План урока по теме биосфера

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока : создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и взаимосвязях живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

Образовательные задачи урока:

Формировать понятия: биосфера, живое вещество, круговорот веществ.

Формировать знания о границах распространения жизни в сферах Земли.

Развивать умение сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек и объяснять действие факторов, ограничивающих распространение жизни в разных сферах.

Развивать умение выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

Развивать умение извлекать информацию из разных источников знаний, анализировать ее и делать обобщения.

Оборудование : схемы, таблицы

Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Актуализация знаний

Наша планета состоит из нескольких оболочек, или сфер (от греч. sphaira – шар).

Твердая внешняя оболочка Земли называется литосферой (от греч. lithos– камень), воздушная – атмосферой (от греч. atmos – пар).

Воды Земли, которые находятся в жидком, твердом и газообразном состоянии, объединяются в гидросферу (от греч. hydor – вода).

Среда обитания живых организмов, в том числе человека, называется биосферой (от греч. bios – жизнь).

Объясните, о чем говорит название каждой земной оболочки и что означает названия всех оболочек Земли вместе.

- Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы – это наличие жизни. Объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?

Наша планета состоит из нескольких внешних оболочек, или сфер, названия которых сообщают о веществах, из которых они состоят.

Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни.

Учащиеся совместно с учителем формулируют тему и определяют задачи урока. Тему урока записывают в тетрадь.

Изучение нового материала


Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников — голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц — полная тишина.

Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в океане около 3,5 млрд. лет назад. Развитие растительности на суше началось 400 млн. лет назад, птиц и млекопитающих – 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.

Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе эволюции сформировался тот разнообразный органический мир, который существует сегодня и образует на Земле особую оболочку – биосферу.

Понятие “биосфера” впервые было упомянуто в книге “Гидрология” (1802 г.) французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком.

Термин “биосфера” был введен в 1875 году австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом .

Выделил эту земную оболочку как самостоятельную и создал учение о биосфере один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский (1863-1945).

Биосфера - это совокупность частей геосфер (лито- , гидро- и атмосферы), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности.


Верхняя граница биосферы простирается от поверхности Земли до озонового слоя, максимальная плотность которого на высоте 20-25 км. Выше этой границы организмы жить не могут: на них губительно действует ультрафиолетовое излучение Солнца и очень низкая температура (-56 °С).

Гидросфера практически вся, в том числе и самая глубокая впадина (Марианская) Мирового океана (11022 м), занята жизнью.

Нижняя граница биосферы проходит по дну океана в гидросфере и на глубине 3,0-3,5 км в земной коре материковой зоны, где температура недр достигает 100 °С и выше. Такая температура тоже губительна для всего живого.

Наиболее густо заселена организмами суша, поверхностные воды океана и его дно на небольшой глубине (до 250 м), куда проникают солнечные лучи. Здесь особенно благоприятные условия для жизни.

Толщина биосферы в среднем немногим более 20 км. По сравнению с диаметром земного шара (13000 км), биосфера - тонкая плёнка. Тем не менее, в горных ледниках, на высотах до 6 км проживают сообщества клещей, из птиц кондор может подниматься на высоту 7 км; в глубинах океана (до 11 км) существуют сообщества животных и микроорганизмов, в подземных нефтяных водах суши на глубинах до 15 км можно обнаружить сообщества бактерий (хемоавтотрофов).

Масса биосферы, по оценкам, составляет около 1,5·1021 кг.

Биосфера обладает системой свойств, которые обеспечивают ее функционирование, саморегулирование, устойчивость и другие параметры.

Основные свойства следующие :

Биосфера - централизованная система. Центральным звеном ее выступают живые организмы (живое вещество).

2.Биосфера - открытая система. Для поддержания жизни на Земле необходимо поступление энергии извне, и часть этой энергии отражаясь, уходит в космическое пространство.

3.Биосфера - саморегулирующаяся система,для которой, как отмечал В. И. Вернадский, характерна организованность. В настоящее время это свойство называют гомеостазом.

4.Биосфера - система, характеризующаяся большим разнообразием. Биосфера, как глобальная экосистема, характеризуется максимальным среди других систем разнообразием. Для любой природной системы разнообразие - одно из важнейших её свойств. С ним связана возможность дублирования, подстраховки, замены одних звеньев другими, степень сложности и прочности пищевых и других связей. Поэтому разнообразие рассматривают как основное условие устойчивости любой экосистемы и биосферы в целом.

5.Наличие в биосфере механизмов, обеспечивающих круговорот веществ и связанную с ним неисчерпаемость отдельных химических элементов и их соединений.

Биосфера - сложная природная система. Она включает в себя:

- живое вещество – совокупность тел живых организмов, обитающих на планете Земля;

- биогенное вещество - это вещество, созданное и переработанное живыми организмами (каменные угли, известняки, битумы);

- косное вещество - это вещество, в образовании которого жизнь не участвует (горные породы, газы);

- биокосное вещество - это вещество, которое создаётся одновременно живыми организмами и косными процессами (природная вода, почва, соленая морская вода, кора выветривания, тропосфера);

- радиоактивные элементы имеют сложный изотопный состав, идущий из глубины, дисперсно-рассеянный, создающий и меняющий энергетику биосферы;

- вещество космического происхождения (метеориты, космическая пыль).

Живые организмы существенно изменили вид нашей планеты, преобразовали земную кору, гидросферу и нижние слои атмосферы. И в настоящее время они участвуют в разрушении горных пород, в образовании почвы, полезных ископаемых, например, торфа, регулируют содержание кислорода и углекислого газа в атмосфере.

Живые организмы на Земле исключительно разнообразны. Ученые могут лишь приблизительно подсчитать, что их 3 млн. видов, которые подразделяют на четыре основных царства.

Задание. Определите, о представителях какого царства живой природы идет речь? Заполните кластер царства живой природы. Приведите примеры организмов каждого из царств.

Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Одни из древнейших организмов на нашей планете. Большинство из них использует в пищу готовые питательные (органические) вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах. (Бактерии)

Характерная черта этих организмов состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы. (Растения)

Представителей этого царства больше всего в природе. Практически все из них питаются готовыми органическими веществами. Отличает их от других организмов то, что они могут самостоятельно передвигаться. (Животные)

Эти организмы неподвижны, но не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет, углекислый газ и минеральные соли. Среди них выделяют шляпочные и плесневые. (Грибы)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы.

Учитель: Идрисова М.М.

Цель урока: создание условий для формирования представления о биосфере как гигантской экологической системы земного шара, о ее структуре, функциях, границах, роли живого вещества в биосфере.

Образовательные: : ознакомить с понятием “биосфера” как гигантской экологической системы земного шара, рассмотреть структуру биосферы, выявить её функции, выделить границы биосферы, роль живого вещества в биосфере.

Развивающие: продолжить формирование умений выявлять основные компоненты биосферы, умение устанавливать связи между компонентами биосферы, делать выводы.

Воспитательные: продолжить патриотическое воспитание на примере жизни и деятельности В.И. Вернадского, прививать учащимся бережное отношение к природе, раскрывать мероприятия правительства нашей страны по защите природной среды; воспитание умения четко организовать самостоятельную работу; формировать интерес к учению и познавательную активность учащихся.

Планируемые результаты:

-предметные: знание о структуре, функциях, границах биосферы ; роли живого вещества в биосфере;

-метапредметные: умение выделять главное, анализировать находить причинно-следственные связи, делать и грамотно излагать выводы;

-личностные: познавательный интерес; бережное отношение к окружающей среде и собственному здоровью;

Материальные ресурсы: портрет В.И. Вернадского, таблица “Строение биосферы”, карта “Животный мир Земли”.

Основные понятия: : биосфера, живое , биогенное , косное, биокосное вещество, органогенные породы, круговорот веществ(углерода, азота, кислорода)

Межпредметные связи: потрет В.И. Вернадского, таблицы “Круговорот углерода”, “Круговорот азота”, “Круговорот кислорода”, коллекция “Горные породы”

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент.

-проверка наличия учащихся и готовности класса к работе.

II .Проверка домашнего задания

Фронтальная беседа по вопросам :

Что такое биогеоценоз? Приведите примеры биогеоценозов.

Дайте характеристику экосистеме.

Какие изменения могут происходить с экосистемами?

Что понимается под “устойчивостью экосистемы”?

Может ли быть экосистема неустойчивой?

Как осуществляется саморегуляция в экосистеме?

Докажите, что смешанный лес является экосистемой.

Каковы признаки живых систем?

Является ли экосистема живой системой?

Постановка познавательной задачи

Биосфера - тонкий слой нашей планеты, населенный организмами, взаимодействующими с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и земной корой (литосферой). Все живые существа зависят от сохранности ее целостности и устойчивости.

Докажите, что биосфера является глобальной экосистемой

Мотивация учебной деятельности.

Взаимоотношения организма и среды всегда представляли научный интерес, и актуальны и в наше время.

III . Изучение нового материала.

1. Каждый живущий организм связан с окружающей средой потоками вещества и энергии, проходящими через его тело. Потребляя и выделяя вещество и энергию, живые организмы влияют на среду своего обитания. Результаты жизнедеятельности каждого отдельного существа могут быть невелики и малозаметны. Но все вместе они сливаются в мощную силу, преобразующую земную поверхность. Представление о том, что живые существа нашей планеты взаимодействуют с внешней средой и изменяют её, возникло давно на основе наблюдений природных явлений.

Сам термин “биосфера” предложил в 1875 году австрийский геолог Эдвард Зюсс, изучавший геологические оболочки планеты Земля, для различения основных оболочек Земли: литосферы, атмосферы, гидросферы. Однако автор не акцентировал внимание на ее роль и зависимость от планетарных параметров Земли. Только В.И.Вернадский заложил основы учения о биосфере, сформулировав идею экосистемной ее организации.

В.И.Вернадским было написано много книг. Первая книга вышла на французском языке “Геохимия” в 1927 году. В нашей стране в 1926 году в Ленинграде опубликована книга “Биосфера”. В 1927 году В.И.Вернадский открывает лабораторию по изучению биогеохимических процессов.

В 1949 году ему была присуждена Государственная премия 1-ой степени в области изучения биохимических процессов.

- Вспомните, когда возникла жизнь на Земле? (3 – 5 млрд. лет назад).

- Какие географические оболочки составляют биосферу?

- Что является ограничивающим фактором для распространения жизни?

Работа с учебником.

Ограничивающим фактором является возможность существования условий для живых организмов.

- Дайте определение понятию “биогеоценоз”. (Совокупность популяций разных видов, населяющих определённую территорию и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот веществ).

- Какие структурные компоненты составляют биогеоценоз? (Продуценты, консументы, редуценты).

- Какими свойствами обладают биогеоценозы? (Целостность, устойчивость, саморегуляция).

- Сравните два понятия “биогеоценоз” и “биосфера”. Какой вывод можно сделать?

Итак, биосфера представляет собой гигантский биогеоценоз, который существует благодаря тесной взаимосвязи всех его структурных компонентов, представляет собой целостную и устойчивую систему, прошедшую длительный путь исторического развития.

- Каковы же границы биосферы? Покажите на таблице. Она составляет 20–40 км. Сопоставьте толщину биосферы с диаметром Земли – 14 тысяч км, она представляет собой тонкую плёнку.

- Определите ограничивающие факторы, обуславливающие границы жизни в биосфере: верхняя граница биосферы ограничена интенсивной концентрацией ультрафиолетовых лучей; нижняя – высокой температурой земных недр (свыше 100 градусов). На высоте 20 км можно обнаружить споры бактерий, а на глубине 3 км в водах – анаэробные бактерии.

- В какой части атмосферы сосредоточена жизнь? - В тропосфере и нижних слоях стратосферы.

- В какой части гидросферы сосредоточена жизнь? – Проникает на всю глубину Мирового океана до глубины 10-11 км.

- В какой части литосферы сосредоточена жизнь? – Проникает до глубин 3 – иногда 7 км.

Живые организмы, преобразуя солнечную энергию, являются мощной силой, влияющей на геологические процессы. Специфическая черта биосферы как оболочки Земли – непрерывно происходящий в ней круговорот веществ, регулируемый деятельностью живых организмов. Так как биосфера получает энергию извне – от Солнца, её называют открытой системой.

Биосфера включает:

1) Живое вещество – “совокупность всех живых организмов планеты, в данный момент существующих, численно выраженная в элементарном химическом составе, весе, энергии” (по В.И.Вернадскому).

Это вещество геохимически чрезвычайно активно, т.к. связано с окружающей средой биогенным потоком атомов при осуществлении процессов дыхания, питания, размножения. Благодаря этому потоку почти все химические элементы проходят в общей цепи превращений через биогеохимическое звено. Таким образом, жизнедеятельность организмов – это глубокий и мощный геологический процесс планетарного характера. Миграция химических элементов из организма в среду и обратно не прекращается ни на секунду. Эта миграция была бы невозможной, если бы элементарный химический состав организмов не был близок химическому составу земной коры.

В.И.Вернадский писал: “Организм имеет дело со средой, к которой он не только приспособлен, но которая приспособлена к нему”.

2) Биогенное вещество – оно создаётся в процессе жизнедеятельности организмов (природный газ, нефть, сапропель, каменный и бурый уголь, торф, мел, известняк, горючие сланцы, руды железа и марганца).

3) Косное вещество – оно формируется без участия живых организмов (результаты движения земной коры, деятельность вулканов, метеориты).

4) Биокосное вещество – оно представляет собой совместный результат жизнедеятельности организмов и небиологических процессов (почва).

Хотя границы биосферы довольно узки, живые организмы в их пределах распределены очень неравномерно. На большой высоте и в глубинах гидросферы и литосферы организмы встречаются относительно редко. Жизнь сосредоточена главным образом на поверхности земли, в почве и в приповерхностном слое океана.

Биомасса живых организмов суши представлена на 99,2% - зелёными растениями, и на 0,8 % животными и микроорганизмами. Биомасса океана такова: на долю растений приходится 6,3 %, на долю животных – 93,7 %. Величина биомассы для всей планеты составляет 3 – 1012 тонн, при этом на долю растений приходится 95 %, на долю животных - 5 %. В целом биомасса составляет лишь 0,01% массы всей биосферы.

По массе доля живого вещества составляет 0,01 – 0,02 % от массы косного вещества.

Работа с учебником: Ответьте на вопрос: Какой вклад в биомассу вносят растения, и какой – животные? Благодаря зелёным хлорофиллоносным растениям, осуществляется процесс фотосинтеза, в биосфере создаются сложные по строению молекулы с большими запасами заключённой в них энергии. Без живого вещества работа солнечного луча сводилась бы лишь к перемещению газообразных, жидких и твёрдых тел по поверхности планеты и к временному их нагреванию. Живое вещество выступает в качестве аккумулятора и уникального трансформатора связанной лучистой энергии Солнца. Улавливание солнечной энергии осуществляется преимущественно растительным миром. Но в удержании и преобразовании её по земной поверхности, а также перенос из внешнего в более глубокие слои планеты принимает участие всё живое вещество. Этот процесс осуществляется благодаря размножению и последующему росту организмов. Скорость размножения их (по В.И.Вернадскому) “это скорость передачи в биосфере геохимической энергии”.

Элементарной и структурной единицей биосферы является биогеоценоз. Живое вещество выполняет в биосфере следующие биогеохимические функции:

- энергетическую;

- окислительно-восстановительную;

- концентрационную.

Растения концентраторы – осока и хвощ – накопление кремния в тканях, капуста и щавель – источники йода и кальция.

Животные концентраторы – в скелете и мышцах океанических рыб – кальций и фосфор; в раковинах моллюсков – кальций. Организмы накопители на длительное время приостанавливают миграцию ряда элементов, выводят их из цикла обращения, обедняют живое вещество.

Живые организмы, обитающие на Земле, представляют собой сложную систему преобразования энергии солнечных лучей в энергию геохимических процессов.

Живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным фактором, преобразующим поверхность нашей планеты.

- Перечислите уровни организации живой материи и дайте им краткую характеристику.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ:

молекулярный,

организменный,

популяционно-видовой,

биогеноценотический,

4. Закрепление.

Выберите из предложенных суждений те, которые вы считаете правильными:

Биосфера – это совокупность всех биогеоценозов.

Биосфера – это открытая система.

Живое вещество в биосфере выполняет биогеохимические и концентрационные функции.

Высший уровень организации жизни на Земле – биогеоценотический.

Нижняя граница обитания живых существ проходит в литосфере на глубине 2–3 км.

Живые организмы, регулируя круговорот веществ, служат мощным геологическим фактором, преобразующим поверхность нашей планеты.

Весь кислород атмосферы образован в результате жизнедеятельности автотрофных организмов.

Учение о биосфере является важным достижением человечества. Впервые живая природа была взята в целом и рассмотрена со сторон суммарного значения и эффекта, производимого ею на окружающую среду. Биосфера – обще планетарная оболочка, состав, структура, энергетика которой обусловлена прошлой и современной деятельностью живого вещества. Живое вещество биосферы, выполняя геохимические функции (газовую, концентрационную, энергетическую, окислительно-восстановительную), создаёт и поддерживает компоненты биосферы.

Объясните утверждение Г.А.Заварзина “…Нельзя говорить о существовании отдельных видов, а можно обсуждать только целые экосистемы”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для осознания и первичного закрепления новой учебной информации об особенностях планеты Земля, и взаимосвязи биосферы с другими оболочками.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В.И. о биосфере;
  • гипотезы возникновения жизни на Земле,
  • закономерности распространения жизни на Земле.

Развивающие:

  • убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами;
  • развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
  • продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

  • формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью.

Урок в 6 классе

Цель урока: создание условий для осознания и первичного закрепления новой учебной информации об особенностях планеты Земля, и взаимосвязи биосферы с другими оболочками.

Задачи урока:

Образовательные:

сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В.И. о биосфере;

гипотезы возникновения жизни на Земле,

закономерности распространения жизни на Земле.

Развивающие:

убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами;

развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью.

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся давать определение о биосфере, ее компонентах и границах, их определяющих, о ноосфере, реликтах, биоценозе; учение Вернадского В.И. о биосфере;

Выявлять и приводить примеры взаимосвязи биосферы с другими оболочками.

Познавательные: делать анализ и отбор информации, давать определения понятиям

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли

Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи, оценивать работу

Развитие интереса к изучаемой теме, уважительного отношения к чужому мнению

I. Организованное начало урока

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встречи с вами.

Психологический настрой:

Все друг к другу повернулись,

Все друг другу улыбнулись.

Повернулись и ко мне,

Улыбнитесь-ка и мне.

II. Постановка и решение УЗ

-Формулировка цели урока (самостоятельно).

-Активизация знаний

Какие оболочки Вы знаете?

Что они собой представляют?

Ш. Осмысление. Знакомство с новой темой.

Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. Чем уникальна наша планета — эту проблему мы будем решать на уроке. Уникальность (единственность, исключительность) планеты Земля состоит в том, что ее населяют живые организмы, на ней есть жизнь.

-Как Вы думаете, какой возраст нашей планеты?

Развитие жизни насчитывает около 4млрд. лет.

1. Происхождение жизни на Земле.

-Как появилась наша Земля?

-Что вы знаете о зарождении жизни на Земле?

Гипотезы о происхождение жизни

Жизнь существовала всегда;

Происхождение жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов подчиняющимся физическим и химическим законам.

2. Биосфера. Границы биосферы.

По его мнению, биосфера — это не только область жизни, но и сложная природная система, которая преобразует живые организмы.

-Что отличает нашу планету от других планет Солнечной системы?

Это наличие на ней жизни.

Биосфера (греч. bios — жизнь и sphaira — шар) — это оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими. Она включает почти всю гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры

Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов.

Биосфера сформировалась в области взаимодействия воздуха, воды и горных пород,
Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов. Существование жизни ограничивается значениями температуры от – 250 до +160. °С и давлением 0,001—3000 атм. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря.

Задаются вопросы на осмысление услышанного материала:

- Какую оболочку земли называют биосферой?

-Каковы границы распространения живых организмов?

Атмосфера – тропосфера + озоновый экран

Вся толща гидросферы

Литосфера – земная кора до глубины 3-7 км.

- Какие сферы включает в себя биосфера?

Проводится работа с учебником по законченным смысловым фрагментам, задаются вопросы на осмысление прочитанного материала. (Стр.156 - 157)

- Назовите виды живых организмов, населяющих нашу планету.

- Какова главная особенность живых организмов?

- Что дает живым организмам такое свойство как приспособляемость?

- Почему распространение живых организмов имеет определенные границы?

Задание №1. Проанализировать схему.


Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры.

3. Взаимосвязь организмов. Биоценоз.

Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части суши и воды.

Определим насыщенность жизни в биосфере.

Величины, характеризующие главный слой жизни

(по В.А. Успенскому)

Примерно средняя мощность главного слоя жизни (в м)

Средняя биомасса в главном слое жизни (в г углерода на 1 м 3 )

Область суши с почвенным покровом

Шельфовые области моря

Из приведенных данных отчетливо видно, что концентрации живого вещества в расчете на единицу площади насыщенного жизнью слоя биосферы падает по мере перехода от наземных условий к типичным океаническим.

- А как вы думаете, ребята без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?

Работа с учебником (стр158)

Составим схему круговорота веществ и энергии в природе.

Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг­лекислого газа под воздействием солнечных лучей выделяют необ­ходимые для жизни вещества и кислород. Травоядные животные пи­таются растениями. В свою очередь, хищники поедают травоядных животных. После гибели животных и растений на Земле скаплива­ются их останки. Микроорганизмы разлагают, перерабатывают их, и они снова становятся пригодными для питания растений.











Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в

- Назовите примеры биоценоза в природе, территории с одинаковыми природными условиями. (болота, озера, луга, леса, пустыни).

4. Разнообразие организмов на Земле

Учащиеся изучают текст на стр156-157 учебника и отвечают на вопросы:

- Сколько видов живых организмов на Земле?

- Что такое органический мир?

- Почему человек — часть органического мира?

- Назовите условия для существования организмов?

Условия существования организмов

( создаваемые неживой природой)

проникание температура влажность световой

света

- Какие особенности характеризуют мир растений?

- Каковы особенности обитания живых организмов в Океане?

Живые организмы живут в различных средах обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, тела других организмов.

Наибольшую концентрацию живых организмов в биосфере на­блюдается у границ соприкосновения:

Задание №3.Проанализировать схему.


Все организмы связаны между собой обменом веществ и энергии.

- Где можно встретить живые организмы?

Организмы встречаются в самых необычных и очень суровых условиях: во льдах на вершинах гор, в безводных пустынях и соляных озерах, в подземных нефтяных пластах.

Задание №5. Проиллюстрируете примерами на краеведческом материале.


Организмы разнообразны по форме и размерам.

- Как Вы думаете, кто на Земле преобладает?

Среди животных – насекомые, среди растений – покрытосеменные.

-Основную массу составляют растения, а по видовому разнообразию животные. Почему?

3/4 по видовому составу - животные, по массе живого вещества (биомассе) – растения.

Некоторые виды растений и животных сохранились на нашей Земле, пережив глобальные климатические изменения и оледенения. Это – реликты древние, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания.

Распространение организмов – неравномерно.

Основная масса сосредоточена на суше.

-Как Вы думаете, почему?

5.Экологические проблемы биосферы

Тысячелетиями человек брал из природы, не нарушая сложившего равновесия. Возможно ли современное развитие человечества и природы в гармонии, без взаимного уничтожения?

-Причины возникновения экологических кризисов в истории человечества?

-Назовите современные экологические проблемы:

Снижение плодородия почв;

Загрязнение водных источников;

Нерациональное использование природных ресурсов;

Сокращение видового разнообразия животных и растений;

Влияние окружающей природной среды на здоровье человека;

Алгоритм решения проблемы:

-выдвижение гипотезы;

-совместный поиск оптимальных решений проблемы.

-В заключение учитель рассказывает учащимся об охране природы, показывает картины и обращает особое внимание на мероприятия, проводимые в той природной зоне, в которой находится школа.

Когда-то и я не убить не мог,

Что б ни летало над головой:

Садился за весла - ружье у ног,

Шел в чащу - заранее взводил курок,

На жатву брал дробовик с собой.

Стрелял и коршуна, и воробья,

Не разбираясь - друзья? Враги?

На ток хожу без ружья,

Катаюсь по озеру без остроги.

Доверие птиц умею ценить:

Бывает легко на душе, когда

Случайно удастся жизнь сохранить

Птенцу, упавшему из гнезда.

Себя самого узнать не могу,

Осинки в лесу зазря не срублю,

В корнях родничок, что клад, берегу,

На муравейник не наступлю,

-Люблю все живое,

Живых люблю. Л.Яшин.

Первичное закрепление новой информации:

Б – Растения, животные и микроорганизмы

В – Ультрафиолетовые лучи и температура

Г – В.И. Вернадский.

Д – Размножение и приспособляемость

Е – Сферы, составляющие биосферу


1. Оболочка Земли, населённая живыми организмами.

2. Академик, основоположник биогеохимии.

3. Естественные факторы, влияющие на организм

4. Виды живых организмов

5. Почти вся гидросфера, нижняя часть атмосферы и верхняя часть литосферы

6. Свойства живых организмов

Растения, животные и микроорганизмы сконцентрированы в определенной части … и …. Они могут существовать между собой и с природной средой в тесной …. Основа этой связи - …

Растения из неживой природы - минеральных солей, воды и уг­лекислого газа под воздействием … выделяют необ­ходимые для жизни вещества и кислород.

Организмы, сгруппировавшись в определенной природной среде, образуют жизненные сообщества. Сообщества растений, животных и микроорганизмов, обитающих на Земле в одинаковых природных условиях, называю. … Например, биоценозом являются болота,

Взаимопроверка (на доске - правильные ответы)

3. неразрывной связи

4. зеленые растения

5. солнечных лучей

7. озера, луга, леса, пустыни

Взаимопроверка (на доске - правильные ответы)

Ключ: А-1 Б-4 В-3 Г-2 Д-6 Е-5

Вывод по теме:

Биосфера – это оболочка жизни, все организмы которой существуют между собой и с природной средой в тесной неразрывной связи.

Биологический круговорот определяет связь всех оболочек Земли.

Экологически грамотное поведение человека сохранит уникальность Земли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала в 11 классе.Цель урока :формирование у учащихся сиситему знаний о биосфере как глобальной экосистеме Земли ,ее компонентах и границах, воспитание навыков работы в группах. Во время урока каждый ученик оценивает свои личные достижения усвоения нового материала на уроке в оценочном листе, в качестве закрепления предлагаются вопросы разного уровня, который учений выбирает сам.

ТЕМА:Биосфера-глобальная экосистема.

Образовательные задачи:

- сформировать у учащихся систему знаний о биосфере, её компонентах и границах их определяющих.

Развивающие задачи:

продолжить развитие умения у школьников выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой;

убедить учащихся в том, что границы биосферы определяются естественными причинами;

развивать познавательный интерес и биологическое мышление учащихся;

продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

развивать коммуникативные навыки при работе в группах,

воспитывать биологическую культуру.

Валеологизация учебного процесса:

поддержание работоспособности учащихся;

Оборудование урока:

учебники “Общая биология”, под редакцией Захарова А.Б. и Беляева Д.К.;

схема “Факторы, определяющие границы биосферы”;

таблица “Основные функции живого вещества в биосфере”;

таблица “Пределы жизни биосферы”.

Оформление доски:

“…Сейчас в ней происходит бурный рассвет.
Мы знаем только малую частичку этой непонятной,
неясной, всеобъемлющей загадки…”.

В. И. Вернадский

I. Самоопределение к деятельности.

Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет – наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки!” “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…” В.И. Вернадский.

- О чём идёт речь?

- Я приветствую вас и гостей на уроке биологии по теме “Биосфера”.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

-Где вы встречались с этим словом? Что входит в понятие “биосфера”? Перед вами слова профессора Н.Ф. Виноградовой, взятые из книги “Глобальная экология”.

Понятие о биосфере было упомянуто в книге “Гидрогеология” (1802г) французским естествоиспытателем Ж. Б. Ламарком. В научном обиходе слово “биосфера” появилось в1875г. на страницах книги “Лик Земли” австрийского геолога Э. Зюсса. Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.

-Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу?


- Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть?

- Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о биосфере.

III. Постановка учебной цели.

- Каковы же цели нашего урока? (Изучить границы, состав и функции биосферы).

- При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева:

“ Мне необходимо разобраться самому,
а чтобы разобраться самому,
надо думать сообща”.

- У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока.

- А знает ли вы, что можно добывать руды, не нарушая ландшафт, с помощью биотехнологии. В скважину, пробуренную к рудному пласту, закачивают раствор с бактериями, способными накапливать в своём теле добываемый металл.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сделайте предположение о пределах жизни в биосфере. На стр. 489 вам предлагается таблица и материал, взятый из “Энциклопедического словаря”, проанализируйте и назовите уровень распространения живых организмов.

- Биосфера занимает нижнюю часть атмосферы, верхний слой литосферы и всю гидросферу. Общая толщина биосферы ~ 17км. Вглубь литосферы организмы проникают ~на 6 – 7км, в гидросфере живые организмы проникают ~ на 11км. В атмосфере биосфера занимает только тропосферу.

- Не забудьте оценить ваши действия на данном этапе.

- Можно ли этот раствор с бактериями закачивать на бесконечную глубину в литосферу? Должны знать пределы, т.е. факторы, определяющие границы биосферы.

По схеме №1, предложенной вам, сделайте вывод об основных факторах, определяющих границы биосферы (на столах схема).


Границы биосферы определяются естественными факторами, воздействующими на организм. Основным из них является действие ультрафиолетовых лучей и температуры.

Валеологический компонент.

- Кто может вспомнить и рассказать о влиянии ультрафиолетовых лучей на организм? Слушайте, дополните, что вы ещё знаете.

(Доказано, что умеренная солнечная радиация вызывает отложение пигмента меланина (загар), благоприятно влияющего на здоровье. И, наоборот, неумеренное солнечное облучение, особенно с 11 до 16ч. обостряет такие хронические заболевания, как туберкулёз, заболевания женской половой системы, провоцирует образование злокачественной опухоли. Избыток солнечной радиации вызывает старение кожи – одно из важнейших органов человека. Защищаясь от вредного действия лучей, клетки кожи начинают быстро и беспорядочно делиться, чтобы верхний слой кожи утолщился и не пропускал губительный для организма ультрафиолет в глубь тканей. Этот процесс способствует появлению мутантов- видоизменённых клеток, которые и становятся причиной злокачественных опухолей.

- Решили ли мы задачу? (Открываем на доске лист в первом столбике, под ним написано “границы”). Каждый оценил свою работу.

- Атмосфера наполнена газами, в недрах Земли – полезные ископаемые.

- Как образовались газы атмосферы, каменный уголь, нефть, почва? Что составляет биосферу т. е. её компоненты? Предлагаю вам найти ответ на стр.487 автора Захарова.

Биосфера включает: живое вещество, образованное совокупностью организмов; биогенное, которое создаётся в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, осадочные породы), косное вещество, которое формируется без участия живых организмов (к ним относятся магматические и метаморфические горные породы), биокосное вещество, построенное из живого и косного (к ним относятся природные воды и почвы).

-Итак, каковы же основные компоненты биосферы?

- Решили мы и вторую задачу, а сейчас расслабимся (физминутка)

Биосфера – это сфера,
Где живые все живут.
И микробы, рыбы, птицы
Дышат, двигаются, растут.

Самый главный в сфере житель –
Это ты, человек,
Сделай жизнь прекрасней, чище,
Не на год, а на век.

Читайте также: