План урока по информатике 7 класс по теме единицы измерения по фгос с презентацией

Обновлено: 05.07.2024

1. Образовательная – обобщить и закрепить полученые знания о единицах измерения информации и перевода чисел из одной системы счисления в другую.

2. Воспитательная – развить познавательный интерес, умение работать в команде, лидерские качества.

3. Развивающая – развить логическое мышления, память, внимательность.

Правила игры.

Класс делится на две равные по численности группы.

1 раунд: Разминка, где каждая команда по очереди отвечает на вопросы.

3 раунд: Команды должны решить предложенные задачи за 10 мин.

4 раунд: Конкурс капитанов (кто быстрее)

5 раунд: Решить полностью кроссворд

1. Вступление.

Учитель: Здравствуйте! Сегодняшний урок мы проведем в виде игры. Участники занимают место за столами. В качестве ассистента мне поможет. Выигрывает та команда, которая наберет больше баллов. Итак, начинаем!

1 раунд: Разминка, где каждая команда по очереди отвечает на вопросы.

За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

? Что больше — 1 Мбайт или 1 Кбайт?

? Сколько бит в одном байте?

? Сколько байт в одном килобайте?

? Сколько мегабайте в одном гигабайте?

? Сколько килобайт в одном мегабайте?

?Выразите в битах 12 байтов.

? Выразите в байтах 2 килобайта.

? Выразите в битах 5 байт.

Что принято за минимальную единицу измерения информации?(1 бит)

Что такое мощность алфавита? (Количество символов в алфавите)

В чем суть алфавитного подхода?

Сколько байт содержит слово килобайт? (8байт)

А теперь давайте решим задачи

3 раунд: Команды должны решить предложенные задачи за 10 мин.

Задачи для 1 команды

Каждая страница учебника содержит 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Учебник состоит из 176 страниц. Определите информационный объем учебника. Ответ запишите в байтах, Кбайт, Мбайт.

На каждой странице вашего учебника помещается 40 строк, в каждой строке —60 символов. Следовательно, страница учебника имеет ин­формационный объем около 2400 байтов, а весь учебник, состоящий из 176 страниц, — 422 400 байтов информа­ции.

Чтобы перейти от байтов к килобайтам, разделим это число на 1024. Получим: 422 400 байт ≈ 413 Кбайт. Для перехода к мегабайтам выполним деление числа 413 на 1024.

Получим: 413 Кбайт≈0,4 Мбайт.

Какое количество информации получит второй игрок при игре в крестики-нолики на поле 8 на 8клеток после первого хода первого игрока играющего крестиками?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока.docx

Белоусов Дмитрий Юрьевич

Учитель математики, информатики и физики

Беляевский район

Название предмета: Информатика

УМК (название учебника, автор, год издания): Информатика. А. Ю. Босова, Л. Л. Босова, 2015

Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый

Тема урока: Единицы измерения информации

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Цель урока: Изучение единиц измерения информации и взаимосвязи между ними, преобразование единиц информации, закрепление алфавитного подхода к измерению информации.

Задачи урока:

Обучающие: создать необходимые условия для усвоения материала о свойствах информации и единицах измерения информации; для формирования практических навыков по данной теме.

Развивающие : создать развития умений работать коллективно, индивидуально; развития мышления при классификации учебного материала; умений пользоваться ПК.

Воспитательные : Формирование коммуникабельности при коллективной работе и в парах, самостоятельность, уверенность, эстетичность при выполнении практической работы на ПК.

Здоровьесберегающие: Эффективно использовать здоровьесберегающие режимные моменты (оздоровительные паузы); следить за выполнением санитарно-гигиенических норм (освещённость, воздушный режим, осанка детей).

Планируемые результаты

предметные – получение знаний о единицах измерения информации, навыков преобразования единиц и решения задач в рамках алфавитного подхода к измерению информации;

личностные – формирование учебно-познавательной мотивации к изучению предмета, навыки выбора средств для достижения результата, работы в команде, концентрации внимания на проблеме.

Техническое обеспечение урока

Ø Презентация, выполненная учителем

Ø Аудио- и видео проигрыватель

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)

Ø Презентация к данному уроку

Ø Раздаточный материал к уроку

Босова Л.Л. Информатика : учебник для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Босова Л.Л. Информатика : рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Содержание урока

Характеристика этапов урока/занятия

Этап урока/занятия

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Запись домашнего задания

Создать благоприятную обстановку и условия успешной работы.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Диктует домашнее задание

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Работа с дневниками

Проверка домашнего задания

§ 1.4, 1.5 РТ. №24, 27, 30, 41, 44

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и исправлять ошибки других

Личностные УУД:

- умение кратко формулировать мысль

- умение приводить примеры из личного опыта

Метапредметные:

- осознанное и произвольное построение

Регулятивные :

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

№30 У – 1, Е – 2, Л – 3, К – 4, И – 5, Г – 6, О – 7. УГОЛЕК, №41. 4 лампочки, №24. Места для пассажиров с детьми; воду из-под крана пить запрещено; пешеходный переход; подземный переход.

№27 (1+2+3+4+5)/(11-8)=5 № 44 3) AABCDEBC.

Проверяют выполненное домашнее задание

Мотивационно-ориентировочный этап.

Научиться выделять наиболее значимую для себя информацию.

Личностные : мотивация к учебной деятельности.

Регулятивные : организация своей учебной деятельности.

Коммуникативные умение слушать и

Как вы думаете, какой будет тема урока?

- с помощью линейки в мм, см, м, км

- с помощью весов в г, кг, ц, т

- с помощью термометра в градусах

- узнать об измерении информации, научиться ее измерять

Актуализация знаний

Научиться выделять наиболее значимую для себя информацию.

Личностные : готовность к самообразованию.

Регулятивные : организация своей учебной деятельности.

Познавательные : умение классифицировать получаемую информацию

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Давайте вспомним теоретический материал темы.

1. Устройства компьютера

3.Информационная деятельность человека.

Назовите числа, в которых чисел букв и цифр совпадает

Смотрят и отвечают на вопросы

Операционно-исполнительский этап. Выявление места и причины затруднения. Получение новых знаний

Оценить стремление каждого обучающегося преодолеть трудности и готовность к активной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение выражать

свои мысли устно; умение решать проблему коллективно.

Регулятивные: учиться высказывать свою точку зрения; определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Основные понятия: бит, байт, кбайт, Гбайт, Тбайт, соотношения единиц информации, перевод из бит в байты, Кбайты и т.д.

Физкультминутка

Создать условия для снятия напряжения с глаз, побуждению к дальнейшей деятельности.

Демонстрирует видео физкультминутку

Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построения проекта

Первичное осмысление урока.

Умение обучающихся ставить перед собой цель и достигать её, систематизировать полученные знания.

Научить применять полученные знания на практике

Личностные: личностное самоопределение, критичность мышления.

Регулятивные: целеполагание, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, синтез, постановка логической цепи рассуждений, проверка выдвигаемых гипотез, выведение следствий.

Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения.

Формулирует задачу для решения всем классом.

Сколько бит информации в слове процессор, компьютер, информация?

Выходит один учащийся. Решает данную задачу.

Проверяют и выставляют оценки

Закрепление с проговариванием во внешней речи

Обеспечить условия для совместной деятельности, давая возможность каждому обучающемуся научиться принимать решения, анализируя свои действия

Личностные: осознание ответственности за общее дело, смыслообразование.

Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять контроль УД.

Познавательные: анализ, синтез, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция и оценка.

Коммуникативные: передача информации другим людям, умение представлять результаты деятельности в устной и письменной формах.

Сегодня на уроке мы проверим навыки, полученные вами по вводу информации.

Дает инструктаж по работе, оценке за выполненную работу и выдает карточки с заданиями.

Координирует, направляет, корректирует.

Выбирают задание в соответствии со своими индивидуальными возможностями

Практическая работа за ПК

Физкультминутка на укрепление зрения в середине работы на ПК

Рефлексивно-оценочный этап. Домашнее задание

Обозначение связи данного урока со следующим. Комментирование и анализ конечного результата каждого обучающегося. Умение вести диалог. Создание условий, позволяющие каждому обучающемуся испытать успех при выполнении задания.

Личностные: самоопределение, следование с поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные: оценка своих достижений на уроке

Познавательные: понимание причин успеха-неуспеха, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей полно и точно.

Цель урока:

  • деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
  • содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности и актуализация вычислительных навыков.
  2. Создание проблемной ситуации и определение темы урока.
  3. Домашнее задание.
  4. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке, и взаимопроверка домашней работы.
  5. Включение в систему новых знаний.
  6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  7. Работа в мини-группах по решению проблемных задач.
  8. Рефлексия деятельности на уроке и самооценивание.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности и актуализация вычислительных навыков

Вступление: о роли и значении здорового питания для здоровья человека.

2. Создание проблемной ситуации и определение темы урока

Современный мир – мир информации. Можем ли мы найти ответ на такие вопросы, как:

– Как правильно экономить трафик в WhatsApp?

– Поместится ли файл с докладом на флеш-накопитель?

Можем ли мы измерить вес информации? Существуют ли такие инструменты или приборы, которые нам помогут это выполнить? Как измерить информацию? Чтобы измерить информацию, надо знать, в каких единицах она измеряется? Слайд 3.

Какие задачи нам помогут достичь поставленную цель?

Решаемые учебные задачи:

3. Домашнее задание

Записываем домашнее задание. Важно помнить о сохранении здоровья при работе за компьютером при выполнении домашнего задания. Сколько времени в день семиклассники могут проводить за компьютером? Слайд 5.

4. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке, и взаимопроверка домашней работы

5. Включение в систему новых знаний

Алфавитный подход к измерению информации.

Информационный вес символа произвольного алфавита. Информационный вес символа произвольного алфавита i и мощность алфавита N связаны между собой соотношением N = 2i. Слайд 9.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Какова мощность алфавита? Слайд 10.

Задача 2 (письменно), 1 балл.

Задача 3 (письменно), 1 балл. Вспоминаем задачу про корзину с яблоками (метод ассоциаций).

Задача 4. Проблемная ситуация (затруднения в решении). Если N = 26, тогда i = 5 битов. Потому, что при i = 4, 4 битов недостаточно, чтобы закодировать 26 символов, 16 = 24.

Компьютерный алфавит и Единицы измерения информации (новое знание).

Два вида компьютерной кодировки символов:

  • однобайтная кодировка Windows, тогда 1 байт – информационный вес символа алфавита мощностью 256;
  • 2-байтная кодировка UTF-16 (Unicode) – вес символа равен 16 битов. Слайд 12.

Задача 5 (письменно), 1 балл.

7. Работа в мини-группах по решению проблемных задач

Задача 6 (письменно), 1 балл.

Проблемная задача 2. Определить, как правильно экономить трафик в WhatsApp. Работа в мини-группах (Команды ведущих экономистов). Слайд 17.

Задача 7 (письменно). 1 балл.

Создание проблемной ситуации. Переводы между единицами измерения информации. Слайд 18.

Задача 8 (устно), 1 балл.

Дополнительная задача для группы (команды), которая успешнее всех справилась с предыдущей задачей. Слайд 20.

Задача* (устно), 1 балл.

8. Рефлексия деятельности на уроке и самооценивание

Повторение изученного материала за урок – Повторяем главное. Слайд 21.

Что мы сегодня узнали? Чему научились? (Рефлексия). Слайд 22-23.

Расставляем смайлики, считаем. Подсчитываем суммарный итог с баллами. По итогам накопленной суммы, выставляем себе оценку за урок (Самооценивание). Слайд 24.

Сравним оценку с полученными знаниями на уроке:

– Что мне не понятно? С чем мне надо разобраться? Какие задачи необходимо порешать дополнительно?

– Что мне понятно? Что я хорошо смогу объяснить своим одноклассникам, если у кого-то из них возникнут сложности с выполнением домашнее задание? Пригодятся ли мне, полученные на уроке, знания в жизненных ситуация?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация – сведения об окружающих нас объектах, которые повышают уровень осведомленности человека.


Существует два подхода к измерению информации Алфавитный Содержательный

Существует два подхода к измерению информации

Содержательный

Алфавитный подход к измерению информации

Клод Шеннон ( американский инженер и математик) в 1948 году и ввел наименьшую единицу измерения информации – БИТ.


Информационный вес произвольного символа 1 2 3

Информационный вес произвольного символа

Алфавит. Мощность алфавита. АЛФАВИТ – это вся совокупность символов, используемых в некотором языке для представления информации. МОЩНОСТЬ АЛФАВИТА ( N ) – это число символов в алфавите

Алфавит. Мощность алфавита.

Информационный вес символа

- мощность алфавита

N=2 i

- информационный вес 1 символа

Задача 1 Алфавит племени Пульти содержит 8 символов. Каков информационный вес символа этого алфавита? Краткая запись условия задачи Дано: Решение: N =8 i – ? N = 2 i 8 = 2 i , 2 3 =2 i i = 3. Вычисления Соотношение, связывающее величины i и N Ответ : 3 бита.

Алфавит племени Пульти содержит 8 символов. Каков информационный вес символа этого алфавита?

Краткая запись условия задачи

Дано: Решение:

N =8

i – ?

N = 2 i

8 = 2 i ,

2 3 =2 i

i = 3.

Соотношение, связывающее величины i и N

Ответ : 3 бита.

Единицы измерения информации

КОМПЬЮТЕРНЫЙ АЛФАВИТ

Алфавит содержит 256 символов.

256 = 2 8  i=8

1 байт - информационный вес символа алфавита мощностью 256.

1 байт = 8 битов

Единицы измерения информации в порядке возрастания Бит Байт Килобайт (Кбайт) Мегабайт (Мбайт) Гигабайт (Гбайт) Терабайт (Тбайт)

Единицы измерения информации в порядке возрастания

Единицы измерения информации

Перевод из крупных единиц в мелкие

Перевести байты в биты:

Задание 3. Переведите из одной единицы измерения в другую 5 байт = _____ бит 8 байт = _____ бит 2 Кбайт = _____ байт 1,5 Кбайт = _____ байт 1 Кбайт = _____ бит 2,5 Кбайт = _____ бит

Переведите из одной единицы измерения в другую

Перевод из мелких единиц в крупные / Делить Перевести байты в Килобайты: 512 байт = ? Кбайт

Перевод из мелких единиц

Перевести байты в Килобайты:

512 байт = ? Кбайт

Задание Переведите из одной единицы измерения в другую 48 бит = _____ байт 160 бит = _____ байт 512 байт = _____ Кбайт 2048 Кбайт = _____ Мбайт 1024 Кбайт= _____ Мбайт 81920 бит = _____ Кбайт

Задание Переведите из одной единицы измерения в другую

Читайте также: