План урока реакции ионного обмена

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Реакция ионного обмена и условия их протекания

Развивающая цель: 1. Уметь проводить ионные реакции.

2.Уметь записывать ионные уравнения

Воспитательная цель: Воспитание у учащихся коммуникативных навыков.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация. Источник электрического тока, лампочка на подставке, ключ, 6 электродов, 3 электролитических ванны, провода, растворы азотной кислоты, гидроксида натрия, нитрата меди, вода. : химический стакан, пробирки, фенолфталеин, метиловый оранжевый, гидроксид калия ( KOH ), соляная кислота ( HCl ), прибор для определения электрической проводимости, дистиллированная вода, поваренная соль , раствор поваренной соли. табличка «Изменение окраски индикатора

Ход урока : 1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

На доске : Написать диссоциацию веществ:

1. Что такое электролитическая диссоциация?

(процесс распада вещества на ионы при растворении в воде или плавлении называют электролитической диссоциацией.)

В водном растворе электролиты диссоциируют на положительные и отрицательные ионы.

(3 ученика на доске написать диссоциацию веществ).

CaCI 2 Ca 2+ + 2CI -

2. Какие электролиты являются сильными и слабыми веществами, которые практически полностью распадаются в водном растворе на ионы, называют сильными электролитами. Это растворимые соли, некоторые кислоты и все растворимые вводе основания ( HCI , HNO 3 , H 2 SO 4 , NaOH , Ba ( OH ) 2 )

Вещества, которые при растворении в воде распадаются на ионы лишь частично, называют слабыми электролитами ( H 2 S / HF , CH 3 COOH , HNO 3 , HgCI 2 )

CH 3 COOH CH 3 COO - + H + - диссоциация происходит обратно

(Попрошу к доске выйти 4 учеников)

Каждый берет по карточке H CI , NaOH , а теперь обменяйтесь частями. Скажите, что получилось? Какой тип уравнения?

Вывод: реакции обмена – это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями.

А теперь на ваших столах лежат инструкции, действуем строго по инструкции, не забывая про технику безопасности.

Что мы должны соблюдать при выполнении работы с веществами.

1. К раствору хлорида меди ( II ) добавляем гидроксид натрия

CuCI 2 + 2 NaOH Cu ( OH ) 2 + 2 NaCI

2. К раствору карбоната натрия добавляем соляную кислоту CO 2

3. К р f створу соляной кислоты добавьте гидроксид натрия HCI + NaOH H 2 O

(на доске запишем уравнения, приведенных реакций).

1. CuCI 2 + 2 NaOH Cu ( OH ) 2 + 2 NaCI - молекулярное уравнение

А теперь напишем диссоциацию каждого вещества

Cu 2+ + 2 CI - + 2 Na + + 2 OH - Cu ( OH ) 2 + 2 Na + + 2 CI - полное ионное уравнение

Pb ( NO 3 ) 2 + 2 KCI PbI + 2 KNO 3 - одинаковые ионы в правой и левой части и запишем что останется. Cu 2+ + 2 OH - Cu ( OH ) 2 сокращенное ионное уравнение

При составлении ионных уравнений реакций сильные электролиты записывают в виде ионов, а остальные вещества (осадки, газы, слабые электролиты, оксиды) – в молекулярном виде.

2Na + + CO 3 2- + 2H + + 2Na + + 2CI - + CO 2 + H 2 O

3. HCI + NaOH H 2 O

H + + CI - + Na + + OH - Na + + CI - + H 2 O

2K + + 2CI - + Mg 2+ + SO 4 2- Mg 2+ + 2CI - + 2K + + SO 4 2-

Учебник: Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009. – 191 с.

Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.

  • способствовать систематизации понятийного аппарата: ион, растворы, электролиты и неэлектролиты, основные типы реакций в неорганической химии, обратимые реакции, условия протекания реакций ионного обмена до конца
    • “5” - обосновать, доказать;
    • “4” - характеризовать, применить;
    • “3” - рассказать;
    • а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать соли и химические реакции, классифицировать, делать выводы);
    • б) учебно-информационных (работать с текстом);
    • в) учебно–организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);

    Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

    Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

    Использование педагогических технологий: метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве

    I. Организационный момент – 1 мин: мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация

      Что такое реакции обмена? (это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями).
    • Что такое ионы? (это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов)
    • На какие группы делятся ионы? (катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы)
    • Что такое электролитическая диссоциация? (процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении)
    • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты (ионы водорода и ионы кислотного остатка)
    • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания? (ионы металла и ионы ОН -1 групп)
    • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? (ионы металла и ионы кислотного остатка)
    • Таким образом, какие ионы выделяют при электролитической диссоциации? (Н +1 , ОН -1 , Ме +n , кислотный остаток -n )
    • Именно эти ионы находятся в таблице растворимости: (Работа с таблицей растворимости – определение растворимых и нерастворимых веществ)

    II. Изучение нового материала. Объяснение учителя. 15 мин.

    Реакции обмена протекают между ионами, поэтому называются реакции ионного обмена Выводится определение (слайд 2):

    • если образуется осадок – нерастворимое вещество после реакции)
    • если выделяется газ
    • если образуется вода

    В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми

    Разберем эти случаи поподробнее (случаи разбираются на слайдах и на доске, проводится фронтальная беседа: почему реакция идет, что и почему образуется, как определить образование осадка, газа, воды и т.п.):

    1) Если образуется осадок (слайд 3):

    2) Если выделяется газ (слайд 4):

    3) Если образуется вода (слайд 5):

    4) Если НЕ образуются осадок, газ и вода, то реакции являются обратимыми (слайд 6):

    Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях

    Ионные уравнения (слайды 7, 8, 9):

    • нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);
    • оксиды;
    • воду;
    • газы

    1) Запишем молекулярное уравнение и уравняем его:

    2) Разложим на ионы все, что возможно и затем сократим одинаковые ионы в обоих частях уравнения:

    Cu +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Cu(OH)2 (полное ионное уравнение)

    3) Запишем то, что получилось:

    Cu +2 + 2OH -1 Cu(OH)2 (сокращенное ионное уравнение)

    Другие примеры составления ионных уравнений (разбираются с пояснениями):

    CuS + 2H +1 + 2Cl -1 Cu +2 + 2Cl -1 + H2S

    CuS + 2H +1 Cu +2 + H2S

    Na +1 + OH -1 + H +1 + NO3 -1 Na +1 + NO3 -1 + H2O

    3K +1 + PO4 -3 + 3Na +1 + 3Cl -1 3Na +1 + PO4 -3 + 3K +1 + 3Cl -1

    Вывод: сокращенного ионного уравнения нет, следовательно, у обратимых реакций нет сокращенных ионных уравнений

    III. Закрепление изученного материала (20 мин)

    Учащимся предлагается выполнить задания в парах. Каждое задание предлагается на слайде и проверяется на следующем слайде (слайдах).

    Задание 1 (Слайд 10)

    Саша и Алеша делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным

    Проверка задания 1 (слайды 11, 12).

    1) NaOH + HCl NaCl + H2O

    Na +1 + OH -1 + H +1 + Cl -1 Na +1 + Cl -1 + H2O

    Mg +2 + 2Cl -1 + 2Na +1 + SO3 -2 MgSO3 + 2Na +1 +2Cl -1

    Zn +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Zn(OH)2

    CaCO3 + 2H +1 + 2Cl -1 Ca +2 + 2Cl -1 + H2O + CO2

    Задание 2. (слайд 13):

    Полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3,4,5 дети должны будут сделать дома)

    Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

    Проверка задания 2 (слайд 14):

    Задание 3 (слайд 15):

    Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

    Проверка задания 3 (слайд 16):

    Задание 4 (слайд 17):

    Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.

    Проверка задания 4 (слайд 18):

    Задание 5 (слайд 19):

    Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились. И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода. Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго. А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.

    Проверка задания 5 (слайд 20):

    IV. На следующем уроке мы продолжим разбирать тему “Реакции ионного обмена” и напишем небольшую проверочную работу, а сейчас .

    Домашнее задание (слайд 21):

    Параграф 4 упр. 1, 2, 3 стр. 22 и . не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2, 3, 4, 5, решенным в классе, иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Тема урока: Реакции ионного обмена и условия их протекания.

    Цель урока: раскрыть сущность протекания химических реакций в растворах электролитов; сформировать умение предсказывать обратимость химических реакций; формировать умение составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций; расширить и углубить представления учащихся о растворах и химических реакциях в растворах.

    образовательные:

    - повторить типы химических реакций, признаки их протекания;

    - формировать знания о реакциях ионного обмена, протекающих с образованием конечного продукта;

    - знать алгоритм составления полного и сокращенного ионного уравнения.

    развивающие:

    - развитие навыков работы с химическими реактивами; соблюдая правила безопасной работы с ними;

    - формировать умения составления полного и сокращенного ионного уравнений основе молекулярного.

    воспитательные:

    - воспитывать познавательный интерес к предмету;

    - повышать мотивацию к урокам химии.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Основные термины и понятия: растворы, растворитель, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ионы, катионы, анионы, сильные и слабые электролиты, растворимость, ионные уравнения, реакции обмена.

    1. Организационный момент 1-2 мин.

    2. Актуализация опорных знаний 5-10 мин.

    3. Изучение нового материала: 15-20 мин

    4. Формирование умений и навыков 10-15 мин

    5. Подведение итогов и рефлексия 1-2 мин.

    6. Домашнее задание 1-2 мин.

    I. Организационный момент

    Приветствие, проверка отсутствующих.

    II. Актуализация и систематизация знаний

    - Назовите признаки химических реакций? (Ответы учащихся)

    - Какие Вы знаете типы химических реакций? (Ответы учащихся)

    - Что называют электролитической диссоциацией?

    - Почему происходит процесс электролитической диссоциации?

    - Какие одинаковые ионы находятся в растворах разных кислот и оснований?

    - Какие вещества относятся к электролитам?

    - Почему вода относится к слабым электролитам?

    - К какому типу относятся химические реакции, записанные на доске

    KOH + HCI = KCI + H2O

    H2SO4 + Ba(OH)2 = BaSO4 + 2H2O (Ответы учащихся)

    Реакции между ионами в растворах электролитов идут практически до конца в сторону образования осадков, газов и слабых электролитов.

    Обсуждается проблемная ситуация: благодаря каким правилам и закономерностям справедливо это правило? При этом учащиеся должны (возможно при помощи учителя) вспомнить правило Ле Шателье. При соблюдении изложенных условий происходит постоянный отток вещества (ионов) из реакционной среды за счет образования слабодиссоциирующих (вода), неустойчивых (угольная, сернистая и др. кислоты), осаждающихся (хлорид серебра) и газообразных веществ (сероводород, углекислый газ).

    Во время беседы учитель выясняет, какие затруднения испытывают учащиеся при использовании таблицы растворимости.

    Во время беседы несколько учащихся выполняют задания по карточкам у доски, затем все проверяют правильность (приложение 1)

    Сформулируйте тему нашего урока (Ответы учащихся). Давайте определим цели нашего урока, что мы с вами хотим узнать и для чего.

    III. Изучение нового материала

    Проведем лабораторный опыт:

    1. В пробирку с раствором хлорида натрия прилейте раствор нитрата серебра. Что наблюдаете? (Выпал осадок.)

    Запишем уравнение данной реакции. К какому типу относится данная реакция? (обмена)

    NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl↓

    2. В пробирку с раствором карбоната натрия прилейте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Выделился газ.

    Запишем уравнение данной реакции. К какому типу относится данная реакция? (обмена)

    Na2CO3 + HCL = NaCL + H2O + CO2

    3. В пробирку с раствором гидроксида натрия добавьте несколько капель фенолфталеина и прилейте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Изменение окраски индикатора, образование воды – малодиссоциирующего вещества.

    Запишем уравнение данной реакции. К какому типу относится данная реакция? (обмена)

    NaOH + HCI = NaCI + H2O

    Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

    Реакции ионного обмена протекают до конца. В каких случаях это происходит?

    На основе сделанных опытов сформулируем правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.

    Вывод: реакции ионного обмена протекают до конца в следующих случаях:

    1) если выпадает осадок;

    2) если выделяется газ;

    3) если образуется малодиссоциирующее вещество.

    Для реакций ионного обмена составляют молекулярные, полные ионные и сокращенные

    Составляем совместно с учащимися

    Алгоритм составления реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде

    1) Записывают уравнение в молекулярном виде и расставляют коэффициенты:

    CaCl2 + 2AgNO3 = Ca(NO3)2 + 2AgCl↓

    2) Записывают уравнение в ионном виде.

    Для этого необходимо посмотреть в таблицу растворимости. Если вещество растворимо - его записывают в виде ионов (на пересечение которых смотрели, чтобы определить растворимо ли вещество). Если вещество нерастворимо — записывают в молекулярном виде:

    Ca 2+ +2Cl - + 2Ag + +2NO3 - = Ca 2+ + 2NO3 - + 2AgCl↓ (полное ионное уравнение)

    3) Составляют уравнение в сокращённом ионном виде. Для этого мы подчёркиваем те ионы, которые повторяются слева и справа (т.е. не участвуют в реакции):

    2Cl - + 2Ag + = 2AgCl↓ (сокращенное ионное уравнение)

    В результате взаимодействия катионов серебра с хлорид-анионами образуется нерастворимое в воде соединение - хлорид серебра (осадок белого цвета)

    Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в результате ее не образуется ни осадка, ни газа, ни воды:

    NaCl + KOH = NaOH+KCL

    Для того чтобы знать какие реакции идут до конца, а какие нет, нужно обратиться к таблице растворимости , которая находится на форзаце учебника ( по вертикали располагаются анионы, а в горизонтальной строке располагаются катионы) – реакция идет лишь в том случае, если образуется осадок или газ. И NaOH и КСl растворимы, следовательно реакция не протекает до конца).

    Физминутка для глаз.

    IV. Формирование умений и навыков


    Составьте уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде между растворами:

    1) MgCl2 + 2KOH =Mg(OH)2 + 2KCl

    2) Na2CO3 +2 HCl =2NaCl + CO2 + H2O

    3) FeSO4 +2 NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4

    VI. Итог урока. Рефлексия

    Подведем итоги нашего урока, точно сформулируем понятия:

    3.Условия течения реакции между растворами до конца

    Для закрепления этих положений рассмотрим два примера.

    Пример 1. Напишите уравнения реакций между растворами хлорида железа (III) и гидроксидом натрия в молекулярной и ионной формах.

    Пример 2. Напишите уравнения реакций между растворами карбоната натрия и серной кислоты в молекулярной и ионной формах.

    Ионными уравнениями могут быть изображены любые реакции, протекающие в растворах между электролитами. Если при таких реакциях не происходит изменения зарядов ионов (не изменяется степень окисления), то они называются ионообменными.

    Проблемный вопрос: В растворе электролиты существуют в виде ионов. Что происходит при сливании растворов электролитов? Какие реакции называются реакциями ионного обмена?

    При каких условиях реакции ионного обмена протекают до конца?

    Что нового Вы узнали на уроке? Чему научились?
    Реакции растворов электролитов сводятся к взаимодействию ионов.
    Реакции ионного обмена – это реакции растворов электролитов, входе которых электролиты обмениваются составными частями – ионами. Реакции ионного обмена имеют практический смысл, если образуется газ, осадок или слабодиссоциирующее вещество (на пример, вода).
    Сущность реакции ионного обмена: образование слабого электролита.

    Закончите предложение или дайте ответ на вопрос

    Мне больше всего удалось…

    Сегодня я узнал…

    VI. Домашнее задание

    VII. Оценка знаний.

    Составьте уравнения диссоциации следующих веществ: хлорида кальция, гидроксида бария, азотной кислоты.

    Составьте формулы солей, образовавшихся при реакции серной кислоты с : металлическим алюминием, гидроксидом калия. Напишите уравнения диссоциации этих солей.

    Составьте формулу соли высшей кислородсодержащей кислоты, образованной химическим элементом с порядковым номером 16 .(серная кислота). Напишите уравнение диссоциации её.

    Габриелян О.С., Воскобойников Н.П., Яшукова А.В. химия 8 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2007 .

    Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. химия 9 класс. – М.: Просвещение, 2017


    - рассмотреть условия протекания данных реакций до конца.

    - познакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протекания;

    - научить составлять ионные уравнения;

    - продолжить формирование умений записывать уравнения и предвидеть продукты реакций ионного обмена;

    - закрепить понятие об электролитах и способности их распадаться на ионы в растворах;

    - научить восьмиклассников пользоваться таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций;

    - совершенствование химического языка учащихся.

    - формирование тактичного и бережного отношения друг к другу, уважение мнения одноклассника и высказывание своего;

    - формирование научной картины мира, воспитание бережного отношения к окружающей среде.

    - продолжить формирование у учащихся способности к проведению мысленного эксперимента, развитие памяти, мышления, познавательного интереса к предмету, активное включение учащихся в самостоятельный поиск знаний;

    - проводить анализ и синтез учебного материала, делать умозаключения и выводы.

    - словесно-наглядно-практические: рассказ, беседа, групповая работа учащихся, химический эксперимент, раздаточный материал.

    - урок изучения нового материала;

    Оборудование и реактивы:

    - штатив с пробирками

    - целеустремлённость, гуманизм, готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, умение управлять своей познавательной деятельностью.

    - формулирование гипотез, обобщение, выявление причинно-следственных связей, умение генерировать идеи.

    - давать определение изученным понятиям (электролит, химическое уравнение, реакция ионного обмена, электролитическая диссоциация);

    - описывать демонстрационные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии, делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, структурировать изученный материал.

    Добрый день! Прозвенел звонок и я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Прошу вас садится.

    Ребята, а зачем вы пришли сегодня на урок?

    Вы все правы, Сегодня на уроке, ребята, нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

    - Какую тему мы изучали на последнем уроке?

    (Карточки с лабиринтом на столах учащихся и на слайде) (приложение 1)

    -Скажите, может быть, кто то из вас увидел в этой фразе уже знакомые понятия?

    - Что это за понятия?

    - Давайте вместе вспомним те понятие, которые кому-то из вас известны, а кто-то их немного подзабыл.

    Какие вещества, и при каких условиях образуют ионы?

    Предлагаю вам выполнить задание № 1, которое есть у вас на карточке (приложение 2)

    Сравните ваши ответы с эталоном на экране. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.

    Как называется процесс распада вещества на ионы при растворении в воде?

    Выполните задание № 2 на карточке.

    На экране эталон ответа на задание №2, сравните с тем, что у вас получилось. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Какие реакции мы называем реакциями обмена?

    Выполняем задание № 3 на карточке.

    Сравните ваши ответы с эталоном на экране. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.

    Перечислите условия протекания реакций обмена до конца.

    Выполните задание № 4 на карточке

    Сравните ваши ответы с эталоном на экране. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.

    Переход к изучению нового материала.

    Опираясь на знания об электролитической диссоциации, реакциях обмена, условиях протекания их до конца, сформулируйте тему нашего урока. (Называют тему урока - реакции ионного обмена)

    Какова будет цель нашего урока. (Формулируют цель урока)

    Для достижения этой цели, какие нам необходимо решить задачи. Я напоминаю вам, что у нас есть слова помощники, которые помогут нам сформулировать задачи.

    Слова помощники: узнаем, дадим определение, научимся составлять

    (Формулируют задачи)

    На моем столе находятся растворы двух веществ –нитрат свинца и иодид калия. Давайте посмотрим, что произойдет, если я солью вместе эти растворы.

    Проводится демонстрационный опыт

    Что мы наблюдаем, сливая растворы этих веществ?

    Давайте составим молекулярное уравнение этой реакции

    С помощью таблицы растворимости определим растворимость каждого вещества и определим, какой вещество выпадает в осадок.

    (Работа с таблицей растворимости)

    У. В реакцию вступают соли, мы помним, что это сильные электролиты, которые полностью диссоциируют в воде на ионы. Запишем эти соли в виде ионов.

    Одна из полученных солей является растворимой, следовательно, это тоже сильный электролит и в растворе распадается на ионы. А вот хлорид серебра – нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его так и оставим в молекулярном виде.

    (Записывают уравнение диссоциации продуктов реакции)

    Итак, уравнение реакции между нитратом свинца и иодидом калия можно записать так Pb 2+ + 2NO3 - +2K + + 2I - = 2K + + 2NO3 - + 2PbI2

    Мы получили запись, которая называется полное ионное уравнение. Запишите это понятие себе в тетрадь.

    Что вы можем сказать, глядя на эту запись?

    Т.к. ионы К + и NO3 - в реакции не участвовали, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Выпишем, что же у нас осталось

    Pb 2+ + 2I - = PbI2
    Мы получили сокращенное ионное уравнение. Запишите это понятие в своих тетрадях.

    (Каждое свое действие учитель отмечает на доске с помощью табличек)

    Посмотрите на доску, что у нас получилось.

    (Алгоритм, памятка или план по составлению уравнений реакции ионного обмена)

    Точно такие же памятки есть у вас на столах, вложите их себе в тетрадь.

    У вас не возникло вопроса, а зачем мы все это делали и зачем все это знать?

    Многие реакции в природе и жизни человека протекают в растворах. Чаще всего это растворы электролитов, т.е. в растворах присутствую не молекулы веществ, а ионы. Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, в неживой природе – это образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), в живой – например, появление камней в почках животных и человека. Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. В настоящий момент во всем мире остро стоит проблема очистки сточных вод с различных предприятий. Сточные воды содержат ионы тяжелых металлов. Ионообменная очистка, основанная на реакциях ионного обмена, применяется для извлечения из сточных вод металлов (цинка, меди, хрома, никеля, свинца, ртути, кадмия, ванадия, марганца и др.). Также извлечение соединений мышьяка, фосфора, цианистых соединений и радиоактивных веществ. Метод позволяет рекуперировать ценные вещества при высокой степени очистки воды.

    Вернемся к нашему эксперименту. Что мы можем сказать о сущности данной реакции? Сущность данной реакции сводится к взаимодействию ионов Pb 2+ и I - ; в результате этого взаимодействия образуется осадок PbI2. Данные ионы могли входить в состав любого электролита и наблюдалась бы аналогичная реакция.

    Я предлагаю вам провести свои собственные исследования по этой теме. У вас на столах находится все необходимое для этого. Но прежде чем начать эксперимент, я хочу напомнить вам, что при проведении химических экспериментов необходимо соблюдать правила по ТБ. (Приложение 3)

    (Работа в группах – всего 4 группы, каждая проводит свой эксперимент, записывает ионные уравнения, делает выводы. По завершении каждая группа делает отчет о проделанной работе, остальные записывают в тетрадь)

    На основе проведенных экспериментов, записанных ионных уравнений, скажите, в чем суть реакций ионного обмена?

    (Реакции, протекающие между ионами в растворах электролитов)

    На какие три группы можно разделить реакции обмена?

    (Идущая, с образованием осадка, газообразного соединения, воды)

    Давайте сформулируем определение реакции ионного обмена?

    (Реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды)

    Для закрепления материала выполните задание № 5 на карточках.

    Сравните результаты с эталоном на доске.

    Подведение итогов. Рефлексия.

    Как вы считает, достигли мы поставленных в начале урока целей?

    А теперь узнаем, что же вы за птицы.

    Если вы набрали:

    баллов – вы воробей, собираете знания по зернышку;

    баллов – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим;

    баллов – вы орел, для вас открылись тайны знаний.

    Д/з в учебнике параграф 37, вопросы 1-3 после параграфа письменно в тетрадях.


    -75%

    Читайте также: