План урока по истории 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по обществознанию в 3 классе

Учитель: Лысова М.А.

Тема: Слово о погибели Русской Земли

Познакомить детей с временами нашествия монголов на Древнюю Русь, образования ими государства Золотая Орда

Дать первичное представление понятий: хан, Золотая Орда, ислам

Представить образ Золотой Орды как государства, к истории и культуре которого восходит прошлое многих народов России

Актуализировать материал о борьбе русских людей с иноземными

Развивать умение сравнивать

Развивать умение работать в группе

Развивать умение самостоятельно работать

Развивать умение локализовать события во времени

Развивать познавательный интерес через исторические факты

Воспитание нравственных качеств: сочувствие к судьбе родной страны

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Марина Андреевна. Сегодня я проведу у вас этот урок.

-Какую тему вы изучали на прошлом уроке?(За землю Русскую)

-Покажите на карте Древнюю Русь. Как называется карта? Каким цветом обозначена территория Д.Р.? В какой период времени существовало это государство? (9-13 век) Покажите на ленте времени.

-Вспомните, какой был основной вопрос прошлого урока? Вам поможет с.136 п.7 учебника. (Почему русские города были окружены стенами?) Как вы ответили на этот вопрос? (способность обороняться от врагов) -Их было много. А какие именно? Давайте повторим. (открываю доску с ответами детей)

-Посмотрим, как справились ваши одноклассники. Они должны были правильно расставить карточки. (проверка выполненной работы)

-Благодаря мужеству русских людей и таланту князей, русская земля к началу 13 века была процветающим государством.

-Как так получилось, такая Земля и погибла? Какой мы поставим основной вопрос урока?

-На эти вопросы мы постараемся найти ответы в течение нашего урока.

1)-Для ответа мы используем многие источники, в т.ч. карту. Карта может открывать нам многие тайны!

-Покажите границы Д.Р. Столицу.

-Посмотрите на 2 государства. На разных картах показана территория Руси. Чем они отличаются?(цветом)

О чем говорит цвет карты?(обозначено гос-во) -Ребята,посмотрите внимательно. Там, где гос-во обозначено разными цветами, значит, что оно распалось на несколько отдельных государств. Было единое. А затем распалось.

-Что есть у каждого княжества?(столица, территория) -А в государстве, которое уже распалось, в этом его сила или слабость? Как вы думаете? Почему? (Слабость. Единое сильнее, враг мог напасть)-А какие отношения были между княжествами?

-Откройте с.43. Посмотрите на иллюстрацию снизу страницы и ответьте на вопросы над ней. (Русь. Сражаться. Становится слабой)

-Да,ребята. Русь ослабла, когда распалась, и княжества стали воевать. Она Стала уязвимой для внешнего врага!

-Теперь мы знаем 2 причины того, что Русь стала уязвимой, слабой. Какие? (Распалась, стали воевать княжества)

-Итак, ответим на вопросы:

1-Как называли завоевателей, которые напали на Русь?(монголы)

2-Какой монголы вели образ жизни?(кочевой, скотоводство)

3-Откуда пришли враги, т.е.монголы?(с востока) Откройте карту на с.43 в учебнике. Там красной стрелкой показано, откуда пришли враги.

4-Как звали предводителя монгольского племени?(Чингисхан) -хан в словаре с.143

5-Какими качествами характера обладал Чингисхан? Найдите в 1-2 предложении (сила, жестокость, хитрость, власть)

6-Какое завещание Чингисхан дал внуку? (покорить Европу)

7-Как звали внука Чингисхана? (хан Батый)

9-В чём была сила монгол? (талант хана, сила многочисленной армии, конница)

-Ребята, действительно, основную ударную силу монгол составляла конница. Каждый воин имел 2-3 лука, несколько колчанов со стрелами, топор, верёвочный аркан, саблю. Боевые лошади были покрыты шкурами, что защищало их от стрел и оружия противника. Голову, шею и грудь монгольского воина прикрывали железный или медный шлем, панцирь из кожи. Вот так было оснащено племя монгол. Какой из этого можно делать вывод о силе монгол?

-Т.е.,ребята, мы с вами сейчас поняли, что Русь была слабой по сравнению с монголами.

-А в каком году было нашествие монгол на Русь? (1237) -Какой это век? (13) Покажите на ленте времени.

-А сейчас предположите, пож-та, чем закончилось нашествие Батыя на Русь? Вам поможет река времени на с.26. Откройте её и рассмотрите внимательно период с 9 по 13 век. Какое событие произошло в 13 веке?(Батыево нашествие) -Русь не справилась с ним -это видно по тому, как круто река изменила направление русла. Хотя до этого успешно справлялась с другими врагами. Мы уже сказали, какие беды ослабили Русь.

-Почему же Русь оказалась под властью монгольских завоевателей? Какой была Русь? А какие были монголы?(слабой-сильные)

-Теперь мы знаем ещё и о нашествии монгол. Мы можем внести данные в таблицу. Кто напал на Русь?(монголы) Откуда они пришли? (с востока) С какой целью? (покорение Руси)

-Хорошо потрудились, много выполнили. Встанем отдохнём.

Мы дружно трудились, немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведём

И глубоко всей грудью вздохнём

-Итак мы заполнили таблицу. Монголы покорили Русь.

-Хорошо. А выполнили ли монголы завещание Чингисхана? (нет) А почему, как вы думаете? (ослабли на территории Д.Р. при сражении)

-Не выполнив завещание Чингисхана, монголы создали сильное государство. Найдите на карте на с.43 название этого государства с помощью условных обозначений. (Золотая Орда) Посмотрите, какая большая территория этого сильного государства на восточных границах русских земель. А хорошо это или плохо для Руси?

-Закончили обсуждения. Развернулись сюда. Итак, скажите теперь, что ваша группа решила. Не забываем слушать друг друга, чтобы не повторяться. (Хорошо. Торговля, строительство, прекратились войны)

-При чтении текста вы встретили незнакомое слово, выделенное жирным шрифтом. Какое? На с.47 прочитаем определение вслух. Какое будет ключевое слово? (религия) Единственная ли это религия? (нет) Какие вы знаете ещё религии?(христианство, буддизм) Как называли последователей ислама? (мусульмане) Скажите определение своими словами. (ответы детей)

-Дома прочитаете в рамке более подробно об этой религии на с.47.

Итак. Хорошо или плохо было это для Руси и почему? А теперь давайте проверим и ваши предположения оформим в виде схемы.

-Где происходит действие?(на Руси) Почему?(купол церкви)

-На какие 2 группы можно разделить людей?(монголы и русские)

-Как вы это определили?(одежда, конь, внешность)

-Можно по позам определить? Как ведут себя русские? Как монголы?

-Предположите, что такое дань. (плата русских в пользу монгол)

-В каком виде платили дань? (. а также людьми!)

-Посмотрите вторую иллюстрацию. Что происходит? Какие 2 группы? Как вы определили?

-Таким образом, ребята, схема и иллюстрации доказывают, что в 13 веке Русь была разорена и оказалась под властью З.О. Почему?

-Молодцы. Прочитаем вслух вывод на с.46 в рамке.

-Почему так случилось? (Русь ослабла, а враг хитёр и умён)

А погибла ли Русь? Как всё получилось? Ответим с помощью реки времени. (Однозначно нет, не погибла. Это выражение-тема урока-оно образное. Перестало существовать единое древнерусское государство. Но оно возродится в 14 веке в качестве Московского государства. Об этом вы узнаете подробнее на следующем уроке).

-Повторим: хан, З.О., дань.

-Давайте выполним такое задание. Нужно расставить в нужном порядке.(ВДБГ)

Учатся проявлять самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль; давать свою объективную оценку изучаемым событиям и личностям. Пробудить чувство гордости и любви к людям, вставшим на защиту своей Родины. Формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребенка на уровне положительного отношения к Родине.

- Предметные: Формируют представления о жизни страны в 20–30-е годы; знакомятся с историей образования новой страны – СССР; формируют умение работать с картой и дополнительной учебной литературой.

Понятия: коммунистическая партия, комсомольцы, пионеры, колхоз.

Оборудование: презентация, учебник 3 кл., 2 часть (Школа 2100).

Этапы, методы и приёмы.

Содержание урока и деятельность учителя

1. Этап самоопределения к деятельности

(Словесный: слово учителя)

Прозвенел звонок. Приготовились к уроку. Настраиваемся на работу. Присаживайтесь.

-Эмоциональный настрой на урок

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные: формирование положительной учебной мотивации.

2. Актуализация знаний и мотивация

Прием – подводящий диалог.

Мы с вами изучили раздел по истории. Как он называется? Времена Российской империи. 18 – начало 20 века. Сейчас проведем проверочную работу по изученным темам. Смотрим задания, прочитаем их.

Ребята, вспомните, о каких событиях мы говорили с вами на прошлом уроке. Они изменили ход Российской истории. А вы хотите узнать, что же происходило в нашем государстве дальше?

Выполнять самостоятельно проверочную работу.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

П.- Определение основной и второстепенной информации

3. Постановка учебной задачи

– Какой вы представляете себе Россию после того, как отбушевал пожар войн и революций? (Повсюду голод, разруха, горе, нищета и т.д.) В научной литературе есть сведения, что спустя 10 лет после революции (подсчитайте, о каком годе идёт речь) половина населения России была неграмотной, на всю Россию был один комбайн. Это подтверждает наши догадки о тяжёлом состоянии страны после событий начала XX века? (Да.)

На доске появляется запись:

После революции и Гражданской войны страна лежала в руинах.

– Известно, что к концу 30-х годов почти все люди в России уже умели читать и писать, а по полям страны ходили тысячи новых комбайнов. О чём нам говорят эти факты? (О том, что государству удалось быстро наладить хозяйство, поднять культуру.)

На доске появляется запись:

К концу 30-х годов государству удалось быстро наладить хозяйство, поднять культуру.

– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Как советским людям удалось за короткий срок поднять страну из разрухи первых десятилетий начала XX века?

Как бы вы назвали наш сегодняшний урок?

Формулировать основной вопрос (проблему) урока

Предполагать свою версию ответа

Высказывать свои мнения. Аргументировать

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме.

умение ставить учебную задачу; развивать логическое мышление. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

4. Открытие нового знания

Метод – словесный, прием – рассказ, беседа, описание, ответы на вопросы.

(Практический : первичное знакомство с текстом)

Прочитаем диалог Илюши и Анюты. Где же они в этот раз оказались? Какой главный вопрос задал Илюша?

– Представьте, что перед вами встала необходимость постройки нового дома после пожара. Какие вопросы нужно решить, прежде чем браться за строительство?

– Какой дом будем строить?

– Кто будет строить?

– Кто будет руководить строительством и жизнью в доме?

– Как будем жить в новом доме?

1. Строим новый дом.

Итогом этого фрагмента урока становится моделирование схемы дома-государства, каким его представляли себе люди 20-х годов.

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать свои предположения.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Давайте немного отдохнем. Повторяйте движения.

Отдохнули, теперь вернемся к теме нашего урока.

6. Первичное закрепление

Метод практический – работа с картой.

2. Результаты строительства .

Следующий этап урока – выяснение, что удалось построить в России в 20–30-е годы. Работаем в группах. Заполняем таблицу, можно пользоваться карандашом в учебнике.

Читать текст учебника самостоятельно

Активно включаться в работу.

Предполагать свою версию ответа.

Работать в группах, заполнять таблицу

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Аргументация своего мнения и позиции

П.- Определение основной и второстепенной информации

К.- Умение донести свою позицию до других: Оформлять свою мысль в устной речи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Практический: самостоятельное чтение, работа с текстом)

После того как работа проделана, представители групп сообщают о выделенных признаках, особенностях, с помощью учителя заносят их в третий столбик таблицы.

- Проверяем прочитанное вами. Заносим данные в таблицу (на слайде).

– Соответствует ли новый дом-государство той модели, которую хотели построить советские люди? Что нужно добавить к схеме?

Ученики делают вывод, что соответствует не во всём, вносят дополнения в схему-дом (к схеме дома-государства добавляется его внешняя часть: пирамида власти КПСС, тюремные бараки для не согласных с порядками в стране).

По ходу обсуждений работать с толковым словарем и иллюстрациями в учебнике.

Делать выводы о прочитанном

Проводить словарную работу

Р.: 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

В раб. тетради на стр.40-41

В учебнике на стр.94-99, пересказ.

Слушать информацию о домашнем задании

9. Итог урока. Рефлексия деятельности

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока, обобщение.

Составление обобщающего ответа.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Как советским людям удалось за короткий срок поднять страну из разрухи первых десятилетий начала XX века?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что советским людям удалось за короткий срок поднять страну из разрухи благодаря самоотверженному труду всей страны и тому, что Коммунистическая партия полностью взяла в свои руки управление строительством нового общества.

Подведение итога урока;

Оценивать себя и сложность изученной темы

строят речевые высказывания.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Участие в подведении итогов урока.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Какой вы представляете себе Россию после войн и революции?

Через 10 лет после революции Половина Россиян - неграмотные 1 комбайн - на всю Россию

Конец 30-х годов Тысячи новых комбайнов Почти все умеют писать и читать

. Как советским людям удалось за такой короткий срок поднять страну из разрухи?

Строим дом Какие вопросы надо решить, прежде, чем браться за строительство?

. Как люди представляли новый дом-государство? Какой дом будем строить? За какое время? Кто будет строить? Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Как будем жить в новом доме?

. Как люди представляли новый дом-государство? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Кто будет строить? Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Как будем жить в новом доме?

. Как люди представляли новый дом-государство? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее Кто будет строить? Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Как будем жить в новом доме?

. Как люди представляли новый дом-государство? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее Кто будет строить? Все жители страны Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Как будем жить в новом доме?

. Как люди представляли новый дом-государство? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее Кто будет строить? Все жители страны Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Как будем жить в новом доме?

. Как люди представляли новый дом-государство? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее Кто будет строить? Все жители страны Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью

Наш дом Народ, который бы подчинялся порядкам в государстве конституция

. Как люди представляли новый дом-государство? Каким получился новый дом? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее Кто будет строить? Все жители страны Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов, но настоящая власть принадлежала КПСС Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью

. Как люди представляли новый дом-государство? Каким получился новый дом? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее За 10 лет Кто будет строить? Все жители страны Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов, но настоящая власть принадлежала КПСС Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью

. Как люди представляли новый дом-государство? Каким получился новый дом? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее За 10 лет Кто будет строить? Все жители страны Весь народ участвовал в строительстве. Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов, но настоящая власть принадлежала КПСС Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью

. Как люди представляли новый дом-государство? Каким получился новый дом? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее За 10 лет Кто будет строить? Все жители страны Весь народ участвовал в строительстве Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов, но настоящая власть принадлежала КПСС Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью Все стремились к счастливому будущему, в настоящем же не хватало самого необходимого

. Как люди представляли новый дом-государство? Каким получился новый дом? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее За 10 лет Кто будет строить? Все жители страны Весь народ участвовал в строительстве. Недовольных жестоко наказывали Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов, но настоящая власть принадлежала КПСС Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью Все стремились к счастливому будущему, в настоящем же не хватало самого необходимого

. Как люди представляли новый дом-государство? Каким получился новый дом? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками Один большой дом-государство с очень строгими порядками, многие из которых нельзя назвать справедливыми За какое время? Как можно быстрее За 10 лет Кто будет строить? Все жители страны Весь народ участвовал в строительстве. Недовольных жестоко наказывали Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов, но настоящая власть принадлежала КПСС Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью Все стремились к счастливому будущему, в настоящем же не хватало самого необходимого

Наш дом КПСС Государство со строгими порядками. Строил его весь народ. конституция Тюрьмы для недовольных Что получилось?

Были ли времена с похожими событиями?

Революция - смена одной власти на другую в ходе восстания .

Первая мировая война (1914 -1917) - В этой войне участвовало большинство стран планеты. В России погибло от военных действий 340 тысяч человек, от голода и болезней 730 тысяч.

Гражданская война - война между жителями одного государства за власть в стране. Некому было поднимать народное хозяйство.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по окружающему миру, тема Африка


В данном конспекте приводится полный ход проведения урока по заданной теме. Многообразны формы и методы работы с учащимися. Уделяется большое внимание здоровьесберегающему аспекту образовательно.


Урок истории по теме. . "От Древней Руси к единой России". 3-й класс. Цель урока:. . - познакомить учащихся с эпохой усиления Московского.

История

Парад Победы

История

Я и мое имя

Конспект урока по истории в 3 классе "Я и мое имя". Цель: познакомить учащихся с происхождением имен, фамилий, отчеств. Задачи: образовательные.

История

Любовь и милосердие – великие христианские добродетели

История

Пионеры-герои

История

История письменности

История

Отечественная война 1812 года

История

Принятие Русью Христианства

Урок: окружающий мир ( 3 класс). Тема урока:. Принятие Русью Христианства. Работу выполнила. . Учитель начальных классов. МОУ СОШ.

История

Страны Северной Европы

История

Описание каталога конспектов уроков по истории для 3 класса

Наш каталог конспектов уроков по истории для 3 класса вмещает в себя большой ассортимент учебных материалов на множество тем и отлично подходит для подготовки к уроку как для учителей, так и для учеников 3 класса. Кроме того, все конспекты Вы можете абсолютно бесплатно скачать. Благодаря возможности просмотреть содержимое каждой работы онлайн, Вы можете легко выбрать действительно подходящий вариант, который поможет с подготовкой к уроку по Истории. Если найти подходящую работу не удается, то Вы можете воспользоваться удобным поиском по всей базе материалов.

План-конспект урока по истории (3 класс) на тему:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цели и задачи урока. Цели по линиям развития личности ученика. ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: познакомить учеников с коренными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в 1917 г. Сформировать первичные представления о причинах и последствиях революций. ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: вызвать эмоциональный отклик на ситуацию, сложившуюся в России в начале XX века. Продолжить формирование негативного отношения к вооружённому методу решения проблем. Основная задача. Сформировать у учащихся образ трагического времени, в ходе которого жившие в России люди не смогли найти мирного способа решения всех проблем и конфликтов (крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов, государственной власти и общества, стремящегося к свободе) Основная мысль: В 1917 году в России произошла революция, в результате которой в стране изменились власть и порядки. Большинство людей захотело построить новую справедливую жизнь, но многие не согласились с новыми порядками и были вынуждены покинуть Родину Основные понятия: Революция, Гражданская война, советская власть, большевики, СССР, времена Советской России и СССР.

Читайте также: