План урока по сольфеджио тональность ля минор 2 класс

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по Сольфеджио во 2 классе:

Выполнил: преподаватель по теоретическим дисциплинам

15 июня 2020 год

Тема урока: Параллельные тональности

2. Объяснить на какой ступени Мажора и Минора находятся её параллельные тональности

3. Научиться их находить от разных нот в Мажоре и в Миноре

Вид и форма урока: Урок ознакомления с новым материалом (Лекция)

Ход урока: 1. Опрос учащихся о знании темы прошлого урока:

С какой минорной тональностью мы познакомились (ля- минор)

какие виды минора существуют (Натуральный, гармонический, мелодический)

чем отличаются виды минора друг от друга (1. Строением во втором тетрахорде; 2. Знаками альтерации (диез или бемоль))

4. Учитель: У ля-минорной тональности есть сестра – это До-мажор. Как вы думаете почему?

Дети: У этих двух тональностей нет знаков при ключе

Учитель : Верно, а что у них разное?

Дети: Первые ступени, тоники, лады, названия

Параллельные тональности – это тональности, у которых одинаковые знаки при ключе, но разные тоники и лады.

Учитель: Дети, давайте споем гамму До-мажор и посчитаем ступени от ноты до ноты ля. Какая по счёту эта ступень?

Дети: VI ступень

Учитель: Правильно, а теперь споём гамму ля-минор и посчитаем ступени от ноты ля ноты до. Какая по счёту эта ступень?

Дети: III ступень

Учитель: Правильно. Чтобы найти параллельную тональность в мажоре, нам нужно найти VI ступень, а в миноре найти III ступень. Давайте мы запишем это в тетрадь.

Параллельная тональность в мажоре находится на VI ступени.

Параллельная тональность в миноре находится на III ступени.

Учитель: Давайте попробуем построить от разных нот в разных ладах параллельные тональности.


2. Проверка выполнения домашнего задания (фронтальный опрос):
Преподаватель: Предлагаю начать урок с проверки домашнего задания следующим способом: сравним построение гамм в тетради и на слайде презентации. Все ли у вас построено верно?
- проверка построения гаммы Ре мажор;
- проверка построения гаммы си минор (три вида);
На экран проецируется слайд №2:















Примечание: музыкальные фрагменты необходимо подготовить заранее и вставить в презентацию.
- какими из предложенных слов можно передать эмоциональную окраску Ре мажора, а какими – си минора?
На экран проецируется слайд № 13:




- сравнение тональностей;
- составление сравнительной таблицы для выполнения практических заданий (коллективная работа);
На экран проецируется слайд № 15:



- составление вспомогательной таблицы для выполнения практических работ (коллективная работа):
На экран проецируется слайд № 16:





9. Подведение итогов учебного занятия:
Оценивание деятельности самими обучающимися и преподавателем (насколько активно работали на уроке; все ли задания были выполнены, насколько самостоятельно; что получилось хорошо, а что требует дополнительной доработки; какие теоретические знания требуется подкорректировать):
На экран проецируется слайд № 19:




11. Завершение открытого урока, прощание.
Преподаватель: Дорогие дети! Считаю, что вы прекрасно справились со всеми заданиями, цель урока достигнута. Наш урок закончен, я благодарю всех за отличную работу. До свидания!

Открытй урок

  1. Организационный этап (приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания):


2. Проверка выполнения домашнего задания (фронтальный опрос):
Преподаватель: Предлагаю начать урок с проверки домашнего задания следующим способом: сравним построение гамм в тетради и на слайде презентации. Все ли у вас построено верно?
- проверка построения гаммы Ре мажор;
- проверка построения гаммы си минор (три вида);
На экран проецируется слайд №2:





Правильный ответ – 7 «общих звуков.
На экран проецируется слайд № 4:



Правильный ответ – 6 общих звуков.
На экран проецируется слайд № 5:



Правильный ответ – 5 общих звуков.




На экран проецируется слайд № 7:



Правильный ответ – отклонение в Ре мажор в 4 такте.

(слова А. Коваленкова, музыка Ю. Никольского, 1947);





5. Систематизация и обобщение знаний и умений (закрепление теоретических знаний, составление таблиц):


На экран проецируется слайд № 12:



Примечание: музыкальные фрагменты необходимо подготовить заранее и вставить в презентацию.


- какими из предложенных слов можно передать эмоциональную окраску Ре мажора, а какими – си минора?


На экран проецируется слайд № 13:



- определение цветовой гаммы Ре мажора и си минора;
На экран проецируется слайд № 14:



- составление сравнительной таблицы для выполнения практических заданий (коллективная работа);


На экран проецируется слайд № 15:



- составление вспомогательной таблицы для выполнения практических работ (коллективная работа):


На экран проецируется слайд № 16:



6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий:
- проверка выполненных заданий детьми (соседом по парте), затем преподавателем

.
7. Коррекция знаний и способов действий:
- поиск ошибок в выполнении практической работы;

текста для второго куплета – Буторина Е.И.);


- напишите мелодию второго куплета в си миноре (мелодию повторного строения) с последующей гармонизацией и исполнением;


На экран проецируются слайды № 17, № 18:




9. Подведение итогов учебного занятия:


Оценивание деятельности самими обучающимися и преподавателем (насколько активно работали на уроке; все ли задания были выполнены, насколько самостоятельно; что получилось хорошо, а что требует дополнительной доработки; какие теоретические знания требуется подкорректировать):
На экран проецируется слайд № 19:



10. Рефлексия:



11. Завершение открытого урока, прощание.
Преподаватель:

Дорогие дети! Считаю, что вы прекрасно справились со всеми заданиями, цель урока достигнута. Наш урок закончен, я благодарю всех за отличную работу. До свидания!

Задания для практической работы

1. Определите вид минора в данных музыкальных примерах (работа в парах, выбор примера - по жребию):

Елена Даниленко

Группа 2 ФИ, урок 25.10 ,также группа 2 хор девочек 26.10
Контрольная работа.
В нотной тетради написать:
Контрольная работа.
(перед нотным станом ставим цифры заданий.)
1. -Написать скрипичный ключ. Записать гамму Соль мажор (только вверх, правильно записывая устойчивые и неустойчивые звуки, без штилей). Такт закрыть.
В этом же задании:
-Выписать устойчивые ступени и подписать их римскими цифрами.Такт закрыть.
В этом же задании:
-Выписать неустойчивые ступени, подписать римскими цифрами.

2.-Переписать мелодию(см.прикрепленный файл 1)
-Проставить под нотами римские цифры-ступени.
-Транспонировать (перенести мелодию) в тональность Ре мажор.

3.На нотном стане оформить 5 тактов, подписать ступени (см. файл 2).
В Фа мажоре подписать ноты, которые соответствуют этим ступеням. Без штилей.

4.Определить интервал- подписать цифрой (не римскими. ).
См. файл 3.

Елена Даниленко

II четверть.
Урок 1.
Интервалы.
1.По тетради повторите правила про интервалы: приму, октаву ,секунды.
Напомню, что секунды мы строим так:
-считаем ступени на пальчиках( две)
-записываем подсчитанную нотку
-проверяем на клавишах - сколько тонов.(полутон- ближайшее расстояние, тон= 2 полутона):
в малой секунде , м2- полутон. В б2-тон.
2.В нотной тетради надо построить указанные интервалы от данных нот вверх.(см.файл).
3.Переписать в тетрадь правило:

Терции.
Это интервал. Охватывает 3 ступени.
м3--1,5тона (полтора тона)
б3 —2 тона.

(Объяснение:
Терции, как и секунды бывают большие и малые (при обозначении- буква маленькая, цифра в два раза больше буквы)
Терции строим также, как и секунды:
-считаем ступени -3.
-записываем найденную ноту
-проверяем тоны(см. правила)
-полтора тона ( в малой терции)- это один тон+еще полутон.)

4.Записать примеры (см.файл 2)
-от ми-надо построить м.3
-считаем 3 ступени -это ми-соль.Записали соль.
-проверяем тоны.ми-фа=полутон, фа-соль=тон. получилось тон+полутон (полтора тона). Нам для м.3 надо полтора тона. Все построено.

-от фа - надо построить м.3.
-считаем 3 ступени. - это фа -ля. Записали ля.
-проверяем тоны. фа-соль=тон, соль-ля=тон. Получилось 2 тона. А надо на полутон меньше (полтора, или 1 с половиной). Фа- не трогаем, от нее строим! Ля "приближаем " к фа- чтобы расстояние стало меньше. Получилось фа-ля -бемоль. Записать знак.

-от соль-надо построить б.3
-считаем 3 ступени. это соль-си.
-проверяем тоны. Всего 2. Знаки не ставим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока с прохождением новой темы и закреплением предыдущей. Урок содержит в себе элементы детского творчества, импровизации.

Предмет: сольфеджио

класс: 2

Тип урока: Обобщение и закрепление пройденного материала.

Вид урока: групповое занятие.

Цель урока: развитие у детей чувства ритма и лада как средство раскрытия личности учащихся в процессе воспитания их художественного мышления в музыкальной деятельности.

Задачи урока:


образовательные: закрепить понятия о ритмической группе ; натуральном, гармоническом и мелодическом видах минора, закрепить практические навыки и умения их исполнения и использования в творческих формах работы;

развивающие: развивать образно - эмоциональное восприятие, творческие и познавательные способности учащихся – память, внимание, ритмический и мелодический слух;

воспитательные: воспитывать целеустремлённость, активность, организованность, самостоятельность учащихся.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический (исполнительский).

Оборудование: фортепиано, дидактические средства – ритмические карточки, аккордовые карточки.

Организационный момент.

Цель этапа – сконцентрировать внимание учащихся, заинтересовать, настроить на работу.

Цель этапа – проверка знаний учащихся о видах минора, навыков вокально – интонационного исполнения.

Пение гамм а - moll , e-moll, d-moll и т.д. в заданном ритме с дирижированием (ритм выложен на доске с помощью карточек)

Пение ступеней в a - moll с показом ступеней (цифровки в тетрадях):

I – II – III – I – V – VI – V – I;

I – VII(н) – I – III – V –I ;

I – VII(↑) – I – III – V –I;

V – VI – V – III – II – VII(н) – I;

V – VI – V – III – II – VII(↑) – I ;

V – VI (↑) - VII(↑) – I и т.д.

Сольфеджирование (№ 175, 174 Калмыков, Фридкин).

Задания 1 – 3 проводятся поочерёдно с группой, индивидуально, по партам. Устраиваются устные мини – конкурсы на лучшее исполнение.

Проверка досочинения в a – moll (нат.) мелодии на слова:

« Белый снег пушистый в воздухе кружится

Учащиеся исполняют (поют и проигрывают на фортепиано) свои варианты, преподаватель даёт оценку – отмечает положительное, указывает на ошибки.


Цель этапа – закрепить знания учащихся о ритмическом рисунке ;

его образно – эмоционального восприятия; навыки исполнения и применения данного ритма в творческих заданиях.


Задание 1. Проговорить ритмическую группу с названием ритмослогов и показом длительностей по карточкам ( ТА – А – руки на колени, ТИ – хлопок в ладоши). .

Затем предлагается составить ритмический рисунок из карточек (8 тактов в размере 2/4, 3/4) и прохлопать. Объявляется конкурс на лучшее выполнение задания.

Задание 2. Пропеть гамму a – moll (натуральный вид) в ритмическом рисунке:



Задание 3. Сочинить, записать и прохлопать ритмическую цепочку с на текст

«Белый снег пушистый в воздухе кружится

Задание 4. Слуховой анализ.

С. Майкапар. Тревожная минута. (звучит на фортепиано в исполнении преподавателя).


Дети обсуждают, приходят к выводу, что придаёт взволнованность, динамичность, порывистость, тревожность).

Задание 5. Определение на слух интервалов и аккордов вне тональности.

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Цель этапа – закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроке, настроить на творческое выполнение домашнего задания.

Выводы: итак, каковы итоги нашего урока, чему вы научились?


Учащиеся: «Слушать и определять в музыкальных примерах;

исполнять данный ритм и использовать его в сочинении.

Петь гамму a – moll (три вида) в заданном ритме.

Учебная и методическая литература

Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. 2 класс. – М., 2002.

Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего курса обучения. 3 класс. – М., 2005.

Андреева М. От примы до октавы. – М., 2001

Баева Н и Зебряк Т. Сольфеджио. – М.,

Барабошкина А. Сольфеджио второй класс. – М.,

Фролова Ю.В. Сольфеджио. 2 класс Ростов н/Д; 2002.

Фролова Ю.В. Сольфеджио. 3 класс Ростов н/Д; 2002.

Интернет – ресурсы

Обобщение и закрепление пройденного материала

Васильева Елена Анатольевна

IV. . Подведение итогов урока. Домашнее задание.


При подготовке к уроку были учтены программные требования: пение гамм в натуральном миноре до двух знаков включительно, пение тонических трезвучий, разрешений неустойчивых ступеней в натуральном миноре, разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога в минорном ладу, проработка ритмического рисунка в пройденных размерах.

Урок проводился в традиционной форме и явился обобщением и систематизацией знаний по данной теме в курсе сольфеджио второго года обучения; началом для дальнейшего изучения видов минора и ритмических групп .

Подобранные методы обучения (словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический (исполнительский) способствовали повышению мотивации детей к обучению. Задания на сочинения мелодико-ритмических построений, а также объявления конкурсов на лучшее исполнение позволили создать творческий микроклимат в классе, дух соревнования. На уроке была создана атмосфера бла­гоприятного психологи­ческого климата, доброжелательности и комфорта, взаимной заин­тересованно­сти в работе друг друга, сотрудничества.

Оптимизировать процесс проблемно-поискового метода, направленного на развитие умения сопоставлять и анализировать полученные данные, применять знания, умения, навыки при изучении предметов по специальности позволила четкая структурированность урока, полнота изложения материала, доступность информации.

Активность и работоспособность учащихся наблюдалась на протяжении всего урока. Удалось избежать перегрузки и переутомления; решить на необходимом уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты обучения.

При подведении итогов урока выяснилось, что всем детям было интересно, они научились применять теоретические знания на практике. Учащимся необходимо продолжить вокально – интонационную и метроритмическую работу в натуральном миноре с использованием новой ритмической формулы, анализ элементов музыкального языка.

Использована максимальная плотность урока. Урок достиг поставленной цели, был целостным и законченным.

Читайте также: