План урока подготовка к егэ по обществознанию

Обновлено: 28.06.2024

В полном соответствии с законами организационной психологии, которые утверждают, что любая попытка что-либо изменить в устоявшейся практике человека вызывает первичную реакцию отрицания, мы наблюдаем, что число яростных противников ЕГЭ понемногу уменьшается, во всяком случае их голоса несколько тише и наступает следующий этап – попыток конструктивного осмысления плюсов и минусов, тактических и стратегических последствий.

  • диагностика уровня подготовки учащихся должна начинаться не позднее 9-го класса
  • в основе диагностики должны лежать единые оценочные эталоны
  • необходимость создания условий для освоения выпускниками навыков адекватной самооценки

Для решения этих задач наиболее эффективным является использование предметных тестов, как тематических, так и итоговых.

2. Актуальность гуманитарного образования.

Мнение руководителя одного из американских колледжей: “Как это ни странно прозвучит в век расцвета технологий, всё важнее становятся гуманитарные науки – философия, история, литература (обществознание). Они учат вас интерпретировать полученную информацию и аргументированно защищать свою точку зрения…Нельзя научить людей “думать иначе” без гуманитарного образования. Оно может помочь рождению действительно оригинальных идей”.

  • к основным целям обществоведческой подготовки нужно отнести не только усвоение знаний и овладение умениями, развитие мышления, но и воспитание учащихся, формирование у них системы ценностей;
  • одна из особенностей обществоведческого курса заключается в том, что он базируется не на одной науке, как ряд других предметов, а интегрирует знания из целого комплекса социальных и гуманитарных наук;
  • названные науки являются основой восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения;
  • одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности.
  • в связи с этим – необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.

Технологическая карта творческого урока.

Предмет: обществознание

Тема: Основы российского избирательного права

  • формирование правовой культуры будущих избирателей;
  • совершенствование общеучебных умений и навыков старшеклассников, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ;
  • развитие умений применять в социально-правовой практике полученные на учебных занятиях знания.

Методическая цель: использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на подготовку к ЕГЭ.

Форма проведения: урок-практикум

  • Целеполагание. Актуализация проблемы урока.
  • Постановка проблемы: определить, насколько важно сегодня быть грамотным избирателем.

Работа в группах: инструктаж, практическая работа. Учебная задача: проанализировав материалы учебной литературы, Конституции РФ, определить принципы и содержание избирательного права РФ

  • Обобщение результатов работы групп. Обмен мнениями.
  • Рефлексия. Подведение итогов.
  • Изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы:

“Если Вы не занимаетесь политикой, то политика занимается Вами”.

II. Задания для практической работы по теме “Основы избирательного права”.

1. Постановка проблемы.

Учебная задача: проанализировав материалы учебной литературы, Конституции РФ, Закона Иркутской области “О муниципальных выборах в Иркутской области”, определить принципы и содержание избирательного права РФ

Практическая задача: выполнить тестовые задания разного уровня сложности на этапе самостоятельного изучения нового материала.

Группа №1 - работа по теме “Российское избирательное право”

  1. активное избирательное
  2. пассивное избирательное
  3. классическое избирательное?
  1. всеобщее
  2. прямое
  3. принципиальное
  4. равное

6) при тайном голосовании

  1. право гражданина выступать в качестве избирающего
  2. право гражданина выступать в качестве избираемого
  3. всенародное голосование по важному государственному вопросу
  4. процесс выдвижения кандидатов в депутаты и борьба за голоса и симпатии избирателей

В1 Закончите следующее определение: “Избирательные права граждан – это ….”

В2 Соотнесите принципы избирательного права РФ и их характеристики

1. всеобщее А) избиратели голосуют на выборах “за” или “против” кандидатов непосредственно;
2. равное Б) никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдаёт только один голос;
3. прямое В) избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговорённых в законе;
4. с тайным голосованием Г) какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается

С1 Гражданин Д. не пошёл голосовать в день выборов. Ближе к вечеру один из членов участковой избирательной комиссии пришёл к нему домой с ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, попросил проголосовать.

Гражданин Н. не решился в день голосования отойти от постели больной дочери и попросил избирательную комиссию прислать ему на дом человека с ящиком для голосования, но ему в этом было отказано со ссылкой на крайнюю занятость членов комиссии.

Укажите на нарушение(я) избирательного права.

Группа №2 – работа по теме “Система выборов”

  1. при пропорциональной системе
  2. при мажоритарной системе
  3. при смешанной системе
  1. только на основе пропорционального представительства
  2. только на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства
  3. на основе смешанной избирательной системы по одномандатным избирательным округам и по партийным спискам
  4. только на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства
  1. 250 одномандатных округов
  2. 450 одномандатных округов
  3. одномандатные округа не выделяются
  4. 225 одномандатных округов

В1 Сопоставьте понятия и определения

1. Пропорциональная избирательная система А) когда для победы на выборах требуется получить большинство (абсолютное или относительное) голосов избирателей
2. Мажоритарная избирательная система Б) когда места в выборном органе распределяются пропорционально количеству поданных за ту или иную партию (блок) голосов.

В2 В приведённой фразе вставьте пропущенное словосочетание

Поскольку выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и чёткая …………….. – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.

С1 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы.

“Избирательный бюллетень сильнее пули” (А. Линкольн)

“Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон” (О. Бальзак)

Группа №3 – работа по теме “Избирательные комиссии”

  1. способность своими действиями приобретать права и обязанности
  2. действия граждан, избирательных объединений по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ
  3. предусмотренные законодательствам условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать или быть избранным
  4. проект закона, вносимый на рассмотрение законодательного органа.
  1. 5 человек
  2. 7 человек
  3. 10 человек
  4. 15 человек

В1 Определите, какое звено пропущено в следующей логической цепочке.

Избирательные комиссии: участковые > территориальные (районные, городские) > окружные (при выборе Президента РФ) > _____________ > Центральная избирательная комиссия.

В2 Впишите пропущенное слово: “Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы и _______________”.

Какие конституционные принципы избирательного права были нарушены в ходе выборов в депутаты Государственной Думы в данном избирательном округе?

III. Обобщение результатов работы групп. Обмен мнениями.

Проблема: определить, насколько важно сегодня быть грамотным избирателем.

Рефлексия: Тест “Я – избиратель”

1. Если ваш лучший друг будет уговаривать вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, вы:

а) сделаю, что просит

б) не знаю, как поступить

2. Если вам предложат приличные деньги за ваш избирательный бюллетень, вы:

б) не знаю, как поступить

3. Если в день выбора президента у вас появится шанс классно отдохнуть с ночёвкой у реки с друзьями, вы:

а) не проголосую

б) не знаю, как поступить

4. Если вы узнали, что ваши родители в день голосования собрались на дачу, вы

б) не знаю, как поступить

в) буду убеждать проголосовать

5. Если один из кандидатов пообещает накануне выборов резко снизить цены на продукты и одежду, вы

а) проголосую за него

б) не знаю, как поступить

в) не проголосую за него

Если в ваших ответах преобладает ответ “а”, то печальной может быть судьба вашего Отечества. А это значит, что и ваша судьба незавидна. Вы недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от вашего голоса многое зависит. Например, будете ли вы вообще сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, конечно).

Если в ответах преобладает вариант “б”, то вы немного отличаетесь от предыдущего “избирателя”. Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что вас политика никогда не коснётся – я, мол, человек маленький.

Если в ответах преобладает вариант “с”, то всё в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и вы.

Ответы к заданиям теста по теме

“Российское избирательное право”

(группа №1)

С1. В первом случае было нарушено избирательное право гражданина Д. По российскому законодательству участие граждан в выборах добровольное. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах.

Во втором случае также нарушено избирательное право. На основании статьи 98 Закона Иркутской области “О муниципальных выборах в Иркутской области” участковая избирательная комиссия обязана удовлетворить просьбу гражданина Н., если его заявление (устное обращение) было подано в участковую комиссию не позднее чем за 4 часа до окончания времени голосования.

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.

Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.

Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.

Программа рассчитана на 1 учебный год 34 учебных часа. Занятия проходят по расписанию элективных курсов и курсов по выбору, составленному администрацией образовательного учреждения.

Цель курса : систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

- повышение предметной компетентности учеников;

- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

- краткое изложение и повторение курса обществознания;

- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;

- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию

Содержание курса включает:

- Информация о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию.

- Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления.

- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.

Программа курса строится на серьезной самостоятельной подготовке выпускников. Занятия по программе проводятся 1 раз в две недели по 2 урока подряд. Уроки по 40 минут. Каждый урок делится на периоды по 13-15 минут (в зависимости от количества тем). За этот временной промежуток 6-7 минут учитель отвечает на подготовленные заранее вопросы учеников по одной из тем, и 6-7 минут ученики решают задания по данной теме. На решение заданий первой части ученик должен тратить не более 1 минуты, решение заданий второй части (за исключением эссе) ученики должны тратить не более 5 минут. Теоретические знания учитель на уроке не объясняет. Все знания ученики черпают из учебника и справочников для подготовки к экзамену. К каждому новому уроку ученики обязаны решить набор заданий по прошлой теме урока, прочитать новые темы по плану и подготовить вопросы, к учителю. Кроме этого ученики должны решить минимум один вариант из книги с типовыми тестовыми заданиями. С алгоритмом решения заданий ученики знакомы еще с 10 класса. У каждого есть памятки.

В начале и в конце курса ученики проходят диагностическое тестирование, которое показывает их уровень знаний, уровень готовности к ЕГЭ. Промежуточное тестирование не предусмотрено, т.к. в школе в декабре ученики 10-11 классов сдают промежуточный экзамен.

Результаты освоения программы

Личностными результатами факультатива являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты факультатива: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.

Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.

Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию

КИМ ЕГЭ по обществознанию разрабатываются с опорой на требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Знать и понимать:

1.1 биосоциальную сущность человека

1.2 основные этапы и факторы социализации личности

1.3 место и роль человека в системе общественных отношений

1.4 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

1.5 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

1.6 основные социальные институты и процессы

1.7 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

1.8 особенности социально-гуманитарного познания

2.1 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

2.3 объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

2.4 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

2.6 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

2.7 формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам

2.8 подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

2.9 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Краткий перечень нормативных правовых актов,

которые раскрывают отдельные аспекты тем, заявленных в кодификаторе элементов

содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных

организаций для проведения единого государственного экзамена



Содержание программы

Вводное занятие, диагностическое тестирование – 2ч.

Человек и общество 6

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

1.4 Понятие истины, её критерии

1.5 Мышление и деятельность

1.6 Потребности и интересы

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы

1.9 Основные институты общества

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.12 Образование, его значение для личности и общества

1.16 Понятие общественного прогресса

1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)

1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Экономика 6 часов

2.1 Экономика и экономическая наука

2.2 Факторы производства и факторные доходы

2.3 Экономические системы

2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

2.5 Постоянные и переменные затраты

2.6 Финансовые институты. Банковская система

2.7 Основные источники финансирования бизнеса

2.8 Ценные бумаги

2.9 Рынок труда. Безработица

2.10 Виды, причины и последствия инфляции

2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

2.12 Роль государства в экономике

2.14 Государственный бюджет

2.15 Мировая экономика

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Социальные отношения 6 часов

3.1 Социальная стратификация и мобильность

3.2 Социальные группы

3.3 Молодёжь как социальная группа

3.4 Этнические общности

3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

3.7 Социальный конфликт

3.8 Виды социальных норм

3.9 Социальный контроль

3.10 Семья и брак

3.11 Отклоняющееся поведение и его типы

3.12 Социальная роль

3.13 Социализация индивида

Политика 6 часов

4.1 Понятие власти

4.2 Государство, его функции

4.3 Политическая система

4.4 Типология политических режимов

4.5 Демократия, её основные ценности и признаки

4.6 Гражданское общество и государство

4.7 Политическая элита

4.8 Политические партии и движения

4.9 Средства массовой информации в политической системе

4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации

4.11 Политический процесс

4.12 Политическое участие

4.13 Политическое лидерство

4.14 Органы государственной власти Российской Федерации

4.15 Федеративное устройство Российской Федерации

Право 6 часов

5.1 Право в системе социальных норм

5.2 Система российского права. Законотворческий процесс

5.3 Понятие и виды юридической ответственности

5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

5.5 Законодательство Российской Федерации о выборах

5.6 Субъекты гражданского права.

5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

5.8 Имущественные и неимущественные права

5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора

5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака

5.11 Особенности административной юрисдикции

5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

5.14 Споры, порядок их рассмотрения

5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса

5.16 Особенности уголовного процесса

5.17 Гражданство Российской Федерации

5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

5.19 Права и обязанности налогоплательщика

5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

Итоговое тестирование – 2 ч.

Шкала соответсвия первичного балла за выполнение экзаменационной работы тестовому баллу и примерный перевод ее в оценки.

С 2009 года тестовые баллы ЕГЭ не переводятся в стандартные школьные оценки по пятибалльной системе. Это сделано потому, что баллы ЕГЭ больше не влияют на оценку, которая ставится в аттестат, и пересчитывать их незачем. Но до сих пор очень тяжело отказаться от пятибалльного эквивалента отметок ЕГЭ. Поэтому ниже приводится таблица, по которой можно провести соответствие баллов ЕГЭ стандартной школьной отметке.

В Демоверсии и КИМах для подготовки к ЕГЭ за выполнение того или иного задания выставляется определенное количество баллов. Это первичные баллы, которые по специальной формуле шкалирования переводятся в тестовые баллы. Однако, при работе по подготовке выпускников учитель не может переводить первичные баллы в тестовые, поэтому при подведении итогов за тест используется первичный балл.

Привет! Этот документ — пошаговый план подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Он отличается от всех других, которые мы выпускали прежде. Наверное, ты видел уже очень много руководств по созданию таблицы с непройденными темами, системами повторения и каких-то лайфхаков.

Я поняла, что все эти планы закрывают только одну поверхностную цель — видимое создание структуры подготовки. Но на этом все заканчивается. По итогу ты сохраняешь еще один очень важный (!) план подготовки и надеешься, что совсем скоро начнешь готовиться, а этот документ поможет тебе.

Сейчас я хочу дать нечто большее. В твоих руках руководство о том, почему возникают проблемы в подготовке к ЕГЭ, как их решить, и почему все прошлые разы такие документы тебе не помогали. Здесь я не буду давать готовые таблички с темами, которые нужны на ЕГЭ, и с датами их прохождения, не буду писать алгоритмы решения второй части.


Анна Маркс



Я постаралась решить в этом файле более глубокие проблемы всех учеников, с которыми сталкивается каждый, независимо от уровня подготовки и конечной цели. Поэтому это руководство подойдет тебе, если:

- ты стабильно пишешь на 80+ баллов и уверен в своих силах, но при этом знаешь, что остаются некоторые пробелы
- пишешь на 60-70 баллов и не можешь пробить потолок и увеличить баллы
- только начал готовиться и боишься дальнейших действий

Ты получишь четкую траекторию своего пути и узнаешь себя в этом документе.
Готов? Тогда пойдем со мной.

Меня зовут Анна Маркс, и я занимаюсь онлайн-образованием уже шестой год. Точно так же, как и ты сейчас, я сдавала ЕГЭ в июне 2015 года. Тогда я набрала в сумме 293 балла, из них 94 – по обществознанию. Уже тогда я поняла по своему опыту, что готовиться к ЕГЭ сложно и неинтересно, есть огромное количество непонятных моментов, а язык моих репетиторов-экспертов ЕГЭ был мне непо- нятен.

Не буду описывать свои успехи на учебе и в личностном плане: они не докажут мое право советовать тебе, что и как делать. Поэто- му перейдем сразу к тому, почему я могу сказать, что я эксперт подготовки к ЕГЭ и действительно могу помочь тебе:

Аня Маркс

2015 год – я случайно начинаю преподавать в Вебинариуме. Онлайн-образование только набирает обороты. Тогда мы начинали этот проект просто как бесплатную подготовку: делали первые вебинары и спецкурсы, основываясь на собственных знаниях и опыте.
Первый мой предмет - английский. Когда стал нужен преподаватель по обществознанию, я решила попробовать. Какое-то время веду 2 предмета одновременно. И общаюсь с учениками, и занимаюсь маркетингом самостоятельно. Совмещать все сложно, и я в конце концов выбираю обществознание.

Мой первый выпуск в 2016 – 18 учеников. Мастер-групп тогда еще нет, все выпускники просто приходили на бесплатные вебинары и занимались на спецкурсах со мной. Мы вместе общались в чате, все начиналось как очень маленькая семья.

Новый учебный год – новые спецкурсы. В 2017 я придумываю методику скриптов и интеллект-карт, которой сейчас пользуется большинство онлайн-школ. Появляются первые помощники.

Январь 2017. Начинаю набор в первую мастер-группу. Дополнительные вебинары, домашнее задание 5 дней в неделю, индивидуальная
проверка вторых частей – делаю подготовку более интенсивной.

В 2018 количество выпускников превышает 3000 человек. Средний балл уже 88,46.
15 людей, занимавшихся в мастер-группе, получают 100 баллов по обществознанию.

Понимаю, что могу помочь ученикам не только с обществознанием. Запускаю 2 новых проекта: Школу языков и Школу продуктивности.

2019 год становится переломным: ухожу из Вебинариума и запускаю собственную онлайн-школу – Маркс Академию.

В 2019 году количество стобалльников выросло до 52,
а выпускников – до 10 тысяч. Но мы не думали останавливаться! Все лето наша команда работала над улучшением программы.

2020 год, несмотря на отставку правительства, пандемию, переносы ЕГЭ и всеобщее сумасшествие, нас очень порадовал. За этот год мы выпустили 54 стобалльника. 54, КАРЛ. Это значит, что каждый 8 стобалльник России – наш выпускник.

В 2015 я была на твоем месте. Училась в 11 классе, жила в небольшом городе и мечтала поступить в топовый университет. Так же готовилась к ЕГЭ, так же думала – а вдруг, не получится?

Но у меня получилось. И получилось еще у нескольких тысяч выпускников, прошедших свой путь вместе со мной.

Я понимаю, что сейчас тебе сложно. Сложно, как никогда. И хочу облегчить твою подготовку.

Прочитай то, что я опишу, и задумайся – это о тебе? Если да, то я точно знаю, как тебе помочь.
Что ж, начнем?

Анна Маркс

За 5 лет преподавания я выпустила больше 16 000 учеников, 106 из которых – стобалльники. Постоянно анализируя результаты ребят, статистику сдающих по России, расспрашивая своих учеников, что конкретно им помогло и как они готовились к экзамену, я выявила проблемы, с которыми сталкивается каждый.

И именно эти проблемы не дают большинству учеников сдать экзамены на высокие баллы. Возникают проблемы не только со знанием материала, но и с пониманием технологии экзамена и подготовки к нему.
Я проанализировала разные системы подготовки: самоподготовку, подготовку в школе, на курсах от университетов, с репетиторами, на онлайн-платформах. Нашла разные лайфхаки и разные способы готовиться: от уходящих в прошлое до новых, наконец-то окрепших на рынке.

И в каждом из видов подготовки я столкнулась с проблемами учеников, которые часто остаются нерешенными. Несмотря на разные платформы, разных преподавателей и программы подготовки, им мешало одно и то же.
Мне хотелось придумать что-то кардинально новое, продукт, который объединил бы в себе лучшие черты всех перечисленных способов, но при этом минимизи- ровал бы риски. И что главное – был бы удобным и понятным.

Даже если ты не еще не начинал готовиться, даже если ты готовишься уже несколько месяцев, ты точно узнаешь свои проблемы в следующих пунктах. А я постараюсь помочь их решить.

Посмотрим, с какими сложностями в подготовке к ЕГЭ по обществознанию ты сталкиваешься, и как моя система Мастергруппы поможет их преодолеть.

Самая распространенная проблема. С чего ты начал готовиться к обществознанию? Скорее всего взял школьные учебники, вместе с ними сборники тестов и начал читать с самого начала учебник, попутно решая тесты. В итоге сейчас ты не видишь взаимосвязи между темами, их порядок непонятен: почему именно так? Почему я сначала прошел семью, а потом социальный лифт? Может, нужно было наоборот? Может, я не понял темы потому, что
прошел их в неправильном порядке?

В каждом учебнике свой порядок тем: на кого ориентироваться – непонятно. В кодификаторе (если ты его открыл) порядок вообще другой, незнакомые названия. Ты не знаешь, какие из этих тем чаще встречаются на ЕГЭ, на чём нужно сконцентрироваться, а что - пропустить. Почему цитата про семью может встретиться в блоке Право? А что, можно использовать аргументы про нее?

Мозг изначально не понимает, где выделить место под информацию. А ещё к этому примешивается постоянное решение тестов: из раза в раз появляются новые мелкие детали.Они непоследовательны: сначала был вопрос про глобальные проблемы, а сразу после — про права и обязанности гражданина. Мозг приучается запоминать по крупицам, перескакивать с темы на тему. Итог – хаос в голове.

Ещё и нет понимания, как правильно учить и повторять информацию. Но это уже следующие проблемы.

Все проблемы взаимосвязаны. Уже видишь, да? Как только узнал себя в одной из них — все, приготовься к вороху других. В голове хаос обрывков разной информации. Какую-то ты видел в учебнике, о другой услышал от репетитора, третью нашел в ответах к тесту.

Информация не упорядочена, а в голове все меньше места. Из-за того, что ты не можешь уложить все в структуру, кажется, что выучить что-то уже невозможно. Или возможно — но с определенными жертвами: например, выкинуть информацию по первой теме.

Чтобы темы действительно получилось выучить, нужно, чтобы они изначально были поданы в упорядоченном виде, как в интеллект-карте. Со всеми объяснениями, но при этом без воды. А теперь вспомни, как пишется учебник. Абзацытекста со вступлениями и выводами, изредка чередующимися со схемами, взятыми из ниоткуда.

Ладно, допустим, с этим разобрались. И вроде как даже начали что-то учить. Но каждый раз открываешь кодификатор, чтобы свериться, и с ужасом понимаешь:
■ Половину тем еще не прошел
■ Многое выучил не до конца
■ Что прошел — уже не помнишь (снова вторая проблема)
■ А еще нужно знать все статьи из кодексов

Кодификатор призван помочь сформировать план подготовки, но на делезапутывает, не дает точной информации– что конкретно учить в каждой теме? И вызывает панику, потому что любые пройденные темы снова остаются в чертогах разума, недоступных уже через неделю после изучения.

Когда ты долго решаешь тестовую часть, ты учишься угадывать логику составителей и правильные ответы. На волне эйфории ты думаешь, что еще немного, и у тебя получится. Но в какой-то момент прогресс исчезает, и ты начинаешь замечать одни и те же ошибки.

Каждый раз это задания, где немного поменяли формулировку вопроса или ответа, и ты по своей невнимательности допускаешь ошибки. Строя свою систему решения тестов только на основе угадывания логики, ты попадаешь в ловушку невнимательности и незнания.Иногда в ЕГЭ нет логики, а правильный ответ нужно просто ЗНАТЬ из теории.

Учителя редко могут объяснить критерии ЕГЭ. Они приучены говорить научным и формальным языком и просто повторяют написанное в демоверсии. А когда делаешь ошибку — показывают правильный ответ и говорят, что нужно писать так.

Все очень просто. Решать 2 часть тебя никогда не учили. Эти навыки не охватываются школьной программой. Репетитор видит твои несчастные потуги, неправильные ответы и говорит, как все плохо. Пытается научить — но за неделю невозможно научиться тому, чему тебя не учили 11 лет.

Да и критериев нормальных нигде нет. Поди туда, принеси мне то — какие-то примеры и аргументы. Из чего состоит пример и аргумент — непонятно. Аргументы просят по каким-то сложным философским вопросам. Докажите, что ограничения государства влияют на сокращение инноваций. Да откуда мы знаем? Как доказать? Я знаю, что это так, и отстаньте.

Красиво формулировать мысли и логично строить предложения тоже сложно. Эссе получается не связным произведением, а кусками-обрывками. Требования учителей и репетиторов постоянно повышают планку, которую ты не можешь достичь.

Боишься, что в 25 попадется дурацкое определение
или не вспомнишь идеальное – а где вообще найти правильные определения?

Ты не понимаешь, как выучить все эти определения: информации куча, в каждой теме нужно знать минимум 4 понятия и что они значат. Никаких официальных списков терминов и их определений нет. В учебниках устаревшая информация: часто дают просто основу или основу с одним признаком. На ЕГЭ это уже не принимают.

Ты этого не учил. Что написать, чтобы засчитали, и как вообще вспомнить правильное определение, не знаешь.

В плане нужно отразить очень много моментов: признаки, функции, взаимосвязи, примеры. У тебя в голове нет структуры, а изученный материал вылетает оттуда через неделю после изучения.Ты не можешь написать план — и сразу теряешь 8 вторичных баллов.

Если пишешь план по своему конспекту — не запоминаешь информацию и просто механически переносишь ее на другой лист. А иначе не получается совсем.

Или двойная тема. Взаимосвязь науки и образования. С чего начать, как отразить взаимосвязь, какая у них вообще взаимосвязь? Об этом в учебнике не пишут. А если и писали, ты уже забыл, ведь скорее всего эта информация проскочила где-то среди огромного количества воды. В панике ты начинаешь делать много ошибочных действий.

Учителя и репетиторы — тот луч надежды, на который мы возлагаем ответственность. Конечно же, они сразу начинают с практики.
И закидывают пробниками, особенно в школе, не объяснив теорию. Ты раз за разом решаешь КИМы, смотришь ошибки и пытаешься их запомнить. Но каждый раз получаешь один и тот же результат — скорее всего, это +- 70 баллов.

Репетитор дает все новые и новые КИМы, говорит – в этот раз пиши правильно, и ты вроде делаешь все так, как нужно. Но снова не можешь пробить свой результат.

Одни заставляют себя готовиться, тратят много сил, а другим, наоборот, подготовка даёт энергию. Мозгу должна быть понятна реальная ценность цели, которую ставишь. Поступить на бюджет? Переехать в большой город? Закончить школу и жить спокойно? Переплюнуть одноклассников? И что дальше? Нужно найти что- то бОльше, глубокую мотивацию.

5 лет назад я захотела поменять свою жизнь, перейти на новый уровень – и у меня получилось. Благодаря бюджетному месту я попала в среду роста БЕСПЛАТНО.

Помни – все то, над чем ты сейчас усердно работаешь, не делается просто так. Это инвестиции в твоё будущее. Многообещающее и перспективное.

Для начала нужно понять, какой у тебя уровень знаний на данный момент. Чтобы получить максимально точный результат, реши 3 полноценных варианта (1, 2 часть + эссе) Проверить тесты ты сможешь и сам, а вот развёрнутую часть работы попроси проверить учителя - наверняка она будет не против посодействовать стремлениям своего ученика. Как только получишь полный результат по каждому пробнику, высчитай средний + проанализируй, в каких заданиях и темах к тебя пробелы. Вуаля, вот она - наша отправная точка!

В нашем случае официальная документация – не просто формальности. Формат ЕГЭ ограничен в узкие рамки, и нам с вами их нужно изучить. Сделать это стоит в таком порядке:

■ найди демоверсию – официальный образец экзаменационного варианта. Ее ценность не только в самих заданиях (их содержимом, очередности, градации сложности и тд), но и в критериях оценивания этих заданий, которые прописаны в конце.
Внимательно изучи их, где нужно – подчеркни, чтобы в случае необходимости вернуться к ним снова

■ следующий шаг – спецификатор. В нём говорится о навыках, которые нужны на ЕГЭ. Но особенно важно в нем 2ое приложение – это список законов, которые нужно знать в рамках ЕГЭ. Распечатай егои сохрани.

■ методические рекомендации для учителей, подготовленные на основеанализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года;
методические материалы для предметных комиссий субъектов попроверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2019

Казалось бы, пособия ведь для учителей, комиссий - зачем ученику в принципе их открывать. Но там содержится огромное количество интересного и полезного материала, основанного на опыте прошлых лет – есть списки тем, на которые школьники допускали больше всего ошибок (с большой вероятностью именно эти темы попадутся тебе в КИМе, так что их надо будет отдельно проработать!), приведены даже примеры реальных работ и подробное объяснение их оценивания. Ну не сказка ли!

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Средняя общеобразовательная школа №1

Заместитель директора по УВР МКОУ

Конспект урока на тему

Учитель истории и обществознания

Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме

разбор вопросов и решение тренировочных тестов частей А и В ЕГЭ базового, повышенного и высокого уровня сложности по всей линии школьного обществоведческого курса (экономики, социологии, правоведения, политологии, социальной психологии, культурологии, философии);

выполнения заданий части С, требующей развернутого свободного ответа. Выработка умений использовать соответствующие обществоведческой науке термины и понятия, приводить необходимые аргументы в обосновании своей позиции, делать выводы; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, публицистических);

знакомство с основными правилами выполнения так называемого альтернативного задания - написания краткого сочинения-эссе на предложенную тему;

разбор типичных ошибок при решении заданий.

Сроки реализации рабочей учебной программы:

Данная программа рассчитана на 68 часов- 1 час в неделю и реализуется в течении двух лет обучения.

Наименование разделов и тем

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков

Особенности выполнения заданий С1-С4

Общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

Особенности выполнения заданий С5-С7

С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.

С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Особенности выполнения задания С8

Задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.

Теория по выполнению задания С9(эссе)

Альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура

Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира).

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты..

Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества . Культура и духовная жизнь. (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории Формы и разновидности культур. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Средства массовой информаци

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизничеловека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов).

Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).

Выполнение заданий А и В по данным содержательным линиям.

Выполнение заданий части С

Выполнение заданий части А и В по содержательной линии и т ренинг по выполнению заданий.

Выполнение заданий части С

Выполнение заданий части А и В по содержательной линии и т ренинг по выполнению заданий.

Выполнение заданий части С

Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

. Выполнение заданий части А и В по содержательной линии и т ренинг по выполнению заданий.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.

Выполнение заданий части С

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.

Выполнение заданий части А и В по содержательной линии и т ренинг по выполнению заданий.

Выполнение заданий части С

В результате изучения данного курса учащиеся должны

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования ;

особенности социально-гуманитарного познания;

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

Учебно – методический комплекс:

Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2007.

Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2010.

ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2009

ЕГЭ-2007: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

ЕГЭ 2007.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, Эксмо, 2009.

ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2010.

ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2010.

Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.

ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008.

Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.

Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007, 2008.

Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.

Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6.

Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Читайте также: