План урока российская федерация

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 2. Российская Федерация

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ

Цели: Сформировать представление о государственной территории. Определить место России среди государств СНГ и стран мира по площади и по численности населения. Познакомить с административно-территориальным делением страны. Научиться работать с политико-административной картой России.

Оборудование: Политико-административная и физическая карта России и стран СНГ, у учащихся атласы, контурные карты, учебники.

I. Организационный момент

Учитель объявляет цель урока и свои требования к учащимся:

- Мы будем знакомиться с населением и экономикой своей Родины. Каждый из вас скоро будет частью экономики России. Необходимо понимать проблемы страны и вашей местности, научиться находить пути их решения. Каждый гражданин должен знать свою страну, отличие своей малой родины от других территорий. Россия живет в эпоху перемен. Перемены касаются экономики, условий жизни и работы людей. Сейчас они касаются ваших родителей, а через несколько лет вам придется решать проблемы страны.

Для получения дополнительных и всеобъемлющих знаний необходимо также использовать газеты, телевидение, Интернет и т. д.

II. Изучение нового материала

- Сегодня мы познакомимся с субъектами России, узнаем административно- территориальное устройство нашей Родины. Определим место вашего населенного пункта в административно-территориальном делении России.

В 1991 году произошел распад СССР, в состав которого входила Россия. Образовалось 15 новых независимых государств.

Вопросы к классу:

- Назовите образовавшиеся новые государства (по табл. 1, с. 4, уч. Д.) и покажите их на политико-административной карте (можно использовать карту СССР).

- Определите, какие страны не вошли в состав Содружества Независимых государств (СНГ)? (Страны Балтии - Эстония, Латвия, Литва.)

- Какую площадь занимает Россия? (17,1 млн км 2 .)

- Какое место среди стран мира занимает Россия по площади и по численности населения? (1 место по площади и 9 место по численности населения.)

- По Конституции (это Основной закон страны) Российской Федерации Россия - федерация, союзное государство, состоящее из республик, автономных округов и областей. РФ состоит из 89 равноправных субъектов:

10 автономных округов;

1 автономная область;

2 города федерального подчинения: Москва и Санкт-Петербург.

Вопросы к классу:

- Назовите республики, входящие в состав России. Найдите их на карте административно-территориального деления России (по табл. 2, с. 8, уч. Д.).

- Какие республики имеют наибольшую численность населения? (1. Башкортостан -4117 тыс. чел.; 2. Татарстан - 3379 тыс. чел.; 3. Дагестан - 2150 тыс. чел.; 4. Удмуртия - 1633 тыс. чел.; 5. Коми -1136 тыс. чел.)

- Какие права имеют республики, как субъекты РФ? (Республики имеют свой законодательный орган, судебные органы. Республики выбирают своего президента, имеют флаг, герб, гимн.)

В федерации имеются и единые органы государственной власти (президент страны, Государственная Дума, Правительство и др.). Особые двусторонние отношения установлены у России с Татарстаном и Башкортостаном. Проблематичны и неопределены до конца отношения России с Чеченской Республикой. Рассмотрим административно-территориальное устройство России (по рис. 2, уч. Д.).

- Кто является главой Российской Федерации?(Президент.)

- На какие дополнительные территории поделена Россия? (Федеральные округа.)

- Назовите федеральные округа и их центры. (Центральный округ - Москва; Северо-Западный - Санкт-Петербург; Южный - Ростов-на-Дону; Приволжский - Нижний Новгород; Уральский - Екатеринбург; Сибирский - Новосибирск; Дальневосточный - Хабаровск.)

- На территории какого федерального округа вы живете?

Федеральные округа состоят из субъектов Федерации, которые делятся на:

1) национально-территориальные образования - республики, автономные округа, автономная область;

2) государственно-территориальные образования - края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

На территории субъектов выделяют районы, города. В сельской местности созданы сельские администрации, поселки городского типа. В крупных городах выделяются округа, а в их составе - муниципальные образования.

Россия делится и на экономические районы. Пользуясь картой, назовите их:

4. Северо-Западный с Калининградской обл.;

5. Северный район;

- Для централизации управления страной субъекты Федерации объединены в .. (федеральные округа).

- Сколько субъектов входит в Российскую федерацию? (89).

- Сколько республик входит в состав РФ? (21).

- Назовите столицы республик. (Ответ дается учениками по карте. Учитель называет республику и спрашивает любого ученика. Учащиеся по очереди (вариант и 2 вариант в парах) называют столицы.)

- Какие республики в составе России имеют два названия? (Саха - Якутия; Северная Осетия - Алания; Калмыкия - Хальмг-Танч; Тыва (Тува); Чеченская Республика - Ичкерия.)

- На территории какого субъекта Федерации вы живете?

- На территории какого муниципального образования вы живете?

- С какими республиками у России установлены особые двухсторонние отношения? (Татарстан, Башкортостан.)

Работа проводится по карточкам, на которых изображены силуэты субъектов Российской Федерации. Учащиеся должны назвать (угадать или сравнить с картой) субъект назвать его столицу и дать краткую характеристику или историческую справку.

hello_html_m6eaacfc6.jpg

Отметить на контурной карте (§1):

а) автономные республики. (21.)

б) автономные округа (10.).

1. Назовите, какие регионы уже объединились или выражают желание к объединению.


Учитель : Определим понятие федеративного устройства , основные его признаки.

Федеративное устройство - форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими относительно определенной самостоятельностью.

Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения её субъектов.

Учитель : в состав России входят следующие субъекты (рис.1), работа учащихся со схемой:

t1587207441aa.jpg

Учитель : Какой новый субъект образовался в составе РФ в 2014 году?

Учитель : В соответствии с Указами Президента РФ созданы восемь феде­ральных округов (на 2019 г.), охватывающих группы субъектов Федерации: Се­веро-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский. Они не являются субъектами РФ, разделены скорее как экономические единицы. В каждый из федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.

Учитель : Запись в тетрадях: Правовое положение субъектов Российской Федерации

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста­навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны­ми законами, а также другими правовыми актами. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек­ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ:

Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).

Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.

Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.

Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.

система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

Учитель : обратимся к Конституции и выделим основные характеристики субъектов:

- статус определяется Конституцией России и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);

-вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68).

Край, область, город федерального значения:

статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).

- статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

- может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).

- статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

- может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66);

- отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)

2. Учитель : Конституция России в ч.3 ст.5 закрепляет принципы федерализма в РФ: ( под запись в тетрадь)

Изучение таблицы учащимися

Наименование принципа

Его основное содержание

Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права.

Равенство и самоопределе­ние народов

Предоставление равных прав на нацио­нальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Подразумевается, что самоопределение народа не должно на­рушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России.

Единство системы государ­ственной власти

Наличие федеральных органов власти, оли­цетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Верховенство федерально­го права

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральны­ми органами власти, обладают верховен­ством по отношению к законодательствам субъектов РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий меж­ду Федерацией и её субъек­тами

Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органа­ми власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ раз­граничения сфер и компетенций их дея­тельности.

Равенство субъектов Рос­сийской Федерации

Защищает интересы как Российского госу­дарства в целом, так и отдельных субъектов Федерации.

3. Учитель : обратимся к тексту Конституции России , а именно ст.71-73, где содержаться положения о разграничение компетенции органов и её субъектов и самостоятельно заполните таблицу( Работа с таблицей)

Принадлежность предмета ведения и полномочий

Перечень вопросов

Внешняя политика и международные отноше­ния РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопро­изводство; уголовное, гражданское право и др.

Российская Феде­рация и её субъек­ты (совместное ве­дение)

Защита прав и свобод че­ловека и гражданина; ко­ординация международ­ных и внешнеэкономи­ческих связей субъектов; охрана окружающей сре­ды; общие вопросы вос­питания, образования, науки, культуры; адми­нистративное, трудовое, семейное, жилищное право.

Субъекты Россий­ской Федерации

Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совмес­тного ведения РФ и её субъектов, которые Кон­ституция РФ не ограни­чивает и не конкретизи­рует в полной мере.

Россия – федеративное государство , в состав которого входят различные субъекты.

Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов , которые закреплены в Конституции РФ.

Исходя из федеративного строя России сложилось разделение полномочий ведения между центром и субъектами

1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. N 9. Ст. 851.

2. Лискова Т.Е., Котова О.А.: обществознание. 9 класс. М.: Просвещение, 2019г.

3.Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 304 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода.

Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода.

Задачи урока:

используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь находить нужную информацию

способствовать формированию гражданской самоидентичности, включая историко-географический образ страны, образ социально-политического устройства

способствовать формированию коммуникативных умений

Ожидаемые результаты:

характеризовать устройство Российской Федерации

называть виды субъектов федерации, права субъектов федерации

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы учащихся: работа с учебником, с картой, заполнение схемы (коллективная), записи в тетрадях, разгадывание кроссворда, зарядка для глаз (применение ИКТ)

Необходимое техническое оборудование: ноутбуки, листы со схемами-заданиями, карта РФ.

I. Организационный этап (1 мин.):

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

II. Мотивационно – целевой этап:

- Ребята, послушайте стихотворения и ответьте на вопросы

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой – надел халат

Один – рыбак с рожденья,

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим - милей весна.

А Родина – Россия –

У нас у всех одна. (В.Степанов)

Летит вперед за датой дата:

То зной, то град, то суховей.

Примите мой поклон, ребята,

Ребята родины моей.

Живете вы в степном Заволжье,

Среди хлебов, среди ветров,

Где жил и я легко и сложно,

Где и поныне отчий кров…

Желаю дружбы вам, ребята!

Удачи в жизни непростой!

Куда ни ринетесь, но свято

Любить и помнить край родной.

И выплеск зорь над шишкой синей,

И помнить хлебные поля,

Где началась для вас Россия,

Отцов и прадедов земля. (Ф.Востриков)

- В чем смысл стихотворений? Какие картины возникли перед вами при их прослушивании? (ответы детей – все это о России, родине)

Общий вывод: общим домом для россиян, является Россия, надо помнить и любить свою родину.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)

- Давайте определим тему сегодняшнего урока, как она будет звучать и

каковы будут цели урока?

Значит, тема нашего сегодняшнего урока? (Россия)

- Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто государство, это наша Родина. Давайте уточним тему (Наша Родина - Россия) (учитель записывает на доске продолжение названия темы)

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

- Откройте свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.

1. Российская Федерация

2. Русский язык – государственный

3. Что значит быть патриотом

- Ребята, у вас на столах лежат листочки с проблемным вопросом, на который мы постараемся ответить в конце урока. Прочитайте его.

III. Основной этап

- Что же такое для человека Родина?

- Что для вас значит Родина?(ответы детей страну, в которой живет; дом, где

родился; место, где жили его предки)

- Правильно, все это и есть родина, то есть родное место.

Этап практического исследования

- Вспомните из истории Древнего мира, что означает это слово.

Запись в тетрадях - Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

1) Из уроков окружающего мира в начальных классах, вспомните, как называлась наша страна в прошлом?(ответы детей - Восточные славяне, Русь, Российская империя, Российская республика, РСФСР, СССР)

- Как называется наше государство сейчас - с 1991 года – Российская Федерация

Работа с учебником – с. 92. Что такое федерация– найдите определение в словаре: Федерация - происходит от латинского, и означает союз, объединение, запишите в тетрадь.

А теперь найдите определение в словаре: федерация – это союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (области, округа, республики).

Работа с картой с. 94-95

- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?

- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.

Работа в тетради: субъект РФ – это государственное образование в составе федерации – коррекция – повтор определения, запоминание

- Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской

Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)

-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют

равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права

субъектов РФ и зачитаем их:

1.Право иметь свою территорию.

2.Право иметь свои органы власти и управления.

3.Право иметь свой герб и флаг.

4.Право обучать детей на родном языке.

- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.

- Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

(включить фонограмму –Звуки природы -соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

- Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:

Укажите границы Российской Федерации.

Найдите столицу России.

Найдите и назовите 3 республик.

Найдите и назовите 3 краев.

Найдите и назовите 5 областей.

Найдите и назовите 3автономных округа.

Назовите субъект, в котором проживаем мы.

- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)

- Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е. в его составе много различных национальностей.

Работа со словарем: Национальность – принадлежность человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание

- Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.

- Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4

2) Итак, Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны, будут разговаривать только на своем, национальном языке.

- Как вы думаете, сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)

- Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.

Работа с учеником: с. 93, прочитать

- Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и малых, есть малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права и все достойны уважения. Любовь к своей Отчизне и уважение к другим народам - черта патриота.

3) Кто же такой патриот? Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.

Работа в тетради: Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу - коррекция – повтор определения, запоминание

IV. Закрепление изученного материала:

- Надеюсь, теперь вы многое сможете рассказать о нашей Родине и о людях, живущих здесь. Поэтому, я думаю, вы справитесь с нашим последним заданием.

V. Подведение итогов. Этап рефлексии

- Ребята, у вас на столе карточки, выберите для себя одну и продолжите

Мне было скучно, потому что…

Мне не все понравилось на уроке….

Мне было интересно на уроке, потому что….

Домашнее задание: п. 11., с. 98. № 5. (письм.) Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине. Если захочешь, подбери фотографии твоих любимых родных мест.

Список литературы:



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Российская Федерация"

«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать – святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.


Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии.

Какой глубокий смысл заложен в одном коротком слове – "Родина"! Для каждого человека оно означает что-то своё, личное. Для кого-то – это дом, в котором он родился, родной город или деревня, где прошло детство. В то же самое время Родина есть что-то более значительное и общее для каждого из нас.

Любимую землю, где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы милой Россией зовём.

Мы с вами живём в замечательной светлой стране, имя которой – Российская Федерация, или Россия.


Как же устроена наша страна? Давайте посмотрим на карту. Ого! Какая же она большая – Россия! Наверное, не случайно в гимне нашей страны есть следующие слова:

«От южных морей до полярного края

Россия – крупнейшая по площади страна мира, которая занимает почти половину Европы и одну треть Азии, а это ни много ни мало – седьмая часть земной поверхности.

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая
Необъятная страна.

Общая площадь нашей страны составляет более семнадцати миллионов километров квадратных, что приблизительно равно площади поверхности планеты Плутон.

На данной территории проживает более ста сорока шести миллионов человек.

Наша страна имеет самую длинную в мире государственную границу. Общая протяжённость наших границ составляет более шестидесяти тысяч километров (приблизительно 60 900 км).

Россия граничит с восемнадцатью странами: на северо-западе – с Норвегией и Финляндией, на западе – с Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Беларусью и Украиной, на юго-западе – с Грузией, Южной Осетией, Абхазией, Азербайджаном и Казахстаном, на востоке – с Китаем, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой, а морскими соседями нашей страны являются Япония и Соединённые Штаты Америки.

Более того, Россия – это единственная страна в мире, территория которой омывается двенадцатью морями.

Государственный строй нашей страны определяется её самым главным законом – Конституцией.

Федерация – это союз различных частей страны, каждая из которых имеет определённую степень независимости.

Конституция России определяет следующие основы федеративного устройства нашей страны:

· единая система государственной власти;

· разграничение полномочий между федеральными властями и субъектами федерации;

· равноправие и самоопределение народов нашей страны;

· равноправие всех субъектов федерации.


В состав Российской Федерации входит восемьдесят пять субъектов, то есть частей федерации, сорок шесть из которых называются областями, двадцать две – республиками, девять – краями, четыре – автономными округами, три – городами федерального значения и одна – автономной областью.

Столицей Российской Федерации является город Москва. Это крупнейший по численности населения город России и её субъект.

Интересной особенностью федеративного устройства нашей страны является и такой момент, что согласно федеральному закону, расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей. Например, так произошло в 2014 году, когда в состав Российской Федерации вошли два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.


Согласно конституции, каждый субъект федерации имеет равные права с другими, свою территорию, свои органы власти и управления, свой герб и флаг. Каждый из субъектов нашей страны заботится о настоящем и будущем России в целом и вносит посильный вклад в её процветание.

Также субъекты Российской Федерации имеют свои законы, в которых определены их полномочия и которые не могут противоречить основному закону страны – Конституции.

Например, ни один из субъектов Российской Федерации не имеет права устанавливать собственное гражданство, денежную единицу или формировать свою собственную армию. Все эти моменты противоречат Конституции.

Наверное, вам интересно будет узнать, кто и как управляет такой огромной страной?

Давайте попробуем представить себе Россию в виде дерева, от ствола которого отходят три большие ветви – это так называемые ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.


Законодательная власть создаёт законы, по которым мы живём. В нашей стране законы разрабатывает и принимает парламент. Но как же он работает?

Наверняка вам уже приходилось участвовать в различных собраниях и, например, разрабатывать правила поведения в классе, выбирать старосту или решать вопрос о том, как поздравить вашего классного руководителя с днём рождения. Во время этих собраний все спорили, предлагали различные варианты, иногда даже ругались между собой, но так или иначе приходили к общему решению, которое бы устраивало если не всех, то уж большинство класса. А теперь представьте, что такого рода собрание проходит не в вашем классе, а в рамках целой страны, и принятые на нём решения обязательны для исполнения всеми гражданами государства. Примерно так же и работает парламент, который называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума – это нижняя палата парламента, которая состоит из 450 депутатов.

Депутатом принято называть человека, который был выбран группой граждан нашей страны для того, чтобы представлять их интересы. Именно депутаты непосредственно пишут и принимают законы.

Принятый Государственной Думой закон должен быть одобрен верхней палатой парламента – Советом Федерации, в состав которого в том числе входят представители от каждого субъекта федерации.

Судебная власть занимается теми, кто не исполняет законы или не знает, как их надо исполнять. В судах разбираются дела преступников, а также в суды обращаются люди, в жизни которых возник спорный вопрос, и они хотят знать, как его решить по закону.

Исполнительная власть организует исполнение принятых законов, а также следит за их соблюдением. Самым главным органом исполнительной власти в нашей стране является правительство, в состав которого входят главы министерств – высших органов управления в разных сферах жизни страны. Например, существует министерство здравоохранения, министерство культуры, министерство образования, министерство спорта и так далее.

Главой всей исполнительной власти и главой Российской Федерации является Президент.


Этот высокий государственный пост в нашей стране занимали три человека. Как мы с вами уже говорили, с 1991 по 1999 годы – Борис Николаевич Ельцин, с 2000 по 2008 год – Владимир Владимирович Путин, с 2008 по 2012 год – Дмитрий Анатольевич Медведев. А в 2012 году президентом Российской Федерации был вновь избран Владимир Владимирович Путин.

Кроме того, что президент является главой государства, он также:

· выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

· принимает меры по охране суверенитета нашей страны, её независимости и государственной целостности;

· обеспечивает работу и взаимодействие органов государственной власти;

· определяет основные направления внутренней и внешней политики;

· представляет Российскую Федерацию внутри страны и в отношениях на международном уровне.

Россия – это не только федеративное государство, но и многонациональное. Согласно данным всероссийской переписи населения за 2010 год, в субъектах Российской Федерации проживают представители более чем двухсот национальностей и этнических групп.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рождения,

Один кумыс готовит.

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А родина – Россия –

У них у всех одна.


Конституция гарантирует равноправие народов нашей страны, которое проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, сохранение и использование родного языка.

Все проживающие в нашей стране национальности и этнические группы составляют одну нацию – россияне. Это означает, что все они:

· признают общие законы;

· объединены в одно государство;

· имеют общенациональные праздники;

· ощущают своё единство и принадлежность к одной стране;

· являются гражданами Российской Федерации.

Важно помнить о том, что каждый гражданин должен любить свою Родину, заботиться о её процветании, знать её историю, соблюдать законы и выполнять определённые обязанности. Каждый гражданин должен знать, как устроена его страна, государственные символы своей страны, о том, кто ею управляет, кто в ней живёт, и многое другое. Чем больше мы знаем о своей Родине, тем больше пользы мы ей принесём, сможем приумножить её богатства, ведь будущее страны в наших руках.

Читайте также: