План урока по вождению автомобиля категории в

Обновлено: 08.07.2024

Департамент науки и образования Курганской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Курганский технологический колледж имени героя Советского Союза Н.Я. Анфиногенова.

Разработал: мастер производственного обучения

Семенов Виктор Яковлевич

Мастер - инструктор: Семенов В.Я.

Количество часов: 2 часа.

Тема урока: Движение с изменением направления, постановка автомобиля в бокс (гараж) задним ходом.

Тип урока: Урок совершенствования, обобщение знаний, умений навыков.

Вид урока: Практическая езда.

Метод урока: Наглядный, практический, индивидуальный.

Межпредметные связи: ПДД, устройство, эксплуатация автомобиля.

2.Развивающая: Выработка глазомера и действие рук.

3.Воспитательная: Научить бережно, относиться к закрепленной технике.

Материальное оснащение и техническая документация к уроку: автомобиль ВАЗ 2106, полигон, план урока, схема движения, учебно-путевой лист, комплект инструментов.

-движение передним ходом (змейка).

-заезд в бокс с угла 90 градусов.

Ход учебного занятия:

1. Организационный момент

Организация внимания учащегося. Приветствие.

Подготовка к уроку

2. Повторение прошлого материала

Давайте с вами вспомним инструкцию по проведению ежедневного технического обслуживания автомобиля и инструкцию по охране труда при обучении вождению автомобиля.

Проверка прочности знаний выученного ранее материала.

3. Изучение нового материала

Выполнение упражнения "змейка"

Аккуратно подъезжаем к линии "старт" перпендикулярно ей и останавливаемся.

Медленно отпускаем педаль спепления, и НЕ НАЖИМАЯ ПЕДАЛЬ ГАЗА начинаем движение.

Когда стойка поравняется с серединой водительской двери, поворачиваем руль до упора влево настолько быстро, насколько можем, и продолжаем движение.

Как только левый передний угол поравняется со стойкой (окажется на линии, соединяющей две соседние стойки), выравниваем руль, движемся прямо, осторожно переходя к следующему пункту.

Когда стойка, окажется посередине передней двери, быстро крутим руль вправо, продолжаем движение, дальше идёт повторение двух последних пунктов.

Обогнув все стойки, выжимаем сцепление и подкатываемся к линии "стоп". До неё лучше не доехать, пересекать её нельзя.

Невыполнением упражнения считается задевание стоек, пропуск более одного проезда.


При движении задним ходом важно, чтобы рука находилась на верхней части рулевого колеса. Это позволяет наиболее точно контролировать движение задним ходом. Левая нога постоянно находится на педали сцепления, правая — на педали дросселей. Двигаться надо медленно, поддерживая малую скорость пробуксовкой сцепления (частично нажатием педали). Для полной остановки автомобиля следует нажать педаль тормоза.

При маневрировании задним ходом автомобиль поворачивает в том направлении, в каком вы вращаете рулевое колесо. Однако при повернутой назад голове у начинающих водителей нарушается ориентация. Если автомобиль начинает отклоняться от необходимой траектории, они теряются и совершают неправильный поворот рулевого колеса. Поэтому надо приучить себя двигаться задним ходом на малой скорости и не стесняться остановиться и повторить маневр, если автомобиль не вписывается.

Самое главное при движении задним ходом — необходимость контроля не только задней части автомобиля, но и крайних точек левого (при повороте направо) и правого (при повороте налево) крыла.

При поворотах задним ходом передняя часть автомобиля движется по большому радиусу. Причем чем больше передний свес автомобиля, тем больше радиус. Поэтому если переднее колесо вписалось, это не означает, что крыло автомобиля не заденет препятствие. Контролируйте окружающую обстановку путем быстрого перевода взгляда во всех направлениях, не оставляя без внимания ни одной невидимой зоны.


Невыполнением упражнения считается , когда хотя бы одна деталь автомобиля проецируется на линию или выходит за нее.

Учебный план и тематическое планирование составлены на основе “Программы подготовки водителей транспортных средств”, разработанной кафедрой автодорожного института Санкт-Петербургского государственного университета в 1997 г. с учетом прохождения некоторых тем, входящих в программу общеобр-х дисциплин: политика и право, ОБЖ.

Для обучения используется дидактический материал автошколы и наглядные пособия, разработанные и изготовленные составителем и учениками на уроках технического труда.

В учебном процессе используется следующая литература: “Правила дорожного движения РФ. Официальный текст”; “Комментарии к “Правилам дорожного движения”; “Экзаменационные (тематические) задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий “А” и “В” и комментарии к ним”; “Экзаменационные билеты для сдачи квалификационных экзаменов в ГИБДД на право управления транспортными средствами категорий “А” и “В” и комментарии к ним; “Легковые автомобили”. М, “Просвещение”, 1996 г. (В.С Цыбин, В.А. Галашин.); компьютерный тренажёр “За рулём”, издательский дом “Равновесие”.

В общеобразовательной школе учащиеся 10-11-х классов проходят курс обучения по разделам “Устройство автомобиля” и “Правила дорожного движения”.

Обучение вождению транспортного средства производится во внеурочное время инструкторами автошколы по отдельному учебному плану и графику.

Итоговая аттестация по “Технологии” производится по экзаменационным билетам для сдачи теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий “А” и “В”, утвержденным Главным управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, состоящих из 20 вопросов, ответить на которые необходимо за 20 минут.

Критерии выставления экз. оценок: 0 ошибок – “отлично”; 1 ошибка – “хорошо”; 2 ошибки – “удов.”; более 2 ошибок – “ неуд.”

Учебный план подготовки водителей транспортных средств категории “В” (10-й класс)

Содержание Примерной программы представлено пояснительной запиской, примерным учебным планом, примерными рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Примерной программы, условиями реализации Примерной программы, системой оценки результатов освоения Примерной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Примерной программы.

Примерный учебный план содержит перечень учебных предметов базового, специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.

Базовый цикл включает учебные предметы:

"Основы законодательства в сфере дорожного движения";

"Психофизиологические основы деятельности водителя";

"Основы управления транспортными средствами";

"Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии".

Специальный цикл включает учебные предметы:

"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "В" как объектов управления";

"Основы управления транспортными средствами категории "В";

"Вождение транспортных средств категории "В" (с механической трансмиссией / с автоматической трансмиссией)".

Профессиональный цикл включает учебные предметы:

"Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом";

"Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом".

Примерные рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.

Последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Учебные предметы базового цикла не изучаются при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории (по желанию обучающегося).

Условия реализации Примерной программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Примерной программы.

Примерная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.

Примерная программа может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении условий, без которых невозможно или затруднительно освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Примерная программа может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц, не достигших 18 лет.

II. Примерный учебный план

Учебные предметы базового цикла

Основы законодательства в сфере дорожного движения

Психофизиологические основы деятельности водителя

Основы управления транспортными средствами

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии

Учебные предметы специального цикла

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "В" как объектов управления

Основы управления транспортными средствами категории "В"

Вождение транспортных средств категории "В" (с механической трансмиссией / с автоматической трансмиссией)*

Учебные предметы профессионального цикла

Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом

Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом

* Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с механической трансмиссией. По окончании обучения вождению на транспортном средстве с автоматической трансмиссией обучающийся допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с автоматической трансмиссией.

III. Примерные рабочие программы учебных предметов

3.1. Базовый цикл Примерной программы.

3.1.1. Учебный предмет "Основы законодательства в сфере дорожного движения".

Распределение учебных часов по разделам и темам

Наименование разделов и тем

Законодательство в сфере дорожного движения

Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы

Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения

Правила дорожного движения

Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения

Обязанности участников дорожного движения

Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части

Остановка и стоянка транспортных средств

Регулирование дорожного движения

Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов

Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов

Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов

Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств

Информация об изменениях:

Подпункт 3.1.1.1 изменен с 25 ноября 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 19 октября 2017 г. N 1016

3.1.1.1. Законодательство в сфере дорожного движения.

Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы: общие положения; права и обязанности граждан, общественных и иных организаций в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения: задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации; понятие преступления и виды преступлений; понятие и цели наказания, виды наказаний; экологические преступления; ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях; административное правонарушение и административная ответственность; административное наказание; назначение административного наказания; административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; административные правонарушения в области дорожного движения; административные правонарушения против порядка управления; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; размеры штрафов за административные правонарушения; гражданское законодательство; возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; объекты гражданских прав; право собственности и другие вещные права; аренда транспортных средств; страхование; оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции; обязательства вследствие причинения вреда; возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность; ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих; ответственность при отсутствии вины причинителя вреда; общие положения; условия и порядок осуществления обязательного страхования; компенсационные выплаты.

3.1.1.2. Правила дорожного движения.

Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения: значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения; структура Правил дорожного движения; дорожное движение; дорога и ее элементы; пешеходные переходы, их виды и обозначения с помощью дорожных знаков и дорожной разметки; прилегающие территории: порядок въезда, выезда и движения по прилегающим к дороге территориям; порядок движения в жилых зонах; автомагистрали, порядок движения различных видов транспортных средств по автомагистралям; запрещения, вводимые на автомагистралях; перекрестки, виды перекрестков в зависимости от способа организации движения; определение приоритета в движении; железнодорожные переезды и их разновидности; участники дорожного движения; лица, наделенные полномочиями по регулированию дорожного движения; виды транспортных средств; организованная транспортная колонна; ограниченная видимость, участки дорог с ограниченной видимостью; опасность для движения; дорожно-транспортное происшествие; перестроение, опережение, обгон, остановка и стоянка транспортных средств; темное время суток, недостаточная видимость; меры безопасности, предпринимаемые водителями транспортных средств, при движении в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости; населенный пункт: обозначение населенных пунктов с помощью дорожных знаков; различия в порядке движения по населенным пунктам в зависимости от их обозначения.

Обязанности участников дорожного движения: общие обязанности водителей; документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции; обязанности водителя по обеспечению исправного технического состояния транспортного средства; порядок прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения; порядок предоставления транспортных средств должностным лицам; обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию; запретительные требования, предъявляемые к водителям; права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета (маячками синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом; обязанности других водителей по обеспечению беспрепятственного проезда указанных транспортных средств и сопровождаемых ими транспортных средств; обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Дорожные знаки: значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения; классификация дорожных знаков; основной, предварительный, дублирующий, повторный знак; временные дорожные знаки; требования к расстановке знаков; назначение предупреждающих знаков; порядок установки предупреждающих знаков различной конфигурации; название и значение предупреждающих знаков; действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком; назначение знаков приоритета; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета; назначение запрещающих знаков; название, значение и порядок их установки; распространение действия запрещающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков; зона действия запрещающих знаков; название, значение и порядок установки предписывающих знаков; распространение действия предписывающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков; назначение знаков особых предписаний; название, значение и порядок их установки; особенности движения по участкам дорог, обозначенным знаками особых предписаний; назначение информационных знаков; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями информационных знаков; назначение знаков сервиса; название, значение и порядок установки знаков сервиса; назначение знаков дополнительной информации (табличек); название и взаимодействие их с другими знаками; действия водителей с учетом требований знаков дополнительной информации.

Дорожная разметка и ее характеристики: значение разметки в общей системе организации дорожного движения, классификация разметки; назначение и виды горизонтальной разметки; постоянная и временная разметка; цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки; действия водителей в соответствии с ее требованиями; взаимодействие горизонтальной разметки с дорожными знаками; назначение вертикальной разметки; цвет и условия применения вертикальной разметки.

Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части: предупредительные сигналы; виды и назначение сигналов; правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой; начало движения, перестроение; повороты направо, налево и разворот; поворот налево и разворот на проезжей части с трамвайными путями; движение задним ходом; случаи, когда водители должны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа; движение по дорогам с полосой разгона и торможения; средства организации дорожного движения, дающие водителю информацию о количестве полос движения; определение количества полос движения при отсутствии данных средств; порядок движения транспортных средств по дорогам с различной шириной проезжей части; порядок движения тихоходных транспортных средств; движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью; движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам; выбор дистанции, интервалов и скорости в различных условиях движения; допустимые значения скорости движения для различных видов транспортных средств и условий перевозки; обгон, опережение; объезд препятствия и встречный разъезд; действия водителей перед началом обгона и при обгоне; места, где обгон запрещен; опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов; объезд препятствия; встречный разъезд на узких участках дорог; встречный разъезд на подъемах и спусках; приоритет маршрутных транспортных средств; пересечение трамвайных путей вне перекрестка; порядок движения по дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси; правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки; учебная езда; требования к обучающему, обучаемому и механическому транспортному средству, на котором проводится обучение; дороги и места, где запрещается учебная езда; дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных; ответственность водителей за нарушения порядка движения и расположения транспортных средств на проезжей части. Решение ситуационных задач.

Остановка и стоянка транспортных средств: порядок остановки и стоянки; способы постановки транспортных средств на стоянку; длительная стоянка вне населенных пунктов; остановка и стоянка на автомагистралях; места, где остановка и стоянка запрещены; остановка и стоянка в жилых зонах; вынужденная остановка; действия водителей при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также на автомагистралях и железнодорожных переездах; правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки при вынужденной остановке транспортного средства; меры, предпринимаемые водителем после остановки транспортного средства; ответственность водителей транспортных средств за нарушения правил остановки и стоянки. Решение ситуационных задач.

Регулирование дорожного движения: средства регулирования дорожного движения; значения сигналов светофора, действия водителей и пешеходов в соответствии с этими сигналами; реверсивные светофоры; светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе; светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды; значение сигналов регулировщика для безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов; порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение; действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

Проезд перекрестков: общие правила проезда перекрестков; преимущества трамвая на перекрестке; регулируемые перекрестки; правила проезда регулируемых перекрестков; порядок движения по перекрёстку, регулируемому светофором с дополнительными секциями; нерегулируемые перекрестки; правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог; очередность проезда перекрестка неравнозначных дорог, когда главная дорога меняет направление; действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег) и при отсутствии знаков приоритета; ответственность водителей за нарушения правил проезда перекрестков. Решение ситуационных задач.

Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов: правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов; правила проезда регулируемых пешеходных переходов; действия водителей при появлении на проезжей части слепых пешеходов; правила проезда мест остановок маршрутных транспортных средств; действия водителя транспортного средства, имеющего опознавательные знаки "Перевозка детей" при посадке детей в транспортное средство и высадке из него, а также водителей, приближающихся к такому транспортному средству; правила проезда железнодорожных переездов; места остановки транспортных средств при запрещении движения через переезд; запрещения, действующие на железнодорожном переезде; случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги; ответственность водителей за нарушения правил проезда пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. Решение ситуационных задач.

Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов: правила использования внешних световых приборов в различных условиях движения; действия водителя при ослеплении; обозначение транспортного средства при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости; обозначение движущегося транспортного средства в светлое время суток; порядок использования противотуманных фар и задних противотуманных фонарей; использование фары-искателя, фары-прожектора и знака автопоезда; порядок применения звуковых сигналов в различных условиях движения.

Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов: условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки; перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах; случаи, когда буксировка запрещена; требование к перевозке людей в грузовом автомобиле; обязанности водителя перед началом движения; дополнительные требования при перевозке детей; случаи, когда запрещается перевозка людей; правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве; перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства; обозначение перевозимого груза; случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция).

Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств: общие требования; порядок прохождения технического осмотра; неисправности и условия, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств; типы регистрационных знаков, применяемые для различных групп транспортных средств; требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах; опознавательные знаки транспортных средств.

3.1.2. Учебный предмет "Психофизиологические основы деятельности водителя".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтапный план урока на тему "Приёмы управления транспортными средствами" с технологической картой и оценочной ведомостью.

План урока практического обучения:

Профессия: водитель

Тема программы: Начальное обучение

Тема урока: Приёмы управления транспортными средствами

Тип урока: Формирование первоначальных умений и навыков

Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:

Повторение основных приемов предыдущего занятия.

К концу занятия обучающийся должен освоить приёмы управления транспортным средством.

В ходе проведения занятия мастер П/О должен содействовать воспитанию чувства самостоятельности, развивать у обучающегося распределённость и объем внимания.

Мастер П/О должен установить деловой контакт с обучаемым с учетом индивидуальных особенностей.

Мастеру необходимо настойчиво, спокойно и терпеливо добиваться от обучающегося правильного понимания задачи при выполнении приемов управления автомобилем.


Требования к качеству обученности: К0,7

Оборудование: Учебный автомобиль

2. Схемы (механизм сцепления, рулевой механизм, тормозная система).

3. Ведомость учёта результата.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С НЕОБХОДИМЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ:

Структурный элемент урока

Время этапа

Методические особенности и краткие указания по проведению этапа урока

Организационный момент

Проверить готовность учащегося к учебному занятию:

- осмотреть внешний вид обучающегося, обращая внимание на одежду, которая не должна стеснять движения, и особенно на обувь, не допуская к вождению в обуви с длинным тонким каблуком;

- Проверить наличие индивидуальной книжки водителя;

- оценить психологическое и физическое состояние обучающегося.

Вводный инструктаж

Проведение ежедневного осмотра ТС


Обучающийся проводит осмотр учебного автомобиля, комментируя свои действия, после чего докладывает о его готовности мастеру П/О.

Необходимо контролировать правильность действий и терминов, при необходимости поправляя обучающегося.

Инструктаж по технике безопасности


Провести инструктаж по правилам техники безопасности. Сообщить, что обучающийся должен:

протереть подошву от снега и грязи;

застегнуть верхнюю одежду, чтобы не мешала во время езды;

соблюдать меры безопасности во время начала движения, так как коэффициент сцепления с грунтом увеличивается.

Сообщить обучающемуся, что:

резкое ускорение автомобиля создает силу инерции;

движение начать на малых оборотах коленчатого вала, экономии бензина (бензин продукт переработки нефти, состоит из легких углеводородов, температура кипения от 30 до 200 градусов Цельсия, горючая жидкость и органический растворитель);

при резком нажатии на дроссельную заслонку увеличивается выброс вредных веществ – оксиды углерода и азота.

Сообщить место нахождения в ТС аптечки и огнетушителя.

Обучающийся расписывается в журнале по технике безопасности.


Обучающийся занимает место водителя, настраивает сиденье, регулирует зеркала.


Сообщить тему и цель занятия. Привлечь к формулированию цели обучающегося.

Объяснить, что полученные на данном занятии знания, умения и навыки будут использоваться как основа во всех дальнейших упражнениях, и от степени их усвоения зависят дальнейшие успехи. Сообщить, что правильное и уверенное владение рулём и педалью тормоза, значительно снижает риск ДТП. Подчеркнуть, что движение на восходящих передачах снижает нагрузку на двигатель, существенно экономит топливо, использование нисходящих передач может потребоваться при поворотах, движении на подъеме, по плохим участкам дороги, а также для торможения двигателем на скользкой дороге или при внезапном отказе рабочего тормоза.

Ответить на имеющиеся вопросы обучающегося.

Актуализация опорных знаний и умений


- рассказать последовательность действий водителя при выполнении поставленных задач:

правильная техника руления;

действие органами управления ТС при начале движения и остановке, в том числе экстренной;

вождение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке.

- проанализировать с обучающимся правильность его действий и при необходимости откорректировать.

Порядок действий приведен в приложении № 1

Объяснение, показ новых трудовых приемов, операций


Осуществить показ новых приемов, операций в три приема:

- в рабочем темпе

- в замедленном темпе с озвучиванием действий

- в рабочем темпе.

Выяснить готовность обучающегося к выполнению задания, дать понять , что у него тоже все получится.

Ответить на вопросы обучающегося. В случае необходимости повторить показ.

После этого предложить обучающемуся приступить к отработке задания.

Выполнение обучающимся пробных упражнений, анализ правильности его действий


Обучающийся выполняет несколько пробных упражнений под контролем мастера.

Необходимо проанализировать вместе с обучающимся правильность выполнения упражнения, дать необходимые пояснения для улучшения качества действий.

В случае необходимости, провести дополнительный инструктаж и повторить показ выполнения упражнения.

Отмечать достижения обучающегося в первую очередь, а потом ошибки.

Подчеркнуть, на что нужно обратить особое внимание при выполнении повторного упражнения.

Дополнительный инструктаж см. приложение 2

Самостоятельная работа обучающихся по выполнению практического задания и текущий инструктаж мастера


Обучающийся выполняет упражнение самостоятельно. Нужно следить за правильностью его выполнения без комментариев.

После каждого упражнения предложить самостоятельно проанализировать правильность выполнения упражнения.

При анализе действий обучающегося, в первую очередь, отметить положительные результаты и благодаря чему они были достигнуты, а затем проанализировать ошибки. Если необходимо, помочь найти правильное решение.

Перед выполнением предпоследнего упражнения сообщить, что следующее будет контрольным.

После выполнения контрольного упражнения предложить обучающемуся оценить правильность своих действий с помощью ведомости учета.

Ведомость учета см. Приложение 3

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание к следующему занятию



Обсудить достигнута ли цель занятия. Подчеркнуть благодаря каким качествам обучающегося она была достигнута. Или подчеркнуть причины, по которым цель урока не была достигнута.

Выставить отметку в журнале производственного обучения и в книжке индивидуального вождения.

Предложить обучающемуся мысленно повторить последовательность действий ранее пройденного материала (при необходимости записать).

Последовательность действий водителя при выполнении приёмов управления транспортными средствами

Упражнение на руление:

При переключении передач, включении и выключении указателей поворота, при торможении стояночным тормозом автомобилем управляют одной рукой. В этом случае рулевое колесо нужно удерживать крепче обычного.

Скорость поворота рулевого колеса должна быть соизмерима со скоростью движения автомобиля. Рулевое колесо должно поворачиваться плавно.

Начало движения автомобиля с места и переключение передач:

Начало движения с места на сухой ровной твердой дороге производят в следующей последовательности:

- включают левый указатель поворота;

- смотрят в левое и центральное зеркала заднего вида;

- включают первую передачу;

- незначительно увеличивают частоту вращения коленчатого вала;

- выключают стояночный тормоз;

- медленно включают сцепление и увеличивают частоту вращения коленчатого вала;

- после начала движения продолжают плавно отпускать педаль сцепления до конца и снимают ногу.

При начале движения автомобиля на мягком грунте, в песке, в снегу, на подъеме необходимо при включении сцепления устанавливать повышенную частоту вращения коленчатого вала тем большую, чем больше сопротивление грунта, подъем или загрузка автомобиля. На скользких дорогах при начале движения устанавливают наименьшую частоту вращения.

Педаль управления дроссельной заслонкой (подачей топлива) нажимается передней частью стопы, опираясь на каблук, а педали сцепления и тормоза – средней частью стопы. На педаль сцепления нажимают быстро, но не резко, а отпускают ее плавно, особенно в конце рабочего хода. При служебном торможении на тормозную педаль нажимают плавно, особенно во второй половине ее рабочего хода. Отпускают тормозную педаль быстро.

При движении левую ногу следует располагать рядом с педалью сцепления и без напряжения мышц. Нельзя держать ноги на педалях сцепления или тормоза.

Начав движение, водитель должен стремиться перейти на высшую передачу на возможно более коротком отрезке пути. Длительное движение на низших передачах приводит к перерасходу топлива, перегреву двигателя, интенсивному изнашиванию деталей двигателя и трансмиссии.

Разгон автомобиля выполняют последовательным переключением передач в восходящем порядке. Порядок переключения следующий:

- перевод рычага переключения передач в положение очередной передачи;

- плавное освобождение педали сцепления и увеличение подачи топлива.

Торможение двигателем выполняют последовательным переключением передач в нисходящем порядке с такой последовательностью:

- перевод рычага в положение очередной низшей передачи;

- увеличение частоты вращения коленчатого вала и плавное включение сцепления.

При разгоне автомобиля необходимо ограничивать максимальную частоту вращения коленчатого вала при движении на промежуточных передачах, что способствует уменьшению расхода топлива, снижению изнашивания деталей двигателя и трансмиссии.

Торможение автомобиля (на автомобилях не оборудованных АБС):

Во всех случаях, кроме аварийных, торможение должно выполняться плавно. Чем выше скорость движения автомобиля, тем торможение должно быть более плавным.

Применяя экстренное торможение, водитель должен наблюдать за траекторией движения автомобиля. При начавшемся заносе следует отпустить тормозную педаль.

На дорогах со скользким покрытием нужно применять прерывистое торможение, периодически нажимая на тормозную педаль и быстро ее отпуская. Сила нажатия на тормозную педаль увеличивается по мере снижения скорости, но это не должно приводить к блокировке колес. Торможение необходимо осуществлять на включенной передаче и выключать сцепление следует непосредственно перед остановкой автомобиля.

Торможение производят в следующей последовательности:

- включают указатель поворота;

- плавно нажимают на педаль тормоза до полной остановки ТС;

- включают стояночный тормоз;

- включают нейтральную передачу;

- отпускают педали тормоза и сцепления;

- отключают указатель поворота.

Последовательность действий водителя при выполнении приёмов управления транспортными средствами

- показ мастером производственного обучения правильных приемов при выполнения задания;

- дополнительный просмотр и запоминание алгоритма действий по технологической карте, заострение внимания обучающегося на допущенных ошибках;

- показ правильных приемов выполнения задания и отдельных его элементов;

- особое внимание уделить работе с педалью сцепления, как самому сложному элементу задания.

Читайте также: