План урока по самопознанию 5 класс мой путь познания

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школа: КГУ СОШ №1 им .Н.Г.Чернышевского Дата:3.10.2017 № 5

Ценность: Истина Качества: Поиск знаний, целеустремленность, трудолюбие

Педагог -психолог: Боровикова Кристина Валерьевна Класс:5 Кол-во уч-ся:

Цель: расширять представление о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания.

– раскрытие смысла и значения постоянного стремления человека к познанию;

– развитие умений понимать себя, анализировать свое состояние для принятия верного решения в любой ситуации;

– воспитание трудолюбия и целеустремленности.

Ресурс ы :

Ход урока :

1 .Организация учебного процесса. Позитивный настрой .

И расслаблено все тело. (2 раза)

Будто мыы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке.

Греет солнышко сейчас.

Руки теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Губы теплые и вялые

И нисколько не усталые,

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются. (2 раза)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

2.Проверка домашнего задания.

Нарисуйте сами или подберите рисунок, фотографию, отражающие ваши мечты

3. Позитивное высказывание (цитата).

Ученый человек – сосуд,

Как вы понимаете эту цитату?

4.Рассказ истории(беседа)

Сначала стань учеником

По Алексею Лосеву

Радость познания возникает, когда человек переходит от неуверенности и незнания к знанию, когда он постигает мысль и наслаждается своей способностью сравнивать, разделять, отождествлять…

То, что всем надо учиться, – общеизвестно; спорить тут не о чем. Но что значит учиться – в этом мало кто отдает себе отчет; а если кто и отдает себе в этом отчет, то большею частью пользуется общепринятыми выражениями, которые либо мало что содержат в себе, либо при ближайшем рассмотрении оказываются просто неверными.

Так, говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну, конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только знания и ничего другого – это опасный человек.

Знание есть любовь. Ученик, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конечных целей и не любит их, это плохой ученик.

Когда преподаватель что-нибудь хорошо рассказал или писатель нечто хорошо изобразил, то у слушателя или читателя возникает чувство светлого удовлетворения. Оно подталкивает его к активной жизни, будит в нем стремление к высокому, новому, человечному. В таких случаях обнаруживается еще какая-нибудь скрытая тайна и хочется самостоятельно ее разрешить.

Когда я понял, что сумма углов треугольника равняется двум прямым углам, я почувствовал в этом нечто свое личное, бесконечно родное, чего уже никто у меня не отнимет. И среди многочисленных волнений жизни и мысли я нашел в этом приют. Геометрия, если я ее изучил и понял, – моя, родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука. Любить – значит стремиться к порождению. Если я полюбил какую-то истину, это значит, что данная истина вот-вот породит еще новую истину. Знающая любовь и любящее знание всегда хоть чуть-чуть, но обязательно несут в себе стремление к небывалому.

Да, знать и любить – это значит прежде всего бороться с тем плохим, что ты находишь в любимом. Бороться с недостатками – значит неуклонно идти по пути жизненного подвига. Знать и любить в любых обстоятельствах жизни – это не просто иметь те или иные привязанности, а, защищая и отстаивая их, утверждать их в ближнем. Вот почему, смею утверждать, быть учеником – значит с юности готовится к подвигу жизни.

Если ученик не чувствует своей личной ответственности за всех, за всеобщее человеческое благоденствие в будущем, не чувствует этого всегда – при изучении самой скромной математической теоремы, любого физического или химического закона, какой-либо исторической проблемы или мировоз­зренческого тезиса, – это плохой человек.

Знания и любовь, родина и подвиг, вооруженность против зла и будущее счастье благоденствующего человека – это альфа и омега всякого познания.

Надо учиться, чтобы быть!

- Что является целью любого познания?

- Назовите три важных, на ваш взгляд, умения, необ ходимых каждому на пути познания.

- Какую роль играет в жизни человека чувство удов летворения от познания?

- Приведите пример из жизни, когда вы испытали радость от совершённых открытий в процессе познания себя.

5.Творческая работа.

Прочитай пословицы разных народов. Запиши качества характера, о которых говорится в них. Выбери одну из пословиц, раскрой особенность ее смысла.

6.Домашнее задание.

Задание №2,стр.29. Учебник

7. Групповое пение.

Двери открывает перед нами

Знания и мудрости страна.

Яркими, прекраснейшими снами

Станет нам на десять лет она.

Страна великая, страна волшебная,

Чудес неведомых огромная страна,

К вершинам мудрости укажет путь она.

Опыты, открытия, решенья,

Строгих доказательств длинный строй,

Маленькие школьные свершенья

Будут приходить к нам чередой.

В будущем и в прошлом побываем,

Точность подтверждений соберём,

Все на свете тайны мы узнаем,

Мудрые ответы здесь найдём.

Музыка, текст песни.

8. Заключительная минута урока.

Работа в тетради.

Школа: КГУ СОШ №1 им .Н.Г.Чернышевского Дата:10.10.2017 № 6

Ценность: Праведное поведение Качества: уверенность в себе, выполнение долга.

Педагог -психолог: Боровикова Кристина Валерьевна Класс:5 Кол-во уч-ся:

Цель: углубить представление о значении потенциальных возможностях человека и о важности их развития.

– раскрытие роли созидательной активности человека в познании своих возможностей;

– развитие потребности в раскрытии своих возможностей;

– воспитание веры в свои силы.

Ресурс ы :

музыка для позитивного настроя, песня, учебник самопознания, тетради, карандаши.

Ход урока :

1 .Организация учебного процесса. Позитивный настрой .

“ Полет высоко в небо”

“ Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

2.Проверка домашнего задания.

Задание 2. Стр 29. Учебник.

3. Позитивное высказывание (цитата).

Самое трудное – познать себя.

Абу Наср аль-Фараби

Почему процесс познания себя учёный считает самым трудным для человека?

4.Рассказ истории(беседа)

Человек искал счастье. Долго искал. Полземли обошел. Спускался в подземелье и на морское дно. Поднимался в небо и восходил на самые высокие горы.

Однажды он создал семью. Потом стал большим начальником. Человек очень хотел быть счастливым.

Но счастье приходило к нему лишь на мгновения и снова куда-то исчезало. И продолжались все те же серые будни.

– Серые будни? – вдруг однажды задумался Человек. – А почему, собственно, они у меня серые?

И он понял: дни должны быть разноцветными, яркими, красочными.

– Что-то неладное происходит с моим зрением, – подумал Человек и пошел к Окулисту.

– У вас хорошее зрение, – сказал Окулист, посмотрев в глаза Человеку. – Наверное, ваша проблема во внутреннем видении.

И посоветовал обратиться к другому Специалисту.

– На что жалуемся? – засучив рукава, спросил другой Специалист.

– Не вижу красок жизни, ничто не радует, все в сером цвете, – ответил Человек.

– Так-с, – глубокомысленно произнес Специалист. – А внутри что?

– И внутри темнота, – ответил Человек и вдруг понял: меняться нужно изнутри!

Он закрыл глаза, представил яркое солнце и, согреваясь в его теплых и светлых лучах, неожиданно почувствовал свое сердце.

Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе

Волна нежности и любви, оттолкнувшись от сердца, наполнила всего Человека, а затем и весь окружающий его мир. Открыв глаза, Человек посмотрел по сторонам.

Вокруг было светло.

– Светло внутри – светло снаружи, – понял он и почувствовал себя счастливым.

С тех пор еще много раз он восходил на высокие горы и погружался в морские глубины, развивал свое дело и воспитывал детей – и все это делал с любовью в сердце.

– Как легко быть счастливым, – часто с улыбкой думал Человек, – надо просто открыть свое сердце любви и свету и, наполнившись этими чувствами, делиться ими с окружающим миром.

А мир всегда примет и поддержит тебя.

-Когда человек почувствовал себя счастливым?

- какой секрет счастья открыл для себя человек?

- Когда вы почувствуете себя счастливыми?

5.Творческая работа.

Представь такую ситуацию: твоя маленькая сестренка нашла куклу и пришла показать ее тебе. Между вами происходит следующий диалог. Допиши свои слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширять представление о единстве человека и природы.

Задачи:
формирование познавательных навыков учащихся

развивать навыки бережного отношения человека к природе;

воспитывать любовь к многообразию природного мира.

Ожидаемые результаты:

-- Можно ли сказать, что сегодня человек живёт в гармонии с природой?

-- А можно ли восстановить гармоничные отношения человека с природой?

--Что может произойти с природой, если человек будет продолжать свои губительные действия?

В этой истории встретятся, возможно, незнакомые вам слова:

охотники-мергены – это умелые, удачливые охотники,

джут – массовый падёж скота от голода,

колчан – сумка, в которой охотники носили стрелы

Вопросы к тексту по таксономии Блума

О чём люди просили охотников?

Почему они об этом просили?

Чем охотники-мергены помогли жителям аула?

Почему мергены стали жестокосердными?

Как мергены были наказаны?

Какие чувства испытывал мальчик к котенку?

Нужны ли друг другу люди и животные?

(Ответы учащихся)
Проверка домашнего задания

Учитель предлагает ученикам рассказать о своем домашнем питомце, о чувствах, которые они испытывают к нему, прокомментировать рисунки, которые представлены на выставке «Братья

Учитель читает стихотворение.
О. Зеленская

Как вы можете охарактеризовать хозяина пса?

С какими словами вам бы хотелось обратиться к нему?

Читаете в группе .Лучшее на АВТОРСКОМ СТУЛЕ
Упражнение
- Напишите письмо-обращение к тем людям, которые жестоко обращаются с животными.

(Задание 3 в тетради.)
По окончании работы учащиеся по желанию зачитывают свои обращения.
Обобщение
- Человек несет ответственность за животных, которые живут в его доме. Он обязан ухаживать за

ними, проявлять заботу. Животные не заслуживают грубого и злого обращения.
Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаем вашему вниманию урок 5 по предмету самопознание в режиме дистанционного обучения по теме "Мой путь познания" для учащихся 5 класса. К уроку есть презентация.

Поурочный план

Количество учащихся

Приняли участие в уроке на платформе Zoom - 15

Ф.И.О. учителя

Церковная Татьяна Викторовна

Урок № 5, тема

Раздел 1: Радость познания. Тема: Мой путь познания.

Отличать хорошие поступки от плохих, бескорыстие, отзывчивость, справедливость.

Цель обучения

Расширение представления учащихся об общечеловеческой ценности Истина через мировоззренческое восприятие мира на пути познания

Расширять знания о главном источнике познания себя.

Развивать ценностное отношение к опыту старшего поколения.

Развивать способность различать добро и зло, бескорыстие, отзывчивость, справедливость.

1 октября 2020г.

Порядок действий

Презентация

Организационный этап

Позитивный настрой

Работа с цитатой урока


Здравствуйте!

Упражнение на дыхание, показ правильного его выполнения.

При вдохе мы вбираем в себя все самое позитивное, при выдохе освобождаемся от негативного.

Запишите дату, тему и цитату урока:

Учёный человек – сосуд, мудрец - источник.

Народная мудрость

Как вы понимаете мудрость?

- Почему в цитате урока ученого человека сравнивают с сосудом, а мудреца с источником?

А вас можно назвать сосудом или источником? Почему?

Назвать МУДРОСТЬЮ можно только те знания, которые пережиты человеком на основе его нравственных убеждений.

Справка: НРА́ВСТВЕННОСТЬ – это Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Рассказ учителя

- Понравилась вам сказка? Кто ее главные герои?

- Почему мудрец одобрил только совет младшего ученика?

- Правильно ли поступил юноша, отдав всё золото за пойманных птиц?

- Какие человеческие качества проявились в поступках героев сказки?

- Случалось ли вам совершать добрые поступки бескорыстно?

Творческая работа

Задание к следующему уроку

Н арисуйте цветок, на лепестках напишите добрые дела, которые принесут радость окружающим.

Групповое пение

Заключительная минута тишины.


- Посидите в тишине, подумайте о тех моментах урока, которые научили вас быть отзывчивым, бескорыстным.

Спасибо вам за работу.

Самоанализ урока:

Учащимся был предложен урок № 5 по теме: Раздел 1: Радость познания. Тема: Мой путь познания.

Качества: Отличать хорошие поступки от плохих, бескорыстие, отзывчивость, справедливость.

Цель обучения: Расширение представления учащихся об общечеловеческой ценности Истина через мировоззренческое восприятие мира на пути познания.

• Расширять знания о главном источнике познания себя.

• Развивать ценностное отношение к опыту старшего поколения.

• Развивать способность различать добро и зло, бескорыстие, отзывчивость, справедливость.

Были соблюдены структурные компоненты урока, за исключением проверки домашнего задания (учитель находился на б\л с 16.09-29.09, замещение не проводилось).

На уроке применялись такие методы обучения как словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно–иллюстративный, метод стимулирования интереса к учению через создание эмоционально-нравственных ситуаций. На уроке использовалась форма работы: фронтальная.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке были разнообразны: слушание, диалог, творческая работа.

Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Хотелось бы выделить этап введения учащихся в атмосферу урока первого урока через платформу Zoom. Много решают первые минуты. Не уловишь, не почувствуешь пульса класса, и … не получится урок. Задача этого этапа не столько учебно-воспитательная, сколько психологическая. А заключается она в следующем: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Думаю, что у меня это получилось.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.

Метапредметный подход на уроке осуществлялся путём привлечения знаний учащихся из смежных предметов (русская литературы, изобразительное искусство).

Работа способствовала воспитанию уважения к мнению других, умение слушать.

На протяжении всего урока каждый ученик был включен в поиски решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность. На уроке использовались три вида общения: учебное сотрудничество детей между собой, учебное сотрудничество со мной и сотрудничество школьника с самим собой, изменяющимся в процессе учения.

Считаю, что направленность форм и методов обучения работали на включение каждого ученика в деятельность по достижению целей урока, на создание условий для активного общения и взаимодействия всех участников учебного процесса.

Еще одним достоинством видео-урока как нетрадиционной формы является то, что видеофильм оказывает большое эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.

В течение урока поощряла учащихся соответственно их вкладу в урок, сохраняя на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, взаимное доверие и уважение.

Стиль учителя: гуманный

Дисциплина на уроке: хорошая, атмосфера живого диалога.

Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока: ценность раскрыта, цель урока достигнута

Творческий подход учителя: материал к уроку подобран в соответствии с темой.


Развивать у учащихся любознательность и ответственность.

Воспитать вежливость, стремление поступать по совести.

Организационный момент.

Позитивный настрой.

Прочитай пословицы разных народов. Запиши качества характера, о которых говорится в них. Выбери одну из пословиц, раскрой особенность ее смысла.

• Птицу узнают в полете, человека – в работе (армянская).

• И маленькое дело делай, как большое (башкирская).

• Дело покоряется тому, кто его любит (казахская).

• Колодец роет один человек, воду из него пьют тысячи (казахская).

• Торопливая работа вкривь идет (марийская).

• Труд – отец счастья (немецкая).

• Смотри дерево по плодам, а человека – по трудам (русская).

• Кто любит труд, того люди чтут (русская).

• Без своего труда на отцовском добре век не проведешь (удмуртская).

• Где трудятся, там в довольстве живут(удмуртская).

Позитивное выска-зывание

Ученый человек – сосуд, мудрец – источник. Народная мудрость

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Творческая деятельность, групповая работа

Представь такую ситуацию: твоя маленькая сестренка нашла куклу и пришла показать ее тебе. Между вами происходит следующий диалог. Допиши свои слова.

Сестренка: Мне жалко отдавать куклу, у меня ведь нет такой.

Сестренка: Но я эту девочку не знаю.

Сестренка: А как я узнаю, что именно эта девочка потеряла куклу?

Сестренка: А если никто не позвонит, я могу оставить куклу себе?

Сестренка: Ты думаешь, в садике будут рады?

Ответь на вопрос: Что нужно помочь понять маленькой девочке?

Рассказывание истории (беседа)

Задание 3.Напишите 7 чудес света с точки зрения самопознания.

Семь чудес света

Какие семь чудес света вы знаете? - спросил учитель, зайдя в класс.

- Сегодня урок на тему "Семь чудес света". Напишите, что вы считаете относится к семи чудесам света.

Когда учитель собирал тетради он заметил, что одна девочка еще не закончила. Учитель спросил, не нужна ли ей помощь.

- Да. Я долго сомневалась, какие выбрать. На свете так много чудес.

Тогда учитель предложил зачитать, что она выбрала. Девочка некоторое время колебалась, но решилась прочитать.

- Для меня семь чудес света это:

1. Дышать 2. Видеть 3.Слышать 4.Осязать 5.Чувствовать запах 6.Чувствовать вкус 7.Двигаться

- Какое задание дал учитель детям?

- Согласны ли вы с девочкой? Почему?

- Благодаря чему можно познать красоту мира?

- Что для вас чудо?

Автор. Готов для человечества он много совершить.

Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?

Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел.

Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел.

Автор. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.

Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.

Автор. Наташка дома мечется, гуляй, мол, с ней с утра.

Мальчик. Она не человечество, а младшая сестра.

Автор. Пока себе он подвига еще не приглядел.

Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!

Новая информация

В течение многих веков человек стремится познать себя, понять, кто он такой, для чего живет в этом мире, каким он хочет и может стать. Многое ему может подсказать народная мудрость,

основанная на знаниях и жизненном опыте. Она передается от поколения к поколению через народные традиции, обычаи, звучит в легендах, притчах, сказаниях, сказках, песнях, пословицах, поговорках. В этих произведениях народ выражает свое понимание того, каким должен быть человек, каким нравственным правилам он должен следовать. Пословицы и поговорки разных народов раскрывают по-своему смысл одних и тех же ценностей – Добра, Любви, Истины, Совести, Красоты и других, потому что они важны для каждого народа и являются общечеловеческими. Но для познания себя особенно важно заглянуть в себя, услышать свое сердце и найти в нем любовь, добро, милосердие, стремление к красоте, труду, творчеству.

7. От сердца к сердцу

Мудрость К. Мырзалиев

Не говорила бабушка моя,

Рассказывая про степной обычай,

Чтоб волком становился я,

Не отдающим никому добычу.

Не говорила бабушка моя,

Наказы предков соблюдая строго,

Чтобы Тулпаром становился я,

Нигде не уступающим дорогу.

Она была стара, мудра, добра,

Еѐ слова слагались век за веком,

И потому с утра и до утра

Она твердила: – Будь же человеком!

Дополнительный материал

Счастье Сказка И. Стишенок

С тех пор еще много раз он восходил на высокие горы и погружался в морские глубины, развивал свое дело и воспитывал детей – и все это делал с любовью в сердце.

– Как легко быть счастливым, – часто с улыбкой думал Человек, – надо просто открыть свое сердце любви и свету и делиться ими с окружающим миром. А мир всегда примет и поддержит тебя.

Когда человек почувствовал себя счастливым?

Какой секрет счастья открыл для себя человек?

Урок по предмету "Самопознание" для 5 класса. Тема урока: "Мой путь познания". Цель урока: расширить представление о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания.







Наурыз мейрамы с Василисой

Творческий конкурс рисунков для учащихся начальных классов

Аватар anarerbolatovna

Аватар Пилявская Татьяна Юрьевна

Аватар 1timofeeva2elena

Аватар Kunslu2410

Аватар Azamat

Аватар AjnabekovaZHB

Аватар Наталья Федоровна Логашкина

Аватар Евгений_Простомолотов

Аватар Андрей и Нина Герлиц (Яценко)

Аватар dilara-1988

1) Нужно зарегистрироваться/авторизоваться на сайте.
2) Добавить материал (публикацию) на сайт. ссылка на добавление материала.
В топе показаны авторы, у которых самое большое количество публикаций. Подробная инструкция для публикации материала

Читайте также: