Что способствовало возрастанию престижа советских ученых в обществе кратко
Обновлено: 07.07.2024
В советских фильмах семидесятых-восьмидесятых годов, в которых присутствуют в качестве героев советские интеллигенты, часто прямо или косвенно, за кадром появляется статусная фигура крупного ученого – профессора, доктора наук.
При этом, как правило, в этих фильмах отсутствуют сюжеты, характеризующие собственно научную деятельность, а научный работник выступает в роли носителя определенного высокого социального статуса.
Все это свидетельствует о том, что ученая степень, звание в СССР были не только квалификационными требованиями, предъявляемыми к занятию тех или иных научных должностей, но и неким признаком высокого сословного статуса, обеспечивавшего высокое положение его обладателя в обществе.
При этом в позднесоветское время советский шахтер мог получать гораздо большую заработную плату, чем доцент и даже профессор, однако все равно место научного работника, преподавателя вуза считалось более престижным.
В итоге в СССР с 60-х годов прошлого века возник теневой бизнес по подготовке диссертаций и присвоению ученых степеней.
В 90-е годы прошлого века привлекательность сферы науки и образования как непрестижных, не предполагающих больших и быстрых денег резко снизилась. Но несмотря на это, именно в 90-е годы широко развился теневой бизнес по производству обладателей ученых степеней.
Производство кандидатов и докторов каких-нибудь наук в условиях отсутствия контроля и разбалансированной системы управления было поставлено на поток. Это подтверждает то, что спрос на ученые степени сохранился.
С другой стороны, многие тогдашние бизнесмены и депутаты пытались прибавить к своим званиям на визитке ученую степень на фоне относительно легкого доступа к получению данных степеней.
Почему ученая степень, которая в идеале не может выступать ничем иным кроме как маркером достижений в научной деятельности, приобрела такое значение в России? Безусловно, с эпохи СССР сохранился ореол привлекательности ученой степени вне зависимости от рода занятий как признака принадлежности к некому сословию.
Также дело в ощущениях обладателя степени в сочетании с бытующим в обществе уважением к такому обладателю. Это уважение само по себе следует считать вполне заслуженным, однако именно поэтому в обществе с начала 2000-х годов сформировался запрос на большую результативность научной сферы и связанные с этим более справедливые условия для присвоения ученой степени.
Для решения проблемы, особенно после скандалов с фальшивыми диссертациями, органы управления в сфере науки пошли по пути максимального ужесточения требований к получению ученой степени.
К настоящему времени требования к допуску к присуждению ученой степени следует признать максимально жесткими.
В качестве примера можно привести необходимость наличия определенного количества публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации в рецензируемых изданиях.
– в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук – не менее 15;
– в остальных областях – не менее 10.
Количество публикаций для кандидатской должно быть:
– в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук – не менее 3;
– в остальных областях – не менее 2.
Те, кто защищался, прекрасно знают, насколько сложно в нынешних условиях опубликовать статью в рецензируемом издании, притом что их количество весьма ограниченно.
При таком подходе ученая степень будет восприниматься уже не как приятное дополнение к сословному статусу, а скорее как тяжелый хомут, предполагающий постоянные заботы о том, как подтвердить свою научную состоятельность.
Другой вариант – когда сформировавшийся обладатель ученой степени, научный работник или преподаватель вуза перешел на другую работу и поэтому исчезла объективная возможность заниматься наукой. Ученая степень в этом случае, конечно, не может быть отчуждена, но фактически она становится пустой.
Все это говорит о том, что ужесточение требований к защите диссертаций, при всех издержках процесса, является в целом верным направлением.
При этом, конечно, необходимо совершенствовать сам процесс оценки результатов научной деятельности преподавателей и научных работников, в том числе в части модернизации наукометрических показателей.
![Аватар](http://ingvarr.net.ru/.s/a/48/2.jpg)
Способствовало возрастанию престижа советских учёных в обществе:
- увеличение расходов на науку в 12 раз (с начала 50-х до конца 60-х гг)
- создание Сибирского отделения Академии наук СССР
- получение Нобелевской премии советскими учеными: Н.Н. Семёнов (1956), физики-теоретики П.А. Черенков, И.М. Франк, И.Е. Тамм (1958), Л.Д. Ландау (1962), Н.Г. Басов и А.М. Прохоров (1964).
Примеры достижений советской науки и техники в конце 1950-х — начале 1960-х гг.
- созданы первые дальние тяжёлые турбореактивные бомбардировщики Ту-16 и Ту-95
- запуск самого мощного в мире синхрофазотрона
- создание и прикладное использование квантовых генераторов
- создание сверхмощных ракетоносителей, способных выводить большие объекты в открытый космос
Успехи в освоении космоса.
- 4 октября 1957 г. на орбиту Земли выведен её первый искусственный спутник
- через месяц - запуск ракеты с живым существом — собакой Лайкой
- в 1963 г. первой в мире женщиной-космонавтом стала В. В. Терешкова.
Что содействовало возрастанию престижа русских учёных в сообществе? Приведите образцы достижении русской науки и техники в конце 1950-х начале 1960-х гг.
- Долигайда Константин
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
- 2019-11-09 13:13:35
- 19
- 1
Одним из важнейших рычагов развития индустрии в эти годы стало внедрение достижений науки и техники.
Правительство из года в год увеличивало расходы на науку. С начала 1950-х до конца 1960-х гг. они выросли в 12 раз! Было сотворено Сибирское отделение Академии наук СССР. Русские учёные внесли выдающийся вклад в развитие четких и природных наук. Нобелевской премии были удостоены основатель хим физики Н. Н. Семёнов (1956), физики-теоретики П. А. Черенков, И. М. Франк, И. Е. Тамм (1958), Л. Д. Ландау (1962), Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (1964).
Основные научные разработки были связаны с интересами обеспечения обороноспособности страны. В эти годы были сделаны первые далекие тяжёлые турбореактивные бомбовозы Ту-16 и Ту-95. Началось творение русского атомного подводного флота. Был спущен на воду 1-ый в мире атомный ледокол Ленин. Успешно запущен самый сильный в мире синхрофазотрон. СССР выступал лидером в твореньи и прикладном использовании квантовых генераторов. Были сделаны сверхмощные ракеты-носители, способные выводить великие объекты в открытый космос. Это позволило Русскому Союзу стать первой в мире страной, открывшей дорогу в космос.
желательно очень кратко Что возрастанию престижа советских учёных в обществе? Приведите примеры
достижений советской науки и техники в конце 1950-х — начале 1960-х гг.
Ответы
Создание водородной бомбы - 1953г.
Пуск первой в мире атомной электростанции в г. Обнинске - 1954г.
Проведение первых испытаний турбореактивного самолёта Ту-104 - 1956г.
Запуск сверхдальней межконтинентальной многоступенчатой ракеты. - 1957г.
Запуск первого в мире искусственного спутника Земли - 1957г.
Спуск на воду первого в мире атомного ледокола "Ленин" - 1957г.
Создание и запуск самого мощного в мире ускорителя элементарных частиц - синхрофазотрона - 1957г.
Запуск первой многоступенчатой космической ракеты в сторону Луны - 1959г.
Советская космическая ракета с вымпелом СССР достигла поверхности Луны. - 1959г.
Государство из года в год увеличивало расходы на науку. С начала 1950-х до конца 1960-х гг. они выросли в 12 раз! Было создано Сибирское отделение Академии наук СССР. Советские учёные внесли выдающийся вклад в развитие точных и естественных наук. Нобелевской премии были удостоены основоположник химической физики Н. Н. Семёнов (1956), физики-теоретики П. А. Черенков, И. М. Франк, И. Е. Тамм (1958), Л. Д. Ландау (1962), Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (1964).
Читайте также: