План урока по философии

Обновлено: 05.07.2024


Глава 1. Предмет философии

Что такое мировоззрение?

Это представление человека о мире и своем месте в нем.

Исторически первой формой мировоззрения был миф. Мифологическое мировоззрение существовало длительное вре­мя, некоторые его проявления можно отметить и в сознании современного человека — это суеверия, астрология, магия, вера в переселение душ и загробную жизнь. По мере развития человеческого общества мировоззрение усложнялось, и появи­лись религиозные представления о мире. Высшей формой ми­ровоззрения считается научное.

Можно выделить еще одну типологию мировоззрения: обы­денное, религиозное, научное.

Когда возникла философия?

Общепризнанно, что философия возникла в VI веке до н.э. в Древней Греции.

Существовала ли Восточная философия?

Да, но, в отличие от европейской, она существовала в тес­ной взаимосвязи с религиозными представлениями, поэтому чаще говорят не о философии, а о религиозно-философских концепциях Востока. Особое место в системе восточной фило­софии занимает арабская философия. Благодаря коммента­риям и переводам, существовавшим у арабов, средневековая Западная Европа познакомилась с трудами Аристотеля.

Какие периоды в истории европейской философии принято выделять?

Традиционно историю европейской философии делят на не­сколько исторических периодов: Античный, средневековый, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени. Каждый из названных периодов имеет свою внутреннюю классификацию.

Термин философия образован из двух греческих слов — филео (любовь) и софия (мудрость). Таким образом, философия означает буквально любовь к мудрости.

Философия — это учение о мире в целом, об общих прин­ципах и закономерностях его бытия и познания. Философия выступает как духовно-рационалистическое освоение действи­тельности.

Каково содержание философского знания?

По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный образ реальности, то филосо­фия стремиться охватить всю реальность в ее единстве и мно­гообразии. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнее многообразие. Реальность мира как целого — таково содержа­ние философии.

Какую цель ставит перед собой философия?

По своей цели философия есть знание, свободное от прак­тических интересов. Этим она отличается от большей части научных знаний, которые в большинстве случаев направлены на удовлетворение практических нужд человечества. Философская мысль ищет и обосновывает идеалы, формирует мировоззрение людей. Философия удовлетворяет особую потребность человеческого духа — потребность в понимании окружающего мира.

В чем специфика философского познания?

Для философских вопросов характерна радикальность: ис­следуется не та или иная причинно-следственная взаимос­вязь, а смысл, который может быть присущ всему целому. Философия — познание сущего и вечного.

История философии — история того, как развивалось и трансформировалось человеческое мышление, которое выдви­гает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением.

Что общего между философией и наукой?

Наука и философия близки между собой потому, что в объ­яснении мира они исходят из рационального, то есть полага­ются на разум. Длительное время философия являлась един­ственной наукой, которая объединяла все существующие на­учные знания.

Различия между философией и наукой в том, что философ­ские проблемы предельно абстрактны и не имеют конкретного решения.

Философия — это наука или нет?

В связи с развитием научных знаний возник вопрос: яв­ляется ли философия наукой в строгом смысле этого слова? Существует три точки зрения. Первая: философии не имеет самостоятельного значения, она должна выполнять подчинен­ную роль по отношению к естественным наукам. Такая пози­ция наиболее ярко проявилась в неопозитивизме, направлении, которое возникло в 20-30-х гг. XX века. Сторонники данного направления считали, что назначение философии — логиче­ски анализировать язык науки. Ученый изучает реальность, а философ-методолог описывает, каким образом ученый познает окружающий мир и поясняет смысл его действий.

Что общего и в чем различия между философией и религией?

Философия и религия близки, когда рассматриваются нравственные проблемы человека. Но философия основывает­ся на рациональных представлениях, а религия — на вере. Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, что для религии большое значение имеет культ, то есть система обрядов, ритуалов и таинств. В философии этого нет.

Если сравнивать содержательную сторону религии и фило­софии, существует несколько подходов, первый из которых: между теологией и философией существует некое единство. Наиболее ярко это представлено в античной философии. Античные философы в большинстве случаев строили самосто­ятельную религиозно-философскую систему. Это были рацио­нальные системы, стремящиеся обосновать абстрактные поня­тия, такие, как Космос, Ум, Бог. Религиозные мифы в трудах античных философов служат разъясняющими иллюстрациями к теоретическим размышлениям (это особенно характерно для Платона).

Четвертый подход: философия и религия непримиримы. Философы этого направления рассматривают религию как одно из заблуждений человечества. Это наиболее ярко прояви­лось в советской философии.

В современном обществе присутствуют все четыре представ­ления о взаимоотношении между философией и религией. Для благополучия и процветания современного мира крайне важно наладить диалог между людьми верующими и неверующими, между различными религиозными конфессиями. В решении этой задачи важная роль принадлежит философии.

Какие функции философия выполняет в обществе?

Философия как система знаний и вид духовной деятельно­сти выполняет ряд функций. Важнейшими из них: мировоз­зренческая, методологическая, познавательная и социально-коммуникативная. Философия формирует мировоззрение че­ловека, способствует тому, что он рационалистически познает мир.

Какие методы используются в философии?

Главный метод философии — философская рефлексия, то есть логические размышления, обобщенно рассматриваю­щие проблемы бытия. Метафизический метод рассматривает вещи как постоянные сущности с определенными свойствами. Диалектический метод рассматривает вещи как определенные состояния, постоянно изменяющиеся во времени и простран­стве.

Какова структура философского знания?

Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные раз­делы, различающиеся своей тематикой. Основными разделами философского знания являются следующие:

1. Философская онтология, или учение о бытии.

2. Гносеология, или учение о познании.

3. История философии.

5. Эстетика, или учение о красоте, о смысле и предназначе­нии искусства.

6. Этика, или учение о морали и нравственности.

7. Философия истории.

8. Социальная философия.

9. Философская антропология, или учение о человеке.

Какие проблемы рассматривает философия?

Главные вопросы онтологии: что существует подлинно, а что является иллюзией? Что лежит в основе мироздания? Философия ищет предельные основания бытия, онтология стремится создать картину мира, которая бы выявила его сущ­ность.

Гносеология рассматривает процесс познания. Она ставит вопросы: Как человек познает мир? Что такое истина в позна­нии? Каковы этапы познания?

В философии разделяют чувственный и рациональный этап познания. На чувственном этапе человек использует свои орга­ны чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Чувственное по­знание подразделяется на три формы: ощущение, восприятие, представление.

Рациональное познание опирается на рационально-логиче­ское мышление. Оно подразделяется на понятия, суждения, умозаключения.

Этика решает нравственные проблемы. Она ставит такие во­просы, как природа зла, соотношение добра и зла, свобода и свободная воля человека, добродетели, пороки, счастье и спра­ведливость, природа морали, ее происхождение и функции.

Эстетика рассматривает соотношение прекрасного и безоб­разного, возвышенного и низменного, комического и трагиче­ского.

Антропология изучает человека. В центре внимания стоят универсальные характеристики человека. Философия рассма­тривает человека как особый род существа, отличный от окру­жающего мира. Философская антропология исследует про­блемы человеческого бытия, анализирует повседневный мир человека.

Методы обучения: индивидуальный, фронтальный, словесный (рассказ, беседа, объяснение).

Междисциплинарная связь: история, история архитектуры, обществознание.

Цели занятия:

1. Образовательные:

  • охарактеризовать значение и особенности средневековой философии;
  • познакомить с жизнью и философским мировоззрением учёных, философов средних веков;
  • закрепить философские понятия и термины;

2. Развивающие:

  • продолжить формирование навыков логического и образного мышления;
  • умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты и делать выводы;
  • умения чётко и грамотно излагать свои мысли;
  • развивать навыки самостоятельной работы;

3. Воспитательные:

  • содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры;
  • воспитанию гражданственности, ответственности, интереса к истории философии и духовной культуре человечества;

Комплексно-методическое обеспечение занятия:

  • Информационное обеспечение: компьютер, проектор, экран.
  • Наглядные пособия: презентация
  • Раздаточный материал: бланки с тестовыми заданиями для проверки домашнего задания, философский словарь терминов.
  • Учебные места: аудитория № 410
  • Литература

Дополнительная:

  • Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос, 2014
  • Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие. – М., 2014.
  • Философский энциклопедический словарь. – М.: 2013

Интернет-ресурсы:

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Блиц-опрос по предыдущей теме
  3. Определение темы занятия.
  4. Изучение нового материала:
    1. Основные идеи и положения философии средних веков.
    2. Направления философии средних веков: патристика и схоластика
    3. Представители данных направлений: Августин Блаженный и Фома Аквинский.

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

    Элементы занятия, содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов

    Формы и методы обучения

    Организационный момент

    • Приветствие;
    • Проверка внешнего вида и состояния рабочих мест;
    • Организация внимания, проверка отсутствующих;
    • Активизация на эффективную, плодотворную работу;

    Актуализация опорных знаний
    Форма: блиц – опрос (преподаватель задаёт вопрос, студенты отвечают, получая за ответ звездочку).
    Пока идет блиц-опрос, студенты готовят выступления по направлениям философии Античного периода:

    • Софисты;
    • Пифагорейцы;
    • Стоики;
    • Досократовская философия;
    • Эпикуристы;
    • Кинизм.

    Представителям Древнеримского периода Античности:

    • Марк Авре́лий Антони́н;
    • Тит Лукреций Кар;
    • Сенека.

    Блиц-опрос.
    Проверка пройденного материала

    Определения темы занятия
    1) Обучающимся демонстрируется заранее подготовленная слайд презентация картин, которые отражают историческую информацию.
    Наводящие вопросы:

    • Какая эпоха отражается, по вашему мнению, судя по данным картинам? (Средневековье)
    • по каким признакам вы определили? (костюмы, музыкальные инструменты, рыцари, архитектурные стили: готика и романский стиль)
    • Основные идеи и положения философии средних веков.
    • Направления философии средних веков – патристика и схоластика
    • Представители данных направлений: Августин Блаженный и Фома Аквинский.

    Постановка проблемы занятия

    На экране отражается тема и план работы занятия

    Характерной чертой средневековой философии является ее связь с религией и мистикой. Если брать за критерий античность — то это упадок философии, но если учесть, что благодаря религии огромные массы приобщились к культуре, то это явление прогрессивное. Если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Философия, мать всех наук, как бы осознала свою вторичность и стала обслуживать религию. В этом главная специфика философии той эпохи.

    2. Схоластика - I зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке, возникла и стала приоритетом средневековой философии начиная с 10 века. Это учение, о соотношении веры и разума (знаний). Философия этого периода была объективно идеалистической, в центре мировоззрения был Бог как объективная реальность. Он существует в идеях как (нравственный) идеал. Такое мировоззрение в центре с Богом называется теоцентризмом (ТЕО - Бог).

    Показ на экране слайдов

    Запись в тетрадях

    Объяснение преподавателя,
    сопровождается презентацией

    Вся история проходит у Августина шесть стадий: 1. От Адама до потопа; 2. От потопа до патриарха Авраама; 3. От Авраама до Давида; 4. От Давида до Вавилонского пленения; 5. От Вавилонского пленения до рождения Христа; 6. От пришествия Христа до конца существования человечества.
    Заполнение таблицы, текс стр. учебника 84-86.

    Закрепление изученного материала (10 мин.):
    Фронтальный опрос:

    1. Характерные черты присуще философии Средневековья?
    2. Назовите исторический период Средневековой философии.
    3. Какие основные проблемы решает средневековая философия?
    4. Что характеризует средневековую философию?
    5. Какие направления были в философии средних веков?
    6. Фома Аквинский является представителем, какого направления?
    7. Августин Блаженный является представителем, какого направления?
    8. Назовите значение средневековой философии.

    Итог занятия:
    Подведение итога преподавателем, выставление оценок
    Выставление оценок за урок по количеству звездочек, набранных на уроке.

    Анализ работы на уроке

    Образовательные: сформировать знания о становлении философии из мифологии; познакомить студентов с целями, особенностями, правилами проведения дискуссии; учить культуре дискуссии.

    Развивающие: способствовать развитию и активизации мыслительной деятельности студентов; формировать умение отстаивать свою точку зрения через приведение аргументов; развивать творческую активность студентов; прививать навыки самостоятельной творческой выработки решений.

    Воспитательные: способствовать формированию философской мысли будущего специалиста; формировать деловые качества, ответственность и творческий подход к решению вопросов профессиональной деятельности; воспитание информационной культуры, познавательного интереса, аккуратности в работе, осознание собственной значимости в образовательном процессе; воспитывать толерантность и уважение к иной точке зрения.

    Информационное обеспечение урока:

    - Компьютер, проектор, экран.

    - Философский словарь терминов.

    1. Организационный момент.

    2. Определение темы занятия (студентам демонстрируются подготовленные материалы для обсуждения).

    3. Изучение нового материала:

    1. Становление философии.

    2. Предмет философии.

    3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений.

    4. Функции философии.

    4.Закрепление изученного материала (фронтальный опрос) .

    5.Подведение итогов, оценка работы студентов.

    6.Домашнее задание.

    Цитаты для обсуждения ( на экране ):

    Ученик спросил своего наставника:

    - Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

    - А на следующий раз?

    - И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

    После обсуждения цитат и притч определяется тема урока.

    Изучение нового материала:

    1.Становление философии.

    Философия - это древнейшая наука, и в то же время молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Устаревать могут знания, а мудрость – это умение удивляться миру, видеть его таким, каким не видит никто, понять смысл собственного существования и смысл существования человеческого общества, смысл истории. Все это и означает философствовать. Люди философствуют всегда, поскольку они живут среди других людей, поскольку нужно выбирать между добром и злом, между честью и бесчестием, поскольку принимать самые главные решения относительно собственной жизни приходится чаще всего самому. Люди не были бы людьми, если бы, не философствовали. Но чаще всего, мы философствуем стихийно, руководствуясь здравым смыслом или житейской ситуацией.

    Изучение философии позволяет нам узнать мудрые советы относительно осмысленной жизни, относительно добра и зла, понять свое собственное место и предназначение в обществе и место в мироздании, выработать свое отношение к таким феноменам, как судьба, счастье, любовь, смерть. Ни физика, ни биология, ни лингвистика таких советов не дают – изучение этих дисциплин делает человека специалистом, а изучение философии может сделать человека умным. Быть умным – значит уметь правильно распоряжаться своей жизнью, уметь предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и влюбленным в жизнь человеком.

    Древний мудрец Сократ сравнивал философию с оводом, который постоянно летает над людьми, жалит их и не дает им спать, то есть жить бездумно и бессмысленно. Философия говорит человеку: думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них – общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не поддавайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро; умей посмотреть на себя искренно.

    Главными философскими вопросами великий немецкий философ И. Кант считал следующие:

    1.Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?

    4. Что такое человек?

    Философия - развивающаяся наука. Цель философии – все более глубокое проникновение в сущность законов природы, общества и человеческого мышления. Знание о будущем мира и человека лежит на путях такого поиска. Наша задача – убедить в этом.

    Философия возникла одновременно в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Именно в этих странах 2,5 тысячи лет тому назад, с появлением первых наук (медицины, математики, астрономии ) появилась научная философия. Ее возникновение было связано с тремя основными предпосылками появлением мифологии, зарождением религии и накоплением научных знаний о мире и человеке. Благодаря экономическому развитию общество смогло взять на себя расходы по содержанию новой группы людей – философов. Зарождение философии происходило на фоне роста всей духовной жизни, литературы, науки, возникновения первых религий. Затем возникла необходимость философского осмысления всех накопленных знаний.

    Наибольшего развития философия достигла в Древней Греции. Одной из основных причин этого феномена является отсутствие влиятельной касты жрецов, которые обычно сковывали духовную деятельность граждан. Ранняя греческая философия зародилась не в центральной ее части, а на окраинах, на островах Малой Азии и островах Средиземноморья. Именно здесь сформировались первые греческие города – государства Милет и Эфес, в которых мудрецы получили возможность соединить свои знания с богатствами восточной философии и культуры. В некоторых древнегреческих городах утвердились демократические порядки, ставшие на многие века образцом и эталоном для европейской цивилизации. Именно поэтому греческая философия явилась подлинной колыбелью всей европейской и мировой философии и культуры.

    Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Материалом для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры – мифология. Корни философии – в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии.

    Вопросы для беседы:

    1.Что означает философия в переводе на русский язык?

    2. На чем покоится духовная культура человека?

    3. Какой древний мудрец сравнивал философию с оводом?

    4. Какими главными философскими вопросами считал немецкий философ И.Кант?

    5. Что, по-вашему, является самой большой тайной?

    2. Предмет философии.

    Выделяют три основных проблемы философии:

    - проблема взаимоотношения мира и человека.

    Специфика философского знания заключается в следующем:

    - философия стремится к логической связи и максимальной обобщенности своих положений;

    - философское знание нацелено на изучение человека;

    - большинство философских вопросов являются вечными;

    - философия всегда несет в себе печать личности мыслителя. При ответе на тот или иной вопрос философов человек отвечает с учетом своей личной позиции.

    Предметом называют то, что изучает данная дисциплина. Предметом философии являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это совокупность тех проблем, которые частично упоминались выше: каково происхождение и устройство мира; что такое человек; как он познает мир; что есть истина, добро и красота; в чем смысл жизни и т.д.

    Философия начинается, как считал античный мыслитель Аристотель, с удивления. С удивления тем, что на свете вообще существует нечто, а не ничто? С удивления тем, что многие наши качества – совесть, ум, красота, любовь, добро, свобода – никак материально не обусловлены. Все эти качества нельзя измерить, потрогать, испытать, но если нет этих качеств, то нет и человека. Пока хоть один человек живет по законам совести, человечество будет продолжаться. В этом смысле философия и изучает человека как сверхъестественное существо, не вкладывая в это термин никакого религиозного смысла.

    Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания, наука о мире и о месте человека в этом мире. Философия не просто суммирует данные всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками.

    Вопросы для беседы:

    1. Как назывались первые философы?

    2. Познать самого себя, это значит.

    3. Назовите три человеческих качеств, делающих нас людьми?

    3.Многообразие философских учений и направлений.

    Философия – единство философских взглядов. Все философские взгляды можно классифицировать по следующим критериям:

    А) Решение основного вопроса философии: что является первичным, дух или материя; познаваем ли мир.

    Б) Методы решения философских вопросов: диалектика, метафизика, материализм, идеализм, рационализм т.д.

    В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на два основных направления: гностицизм и агностицизм. Гностицизм – это философское учение, утверждающее, что мир познаваем исчерпывающее и безусловно. Агностицизм - это философское учение, утверждающее, что мир познаваем в ограниченных пределах. Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и гностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.

    Логическое задание ( для обсуждения ):

    1. Считаете ли вы, что в детстве, вы были другим человеком? Если да, то сожалеете ли вы или радуетесь, что вышли из детства и стали взрослыми?

    2. Античный философ Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере – они связаны, сидят спиной к входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в подлинном мире. И эти тени люди считают за единственно возможный мир. На ваш взгляд, прав Платон или это художественное преувеличение?

    3. Считаете ли вы, что уже сейчас в вашей жизни есть какой –то высший смысл, или он появится, когда вы вырастете и добьетесь чего-нибудь существенного в жизни?

    4.Функции философии.

    Философия выполняет множество разнообразных функций через которые реализуются ее цели, задачи , назначение:

    Мировоззренческая – формирует особый взгляд на мир

    Прогностическая – способность заглядывать в будущее и предлагать варианты будущего развития человечества

    Идеологическая – означает участие философии в формировании в выработке взглядов, идеалов, ценностей человека

    Интеллектуальная - дает прямой путь к развитию у человека теоретического мышления

    Методологическая – выступает как общее учение о методах познания и освоения действительности человеком

    Аксиологическая – рассматривает реальность с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических и т.д.

    Формируя мировоззрение людей, философия в значительной степени предопределяет и их поведение, и их подходы в процессе выработки политических, социальных и других решений. Философия оказывает большое внимание на все сферы общественной жизни, она связана с областью науки. Независимо от того, какие конкретные проблемы решает та или иная дисциплина, необходимым условием всегда является философский взгляд на процессы и явления, им сопутствующие, т.е. на всю ситуацию в целом, включая и полученные результаты. Так, например, в свое время широкий взгляд на мир позволил А. Эйнштейну предложить принципиально новый подход к пониманию картины мира и сформулировать Общую теорию относительности. Не вызывает сомнения влияние философских взглядов на взгляды естественно-научные, как не вызывает сомнения и то, что в основе научных идей таких великих ученых как, А.Ньютон, Д.И. Менделеев, Вернадский и др. лежат их глубокие философские познания.

    Закрепление изученного материала:

    1. Что такое философия?

    2. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?

    3. Каков предмет философии?

    5. Что лежит в основе философского плюрализма?

    6. Каков объект материалистической философии?

    7. В чем особенность идеализма?

    8. Сформулируйте философские учения гностицизм и агностицизм?

    9. Какие функции выполняет философия?

    10. Каковы место и роль философии в обществе?

    Вывод: Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений.

    Анализ и подведение итогов урока.

    Домашнее задание: написать эссе на одну из цитат великих философов.

    Поурочные разработки по философии, 10-11 классы, Аверьянов Ю.И., 2007.

    План урока.
    1. Понятия — результат и инструмент познавательной деятельности.
    2. Обогащение представлений о философском знании в ходе познания.
    3. Характеристика ключевых понятий философии. Причины многозначности отдельных философских терминов.
    4. Особенности повседневного философского лексикона.

    Ход урока.
    1. Выявление умений учащихся различать философские понятия.
    2. Обзор основополагающих понятий философии.
    3. Нахождение логических связей конкретного понятия с другими понятиями и терминами. Объяснение важности этого умения.
    4. Постановка и обсуждение проблем ценности философского знания.

    Рафикова Айгуль Фаитовна


    Сибайский многопрофильный профессиональный колледж

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Комбинированный урок объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний, учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов, учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.

    Урок этого типа позволяет одновременно достигать нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.

    На данном уроке основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний. В этом случае сокращается время на другие этапы урока. Урок используется для передачи объемного материала. Используются такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа.

    На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания учащихся.

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

    Форма проведения: традиционный

    Тип занятия: комбинированный (ознакомление с новым материалом)

    Методы обучения: индивидуальный, фронтальный, словесный (рассказ, беседа, объяснение), практический, проблемного изложения.

    Междисциплинарная связь:история, литература

    • охарактеризовать значение и особенности средневековой философии;
    • познакомить с жизнью и философским мировоззрением учёных средних веков;
    • закрепить философские понятия и термины;
    • продолжить формирование навыков логического и образного мышления;
    • умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы;
    • умения чётко и грамотно излагать свои мысли;
    • развивать навыки самостоятельной работы;
    • содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры;
    • воспитанию гражданственности, ответственности, интереса к истории и духовной культуре человечества;

    А. Информационное обеспечение: компьютер, проектор, экран.

    Б. Наглядные пособия: слайды

    В. Раздаточный материал: бланки с тестовыми заданиями для проверки домашнего задания.

    Г. Учебные места: аудитория № 314

    • Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос, 2009
    • Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие. – М., 2006.
    • Философский энциклопедический словарь. – М.: 2007

    План урока:

    1. Организационный момент
    2. Блиц-опрос по предыдущей теме
    3. Изучение нового материала

    * Основные идеи и положения философии средних веков.

    * Направления философии средних веков – патристика и схоластика

    * Представители данных направлений: Августин Блаженный и Фома Аквинский.

    1. Закрепление изученного материала
    2. Подведение итогов. Домашнее задание

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

    Элементы занятия, содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов

    Формы и методы обучения

    • Приветствие;
    • Проверка внешнего вида и состояния рабочих мест;
    • Организация внимания, проверка отсутствующих;
    • Активизация на эффективную, плодотворную работу;

    Проверка домашнего задания

    Форма: блиц – опрос (преподаватель задаёт вопрос, студенты сразу пишут ответ на заранее подготовленных бланках. После того, как все вопросы прозвучали, студенты в парах обмениваются своими работами для взаимной проверки и оценки. Работы сдают преподавателю).

    Определения темы занятия

    1) Студентам демонстрируется заранее подготовленная слайд презентация картин, которые отражают историческую информацию.

    • какая эпоха отражается, по вашему мнению, судя по данным картинам? (Средневековье)
    • по каким признакам вы определили? (костюмы, музыкальные инструменты, рыцари, т.е атрибутика)

    Таким образом, с философией какого времени мы с вами познакомимся? (Философия Средних веков)

    3) Ознакомление с планом изучения темы.

    * Основные идеи и положения философии средних веков.

    * Направления философии средних веков – патристика и схоластика

    * Представители данных направлений: Августин Блаженный и Фома Аквинский.

    на экране отражается тема и план работы занятия

    Изучение нового материала

    Раскрытие темы по плану.

    - ваша задача определить отличительные черты философии Античного мира и философии Средневековья.

    1. Основные идеи и положения философии средних веков.

    Принято считать, что Средние века начинаются с 467 года, с падения последнего римского императора Ромула Августула. Но грань, отделяющая средневековье от античности, приходится на годы правления первого христианского императора Константина Великого (306-337). Возникновение Средних веков — это огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужна была новая мифология, новые мифы, новые символы. И задачу создания этого нового мира взяла на себя христианская религия. Таким образом, место театра и скульптуры, основных видов искусства в античности, занимают литургия и икона. Нa место залитого солнцем и открытого ветрам греческого театра встает церковный полумрак, пронизанный мерцанием свечей и лампад. Этот полумрак был призван скрывать очертания тел и выявлять трепет души.

    В истории взаимоотношения философии и религии открылся новый период, который продолжался почти пятнадцать столетий, то есть все Средневековье. Качественным его отличием является служение философии целям религии и теологии. Не меньшим препятствием для утверждения христианства, как это ни покажется парадоксальным, являлась античная философия со своими идеями о сущности мироздания и путях его познания. Ранние христианские идеологи, такие как, например, живший во II веке Климент Александрийский, стремились к синтезу эллинской культуры и христианской веры, а в действительности – подчинению философии христианской религии. Именно ему принадлежат знаменитые слова, служившие своеобразным методологическим руководством в период Средневековья, что истинная философия – это христианская религия.

    Богослов - это вольный толкователь священного писания.

    Прежде всего, все или почти все философы эпохи Средневековья были священнослужителями. Философствование для них было как бы второй специальностью. Большинство из них обращались к философии, чтобы с ее помощью, опираясь на человеческий разум, донести до сознания прихожан церковные истины. Вторая особенность заключалась в том, что философией преимущественно занимались богословы, а это накладывало соответствующий отпечаток на их философские занятия. Вообще в Средневековье почти вся духовная, общественная, научная жизнь развивалась, а точнее протекала под прямым и жестким контролем церковных властей.

    Характерной чертой средневековой философии является ее связь с религией и мистикой. Если брать за критерий античность — то это упадок философии, но если учесть, что благодаря религии огромные массы приобщились к культуре, то это явление прогрессивное. Если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Философия, мать всех наук, как бы осознала свою вторичность и стала обслуживать религию. В этом главная специфика философии той эпохи.

    2. Направления философии средних веков – патристика и схоластика

    В течение Средних веков выделяются два периода развития философии: патристика и схоластика.

    Вера в Бога - вела предназначение.

    Надежда - на спасенье души.

    Любовь к Богу и к ближнему.

    2. Схоластика - I зрелое и систематическое учение о Боге, мире и человеке, возникла и стала приоритетом средневековой философии начиная с 10 века. Это учение, о соотношении веры и разума (знаний). Философия этого периода была объективно идеалистической, в центре мировоззрения был Бог как объективная реальность. Он существует в идеях как (нравственный) идеал. Такое мировоззрение в центре с Богом называется теоцентризмом (ТЕО- Бог).

    3. Представители данных направлений: Августин Блаженный и Фома Аквинский

    Августин Блаженный — уникальная фигура, возможная лишь в той неповторимой обстановке, когда греко-римская культура уже сходила; со сцены, а религиозная идеология и христианская культура еще не восторжествовали. Августин Блаженный родился в 354 г. в Северной Африке, которая тогда была частью Римской империи, в нумидийском городе Тагасте, а умер в 430 г., прожив 76 лет. На его глазах рухнула великая империя, а за годы его жизни сменилось двадцать императоров. Долгие годы был Августин священником в Италии, а после рукоположения в епископы вернулся в родную ему Африку, в город Гиппон. Он умер в то время, когда его город осаждали вандалы.

    Августин обратился к философии, ища в ней не столько знания, сколько утешения. Стиль его философии — мифологическое иносказание. Высшая сила в мироздании — личный Бог. Основное отношение в этом мироздании — отношение людей и Бога. Это главным образом эмоциональные отношения: все мироздание пронизано любовью и ненавистью, надеждой и разочарованием, грехом и раскаянием в грехе, виной и искуплением вины, обидой и прощением. Человек — это главным образом душа, Августин презирает тело. Душа — это творение Бога, она есть только у людей. Души творятся Богом заново из ничего всякий раз, когда предстоит родиться человеку. Будучи сотворенной, душа, тем не менее, вечна, так как не пространственна, не состоит из частей и потому не может быть разрушена. Душе присущи способности — разум, воля и память. Высший акт воли — это акт веры, вера выше разума. Вера должна предшествовать познанию, сначала человек должен уверовать в Бога, возлюбить его, а потом познавать

    Вся история проходит у Августина шесть стадий: 1. От Адама до потопа; 2. От потопа до патриарха Авраама; 3. От Авраама до Давида; 4. От Давида до Вавилонского пленения; 5. От Вавилонского пленения до рождения Христа; 6. От пришествия Христа до конца существования человечества.

    - Показ отрывка из видеофильма про Августина Блаженного.

    Фома Аквинский

    Только в Боге ум есть сущность, в человеке это лишь потенция сущности, так что не ум мыслит, а человек мыслит при помощи ума. Ум самое главное, что есть в человеке, именно с его помощью мы можем хоть как-то познать Бога, ум выше воли, но все-таки ум имеет свои границы — любовь к Богу важнее, чем познание Бога. Все века господства схоластики в университетах и среди богословов велись жаркие споры между номиналистами и реалистами. Номиналисты (от латинского nome — имя) считали, что общее — это только слово, имя, реально же существуют только единичные вещи. Реалисты, напротив, полагали, что общее существует реально, что Бог, например, не просто слово, а реально существующий субъект, Бог должен существовать, иначе Он не был бы Богом. Споры и диспуты доходили до потасовок между университетами. С точки зрения Фомы, который был умеренным реалистом, общее есть продукт нашего ума, однако оно имеет отношение к реальности, которая существует вне нашего ума. Общее существует и само по себе, в уме Бога. Наивысшее счастье не может заключаться в деяниях, ибо последние служат только средствами. Наивысшее счастье в познании Бога. Но познание Бога, которым обладает большинство людей, недостаточно для достижения высшего счастья; недостаточно и познания Бога, достигнутого через доказательства, недостаточно даже познания Бога через веру. В настоящей жизни нам не дано узреть Бога. Только в грядущем мире мы узрим Его, и это будет достигнуто не нашими естественными силами, а благодаря божественному свету. Тогда мы и достигнем наивысшего счастья.

    Читайте также: