План урока население северной америки

Обновлено: 08.07.2024


Продолжить формирование представлений о народах мира, о коренном и пришлом населении материка, расселении по материку;
 Познакомиться с особенностями политической карты Северной Америки.

Задачи:
- знать основные народы и страны материка,

- уметь показывать на карте расположение Северной Америки, государств, расположенных на ее территории; определять и описывать особенности ГП страны, размещения населения

- коммуникативные: формировать умение участвовать в коллективном обсуждении, вступать в диалог, уважать чужое мнение;
- регулятивные: развивать умение саморегуляции: постановка частных задач на понимание и усвоение знаний; контроль действий и эмоций;
- развивать навыки логического мышления, творческое воображение;
- развивать качества личности: внутреннюю мотивацию к деятельности, критическое мышление, умение самостоятельно добывать знания;

- совершенствовать навыки грамотной речи.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Политическая и физическая карты Северной Америки, карта плотности населения мира, источники дополнительной информации: книги, хрестоматии, газеты, журналы, компьютер, мультимедиапроектор, презентация, бортовой журнал (раздаточный материал).

МЕТОДЫ:
Объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, групповой, индивидуальный. диалоговый, ненасильственного обучения.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к работе, мобилизовать внимание.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить готовность учащихся к уроку.

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные, наглядные

На экране слайд № 1

-Добрый день!Я рада видеть вас и надеюсь на успешное взаимодействие. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Постановка темы урока через создание проблемной ситуации.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- сформулировать тему урока.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- подвести обучающихся к самостоятельной постановки темы урока.

- создать положительную мотивацию обучающихся для изучения новой темы.

Методы организации работы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

-Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, и поприветствую мы друг друга тоже не совсем обычно.

-Внимание на экран (слайд № 2) звучит приветствие на 3-х языках англ.,фр.,исп.

-Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? Слайд № 3

-Попробуйте ее сформулировать.(Население и страны Северной Америки. США, Канада.)

-Итак, мы отправляемся в дальний путь к берегам Северной Америки!

Целеполагание.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- сформулировать цели урока.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- формировать у обучающих логическое мышление, умение на основе анализа темы урока формулировать цели урока.

Методы организации работы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

- А с какой целью мы будем путешествовать?

Правильно, нам предстоит рассмотреть особенности населения Северной Америки и его размещения на материке.

Активизация полученных ранее знаний.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- закрепить знания по ранее изученным темам.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- повторить материал о Северной Америке, изученный ранее.

Методы организации работы: словесные, наглядные, практический-

-У каждого из вас на столе лежат бортовые журналы, без которого не обходится ни один путешественник. Подпишите их пожалуйста.

Запишите сегодняшнее число.

Собираясь в дорогу мы берем только самое необходимое. Ведь лишнее затрудняет путь. Вот и я вам предлагаю убрать лишнее и объяснить, почему оно лишнее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- дать представление об особенностях населения Северной Америки и его размещения на материке, странах Северной Америки.

Задачи:
- знать основные народы и страны материка,

- уметь показывать на карте расположение Северной Америки, государств, расположенных на ее территории; определять и описывать особенности ГП страны, размещения населения

- коммуникативные: формировать умение участвовать в коллективном обсуждении, вступать в диалог, уважать чужое мнение;
- регулятивные: развивать умение саморегуляции: постановка частных задач на понимание и усвоение знаний; контроль действий и эмоций;
- развивать навыки логического мышления, творческое воображение;
- развивать качества личности: внутреннюю мотивацию к деятельности, критическое мышление, умение самостоятельно добывать знания;

- совершенствовать навыки грамотной речи.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к работе, мобилизовать внимание.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить готовность учащихся к уроку,

показать межпредметную связь с уроками математики.

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные, наглядные

1 слайд Заставка

Добрый день ребята! Меня зовут Ольга Ивановна, я приехала к вам из села с красивым названием Обильное Георгиевского района.

2 слайд Карта

Я рада видеть вас и надеюсь на успешное взаимодействие на уроке. А какое настроение у Вас?

- Проверьте, все ли у вас готово к работе: учебник, атлас вы приготовили сами, а я для вас приготовила конверты с заданиями. Они лежат у каждого на столе

Ребята я ехала в Ставрополь на маршрутном такси 3 часа, со скоростью 80 км/ч. Какое я преодолела расстояние?

Правильно –расстояние от с.Обильного до г.Ставрополя равно 240 км. Молодцы!

Активизация полученных ранее знаний.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- закрепить знания по темам:

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- проверить имеющиеся знания обучающихся по темам: географическое положение, история открытия материка, рельеф, климат и внутренние воды ,природные зоны

- повторить материал о Северной Америке, изученный ранее.

Методы организации работы: словесные, наглядные, практический.

Постановка темы урока через создание проблемной ситуации.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- сформулировать тему урока.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- подвести обучающихся к самостоятельной постановки темы урока путем анализа недостающих знаний для решения определенных задач.

- создать положительную мотивацию обучающихся для изучения новой темы.

Методы организации работы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Целеполагание.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- сформулировать цели урока.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- формировать у обучающих логическое мышление, умение на основе анализа темы урока формулировать цели урока.

Методы организации работы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Чтобы провести сегодня наше занятие Я пригласила необычный персонаж.

3 слайд Мери Поппинс

Она умеет создавать приключения из ничего: из самых обычных предметов и при самых обычных условиях. Своих воспитанников , она учит двум самым главным в жизни вещам: умению видеть сказочное в обычных вещах и не бояться трудностей при любых переменах.

( отворачиваюсь и надеваю воротничок, беру в руки зонтик и шляпу)

Правильно - в Северную Америку?

Путешествовать мы будем на зонтиках , но чтобы не ошибиться с местом приземления , напомните и покажите мне крайние точки материка Северная Америка и назовите их координаты .

Если кто-то забыл название или координаты точек ,ничего страшного в этом нет.У нас есть замечательный источник географической информации – Атлас, воспользуемся им!

( работа с картами на местах и у доски – индивидуальный опрос)

Ребята Северная Америка пятый из материков, которые мы изучаем в курсе 7 класса, а это значит, что у вас уже есть накопленный опыт и знания по их изучению, мы всегда пользуемся определенным планом, поэтому мы вместе определим тему и цель нашего урока!

Скажите каких знаний о материке Вам не хватает?

Ответы - тема найдена Слайд 4 ТЕМА

Мери очень скромная женщина, всё её имущество состоит из зонтика и большой ковровой (гобеленовой) сумки . Сегодня она немного волшебная…( достаю вещи и показываю ребятам – выкладываю на стол)

О чем нам эти вещи говорят ? Правильно! Они принадлежат разным людям и наша цель об этом узнать.

Слайд 5 Цель

Возьмите конверт и достаньте из него Маршрутные листы, они позволят нам проследить все ли выполнено на уроке. Маршрутные листы подпишите.

1 задание Марш.лист

Отметьте на контуре материка , Мыс Мерчисон именно отсюда мы и начнем наше путешествие.

Мы на месте, нас никто не встречает, но для на послание, письмо без обратного адреса, но я точно знаю ,что оно для вас!

Ребята нужно прочесть, что там написано: Английский язык

Слайд 6 Добро Пожаловать

Изучение нового материала.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- показать межпредметную связь с уроками английского языка.

- применить на практике умение читать английский текст

Методы организации работы:

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- познакомить обучающихся с историей заселения материка и коренным населением.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- расширить кругозор обучающихся по данной теме.

- проверить опережающее задание,

- довести до сведения учащихся нужность и важность изучения темы

Методы организации работы: словесные, наглядные.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- знать о причинах сокращения численности индейского населения, о появлении в Северной Америке негроидной расы.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- сформировать представление причинах сокращения численности индейского населения, о появлении в Северной Америке негроидной расы.

- уметь анализировать полученную информацию,

Методы организации работы: словесные, наглядные, анализ.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- знать о причинах неравномерного заселения Северной Америки.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- сформировать представление причинах неравномерного заселения Северной Америки.

- уметь анализировать полученную информацию,

Методы организации работы: словесные, наглядные, анализ.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

- знать названия стран, расположенных в Северной Америке.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- сформировать представление географическом положении стран Северной Америки.

- уметь анализировать полученную информацию,

Методы организации работы: словесные, наглядные, практический, анализ.

Слайд 7 Паровоз поехал

2 задание Марш.лист

Во время нашего путешествия вам нужно подписать на карте, где проживают коренные народы.

2.Какие коренные народы живут на данном материке?

3.Рассказ учителя о влиянии колонизации материка на формирование современного населения

Откуда появились люди в Северной Америке? По мнению учёных, в прошлом между Евразией и Северной Америкой лежала суша, которая называлась Берингией. Вот по этому перешейку древние племена перешли с материка на материк.

Индейцы появились на материке раньше других народов. Они широко расселились по просторам огромного материка, освоили самые разные природные зоны. Индейцы жили и в лесах, где промышляли лесную дичь, и в прериях, где основой их жизни стала охота на бизонов. Даже жилища охотников на бизонов – вигвамы – делались именно из бизоньих шкур.

До прихода европейцев коренные народы были на разных уровнях развития. Индейцы, которые обосновались на юге Северной Америки: ацтеки и майя, - сумели создать могучие государства, не уступавшие индейской империи инков в Южной Америке.

Вторжение европейцев в Северную Америку сопровождалось войнами и уничтожением целых племён. Особенно сильному уничтожению подверглись индейцы в США и Канаде. Почти полностью истреблено коренное индейское население на островах между Северной и Южной Америкой

Формирование современного населения Америки является результатом сложного процесса, в котором особенно большое значение имело вторжение европейцев, истребление большей части коренного населения, а также насильственный привоз негров из Африки и последующая иммиграция из различных стран Европы и Азии

В настоящее время основную часть населения Америки составляют представители европейской расы, пришедшие на материк в конце XV века. На территорию Канады и США проникли преимущественно выходцы из Англии (в меньшей степени из Франции). Поэтому в этих странах господствует английский язык.

В Северной Америке проживает более 450 млн. человек. Самым большим населением обладают Соединённые Штаты Америки. В этой стране живёт более 320 млн. человек.

Плотность населения на материке около 15 человек на 1 км 2 . Размещение населения зависит от истории заселения материка и природных условий. Наиболее густо населены юго-восток материка, район Великих Североамериканских озёр и острова Карибского моря, где начиналось и происходило самое активное заселение материка. Редко заселены северные территории материка, горные области с засушливым климатом. Сравнительно плотно заселена степная зона, где плодородные почвы и тёплый климат.

В Северной Америке много больших городов. Некоторые из них входят в число крупнейших на планете. В пятёрку самых больших городов мира входят Нью-Йорк в США и столица Мексики – город Мехико

Ребята ,скажите а вы уже задумывались о будущей профессии .Кто из вас хотел бы стать журналистом? Для журналистов очень важно сотрудничество, поэтому работают два человека, возьмите конверт задание внутри подумайте как вы будете его выполнять?

Нужно тихонько выйти из класса, пройти по школьным коридорам и задать вопросы всем, кого встретите за 5 мин.

1.Назовите города расположенные в Северной Америке?

2.Какую страну называют страной кленового листа?

3.Главная достопримечательность США?

Тихонечко зайти в класс. продолжать работать вместе с классом. Когда будет нужно – ответить на вопросы учителя

Работа с учебником и картой.

- На следующем этапе нашего путешествия вам предстоит самостоятельная работа с учебником и атласом. Откройте учебник с. 221 последний абзац.Прочтите материал о размещении и плотности населения Северной Америки.

- Определите причины неравномерного заселения Северной Америки.

Знакомство с политической картой.

На материке находится самая развитая в мире страна – США. Ее территория состоит из трех частей: основная территория, Аляска и Гавайские острова.

К северу от основной территории США расположена страна кленового листа – Канада.

К югу от США находится Мексика.

На острове Куба и прилегающих к нему островах расположено государство Куба.

(Учитель показывает все государства материка на политической карте Северной Америке.)

- Какие же самые большие по площади страны Северной Америки?

- На какие группы можно подразделить государства Северной Америки по их географическому положению? (Приморские и островные).

- Итак, что нового вы узнали о Северной Америке?

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

- формировать навыки самостоятельного осмысления и оценки обучающимися своих знаний.

- показать сформированность навыка самостоятельной работы с картой и учебником

Методы организации работы:

практический, самостоятельная работа.

Работа в группах:

2 группа – Канада;

3 группа – Мексика;

От каждой группы выходит ученик и берет одну вещь, затем следующий.Группа делает вывод.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

осмыслить и провести оценку своих знаний и возможностей для дальнейшего изучения темы.

Цель, которую учитель хочет достичь: формировать способность учащихся вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу.

Методы организации работы: беседа, практический.

_ Давайте подведем итог урока

- Чем вы занимались сегодня на уроке?

- Расскажите, что нового для себя вы узнали?

-Выполнили ли мы задачи поставленные в начале урока? Давайте посмотрим, (СЛАЙД) а если мы выполнили все задачи, значит мы достигли цели.

Возьмите в руки зонтики обернитесь вокруг себя - мы дома.

Домашнее задание.

Цель: закрепить полученные на уроке знания, умения;

Цель учителя: развивать внутреннюю мотивацию к деятельности, умение самостоятельно добывать знания.

Методы организации работы

Практический, самостоятельная работа.

Любое событие в жизни человека оставляет след, я сложу листок бумаги, а затем разверну и на нем останется след. Я надеюсь, что наше занятие оставило след в вашей душе, а какой я увижу по смайликам оставленным вами . Спасибо за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии в 7 классе на тему: "Население и страны Северной Америки". К уроку прилагается презентация и проверочный тест по проверке домашнего задания. Учащиеся на уроке знакомятся с коренным населением и переселенцами, которые приехали из других стран. На уроке будет рассмотрена политическая карта Северной Америки.

Оборудование

Тему урока записываем в тетрадь.

Работа с атласом 7 класса

Формирование у учащихся представления о населении и странах Северной

1. Образовательные: ознакомить учащихся с особенностями размещения населения и крупных стран на материке Северная Америка.

2. Развивающие: развивать монологическую речь и умения работать с географической картой "Плотность населения мира".

3. Воспитательные: воспитывать у учащихся познавательный интерес к изучению народов Земли, личностных качеств, культуры речи, положительных мотивов учения, чувство взаимосотрудничества.

Карты: "Плотность населения мира","Народы Северной Америки". "Политическая карта Северной Америки", презентация.

1. Организационный момент -5

2. Проверка домашнего задания - 10

3. Изучение нового материала - 25

4. Выдача домашнего задания, итог урока, оценивание знаний

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к

2. Проверка домашнего задания: На прошлом уроке мы познакомились с природными зонами материка Северная Америка. Сейчас напишем тест по этой теме.

Тест по теме " Природные зоны Северной Америки".

1. Узнай по описанию природную зону:

Занимает обширную территорию от восточных склонов Кордильер до Атлантического океана. Почва подзолистая. Встречаются хвойные леса. ______________

2. Природная зона, которая отсутствует на материке:

а) арктические пустыни б) степи в) экваториальные леса г) пустыни и полупустыни

3. Степи Северной Америки носят название: а) пампа б) прерии в) саванна г) тайга

4. Самое высокое дерево Северной Америки: а) дугласия б) пихта в) секвойя г) эвкалипт

5. Выберите, какие из перечисленных животных обитают в Северной Америке: а) бизон б) кенгуру в) койот г) динго д)слон е) медведь гризли ж) коала

6. Черноземные и каштановые почвы формируются в природной зоне:

а) широколиственных лесов б) тайги в) смешанных лесов г) степей

7. Буки, дубы, липы, клены, листопадные магнолии, каштаны и орех, дикие яблони, вишни и груши — растительное сообщество природной зоны:

а) тайги б) субтропических горных лесов в) широколиственных лесов г) жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников

1. Узнай по описанию природную зону:

Безлесные пространства умеренного и субтропического поясов, покрытые травянистой растительностью на черноземных и каштановых почвах. Эта зона почти польностью распахана и превращена в главный зерновой район._________________

2. Выберите животных, обитающих в тайге:

а) олень вапити, канадская рысь, скунс б) овцебык, ягуары, бизон
в) пума, гремучая змея, пекари г) скунс, летучие мыши, американская куница

3. Под смешанными и широколиственными лесами распространены почвы:

а) коричневые б) подзолистые в) серые и бурые лесные

4. Дубы, орешник, буки, осины, ясени, ели, березы, пих­ты, липы, сосны образуют сообщество природной зоны:

а) смешанных лесов б) жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников

в) субтропических горных лесов г) широколиственных лесов

5. Самое высокое дерево Северной Америки: а) дугласия б) пихта в) секвойя г) эвкалипт

6. Природная зона, которая отсутствует на материке:

а) арктические пустыни б) степи в) экваториальные леса г) пустыни и полупустыни

7. Прериями в Северной Америке называют: а) пустыни б) саванны в) степи

Вариант 1: тайга, в, б, в, (а,в,е), г, в.

Вариант 2: степи, а, в, в, а, в, в, в.

3. Изучение нового материала

Итак, ребята, мы сегодня изучаем новую тему.

Цель: Формирование у учащихся представления о населении и странах

Население Северной Америки составляет более 450 млн. человек и поэтому показателю она уступает Евразии и Африки. Заселение Северной Америки началось примерно 2,5–3 тыс. лет назад. (слайд 1-2).

Коренное население материка составляют индейцы и эскимосы. Эти народы пришли в Северную Америку из Азии через сушу Берингия.

Название "американские индейцы" возникло из-за исторической ошибки Х.Колумба. Какой ошибки? (Ответы детей: Колумб был убежден, что открыл путь в Индию).

Численность современных индейцев составляет около 15 млн. человек.

Индейские племена (алгонкины, ирокезы, атабаски, делавары), населявшие северную часть материка до прихода европейцев, занимались охотой, рыболовством и земледелием. А племена индейцев ацтеки, майя, которые населяли юг материка, выращивали кукурузу, томаты и другие культурные растения. (слайд 5).

Живут индейцы в жилищах, которые называются вигвам. (слайд 7).

С приходом европейцев судьба индейцев сложилась трагически: их истребляли, сгоняли с плодородных земель. Многие индейские племена исчезли. В настоящее время индейские племена в США и Канаде живут в резервациях. Некоторые индейские народы на территории Мексики сохранили свои языки. (слайд 6).

Предки современных эскимосов появились позднее. Так как южные районы уже были заняты, они начали осваивать арктические и субарктические территории. (слайд 8).

Эскимосы живут на Аляске, на севере Канады и в Гренландии. Всего их насчитывается около 60 тыс. человек. Они живут в особых домах – иглу, которые делают из больших и плотных снежных кирпичей, соединяющихся вверху в виде купола. Внутри зажигают лампу-плошку с тюленьим жиром, снег подтаивает и впитывается в стены. Затем в иглу впускают холодный воздух и дают ей промерзнуть.(слайд 9).

Современное население. Основную часть населения составляют выходцы из разных стран Европы, в основном Великобритании. В последние десятилетия особенно возросло число переселенцев из Южной Америки и Азии. (слайд 10).

Ребята посмотрите на карту “Народы Северной Америки”. (слайд 11)

(Работа с картой, заполнение схемы в тетради).

- На какие две группы можно разделить эти народы? (Ответы: коренное и пришлое)

- Какие народы можно отнести к пришлому населению?

- Какие народы относятся к коренным жителям?


- Используя карту атласа “Плотность населения” (слайд №12-13), назовите районы с высокой и низкой плотностью населения.

Высокая плотность населения

Восточная часть материка. Почему?( Зависит прежде всего от истории заселения материка)

Южная половина материка Почему? (и его природных условий)

Низкая плотность населения

Северные территории. Почему? (территории материка, занятые тундрой и таежными лесами)

Горные области. Почему? (засушливый климат и пересеченный рельф)

В восточной и южной части материка расположены наиболее крупные городские агломерации – Чикаго, Нью-Йорк, Монреаль, Мехико,Бостон.

- Какие государства расположены на материке? Назвать их столицы.

- Какая самая экономически развитая страна на материке? (США)

В Северной Америке расположена одна из самых высокоразвитых стран в мире - Соединенные Штаты Америки. На материке между двумя США находится Канада, а на юге - Мексика. Центральную Америку и острова Карибского моря занимают небольшие по площади государства.

Соединённые Штаты Америки граничат на севере с Канадой , на юге — с Мексикой , также имеют морскую границу с Россией . Территория США — 9 363 тысячи кв. км. Омываются Тихим океаном с запада и Атлантическим океаном — с востока. Столица - Вашингтон. Административно страна делится на 50 штатов и федеральный округ Колумбия , в подчинении США также находится ряд островных территорий. Жителей США называют американцами, а к самим США применяется общее название Америка. На территории США размещены почти все климатические зоны. Характерные типы климата: тропический (Гавайи), умеренный и субтропический (побережье Тихого океана), континентально морской (побережье Атлантического океана), континентальный (внутренние плато и плоскогорье Кордильер), арктический (центральная и южная части Аляски). Недра богаты запасами различных природных ископаемых, в том числе каменный и бурый уголь , железная и марганцевая руда . Кордильеры , плато Колорадо , Великие равнины и

Примексиканская низменность обладают месторождениями медных , цинковых , свинцовых , серебряных , хромитовых , ванадиевых , вольфрамовых , молибденовых , титановых ,

полиметаллических , урановых , ртутных руд, золота , серы , фосфатов и другого химического сырья. (слайд 16-20)

Канада. Столица - Оттава. Площадь-9 млн. 970 тыс.км².

Рельеф 2 части: Западная-горная. Занята Кордильерами-высота 6км. Горные ледники дают начало рекам. Склоны покрыты хвойными лесами.

Восточная-равнинная. Равнины высотой 300-1.500м. Самые большие высоты на Лабрадорском полуострове. На многих островах сохранились ледники. Месторождениями угля богаты предгорья Скалистых гор, Аппалачи, прибрежные провинции. Железную руду добывают в районе озера Верхнего, полуострова Лабрадор и Кордильерах. Канадский щит — кладовая страны с богатыми месторождениями никеля, меди, железа, кобальта, платины и урана. В Аппалачах можно найти запасы асбеста, каменного угля, золота, серебра и цветных металлов. Кордильеры располагают месторождениями цветных и благородных металлов. (слайд 21-28)

4. Закрепление изученного материала

Работа у доски (ученики выходят к доске и показывают объекты изученные на уроке: размещение коренного и пришлого населения, страны)

5. Подведение итога урока. Оценивание знаний учащихся.

Домашнее задание: Прочитать параграфы № 29-35. На контурной карте обозначьте границы и столицы стран Северной Америки.


Материал урока знакомит с населением Северной Америки. Формируется представление о современном национальном составе Северной Америки и особенностях расселения народов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Население Северной Америки"

Мы продолжаем с вами исследовать Северную Америку – материк Великих озёр, величественных гор, грандиозных каньонов и загадочных пещер!

Сегодня на уроке мы:

· поговорим об особенностях народов Северной Америки и их размещения на материке,

· познакомимся с крупными странами Северной Америки.

История заселения материка

Первыми жителями Северной Америки были индейцы и эскимосы, прибывшие сюда около 15000 лет тому назад.


Стоит отметить, что процесс заселения Северной Америки – это предмет споров множество учёных. Существует немало версий, как и когда это происходило. Согласно одной из них, первые люди прибыли на материк через Берингов пролив, который, как вы уже знаете, соединяет между собой Евразию и Северную Америку. Таким образом, получается, что эскимосы и индейцы – это выходцы из Евразии.


Эти люди, попавшие на материк, заселяли его обширные территории с севера до самого юга. Так, на севере Северной Америки, от полуострова Лабрадор до устья реки Маккензи сформировалась этническая группа инуитов. Это и есть эскимосы.


Инуиты – это удивительный народ! Их образ жизни полностью приспособлен к условиям сурового климата на севере материка. Всю свою жизнь они ведут беспрерывную борьбу с суровой стихией.


Вот так выглядит зимнее жилища инуитов, имеющее название – иглу. Это куполообразная постройка диаметром 3-4 метра и высотой около 2 метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков. Что касается добычи пищи, то инуиты – отменные охотники. В их рационе – мясо моржей, тюленей, разных птиц и рыб, иногда даже белых медведей. Замороженное мясо для этих людей – настоящее лакомство.



Кроме севера Северной Америки выходцы из Евразии заселяли ещё и южные её части. Здесь возникли такие народы, как ацтеки и майя. Это и есть индейцы.

Цивилизация Майя (VII–X век) известна всему миру благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, созданию математической и астрономической систем.


Никто не знает, что вызвало падение майянской цивилизации. Существует множество версий – истощение ресурсов, природные катастрофы, эпидемии. Все они имеют место быть. Одно известно точно, исчезновение народа майя – это одна из самых больших загадок в истории.


Самыми главными достопримечательностями города являются пирамиды Солнца и Луны. Считается, что, если посмотреть на город и пирамиды сверху, можно увидеть модель Солнечной системы.

Точно никому неизвестно кто именно построил эти пирамиды. Из истории известно только то, что, когда ацтеки, прибывшие сюда позже, нашли город, он уже был 700 лет как заброшен. Именно они и дали названия пирамидам и городу.

Что касается цивилизации ацтеков – (XIV–XVI века) – то она обладала богатой мифологией и культурой.


Ацтеки известны всему миру именно под этим названием. Но на самом деле они себя так не называли. Так их в своё время называли европейцы. А сами ацтеки называли себя Мешика, откуда затем и произошло название страны Мексика.

Основой хозяйства их было земледелие. В основном ацтеки выращивали кукурузу, томаты, какао-бобы и другие культурные растения, позднее завезённые в Европу. Цивилизация ацтеков достигла достаточно высокого уровня развития в XVI веке. Однако, вскоре на материк пришли европейские завоеватели, они и положили конец этой цивилизации. Углубимся в историю.

В эпоху великих географический открытий европейцы узнали об Америке и начались колониальные вторжения, как в северной её части, так и в южной.

Колонизация материка сильно изменила состав его населения. История древних цивилизаций Северной Америки закончились жестоким кровопролитием, беспощадными убийствами и насилием. Так, коренное население Америки – индейцы было практически полностью уничтожено.


В настоящее время в Соединённых Штатах Америки и в Канаде их количество не превышает 1% от общего числа жителей. Живут индейцы в основном в горной местности в хижинах, которые называются вигвамы. Что касается эскимосов, то они по-прежнему населяют побережье Северного Ледовитого океана и юг острова Гренландии.

В формировании населения Северной Америки огромную роль сыграли африканские рабы. Они были завезены на материк в XVI–XIX веках для работы на хлопковых плантациях. Сегодня в Северной Америке проживают потомки разных народов Африканского континента.

Основную же часть населения Северной Америки составляют выходцы из Европы. Так в Соединённых Штатах Америки и Канаде проживают потомки французов и англичан. На юге материка, в Мексике, проживают потомки испанцев, которые переселились сюда во времена колонизации.


Расовый состав населения Северной Америки весьма разнообразен. В нём представлены все расы мира. Так, к монголоидной расе принадлежит коренное населения материка (индейцы и эскимосы). К европеоидной расе – выходцы из Европы. А вот потомки рабов из Африки относятся к негроидной расе. Стоит отметить, что постоянная иммиграция людей из разных стран и межрасовые браки ещё больше увеличили расовое разнообразие.


Численность населения материка в 2008 году составляла 528 млн 700 тыс человек. Что составляет где-то около 7% населения мира.

Большинство жителей Северной Америки говорит на английском языке. В Канаде кроме английского говорят ещё и на французском. В Мексике и в странах Центральной Америки – основной язык – испанский. Некоторые индейские народы, особенно те, которые живут в Мексике, сохранили свои национальные языки.

Размещение населения Северной Америки

От чего зависит размещение населения? Итак, размещение населения Северной Америки, прежде всего, зависит от истории заселения материка и его природных условий.


Наиболее плотно заселена южная часть материка. Высокая плотность населения наблюдается в восточной части Северной Америки. Где европейцы основали свои поселения во время колонизации. Обратите внимание. Именно в этой части Северной Америки находятся крупные города материка. Давайте их назовём. Это Оттава, Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Вашингтон и другие. Северная часть и горные области Северной Америки, которые являются малопригодными для жизни населения, заселены крайне редко.

Какие страны входят в состав Северной Америки?

Обратимся за помощью к политической карте мира. Почти весь материк занимают три крупные страны: Канада, Соединённые Штаты Америки и Мексика. Самая большая по площади страна Северной Америки – Канада. Самая маленькая – Гренада.


По уровню экономического развития страны Северной Америки неодинаковы.

Самые высокоразвитые страны материка – это США и Канада. Они обладают самой передовой экономикой не только на материке, но и в мире. Остальные страны Северной Америки (их больше 20) относятся к числу развивающихся.

Территория Соединённых Штатов Америки состоит из трёх далеко удалённых друг от друга частей. Две из них расположены на материке. Это основная территория и Аляска на северо-западе. А вот в центральной части Тихого океана лежат Гавайские острова. Кроме этого, США принадлежит ряд островных владений в Тихом океане.


Подведём итоги урока.

Численность населения Северной Америки в 2008 году составляла 528 млн 700 тыс человек.

Коренное население Северной Америки – эскимосы и индейцы.

Самой большой по площади страной Северной Америки является Канада. Самой маленькой – Гренада.

Читайте также: