План урока основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка ударение

Обновлено: 04.07.2024

План-конспект урока русского языка в 10 классе.

1) формирование речевого мастерства учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм.

- обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике, о системе гласных и согласных звуков русского языка

- осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;

- добиваться грамотного написания слов, воспитывать стремление быть гармонично развитыми;

- повышать речевую культуру обучающихся;

Оборудование и учебные пособия к уроку:

· Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.

· Задания демонстрационных вариантов ЕГЭ-2015.

· У каждого учащегося на столе Краткий орфоэпический словарик.

1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся (слайд 1)

ЗдравствУйте, дорОгие учащиЕся.

РадА приветствОвать вас на Уроке.

Ø Какие ошибки вы услышали в моем приветствии?

Ø Измените предложения, правильно выделив ударные гласные в словах. Прочитайте то, что у вас получится.

Обучающиеся читают правильный ответ: (слайд 1)

ЗдрАвствуйте, дорогИе учАщиеся.

Рада привЕтствовать вас на урОке.

2. Целеполагание.

- Как называется наука, которая изучает нормы произношения литературного языка? (орфоэпия)

Учитель: Постарайтесь сформулировать тему урока.

Запись темы урока. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение (слайд 2)

- Важно ли соблюдать орфоэпические нормы?

- Каких целей мы должны с вами достичь? (слайд 3)

1. Осмыслить важность орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях

3. Повышать свою речевую культуру.

3. Повторение ранее изученного.

- С каким разделом языкознания тесно связана орфоэпия? (с фонетикой)

1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

* Что является предметом изучения фонетики и орфоэпии? (звук)

*В чем состоит отличие между буквами и звуками?

- Как называется наука, которая изучает состав начертаний, употребляемых на письме, т.е. соотношение между буквами и звуками. (графика)

*На какие группы делятся звуки речи? Чем они отличаются друг от друга?

*Сколько букв в русском языке, звуков?*(33, 6 гласных, 37 согласных).

У вас на парте лежат карточки с заданиями. Работаем по карточке №1

2)(слайд 4) *В данных словах измените один согласный звук так, чтобы получилось новое слово. Запишите получившиеся слова в тетрадь.

Карточка 1

1 вариант – Ногти (когти), булка (будка), лапка (лавка, шапка, папка), зубы (губы, дубы), киска (миска, кирка) песок (лесок), галка (палка).

2 вариант – орел (осёл), норка (горка), клин (блин), тоска (точка), свет (цвет), полено (колено), рамочка (мамочка, дамочка).

(2 человека спросить, ( взаимопроверка) (Слайд 5)

- Какие ещё могут быть варианты?

4 правильных ответа

2-3 правильных ответа

слабо, надо еще поработать

ВОПРОС: Какая функция звуков речи лежит в основе этого задания? (смыслоразличительная функция звуков речи).

Внесите оценку в оценочный лист.

4. Робота по теме урока

Повторили вопросы фонетики, теперь переходим к теме нашего урока. (Слайд 6)

2. Работа с текстом. Поработаем с текстом. Возьмите карточку №2.

Задание: найдите в тексте ответы на вопросы, занесите их в таблицу.

Ø Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?

Ø Что отражает неразборчивость произношений?

Заговори, чтоб я тебя увидел.

Сократ

Как точно и прозорливо это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли мы задумываемся над тем, как мы говорим.

В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и орфоэпические особенности, свойственные языку.

Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, также вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, а также молодежного сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

формировать положительное отношение к процессу обучения;

формировать интерес к учебному материалу.

2. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ вустной и письменной форме;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

слушать и понимать речь других;

учиться уважительно относиться к позиции одноклассников.

3. Предметные:

познакомить с нормами произношения и ударения слов в русском языке;

формировать речевое мастерство учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Проверка домашнего задания (5 минут)

- Ребята, дома вы составляли вопросный план к тексту упр. 93. (проверка плана, ответы на вопросы плана, пересказ текста 1 учеником).

План: 1) Что такое культура речи?

3) Что такое нормы литературного языка?

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы и планируемых результатов урока. (5 мин.)

- Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

- А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Запись темы в тетрадь). Определите цели сегодняшнего урока.

4. Восприятие учащимися учебного материала.

1) Работа с учебником (стр. 88 - чтение теории, ответ на вопрос).

- Какие нормы являются признаком культурной, грамотной речи?

ФИЗМИНУТКА (2 мин.)

3) Работа в группах: ознакомление с произносительными нормами (время на подготовку 3-5 мин.):

3 группа – изучение теории стр. 90-91, материал упр. 96.

4 группа – упр. 103 - работа со словарями.

5) Мини-тест(каждый делает самостоятельно)

1. Продолжите предложение: Орфоэпия – это…

2. Найдите ошибку: наро[чн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица.

3. Исправьте ошибку: мо[де]ль, бу [тэ]рброд, компью[тэ]р.

4. Найдите ошибку: алфавит, звонит, щавель,свекла.

- Сегодня я узнал…

- Было интересно узнать, что…

6. V. Домашнее задание.

Сочинить смешную историю или стихотворение со словами, в которых от ударения зависит лексическое значение.


Урок позволит активизировать знания учащихся по теме, отработать умения выполнять фонетический анализ слова, способствует совершенствованию орфоэпических навыков.

Описание разработки

Цели:

активизировать знания учащихся по теме; совершенствовать орфоэпические навыки; отрабатывать умение выполнять фонетический анализ слова; развивать умения и навыки, связанные с научно-исследовательской работой.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, эвристическая беседа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока.

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.

Материал для учителя.

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы.

1) Нормы произнесения гласных звуков.

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении называется редукцией.

После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются в слоге звуком [ы] с призвуком [э]. Этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть, лошадей, жакет.

2) Нормы произнесения согласных звуков.

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными озвончаются: просьба [з’], молотьба [д’].

Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному: молод – молот, лезть – лесть.

Перед мягкими согласными парные твёрдые смягчаются: степь [с’т’].

Запомните несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.

На месте сочетания чн произносить [шн]: коне [шн] о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, праче[шн]ая, но ве[чн]о, челове[чн]о.

Вместо сочетания чт произносить [шт]: [шт]о, [шт]о-то, кое-[шт]о, [шт]обы, [шт]о-либо, но нечто [чт].

Вместо г в окончании -ого – произносить [в]: то[в]о, больше[в]о, ново[в]о.

Сочетания зш и сш произносятся как долгий [ш]: ра[ш]ить, (расшить), [ш]умом (с шумом), зале[ш]ий (залезший), бе[ш]и-нели (без шинели).

Сочетания сж и зж произносятся как долгий [ж]: [ж]ал (сжал), ра[ж]ёг (разжёг), бе[ж]алости (без жалости).

Сочетания зч и сч произносятся как долгий мягкий [щ’]: во[щ’]ик (возчик), подпи[щ’]ик (подписчик), разно[щ’]ик (разносчик).

Сочетания дц и тц произносятся как долгий [ц]: коло[ц]а (колодца), моло[ц]а (молодца), бра[ц]а (братца от брат).

Сочетание в конце глаголов -тся и -ться произносится как [ца]: беру[ца] (берутся), берё[ца] (берётся), бра[ца] (браться).

Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий [ч’]: нала[ч’]ик (наладчик), лё[ч’]ик (лётчик).

Двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна [н], грипп [п].

Буква г на конце слова бог произносится как [х].

Сочетание букв гк произносится как [х’к’] – в словах лёгкий, мягкий.

Сочетание букв гч произносится как [хч’] – в словах легче, мягче.

Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо: ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ].

Разработка урока по русскому языку Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест).

После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

После остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро).

В остальных словах употребляется буква е (проект, реестр).

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.

– Составьте вопросы к материалам урока, используя следующие опорные словосочетания:

приведите аргументы, подтверждающие мысль о том, что …

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:

1) Что такое ударение?

2) Каковы особенности русского ударения?

3) Что такое орфографическая норма и для чего она нужна?

4) В чем особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры.

5) Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?

6) Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?

3. Этап закрепления и применения изученного.

– Прочитайте отрывки из стихотворений. Следите за произношением. Объясните произношение выделенных слов.

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – все лучшие годы! (Лермонтов.)

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Цели: активизировать знания учащихся по теме; совершенствовать орфоэпические навыки; отрабатывать умение выполнять фонетический анализ слова; развивать умения и навыки, связанные с научно-исследовательской работой.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, эвристическая беседа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.

Материал для учителя.

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы.

1) Нормы произнесения гласных звуков.

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении называется редукцией.

После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются в слоге звуком [ы] с призвуком [э]. Этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть, лошадей, жакет.

2) Нормы произнесения согласных звуков.

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными озвончаются: просьба [з’], молотьба [д’].

Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному: молод – молот, лезть – лесть.

Перед мягкими согласными парные твёрдые смягчаются: степь [с’т’].

Запомните несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.

На месте сочетания чн произносить [шн]: коне [шн] о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, праче[шн]ая, но ве[чн]о, челове[чн]о.

Вместо сочетания чт произносить [шт]: [шт]о, [шт]о-то, кое-[шт]о, [шт]обы, [шт]о-либо, но нечто [чт].

Вместо г в окончании -ого – произносить [в]: то[в]о, больше[в]о, ново[в]о.

Сочетания зш и сш произносятся как долгий [ш]: ра[ш]ить, (расшить), [ш]умом (с шумом), зале[ш]ий (залезший), бе[ш]и-нели (без шинели).

Сочетания сж и зж произносятся как долгий [ж]: [ж]ал (сжал), ра[ж]ёг (разжёг), бе[ж]алости (без жалости).

Сочетания зч и сч произносятся как долгий мягкий [щ’]: во[щ’]ик (возчик), подпи[щ’]ик (подписчик), разно[щ’]ик (разносчик).

Сочетания дц и тц произносятся как долгий [ц]: коло[ц]а (колодца), моло[ц]а (молодца), бра[ц]а (братца от брат).

Сочетание в конце глаголов -тся и -ться произносится как [ца]: беру[ца] (берутся), берё[ца] (берётся), бра[ца] (браться).

Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий [ч’]: нала[ч’]ик (наладчик), лё[ч’]ик (лётчик).

Двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна [н], грипп [п].

Буква г на конце слова бог произносится как [х].

Сочетание букв гк произносится как [х’к’] – в словах лёгкий, мягкий.

Сочетание букв гч произносится как [хч’] – в словах легче, мягче.

Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо: ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ].

В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест).

После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

После остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро).

В остальных словах употребляется буква е (проект, реестр).

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Краткая запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль авторов мини-исследования.

– Составьте вопросы к материалам урока, используя следующие опорные словосочетания:

приведите аргументы, подтверждающие мысль о том, что …

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:

1) Что такое ударение?

2) Каковы особенности русского ударения?

3) Что такое орфографическая норма и для чего она нужна?

4) В чем особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры.

5) Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?

6) Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?

3. Этап закрепления и применения изученного.

– Прочитайте отрывки из стихотворений. Следите за произношением. Объясните произношение выделенных слов.

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – все лучшие годы! (Лермонтов.)

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

И что за диво? …издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока… (Лермонтов.)

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновленья,

Без слез, без жизни, без любви. (Пушкин.)

И сказал ему царь Иван Васильевич:

– Сделайте фонетический разбор слов: журналист, косьба, пирог, о нём, язык, агент, библиотека, чёрный, аллея, ласкового, усмехаться, жюри, примечания.

– Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации (слайд): [быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’ит’ашкай’а аб’азанаст’ / апрастой’э разв’ит’ий’э внутр’н’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’игавар’ит / што напч’ил’э л’жыт св’ищ’эный’ долк д’лат’ м’от / патамушто ана пч’ила //] (А. И. Герцен).


-75%

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний

Планируемые результаты:

1. Предметные. В результате занятия, учащиеся смогут:

- осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;

- разграничить произносительные и акцентологические нормы речи;

2. Метапредметные.

1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий;

2. Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

3. Продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, дифференциации и группировки, умения делать выводы на основе языкового анализа.

3. Личностные.

- испытывать чувство гордости за русский язык;

- определять роль языка в развитии способностей и качеств личности;

-осознавать эстетическую ценность русского языка;

-уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- уметь свободно выражать мысли в процессе речевого общения;

- иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

Ресурсы: Мультимедийная презентация, раздаточный материал, листы самооценки.

Основное содержание этапа

Основные виды

деятельности учащихся

Организационный этап.

Приветственное слово учителя:

-Добрый день, ребята. Наш урок хотелось бы начать такими стихотворными строчками:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул добрый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

-Давайте улыбнёмся и поприветствуем друг друга.

Проверка готовности к уроку. Осознанное включение в учебную деятельность.

Создание проблемной ситуации.

Заболел Сергей. Лежит в постели и думает: “Хочется поскорей в школу вернуться. Нужно сейчас лекарство принять”. Он берёт бутылку с лекарством и читает: “Три раза в день по столовой ложке, после приёма пищИ”. Выпил Сергей лекарство и запищал. Вбежала мама и спрашивает: “Что случилось, сынок? Почему ты пищИшь?” - “Я лекарство принял, а там написано: после приёма - пищИ”. Мама рассмеялась: “Эх ты, глупышка! Ведь ты неверно прочитал, здесь написано: “Три раза в день после приёма пИ’щи”, то есть после завтрака, обеда и ужина”. И Сережа сразу вспомнил, что…

- Итак, почему Сережа оказался в смешном положении?

- Сделайте вывод, что такое ударение?

- А в вашей жизни бывали ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?

- Как вы выходили из них?

- А может вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь?

-Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы. Любое отклонение от нормы является ошибкой.

- Исходя из сказанного, постарайтесь сформулировать тему урока.

(Орфоэпические ошибки в современной речи).

Читайте также: