Что цените в детях в доу

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Лукоянова Наталья Геннадьевна

Населенный пункт: Свердловская область, с. Колчедан

Успешность, преуспевать… В современной жизни стало престижным быть успешным.

В настоящее время я работаю в подготовительной группе. Вполне естественно, что мне хочется видеть своих воспитанников успешными и в школе и в дальнейшей жизни. И, смею предположить, что мною сделано много для того, что бы они были успешными. Анализируя свою работу, я попробовала выделить слагаемые успешности моих воспитанников.

1 слагаемое успешности – работа по развитию творческой активности детей, которую веду в направлениях театрализованной деятельности, сопровождении талантливых и одаренных детей, проектной деятельности.

  • со средней группы, основой совместной деятельности с детьми в театрализованной деятельности стала рабочая программа, в которой я отразила работу по развитию артикуляционного аппарата, физиологического и речевого дыхания, игры с пальчиками и массажными мячиками, работу над этюдами, сочинение и постановку сказок. Все плоды речевого творчества оформляем с детьми в книги.

Традиционными, начиная со средней группы, являются театрализованные выступления детей перед родителями и детьми других групп. Две сказки мы сняли на видео. Дети с интересом смотрят их в своем исполнении. Дополнительно у нас появилась возможность увидеть себя со стороны, обсудить ошибки и удачные моменты.

Благодаря возможностям мультимедиа, я нашла новое решение для разыгрывания сценок – общение ребенка-артиста с анимированными персонажами на экране.

Исходя из вышесказанного, могу сказать, что развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Из опыта работы хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей и запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество.[1]

Мною были разработаны и проведены в группе несколько проектов. Остановлюсь на некоторых.

В ходе реализации проекта была проведена разнообразная работа с детьми и родителями.

Дополнительно данный проект перекликался с работой по театрализованной деятельности – сочинение экологических сказок и представление агитбригады.

Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию, средством самовыражения и самореализации ребенка.[2]

Сопровождение талантливых и одаренных детей.

Одновременно с реализацией стандарта дошкольного образования выстраивается разветвлённая система поиска талантливых детей, поддержки и сохранения их интеллектуально-творческого потенциала, сопровождения в течение всего дошкольного периода.[5]

У некоторых моих воспитанников ярко проявляются способности в изобразительном, речевом, актерском творчестве.

Развитие творческих способностей детей в речевом и артистическом творчестве нашли свое отражение в рабочей программе по театрализованной деятельности.

Для отслеживания результатов своей деятельности и развития способностей детей в изобразительной и театрализованной деятельности, я использовала ранее разработанную пятиуровневую систему диагностики и диагностические карты.

Исходя из наблюдений и результатов диагностики, я смогла выявить яркие способности детей в следующих областях:

- в изобразительной деятельности – 7 детей;

- в речевом творчестве – 5 детей;

- в артистическом творчестве – 8 детей.

Интересно наблюдение, что творческие способности одновременно в трех областях проявляются у трех детей. Способности в речевом творчестве и артистизм – у двоих детей. Столько же детей проявляют творчество одновременно в изобразительной деятельности и артистизме.

Продукты детского творчества – литературное творчество и рисунки отправляю на конкурсы в сети Интернет:

3 слагаемое успешности воспитанника – это правильно построенная развивающая предметно-пространственная среда.

Компоненты развивающей среды в группе обеспечивают возможность организации разнообразных видов деятельности по интересам.

Здесь есть как постоянное оформление, например оформление стен, размещение мебели, так и сменный материал, согласно возрастным особенностям, интересам детей.

Групповое помещение условно разделено на зону спокойных игр и зону двигательной активности. Дети имеют возможность заниматься и играть в разных центрах, отдыхать в уголке уединения.

Так же в группе имеются технические средства магнитофон, интерактивная доска, ноутбук воспитателя.

Думаю, что созданный мною интерьер группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом к его организации. А компоненты развивающей среды в группе обеспечивают возможность организации разнообразных видов деятельности детей по интересам.

4 слагаемое успешности – заинтересованность родителей воспитанников в успешности детей. Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство . [4]

Родители группы принимают активное участие в родительских собраниях: в процессе такого взаимодействия взрослые начинают лучше понимать ребёнка, родители больше интересуются проблемами группы. Надо сказать, что я добилась почти 100% посещаемости собраний. А для этого на каждом собрании старалась продемонстрировать родителям что-то новое. Например, на одном собрании им было предложено посмотреть видео о кинезиологических упражнениях с участием детей. На другое собрание мы испекли с детьми печение, и родители с удовольствием в теплой обстановке обсуждали проблемы воспитания детей и пили чай. Показ занятий с детьми, фотопрезентаций, мастер-классов – составляющие наших родительских собраний.

Родители являются активными участниками конкурсов, проводимых в группе, детском саде и районе.

Участие в конкурсах и проектах дает родителям возможность творческого общения с детьми, укрепляет детско-родительские отношения.

В группе есть традиция – вместе отмечать День матери. Силами детей мы устраиваем небольшой концерт или представление, включаем в сценарий разные конкурсы. И, конечно, не обходятся эти праздники без общего чаепития.

Наблюдения свидетельствуют, что совместные дела, общение на собраниях и праздниках сплотили коллектив родителей. У них есть желание сделать жизнь детей в группе интересной и разнообразной.

5 слагаемое успешности воспитанника – создание детских портфолио. Портфолио – копилка успехов ребенка. Начала оформлять портфолио детей в средней группе, когда дети и семьи начали активно принимать участие в различных конкурсах и жизни группы. Сюда помещаю полученные дипломы и сертификаты, благодарности и грамоты, детское речевое и изобразительное творчество. Периодически я предлагаю детям портфолио для рассматривания, что позволяет им самоутвердиться и вызывает желание к дальнейшему творчеству.

Стараюсь сделать детские портфолио красочными и яркими. Надеюсь, что мои усилия не лягут пылиться на полку, а будут предметом гордости и своеобразной визитной карточкой ребенка.

Вывод. Формула успешности моих воспитанников выглядит так:

Конференция: Современный детский сад

Автор: Сираева Олеся Леонидовна

Организация: МБДОУ Детский сад №186

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Повышаются требования и воспитателям. Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка.

Факторами развития позитивных эмоций ребенка в детском саду являются:

- Воспитатель, его поведение, речь, профессиональная компетентность.

Опрятно одетый воспитатель, приветливый, разговаривающий в спокойном тоне, профессионально грамотно организующий общение с ребенком вызывает у последнего чувство доверия.

Отметим уникальные стороны профессии:

Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию.

Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.

Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии. Я признаю, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять педагога , а не заменять его.

Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровым. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка

Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле мы делаем учение мотивированным, учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного воспитателя. Готовя детей к школе, мы формируем у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка.

Выбор форм работы мы осуществляем самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода воспитателя. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, предусматриваю наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечиваю их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры, с целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяю двигательной активности.

Мы – современные воспитатели, делаем дошкольное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками. Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для нас - воспитателей, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.

В профессиональной деятельности педагоги нашего ДОУ гармонично сочетают и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными.

Особое внимание мы уделяем осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.

В своей работе мы планируем такие формы работы, как

диагностирование семей;

педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

совместное творчество детей и взрослых;

совместные мероприятия с учреждениями социума;

индивидуальная работа с родителями.

информационное общение (электронная почта, социальная сеть)

Мы вовлекаем родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших воспитанников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.

На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств

- четкое видение современных задач образования;

- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

- проявлять гуманную педагогическую позицию;

- сохранять физическое и духовное развитие детей;

- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Сарапулова Вероника Викторовна

Организация: МАДОУ д/с №77

Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Многим отличаются друг от друга два века - нынешний и минувший, XX и XXI век. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией. Мир выходит на другой уровень, создается невероятное количество нового, а многое из старого теряется в годах. Но есть и такое, что не меняется: бережное и трепетное отношение к детям; как к собственным, так и к целым поколениям детей. Маленький член семьи сразу же становится самым главным для своих родителей, бабушек и дедушек.

Дети – будущее, это всем известно. От того, как эти дети будут воспитаны и сколько усилий будет в них вложено, зависит и качество жизни через несколько лет, и технологический прогресс, и состояние экологии, и уровень медицины. Разве есть люди, безразличные к будущему своего города, государства, планеты? В интересах каждого воспитать достойного человека, вырастить настоящего гражданина, наделить его важными ценностями. Так думали наши прадеды, так думаем теперь и мы.

Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Так отчего же дети, в которых вкладывается, казалось бы, одинаковое количество любви и заботы, так отличаются от своих ровесников, живших век, полвека или даже двадцать лет назад?

Для начала рассмотрим причины таких различий. Несомненно, важнейшую в них роль играют изменившиеся условия жизни. Нынешние дети растут в совершенно другом, в сотни раз более насыщенном информационном поле. Современный мир предоставляет с избытком информацию, которую детям остается только поглощать, не прилагая к этому определенных усилий. Ведь, согласитесь, чтобы поднять данные по какой-либо теме, легче открыть страницу в интернете, чем перерыть двухтомный справочник, зайти в библиотеку или же посетить музей.

Так какие же они, современные дети?

Первая отличительная черта, характерная для современных детей, которую мне хотелось бы отметить, это необходимость непрерывного контроля. В прошлом веке родители, бабушки и дедушки, могли оставить ребенка в квартире, напомнив ему лишь о том, что дверь никому открывать нельзя и со спичками баловаться не следует. Действительно, в наше время дети уже в раннем возрасте необычайно шустры, действуют мгновенно. Это позволяет им нести разрушение с огромной скоростью.

Современный ребенок настойчиво дергает за рукав маму, остановившуюся поговорить с приятельницей, вертится, капризничает, встревает во взрослый разговор и всеми силами старается обратить на себя внимание до тех пор, пока не получит его. Дети прошлых поколений спокойно ждали завершения разговора. Если же не обратить внимания на эти выходки современных детей, дело может обернуться серьезной обидой.

Второй критической точкой я считаю проблему социализации. В век, когда люди общаются между собой преимущественно по телефону и в интернете, детям гораздо сложнее адаптироваться к непосредственному общению со сверстниками. Кроме того, обостряются проблемы восприятия детей с какими-либо особенностями: будь то одаренность или, например, ОВЗ.

Еще хотелось бы повторить, что неограниченный доступ к информации, о котором говорилось ранее, может негативно влиять на развитие детской психики и самосознания. Перепоручая занятия с ребенком специалистам, родители превращаются в пассивных соучастников социального становления и развития малыша.

Какие же могут быть методы решения описанных проблем?

Современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все более выраженными.

Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

В заключение могу сказать, что если сравнивать современного дошкольника с детьми шестидесятых годов прошлого столетия, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании современного ребенка применять подходы и методы, бывшие актуальными 20, 30, 40 и 50 лет назад. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Залогом успеха родителей будет индивидуальный подход и внимательное отношение к ребенку.

Аннотация: в данной статье авторами рассматривается актуальная проблема развития личности ребенка в период дошкольного детства, определяется ценность этого периода для развития физического и психологического здоровья, а также хорошей подготовки к будущей жизни в современном обществе.

Ключевые слова: дети, ценности, личность, ребёнок, дошкольники, развитие, поисково-исследовательская деятельность, дошкольный возраст.

Наши дети – это самые счастливые искатели приключений, которые очень хотят познать этот мир. Им интересно всё! Его мир, мир здорового, психически и психологически благополучного ребёнка, - яркий, красочный, добрый.

Современный ребёнок – это личность, индивидуальность. Главное - суметь воспитать чувства ребёнка, прививать ему интерес к окружающему миру, и роль обучения будет иной, это будет развитие готовности к самостоятельному познанию.

Научить ребёнка мыслить и самостоятельно добывать знания – это педагогическая цель современного образования. А основной задачей педагога - является установка на развитие творческой деятельности ребёнка, умение расковать мысль малыша, побудить стремление создавать что-то новое, делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения.

Основы социально-личностного развития зарождаются и развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Современный человек должен уметь: самостоятельно оценивать себя и свои поступки; понимать окружающий мир природы и мир людей; принимать самостоятельные решения относительно себя, других людей, социальных групп и общества в целом.

Человек развивается всю сознательную жизнь, но если говорить о социальной и психологической ценности дошкольного детства, то её можно сравнить с хорошим крепким фундаментом дома.

Перед дошкольными учреждениями страны сегодня стоит множество непростых задач. Они давно переросли свои первоначальные функции, поэтому в настоящее время востребован не просто воспитатель, а мега-воспитатель – исследователь, психолог, социолог.

Дошкольный период – это период формирования характера и правил поведения ребенка. Никакие психологические качества, или форма поведения не появляется в готовом виде, а проходит достаточно длительно скрытый период развития. Многие качества личности и формы поведения становятся заметными и открытыми у человека спустя много времени, когда человек достигает значительной социально-психологической зрелости.

Личность ребенка начинает формироваться с раннего возраста. Дети наблюдают за окружающими людьми и получают основной источник личностной социализации. В раннем возрасте они очень многому учатся: они осваивают разнообразные действия с предметами, у них развивается понимание речи, они получают ценный опыт эмоционального общения со взрослыми. Все это рождает у ребенка веру в свои способности и возможности, стремление к самостоятельному взаимодействию с окружающим миром.

Поэтому, наша задача поддержать стремление ребенка к самостоятельности, не подорвать его веру в собственные силы, поощрять положительные эмоции, помочь заметить рост своих достижений и ощутить радость от успехов.

Современным детям часто не хватает общения, они теряются в мире

информации, им хочется больше разговаривать и совместно действовать. Поэтому, детский сад - это то место, где они реализуют принципиальные для них потребности. С первых дней пребывания ребенка в детском саду, наша задача. поддерживать и развивать стремление к общению и обогащению личного практического опыта, придать отношениям между сверстниками положительную направленность. Нужно, чтоб каждый ребенок, чувствовал себя уверенно и комфортно в доброжелательной атмосфере детского сада.

Каждый ребенок стремится к активной деятельности и очень важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем разнообразней детская деятельность, тем успешнее идет его развитие и реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Поэтому, такие виды деятельности как: экспериментирование, предметная,

изобразительная и художественная деятельность, общение со сверстниками и

взрослыми, детский труд, игра – очень важны для ребенка. Игра становится

содержанием и формой организации жизни в детском саду.

Педагогическая цель современного образования - научить ребёнка мыслить и самостоятельно добывать знания. А основной задачей воспитателя является установка на развитие творческой деятельности ребёнка, умение расковать мысль малыша, побудить стремление создавать новое, нестереотипное, делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения.

В детском саду №12 города Тимашевска Краснодарского края, которым руководит Корниенко Ольга Владимировна, созданы руками педагогов социальная среда и здоровая психологическая атмосфера, способствующая формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.

Необходимо не только давать знания, но и вызывать ответное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств.

Процесс познания социальной действительности находит отражение в нашем детском саду в разнообразной детской деятельности. В нашем учреждении созданы условия для обеспечения комплексного развития воспитанников. Проводится огромная работа по физическому воспитанию, умственному, художественно-эстетическому, эколого-краеведческому, речевому развитию детей. Планируя работу в том или ином направлении, соблюдается главное условие ФГОС– это учёт возрастных особенностей психического развития детей дошкольного возраста, т. е. специфики дошкольного детства. Осуществляется дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, сочетая подгрупповые и индивидуальные формы взаимодействия педагогов с детьми.

Решая задачи социально-личностного развития, педагоги ориентируются на: широкое использование непосредственно предметного окружения, развивающей среды, созданной в каждой группе и в ДОУ в целом, организацию регулярной и разнообразной деятельности детей, общения; использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы; совместную творческую деятельность воспитателя с детьми (создание альбомов, библиотек из своих собственных книг, коллективных работ и т. д); регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания; сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик.

В работе с детьми по социально-личностному развитию наиболее эффективными приёмами являются дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, тематические обобщающие беседы, создание проблемных ситуаций. В работе важное место занимает коллективное совместное с детьми творчество. Оно приносит не только радость, но и огромную пользу.

1. Особое место в саду отводится использованию здоровьесберегающих технологий, физкультурно-оздоровительной работе с детьми. В детском саду проводятся физкультурные занятия, физкультурные досуги, спортивные праздники. Помимо этого, регулярно проводятся утренняя гимнастика, физминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна. В группах проводится кварцевание.

4. В детском саду созданы условия для ознакомления детей с природой. Есть метеорологическая станция, лаборатория, групповые уголки, огород, фруктовый сад. Учебно-воспитательный процесс организовывается таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий мир, умели устанавливать взаимосвязи и умели применить полученные знания практической деятельности.

В нашем саду осуществляется инновационная деятельность – проектная:

Педагогами созданы экологические, краеведческие проекты и проекты, посвящённые Великой Отечественной войне. Технология проектирования является уникальным средством поэтапного движения к цели, средством развития ребёнка под влиянием взрослого и благодаря собственной активности.

Современные условия жизни требуют глубоких изменений в системе дошкольного образования. Ситуация на сегодняшний день такова, что многие дети не имеют возможности посещать детский сад Общей характерной чертой неорганизованных детей является неравномерное развитие познавательных процессов, а также наличие определенных трудностей в сфере общения.

В то же время общеизвестно, что поступление ребенка в школу, вхождение его в новое детско-взрослое сообщество, в новую деятельность – учебную, связано с большим физическим и психическим напряжением, что негативно может влиять на его здоровье, желание учиться. Поэтому, полноценное физическое и психическое развитие ребенка в период дошкольного детства, подготовка к школе весьма актуальна. Современные исследования показывают, что 30–40% детей, приходящих в 1-й класс массовой школы, не достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению.

Дети, посещающие детский сад, могут успешно обучаться в школе, вызвать уважение у окружающих, отличаться своей ответственностью, что позволяет им в полной мере добиваться поставленных целей. Неорганизованные же дети обладают прямо противоположными качествами личности, такими, например, как беспорядочностью, недисциплинированностью, несобранностью, спонтанностью поведения и другими.

Однако традиционные технологии ни в ДОУ, ни в семье, ни в группах по подготовке детей к школьному обучению, которые организуются в школе, не могут обеспечить положительный результат в решении вышеперечисленных целевых ориентиров ни в детском саду, ни в семье.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением, семьей сегодня стоит задача добиться, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, но и, обязательно, инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. А развитие активности мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания, что возможно только в поисково-исследовательской деятельности. Именно в рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение, активное освоение мира. Детям не сообщаются новые знания, не предполагаются способы действия, а создается проблемная ситуация, которую решает сам ребенок, при этом сам самостоятельно устанавливает связи и отношения, а значит, развивается его память, мышление, воображение, речь, творческая активность и самостоятельность – основные базисные качества личности.

Проанализировав ФГОС ДО, ряд программ по дошкольному воспитанию, именно по подготовке детей к школе, мы пришли к выводу, что все они указывают на необходимость детского исследования и экспериментирования, но сам процесс не раскрыт, не раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности, что не позволяет практикам реализовывать программу подготовки к школе даже в условиях ДОУ. Имеющиеся программы и методические рекомендации по подготовке детей к школе не направлены на решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования, на формирование метапредметных исследовательских умений дошкольников и младших школьников, что является целевой установкой ФГОС, одной из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов вообще.

7. Мы уверены, что именно поисково-исследовательская деятельность и система работы по разработанной нами программе обеспечит и проблему преемственности между ДОУ и начальной школой.

Актуальность выбранной темы объясняется и тем, что в районе проживает 9300 детей. Из них детей от 5 до 7 лет 1600 чел. Посещают ДОУ 5 700 чел., в подготовительных группах ДОУ – 640 чел. Таким образом, подготовка детей к школе в домашних условиях осуществляется у 1160 детей. Есть предположение, что у большинства этих детей не будут сформированы способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Эти дети не смогут получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов и нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления. Эта проблема остро встает перед учителями начальных классов. Использование разработанной программы открывает новые возможности подготовки к школе дошкольников, не посещающих ДОУ в рамках работы консультационного пункта.

Л. С. Выготский не раз подчеркивал открытость ребенка миру, которая выражается в его стремлении активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации, но и занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию. Внутренняя позиция специфична для каждого возраста, она обуславливает общий характер переживаний ребенка, систему его отношений к действительности и таким образом создает единство и целостность его возрастного облика.

8. В МБДОУ обеспечена теоретическая подготовка педагогов, проведены консультации, семинары и практикумы по организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников, развитию их творческих способностей. Издано методическое пособие с теоретическими материалами по проблеме экспериментальной работы.

Опубликован цикл конспектов по разным образовательным областям с использованием элементов поисково-исследовательской деятельности.

Разработаны проблемно-поисковые ситуации в разных видах деятельности дошкольников.

Для определения показателей и критериев уровня овладения детьми исследовательской деятельности в ДОУ разработана циклограмма, в которой определены показатели и критерии, методы отслеживания результатов и предполагаемые формы работы с ребенком. С целью определения предпочитаемых детьми материалов в процессе экспериментирования, выявления устойчивых интересов ребенка разработана методика, в которой ребенку предлагается схематическое изображение центра поисково-исследовательской деятельности с различными материалами для исследования. Ребенку предлагается выбрать, куда бы он в первую очередь повел своего друга, пришедшего в гости.

Таким образом, дошкольное детство относится не столько к адаптивному типу жизнедеятельности, сколько к решающему периоду становления фундаментальных, ведущих образований личности, обладает сензитивностью к формированию базовых основ личности, достижению оптимального уровня их развития. В более поздние периоды теряется эта сензитивность, а с ней и возможность развития детей с опорой на творческое воображение, эмоциональный характер миропознания, наивность и непосредственность действий и др.

Выпускники нашего сада достаточно успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются к школе, у них сформирован достаточный уровень знаний, умений, навыков, что показывают результаты обучения в школе.

В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:

Читайте также: