План урока по вокалу для детей

Обновлено: 02.07.2024

Цели занятия:

1. формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

2. создание условий, в которых учащийся испытывает ра­ дость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

  1. развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

  1. устойчивое интонирование одноголосного пения

3. знакомство с одним из видов двухголосного пения: канон

4. навыки работы с фонограммой, микрофоном

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Этапы и хронометраж занятия

1 занятие – 1ч 30 мин

I .Организационный этап . Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 2 мин;

II .Подготовительный этап : гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения – 14 мин

III .Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона – 12 мин

IV .Основной этап – работа над репертуаром (работа над

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).

фортепиано и a capella – 8 мин

2. Работа с солистами.- 4 мин

4. Пропевание песен с микрофоном – 8 мин

Динамическая пауза – между песнями 10 минут на отдых- релаксация,

V . Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности,

эмоциональном состоянии – 2 мин

VI . Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под

фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов

каждого ученика – 10 мин

Содержание учебного занятия:

I .Организационный этап :

– Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковыва­ет гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия .

II . Подготовительный этап: Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

– Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковы ми зубами, как бы жуя его.

– Сделайте языком круговое движе ние между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противо положном направлении.

– Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в пра вую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их на сквозь.

Гимнастика губ:

-Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной с характерным переломом голоса.

1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2. Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Упражнения на дыхание.

– С чего начинается процесс пения? (с вдоха)

– Куда направляем воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.

1. Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

3. Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох – кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

Внимание педагога должно быть направлено:

– активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

– умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

– работу резонаторной системы;

– общая внятность речи;

Вокально-интонационные упражнения.

Цели вокально-интонационных упражнений:

• сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
• формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
• добиться определенности в атаке звука
• уточнить интонацию в момент атаки звука
• выстроить унисон

-Разогрев голосового аппарата

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции ( в диапазоне ля м – фа 2 )

2.Сглаживание регистров. ( Вибрация губ, затем РРРР)

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия. Опора на дыхание.

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней стенки живота.

2. Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

Этапы работы над каноном:

1) речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую

строчку всем вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь – вместо учителя.

2) Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению.

Для начала мелодию канона пропеть всем вместе с учителем:

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, дети исполняет 1-голос, а учитель – 2-й.

Основная часть.

Работа над репертуаром.

1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella . Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

10 минут отдыха

– Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз. : Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед- вправо-назад-влево-вперед .

3 этап. Пропевание песен под фонограмму. Песни поются в более быстром темпе, в четком ритме.

4 этап. Пение песен с микрофоном.

IV . Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

– Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V . Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика

– С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

– Значения понятия канон.

Список используемой литературы

Андреева В.А. Строение голосового аппарата и принципы его деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.-Жирновск, 1989.

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. –

Данилова Р.К. Воспитание голоса начинающего певца.

Методическая разработка. Самара, 1997

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-П, 2003

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

Тема занятия

адресовано детям: 7-8 лет

год обучения: первый

Разработала:

образования Толмачёва Н.Н.

Пояснительная записка

Как известно, пение, голос человека – средство духовного и физического развития человека. Пение способствует развитию мышечного корсета, стимулирует работу дыхательной системы, сердца, мозга, пищеварения, укрепляет психическое здоровье.

Данное занятие разработано для детей младшего школьного возраста, в котором использована только небольшая часть артикуляционных, фонопедических упражнений, развивающих голосовых игр, способствующих развитию и укреплению звукообразующих органов. На практике успешно применяются различные приёмы профилактики заболеваний голосового аппарата и оздоровления организма: гимнатики, точечные и иммунные массажи, упражнения и игровые физкультурные минутки. Опыт показал, что использование фонопедического метода, системы различных игровых дыхательных и артикуляционных упражнений способствуют внутреннему раскрепощению эмоциональной сферы, мышечной свободе не только голосового аппарата, но и всей психики и тела ребёнка. Отмечается снижение риска простудных заболеваний обучающихся в коллективе, улучшение состояния здоровья детей с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей (бронхит, астма).

Занятия пением дают детям состояние бодрости, повышают память, внимание, делают организм более выносливым. В результате выполняется основная цель – творить здоровье через голос.

педагог дополнительного образования

Толмачева Надежда Николаевна

высшая квалификационная категория

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Кол-во детей: 10-12 человек

Продолжительность занятия – 35 мин.

Тема: “Весёлый зоопарк”

Цель: Способствовать развитию музыкальных способностей и вокально-певческого навыка у детей

Задачи:

Воспитательные:

· развивать музыкально-эстетический вкус;

· создать условия для творческой работы в коллективе;

О бучающие:

· познакомить обучающихся с голосовыми играми, новой песней;

Развивающие:

· Способствовать обогащению песенного репертуара и познакомить детей с развивающимися голосовыми навыками;

· формировать познавательную мотивацию;

Оздоровительная:

Содействовать развитию и укреплению голосообразующих органов и органов дыхания;

Формирования потребности в здоровом образе жизни;

Тип занятия: передача нового материала, комбинированный.

Форма занятия: групповое, занятие – творчество.

Методы обучения: монологический, диалогический, эвристический, творческий, наглядного восприятия.

Оснащение занятия: Музыкальный центр, фортепьяно, диски, кассеты с записью музыкального материала к занятию;

В ходе занятия формируются следующие компетенции :

Познавательные: продуктивное и репродуктивное познание, постановка и решение познавательных задач;

Ценностно – смысловые: ценности культуры (музыки, поэзии);

Коммуникативные: способность организовать свое поведение адекватно задачам общения;

Социальная компетентность: способность действовать с учётом позиций других людей; сотрудничество;

Компетенции деятельности: игра, обучение, творческая деятельность;

I . Организационная часть : музыкальное приветствие, знакомство (1мин).


Тип занятия: изучение нового материала.

Форма занятия: групповое, игра — путешествие.

Методы обучения: словесный, эвристический, наглядного восприятия, творческий.

Цель: Введение детей в мир пения.

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные навыки;
  • развить мотивацию к занятиям в вокально – эстрадном ансамбле;
  • создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии;
  • воспитывать чувство любви к прекрасному.

Развивающие:

  • способствовать развитию музыкально — певческих навыков,

чувства ритма, музыкального слуха, внимания, памяти, воображения;

  • формирование сценической культуры, творческой самостоятельности.

Методы обучения: словесный, эвристический, наглядный, творческий. Формирующиеся компетенции:

познавательные: продуктивное и репродуктивное познание, постановка и решение познавательных задач;

ценностно – смысловые: ценности культуры (музыки, поэзии);

коммуникативные: способность организовать свое поведение адекватно задачам общения;

социальная компетентность: способность действовать с учётом позиций других людей, сотрудничество;

компетенции деятельности: обучение, творческая и игровая деятельность.

Целесообразность применяемых форм и методов работы.

Игровая форма занятия является оптимальной формой работы с детьми младшего школьного возраста. Она способствует эмоциональному общению детей, развитию их творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через выполнение индивидуальных и групповых заданий. При обучении эстрадному вокалу применяется интеграция различных направлений деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, хореография, актёрское мастерство), которая направлена на достижение единой цели.

На занятии используются методы:

  • метод опережающего обучения;
  • методы развития творчества: импровизация, драматизация.

Все методы используются в тесной взаимосвязи. Это помогает педагогу вести в течение занятия такое необходимое живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от одного этапа занятия к другому, поскольку носит эмоциональный характер и вызывает у ребят чувство радости. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен. Контроль над эффективностью реализации разработки данного занятия педагог может осуществлять незаметно для учащихся, так как в конце занятия они сами показывают в игровой форме, насколько реализованы цели и задачи, поставленные педагогом.

Роль и место занятия в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение занятия.

Дети, на данном занятии имеют возможность продолжить знакомиться с некоторыми разделами программы, по которой они будут обучаться на протяжении всего курса программы в вокальном объединении.

Ожидаемые результаты.

Положительный настрой детей на занятия в вокально — эстрадном ансамбле.

Оборудование.

Музыкальный материал:

План – конспект занятия.

Ход занятия:

Структура занятия.

Время проведения

Организационный момент (приглашение детей на занятие, приветствие детей).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по вокалу для дошкольников 1 ого года обучения.

Адрес: ул. Мориса, 82а, г. Новокузнецк, Кемеровская область

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВОКАЛУ

Разработчик:

Арышева Светлана Ивановна,

педагог дополнительного образования,

г. Новокузнецк

Направленность: художественная.

Познакомить с правилами певческой установки.

Развивать у детей музыкальное восприятие, вокальный аппарат, слух:

Развивать память, внимание, мышление, усидчивость.

Воспитывать интерес к вокальному искусству.

Форма проведения: занятие-репетиция.

Оборудование занятия:

Способ организации деятельности учащихся: групповой.

Ход занятия

Организационный момент, введение в тему:

Дети: это прямая спина, расправленные плечи, хорошее настроение и т.д.

Педагог: Правильно.

Основная часть

1. Главное правило – при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно: нужно сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости.

2. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад, не вытягивать шею.

3. Стоять твердо на обеих ногах, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги.

4. При пении в сидячем положении руки должны свободно лежать на коленях.

5. Нельзя сидеть, положив нога на ногу, потому что такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

6. Нужно петь естественным голосом, не кричать.

7. Широко, вертикально открывать рот.

8. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Сколько насчитали правил?

Дети: 8 правил

Педагог: Молодцы, правильно посчитали. Теперь мы знаем, что есть 8 волшебных правил, однако у меня есть еще один вопрос. Почему эти правила называются волшебными?

Дети: Потому что, если соблюдать эти правила, голос будет звучать красиво и легко.

Педагог: Правильно. А теперь давайте споем знакомую вам распевку про сову, соблюдая эти правила. Сядем ровно, руки положим на колени, выпрямим спинки.

Распевка про сову:

Сова на дереве сидела,

И песню свою пела У-У-У,

Что за странные слова,

Ребята, сегодня мы распелись по новому, соблюдая волшебные правила. Как вы считаете, помогли они нам? Стали мы петь свободно и красиво?

Педагог: Очень хорошо. Теперь давайте повторим песню, которую мы разучивали на прошлом занятии.

3. Итог занятия. Рефлексия

Педагог: Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Что нового мы сегодня узнали?

Дети: Мы познакомились с волшебными правилами пения.

Педагог: Сколько всего этих правил? Расскажите мне их?

Молодцы сегодня вы хорошо поработали. Давайте попрощаемся. До свидания! (в музыкальной форме).

Используемые Интернет-ресурсы:

Используемая литература:

М. А. Михайлова Развитие музыкальных способностей у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития, 1997.


-75%

Читайте также: