План урока по русскому языку 6 класс львова

Обновлено: 02.07.2024

Конспекты уроков русского языка в 6 классе. Уч.: С.И. Львова, В.В. Львов.

Конспект урока. Контрольный диктант № 1 по разделу __Русская орфография как система правил. Посмотреть

Конспект урока. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. Посмотреть

Конспект урока. Образование существительных способом сложения. Посмотреть

Конспект урока. Р.р. Описание как тип речи. Описание портрета. Посмотреть

Конспект урока. Р.р. Описание как тип речи. Описание предмета и пейзажа. Посмотреть

Конспект урока. Сложносочиненные и сложноподчинённые предложения. Посмотреть

Русский язык, 6 класс, Поурочные разработки по Львовой С.И.


Предлагаемое пособие содержит оригинальные авторские разработки уроков русского языка в 6 классе. Пособие включает подробное описание хода уроков с указанием их цели, структуры, методических приемов, рекомендации домашних заданий.
Пособие окажет существенную помощь учителям средних школ при подготовке к урокам русского языка в 8 классе.

Родной язык.
Цели урока: 1) повторить сведения об особенностях структуры учебника и основных типах упражнений и дать представление о содержании курса русского языка в шестом классе; 2) повторить известные учащимся высказывания о русском языке и совершенствовать умение проводить смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему; 3) углубить представление о речевом этикете как правилах речевого общения.

На этом этапе также обращаем внимание учащихся на то, что:
- материал по каждой части речи, изучаемой в 6-ом классе, организуется одинаково: общее значение, словообразование, правописание, морфологические признаки (постоянные и непостоянные), синтаксическая роль и правила употребления в речи;
- в приложении даются словарики, каждый из которых имеет своё назначение, и планы языкового разбора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языке в 6 классе по учебнику Львовых (рассчитана на 204 часа).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 6А-В КЛАССОВ

Составитель: Н.П. Лютикас

2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, а также авторской программы С.И. Львовой.

Цели и задачи изучения предмета

Основные цели программы:

– формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции;

– формирование коммуникативных навыков;

– освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка;

– развитие языкового эстетического идеала (представления о прекрасном в языке и речи).

– формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

– овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

– формирование общеучебных умений: работе с книгой, со справочной литературой; обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

– познавательно-практическая направленность обучения;

– формирование языковых и речевых умений;

– формирование научно-лингвистического мировоззрения.

Место курса в учебном плане

Настоящая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю при 34 неделях), что соответствует Авторской программе. В том числе: часов развития речи – 21 час, контрольных диктантов – 8, контрольных изложений – 2, контрольных сочинений – 2.

Расхождение Авторской и рабочей программы

Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в Авторской программе в полном объёме:

Раздел

Авторская программа

Рабочая программа

Русская орфография как система правил

Синтаксис и пунктуация

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол и его формы

- деепричастие

Имя числительное

Местоимение

16 часов (2 Р/Р)

17 часов (2 Р/Р)

48 часов (5 Р/Р)

- 11 часов (1 Р/Р)

- 11 часов (1 Р/Р)

- 24 часа (3 Р/Р)

21 час (1 Р/Р)

26 часов + 4 (2 Р/Р)

Повторение изученного в 6 классе

Возникшее расхождение объясняется учебно-каникулярным распределением учебного времени и наиболее эффективным усвоением учебного материала, а также его систематизацией, особенно в рамках часов, отведённых на повторение.

Планируемые результаты изучения предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися основной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

– адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

– свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

– овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность преобразования, сохранения и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования;

– умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Речь. Речевая деятельность

Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; опреде­лять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять про­стой план.

Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учеб­ные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочи­танного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушан­ного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выбо­рочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить неболь­шое по объему устное высказывание на заданную тему; соблю­дать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте по­дробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изло­жения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных сти­лей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способа­ми: заменой слова местоимением или синонимом, заменой син­таксической конструкции.

Анализ текста. Определять основную мысль текста, подби­рать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого тек­ста; устанавливать принад­лежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

Предметные результаты обучения

Фонетика и орфоэпия. Использовать транскрипцию; правильно произносить употребительные сложносокращенные слова, а также широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи; проводить фонетический и орфоэпи­ческий разбор слова; учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечание к нему).

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на осно­ве словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам, опираясь на морфемную модель; выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки, включающие 3-5 звеньев; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов; применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания; проводить морфемный и элементарный словообразовательный разборы слов, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечание к нему).

Лексикология и фразеология. Пользоваться разными спосо­бами толкования лексического значения слова; употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексиче­ским значением, а также с условиями и задачами общения; тол­ковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наи­более точное и уместное в данной речевой ситуации слово; различать по значению паронимы (без использования термина) и правильно употреблять их в речи; поль­зоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; про­водить лексический разбор слова, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечание к нему).

Морфология и культура речи. Определять и комментировать морфологические признаки изучен­ных частей речи, правильно образовывать и употреблять соот­ветствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфо­логические признаки слова при решении задач правописания; проводить морфологический разбор изученных частей речи, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечание к нему).

Синтаксис и культура речи. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи; проводить синтаксический разбор предложений изученных синтаксических конструкций, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечания к нему).

Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяс­нять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание мор­фем) и с этой позиции анализировать написание морфем в слове; свобод­но пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма; усвоить орфографический минимум, представленный в учебнике; соблюдать орфографические нормы в процессе письма, а также обнаруживать и исправлять орфографические ошибки (в объеме изученных орфографических правил).

Пунктуация. Правильно применять изученные пунктуа­ционные правила; аргументированно объяснять постановку знаков препинания; строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма, а также обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки (в объеме изученных правил).

Универсальные учебные действия

2. Выстраивать рациональную последовательность учебных действий при выполнении индивидуальной работы по образцу памяток-инструкций учебника; соблюдать намеченную последовательность действий в процессе индивидуальной деятельности.

3. На основе специальных упражнений учебника и рабочих тетрадей проводить сопоставительный анализ текстов, речевых высказываний, основанный на наблюдении за использованием языкового явления в речи, формулировать выводы на основе проведенного наблюдения.

5. Систематически контролировать собственные действия при выполнении учебных задач и самостоятельно оценивать результаты работы; самостоятельно контролировать ход выполнения индивидуальной, парной или групповой исследовательской работы.

6. Формулировать аргументированные выводы по итогам проведённой учебной работы (после выполнения упражнения, задания; по итогам контрольной работы; в конце урока; в конце изучения учебной темы, параграфа учебника и т.п.).

7. Совершенствовать учебно-логические умения в процессе изучения всех тем курса; определять объект анализа; проводить анализ, классификацию, сопоставление, сравнение изученных языковых явлений; определять их существенные признаки; различать родовые и видовые понятия, соотносить их при анализе родо-видовых определений понятий; устанавливать причинно-следственные отношения между единицами языка и речевыми фрагментами; выполнять индуктивные и дедуктивные обобщения, систематизировать информацию разными способами и т.п.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы под ред. С.И. Львова (Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2012). Рабочая программа ориентирована на использование учебника авт. сост. Львовой С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для обще-образовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17



на заседании ПМЛ

заместитель директора по УВР

__________ Т.А. Войтенко

по русскому языку для 6 В класса

2015 – 2016 учебный год

Плоходько Анастасия Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Нормативные документы:

Устав МОАУ СОШ № 17.

Протокол заседания педагогического совета № 1 от 28.08.2015 г.

Цели программы обучения

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи русского языка как учебного предмета

освоение учащимися базовых понятий лингвистики, знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете

совершенствование речемыслительной деятельности учащихся, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы под ред. С.И. Львова (Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2012).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника авт. сост. Львовой С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен преемственностью в преподавании.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Анализ, сравнение, сопоставление, классификация.

Самостоятельное выполнение различных творческих работ.

Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде.

Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей.

Умение воспринимать звучащую речь.

Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.

Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов учебного предмета

Личностные УУД:

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

формировать уважение к русскому языку;

осознание и освоение русского языка как части общекультурного наследия России;

формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

способствовать развитию культурной и этнической толерантности;

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

самостоятельно ставить новые цели урока;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные УУД:

давать определения понятиям;

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

излагать содержание прочитанного текста;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

извлекать информацию, представленную в разных формах;

пользоваться словарями, справочниками;

пользоваться различными видами аудирования;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

продолжать обучение основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

прогнозировать, корректировать свою деятельность;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

пользоваться монологической и диалогической формами речи;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Предметные знания, умения, навыки:

подробно и сжато пересказывать тексты разных ти­пов речи;

определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи;

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

правильно произносить названия букв русского ал­фавита, свободно пользоваться алфавитом, работая со словаря­ми;

выделять морфемы на осно­ве смыслового и словообразовательного анализа слова;

объяснять лексическое значе­ние слов разными способами (описание, краткое толкование зна­чения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

различать части речи (простые и сложные случаи), пра­вильно указывать морфологические признаки;

находить орфограммы в морфемах, группиро­вать слова по видам орфограмм;

выделять словосочетания в предло­жении, определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочета­ния по заданной схеме;

выделять основу предложения с двумя главными членами, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ, характеризовать предложения;

различать простые и сложные предложения, знать виды сложных предложений;

определять, чем осложнено простое предложение.

Информация о количестве учебных часов

Педагогические технологии

При изучении русского языка в 6 классе предполагается использование следующих технологий обучения: технология формирования

критического мышления; технология проблемного обучения; информационно-коммуникационные технологии; проектная технология; технологии личностно-ориентированного обучения, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Формы и средства контроля

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются частью системы внутришкольного мониторинга качества образования по направлению "качество образовательного процесса" и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. Текущий контроль успеваемости обучающихся в Учреждении проводится поурочно, по темам, по учебным триместрам.

Поурочный и потемный контроль. Он осуществляется учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроках. Результат по учебным триместрам определяется на основании результатов текущего контроля успеваемости.

Итоговый контроль. Он осуществляется в конце каждого учебного года, а также по окончании курса обучения в школе.

Промежуточная аттестация обучающихся не является отдельной процедурой. Результатом промежуточной аттестации является отметка, выставленная обучающемуся по итогам I, II, III триместров и за год.

Содержание программы учебного курса

Введение. Родной язык. (3 ч.)

Родной язык. Функциональные разновидности языка. Роль родного языка в жизни человека

Орфография. (17 ч.)

Синтаксис и пунктуация. (18 ч.)

Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки предложения. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений. Грамматическая основа двусоставного предложения. Предложения односоставные и двусоставные. Второстепенные члены предложения. Виды осложнения простого предложения. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обращение.

Вводные слова. Сравнительные обороты. Сложное предложение и его виды. Запятая в БСП. Запятая в ССП перед союзами и, а, но.

Запятая в CПП перед союзами и союзными словами. Предложения с прямой речью. Диалог. Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного).

Текстоведение. (13 ч.)

Имя существительное. (19 ч.)

Морфология как раздел лингвистики. Именные части речи. Имя существительное как часть речи. Словообразование имен существительных. Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных. Бессуффиксный способ образования существительных. Образование имен существительных способом сложения. Виды сложения. Правописание сложных существительных. Правописание пол- и полу-. Орфоэпические нормы употребления существительных. Грамматические нормы употребления существительных. Лексические нормы. Имя существительное в словосочетании и предложении. Имя существительное в тексте. Сравнение.

Имя прилагательное. (18 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Основные способы образования имен прилагательных. Словообразовательные гнезда.

Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. Правописание сложных прилагательных.

Глагол. (12 ч.)

Глагол как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов.

Правописание суффиксов глаголов. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические, лексические и грамматические нормы.

Глагол в словосочетании и предложении, в тексте. Морфологический разбор глагола.

Деепричастие. (10 ч.)

Деепричастие как особая форма глагола. Морфологические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Роль деепричастия в словосочетании и предложении. Практикум. Деепричастный оборот. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Культура речи. Правильное употребление деепричастий.

Причастие. (29ч.)

Причастие как особая форма глагола. Морфологические признаки причастия. Роль причастия в художественном описании. Правописание безударных окончаний причастий. Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий. Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Понятие об обособлении. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов причастий. Использование глагола и его особых форм в художественных текстах

Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание Н и НН в причастиях. Культура речи. Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении. Деепричастие и причастие в тексте.

Имя числительное. (23ч.)

Имя числительное как часть речи. Общее значение числительного и употребление в речи. Разряды имён числительных. Имена числительные количественные и порядковые. Написание Ь в количественных числительных. Правописание количественных и порядковых числительных. Склонение числительных от пяти до тридцати и от пятидесяти до восьмидесяти. Склонение числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на – сот. Склонение числительных сорок, девяносто, сто. Склонение числительных один, два, три, четыре. Склонение собирательных числительных. Склонение дробных числительных. Склонение составных количественных числительных. Склонение порядковых имён числительных. Образование падежных форм порядковых числительных. Культура речи. Правильное употребление имён числительных. Нормы произношения и изменения числительных. Нормы изменения числительных. Лексические нормы. Роль имени числительного в словосочетании и предложении. Роль имени числительного в деловом и научном стилях.

Местоимение. (25ч.)

Местоимение как часть речи. Общее значение местоимений и употребление их в речи. Разряды местоимений. Разряд как постоянный морфологический признак местоимений. Нахождение местоимений в тексте. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Личные местоимения как средство связи предложений в тексте. Возвратное местоимение себя Общее значение притяжательных местоимений. Грамматические признаки притяжательных местоимений. Общее значение и грамматические признаки вопросительно – относительных местоимений. Общее значение и грамматические признаки неопределённых местоимений. Использование неопределённых местоимений в речи.

Общее значение и грамматические признаки отрицательных местоимений. Правописание отрицательных местоимений. Общее значение, грамматические признаки и употребление в речи указательных местоимений Значение, грамматические признаки и употребление в речи определительных местоимений. Морфологический разбор местоимения. Культура речи. Правильное употребление местоимений. Местоимения в словосочетании и предложении. Синтаксическая роль местоимения. Местоимение в тексте.

Повторение изученного в 6 классе. (23ч.)

Разделы лингвистики. Орфография (правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний). Синтаксис словосочетания, простого и сложного предложения. Пунктуация. Знаки препинания в СП, ПП и осложнённом. Морфология (имя существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол и его формы). Текстоведение. Основные признаки текста.

Перечень учебно-методических средств обучения.

И. А. Бажанова, С. И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс.

С.И. Львова. Русская орфография. Самоучитель: Пособие для учащихся 5-9 классов

С.И. Львова. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. Пособие для учащихся

С.И. Львова. Краткий словообразовательный словарь школьника: Пособие для учащихся 5-11 классов

С.И. Львова. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5—9-х классах: пособие для учителя.

Справочные пособия.

Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2009.

Читайте также: