План урока производственного обучения рубка металла

Обновлено: 02.07.2024

ознакомить учащихся с приемами рубки заготовки из сортового проката.

обучение приемам рубки в тисках и на правильной плите или наковальне;

развитие политехнического кругозора и логического мышления;

воспитание целеустремленности и аккуратности.

Оборудование:

Тип урока: комбинированный

Источники планирования урока:

Дерендяев К.Л. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 6 класс. – М.: ВАКО, 2011.

Самородский П.С., Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.

Технология. Технический труд: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Вводная часть

Повторение пройденного материала. Проверка усвоения знаний.

Из каких основных частей состоит ножовка?

Назовите правила безопасности при работе со слесарной ножовкой.

Как подготовить слесарную ножовку к резанию?

Как используется трехгранный напильник при резании?

Изложение программного материала

Пиление слесарной ножовкой – малопроизводительная и трудоемкая операция. В некоторых операциях использование ножовки вообще невозможно, например, вырубание пазов и канавок или разделение заготовки на части. Для этого используется рубка металла.

РУБКА МЕТАЛЛА – это технологическая операция, в процессе которой с помощью зубила и молотка с заготовки удаляют слой металла или разрубают заготовку на части. С помощью рубки удаляют с заготовки неровности металла, снимают неровную корку, окалины, острые кромки детали, вырубают пазы и канавки, разрубают листовой металл на части. Рубка может выполняться в тисках, на плите или наковальне.

Простейшим режущим инструментом, предназначенным для разрубывания заготовки на части и снятия с нее стружки, является ЗУБИЛО. Ударный инструмент – МОЛОТОК.

Зубило состоит из ударной, средней и рабочей части. Ударная часть выполняется суживающейся кверху, а её вершина, называющаяся бойком, - закругленной; за среднюю часть зубило держат во время рубки, рабочая часть имеет клиновидную форму.

В основе любого режущего инструмента лежит принцип КЛИНА.

t1588115957aa.jpg
t1588115957ab.jpg

С увеличением твердости металла нужно подбирать зубила с большим углом заострения.

t1588115957ac.jpg

Угол заострения при рубке твердых сплавов (сталь, бронза, чугун) 70°.

Для материалов средней твердости (сталь) - 60°.

Для алюминия, цинка, латуни - 35°.

Точность выбора угла заострения контролируется шаблоном.

Для того чтобы зубило было удобно держать при работе, среднюю его часть закругляют. Головка у зубила, по которой бьют молотком , делается сточенной под конус с закругленным торцом. При работе головка расплющивается и растрескивается, поэтому ее периодически необходимо обрабатывать на шлифовальном круге.
Листовой металл удобней рубить зубилом, у которого лезвие закруглено.

Для вырубания узких пазов и канавок пользуются зубилом с узкой режущей кромкой – КРЕЙЦМЕЙСЕЛЕМ (канавочное зубило). Заточку крейцмейселя производят под теми же углами, как и зубило.

t1588115957ad.jpg

В качестве ударных инструментов для рубки металлов используют слесарные молотки двух типов: с круглым и квадратным бойком. Основная характеристика молотка – его масса. Для рубки металлов применяют молотки 200, 400, 600 гр. Длина ручки молотка зависит от его масса и составляет 250…50 мм.

Практическая часть

Демонстрация приемов рубки металла

Инструктаж по технике безопасности.

Подготовка рабочего места

Выбор инструментов для работы

Рубка металла зубилом

Для защиты глаз от попадания стружки, образующейся при рубке, используются очки и защитный экран. Опасно находится рядом с работающим, так как возможно травмирование отлетающей стружкой. Запрещено проверять качество рубки на ощупь, так как края заготовки могут быть очень острыми.

Для рубки металла используют прочные массивные тиски. Рубка производится по уровню губок тисков или выше этого уровня по намеченным рискам. По уровню губок тисков рубят листовой и полосовой металл, выше уровня губок – заготовки с широкими поверхностями.

Заготовка должна быть закреплена в тисках прочно и надежно. Чтобы не снимать поверхность заготовки губками тисков при зажиме, на них можно установить нагубник.

Рабочая поза при рубке должна обеспечивать наибольшую устойчивость тела работающего при ударах молотком. Стоять нужно прямо вполоборота к оси тисков, левая нога выставлена на полшага вперед.

Зубило берут левой рукой за среднюю часть на расстоянии 15-20 мм от края ударной части. Устанавливают зубило так, чтобы режущая кромка находилась на линии снятия стружки (линии среза), а стержень зубила составляет угол 30-35* к обрабатываемой поверхности и примерно 45* к губкам тисков.

Молоток берут правой рукой за рукоятку на расстоянии 15-20 мм от ее конца. Крепко сжимая рукоятку всеми пальцами, наносят достаточно сильные удары молотком по центру бойка зубила.

В зависимости от твердости и толщины обрабатываемой заготовки сила удара молотком по зубилу должна быть различной.

Различают кистевые, локтевые и плечевые удары молотком по зубилу.

При кистевом ударе изгибается только запястье правой руки. Во время замаха слегка разжимают пальцы (кроме большого и указательного), затем пальцу резко сжимают и наносят удар . Кистевыми ударами выполняют рубку и снимают слой мягкого металла.

При локтевом ударе правую руку сгибают в локте. Для получения сильного удара руку разгибают быстро. Такими ударами рубят металл наиболее часто.

В плечевом ударе участвуют плечо, предплечье и кисть руки. Плечевыми ударами снимают толстый слой металла или разрубают толстую заготовку из прочного материала.

При рубке сила удара молотком должна соответствовать характеру работы. Чем тяжелее молоток и длиннее рукоятка, тем сильнее может быть удар.

Для рубки полосового металла по уровню губок тисков размечают линию (риску) разреза, затем закрепляют заготовку в тисках, чтобы риска находилась на уровне губок тисков. Приняв правильную рабочую позу и установив зубило режущей кромкой на линии срез, локтевыми ударами разрубают заготовку, заканчивая рубку кистевыми ударами.

При рубке на плите зубило устанавливают вертикально на разметочную риску и наносят удары. После нанесения первого удара зубило устанавливают так, чтобы половина его режущей кромки находилась в уже прорубленной лунке, а половина – на разметочной риске, и наносят второй удар. При таком перемещении зубила по разметочной риске облегчается его установка в правильное положение и обеспечивается получение непрерывного надреза.

Если толщина заготовки не больше 2 мм, то металл разрубаю с одной стороны, а с другой стороны подкладывают пластину из мягкой стали, чтобы не затупить зубило о плиту. Если толщина заготовки более 2 мм, то разметочную риску наносят с двух сторон. Сначала прорубают лист с одной стороны, затем переворачивают его и разрубают окончательно.

Заключительная часть

Подведение итогов урока. Опрос по условным обозначениям и правилам безопасной работы. Выставление оценок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Старший мастер_____________ Суханова И.В.

План урока производственного обучения

Тема: Выполнение слесарно-сборочных работ

Тема урока: Рубка металла

Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций

Вид урока: урок – упражнений

Цели урока: обучение правильным приемам выполнения рубки заготовок

- развивающая: развить умение зрительно контролировать правильность движения при рубке металла, предвидеть возможные виды брака, научить применять теоретические знания на практике.

- воспитательная: формировать чувство внимательности, развивать стремление высоких результатов в работе, стремления к самоконтролю и саморегуляции трудовой деятельности.

Методическая цель: использование технологических карт для повышения качества знаний обучающихся.

Студент должен знать: назначение операции при рубке металла, технику ее выполнения, приемы пользования инструментом и приспособлениями, контроль выполнения работ, правила техники безопасности.

Студент должен уметь: выполнять операции при рубке металла, уметь использовать инструмент с соблюдением техники безопасности.

Формы организации учебной работы студентов: фронтальная, индивидуальная

Уровень учебно-производственной деятельности студентов: вторая репродуктивная (самостоятельная деятельность)

Метод проведения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический

Формируемые ОК и ПК:

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, и проявлять к ней интерес.

ОК 2: работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 1: использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей и обработке металла.

ПК 2: проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

Материально-техническое оснащение:

- заготовка листового материала-10 шт

- слесарное зубило – 10 шт

- слесарные молотки – 10 шт

- верстаки – 10 шт

- спецодежда – 10 шт

- измерительный инструмент – 10 шт

-чертилка – 10 шт

- правильная плита – 3 шт

Дополнительные средства обучения:

- компьютерные технические средства

Дидактические средства обучения:

- инструкционные карты № 3, 4, 21

Межпредметные связи:

Литература используемая при подготовке к уроку:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План – конспект урока производственного обучения

Развивающая: развитие координации, правильности движений и точности ударов, развитие творческого подхода, развивать навыки самоконтроля.

Воспитательная: уважение к избранной профессии, самостоятельность, ответственность в принятии решений, бережное отношение к инструменту и оборудованию.

Тип урока : по изучению трудовых приемов и операций.

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Методы обучения : рассказ, беседа, демонстрация трудовых приемов и упражнений, самостоятельная работа обучающихся.

Учебно-техническая документация, наглядные пособия и технические средства обучения: слесарные верстаки с тисками, пластины из металла толщиной 0,5 мм, 2мм, 6 мм, 30 мм, разметочный инструмент, зубила, крейцмейсели, молотки, проволочные щетки, образцы рубки, плакаты инструкционные карты, видео-ролик, тренировочные приспособления для отработки ударов, таблица типичных ошибок, критерии оценок, инструкция по технике безпасности.

Место проведения: слесарная мастерская.

Время проведения: 6 ч.

Организационная часть – 5 мин.

1. Проверка наличия обучающихся.

2. Состояние здоровья и формы одежды.

Вводный инструктаж – 70 мин.

Цель урока: научиться качественно производить разного вида рубку металлов, используя зубило, крейцмейсель, молоток. Ознакомиться с приемами механической рубки.

Проверяю знания обучающихся, увязать теорию с практикой:

– Что такое плоскостная и пространственная разметка?

– Инструменты применяемые для разметки?

– Какое основное назначение рубки в слесарном деле?

– Какова зависимость между твердостью обрабатываемого материала и углом заточки зубила, крейцмейселя?

– Почему при рубке деталей из хрупких материалов (чугун, бронза и т.т.п.), заканчивать рубку рекомендуется с обратной стороны?

– Каковы основные правила безопасности труда при рубке?

Инструктаж по ТБ под роспись.

Изложение нового материала

Основные приемы и правила рубки:

1. Показать и пояснить основные и установочные приемы рубки в последовательности, указанные в инструкционной карте, для выполнения тренировочных упражнений.

2. Рубка выполняется в тисках, на плите и наковальне.

Тиски для рубки должны быть тяжелыми и прочными с шириной губок 120 – 150 мм. Лучше применять стуловые тиски, они прочнее и устойчивее.

При использовании параллельных тисков рубить нужно по направлению к неподвижной губке. Это обеспечивает более надежное положение заготовки и лучше сохраняет тиски.

При рубке в тисках слесарь должен стоять вполоборота к ним. Левая нога слегка выставляется вперед, правая назад, ступни располагаются под углом. Расстояние рабочего от тисков должно быть таким, чтобы плечевая часть правой руки располагалась вертикально.

Режущий инструмент удерживается свободно в левой руке и так, чтобы ударная часть выступала над пальцами на 15 – 20 мм (рис. 1, а). Молоток удерживается правой рукой на расстоянии 15 – 30 мм от конца ручки.

Имеется два способа держания молотка (рис. 1, б, в):

При первом способе ручка охватывается четырьмя пальцами и прижимается к ладони, большой палец накладывается на указательный. В таком положении производится замах и удар.

При втором способе начальная хватка молотка та же. При движении его вверх три пальца слегка разжимаются, ручка удерживается только большим и указательным пальцами. При движении молотка вниз все пальцы сжимаются. Это обеспечивает сильный удар.

Различают три вида ударов (замахи):

При кистевом ударе, применяемом при легкой рубке (снятие небольших неровностей, тонких стружек), молоток движется за счет изгиба кисти.

При срубании лишнего металла, прорубанни пазов и канавок применяется обычно локтевой замах, когда рука сжимается в локте.

Плечевой удар производится всей рукой и применяется при тяжелых работах (срубание толстых стружек, разрубание прутков).

Сила удара зависит: от массы молотка (ее выбирают так, чтобы на

каждый миллиметр ширины лезвия зубила приходилось 40 г массы мол0тка‚ на один миллиметр лезвия крейцмейселя — 80 г); от длины ручки; от замаха.

Удары должны быть меткими, т. е. приходиться прямо по вершине

закругленной части зубила. Они должны следовать равномерно со скоростью примерно 60 ударов в минуту при легкой рубке и 40 ударов – при тяжелой.

hello_html_4d5ac081.jpg

Рис. 1. Хватка молотка и зубила.

Зубило устанавливается так, чтобы обеспечить задний угол примерно 5° (берется на глаз). При больших углах наклона оно будет врезаться в обрабатываемую поверхность, при меньших – скользить по ней.

В процессе черновой обработки стали за один проход рекомендуется срубать слой толщиной 1 – 2 и не более 3 мм. Для чугуна эти значения удваиваются. При чистовой обработке, выполняемой широким острым зубилом, срубается слой металла толщиной 0,5 – 1 мм.

Хрупкие металлы (чугун, бронза), чтобы избежать скалывания краса

заготовки, рубят не до конца – не доходя 15 – 20 мм до края, заготовку поворачивают и рубят с другой стороны.

Для контроля при рубке применяются линейка, кронциркуль.

3. Двое обучающихся воспроизводят приемы на демонстрационном верстаке с использованием защитных приспособлений. Обучающиеся группы анализируют правильность выполнения.

4. При необходимости повторно показываю и поясняю приемы.

5. Обучающиеся внимательно читают инструкционные указания.

6. Тренировочные упражнения обучающихся с использованием защитных приспособлений согласно инструкционной карте.

7. Чтобы не утомить обучающихся, на отработку по видам ударов отвожу – 3 – 4 минуты.

8. Наблюдаю за обучающимися, фиксирую типичные ошибки, приостанавливаю упражнения и инструктирую, коллективно.

Показываю и поясняю рубку различных поверхностей и деталей:

а) Рубка листовой стали в тисках.

Листовой материал рубят в тисках по уровню губок. Для этого обрабатываемое изделие зажимается так, чтобы разметочная линия совпала с уровнем губок, и зубило перемещают вдоль губки (рис. 2, а). При значительной ширине материала зубило поворачивают к себе на 35—45° (рис. 2, б). Лезвие идет при этом наискось и стружка слегка взвивается.

Когда нужно разрубить металл в тисках, зубило устанавливают перпендикулярно к заготовке (рис. 2, в). Сильными ударами надрубают и затем разделяют заготовку.

б) Обрубание широких поверхностей.

Небольшие детали закрепляют в тисках так, чтобы разметочная линия была на 5 – 10 мм выше уровня губок. Крупные детали обрубают на верстаках или на месте их установки.

В местах, где начинается и заканчивается рубка, сначала делают фаску,

чтобы инструмент плавно входил в работу. Затем крейцмепселем прорубают

канавки (рис. 3, а).

hello_html_6cd0eaf2.jpg

Рис. 2. Приёмы рубки листового металла.

Расстояние между ними берется примерно равным 0,8 ширины лезвия зубила. Канавки не должны доходить на 0,5 – 1 мм до разметочной линии. Полученные гребни срубаются затем зубилом (рис. 3, б) и вся плоскость обрубается начисто.

hello_html_m5fcc650b.jpg

Рис. 3. Приёмы работы при обрубании широких плоскостей.

в) Прорубание канавок.

Деталь закрепляется в тисках. Крейцмейсель берется с шириной лезвия,

несколько меньшей ширины канавки. Последовательность и приемы прорубания канавок показаны на рис. 4.

hello_html_51f565ca.jpg

Рис. 4. Последовательность работ при прорубании канавок:

а – размета; б – надрубание зубилом по разметочной линии; в – срубание слоя металла; г – зачистка боковых сторон.

г) Разрубание пруткового и листового материала.

Прутковый материал разрубают на плите или наковальне. Размеченный по всему периметру пруток кладется на плиту, зубило устанавливается вертикально, и сильными ударами пруток надрубается с одной стороны. Затем он переворачивается и рубится с другой стороны.

hello_html_5816e46.jpg

Рис. 5. Приёмы держания инструмента при разрубании металла на плите.

Зубило при этом охватывают всеми пальцами левой руки (рис. 5, а) или

держат неполным обхватом (рис. 5, б). Когда остается тонкая перемычка, пруток кладут на край и обламывают. Круглые прутки поворачивают после каждого удара.

Толстый листовой и полосовой материал рубят также и обламывают, перегибая несколько раз в одну и другую сторону. Когда хотят при рубке получить ровную линию, зубило устанавливают сначала с небольшим уклоном, чтобы часть лезвия вошла в прорубленную канавку, затем придают ему вертикальное положение и наносят удар.

Листы толщиной до 2 мм прорубают с одного удара. Чтобы не повредить зубило, под лист подкладывают пластину из мягкой стали.

д) Вырубание заготовок из листового металла.

Вырубание выполняется на плите. Установленное вертикально зубило ведут несколько отступая от разметочной линии, чтобы оставался припуск для дальнейшей обработки (рис 6). При толщине листа до 2 мм рубят до появления следа с противоположной стороны. Затем лист переворачивают и окончательно вырубают заготовку. Заготовки криволинейного очертания вырубают зубилом с закругленной режущей кромкой.

hello_html_3bc627ed.jpg

Рис. 6. Вырубание из листового металла:

а – заготовки; б – отверстия.

е) Во время показа приемов использую плакат, видеофильм, таблицу типичных ошибок, зарисовки мелом на доске.

ж) После показа приемов рубки, детали обрабатываемые мной, (образцы) показываю обучающимся.

з) Способы контроля.

и) Закрепить освоение материала обучающимися вопросами:

– какие правила нужно соблюдать при закреплении заготовки из листовой стали для рубки по уровню губок тисков?

– в чем различие между рубкой листового металла и обрабатыванием широких плоскостей?

– какими инструментами и как следует прорубать паз шириной 10 мм.

– как устанавливается зубило при рубке:

1) листового металла;

2) полосового металла;

3) разрубании листа в тисках;

4) разрубании листа на плите.

к) Двум обучающимся воспроизвести на рабочем месте мастера показанные приемы рубки, и совместно с обучающимися группы проанализировать пробное выполнение приемов.

7. Объясняю порядок выполнения самостоятельной работы.

– согласно инструкционной карты.

8. Ознакомление обучающихся с материалами и инструментами применяемыми на уроке.

9. Объяснение и показ наиболее рациональных приемов, способов:

– при рубке на плите не разрубать полностью лист или пруток, а необходимо его разламывать;

– при рубке полосового металла, размечать с обеих сторон.

10. Рассмотрение типичных ошибок, способов их предупреждения и устранения, используя таблицу типичных ошибок.

11. Еще раз рассмотрим правила техники безопасности труда обучающихся.

При рубке должны строго соблюдаться правили техники безопасности:

Не допускаются трещины, забоины, заусенцы на режущем инструменте и молотках, ручках молотков.

Молоток необходимо надежно закреплять на ручке.

Производя рубку, надо смотреть не на ударную часть, а на лезвие.

Перед окончанием рубки сила удара уменьшается, иначе металл может отколоться, зубило выскользнет и ударит соседа. К тому же можно поранить руку о заготовку.

При обработке хрупких материалов необходимо применять защитные сетки и работать в очках.

При заточке инструмента следует работать в очках и при опущенном экране.

Затачивать инструмент надо только на цилиндрической поверхности круга.

При работе пневматическими молотками пользуются очками из небьющегося стекла, место рубки ограждают металлически ширмами.

Пневматический инструмент включается только при наличии зубила или крейцмейселя и после установки машины в рабочее положение.

При перерывах в работе боек вынимается из молотка, а при длительных перерывах инструмент отключается от сети.

Необходимо следить за порядком на рабочем месте. Инструмент должен располагаться по обе стороны от тисков: зубило, крейцмейсель –слева, молоток – справа, режущий инструмент – лезвием к слесарю. Молоток кладется бойком к тискам. Поверочный инструмент помещается в задней части верстака.

После окончания работы верстак очищается волосяными щетками.

12. Приемы заточки зубил и крейцмейселей.

– расположить обучающихся около заточного станка и показать

приёмы заточки зубил и крейцмейселей. Соблюдать ТБ при заточке режущего инструмента.

13. Выдаю задания и распределяю обучающихся по рабочим местам.

– каждое рабочее место оборудовано защитными приспособлениями, рабочим инструментом, инструкционными картами. На верстаках защитные экраны, очки, на зубило одеваются предохранительные резиновые шайбы.

Самостоятельная работа и текущий инструктаж – 150 мин.

Упражнения в обработке приемов рубки металла проводятся фронтально.

В ходе первого прохода обращаю внимание на:

– рабочую позу при рубке;

– правильное закрепление заготовок в тисках;

– держание молотка (25– 30мм от конца рукоятки);

– положение зубила и крейцмейселя относительно заготовки и губок тисков;

– темп ударов – не спешить;

– силу ударов – локтевые ( плечевые удары при рубке листового материала в тисках категорически запрещаются);

– траекторию движения молотка в плоскости оси зубила;

– работу только остро заточенным инструментом;

– соблюдение правил техники безопасности.

В ходе второго прохода использую следующие методические приемы:

– повторный показ приемов на рабочих местах;

– проверку соблюдения рекомендаций инструкционных карт;

– организацию взаимного контроля обучающихся, работающих

на соседних местах;

– организацию взаимного обучения обучающихся;

– коллективное текущее инструктирование всей группы, если большинство допускает однотипные ошибки.

В ходе третьего подхода:

– следить за работой с надетой на зубило предохранительной шайбой;

– следить чтобы обучающие оставляли припуск на дальнейшую обработку;

– следить чтобы обрубаемые кусочки металла отлетали в направлении оградительного экрана верстака.

Приемам механизированной рубки обучающихся носит

1. Механизация процесса рубки

Рубка – тяжелая трудоемкая операция. Она применяется обычно в тех случаях, когда невозможно или из-за небольшого объема работы нерационально применять механическую обработку. Там, где рубка еще распространена, при значительном объеме работ ее механизируют. Для этой цели применяются пневматические молотки.

Пневматический рубильный молоток (рис. 7) обучающийся держит правой рукой за рукоятку, левой — за ствол, направляя движение зубила. При нажатии на курок 3 открывается клапан 2 и сжатый воздух давлением 5 кг/см2 через штуцер 1 поступает в цилиндр. В зависимости от положения золотника 4 он по каналам внутри корпуса попадает либо в камеру рабочего хода 5 , либо в камеру обратного хода 6 . В первом случае воздух толкает ударник 7 вправо, он ударяет по хвостовику рабочего инструмента – зубила или кренцмейселя. В конце рабочего хода золотник давлением воздуха

смещается, воздух попадает в камеру 6 – совершается обратный ход.

hello_html_m46bd8f67.jpg

Рис. 7. Пневматический рубильный молоток МР– 5.

2. Рассказ мастера п /о;

VI . Заключительный инструктаж – 45 мин.

Анализ освоения изучаемых приемов.

Указать на наиболее характерные ошибки о бучающихся, их причины, способы предупреждения и недопущения в дальнейшем.

Пользуюсь таблицей типичных ошибок, анализирую качество выполнения работы и выставляю оценки.

Объявляю лучшие работы.


Содержимое разработки

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Методическая разработка

открытого занятия

учебной практики

для студентов 1 курса

по профессии: 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

В методической разработке изложена методика проведения открытого практического занятия с использованием различных форм и методов работы, интерактивных приёмов обучения, позволяющая формировать и совершенствовать умения и навыки.

Рассмотрено и рекомендовано с целью практического применения комиссией профессионально-технического цикла

Председатель ЦМК______Шаповалова И.А.

План – конспект занятия учебной практики

Самостоятельная работа обучающихся

Список использованной литературы

Пояснительная записка

Применение нетрадиционных форм - это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится разнообразие.

Данная разработка занятия является поучительным примером необходимых знаний и умений при работе с инструментом и приспособлениями. Использования этих способов обучения поднимет уровень мастерства будущих специалистов.

План-конспект занятия учебной практики

Тема программы: Слесарные работы

Тема занятия: Рубка металла

Тип занятия: комбинированный, занятие по первоначальному формированию умений и навыков, контроля знаний;

Вид занятия: смешанный;

Цель занятия:

Образовательная:

-научить обучающихся последовательности действий, приемам и операциям процесса рубки металла.

Воспитательная:

- воспитание сознательной дисциплины и бережного отношения к инструментам, материалам, оборудованию и окружающей среде;

- воспитать ответственное отношение к соблюдению правил безопасного ведения слесарных работ;

- формирование умений и навыков самоконтроля во время самостоятельного выполнения работ.

Развивающая:

- способствовать развитию у обучающихся технологического мышления;

- развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное;

- развитие умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

Методы обучения:

- метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

Методы контроля:

- оценка выполнения практического задания.

Межпредметные связи:

Материально-техническое оснащение занятия:

Оборудование:

Инструменты:

Дидактический материал:

- инструкционно - технологические карты

Ход занятия:

1. Организационная часть 5 мин.

- проверка посещаемости (доклад командира группы);

- проверка внешнего вида (наличие спецодежды , готовность мастерской к

- эмоциональный настрой, включение обучающихся в деловой ритм.

2. Вводный инструктаж 45 мин.

а) Актуализация опорных знаний : 10 мин.

- что называется разметкой?

- инструменты, применяемые при разметке

- правила нанесения разметки

- правила накернивания разметочных рисок

- техника безопасности при разметке

- решение кроссворда (Приложение1)

б) Объяснение обучающимся нового материала 25 мин.

- общие понятия о рубке металла

- сущность процесса рубки металла

- выбор инструмента при выполнении рубки

- т/б при выполнении рубки

- виды брака при выполнении рубки

- компьютерная презентация по теме занятия.

в) Закрепление материала по вводному инструктажу

- что называется рубкой металла?

- т/б при выполнении слесарных операций

- назовите инструмент применяемый при рубке

- продемонстрировать приемы рубки

- виды брака при рубке металла

3. Подведение итогов вводного инструктажа 5 мин.

Задание на дом.

Н.И. Макиенко, Общий курс слесарного дела, стр.30-38

Описать виды слесарных молотков, показанных на рисунках а-г, их характеристики и назначение. (Приложение 3)

Процесс рубки.

Установить тиски на определенную высоту соответственно своему росту

Встать прямо так, чтобы корпус был слева от оси тисков (под углом 45°).

Левая нога должна быть впереди на полшага.




Взять молоток правой рукой за рукоятку на расстоянии 15—30 мм от ее конца так, чтобы четыре пальца охватывали рукоятку, а большой палец был наложен на указательный

Приемы нанесения ударов молотком (кистевых, локтевых, плечевых)

Нанесение кистевого удара

При замахе и ударе молотком пальцы не

Удар молотком происходит в результате только движения кисти. Темп — 40—60 ударов в минуту



Нанесение локтевого удара

Правую руку согнуть в локте до отказа, кисть отогнуть назад, пальцы, кроме "большого и указательного, слегка разжать, но так, чтобы мизинец не сходил с рукоятки молотка.

Удар происходит в результате разгибания руки, движения кисти и сжатия пальцев.

Темп — 40—50 ударов в минуту


Нанесение плечевого удара


Руку согнуть в локте до отказа, кисть отогнуть назад и поднять до уровня уха, пальцы расслабить.

Удар происходит в результате резкого опускания предплечья, разгибания руки в локте, движения кисти и сжатия пальцев.

Темп 30 - 40 ударов в минуту

Правила захвата инструмента (зубила)


Взять зубило четырьмя пальцами левой руки на расстоянии 20—25 мм от ударной части его бойка, большой палец наложить на указательный

Зубило держать свободно, слегка расслабив пальцы

Рубка полосового металла по уровню губок тисков

Принять правильное рабочее положение.

Взять молоток и зубило, установить зубило на выступающий из тисков край заготовки с правой стороны так, чтобы рубку выполнять серединой лезвия (угол между заготовкой и осью зубила 45°); угол наклона зубила 30—35° в зависимости от угла заострения режущей части. Рубку выполнять локтевыми ударами, соблюдая следующие правила:

- смотреть не на головку, а на режущую кромку зубила, после каждого удара переставлять зубило справа налево;

- заканчивать рубку кистевыми ударами


Приемы рубки

Срубание слоя металла на широкой плоской поверхности


Отметить мелом места разрубания (риски) с обеих сторон

Положить полосу на плиту (наковальню), установить зубило вертикально на риску и надрубить полосу сначала с одной стороны примерно на половину толщины. Рубить, применяя локтевые или плечевые удары в зависимости от толщины полосы

Надрубить полосу по риске с обратной стороны

Надрубленную полосу осторожно переломить в тисках или на ребре плиты


Разрубить листовой металл

Разрубить лист за несколько проходов в зависимости от его толщины

Заканчивать разрубание легкими ударами



Охрана труда и т/б в слесарно

4. Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж (целевые обходы рабочих мест)

Учебно-тренировочные упражнения по формированию навыков и умений процесса рубки (хват инструмента, приемы нанесения ударов молотком, рубка полосового металла)

Распределение учащихся по рабочим местам, выдача заготовок, чертежей, инструкционно-технологических карт (Приложение 2)

Объявить о начале работы.

Целевые обходы рабочих мест

Проверка организации рабочих мест обучающихся с целью:

- соблюдения правил техники безопасности

- объяснения и помощи обучающимся

- проверки качества выполняемых работ обучающихся

Первый обход

Проверить организацию рабочего места обучающегося

Проверить своевременность начала работы

Проверить умение пользоваться инструкционными картами

Соблюдение правил охраны труда

Второй обход

Проверить правильность выполнения трудовых приемов

Проверить соблюдение охраны труда

Соблюдение правильных трудовых приемов рубки

Третий обход

Указать недостатки в работе

Помочь в выполнение трудовых приемов

Проверить соблюдение технологий изготовления

Четвертый обход

Проверить правильность соблюдения технических условий в работе

Индивидуальный инструктаж отдельных обучающихся

Правильность ведения самоконтроля

Пятый обход

Провести оценку и приемку выполненных работ

Выдать дополнительное задание наиболее успевающим студентам

Уборка рабочих мест.

Обучающиеся производят уборку рабочих мест, сдают инструменты и выполненные работы.

5. Заключительный инструктаж. 10 мин.

(Анализ рабочего дня)

Отметить работы лучших обучающихся.

Отметить недостатки в работе обучающихся.

Проанализировать допущенные ошибки в работе.

Ответить на вопросы студентов.

Выставить оценки в журнал.

Уборка слесарной мастерской.

Мастер производственного обучения И.А. Шаповалова

Список используемой литературы

1. Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела, М, Академия 1984, 176с.

2. Кирсанов К.О., Матвеев К.И., Основы слесарного дела, М.: 2002.

4. Б.С. Покровский, В.А. Скакун Слесарное дело Москва Издательский центр Акодемии 2006.

Опишите виды слесарных молотков показанных на рисунках а-г, их характеристики и назначение.


а )-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


б )-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


в )-_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


г )-_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


-75%

Читайте также: