План урока правописание о е после шипящих

Обновлено: 04.07.2024

Задачи:

- развитие умения применять знания на практике;

- развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;

- формирование умений в частично – поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.

Оборудование:

- учебник: Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.

- слова, записанные в следующем порядке на доске:

Шёпот, бечёвка, снежок;

Шорох, крыжовник, тучей;

Жёлудь, щёчка, плечом;

Капюшон, обжора, пейзажем;

Галчонок, шоссе, шофёр;

Решётка, щётка, овражек;

Шов, шорты, крыльцом;

Чёлка, чёлн, умницей.

(пока закрыты для чтения)

Ход урока:

1. Слово учителя.

Скромный и внимательный,

Добрый, умный, справедливый,

И весёлый, и счастливый.

- Про кого так можно сказать? Почему? (дети называют своих родителей, друзей, учителей)

- Какую роль играют имена существительные в нашей речи? (называют окружающие предметы и явления)

- Дайте определение имени существительному.

- Итак, мы продолжаем знакомство с именами существительными, точнее с их правописанием.

- Посмотрите на записанные на доске слова. Что их объединяет? (во всех словах есть шипящие)

- Шипящие – самые капризные буквы. Послушайте про них сказку.

- Осторож-ж-жно! Мы ш-ш-шипящ-щ-щие!

- слова – исключения: парашют, жюри, брошюра;

- слова – исключения (перечисляются известные детям слова).

2. Записываем предложение для орфографического и синтаксического разбора:

Ш… л по ш…ссе ч…рный галч…нок.

- Какое слово выбивается из общего ряда? Чем не похоже это слово на другие, использованные в данном предложении? (галчонок, гласный после шипящей встречается в суффиксе)

3. Из написанных на доске групп слов выбрать третье лишнее и записать в 2 столбика:

- Какие будут мнения? (учащиеся называют отдельные буквы, пытаются идти от значения слова)

- Поставьте ударение. Что вы заметили? (Можно сформулировать само правило)

4. Откройте учебник, прочитайте правило.

- Верно ли ваше предположение?

5. Закрепление.

А) Выполнение упражнений с комментированием:

Плечом, флажок, сапожок, парчовый, мальчонки, зайчонок, шёлк.

Два человека у доски, коллективная проверка.

Собачонка, пальцем, тучей, мудрецом, мячом, ежовый, девчонка, блюдцем, ситцевый, доченька, ключом, ножом, ручонка, падежом, храбрецом.

6. Итоги урока.

- Что же узнали сегодня на уроке? (проговаривание правила)

7. Домашнее задание.

Прикреплённые файлы:

Тип урока: урок – изложение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как правильно определить падеж имен существительных?

(1. Найти слово, к которому относится существительное.
2. Поставить от этого слова к существительному вопрос.
3. Определить падеж существительного в данном предложении.)

III. Повторение.

– Работа по карточкам в 2-х вариантах. (Приложение)

– Устная синтаксическая минутка. (Проводится с теми учащимися, которые не работают по карточкам)

Задание. Составьте предложения по данным схемам, используя в них предложенные слова. Объясните постановку знаков препинания. (Удачные предложения записать в тетради).

– Задание для учащихся всего класса

Запись словосочетаний с пояснением и графическим выделением орфограммы № 14. (Буквы Е-О после шипящих в корне слова).

Трудолюбивые пчелы, спелый крыжовник, желтый одуванчик, мягкая шерстка, тихий шепот, ровный шов.

– Ребята, в какой морфеме находится орфограмма? (В корне)

– Что называется корнем?

Вывод: буквы О и Е после шипящих могут стоять не только в корне, но и в окончании.

Запись темы урока в тетрадях.

– Что называется окончанием ?

IV. Объяснение нового материала.

На доске изображена таблица.

Падеж, число О Е
И.п. ед.ч. Кольцо Полотенце
Т.п. ед.ч. Свечой
Плащом
Ковшом
Ножом
Свинцом
Тучей
Рощей
Маршем
Пляжем
Задачей
Р.п. мн.ч. Борцов Горцев

Наблюдения по таблице, выполнение заданий

  • Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)
  • В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)
  • После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)
  • Определите ударение в словах.

Выводы из наблюдений.

Сформулировать правило пытаются ученики. Учитель обобщает выводы учащихся.

Проговаривается орфограмма №18.

После шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.

Чтение и заучивание орфограммы №18 по учебнику на стр.210.

Обратить внимание на выделение орфограммы

V. Словарно-орфографическая работа.

Полотенце (историч. полотен/ц/е, уменьшительное от полотн/о. полотенеч/н/ый (ч/ц).
Полотенце, в Р.п. -а; во мн.ч. -нец.
Бельевое изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания. Личное, ручное, банное полотенце.

Запись в словарик.

Составление предложения со словом полотенце.

VI. Каллиграфия.

Прописать данное слово в тетради.

VII. Закрепление изученного материала.

Запись словосочетаний с комментированием

Быть храбрец
гордец
ленивец
упрямец
Стать молодец
живописец
продавец
земледелец
Познакомиться горец
кавказец
тамбовец
норвежец

С помощью какого суффикса образованы названия лиц (людей) по месту их жительства? (-ец)

VIII. Физкультминутка.

Буратино подтянулся,
Раз качнулся, два качнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, верно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать

Задание: найти слово на изученную орфограмму. (Дворцов)

– Выполнение упражнения 556

IX. Задание на дом:

– выучить орфограмму №18 на с.210;

X. Обобщение урока:

– Ребята, в каком случае после шипящих и Ц в окончаниях существительных пишется буква О, в каком – Е?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1.Формирование навыка правописания о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях.

2.Закрепление правописания о, ё, е после шипящих.

3.Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.

4.Развитие памяти, внимания.

5. Воспитание чувства сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I.Организационный момент(Слайд2)

- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня такой прекрасный день. Улыбнитесь друг другу и пожелайте мысленно удачи. Давайте создадим друг другу хорошее настроение на уроке.

II.Повторение пройденного материала.

- Прежде чем перейти к основной части урока, мы с вами повторим пройденный материал, так как это нам пригодится при изучении нового материала.

1.Наличие домашнего задания.

Ответственные дети за проверку домашнего задания сообщают о выполнении д/з по рядам.

2.Теоретический материал. Работа в парах.

-Мы сегодня будем много работать в группах, оценивать себя и других. Расскажите, пожалуйста, друг другу в паре правило написания о,ё после шипящих в корне.

3.Работа с текстом. Актуализация знаний.(Слайд3)

-Записываем число, классная работа. Выполним задание на повторение.

Чего только не увидишь в весеннем лесу. Птицы, которые вернулись из дальних мест, смастерили гнездышки и выстилают их пухом и ш…рсткой. Под кустом притаился зайч…нок. В овражке пропорхнет первая бабочка, будто мелькнет лимонно-ж…лтый листочек. В свеж…й зелени жужжат сторож…вые пч…лки. Над камыш…м мелководной реч…нки кружатся стрекозы. Везде слышится ш…рох и чуж…й ш…пот.

- Прочитайте текст про себя.

- Определите тему текста, основную мысль

- Назовите оставшиеся слова с пропущенными буквами. Известная вам орфограмма? Похожи? Проблема?

IV. Анализ языковых явлений.Работа в группах.(СЛАЙД4)

- Ребята, чтобы самостоятельно сформулировать тему и цель урока, нужно проанализировать эти слова.

Зайчонок Камышом Свежей Сторожевые

1.Определите часть речи.

2.Выделите морфему, в которой находится подчеркнутая орфограмма.

3.Расставьте ударения в словах.

4.Сделайте вывод, какая тема, цель урока и алгоритм(схему) написания данной орфограммы.

Зачитываются ответы наших групп.

- Верно, молодцы! Сегодня на уроке мы изучим правописание О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных. Запись темы в тетрадь

-Ребята, давайте определим цели нашего урока.

Знаю Хочу знать Узнал

о-ё в корне О-Ё в суффиксах, окончания.

Есть ли исключения

Запись целей в тетрадь.

-Алгоритм написания(СЛАЙД 5)

1.Определить часть речи(для исключения глагола)

2.Определить часть слова

4.Под ударением пишем О, а без ударения-Е.

-Ребята, суффиксы и окончания существительных и прилагательных живут в домиках.

V.Физкультминутка. (СЛАЙД 6)

VI. Закрепление полученных знаний. (СЛАЙД 7)

1.Привести два своих примера с объяснением. К доске выходит одна пара, где один диктует свои слова, а другой графически доказывает. (Желательно вызывать сильных детей)

-А сейчас мы поиграем, закрепляя данную тему.

-Ночь-диктуемое слово пишем с буквой О, день- диктуемое слово пишется с Е. Медвежонок, в дремучем, лещовым, хорошего, ключом, колючего.

А. Журнал с обложки из глянца…(глянцевая)

Б. Заросли из камыша…(камышовые)

В. Куртка из замши…(замшевая)

Г. Клык моржа …(моржовый)

Д. Пластырь с перцем…(перцовый)

4.Распределительный диктант. Работа в группах на закрепление О-Е после шипящих. (СЛАЙД 13)

- Прежде чем перейти к этому заданию, вспомните в группах написание о-ё в корнях и в глаголах.

-Ребята, сейчас мы поработаем вчетвером. Из словарной работы один человек выписывает слова с орфограммой в суффиксе, другой-в окончании сущ. и прил, следующий-в корне, последний –в глаголах. Затем проведите в группе взаимопроверку с анализом.

Черные, бережешь, ручонка, шов, шёл, бережок, большего, учеба, увлечет, палачом, фаршем, овражек.

5.Упражнение на развитие памяти и внимания. (СЛАЙД 15)

На слайде нужно расположить несколько предметов и оставить на 20сек, затем слайд перелистнуть. Теперь ученики должны записать слова правильно и выделить в них орфограммы.

-Ребята, запомните слова на слайде, а через 20сек правильно запишите их.

Шоколадка, щетка, крючок, желудь, расческа, крыжовник.

  • Ж.лтый, ш.пот, ш.рох, щ.тка
  • Пирож.к, реч.нка, овраж.к, руч.нка
  • Могуч.го, ландыш.м, туч.й, ч.рный

VII.Контроль. Буквенный диктант. (взаимопроверка)

1.Чертежом 2.Тучей 3. Камышом 4. Лужей 5. Лучом 6. Ландышем 7.Рощей 8. Стережет 9. Горошек 10. Шёлковая, 11.Чёрное 12. Шоколад 13. Защёлкает 14. Шоссе 15. Шофер.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

О е о е о е е е е ё ё о ё о о

VIII. Итоги. Рефлексия.

-С какими орфограммами работали?

-По какому алгоритму действовали?

-Возьмите в руки полоску того цвета, которая покажет результат работы на уроке.

Зеленая-что-то не получилось.

Черная-не разобрался с темой.

IX. Домашнее задание. Составьте текст, используя слова с орфограммами, которые сегодня изучили и повторили.

Урок русского языка в 5 классе

1.Формирование навыка правописания о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях.

2.Закрепление правописания о, ё, е после шипящих.

3.Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.

4.Развитие памяти, внимания.

5. Воспитание чувства сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

I.Организационный момент(Слайд2)

- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня такой прекрасный день. Улыбнитесь друг другу и пожелайте мысленно удачи. Давайте создадим друг другу хорошее настроение на уроке.

II.Повторение пройденного материала.

- Прежде чем перейти к основной части урока, мы с вами повторим пройденный материал, так как это нам пригодится при изучении нового материала.

1.Наличие домашнего задания.

Ответственные дети за проверку домашнего задания сообщают о выполнении д/з по рядам.

2.Теоретический материал. Работа в парах.

-Мы сегодня будем много работать в группах, оценивать себя и других. Расскажите, пожалуйста, друг другу в паре правило написания о,ё после шипящих в корне.

3.Работа с текстом. Актуализация знаний.(Слайд3)

-Записываем число, классная работа. Выполним задание на повторение.

Чего только не увидишь в весеннем лесу. Птицы, которые вернулись из дальних мест, смастерили гнездышки и выстилают их пухом и ш…рсткой. Под кустом притаился зайч…нок. В овражке пропорхнет первая бабочка, будто мелькнет лимонно-ж…лтый листочек. В свеж…й зелени жужжат сторож…вые пч…лки. Над камыш…м мелководной реч…нки кружатся стрекозы. Везде слышится ш…рох и чуж…й ш…пот.

- Прочитайте текст про себя.

- Определите тему текста, основную мысль

- Назовите оставшиеся слова с пропущенными буквами. Известная вам орфограмма? Похожи? Проблема?

IV. Анализ языковых явлений .Работа в группах.(СЛАЙД4)

- Ребята, чтобы самостоятельно сформулировать тему и цель урока , нужно проанализировать эти слова.

1.Определите часть речи.

2.Выделите морфему, в которой находится подчеркнутая орфограмма.

3.Расставьте ударения в словах.

4.Сделайте вывод, какая тема, цель урока и алгоритм(схему) написания данной орфограммы.

Зачитываются ответы наших групп.

- Верно, молодцы! Сегодня на уроке мы изучим правописание О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных , прилагательных. Запись темы в тетрадь

-Ребята, давайте определим цели нашего урока.

Знаю Хочу знать Узнал

о-ё в корне О-Ё в суффиксах, окончания.

Есть ли исключения

Запись целей в тетрадь.

-Алгоритм написания(СЛАЙД 5)

1.Определить часть речи(для исключения глагола)

2.Определить часть слова

4.Под ударением пишем О, а без ударения-Е.

-Ребята, суффиксы и окончания существительных и прилагательных живут в домиках.


V.Физкультминутка. (СЛАЙД 6)

VI. Закрепление полученных знаний. (СЛАЙД 7)

1.Привести два своих примера с объяснением. К доске выходит одна пара, где один диктует свои слова, а другой графически доказывает. (Желательно вызывать сильных детей)

-А сейчас мы поиграем, закрепляя данную тему.

-Ночь-диктуемое слово пишем с буквой О, день- диктуемое слово пишется с Е. Медвежонок, в дремучем, лещовым, хорошего, ключом, колючего.

А. Журнал с обложки из глянца…(глянцевая)

Б. Заросли из камыша…(камышовые)

В. Куртка из замши…(замшевая)

Г. Клык моржа …(моржовый)

Д. Пластырь с перцем…(перцовый)

4.Распределительный диктант. Работа в группах на закрепление О-Е после шипящих. (СЛАЙД 13)

- Прежде чем перейти к этому заданию, вспомните в группах написание о-ё в корнях и в глаголах.

-Ребята, сейчас мы поработаем вчетвером. Из словарной работы один человек выписывает слова с орфограммой в суффиксе, другой-в окончании сущ. и прил, следующий-в корне, последний –в глаголах. Затем проведите в группе взаимопроверку с анализом.

Черные, бережешь, ручонка, шов, шёл, бережок, большего, учеба, увлечет, палачом, фаршем, овражек.

5.Упражнение на развитие памяти и внимания. (СЛАЙД 15)

На слайде нужно расположить несколько предметов и оставить на 20сек, затем слайд перелистнуть. Теперь ученики должны записать слова правильно и выделить в них орфограммы.

-Ребята , запомните слова на слайде, а через 20сек правильно запишите их.

Шоколадка, щетка, крючок, желудь, расческа, крыжовник.

Пирож..к, реч..нка, овраж..к, руч..нка

Могуч..го, ландыш..м, туч..й, ч..рный

VII.Контроль. Буквенный диктант. (взаимопроверка)

1.Чертежом 2.Тучей 3. Камышом 4. Лужей 5. Лучом 6. Ландышем 7.Рощей 8. Стережет 9. Горошек 10. Шёлковая, 11.Чёрное 12. Шоколад 13. Защёлкает 14. Шоссе 15. Шофер.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

О е о е о е е е е ё ё о ё о о

VIII. Итоги. Рефлексия.

-С какими орфограммами работали?

-По какому алгоритму действовали?

-Возьмите в руки полоску того цвета, которая покажет результат работы на уроке.

Зеленая-что-то не получилось.

Черная-не разобрался с темой.

IX. Домашнее задание. Составьте текст, используя слова с орфограммами , которые сегодня изучили и повторили.

Образовательная: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих в корне слова после шипящих; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих в корне слова.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Воспитательные: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

уметь распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы о-е после шипящих в корне слова, действуя по алгоритму.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь работать по коллективно составленному плану.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .

Обогащать словарный запас.

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные :

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке .

Развивать мыслительные процессы и память (анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация)

1.Мотивация. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Взаимопроверка по контрольной карточке с занесением результата в лист достижений.

Для тех, кто закончил работу раньше других, дается индивидуальное задание(на выбор) Составить слова по заданной словообразовательной модели или сделать словообразовательный разбор указанных слов.

3.Синтаксическая пятиминутка. Графический диктант.

1.Шофер осадил перед домом машину, пронзительный ветер ворвался в кабину.

2.Мы раздвигаем папоротники, переходим через ручей и идем по влажному мху.

3.Мы были дома, когда пошел сильный дождь.

Учащиеся слушают предложения, строят схемы в тетрадях, по схеме дают характеристику предложения, рассказывают о постановке знаков препинания. Один ученик во время комментирования чертит схемы на доске – это будет эталоном при проверке.

Взаимопроверка по эталону, выполненному на доске. Результаты заносятся в лист достижений.

4.Формулирование темы урока. Целеполагание.

1.Ответьте на вопросы:

-место соединения сшитых кусков ткани?

-очень тихий разговор?

Слова учитель записывает в два столбика

Знаем ли мы правило о том, как писать эти слова?

Какой звук слышится?

Можно ли ориентироваться на произношение?

В какой морфеме?

После какого согласного?

Формулируем тему урока- правописание гласной после шипящих в корне слова. Записываем тему на доске и в тетрадях.

Какова цель урока? Записываем цель на доске- научиться писать буквы о,е после шипящих в корне слова.

Какими будут наши задачи? Каким будет план наших действий? Каждый формулирует задачи для себя, затем озвучиваем, записываем на доске.

- изучить учебный материал,

-составить опорный конспект,

- разработать алгоритм применения правила,

- научиться применять правила при правописании.

Задачи записываем на доске.

Учащиеся, принимавшие участие в формулировании темы урока, цели и задач, ставят себе баллы в лист достижений.

5.Формулирование правила. Составление опорного конспекта. Составление алгоритма применения правила.

Задание: к словам второго столбика подобрать однокоренные слова.

На доске и в тетрадях учащихся появляется запись:

Выделяются корни, обозначается орфограмма. Можно ли сделать вывод о написании буквы Е в корне слова после шипящих?

Вывод: в … слова после…. под ударением пишется буква Е, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е.

В словах шов, шорты пишется буква О.

Вывод: буква о в корне слова после шипящих пишется в словах…. шов, шорты .

Мы высказали предположение. Проверим его, прочитав учебник.

Читают правило. Правы ли мы в своих предположениях?

Далее в парах рассказывают правило, указывают слова исключения.

Составляют в парах опорный конспект.

Представители выходят к доске, показывают свои опорные конспекты, выбираем лучший. Записываем его в тетрадь.

Составляем алгоритм применения правила.

Подбираем к слову однокоренное слово.

Наблюдаем, есть ли в однокоренном слове буква Е.

Если есть, пишу буку Е, если нет- пишу букву О.

Те учащиеся, кто принимал участие в рассуждении, в выведении правила и алгоритма, ставят себе баллы в лист достижений.

На доске записаны слова:

Задание: рассуждая по алгоритму, объяснить написание буквы в корне слова после шипящей. Выполняют задание устно (по цепочке). За верный ответ ставят себе баллы в лист достижений.

Один ученик записывает слова на доске- это будет эталон при проверке.

Бетонированная дорога (шоссе),

сказочный персонаж с рожками (черт),

водитель машины (шофер),

сладкая плитка (шоколад),

лицо, руководящее оркестром ( дирижер),

профессиональный наездник на скачках ( жокей).

Взаимопроверка по эталону, выполненному на доске. Результаты заносим в лист достижений.

8. Назови ласково слово ( с уменьшительно-ласкательным суффиксом), составь с ним словосочетание и запиши.

Работают самостоятельно, затем – проверка.

9. Самостоятельная работа. Запиши словосочетания, обозначь орфограмму.

Черствый хлеб, жесткие требования, испугаться шороха, ровный шов, желтый клен, сладкий крыжовник, шелковый галстук. Самопроверка по контрольной карточке. Результат заносят в лист достижений.

10. Подведение итогов. Рефлексия.

-Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?

-Вернитесь к нашей цели и к задачам. Удалось ли нам их достичь?

- Рефлексию своих результатов работы проводят некоторые учащиеся ( по их желанию)

-Посчитайте количество набранных вами за урок баллов. Поставьте в листах достижений себе оценку.

- В листе самооценке сделайте отметку (+ или -)

1.Моя готовность к уроку.

2.Я определял цели, задачи урока.

3.Я хорошо выполнял работу на уроке.

4. Я активно работал на уроке.

5.Я понял материал.

6.Я преодолевал трудности, добивался достижения результата.

7.Я активно работал в паре.

8.Я анализировал, обобщал, делал выводы.

9. Я осознавал ответственность за достижение результата.

10. На уроке мне было комфортно.

Рефлексия (цветочная) по содержанию урока . А теперь мы с вами создадим свое дерево. Каждый из вас возьмет листочек( на партах бумага в форме листа дерева). Кому понравилось на уроке, кто уходит довольный, прикрепите синие и зелёные цветочки. Кому не понравилось, он огорчён- прикрепите красный цветочек.

Читайте также: