План урока новые слова в русском языке

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: Новые слова (неологизмы)

Автор: Чачкова Анна Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ Будинской ООШ Тверской области

Предлагаю конспект урока по русскому языку в 6 классе, который разработан для учебника М.Т. Баранова. На уроке происходит знакомство с неологизмами.

Учащиеся выполняют различные задания под руководством учителя, тем самым происходит закрепление темы лексики

Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;

- развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов;

- развивать орфографическую зоркость

Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания

Методические приёмы: работа в парах, беседа

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…

2) Все слова в языке называются …

3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..

4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..

5) словарный запас человека - это…

6) то, что обозначает слово называется….

7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..

8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…

9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

- взаимопроверка учащимися выполненной работы

- Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. НА прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных. Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:

- Какое слово выбрали? Почему?

- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.

- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.

- Запишите тему урока в свои тетради.

4. Изучение нового материала

1) знакомство с теоретическим материалом.

5. Первичное закрепление изученного материала.

1) работа по учебнику:

Упр. 129 – выполним это упражнение устно

Упр. 130 – записать слова по образцу:

Акванавт – это … ( воспользоваться толковым словарём)

2) Это интересно:

С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп:

1) слова — экономические термины: оффшор ( свободный), роуминг — «распространение; политические термины: спикер — председатель парламента,

2) слова — термины, связанные с компьютерной техникой,

3) названия некоторых бытовых предметов.

4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:

5) названия некоторых явлений музыкальной культуры

хит – „популярная песня“, сингл — „песня, записанная отдельно“, ремейк (римейк) — „переделка“,

7) термины, употребляемые в косметологии: лифтинг — „подтяжка“, пилинг — „чистка лица“, скраб – „крем для отшелушивания,

3) распределительное письмо:

- Сейчас я буде диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:

Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал

Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь) , залавье (комод)

Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер

Зарубежка, срезался, шпора,

пара, хвост, общага, стипуха, дубак

Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.

5) подготовимся к ГИА:

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?

Учащиеся знакомятся с устаревшими словами, учатся находить их в тексте, выводят понятия "архаизм" и "историзм".

ВложениеРазмер
razvitie_rechi.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели : познакомить учащихся с устаревшими и новыми словами;

учить находить эти слова в тексте;

вывести понятия историзмов и архаизмов;

познакомить со словарями.

I . Речевая разминка.

- Ребята, вы изучили достаточно много фольклорных произведений, а также познакомились с произведениями известных писателей и поэтов XVIII-XIX века.

- Что мы называем фольклором?

- Назовите жанры устного народного творчества.

- Во многих из этих произведений вам часто встречались слова, которые выходят или вышли из употребления. О них и пойдёт речь на уроке.

- Прочитайте отрывок из стихотворения, которое вы видите на экране. Слайд 2.

Снега пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушачке.

- Кто вспомнил автора этих строк? (А.С. Пушкин)

II. Знакомство с устаревшими словами.

- Все ли слова вам понятны?

- Кто может объяснить значение этих слов?

- Если мы не знаем значение слова, что нам поможет? (словарь)

- Как им будем пользоваться?

- Найти значение слов: кушак, ямщик, облучок, тулуп.

- Пока ребята работают со словарём, мы заглянем в далёкие времена. Представьте, что вы оказались в старинном городе. Люди, находящиеся рядом с вами, говорят на русском языке, но вы их не вполне понимаете.

РАБОТА ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ Слайд 3.

- Можем такой город встретить в современной жизни? Почему? (одежда, терема-дома в виде башен, транспорт – всё по-другому.)

- Заслушаем ответы ребят, которые самостоятельно работали со словарём. Что же означают слова?

- Кушак – широкий матерчатый пояс.

- Ямщик - возница на почтовых лошадях.

- Облучок – сиденье для ямщика (кучера) в передке экипажа.

- Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно без застёжек и с высоким воротником.

- Посмотрите, во что одеты жители этого города? (в тулупы, подпоясанные кушаками)

- Во что они обуты?

- А вот и ямщик на облучке.

- Употребляем мы в настоящее время эти слова?

- Почему? (предметы, которые они обозначают, исчезли)

- Кто догадался, какая тема урока?

РАБОТА В ГРУППАХ

- Прочитайте отрывки из произведений. Найдите устаревшие слова и постарайтесь объяснить их значение.

III. Знакомство с историзмами и архаизмами.

1) – Устаревшие слова делятся на две большие группы. А вот какие слова, к каким группам относятся, мы сейчас и выясним.

- Приведите примеры устаревших слов из отрывков.

2) - Посмотрите на I столбик. Все эти слова записаны в один столбик не случайно.

- Подумайте, что их объединяет? (все слова устаревшие)

- Где мы их можем встретить? (в исторических произведениях, в стихах, в сказках)

- Попробуем определить лексическое значение этих слов и обозначим.

ЦАРЬ (единовластный государь, правитель, глава государства).

БОЯРЕ (богатые люди, приближённые царя)

КРЕСТЬЯНЕ (бедный люд, живший на селе)

ВОЕВОДА (военноначальник в старину)

ЛАТЫ (старинные доспехи воина)

ДВОРЯНЕ (в старину в России называли богатого человека благородного происхождения)

ЛАПТИ (обувь, плетённая из лыка)

КОЛЬЧУГА (защитная одежда воинов)

- Существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые они обозначают?

- Это слова ИСТОРИЗМЫ. Их нельзя заменить другими словами близкими по значению.

Историзмы – устаревшие слова, обозначают исчезнувшие предметы.

3) – Обратите внимание на слова II столбика.

- Те предметы, которые они обозначают, существуют в наше время? (да, только мы их заменяем современными словами)

- Подберите к ним синонимы.

- Эта группа слов называются АРХАИЗМЫ. Слайд 12.

Архаизмы – устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления,

заменяемые современными словами.

IV. Знакомство с неологизмами.

- У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни. Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом своё значение. Слайд 13.

Например: копьё → оружие древнего воина

гости → купцы: люди, занимающиеся торговлей

→ те, кто нанёс визит, навестил вас на дому

→ глава правительства, т.е. главный

→ часть художественного произведения

баян → так звали древнерусского певца, поэта, который прославлял князя

- Ребята, а как вы думаете, как же в нашей речи появляются новые слова?

- В жизни происходят постоянные изменения. Люди изобретают машины, предметы, узнают новое о мире. Всё новое получает название, так появляются новые слова – неологизмы. Слайд 14.

- Они возникают для чего? (чтобы дать названия новым предметам, открытиям)

- Слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока существует их новизна. Они создаются по образцу уже известных в языке слов.

- По образцу слова пароход , какое слово образовано? ( теплоход, атомоход )

- Было слово вратарь , а теперь? (голкипер)

- Назовите, какие неологизмы вы знаете?

- Какие из этих слов появились раньше?

окулист – глаза – очи

самолёт – ракета – аэроплан

ветрило – яхта – парус

винтовка – лук – автомат

- Сейчас в языке для устаревших слов есть более "современные" синонимы.

- Что нового для себя узнали?

- Что на уроке для вас было наиболее интересным?

- Подумайте и задайте вопросы по теме урока своим одноклассникам.

- Как вы думаете, нужно ли вернуть устаревшие слова в современную речь? Объясните свою точку зрения.

- Какую роль играют устаревшие слова? (возвращают в старину, называют вещи, которые были раньше в обиходе; без них нельзя рассказать об исторических событиях)

- Для чего нужны неологизмы? (По новому люди называют города: Петербург → Ленинград → Санкт-Петербург. Симбирск → Ульяновск. Горький → Нижний Новгород. Г. Пенза-19 → Заречный).

V. Домашнее задание по выбору :

Записать пять неологизмов, и определить их лексическое значение.

Какие слова произошли от слова око ? Написать их лексическое значение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок и презентация по теме: "Устаревшие и новые слова", 4 класс

Урок и презентация по теме "Устаревшие и новые слова" . Где учащимися знакомятся с архаизмами и неологизмами.


Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Слова устаревшие и новые" УМК "Гармония".

Тема урока: Слова "устаревшие" и "новые". Презентация содержит дополнительный материал по данной теме, сопровождается красочными иллюстрациями. Знакомит детей с понятиями: "архаизмы, историзмы, неолог.


разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"

разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног.

Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, фразеологизмах.

Где писателям уют?Где их помнят, любят, ждутИ заносят в картотеки?Скажем, где.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по рабочей программе Н.Ф.Виноградовой (система 21 век) для детей повышенного уровня развития.

Тема: Как образуются слова.

Тип урока: Открытие нового знания

1. Создание условий для активизации знаний учащихся о частях слова, о роли приставки и суффикса в слове.

2. Показать способ образования новых слов с помощью приставки и суффикса и сложением двух корней.

3. Обогащать словарный запас.

4. Воспитывать прилежание, активность.

Тренировать мыслительные операции: рассуждение, сравнение, обобщение, умение выполнять действия по алгоритму; развивать коммуникативные качества, познавательный интерес.

Планируемые результаты:

1. Формирование личностных УУД:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса,

- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности,

- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

2. Формирование регулятивных УУД:

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей,

- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками,

- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев.

3.Формирование познавательных УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,

- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ,

- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.

4.Формирование коммуникативных УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия,

- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе.

5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:

- приставка и суффикс - это значимые части слова;

- слова образуются разными способами;

- культура общения формируется в атмосфере доброжелательности.

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, тетради, мультимедийный проектор, презентация.

Организационный момент.

Порядок на столе,

Порядок в голове.

Как всегда мы снова

Начать урок готовы.

Я желаю вам успехов,

Преодоленья всех преград,

Чтоб своей работе на уроке

Каждый из вас был рад.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа:

Тридцать первое января.

ΙΙ. Минутка чистописания.

-Запишите слова и объясните их написание: берёза, праздник, город, дорога, автобус.

-Какие это слова? (словарные, их надо запомнить)

ΙΙΙ. Актуализация знаний учащихся.

-Образуйте устно от данных слов новые слова. – Берёзка, берёзонька, подберёзовик, праздничный, праздновать, городок, городской, городишко, пригородный, загород, пригород, дорожка, дороженька, придорожная, автобусная.

-На какие группы можно разделить названные вами слова? – На слова, образованные с помощью приставки, на слова, образованные с помощью суффикса и остальные (?).

-Вам известны все способы словообразования? - Нет.

Формулировка целей урока.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке и чему учиться? – Мы будем говорить о способах образования слов и учиться образовывать новые слова.

ΙV. Обобщение знаний о приставочном и суффиксальном способах образования слов.

-Назовите слова, которые вы образовали с помощью приставки. – Загород, пригород.


-Как называется такой способ словообразования? – Приставочный.

Работа со слайдом: образование и запись слов, образованных приставочным способом (заход, поход, приход, уход, отход, переход, вход, сход, подход, выход).

-Что вы знаете о значении приставок? – Есть приставки с разными значениями: например, начало или завершение действия, отсутствие чего-либо.

-Что вы знаете о правописании приставок: по- , о- , об- , про- , до- , от- , под- ? – В данных приставках пишется букв –о-, кроме слов: прабабушка, прадедушка, правнук, правнучка и паводок.

-Что вы знаете о правописании приставок за- , на- и над-? – Приставки за-, на- и над- пишутся только с буквой а.

- Как найти приставку в слове? – Надо подобрать однокоренные слова, выделить корень, часть слова перед корнем будет приставкой.

- Если ли слова без приставки? – Есть.

- Приведите примеры. – Берёза, город, стол…


-Назовите слова, которые вы образовали с помощью суффикса. – Берёзка, берёзонька, праздничный, праздновать, городок, городишко, городской, дорожка, дороженька, автобусная.

-Как называется такой способ словообразования? – Суффиксальный.

-Что вы знаете о значении суффиксов? – Суффиксы имеют разные значения, например, уменьшитель-ласкательное, название профессии или рода занятий человека.

- Что вы знаете о правописании суффиксов –ек-/-ик-? –онок-/-ёнок-? –ость?- Учащиеся формулируют правила правописания и приводят примеры.


- Как найти суффикс в слове? – Надо найти и выделить в слове окончание и корень, часть слова между корнем и окончанием будет суффиксом.

- Если ли слова без суффикса? – Есть.

- Приведите примеры. –Город, стол, дорога, автобус…

- Скажите, пожалуйста, какова же роль приставки и суффикса? – Они служат для образования новых слов.

V. Физминутка (двигательная)

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

VΙ. Открытие нового знания.


- Какие образованные вами слова в начале урока вызвали у вас затруднения с определением способа образования? – Подберёзовик, пригородный, придорожная.

- Давайте понаблюдаем, как образуются подобные слова:

Работа с презентацией.

- Как называется игра, с которой играют на столе? – Настольная.

- Запишите это слова и выделите все части слова.

- Что будем выделять дальше? – Корень. Чтобы его найти, надо подобрать родственные слова и определить у них общую часть: столик, стол, настольная. Общая часть –стол-, значит эта часть и будет корнем.

- Какие части слова остались? – Приставка на- и суффикс –н-.


- Как вы думаете, как может называться такой способ словообразования? – Приставочно-суффиксальный.

Образование и запись слов, образованных приставочно-суффиксальным способом, выделение всех частей слова:

-Оцените себя и свою работу на уроке:

Мне всё понятно

Я испытываю трудности

Проблемный вопрос.

-Продолжите стихотворение одним словом:

Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад).

- Это слово нельзя отнести ни к приставочному, ни к суффиксальному, ни к приставочно-суффиксальному способам. Как вы думаете, что мы сможем сделать, чтобы узнать, как оно образовалось? – Надо разобрать его по составу.

- Находим окончание. - Снегопад-а, снегопад-ом, снегопад-у. Окончание нулевое.

- Ищем корень. - Снег, снежок, снежинка … падать, упасть, выпасть, нападать…(. )

Работа с презентацией: образование и запись слов, образованных сложением с выделением корней и подчёркиванием соединительных гласных.




V. Первичное осмысление и закрепление.

Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой.

- Образуйте и запишите слова по их значению:




- Спишите, вставляя пропущенные буквы –о- или –е-:



Справился с заданием



Познавательная минутка.

- В русском языке есть слова, образованные сложением трёх корней, например, водогрязелечебница. Догадаетесь, от каких слов оно образовалось? – Вода, грязь, лечебница.

- А что оно обозначает? - Лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения водо- и грязелечения.

VΙ. Итог урока

–Какую цель ставили?

- Выполнили ли её?

- Какие новые способы словообразования вы узнали?

- Что было для вас самым трудным?

VΙΙ. Рефлесия.

-Оцените свою работу магнитами:



VΙΙΙ. Домашнее задание.

-В соответствие со своей самооценкой выберете своё д/з:

Выучить или повторить правила в учебнике на стр.162-163

Упр.2, стр.162-163, упр.4, стр.163-164

Задание по желанию: найти или придумать по 5 слов, образованных разными способами


-80%

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка. Преподавание в начальной школе.

Цели и задачи урока:

  • дать общее понятие об имени существительном;
  • определять одушевленные и неодушевленные имена существительные;
  • познакомить с новым словарным словом;
  • учить различать предмет и слово как часть речи;
  • формировать у учащихся понимание того, что слово способно назвать все в окружающем мире;
  • способствовать развитию любознательности, мышления, воображения,
  • развивать устную и письменную речь;
  • прививать любовь к родному краю.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент.

– Что помогает людям общаться друг с другом?

– Как вы понимаете пословицу: Доброе слово построит, а злое разрушит.

Постановка темы урока.

– Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? (о словах)

– Сегодня будем более подробно изучать только те слова, которые обозначают предметы, узнаем, как называются такие слова, на какие вопросы они отвечают.

II. Чистописание:

прописывание строчной буквы б.

– Поэтому у нас сегодня в гостях слово. Оно начинается на букву б, чтобы оно пришло к нам в гости, надо прописать эту букву.

III. Введение нового словарного слова БЕРЕЗА. Работа по теме урока.

1. Этап первичного восприятия словарного слова. (рисунок)

У нас в гостях слово, обозначающее дерево – символ России. Догадались, что это? (БЕРЕЗА)

2. Работа над звуковым образом слова.

– Давайте произнесем это слово. Сначала послушайте, как я произнесу, а потом вы.

– Береза! (повторение за учителем детьми)

– Давайте запишем это слово в тетради без ошибок, для этого найдите в учебнике это слово. Чтобы вам было всем хорошо видно, как правильно оно пишется, давайте я увеличу его с помощью нашей волшебной палочки и вывешу его на доску.

3. Работа над зрительным образом слова.

– Я прошу каждого друг за другом проговорить это слово вслух медленно, не спеша, заучивая его. Теперь закройте глаза и проговорите его еще раз, но уже про себя. Теперь поиграем в прятки. Я спрячу это слово, а найду его в ваших тетрадях. Главное условие : при письме вы должны его проговаривать орфографически). (Дети пишут в тетрадях по памяти).

4. Фонетическая работа.

Послушаем еще раз, как звучит это слово. (Долго, протяжно, так как в слове 3 слога, слоги одинаковы по структуре сг, поэтому произносим протяжно, нежно. В слове 3 согласных звука и все они звонкие, значит это еще звучное слово, звонкое. В слове 2 мягких звука, значит, оно и звучать должно мягко, нежно.)

5. Работа над составом слова.

– Как называется место, где много березок? (березовая роща)

Как нам назвать березу, ласково? (березка, березонька)

– А какой гриб гордится тем, что является близким соседом березки и может каждый день любоваться ее красотой (подберезовики).

– Давайте запишем эти однокоренные слова и выделим корень.

6. Морфологическая работа.

Какие предметы еще изображены на картинке? (Береза, трава, солнце, ворона).

– Поставьте вопросы к этим предметам, не называя их. Почему слово ворона отвечает на вопрос кто?

Вывод:

– О каких словах идет речь сейчас?

– О словах, отвечающих на вопросы кто? или что? и обозначающих предмет.

– Кто-нибудь знает, как называются такие слова?

Физкульт. минутка.

7. Синтаксическая работа.

– Запишем предложения со словом береза,

Береза мила русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках.

Любит наш народ. Береза является символом земли русской.

Почему слова: человек и народ отвечают на вопрос кто? Это не животные.

– На вопрос кто? отвечают не только животные, но и люди.

– Дайте более точное понятие имени существительном. (ответы 5-6 учеников)

IV. Работа с учебником.

– Найдите в упражнении слова, обозначающие предметы и поставьте к ним вопросы. (Береза, тарелка, чайник, платье.)

– Запишем эти слова в тетрадь с комментированием, выделяя орфограммы.

V. Домашнее задание.

С. 7 Упр. 7. Спишите стихотворение и поставьте вопросы к именам существительным.


Урок познакомит учащихся с понятием неологизм, научит понимать целесообразность применения неологизмов в речи.

Описание разработки

Цели урока:

- познакомить учащихся с понятием неологизм;

- научить понимать целесообразность применения неологизмов в речи;

- научить находить неологизмы в многообразии лексики.

- повысить интерес учеников к урокам русского языка.

- развить творческие способности и личностные качества;

- способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности и взаимовыру

- сформировать практические знания о неологизмах и их значении.

Этапы урока.

1. Инициация (1 минута)

2. Вхождение в тему (4 минуты + 5 минут)

3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)

4. Интерактивная лекция (10 минут)

5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)

6. Проработка содержания темы (10 минут +5 минут)

7. Подведение итогов (1 минута)

8. Домашнее задание (1 минута)

Ход урока.

1. Инициация (1 минута)

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

2. Вхождение или погружение в тему (4 минуты + 5 минут)

Слайд-шоу (4 минуты).

Конспект урока по русскому языку Неологизмы

Цель: раскрытие темы урока.

Ученик у доски раскрывает тему урока классу

Неологизмы — это новые слова общенародного языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться. Имиджмейкер, саммит, Интернет

Создатель новых слов — народ.

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

Цель: заинтересовать класс, дать почувствовать каждому учащемуся нужность изучения темы.

Проведение: Дети становятся в круг. Учащимся предлагается одна фраза, которую нужно продолжить. Один из учеников должен дать утверждение, а другой отрицание. На уроке будем использовать только утверждение.

«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Продолжите фразу: неологизмы…

- это очень хорошо

- потому что мы должны знать русский язык

- она нам пригодится при сдаче экзамена

- она нам нужна для подготовки к контрольной работе и т.д.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Конспект урока

по русскому языку с применением активных методов обучения в 6 классе

Орлова Клавдия Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ №3 г. Нефтегорска

-познакомить учащихся с понятием неологизм;

-научить понимать целесообразность применения неологизмов в речи;

- научить находить неологизмы в многообразии лексики.

- повысить интерес учеников к урокам русского языка.

развить творческие способности и личностные качества;

- способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности и взаимовыру

- сформировать практические знания о неологизмах и их значении.

Тип: урок ознакомления с новым учебным материалом;

Способ восприятия: зрительно-слуховой

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Вхождение в тему: проектор, экран

Формирование ожидании: стикеры, цветные фломастеры или карандаши, магниты.

Интерактивная лекция: ватман, цветные карандаши, Толковый словарь.

Проработка содержания темы: карточки с иллюстрациями, карандаши.

Этапы урока:

1. Инициация (1 минута)

2. Вхождение в тему (4 минуты + 5 минут)

3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)

4. Интерактивная лекция (10 минут)

5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)

6. Проработка содержания темы (10 минут +5 минут)

7. Подведение итогов (1 минута)

8. Домашнее задание (1 минута)

1. Инициация (1 минута)

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

2. Вхождение или погружение в тему (4 минуты + 5 минут)

Слайд-шоу (4 минуты)

Цель: раскрытие темы урока.

Ученик у доски раскрывает тему урока классу

Неологизмы — это новые слова общенародного языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться. Имиджмейкер, саммит, Интернет

Создатель новых слов — народ.

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

Цель: заинтересовать класс, дать почувствовать каждому учащемуся нужность изучения темы.

Проведение: Дети становятся в круг. Учащимся предлагается одна фраза, которую нужно продолжить. Один из учеников должен дать утверждение, а другой отрицание. На уроке будем использовать только утверждение.

«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Продолжите фразу: неологизмы…

-это очень хорошо

-потому что мы должны знать русский язык

-она нам пригодится при сдаче экзамена

-она нам нужна для подготовки к контрольной работе

Если ученик затрудняется дать утверждение, он может пропустить свой ход!

3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)

Цель: выяснить, чего ожидают учащиеся от этого урока. Разбить класс на группы.

Проведение: учащимся предлагается выбрать на доске понравившийся стикер (цвет, форма). С помощью стикеров учащиеся образуют группу в соответствии с формой и цветом. Группа с красными стикерами, группа с зелеными стикерами и т.д. На стикере с одной стороны учащиеся пишут свои ожидания от урока. Стикеры сохраняются до конца урока на парте у каждого учащегося.

4. Интерактивная лекция (10 минут)

Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.

Проведение: каждой группе дается ватман, на котором написаны разные по своему происхождению слова (архаизмы, историзмы, неологизмы, общеупотребительные, профессиональные, диалектизмы).

Например: рейтинг, сайт, бытовые понятия (корчма, лабаз, алтын, целковый)агнец (ягненок), скейтборд, ведать (знать), пирсинг, внимать (слушать), спонсор, врата (ворота), плейер, дизайн, глас (голос), секьюрити, грясти (идти), длань (ладонь), ворота, днесь (сегодня), старинная одежда и обувь (армяк, кафтан, камзол), дщерь (дочь), названия лиц по профессии, занятию (стрелец, стражник, ратник, приказчик), программист, зело (очень), снег, учреждения и должностные лица (вече, управа, воевода, исправник), заря, зреть (смотреть), кормчий (рулевой), названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень), сериал, кварки (элементарные частицы).

Из многообразия слов достаточно отобрать 10 и предложить учащимся для рассмотрения.

Ставим перед учениками задачу: отберите слова, которые возникли недавно. Учащиеся для отбора могут использовать фломастеры, зачеркивать или ставить крестики на словах, которые не нужны.

После выполнения задания перед группами ставим вопросы:

1. Почему вы отобрали именно эти слова?

(Учащиеся могут отобрать слова не новые, а уже устаревшие. Нужно каждое слово рассмотреть и объяснить его значение. Учащиеся могут объяснить значение слова сначала сами при помощи Толкового словаря).

2. Зачем в речи нужны неологизмы?

3. Могут ли неологизмы устаревать?

4. Почему появляются новые слова?

5. Являются ли слова трактор, снег, субботник новыми? Почему?

5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)

Цель: разминка класса

Проведение: все стоят в кругу. Ведущий рассказывает правила игры: Кони бегут – топаем ногами, плюс: Бегут кони по ипподрому – хлопаем ладошами по коленям. По камням – бьем кулаками по груди. По болоту – чвакаем ладошками. Через барьер скачут – хлопаем. Два барьера – два хлопка. Трибуна джентльменов – половина круга кричит. Трибуна леди – половина круга визжит. После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.

Можно действия немного изменить.

6. Проработка содержания темы (10 минут + 5 минут)

Цель: доказать учащимся, что новые слова появляются беспрерывно, каждая новая вещь требует нового названия.

Работа в группе

Проведение: учащимся раздаются карточки, на которых интересные, но непонятные иллюстрации.

Каждая группа должна придумать неологизм на каждую из иллюстрации.

Цель: презентовать свои получившиеся иллюстрации с неологизмами.

Проведение: каждая группа представляет свои иллюстрации и объясняет, почему дали такое название изображаемому.

После презентации обсуждаем вместе вопросы по теме:

1. Можно ли утверждать, что неологизмы – это иностранные слова?

2. Трудно ли было придумать названия для иллюстрации? Почему?

3. Смогли ли мы с вами придумать неологизмы?

7. Подведение итогов (1 минута)

Цель: узнать насколько познавательным и интересным был урок. Оправданы ли ожидания учащихся (предлагается еще раз сверить свои ожидания с теми, которые были в течение урока)?

Проведение: на стикерах, с другой чистой стороны, нарисовать смайлик  либо  и прикрепить на доску. Напомнить каждой группе, чтобы они выставили себе на стикерах рядом со смайликом оценку за урок.

8. Домашнее задание

Найти в газетах и журналах пять неологизмов, записать на отдельных листочках для дальнейшего рассмотрения на следующем уроке.

Цель: рассмотреть слова, которые нашли учащиеся в классе и определить, относятся ли они к неологизмам или нет. Придумать в классе предложения и словосочетания с данными словами.

Список использованной литературы:

1. Русский язык: 125 основных правил русской грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы/ П.А.Лекант, К.А.Войлова, Е.В.Клобуков и др.; Под ред. П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 1999. – 448с.

Интернет – источники:


-75%

Читайте также: