План урока производительность труда

Обновлено: 05.07.2024

Краткое описание: В конспекте урока по экономике "Производительность труда" (10 класс) раскрывется экономическая сущьность понятия "производительность труда", пути роста производства продукции, народнохозяйственное значение роста производительности труда в сельском хозяйстве, основные

Тема: Производительность труда

Тип урока: комбинированный.

Методы: рассказ с элементами беседы: математический, постановки проблемной задачи, наглядности.

1. Организационный момент 1 мин.

- Что является источником богатства общества? (труд).

- Какие элементы входят в труд? (средства труда, предметы труда, труд).

- Что непосредственно влияет на эффективность с\х труда? (наличие, уровень квалификации и степень использования трудовых ресурсов).

Принять на работу тракториста. Участники: директор, зав. отделом кадров, тракторист.

3. Изучение нового материала. 30 мин.

- Что является результатом целесообразной производственной деятельности людей? (Продукция)

- Как можно добиться увеличения количества продукции?

Рост производства продукции в сельском хозяйстве может быть достигнут 2 путями:

- экстенсивным - путем увеличения количества работников;

- интенсивным - за счет повышения результативности труда.

Экономика - это всегда проблема выбора. Покупатель выбирает, что купить, производитель - что производить, продавец - что продать и т.д.

-Скажите, если бы вам пришлось приобретать целое с\х предприятие, какое бы вы приобрели. По каким критериям выбирали? (ответы)

Вчера на биржу поступили акции двух предприятий. Поскольку доходность акций напрямую зависит от доходности предприятий, сделайте выбор, если известно (на доске):

Количество средств производства

Площадь с/х угодий

Произведено продукции в месяц

- Какое предприятие вы выбираете и почему? (ответы)

/после размышлений и опроса ученики безошибочно выбирают критерий производительности/.

- Главным критерием доходности вы выбрали количество продукции, произведенное за определенное время, который называется производительностью.

Запись в тетради:

Производительность труда - это количество продукции, произведенное за единицу времени.

1. В школьном кооперативе Коля сделал 17 деталей за 3 часа, а Аскар - 14 деталей за 2,5 часа. У кого из них производительность труда выше?

2.В школьном кооперативе Жанна может сделать 14 деталей за 3 часа, Полат - за 4 часа, женя - за 5 часов, а Дана - за 6 часов. Кто быстрее сделает эту работу: Жанна с Данной или Полат с Женей?

14/3=4,66 14/4=3.5 14/5=2,8 14/6=2,33

Где ЧП - стоимость чистой продукции в тенге.

Последняя формула отражает реальный уровень эффективности трудовых затрат в отдельном хозяйстве.

Определение производительности труда и динамики ее роста по данным ТОО СК СОС:

Количество затраченного времени

Таким образом, производительность труда в сельском хозяйстве представляет собой экономическую категорию, выражающую способность работников земледелия и животноводства производить определенное количество продукции (или выполнять определенный объем работ установленного качества) в единицу рабочего времени.

Любое с\х предприятие заинтересовано производить большее количество продукции за меньшее количество труда. Народнохозяйственное значение роста производительности труда в сельском хозяйстве состоит в том:

1.что труд является единственным источником увеличения производства ВП;

2.ведет к сокращению затрат живого труда на производство продукции, к экономии рабочего времени;

3.создает предпосылки для сокращения рабочего дня, рабочей недели и увеличения свободного времени для личных потребностей;

4.обусловливает возможность сокращения расходов на его оплату;

5.способствует повышению эффективности использования и экономии материальных ресурсов;

6.оказывает значительное влияние на рентабельность с/х производства.

Будучи фактором экономической эффективности производства, производительность труда в то же время сама находится под влиянием многочисленных и разнообразных природных и экономических условий и факторов.

- Как вы думаете, что может повлиять на рост производительности труда? (ответы).

Запись в тетради:

рост фондовооруженности труда

повышение интенсивности использования основных средств

повышение квалификации кадров

укрепление трудовой дисциплины

совершенствование специализации и усиление концентрации производства

внедрение трудосберегающих технологий

улучшение организации труда, повышение его интенсивности

усиление материального стимулирования труда

Работа по учебнику.

В современных условиях производительность труда в сельском хозяйстве может быть повышена лишь тогда, когда не снижается урожайность с/х культур и продуктивность скота.

Обучающая: Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда.

Развивающая: Способствовать развитию внимания, теоретического и логического мышления, умения сравнивать и анализировать результаты работы.

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за результат коллективного труда, активности и самостоятельности в принятии решения.

Метод обучения: деловая игра.

  1. Комплекты деталей для ручной сборки авторучек, ножницы, цветные маркеры, бумага, калькуляторы, раздаточный дидактический материал.
  2. Плакаты с таблицами результатов урока, магниты.
  3. Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Межпредметные связи: математика, специальные дисциплины, менеджмент, этика, эстетика.

Основные понятия для изучения: эффективность, производительность, выработка, трудоемкость.

Ход урока

План-конспект урока

1. Вступление.

Теоретическая основа предмета экономики для многих учащихся профессиональных лицеев остается новой и непонятной, так как данный предмет не является основным. Задача преподавателя – заинтересовать учащихся в изучении базовых понятий экономики через связь с их профессиональной деятельностью. Общие понятия добываются путем проигрывания жизненной или производственной ситуации.

В последнее время всё больше проявляется интерес к деятельностному подходу в обучении. Изучение нового материала осуществляется в условиях проблемной ситуации, что позволяет переосмысливать уже имеющиеся знания и добывать новые. Тема урока “Производительность труда” может быть адаптирована для учащихся любой профессии. Для практического занятия можно использовать различные предметы: авторучки, конструкторы, трансформеры, поделки из бумаги.

2. Практическая часть.

Учащимся сначала дается понятие производительности труда. Запись рассуждений выполняется на интерактивной доске.

Любая наука имеет право на существование, если она разрешает какое-либо противоречие. В экономической науке основным противоречием является ограниченность ресурсов и безграничный рост человеческих потребностей.

Именно проблема ограниченности ресурсов побуждает людей стремиться к наиболее рациональному их использованию. В этом случае речь пойдет о производительности ресурсов. Учащимся предлагается самостоятельно выстроить логическую цепочку понятий: производство – производительность – эффективность – отдача – сравнение результата труда с затратами.

На предприятии, где используются трудовые ресурсы, определяют производительность труда, то есть рациональное распределение знаний, умений и способностей работников. Учитывая всё выше сказанное, можно сформулировать определение производительности труда:

Производительность труда – это объём работ, выполняемых одним работником в определённых условиях. Для рассмотрения условий деятельности и способов расчета производительности труда проведём практическую деятельность и постараемся понять, как оценивается результат труда.

Для трудовой деятельности создается 3-4 команды с неравным количеством участников. Каждая команда является представителем отдельного предприятия, имеющего своё фирменное название (команды выбирают себе название и логотип). На всех предприятиях производится одинаковая продукция: сборка авторучек по установленному стандарту. Эталон готового изделия имеет вид: ручка с колпачком и бумажной биркой, на которой цветным маркером написано название фирмы и дата изготовления. Практическая часть выполняется в 3 тура.

Первый тур. Даётся задание первого тура: за 2 минуты собрать максимальное количество по указанному эталону. После команды “стоп” идет подсчет готовой продукции и данные заносятся в таблицу. Далее перед командами ставится проблема: как рассчитать производительность труда и оценить работу каждой команды? Учащимся предлагаются варианты. В качестве сравнительного показателя взять:

  1. Количество готовой продукции у каждой команды.
  2. Количество готовой продукции, соотнесенной с численностью работников.

Правильный вариант второй, так как количество работников неодинаковое. Необходим средний результат работы, приходящийся на одного человека. Такой показатель производительности труда называется выработкой. В ходе обсуждения выводится формула для расчета выработки.

V=Q / N,
где Q – количество произведённой продукции.
N – численность работников.

Учащимся предлагается самостоятельно рассчитать выработку и занести данные в таблицу.

Второй тур. Результаты работы можно оценивать не только количеством готовой продукции, но и количеством затраченного времени. В этом случае задается производственная программа. Во втором туре команды получают следующее задание: каждая фирма должна изготовить 10 ручек, при этом зафиксировать по времени начало и окончание работы. Показатели занести в таблицу. Перед учащимися снова ставится проблема: как определить результат труда по затраченному времени. В ходе коллективных обсуждений выводится показатель, который называется трудоемкость. Это время, затраченное на производство единицы продукции. Формула для расчета трудоёмкости имеет вид:

Tr = t / Q,
где t – время работы;
Q – количество готовой продукции.

Учащиеся рассчитывают показатель трудоёмкости и заносят данные в таблицу.

Третий тур. Задачей любого предприятия является не только определение показателей производительности труда, но и постоянное улучшение достигнутых результатов. В 3-м туре предлагается изменить условия работы для того, чтобы учащиеся смогли сравнить изменения результатов и сформулировать факторы, влияющие на повышение их производительности. Условия меняются индивидуально для каждой команды:

1 команда: назначается руководитель фирмы, который должен распределить обязанности между всеми членами команды, т.е. осуществить разделение труда.

2 команда: выдаются детали ручек не беспорядочной россыпью, а разложенные по отдельным ячейкам.

3 команда: выдаются дополнительные орудия труда – ножницы и цветной маркер.

4 команда: условия не меняются.

Результаты работы снова заносятся в таблицу.

Показатели выработки и трудоёмкости должны измениться в сторону увеличения. Команды по очереди анализирует причины изменений и определяют фактор, повлиявший на позитивные изменения. Обсуждения можно сопровождать примерами из литературных произведений и кинофильмов. В результате общения должны быть сформулированы следующие факторы:

1 команда: четкое руководство, специализация и кооперирование труда.

2 команда: рациональная организация рабочего места.

3 команда: оснащенность трудового процесса орудиями труда и механизмами.

4 команда: повышение квалификации и опыта работы.

Учащимся предлагается сформулировать дополнительные факторы повышения производительности труда, связанные с изучением таких учебных предметов, как менеджмент, социальная психология, этика, эстетика. Могут быть предложены следующие варианты:

  1. Проведение конкурсов, смотров, соревнований с присвоением звания “Лучший по профессии”.
  2. Материальное и денежное поощрение, премирование, повышение заработной платы.
  3. Своевременная поставка комплектующих изделий.
  4. Использование качественного сырья.
  5. Создание комфортного психологического климата за счет эстетического оформления помещений.
  6. Правильный подбор кадров с целью создания доброжелательных межличностных отношений.
  7. Создание сферы услуг на территории предприятия: медицинский контроль, профилакторное обследование, стоматологические услуги, юридические, бытовые и прочие.

4. Выдача домашнего задания.

После обсуждения дополнительных факторов повышения производительности труда выдаётся домашнее задание: записать в тетрадь все факторы, о которых шла речь на уроке и предложить свои варианты.

5. Подведение итогов урока.

Подводится итог по достижению целей урока. Подводятся итоги соревнования команд по результатам таблиц. Определяется лучшая команда, идет награждение. Анализируются итоги работы других команд.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

- организовывать деятельность учащихся по закреплению понятий: координатный луч; действие одной и разных ступеней (повторить порядок действий);

- создать условия для реализации метода взаимообучения;

- содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;

- воспитывать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала (открытия и нового знания)

Мотивация к учебной деятельности

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный -

-А важный наш урок, потому что у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. А я желаю вам успехов в работе.

1. - Посмотрите внимательно на доску и определите, какой у нас будет сегодня урок.

Сам найду способ

(Урок открытия нового знания)

- Вспомните, основные этапы такого урока.

Повторяем то, что поможет нам открыть новое;

выполняем пробное действие;

встречаем затруднение;

находим путь;

закрепляем то, что открыли.

- Как понимаете эти слова?

2. Работа в группах.

- На уроке мы будем работать в группах. Давайте повторим правила работы в группах.

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит – другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял – переспроси.

– Сколько заданий вы выполните за 1 минуту?

- Минута закончилась. Положите ручки и давайте проверим примеры. Всё внимание на доску.

формирования у мения примен ять эти знания п ри решении з адач данн ого типа.

- продолжить разв итие логического м ышления, м атематической ре чи учеников,

потребност и и навыков с овместного поиска ответа на вопрос, способ ности

анализировать у словия задачи и формулировать выв оды, аргу ментировать св ою

собственну ю позицию, со действовать д альнейшему росту интереса к про цессу

- способствовать ф ормир ованию комму никативно й культу ры, умения

выслушивать и уважать мнени я других, аккуратно вести рабочие запи си;

- содействовать п овышению р аботоспос обности пу тем проведения

физкультмину тки и благоприятн ой атмосферы в классе.

Оборудовани е: доска, экран, му льтимидийный п роектор, компьютер,

презентация, ка рточки, пе сочные часы, у чебники, тетради, ру чки, карандаши,

- Ребята, с чего мы всегда начина ем урок мате матики? (С размин ки для у ма.)

- Правильно. СЛАЙ Д № 1 Математика э то и есть разминк а ума.

- Посмотрите на э кран. Что вы ви дите? (Выраже ния, рядом с котор ыми стоят

- В этих таблица х записан ы значения данных в ыражений. Если вы п равильно

найдете значен ия, то буква, соответствующая данному значен ию , займет св ое

место в табличка х . В этих табличка х должны полу читься слова, которые

- Какие слова у нас полу чились? ( Работа, время, пр оизводител ьность.)

- С этими словам и мы сег одня, на уроке, бу де работать

- Какое из этих сл ов вам не зна комо? (Произв одительность).

- Сегодня на у роке мы у знаем, что же это так ое - производител ьность

- Может кто - то по пытается объяснить, что же эт о такое - производител ьность?

- Чтобы лу чше понять значение эт ого слова, вы полним еще одн о задание.

Вот песочные ча сы, песок вы сыпается в нижнюю часть за 1 минуту. Перед вами

карточки с за даниями. Проверьте с ебя. Скольк о заданий вы у спеете выполнить за

1 минуту . В заданиях необходим о будет в ычислить перимет р или площ адь.

Выражения, с п омощью, которых вы их найдете , запишите в тетрадь. Помн ите,

а) Вычисли, чему равен периметр ква драта со ст ороной 80см ?

б) Вычисли, чему равен пери метр прямоу гольника со ст оронами 8 см и 7см?

в) Вычисли пе риметр треу гольника со сторонами 2 0см, 30см,4 0см.

г) Вычисли, чему равна пл ощадь прямо угольника со ст оронами 7см и 9см.

д) Вычисли, чему равна площадь квад рата со стор оной 9 см?

- Кто выполнил за одну мину ту 1 задание ? Это и есть ваша произв одительность

- А кто выполнил з а одну минуту 2 задания? А это ваша произв одительность

- Так что же так ое производител ьность тру да? ( Работа, вы полненн ая за единиц у

- Ребята, к нам сего дня на урок прилетела Умная сова. СЛА ЙД №4. Она в се знает

и хочет нам ск азать , что же такое про изводительн ость труда. А вы свои выводы

- В данном слу чае, за каку ю единицу времен и вы выполн или работу . (За одну

- А какие еще ед иницы време ни вы знае те ( Час, секунда, день, неделя, су тки,

- То есть произво дитель ность тру да - это работа, выполненная или за 1 мину ту,

Читайте также: