристику реформ, проводимых Петром I в конце XVII – первой четверти XVIII века.

Образовательные:

Обозначить проблемы начального периода царствования Петра I.

Определить основные ориентиры внешней политики России в период правления Петра I . Рассмотреть сущность реорганизация армии. Выявить значение провозглашения России империей.

Охарактеризовать государственные реформы Петра I.

Воспитательные:

Прививать интерес к изучению истории Отечества.

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за Россию.

Развивающие:

Способствовать формированию у студентов навыков критического отношения к историческим фактам, сравнительно-сопоставительного анализа источников.

Способствовать развитию познавательных интересов студентов.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы обучающихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Продолжительность урока : 1 академический час.

Данилов Д.Д. История России и мира. Учебник по истории. 10 кл. Кн. 2. – М.: Баласс, 2013. – 384 с.

Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с.

5. Россия в Х VI -Х VII веках: от великого княжества к царству (в соответствие с Примерной программой).

10. Российская империя в Х I Х веке (в соответствие с Примерной программой).

География (8 класс), Всеобщая история. История Нового времени (7 класс), Литература (5, 9 классы).

выяснить, воспользовавшись учебной литературой, какова оценка преобразовательной деятельности Петра I , дописать начатый преподавателем письменный ответ (приложение № 3; Данилов Д. История России и мира. – С. 164-168).

Начало царствования Петра I.

Внешняя политика. Реорганизация армии. Провозглашение России империей.

Государственные реформы Петра I.

Организационный момент (1 минута).

Изучение нового материала (первый пункт – 5 минут, второй пункт – 10 минут, 3 пункт – 20 минут).

Рефлексия (в виде презентации – 5 минут).

Объяснение домашнего задания и завершение урока (4 минуты).

Изучение нового материала.

1. Начало царствования Петра I. В истории Российского государства Петр I сыграл ключевую роль. Его правление является рубежом между Московским царством и Российской империей, который четко разграни­чивает фор­мы государственной власти: от Ивана III — до Петра I и от Петра I — до революционных событий 1917 года.

В результате стрелецкого мятежа первым царем был объявлен Иван, вторым — Петр, а их старшая сестра Софья стала регентшей при малолетних царях. В годы правления Софьи Петр и его мать жили преимущественно в подмосковных селах Коломенском, Преображенском, Семеновском. Когда Петру исполнилось 17 лет, Пётр женился. После женитьбы враждебность между Софьей и Петром усилилась. Софья снова попыталась использовать в своих целях стрельцов, однако новый стрелецкий бунт в августе 1689 г. был подавлен. Софья была сослана в Новодевичий монастырь, где прожила вплоть до своей смерти в 1704 году.

Материал для записи студентами. Правление Петра I : 1682-1725 годы, до 1696 года – вместе с Иваном V, при регентстве Софьи до 1689 года.

2. Внешняя политика. Реорганизация армии. Провозглашение России империей. С именем Петра связано превращение России в империю, евразий­скую военную державу. Петр еще в 90-е гг. XVII в. пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции необходим выход к морям — Черному и Балтийскому. Главной целью стал выход к Балтийскому морю, где в то время домини­ровала Швеция.

Материал для записи студентами. Северная война (1700-1721 гг.) подразделяется на два этапа:

первый – с 1700 по 1709 год (до Полтавского сражения 27 июня 1709 г.),

второй – с 1709 по 1721 г. (с победы России в Полтавской битве до победы России в Северной войне и заключения со Швецией Ништадтского мирного договора 30 августа 1721 г.).

Первый этап войны показал отсталость России в военном отношении. В ноябре 1700 г. 8 тыс. шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Петр был вынужден приступить к спешным преобразованиям, к созданию новой регулярной армии европейского образца.

Материал для записи студентами. Одно из центральных мест в реформах Петра занимало создание мощных вооруженных сил. Главным вопросом стало создание регулярной армии.

В 1705 г. была введена рекрутская повинность: с определенного числа дворов податных сословий в армию должен был поставляться рекрут. Рекруты пожизненно зачислялись в сословие солдат. Дворяне начинали служить с чина рядового в гвардейских полках. Так была создана регулярная армия, обладавшая высокими боевыми качествами. Армия была перевооружена, с учетом зарубежного и отечест­венного опыта, была изменена стратегия и тактика, введены Воинский и Морской уставы. К концу правления Петра Россия обладала сильнейшей в Европе армией численностью до 250 тыс. человек и вторым в мире военным флотом (более 1000 кораблей).

Материал для записи студентами. Рекрутчина – способ комплектования армии в XVIII – XIX веках. Рекрутчине подлежали податные сословия (крестьяне, мещане и пр.), которые поставляли определённое количество рекрутов с сельской общины или городского посада.

Уже в 1702-1703 гг. русские войска одержали первые победы. Была взята крепость Нотебург (переименован в Шлиссель­бург — по-русски Ключ-город), устье реки Невы оказалось в руках русских.

Рубежом в войне стала победоносная для российской армии Полтавская битва (27 июня 1709 г.).

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эст­ляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм.

Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жизни. В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице завершились торжественной церемонией принятия царем титула императора всероссийского. При жизни Петра его новый статус императора признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия, Венеция.

Материал для записи студентами. Император − титул единоличных глав монархических госу­дарств. В России титул был введён в 1721 г. в ознаменование Ништадтского мира со Швецией. Первым императором стал Петр I . Последним российским император был Николай II .

Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались осуществить в течение двух веков — выход к морю. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дипломатические отношения с крупными европейскими страна­ми.

3. Государственные реформы Петра I.

Материал для записи студентами. Реформы Петра I — это огромный конгломерат правительственных мероприятий, осуществлявших­ся без четко выработанной долгосрочной програм­мы.

Реформы были обусловлены как насущными, сиюминут­ными потребностями госу­дарства, так и личными пристрастиями самодержца. Реформы были продиктованы, с одной стороны, теми про­цессами, которые начали развиваться в стране во второй половине XVII в., с другой — неуда­чами России в первый период ее войны со шведами, с третьей — привязанностью Петра к европейским идеям, порядкам и образу жизни.

Многочисленные перестройки, проводимые Петром I в области управления государством, привели к созданию централизованной системы органов управления.

Материал для записи студентами. В 1708 г. страну разделили на 8 губерний:

Петербургскую (до 1710 г. Ингерманла́ндскую),

Вопрос студентам. В какую губернию вошла Уфа? (ответ: в то время город Уфа вошёл в состав Казанской губернии).

Во главе их стали губернаторы, ведавшие управлением подчиненных территорий и войсками. Губернии делились на провинции. Провинции делились на уезды. Россия стала унитарным государством.

Дополнительный материал. Унитарное государство – форма территориального устройства, при которой территория государства не имеет в своём составе федеративных единиц (штатов, республик, земель), а делится на административно-территориальные единицы (области, районы, губернии и пр.). А дминистративно-территориальные единицы единого государства не имеют своей конституции и своего правительства, но имеют местные органы управления.

По мере усиления самодержавия Боярская дума, как узкий сословный орган, утрачивала свое значение и в начале XVIII в. исчезла. Сведения о заседаниях Боярской думы обрываются в 1704 году. Функции законосовещательного органа стал выполнять Сенат. Образование Сената стало важным шагом в организации нового аппарата управления. В Сенате вводился принцип коллегиаль­ности: без общего согласия решение в силу не вступало. Впервые в госу­дарственном учреждении, как и в армии, вводилась личная присяга.

Материал для записи студентами. Сенат был создан в 1711 г. как высший орган управления, выполнявший судебные и законосовещательные функции.

1) коллегия иностранных дел – внешними отношениями;

2) военная – сухопутными вооруженными силами;

3) адмиралтейская – флотом;

4) камер-коллегия – сбором доходов;

5) штатс-коллегия – расходами государства;

6) вотчинная – дворянским землевладением;

7) мануфактур-коллегия – промышленностью;

8) берг-коллегия – горной металлургией;

9) главный магистрат ведал русскими городами;

10) юстиц-коллегия – судом;

11) коммерц-коллегия – торговлей;

12) Синод был духовной коллегией.

Особой коллегией стал Святейший Синод, созданный в 1721 году. Должность патриарха была упразднена. Во главе Синода был поставлен государственный чиновник — обер-прокурор. Церковь фактически превра­тилась в составную часть государственного аппарата.

Из вышесказанного видно, что в России в первой четверти XVIII в. сформировалась мощная военно-бюрократическая система. Наверху громозд­кой пира­миды власти находился царь. Монарх был единственным источником права, имел необъятную власть. Апофеозом самодержавия стало присвоение Петру I титула императора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока:
Вступительное слово учителя.Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? (Ответы учеников).

Целью нашего занятия будет обобщение материала по эпохе Петра 1, формирование своей точки зрения на деятельность и личность Петра, на роль Петра в истории России. Подумаем, каково значение этих реформ для будущего России, и какова роль самого Петра в осуществлении этих реформ.

Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории
Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом.
Когда Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить (Слайд№3). Давайте вспомним:

1. Почему в начале XVIII века возникла необходимость проведения реформ в России?

2. Какие цели ставил Пётр I, проводя свои реформы.

3. В каких областях жизни России при Петре I были проведены преобразования?(Ответы учеников)

Характеристики Петра I в русской мысли — самые противоположные (слайд№4).

Он — то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность. То душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.

Давайте познакомимся с некоторыми мнениями о Петре (слайды №5-8). Распечатка этих слайдов на столах у учеников.

Так кто он? Великий реформатор или лжереформатор? (слайд №9)

Задание: (слайд №10)

  • Какая из представленных точек зрения вам кажется более правильной? Докажите свою точку зрения.
  • Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории России.

Я прошу поднять тех, кто считает Петра 1 великим реформатором, а его реформы благом для России. (ученики пересаживаются на 1-й ряд.) Теперь поднимите руку те, кто считает Петра лжереформаторм, а его реформы – негативными для России. (ученики пересаживаются на 3-й ряд) Я вижу, что у нас несколько учеников не определились со своей позицией – они занимают места между 1и 3 рядом.

А теперь я прошу высказываться по очереди представителей из двух групп. Каждый обозначает свою позицию и приводит аргумент в её поддержку. Прошу соблюдать правила: не перебивать, соблюдать очередность, выступать только с разрешения ведущего.

Итак, подведём итог: Результаты петровских реформ имеют двоякое последствие (слайд № 11). Положительный эффект

  1. Создание регулярной армии и флота
  2. Создание отечественной промышленности
  3. Выход к Балтийскому морю, строительство каналов
  4. Попытка ликвидировать неграмотность, открытие школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев
  1. 25 лет службы, крестьян отрывали от земли
  2. Рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам
  3. Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов

Реализация реформ обернулась дополнительным бременем для подданых (налоги, подати).

Вывод: (слайд №12)

Петр I- противоречивая личность, это и повлияло на всю эпоху его правления - благородные цели достигались неблагородными, насильственными методами.

Все, что делал Петр, было для блага России, но методы, которыми он пользовался, были жестоки.

В Петербурге высится памятник Петру – работа скульптора Фальконе (слайд № 13).

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сём коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

История России продолжается, продолжаются и наши раздумья о ней.

Читайте также: