План урока плоды распространение плодов

Обновлено: 02.07.2024

1.Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.

- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.

2. Проверка знаний.

а) - В начале урока проведём небольшую проверочную работу: восстановить текст, частично поврежденный Мелоежкой. (Слайд №2) И пусть слова Конфуция “Достаточно, чтобы слова выражали смысл” стимулируют работу ваших мыслей.

После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется . он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .

б) Самоконтроль ( Слайд № 3)

- Полученные результаты сверим с ответами на слайде.

в) Заполнение листа самооценки.

По результатам проверки начинаем заполнять лист самооценки ( Слайд №4)

Оценка: без ошибок-“5”, 1-2 ошибки-“4”, 3-5 ошибок-“3”

Лист самооценки группы

3.Изучение нового материала.

а) Вступительное слово учителя:

-Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа.По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод-это “зрелый цветок”.На нашей планете огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной эволюции. Тема нашего урока “ Плоды. Распространение плодов и семян”. Запишите её в тетрадь.

б) Мультимедийная презентация учащихся: “А знаете ли вы что…”. Информационная подборка интересных фактов о растениях, у которых созревают удивительные плоды. (Слайды № 5-9)

в) Мотивация и целеполагание.

Известно, что (Слайд №10)

редька полевая ежегодно образует 160 семян.

незабудка средняя – 700 семян

фиалка трехцветная – 2500 семян

одуванчик лекарственный – 5 000 семян

мак самосейка – 20000 семян

тополь черный – 28000000 семян

- Если бы все созревающие семена падали прямо под материнское растение, то их прорастанию и развитию препятствовала бы острая конкуренция.Как решает эту проблему одно из самых известных растений, описал в своем стихотворении “Одуванчик” Всеволод Рождественский. Внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте сформулировать цель нашего урока, о чём мы сегодня будем говорить. (Слайд №11)

Когда идешь тропинкою
Куда ни глянь, в поля
Белеют чудо - шарики
На стройных стебельках.

Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки

Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна, -
Срываются, взвиваются
На воздух семена.

Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.

Формулирование учащимися цели урока: изучить приспособление растений к распространению плодов и семян в природе.

в) Работа в группах.

- Эти знания вы получите самостоятельно, выполняя задания по инструктивной карточке.

Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” будет вам напутствием перед выполнением этой работы.

Учащиеся внимательно читают инструктивную карточку и приступают к исследованию. Группам предоставляются плоды и семена (натуральные и изображённые на карточках - рисунках). Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.

  1. Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.
  2. Определите тип плода у нескольких растений по вашему выбору.
  3. Впишите названия этих растений в таблицу и составьте характеристику этих плодов.
  4. Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян этих растений.
  5. Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных группе растений, и впишите эти способы в таблицу.
  6. Определите, какие приспособления имеются у этих семян к данному способу распространения. Сведения занесите в таблицу.
  7. Подготовьте выступление одного участника от группы по плану: а)способ распространения плодов и семян изученных растений; б) примеры растений и приспособлений их плодов и семян к распространению.

г) Заслушиваются и рецензируются ответы учащихся по плану, уточняются и дополняются, если это необходимо.

Одновременно на доске и в тетрадях заполняется обобщающая таблица. (Слайд №13)

д) По результатам данной работы заполняется лист самооценки группы.

е) Вопросы учителя к классу и формулирование учащимися первого вывода:

-Какими способами распространяются плоды и семена?

-Какие приспособления возникли у плодов и семян в связи с различными способами распространения?

- Какое значение имеет распространение семян?

Формулирование первого вывода: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).

Учащиеся записывают вывод в тетрадь. (Слайд №14)

4. Закрепление и применение ЗУН.

а) Задание: проанализируйте таблицу и найдите примеры растений, которые приспособлены к распространению плодов и семян несколькими способами.

Учащиеся называют растения, которые распространяются несколькими способами.

Но большинство растений приспособлено к распространению плодов и семян только одним способом.

б) Беседа по вопросам и формулирование второго вывода: в процессе эволюции под действием естественного отбора у растений выработались приспособления для распространения плодов и семян определённым способом в конкретных условиях среды, такая приспособленность называется относительной.

Учащиеся записывают вывод в тетрадь. (Слайд №15)

5. Подведение итогов урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Достигнута ли цель урока?

- Что мы для этого делали?

- Что у нас получилось хорошо?

-Что нам пока не удаётся?

-Как оценивают свою работу группы?

Домашнее задание (Слайд №16): выпишите, как называются плоды граната, апельсина, шиповника, земляники, ананаса, инжира, финика, грецкого ореха, арахиса и других растений, которые вас заинтересовали.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.

Развивающая: формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, анализировать, делать выводы, находить в тексте сведения для заполнения схем, развивать навыки самостоятельной работы.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.

Форма урока: комбинированный.

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний учащихся.

Диктант. Допишите предложения.

1. Важнейшие функции плода …(защита и распространение семян).

2. Плод состоит из …(околоплодника и семян).

3. Разросшиеся и видоизменённые стенки завязи это … (околоплодник).

4.Семена образуются из … (семязачатка).

5. По количеству семян плоды разделяются на … (односемянные и много –
семенные).
6. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают … (сочные и сухие плоды).

7. Сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей…(ягода).

8. Какие растения имеют плод костянку: (вишня, слива, абрикос и т.д.).

9. Семянка - сухой или сочный плод … (сухой).

10. Сухой плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной .
кожурой единственного семени … (зерновка).

11. Плод коробочка развивается у …(льна, мака, табака и т.д.).

12. Плод тыквина имеется у растений … (тыквы, арбуза, огурца и т.д.).

II I . Формирование новых знаний.

Учитель: Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябину, увешанную алыми гроздьями, или найдя, бронзовые гномики желудей вдалеке от многовекового исполина дуба.

- Всегда ли мы можем ответить на вопрос: как попало сюда это растение?

- Задумываемся, почему плоды боярышника красные, семена клена имеют крылья, а орех лещины одет в твердый панцирь?

– Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

(ответы детей)

Природа не поскупилась на разнообразие плодов и семян, и придумала приспособления для продолжение их рода. В природе очень мало растений, которые сами разбрасывают семена.


2. Способы распространения плодов и семян.

Существуют разные способы распространения семян.

Самостоятельная работа с учебником.

- Пользуясь учебником, составьте схему

ветром водой животными человеком саморазбрасыванием

3. Приспособления для распространения семян.

- А теперь давайте выясним, какие приспособления имеют семена для распространения.

3.1. Какие вы можете привести примеры, распространения семян ветром?

- Покажите их по таблице на доске. Одновременно идет показ слайдов с фото растений каждой группы.

- Итак, выяснили, как помогает ветер, семена летят с помощью своих пушинок, хохолков, крылаток. Это и есть специальные приспособления.

- А теперь давайте выясним приспособления для распространения у других растений.

Водой, животными и человеком, саморасбрасыванием. Работа ведется аналогично, учащиеся заполняют таблицу.

Работа с рабочей тетрадью № стр. (таблица заполняется по ходу урока)

Способы распространения плодов и семян

крылатые выросты (крылатки)

Животными и человеком

3.2. Какие вы можете привести примеры, распространения семян в одой?

Ответы уч-ся: (Способствует этому то, что плоды с наружи покрыты губчатой, волокнистой кожурой. Она лёгкая, и служит для того, чтобы плоды могли плавать и распространяться морскими течениями).

3.3. Объяснение учителем. Способы саморасбрасывания.

Отскакивание плодов при падении (каштан, дуб).

Выстреливание семян из лопающихся плодов при их созревании (горох, бешенный огурец, фиалка)

Рассыпание семян при качании стебля (мак, тюльпан)

3.4. Какие вы можете привести примеры, распространения семян ж ивотными и человеком?
Ответы уч-ся: (Крючочки, мелкие размеры, твердая оболочка, семена с придатками, содержащими масла – лакомство для насекомых)

- Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке?

(распространение плодов и семян)

- Что вы узнали сегодня на уроке?

(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными, водой)

Загадки: (нужно отгадать не только растение, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

(горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются)

Это солнышко сорвем

Много зерен соберем,

Их пожарим, погрызем,

А приедут гости

Им дадим по горсти.

(подсолнух, животными, человеком)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар.

(одуванчик, ветром, парашютики)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(рябина, птицами и животными)

Кто не прикасается,

За того цепляется

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(репейник, животными)

Что за диво: плод плюется

Целым в руки не дается.

(Бешеный огурец, саморазбрасыванием).

- Как вы думаете, какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян?

Решите головоломку “Способы распространения плодов и семян”

Поделитесь своими впечатлениями? Кто может похвалить себя? За что?

Расскажите. Кто недоволен собой? Что не получилось?

О чем узнали и какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими знакомыми и родителями?

Вы все сегодня на уроке были активными и внимательными. Спасибо всем за работу.

VII . Дом. задание. П. 31, в. 1-5.

Одуванчик.
Одуванчик растёт везде: на лесной опушке и в огороде, на поляне и городском газоне. В жизни одуванчика несколько страниц. Первая - зелёная, когда растение ещё не успело зацвести. Затем открывается замечательная – жёлтая страница. Многочисленные маленькие цветочки сидят в корзинках, прижавшись, друг к другу, как весёлые братья и сёстры. Но вот цветки отцвели – корзинка закрылась. Пройдёт какое – то время – и она развернётся белым шаром. И полетят по ветру семена на крошечных парашютиках. Так открывается белая страница жизни одуванчика.

Плоды благодаря окружающему их раздутому мешочку, например у осок, легко, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром либо прилипают к водоплавающим птицам и вместе с ними улетают далеко от родных мест. Другие плывут по воде, удерживаясь на собственных воздушных поясах и пузырях. Способствует и то, что плоды с наружи покрыты губчатой, волокнистой кожурой. Она лёгкая, и служит для того, чтобы плоды могли плавать и распространяться морскими течениями.
Есть и у нас в средней полосе дерево — труженик и помощник, растущее у водоемов, которое обязано своим распространением рекам, ручьям, речушкам. Это ольха.

4. Саморасбрасыванием.
Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов жёлтой акации можно услышать лёгкое потрескивание – это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет. В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока поможет детям узнать больше информации о плодах и их классификации.

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Цель: ознакомление с видами плодов и со способами распространения плодов и семян.

Развивающие задачи:

развивать навыки самостоятельной работы

продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы

учить объективно оценивать свои знания.

Образовательные задачи:

создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний

познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян

научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду

научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения

Воспитательные задачи:

воспитывать культуру общения и ответственность за результат своего труда.

Планируемый результат:

1.Предметный результат – знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; познать роль плодов в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.Личностный результат – воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения, коммуникативных качеств.

3.Метапредметный результат – формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи формирования УУД:

Познавательные УУД:

- умение формулировать тему и проблему урока;

- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;

- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;

- Регулятивные УУД:

- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

- умение оценивать свои учебные действия;

Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, проблемный, практический.
Оборудование:

таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”

натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца

коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)

инструктивные карточки для работы в группах

ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.

Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Мы продолжаем с вами изучить органы растения.

Что такое орган? На какие группы делятся органы? Какие генеративные органы вам известны?

Цветок, плод, семя.

Учитель. Молодцы! А сейчас я предлагаю собрать модель цветка.

Выходят от каждого ряда по 1 ученику и собирают модель цветка. Первый справившийся с заданием остается у доски и называет части цветка, указывая значение.

Ребята помогите мне разгадать загадку. Для этого

Обведите выделенные буквы правильных суждений:

П.Опыление - это перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика.

А.Главная часть цветка - яркий околоцветник, привлекающий опылителей.

Л.Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.

О. Пестик - женский половой орган, а тычинки - мужской.

Е. Цветковое растение состоит из корней, стеблей, листьев.

У. Двойным оплодотворением у цветковых растений называют слияние яйцеклетки сначала с одним, а затем с другим спермием.

П. Ветроопыляемые растения обычно растут поодиночке.

Я. По сравнению с пыльцой насекомоопыляемых растений пыльца ветроопыляемых крупнее.

Д. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш семени.

И. Тычинки и пестик бывают в каждом цветке.

Какое слово у вас получилась? Плод. Правильно.

2. Актуализация знаний.

Ребята! А где образуется плод у растения? (в завязи пестика).

А сейчас поиграем в волшебную корзинку.

- Я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзине, ваша задача назвать орган и растение к которому он принадлежит.

- Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (плоды).

- А все ли перечисленные предметы являются плодами?

(нет кочан капусты, морковь и свекла плодами не являются).

Узнаем об этом в ходе нашего интересного общения на уроке. Давайте настроимся на поиск и творчество.

Я предлагаю на уроке всем активно поработать и получить максимум знаний.

3. Погружение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для растений, так и для нас темой – Строение, значение и классификация плодов.

А для чего человеку надо знать всё о плодах? Каково значение плодов в жизни человека?

1. Употребляет в пищу.
2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.)
3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.);
4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.

Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать.

- А чтобы вы хотели бы узнать ещё о плодах на сегодняшнем уроке?

Это и будет нашей целью урока.

1 группа получает задание: найти материал о строении плода

2 группа: какие функции выполняют плоды

3 группа: классификация плодов

4 группа: какие способы распространения плодов и семян существуют

Модельные ответы:

Вывод 1: Строение плода. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник- разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Вывод 2: Функции плода. Важнейшие функции плода- защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян, которые созревают и развиваются за счет плода.

Вывод 3: По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

Вывод 4: Способы распространения семян: саморазбрасыванием, ветром, животными, человеком, водой.

Лабораторная работа. Работа в группах.

Учитель: “Практика – лучший учитель”- говорил блестящий древнеримский оратор и философ Цицерон, поэтому знания вы получите самостоятельно, выполняете задания лабораторной работы по инструктивной карточке. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.

Инструктивная карточка

Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.

Впишите названия исследуемых растений в таблицу и составьте характеристику их плодов.

Укажите название плода растений.

Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян исследуемых растений.

Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных растений, впишите эти способы в таблицу.

Сведения занесите в таблицу.

Приспособления к распространению

Сочный или сухой

Односемянный или многосемянный

Сформулируйте вывод о способах распространения в природе плодов и семян.

Вывод: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).

4. Закрепление

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру "Яблоко раздора": ваша задача высказать свое мнение на каждый вопрос и из всех мнений выбрать наиболее верное.

1.Относят ли клубни картофеля и корнеплод моркови к плодам. Почему?

2. Сухими плодами считают зерновку, семянку, орех, желудь, все они имеют одну особенность. Какую?

Ответ (Все они раскрываются и внутри имеют одно семя)

3. Зерновка, семянка это сухие плоды и имеют внутри одно семя, а бывают ли сухие плоды многосемянные? Если да, приведите примеры.

(Ответ. Да бывают. Пример: стручок, боб, коробочка и семянка.)

4. Чем плод костянка отличается от плода семянки? (Ответ)

5. У смородины, крыжовника, винограда и томата плоды одного типа Как называется такой плод и почему мы в быту томат так не называем?

(- Ответ: У томата плод ягода, но томат в быту мы относим к овощам, а не к ягодам)

6.Почему плоды такие разные?

( Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения)

7. А вот плоды земляники сочные мы их называем ягода. Верно ли такое название ?

(- Ответ: Нет, не верно. Правильно плод земляники называется многоорешком).

8. Плод у яблони ложный называется яблоком, так мы называем его и быту. А вот ботаники яблоком называют плоды груши, рябины. Как вы думаете, правильно ли это?.

( Ответ: Да правильно. Внутри сочного околоплодника находятся многочисленные семечки)

9. Правильно ли утверждение что горошинки- это плоды растения гороха посевного?

10. Арбуз, дыня, огурец, - к какому типу плодов вы их отнесете?

Ребята. При подготовке к уроку у меня возникла проблема. На одном из слайдов презентации ВИРУС частично повредил текст. Помогите восстановить его. Верные ответы напишите на листочках.

После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется . он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .

Плоды и семена несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад

5. Рефлексия.

Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1)Образовательные: уточнять и закреплять знания учащихся о жизни растительного мира. Познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями и различными приспособлениями к распространению.

2) Развивающие: развитие внимания; памяти; коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие устной речи.

3) Воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы, настойчивости; воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе. Развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.

Личностные результаты: Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; Ответственно относятся к выполнению учебных задач; Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные: Способствовать развитию у обучающихся умений: выделять главное, осуществлять сравнение, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли, ставить учебную задачу под руководством учителя, выдвигать простейшие гипотезы; работать с информацией и преобразовывать её; оценивают свою работу своих одноклассников.

Предметные: знают строение плода, его функции, способы размножения плодов; умеют классифицировать плоды, приводить примеры различных видов плодов; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения.

Используемые технологии: ИКТ (презентация), игровая деятельность, технология проблемного обучения (путём постановки проблемных вопросов), здоровье сберегающая технология.

1.Организационный момент.

1)Приветствие, фиксация отсутствующих.

2) Проверка готовности учащихся к уроку.

3) Организация внимания школьников.

2.Повторение и обобщение знаний.

- Как образуются плоды? (после того, как цветок отцветает, образуется плод).

- Каково строение плодов? (плод состоит из семян и околоплодника).

- Какую основную функцию выполняют плоды? (защиты от действия неблагоприятных факторов среды - высыхания, механических повреждений, низких и высоких температур и др. )

Класс объединяется в группы. Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте которого учитель определяет победившего.

- Соберите в корзинку сочные плоды (абрикос, вишня, томат, яблоки, арбуз, огурец).

- Соберите в корзинку сухие плоды (жёлудь, пшеница, кукуруза, горох, мак, капуста).

- Соберите в корзинку односемянные плоды (абрикос, авокадо, слива, желудь, орех, вищня )

- Соберите в корзину многосемянные плоды (яблоко, арбуз, дыня, перец, лимон, мак, боб, огурец)

3. Формирование новых знаний (Метод словесный – рассказ с использованием презентации).

Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябинку, увешанную алыми гроздьями. Не случайно именно в плодах находится один или несколько семян, при помощи которых растения размножаются. Сегодня на уроке мы с Вами поговорим ещё об одной фунции плодов – это участие их в распространении семян.

Слайд 3- Оказывается, семена в природе распространяются.

Слайд 5 - Распространение семян с помощью ветра

Слайд 7 – У клёна есть крыловидные выросты.

Слайд 8 – А у тополя семя прикреплено к лёгкому пуху.

Слайд 9 – Распространение семян, с помощью животных.

Слайд 10 –Распространению плодов и семян также способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.

Слайд 11 - Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.

Слайд 12 - Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью, они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями.

Слайд 13 - Отгадайте загадку:

-Выпускает он листы

Держится на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь.

Слайд 14 - отгадка (Репейник-лопух) – Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц переносятся на новые места.

Слайд 15 - Распространение семян с помощью воды. Водой распространяются соответсвенно водные растения, а также те растения, которые растут над водой вдоль берегов. Плод приспособлен к плавучести при помощи образования воздушных полостей внутри него. Например, в волокнистой части кокоса находится много воздуха, поэтому кокосы не тонут и достигают соседних островов. Губчатым плодом окружены семена кувшинок, что не дает им утонуть. Так же при помощи воды распространяются осока, ольха.

Слайд 16,17 – В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Такой способ распространения называется саморазбрасыванием.

Тянет к солнцу лепесток

И от ветра он качается

Низко, низко к земле наклоняется.

А потом опять поднимается

И всем мило улыбается! (здоровье сберегающая технология)

Физкультминутка - способствует сохранению здоровья обучающихся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу.

Слайд 18 - таблица, основные моменты

4. Закрепление материала по теме урока

(Форма: фронтальный опрос)

- Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке? (распространение плодов и семян).

- Что вы узнали сегодня на уроке?(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными и человеком).

- Какое значение для природы имеет распространение семя? (благодаря распространению плодов и семян происходит расселение вида, увеличивается занимаемая им площадь).

Проблемные вопросы (использовала технологию проблемного обучения):

Плодами вишни лакомятся воробьи и галки. Галка проглатывает вишню целиком, а воробей склевывает мякоть. Какая из птиц является распространителем семян?

(В результате налёта воробьёв плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшить прорастание семени, а потом вместе с помётом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида).

2. Почему дачник должен собирать фасоль и горох, не дожидаясь полного высыхания створок плода? (Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этихрастений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет.)

- Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать не только растения, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению.

Дом зелёный, тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

(горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются).

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар.

Это солнышко сорвём –

Много зёрен соберём,

Их пожарим, погрызём,

А приедут гости –

Им дадим по горсти.

(подсолнух, животными и растениями).

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, её клюют.

(рябина, птицами и животными, семена не перевариваются).

Кто не прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(репейник, животными и человеком, острые зубчики цепляются за

шерсть животных или одежду человека).

5. Домашнее задание.

Пересказ параграфа 12;

Выясните, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.

Читайте также: