План урока отрезок длина отрезка

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока

по математике

в 5 классе МАОУ СШ№3

Разработал: Аладьина Елена Николаевна

Учитель математики МАОУ СШ №3

Ильиногорск, 2017 год

Тема урока: Отрезок. Длина отрезка

Дата проведения: 14.09.2017

Тип урока: Урок изучения нового материала

Технология урока: информационно-коммуникационная, технология сотрудничества

Предметные : познакомить учащихся с геометрическими фигурами: точкой, от резком; научить распознавать на чертежах эти фигуры, а в окружающем мире — объекты, для которых эти фигуры являются моделями; сформировать навыки измерения длины отрезка и построения отрезка заданной длины.

Личностные : проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.

Метапредметные : формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Образовательные: содействовать развитию у учащихся навыков построения отрезков, находить их длину, умения их обозначать и читать.

Развивающие : развивать творческую сторону мыслительной деятельности; создавать условия для проявления познавательной деятельности учащихся; содействовать развитию математического кругозора, мышления, речи, памяти, внимания.

Воспитательные: способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся; воспитывать познавательную активность учащихся; прививать самостоятельность и любознательность.

Планируемые образовательные результаты:

Учащийся научится распознавать на чертежах геометрические результаты фигуры: точку, отрезок; получит навыки измерения длины от резка и построения отрезка заданной длины .

Основные термины, понятия:

Точка, отрезок, геометрическая фигура, длина отрезка, единичный отрезок, свойство длины отрезка, равные отрезки.

Оборудование:

компьютер, проектор, доска

Организационный этап - 1 мин

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся - 2 мин

Проверка домашнего задания - 5 мин

Актуализация знаний - 5 мин

Изучение нового материала – 17 мин

Первичное закрепление нового материала – 5 мин

Физкультминутка – 1 мин

Повторение – 3 мин

Итоги урока – 2 мин

Рефлексия учебной деятельности на уроке – 2 мин

Информация о домашнем задании – 2 мин

Организационный этап - 1 мин

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся - 2 мин

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы начнём знакомство с одним из разделов математики, который изучает фигуры и их свойства. Это – геометрия – одна из наиболее древних наук. Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей: земледелие, строительство, желание украсить свой быт и одежду. Первые геометрические факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах. Неоценимый вклад в развитие геометрии был внесен древнегреческими математиками. “Не обучавшийся геометрии пусть не входит в эту дверь”. Такая надпись была сделана над дверью дома, в котором Платон занимался со своими учениками. Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений, был древнегреческий математик Фалес (VI век до н.э.). Наибольшее влияние на все последующее развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида, жившего в Александрии в III веке до н.э. Сочинение Евклида "Начала" почти 2 тысячи лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. В настоящее время геометрия – это целая наука, занимающаяся изучением геометрических фигур. В ней изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета, плотности, вкуса и т. п.

Проверка домашнего задания - 5 мин

Устно: № 1, 2, 3, 4 с.19-20 [1] - 3 мин

Если математическое утверждение, верно, то показывается карточка зеленого цвета. Если нет – то красного.

б) Для записи натуральных чисел употребляются одиннадцать цифр (не верно – красная карточка)

в) Последующее натуральное число отличается от предыдущего на единицу (верно – зеленая карточка)

д) Две точки можно соединить двумя отрезками? (Если у вас нет ответа на этот вопрос, то наберитесь терпения и подождите некоторое время. Ответ на него мы узнаем на сегодняшнем уроке).

Изучение нового материала – 17 мин

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока “Отрезок. Длина отрезка”

Точка – основное геометрическое понятие. В переводе с латинского языка слово точка – результат мгновенного касания, укол.

Задание 1.

Отметить в тетради точку. Обозначить её. Обозначить – значит дать имя. Имя точки – большая буква латинского алфавита

hello_html_m1b9fb917.jpg

Задание 2.

С помощью линейки провести в тетради линию. В переводе с латинского языка слово линия – льняная нить. На линии отметьте точки A, B

hello_html_m57cf9a98.jpg

Часть линии, заключённая между двумя точками, называется отрезком. Обозначается отрезок двумя точками, которые являются его концами.

Задание 3.

Каждый из отрезков имеет длину. Как сравнить длины отрезков? Нужно их измерить. Для этого можно воспользоваться измерителем.

Задание 4.

С помощью какого инструмента можно построить и измерить длину отрезка?

(с помощью линейки!) Правильно!

hello_html_m3936cfea.jpg

Геометрическая пауза.

Можно измерять шагами.

Можно измерять локтями.

И линейкою, и веткой,

Сантиметром и рулеткой.

Папа говорил мне так:

- Пусть нашей мерой будет шаг.

Шаг муравьишки - миллиметр.

Шаг у людей - примерно метр.

-А километр? - воскликнул я.

Отец сказал: - Ну, что ж,

Стань великаном и, шутя,

На километр шагнёшь.

Задание 5.

Измерьте длины отрезков на рисунке №17 стр 21 [1]. Назовите больший.

( CD – больше, чем AB ) Правильно!

Длину отрезка АВ называют также расстоянием между точками А и В.

Для измерения длин применяют различные единицы длины (демонстрация слайда).

hello_html_f1f69a1.jpg

Задание 6.

Выразите в сантиметрах: 8 дм 6 см; 40 мм; 3 м 5 см.

(Ответы: 8 дм 6 см = 86 см; 40 мм = 4 см; 3 м 5 см = 305 см)

Выразите в метрах: 3 км 300м; 7 км 90 м.

(Ответы: 3 км 300м = 3300 м; 7 км 90 м = 7090 м)

Меры длины, которые мы используем сейчас, были не всегда. На Руси, в старину, длину измеряли с помощью частей тела (демонстрация слайда).

hello_html_64e85f2e.jpg

В тетради нарисовать три отрезка. Длина отрезка АВ равна 1 см. Он помещается в отрезке MN ровно 3 раза, а в отрезке EF – ровно 4 раза. Будем говорить, что длина отрезка MN равна 3 см, а длина EF – 4 см.

Длины этих отрезков мы измерили единичным отрезком, длина которого равна 1 см.

Вообще, измерить отрезок, означает подсчитать, сколько единичных отрезков в нем помещается.

hello_html_m3108bcda.jpg

Длина отрезка обладает следующим свойством: Если на отрезке АВ отметить точку С, то длина отрезка АВ равна сумме длин отрезков АС и СВ. Пишут: АВ=АС+СВ

hello_html_m5ca9ad5a.jpg

На рисунке № 9 стр 18 [1] изображены два отрезка. При наложении они совпадут.

Два отрезка называют равными, если они совпадают при наложении.

Следовательно АВ и С D равны. Пишут AB=CD

hello_html_771e997e.jpg

Первичное закрепление нового материала – 5 мин

RS = 34 см

SK = RS *3 = 34*3= 102 см

RK = RS + SK = 34+102= 136 см

AC = 32 см

BC = 9 см

CD = 12 см

AB= AC-AB= 32-9=23 см

BD= BC+CD= 9+12= 21 см

Физкультминутка – 1 мин

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

Повторение – 3 мин

Какие точки лежат на отрезке MK ?

Какие точки не лежат на отрезке MK ?

Сколько отрезков на рисунке?

hello_html_m152a986a.jpg

Итоги урока – 2 мин

Наше занятие подходит концу. Поделитесь со мной своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).

Вам для этого помогут слова:

Сегодня вы познакомились с понятием - точка, отрезок (отвечают ученики),

Узнали, как и с помощью чего можно измерить длину отрезка – с помощью линейки, циркуля (отвечают ученики)

Задание ученикам по рефлексии их деятельности:

Зеленые: Поднимите карточки зеленого цвета, кто считает, что сегодня достиг уровня МЕГАМОЗГА

Желтые: Желтого цвета, кто находится в режиме ожидания уровня МЕГАМОЗГА.

Красные: Красного цвета, кто остался на прежнем уровне и не узнал ничего, то есть на линии старта.

Ответьте на вопросы:

Какое задание вам больше всего понравилось? (больше всего понравилось рисовать отрезки)

Какие задания вызвали затруднения? (решение задач на нахождение длины отрезка)

Формы контроля и оценки результатов урока:

Устный опрос. Он позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета.

Информация о домашнем задании:

Выучить п.2 (по понятия Ломанной), решить №60, №62, №80 [1]

Список использованной литературы :

Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана- Граф, 2013. – 304 с.: ил.

Математика: 5 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. – М.: Вентана- Граф, 2016. – 288 с.: ил.

Самоанализ урока

1. Внешние связи урока.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

В 5 классе обучается 25 учащихся. На лидерство претендуют несколько учеников. Трое учащихся имеют ослабленное зрение, двое обладают чрезмерной возбудимостью.

Следует отметить слабо развитую волевую сферу у одного учащегося. У него не развито произвольное внимание. Этот ученик не умеет слушать других, проявляет неорганизованность.

Одна половина класса учеников имеет повышенный познавательный интерес, твёрдую установку на учение, она активна в работе на протяжении всего урока.

Изучение новой темы базируется на двух умениях: уметь строить отрезки и находить их длину. Усвоение нового материала запланировано через самостоятельное разрешение интеллектуального затруднения в группах, так как класс способен логически мыслить, анализировать. Ранее учащиеся составляли неоднократно алгоритмы по изученным правилам.

Закрепление спланировано через фронтальную и индивидуальную работу, через использование таких методов как комментирование, соединение анализа и синтеза, поисковый метод, Всё это будет способствовать реализации всех аспектов ТЦУ.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока

Проверка готовности к уроку, приветствие

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создание положительной атмосферы в классе, постановка целей и задач урока

Проверка домашнего задания

Выявление проблем в выполнении домашнего задания

Проявление и перевод в состояние активного функционирования учащимися информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом

Изучение нового материала

Формирование базовых по изучаемой теме

Первичное закрепление нового материала

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

Подведение итогов урока, систематизация полученных знаний

Рефлексия учебной деятельности на уроке

На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы.

Информация о домашнем задании

II. Содержание урока

Выбранный тип урока соответствует его цели. Структура урока соответствовала его типу и дидактическим целям. Между этапами урока существовали взаимные связи, каждый последующий этап являлся продолжением предыдущего этапа.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

Применяемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение. Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Стиль отношений с учащимися активно-положительный. Деятельность учащихся оценивалась следующим образом: на уроке четко проявился интерес к предмету, к теме урока, эмоциональное состояние учащихся было хорошим в начале и в конце урока. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Организованность ребят способствовала успешному достижению цели урока.

На уроке я использовала современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии – использование во время урока презентации (авторская разработка), групповая (взаимопомощь, взаимопроверка), здоровьесберегающая технология – физкультминутка.

На уроке удалось:

• решить поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

• избежать перегрузки и переутомления учащихся;

• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие.

Удалось полностью реализовать все поставленные задачи; выполнили все планируемые задания; пройдены все этапы урока ОНЗ.

4. Функциональный анализ урока.

План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся научились делить на многозначные числа. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, содержит как новый материал, так и материал на повторение.

Учащиеся удачно применили полученные ранее знания об отрезке и дополнили их новыми открытиями.

5. Оценка конечного результата урока.

На всех этапах работы учащиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Данный урок реализует задачи образования, воспитания, развития учащихся, умение определять цель, учиться самостоятельности, умению анализировать, оценивать работу, рационально использовать время.

Учитель начальных классов

Заигрина Ирина Павловна

Предметная область: Математика (автор Истомина Н.Б. )

Класс : 1(часть 1)

Тип урока : Урок усвоения новых знаний. (Проблемный).

Формы работы : парная, фронтальная, индивидуальная.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
  2. Формирование готовности к взаимодействию с учителем и к дружескому взаимопониманию;
  3. Формирование интереса к изучаемой теме.

Учебные задачи, направленные на достижение мето предметных результатов обучения:

  1. Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, сравнивать, обобщать);
  2. Содействовать развитию умственных операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
  3. Формирование умения слушать, выстраивать речевые высказывания;
  4. Формирование начальных форм рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Актуализировать знания учащихся о геометрических фигурах (луч, линия);
  2. Дать представление о фигуре отрезок;
  3. Научить чертить отрезок с помощью линейки.
  4. Формировать умение находить отрезки среди других фигур.

рисунки, ли нейка, индивидуальные карточки, ИКТ.

1.Организация начала урока.

Отрывок из мультфильма.

-Ребята, я очень рада видеть вас и мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя новые знания. Но для этого как мы должны работать на уроке? (дружно, чётко, быстро и т.д.) Для того ,чтобы всё получилось, вспомним правила поведения на уроке:

Парта это не кровать и на ней нельзя лежать;

Ответить хочешь не кричи ,а только руку подними;

Учитель спросит отвечай, но не кричи и не перебивай.

- Но чтобы открыть новое знание, нам нужно повторить то, что мы уже изучили.

Работа в группах.

-Посмотрите на слайд.(Слайд №1 даны геометрические фигуры разного цвета)

-Какие геометрические фигуры вы знаете?(точка, прямая, луч, кривая замкнутая и незамкнутая.

-Сколько всего фигур?(9)

-Это число однозначное или двузначное? Почему?

-Сколько прямых? Запишите в тетрадь.

-Назовите соседей этого числа.

-Сколько кривых? (запишите в тетрадь)

-Назовите последующее и предыдущее этому числу.

-Сколько не красных фигур.(запишите в тетрадь .назовите между какими цифрами стоит эта цифра.)

-Ребята, составьте всевозможные числа.( воспитательный момент 112 )доклад ребёнка

3.Постановка темы и целей урока. Изучение нового материала.

-Как думаете, мы уже все геометрические фигуры изучили?(нет)

-Какая здесь фигура лишняя и почему?(отрезок)

-А кто знает как называется эта фигура?(отрезок)

-Как вы думаете о каой геометрической фигуре мы будем говорить сегодня? Чему научимся? Что узнаем?

-Давайте откроем учебники и сравним нашу гипотезу с мнением авторов учебника.

-Но прежде чем перейти к работе давайте отдохнём.

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали 1,2,3.

Ножками потопали 1,2,3,

Глазками моргнули 1 2 3

А теперь вздохнули 1 2 3

Мы немножко отдохнем ,

И опять считать начнем.

-Назовите тему урока. А кто знает почему отрезок назвали отрезком.(ответы детей)

-Узнать хотите? Тогда слушайте сказку.

Мне нужны 2 помощника (держат бумажную модель прямой).

– Какую геометрическую фигуру я изобразила с помощью узкой полоски бумаги?

Однажды Карандаш отправился гулять по прямой линии. Устал. Где начало? Где конец? Присел отдохнуть. Нарисовал точку и пошел дальше, напевая:

Без конца и края Линия прямая.
Хоть сто лет по ней идти
Не найти конца пути.

Снова устал. Присел отдохнуть. Нарисовал ещё одну точку. А тут ножницы: чик-чик.

Лучи и отрезок вывешиваются на доску.

– Крайние фигуры вам знакомы? (Лучи)

– А как получили эту фигуру? (отрезок)( Отрезали от прямой линии.)

– Кто догадался, как её назвали? (Отрезок)

– Отрезок – это прямая линия? (Часть прямой)

Отрезок- это часть прямой линии, ограниченная двумя точками - началом и концом.

– Чем отрезок отличается от луча? Ведь луч тоже часть прямой линии? (У луча только начало, у отрезка и начало и конец)

Для названия отрезка используют не одну, а две буквы

Обозначаю буквами отрезок на доске. На доске плакат с некоторыми буквами латинского алфавита: А (а), В(бэ).С(цэ), Д(дэ), М(эм), К(ка).

– А что одинакового у отрезка, луча, прямой? Как их чертят? (По линейке)

5. Первичное закрепление.

- Возьмите в руки тетради. Постройте отрезки.

-Посмотрите в учебник стр.65 №142(работа в тетрадях и учебниках)

-Посмотрите у меня в руках два отрезка. Можно их сравнить?(по цвету,по размеру)

-Какой больше, какой меньше? А как называется расстояние от одной точки до другой? (длина отрезка).

-Давайте сравним отрезки по длине. Как мы сможем это сделать? (Визуально отрезки сравнить сложно)

- Как определить? Как сравнить?

-То есть необходима мерка.

У меня есть мерка. Как с её помощью сравнить отрезки?

Расскажите и покажите.

(Дети проговаривают алгоритм: приложить мерку к началу отрезка, поставить метку, передвинуть мерку к метке, поставить следующую.Посмотреть, сколько раз помещается мерка в отрезке.)

- У каждого из вас на парте лежит конверт. В нем изображение отрезка и мерка. Достаньте. Измерьте длину отрезка при помощи мерки.

- Поменяйтесь с соседом по парте мерками . Еще раз измерьте отрезок. Что заметили?

(получились разные результаты)

- Почему получились разные результаты измерений?

- Как сделать так, чтобы результаты были одинаковые у вас и у соседа?

(взять одну и ту же мерку)

-Правильно. Существует мерка, которая является общей для всех измерений, она принята во всем мире.

-Возьмите в руки линейку. Рассмотрите, что на ней за цифры и деления?

- 0 - начало отсчета, расстояние между цифрами одинаковое, равное одному сантиметру.

(карточка вывешивается на доску)

Эту единицу длины принято сокращенно обозначать СМ

(карточка вывешивается на доску)

- Измерьте свой отрезок линейкой. Учимся правильно измерять.

Возьмите линейку. Приложите линейку так, чтобы один конец отрезка и 0 на линейке совпали. Посмотрите, возле какой цифры находится другой конец отрезка.

-Чему равен отрезок? (3см)

-Поменяйтесь линейками с соседом. Измерьте свой отрезок линейкой соседа. Что заметили?

(Результаты измерений одинаковые)

- Почему сейчас у вас одинаково получилось , хотя линейки у вас разные: красные, синие…?

(Дети делают вывод: результаты измерений одинаковые, так как все пользовались одинаковыми мерками)


Обеспечить усвоение учащимися понятий точка, отрезок, научить распознавать на чертежах эти фигуры, в окружающем мире — объекты, для которых эти фигуры являются моделями, получить навыки измерения длины отрезка и построения отрезка заданной длины

  • Создать условия для формирования умения распознавать на чертежах геометрическими фигурами: точка, отрезок, в окружающем мире — объекты, для которых эти фигуры являются моделями, получить навыки измерения длины отрезка и построения отрезка заданной длины, ф видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни
    Точка, отрезок, геометрическая фигура, длина отрезка, единичный отрезок, свойство длины отрезка, равные отрезки
Название этапа Методический комментарий
1 Актуализация знаний
2 Изучение нового материала Важно, чтобы учащиеся понимали, что точка и отрезок — понятия абстрактные. В природе нет ни точек, ни отрезков, а есть объекты, которые условно считают точками и отрезками, т. е. объекты, для которых точки и отрезки являются моделями. Важно подчеркнуть, что точка и отрезок — примеры геометрических фигур. Соединяя две точки отрезком, учащиеся должны осознавать, что отрезок однозначно задаётся его концами. Этот факт объясняет, почему отрезок обозначают, записывая точки, являющиеся его концами. Учащиеся ещё из курса математики начальной школы умеют находить длину отрезка. Однако уже на данном этапе следует разъяснить, что измерение — это сравнение данного отрезка с единичным, и что в качестве единичного можно выбрать любой отрезок. Надо показать, что с изменением единичного отрезка меняется численное значение длины измеряемого отрезка. Обратим внимание, что в учебнике равными называют отрезки, которые совпадают при наложении, а не те, у которых равны длины. Это связано с тем, что в § 13 будет дано определение равных фигур как таких, которые совпадают при наложении.
3 Первичное закрепление изученного материала Для фронтальной работы на уроке рекомендуем задания из учебника: № 44, 46, 47, 49, 51. Для парной работы на уроке рекомендуем задания: № 1, 2. Для индивидуальной работы на уроке рекомендуем задания: № 3, 4, 5.
4 Итоги урока Для подведения итогов урока можно предложить учащимся ответить на вопросы
5 Информация о домашнем задании Для индивидуальной работы дома рекомендуем: § 3, вопросы 1 – 9, № 45, 48, 50, 79


Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.


К плану-конспекту урока прилагается технологическая карта урока, которая стала неотъемлемой частью реализации программы по математике с учетом ФГОС.

Содержимое разработки

Поурочное планирование темы по математике

с учётом использования информационных и здоровьесберегающих технологий (ИТ и ЗСТ)

МОУ Дмитровская СОШ №10

Поурочное планирование урока математики

Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1) Повторение ранее изученного материала: мини-опрос по понятиям (натуральные числа, цифры, классы, разряды), устный счет по цепочке.

2) Обмен тетрадями, комментарии по проверочной работе.

3) Сегодня мы начнем знакомство с одним из разделов математики, который изучает фигуры и их свойства. Может, кто-нибудь знает, как называется этот раздел математики? (ответ учеников)

Правильно, это – геометрия – одна из наиболее древних наук. Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей: земледелие, строительство, желание украсить свой быт и одежду. Первые геометрические факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах. Неоценимый вклад в развитие геометрии был внесен древнегреческими математиками. (ученики могут назвать имена математиков Древней Греции)

Наибольшее влияние на развитие геометрии оказали труды греческого ученого Евклида, жившего в Александрии в III веке до н.э. Его сочинение "Начала" почти 2 тысячи лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию.

Сегодня мы начнем знакомство с изучения части геометрии под название планиметрия. В ней рассматриваются фигуры, изображенные на плоскости.

На уроках нам понадобятся: чертежные принадлежности, учебник, тетрадь.

Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. Закрепление изученного материала

Возьмите простой карандаш и коснитесь острием грифеля тетрадного листа. В месте соприкосновения появилась точка. Давайте обозначим ее заглавной латинской буквой А. – Повторение латинского алфавита (обучающиеся оп цепочке называют латинские буквы в алфавитной последовательности).

Итак, укол карандаша на плоскости называют точкой.

Отметим еще одну точку и обозначим ее буквой В.

С помощью какого измерительного инструмента можно соединить эти две точки на плоскости самой короткой линией?

- С помощью линейки (ответ учеников)

Итак, мы с вами получили геометрическую фигуру под название отрезок.

Точки А и В принято называть концами отрезка. Тогда отрезок будет назваться АВ или ВА.

Нередко перед нами будет стоять задача измерить этот отрезок. Как вы думаете, что такое длина отрезка?

- расстояние между точками (ответ учеников)

Но не просто расстояние, а кратчайшее расстояние между точками на плоскости.

А какие отрезки мы назовем равными? (наглядная демонстрация)

- те, которые при наложении совпадают (ответ учеников)

Работа с учебником

Откройте учебники на странице 16 и прочитайте материал до понятия ломаной на странице 18. А потом скажите мне, какие факты еще не были нами освещены.

- свойство длины отрезка: если на отрезке АВ отметить точку С, то длина отрезка АВ равна сумме длин отрезков АВ и СВ.

Давайте отметим это свойство в тетради. Отметим на отрезке точку С (говорят, что она лежит на этом отрезке, принадлежит отрезку АВ) и запишем, что длина отрезка АВ = АВ + СВ – это принятая форма записи для обозначения длины отрезка АВ для этого конкретного случая.

- длина отрезка – сумма единичных отрезков, которые приняты за единицы измерения

Давайте приведем примеры единиц измерения:

- единицы измерения отрезка могут быть: см, мм, м…

*физкультминутка*

Практикум и проверка полученных результатов

Коллективная работа над заданиями на местах / у доски

1) начертите отрезок АВ и отметьте точку С, которая не лежит на этом отрезке

2) сколько отрезков изображено на рисунке


3) начертите отрезки так, чтобы они пересекались

Номера в учебнике

№44 – самостоятельный поиск отрезков – взаимопроверка с результатом соседа, коллективное подтверждение

№47 – работа на местах, коллективная проверка

№49 – вызов ученика к доске, стандартное оформление задачи: чертеж, краткое условие, ход решения с буквенными выражениями, после преобразованными в числовой эквивалент.

Если остается время – задание на повторение №78 (1-8)

Подведение итогов, домашнее задание

С какими понятиями вы сегодня познакомились на уроке математики?

Давайте с вами вспомним эти понятия (ученики отвечают, работая с учебником). Узнали, как и с помощью чего можно измерить длину отрезка – ответы учеников - и применили полученные знания на практике.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: п. 3 (выписать основные понятия в тетрадь для правил и выучить их), №45, 48, 50.

Оценки за сегодняшний урок получают (зачитываются фамилии / имена детей с оценками).

Спасибо за хорошую работу на уроке.

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет: математика класс: 5 автор учебника: А.Г. Мерзляк тема урока: Отрезок. Длина отрезка

всего часов на тему: 4 номер урока в теме: 1 тип урока: урок изучения нового материала

Вид используемых на уроке средств ИКТ: элементы презентации, демонстрационный материал для 5 класса по изученной теме.

Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:

контроль усвоения теории

применение знаний и умений к изучаемой теме,

формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

знание определений понятий, понимание взаимосвязей между ними,

умение применять эти знания и умения для решения практических задач,

контроль уровня освоения материала,

развитие метапредметных универсальных учебных действий.

Планируемые образовательные результаты

метапредметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Знать: определения изучаемых понятий

Понимать: как определять на чертежах геометрические фигуры, что такое отрезок, концы отрезка, длина отрезка

Уметь: измерять длину отрезка

как оценивать правильность выполнения своих действий (контроль)

как работать по плану (планирование)

Уметь: формулировать задачи урока (целеполагание)

Знать: как осуществлять вычисления

Понимать: как ориентироваться в системе знаний, осуществлять информационный поиск

Уметь: использовать знаково-символические средства, преобразовывать информацию

Знать: как строить речевые высказывания, как использовать речь для регуляции своих действий

Понимать: устную и письменную речь с включением новых понятий

Уметь: читать / слушать речь / высказывания других

Знать: критерии успешности учебной деятельности для самопознания

Понимать: как осуществлять самооценку своих действий

Уметь: устанавливать значение своей деятельности (смыслообразование)

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Приветствует обучающихся, проверяет присутствие на занятии, создает положительный настрой на урочной время

Приветствуют учителя, настраиваются на учебный процесс

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Личностные: смыслообразование и самоопределение

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Осуществляет опрос по пройденному материалу

Организовывает знакомство с новым материалом в ходе беседы

Отвечают на вопросы учителя, при необходимости формируют их сами.

Участвуют в беседе

сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные общеучебные: выделение и формулирование познавательной цели (учебной задачи)

выявление объективной учебной информации, необходимой для освоения

Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

Объясняет новый материал посредством фронтальной беседы

Внимательно слушают и фиксируют новый материал, отвечают на поставленные вопросы в ходе беседы

Познавательные общеучебные: поиск необходимой информации и её понимание (смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации

слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других

соотнесение выявленной объективной учебной информации с собственными знаниями и умениями

Предлагает обучающимся решить ряд задание из учебника.

Осуществляет первичную проверку усвоения материала

Решают рекомендованные задания, выходят к доске, объясняя решение.

Выполняют ряд заданий, фиксируют ответы

Познавательные общеучебные: выполнение знаково-символических действий, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

реализация плана деятельности направленной на освоение учебной информации

Проверка полученных результатов

Осуществляет проверку полученных результатов совместно с обучающимися

Осуществляют самопроверку, отвечают на вопросы учителя, задают вопросы учителю

Познавательные общеучебные: самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности

контроль усвоения учебной информации, промежуточная коррекция собственных учебных действий

Личностные: нравственное и этическое оценивание

Повторяет пройденный материал, задавая наводящие вопросы.

Задает домашнее задание по пройденной теме

Слушают учителя, отвечают на наводящие вопросы.

Фиксируют домашнее задание в дневниках

Познавательные общеучебные: рефлексия способов и условий действия

оценивание результатов выполненной деятельности

Личностные: смыслообразование, самопознание


-75%

Читайте также: