План урока информатики создание базы данных

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование:

Компьютеры с операционной системой Windows 9.x и установленным пакетом Microsoft Office, объединенные в локальную сеть.

Мультимедийный проектор, экран.

Конверты с подбором вырезок из газет по соответствующим темам.

Учебник: Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7 – 9 классы – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под. Ред. И. Г.Семакина, Е. К Хеннера: Том 2 – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Карточки с номерами 1 –12

Оформление доски:

Тема урока, план работы в группах, план защиты проекта.

Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.

Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.

Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.

Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;

Учебная – закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных;

Развивающая – развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.

Организационный момент. (8 мин).

Работа по группам. (36 мин)

Отчет групп. (30 мин)

Подведение итогов урока. (4 мин)

Домашнее задание. (2 мин)

I. Организационный момент.

Цель: Создать базы данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных.

Учиться создавать базы данных мы будем, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной ситуации. Представим, что здесь находится три группы единомышленников, которые решили заняться тремя разными видами деятельности, в данном случае тремя разными видами бизнеса:

Проанализировав материалы местных газет, было выявлено достаточно большое количество предложений, и для оптимизации работы предприятий решили создать соответствующие базы данных.

Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся ей отрасли, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов. Цель слушателей сформулировать такие задачи, которые не сможет решить представленная БД, и убедиться в компетентности группы в теме базы данных.

Для формирования групп используем элемент случайности. Воспользуемся карточками с номерами. Каждый из вас вытягивает номер из колоды карточек.

Те, кому достались бочонки с цифрами 1–4 образуют первую группу, кому достались бочонки 5–8 – вторую, 9–12 – третью.

Представитель каждой группы, получите конверт с заданием. Конверт тоже выбирается случайным образом.

Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже квартир;

Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже машин;

Вырезки из местных газет с рекламами кинофильмов.

На работу в группах вам отводится 36 минут. Обратите внимание на доску, на ней написано примерное время работы на каждом этапе.

Анализ представленной информации (5 мин).

Продумывание и создание структуры БД (10 мин).

Заполнение базы данных (10 мин).

Подготовка доклада для выступления (10 мин).

Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1 мин).

II. Работа в группах

Ребята разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из вырезок. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства.

Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, учебниками, дополнительной литературой, имеющейся в кабинете, справкой MS Access. Учитель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Как правило, в первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных. (Например: клиент желает приобрести двухкомнатную квартиру по ул. Зверева не выше четвертого этажа.)

III. Выступление каждой группы.

Учитель . Итак, начинаем отчет групп. Прошу сдать листы с оцениванием. Установим регламент для доклада каждой группы – 5 мин, и 5 минут для обсуждения представленной работы. Слово предоставляется первой группе.

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор. Проецирует созданную группой базу данных на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану:

Название базы данных.

Количество полей в базе данных.

Типы полей, их свойства.

Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.

После этого остальные учащиеся задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. В результате дискуссии возникают предложения по улучшению базы данных. Учитель также принимает участие в дискуссии на равных с учащимися, кроме того, задает вопросы, проверяющие знание основных понятий по теме, полученных умений по практической работе по созданию и заполнению БД средствами MS Access.

IV. Подведение итогов урока

Учитель проводит оценивание участников каждой группы, основываясь на проценте участия каждого человека в практической части и активности на этапе отчета собственной группы и групп оппонентов.

Учитель : Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?

– Слово предоставляется ребятам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование:

Компьютеры с операционной системой Windows 9.x и установленным пакетом Microsoft Office, объединенные в локальную сеть.

Мультимедийный проектор, экран.

Конверты с подбором вырезок из газет по соответствующим темам.

Учебник: Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7 – 9 классы – М.: БИНОМ. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под. Ред. И. Г.Семакина, Е. К Хеннера: Том 2 – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Карточки с номерами 1 –12

Оформление доски:

Тема урока, план работы в группах, план защиты проекта.

Цели урока:

Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.

Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.

Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.

Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;

Учебная – закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных;

Развивающая – развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.

План урока:

Организационный момент. (3 мин).

Работа по группам. (20 мин)

Отчет групп. (15 мин)

Подведение итогов урока. (5 мин)

Домашнее задание. (2 мин)

Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель: Создать базы данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных.

Учиться создавать базы данных мы будем, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной ситуации. Представим, что здесь находится три группы единомышленников, которые решили заняться тремя разными видами деятельности, в данном случае тремя разными видами бизнеса:

Проанализировав материалы местных газет, было выявлено достаточно большое количество предложений, и для оптимизации работы предприятий решили создать соответствующие базы данных.

Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся ей отрасли, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов. Цель слушателей сформулировать такие задачи, которые не сможет решить представленная БД, и убедиться в компетентности группы в теме базы данных.

Для формирования групп используем элемент случайности. Воспользуемся карточками с номерами. Каждый из вас вытягивает номер из колоды карточек.

Те, кому достались бочонки с цифрами 1–4 образуют первую группу, кому достались бочонки 5–8 – вторую, 9–12 – третью.

Представитель каждой группы, получите конверт с заданием. Конверт тоже выбирается случайным образом.

Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже квартир;

Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже машин;

Вырезки из местных газет с рекламами кинофильмов.

На работу в группах вам отводится 20 минут. Обратите внимание на доску, на ней написано примерное время работы на каждом этапе.

Анализ представленной информации (2 мин).

Продумывание и создание структуры БД (5 мин).

Заполнение базы данных (10 мин).

Подготовка доклада для выступления (2 мин).

Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1мин)

II. Работа в группах

Ребята разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из вырезок. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства.

Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, учебниками, дополнительной литературой, имеющейся в кабинете, справкой MS Access. Учитель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Как правило, в первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных. (Например: клиент желает приобрести двухкомнатную квартиру по ул. Зверева не выше четвертого этажа.)

III. Выступление каждой группы.

Учитель. Итак, начинаем отчет групп. Прошу сдать листы с оцениванием. Установим регламент для доклада каждой группы – 5 мин, Слово предоставляется первой группе.

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор. Проецирует созданную группой базу данных на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану:

Название базы данных.

Количество полей в базе данных.

Типы полей, их свойства.

Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.

После этого остальные учащиеся задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. В результате дискуссии возникают предложения по улучшению базы данных. Учитель также принимает участие в дискуссии на равных с учащимися, кроме того, задает вопросы, проверяющие знание основных понятий по теме, полученных умений по практической работе по созданию и заполнению БД средствами MS Access.

IV. Подведение итогов урока

Учитель проводит оценивание участников каждой группы, основываясь на проценте участия каждого человека в практической части и активности на этапе отчета собственной группы и групп оппонентов.

Учитель: Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?

– Слово предоставляется ребятам.

Представитель каждой группы, получите конверт с заданием. Конверт тоже выбирается случайным образом.

Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже квартир;

Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже машин;

Вырезки из местных газет с рекламами кинофильмов.

На работу в группах вам отводится 20 минут. Обратите внимание на доску, на ней написано примерное время работы на каждом этапе.

Анализ представленной информации (2 мин).

Продумывание и создание структуры БД (5 мин).

Заполнение базы данных (10 мин).

Подготовка доклада для выступления (2 мин).

Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1мин)

II. Работа в группах

Ребята разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из вырезок. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства.

Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, учебниками, дополнительной литературой, имеющейся в кабинете, справкой MS Access. Учитель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Как правило, в первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных. (Например: клиент желает приобрести двухкомнатную квартиру по ул. Зверева не выше четвертого этажа.)

III. Выступление каждой группы.

Учитель. Итак, начинаем отчет групп. Прошу сдать листы с оцениванием. Установим регламент для доклада каждой группы – 5 мин, Слово предоставляется первой группе.

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор. Проецирует созданную группой базу данных на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану:

Название базы данных.

Количество полей в базе данных.

Типы полей, их свойства.

Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.

После этого остальные учащиеся задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. В результате дискуссии возникают предложения по улучшению базы данных. Учитель также принимает участие в дискуссии на равных с учащимися, кроме того, задает вопросы, проверяющие знание основных понятий по теме, полученных умений по практической работе по созданию и заполнению БД средствами MS Access.

IV. Подведение итогов урока

Учитель проводит оценивание участников каждой группы, основываясь на проценте участия каждого человека в практической части и активности на этапе отчета собственной группы и групп оппонентов.

Учитель: Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?

– Слово предоставляется ребятам.

Приемы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый.

  • рабочие места учеников (персональный компьютер),
  • рабочее место учителя,
  • демонстрационный телевизор-монитор,
  • мультимедийная презентация,
  • задания учащимся.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Проверка состава группы, напоминание о соблюдении правил охраны труда в компьютерном классе.

На прошлом занятии

- объяснение целей и задач урока

Сегодня мы познакомимся с.

- вопросы для беседы

(объяснение нового материала сопровождается показом мультимедийной презентации).

Объяснение нового материала проходит в форме эвристической беседы с одновременным показом мультимедийной презентации на экране.

: Перейдём к изучению нового материала. Запишите тему урока “ Создание баз данных с использованием СУБД MS Access ” ( слайд 1).

Рассматриваемые вопросы ( слайд 2):

: Какие примеры использования баз данных можно привести еще?

Студенты приводят примеры.

Практическое занятие № 23. Создание баз данных с использованием СУБД MS Access (см. приложение)

  1. Подведение итогов занятия, оценивание учебных достижений обучающихся (3 мин.)

Вопросы преподавателя ( слайд 13):

Преподаватель подводит итог урока.

6. Домашнее задание (2 мин.).

Список используемой литературы:

  1. Информатика и ИКТ. Учебник 10 класса/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Тексты демонстрационных тестов по информатике в форме и по материалам ЕГЭ 2004-2013 г.г.

Тип урока : урок - практикум .

Вид урока : сдвоенный урок , продолжительность 1 час 20 минут .

Технология : проблемное обучение , групповая работа .

Место урока в теме – урок проводится в ходе изучения темы “ Информационные системы ”, после изучения понятий базы данных , видов баз данных , структуры табличных баз данных , знакомства с СУБД Access.

  1. Закрепление , обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных , этапах их создания на компьютере , применение знаний на практике .
  2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “ Информатика ” в целом .
  3. Активизация взаимодействия между учащимися , развитие навыков групповой работы .
  4. Воспитание информационной культуры , самостоятельности , коллективизма , ответственности .
  5. Развитие умственной деятельности , умения логически мыслить .

воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся , основ коммуникационного общения , уверенности в собственных силах ;
учебная – закрепление теоретических знаний , формирование практических умений по созданию баз данных ;
развивающая – развитие приемов умственной деятельности ( анализ , синтез , сравнение , обобщение ), памяти , логического мышления .

На экране план урока : ( Слайд 2)

  1. Организационный момент . (8 мин ).
  2. Работа по группам . (36 мин )
  3. Отчет групп . (30 мин )
  4. Подведение итогов урока . (4 мин )
  5. Домашнее задание . (2 мин )

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель : Не секрет , что рынок труда сейчас переполнен кадрами , и очень сложно найти в нем свое достойное место . Поэтому необходимо предъявлять повышенные требования к себе в освоении своей профессии и в умении формировать у себя механизмы оперативной адаптации на рабочем месте в современных условиях с вводом новых технологий . Итак ,

Тема сегодняшнего урока : “ Создание баз данных ”.

Цель : Создать базы данных . Убедится в том , что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике . Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных .

Учиться создавать базы данных мы будем , решая задачи , которые могут возникнуть в реальной ситуации . Представим , что здесь находится три группы единомышленников , которые решили заняться тремя разными видами деятельности , в данном случае тремя разными видами бизнеса :

  • Продажа квартир ;
  • Продажа автомобилей ;
  • Поиск четвероногого друга

Проанализировав материалы местных газет , было выявлено достаточно большое количество предложений , и для оптимизации работы предприятий решили создать соответствующие базы данных .

Сейчас вы разделитесь на 3 группы . Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся ей отрасли , представить полученный программный продукт классу , защитить его , т . е . привести примеры задач , которые позволит решить созданная база данных , доказать , что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов . Цель слушателей сформулировать такие задачи , которые не сможет решить представленная БД , и убедиться в компетентности группы в теме базы данных .

Для формирования групп используем элемент случайности . Воспользуемся карточками от 1 до 12. Каждый из вас вытащит карточку с номером .

Те , кому достались карточки с цифрами 1 – 4 образуют первую группу , кому достались карточки 5 – 8 – вторую , 9 – 12 – третью .

Займите , пожалуйста , свои места . Учащиеся занимают места за столами , на которых стоят таблички “ Группа 1”, “ Группа 2”, “ Группа 3”.

Представитель каждой группы , получите конверт с заданием . Конверт тоже выбирается случайным образом .

  1. вырезки из местных газет с объявлениями по продаже квартир ;
  2. вырезки из местных газет с объявлениями по продаже машин ;
  3. вырезки из местных газет по продаже или отдаче в хорошие руки четвероногого друга

На работу в группах вам отводится 36 минут . Обратите внимание на экран , где написано примерное время работы на каждом этапе ( Слайд 3)

  1. Анализ представленной информации (5 мин ).
  2. Продумывание и создание структуры БД (10 мин ).
  3. Заполнение базы данных (10 мин ).
  4. Подготовка доклада для выступления (10 мин ).
  5. Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1 мин ).

II. Работа в группах

Ребята разбирают предложенный им материал , анализируют , какую информацию они могут почерпнуть из вырезок . Определяют , какие поля должна содержать их база данных , их свойства .

В это время учитель расставляет на их столы таблички с надписями : “ Агентство недвижимости ”, “ Автосалон ”, Агентство « Четвероногий друг ”. На столах листочки с рекомендациями при работе в группах ( Приложение 1)

Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных , при этом они могут пользоваться тетрадями , учебниками , дополнительной литературой , имеющейся в кабинете , справкой MS Access. Учитель выполняет роль консультанта , подходя к группам по мере необходимости , оказывая помощь и корректируя направления работы .

Как правило , в первом этапе создания базы данных ( создание структуры базы данных ) принимают участие все члены группы . Определяются заголовки для полей , их типы , свойства . На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными . Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов , задач , которые позволит решить создаваемая база данных . ( Например : клиент желает приобрести двухкомнатную квартиру по ул . Зверева не выше четвертого этажа )

Из оставшихся учащихся выбирается 3 человека для работы в рекламном агентстве . Задачей которого является создание визитной карточки и рекламы для каждой из компаний . На столе задание и рекомендации для работы рекламного агентства ( Приложение 2).

При работе члены рекламного агентства могут взаимодействовать с группами . Результаты работы рекламного агентства демонстрируются перед выступлением каждой из групп .

III. Выступление каждой группы.

Преподаватель: : Итак , начинаем отчет групп . Прошу сдать листы с оцениванием . Установим регламент для доклада каждой группы – 5 мин , и 5 минут для обсуждения представленной работы . Слово предоставляется первой группе .

Один представитель группы занимает место за компьютером , к которому присоединен телевизор-монитор , копирует созданную группой базу данных . Проецирует ее на экран . Авторы сообщают постановку задач

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ : закрепить знания , умения и навыки по созданию , заполнению баз данных и работе с ними ;

РАЗВИВАЮЩАЯ : научиться самостоятельно создавать структуру базы данных и работать в ней , формирование умений анализировать , устанавливать причинно - следственные связи , сравнивать ;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ : воспитывать целеустремленность , настойчивость , наблюдательность и самостоятельности при разработке базы данных

ТИП УРОКА : урок формирования новых знаний , умений и навыков .

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ : проверочная работа

ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ :

1) программы NetMetting ( или мультимедиапроектор и ноутбук ), Microsoft Office Access

2) Приложение 1.doc – карточки - задания для проверочной работы “ Базы данных . СУБД ”

3) Приложение 2.doc – карточки - задания к практической работе “ Базы данных “ Планеты ””

Нажмите, чтобы узнать подробности

научить создавать запросы и отчеты к имеющейся базе данных.

Развивающие:

развитие логического мышления, познавательных интересов, умения излагать мысли, а также творческую активность учащихся;

развитие операционных навыков учащихся по управлению персональным компьютером;

знаний в области информационных технологий, компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся;

развитие практических навыков работы с основными элементами СУБД.

формирование творческих способностей учащихся;

развивать алгоритмическое мышление.

Воспитательные:

воспитание организованности, аккуратности;

воспитывать познавательный интерес к предмету информатика с помощью практических заданий;

воспитывать у учащихся умение самостоятельно решать вопросы, а также работать в группе;

воспитание четкости выполнения упражнений.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представление о функциях СУБД, простейшие умения создания однотабличной базы данных;

метапредметные – представление о сферах применения информационных систем и баз данных;

личностные – понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.

Тип занятия: Лабораторная работа.

Методы обучения: Решение конкретных ситуаци,работа в группах,составление таблиц, ответ с использованием ПК.

Материальное оснащение:

классная доска, ПК в количестве 7 устройств; ПО Microsoft Windows 7 и СУБД Microsoft Access 2010, презентация, раздаточный материал – задания для самостоятельной работы на закрепление, инструкционные карты к лабораторной работе работе, листы оценивания, карточка для составления синквейна.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Эпиграф к уроку:

Организационный момент:

Проверка готовности аудитории и учащихся к занятию.

Отметка отсутствующих на занятии по списку в журнале.

Ознакомление с темой и целями урока

Итак, девочки и мальчики, давайте начнем наш урок. Но прежде всего проверим домашнее задание. Что вам нужно было сделать дома?

Актуализация знаний учащихся:

БД – это…(СЛАЙД 1)

– это совокупность взаимосвязанных данных, которые обладают свойствами структурированности, хранятся во внешней памяти компьютера, и организованы по правилам, предполагающим общие принципы описания, хранения и обработки данных.

Приведите примеры баз данных …(СЛАЙД 1)

фонда учебной литературы школьной библиотеки,

кадрового состава предприятия,

единого реестра препаратов аптеки,

нормативных актов гражданского права,

каталога фильмов кинотеатра…

Типы БД - …(СЛАЙД 2)

фактографические и документальные.

Фактографические БД содержат краткие сведения об объектах, представленные в определенном формате, например, Марка машины, завод-изготовитель, год выпуска …

В документальных БД содержится информация разного типа: текстовая, звуковая, графическая, мультимедийная

Какие существуют модели БД? (СЛАЙД 3)

Иерархические (СЛАЙД 4)

Сетевые (СЛАЙД 5)

Распределенные (СЛАЙД 6)

Реляционные(СЛАЙД 7)

СУБД – это … (СЛАЙД 8)

программное обеспечение, которое позволяет создавать БД, обновлять и дополнять информацию, обеспечивать гибкий доступ к информации.

Назовите простые СУБД, предназначенные для работы в небольших организациях (Access, FoxPro и Paradox) (СЛАЙД 9)

Назовите СУБД мощного типа (Oracle, Sybase, Informix) (СЛАЙД 10)

Объяснение нового материала:

Ответ прост. Объем информации нарастает с каждым годом все больше и больше. Перед обществом стоит задача организовать хранение этой информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любую выборку, осуществлять сортировку в любом порядке. Чаще всего этим занимаются люди, исписывая, перекладывая, исправляя горы бумаги. Например, архивы с различными документами подчас занимают целые здания.

В наше время решению таких задач помогает компьютер. Для этого используют компьютерные информационные системы, которые позволяют хранить большие объемы информации, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными (группировать, сортировать и пр.). Основой всякой информационной системы является база данных

Поэтому современный пользователь должен разбираться в основных понятиям базы данных и уметь конструировать базы данных и заполнять ее информацией.

Именно этим сегодня мы и будем заниматься. Каждая группа попробует себя в качестве проектировщика и создателя БД.

(Объяснение нового материала сопровождается показом панелей, окон, настроек программного продукта и возможностей создания базы данных средствами системы управления баз данных с компьютера преподавателя. Выбранный способ изложения материала позволяет наглядно и поэтапно проводить опрос. По ходу демонстрации студентами на рабочих местах ведется наблюдение, а для активизации проводится беседа.)

Одной из современных прикладных программ создания баз данных и работы с ними является приложение Microsoft Access

Это гибкая программа, позволяющая работать как с простыми, так и со сложными базами данными

Все версии Access имеют в своем арсенале средства, значительно упрощающие ввод и обработку данных, поиск данных и представление информации в виде таблиц, графиков и отчетов. (СЛАЙД 11, 12)

(СЛАЙД 13) Приложение MS Access представлено значком Буква А с ключом.

(СЛАЙД 14) Приложение MS Access представляет собой прикладную СУБД (пользовательскую оболочку), предназначенную для управления реляционными базами данных, и функционирующую на автономной ПЭВМ или в локальной сети.

(СЛАЙД 15) При помощи приложения MS Access можно выполнять следующие операции:

Проектирование структуры (макета) БД и ее базовых составляющих (двумерных таблиц) с использованием полей для различных видов данных

Установление связей между таблицами

Ввод, хранение, просмотр, сортировку, модификацию и выборку данных из таблиц

Создание и использование формуляров, запросов, отчетов

(СЛАЙД 16) Типы объектов, поддерживаемых в MS Access:

Таблицы – таблицы данных, входящие в состав реляционной БД.

Запросы – формулировки условий (критериев) формирования выборок из БД.

Формы – создание формуляров для работы с БД

Отчеты – сгенерированные по выборке из БД отчеты

Макросы – ярлыки запуска стандартных последовательностей действий по обработке данных в БД.

Модули – ярлыки созданных программных модулей на встроенном языке программирования Visual Basic

Группы – произвольные наборы объектов разного типа, объединенные пользователем в группы.

(СЛАЙД 17) Основным объектом базы данных является таблица. Столбцы таблицы называются полями, строки таблицы – записями, ячейки таблицы – реквизитами.

(СЛАЙД 18) Типы ключей

(СЛАЙД 19) Типы данных, используемые в MS Access

Закрепление новой темы .КРОССВОРД(СЛАЙД 20)


Структура БД, в которой любой тип данных одновременно может быть главным и подчиненным

Средство извлечения данных из БД

Набор программ, с помощью которых производится работа с базой данных

Столбец в табличной БД

Строка в табличной БД

Структура БД, в которой данные строятся по принципу взаимосвязанных таблиц

Структура, в которой одно данное является главным, все нижележащие – подчиненными

Ответы:

Ключевое слово: таблица

Запустить приложение MS Access можно следующим образом:

Пуск - Все программы - MS Access

Файл - Создать - Новая база данных

Либо щелкнув на рабочем столе правой кнопкой мыши и выбрав команду Создать – БД MS Access

Либо выбрать пиктограмму Microsoft Access с помощью проводника Windows или выбрать ярлык, созданный для запуска MS Access.

После демонстрационного сеанса по первому вопросу студенты на своем рабочем месте запускают Access и просматривают главное окно MSAccess, меню, знакомятся с настройками и панелями инструментов

(СЛАЙД 22) После запуска приложения открывается окно MS Access со всеми атрибутами окна приложения Windows . Отличие – в рабочей области окна MS Access появляется основное окно (окно БД)

(СЛАЙД 23) Основное окно БД предназначено для создания различных информационных объектов БД и манипулирования с этими объектами. В левой части окна базы данных содержится меню названий типов таких объектов, а после выбора типа объекта справа отображается значки и имена уже существующих объектов выбранного типа, а также Мастера для создания этих объектов.

Для работы в каждом из объектов предусмотрено два режима:

Режим конструктора – предназначен для создания или изменения структуры объекта

Оперативный режим – предназначен для работы с информационным наполнением объекта.

Читайте также: