План урока гражданская оборона

Обновлено: 02.07.2024

Занятие с детьми подготовительной группы на тему:

Цель – закрепление и углубление знаний детей о гражданской обороне.

Методические приемы – беседа, рассматривание иллюстраций, зарисовки, отгадывание загадок, демонстрация видеоматериалов.

Ход беседы:

I. Организационный момент.

В Гражданскую оборону входит : противопожарная служба, МЧС, Авиация, спасатели поискового подразделения.

II. Основная часть.

Одними из задач гражданской обороны являются :

1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций.

2. Оповещение населения об опасности.

-Может кто-то из вас знает, что же такое ЧС? (это какое-то плохое событие или несчастный случай или катастрофа)

- Кто из вас знает какие бывают ЧС (пожар, наводнение, землетрясение, взрывы, аварии)

-Всё верно, ребята и знаете что самое главное в таких ситуациях?

-Главное не паниковать, не плакать, не кричать, не бегать, а действовать по определенным правилам.

День гражданской обороны— это профессиональный праздник сотрудников МЧС: все они работают круглосуточно. Их работ опасна и трудна! Нам расскажут о ней Игорь и Вероника

Чтобы вдруг не настигла стихия, Не накрыла внезапно беда,

Мы должны принять меры такие, Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите, Пред стихией нельзя отступать,

Солидарность с гражданской защитой Вам поможет с бедой совладать.

- Кто такие спасатели? (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные события).

- Если ты в квартире один и начался пожар, что следует делать? (Ответы детей)

Пожар, как правило, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности человека. Но чтобы его не бояться, нужно обязательно дружить с ним и использовать для своего блага, тогда дружба с огнем будет приносить только радость. А знакомы ли вы с огнем, мы сейчас узнаем!

Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если узнаете слова, обозначающие пожароопасные предметы.

Утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска

- А какие средства защиты органов дыхания и кожи вы знаете? (знакомство с противогазом)

- Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей)

Практическое занятие по одеванию противогаза.

Где с огнем беспечны люди, Там взовьется в небе шар, Там всегда грозить нам будет

Злой и огненный… (пожар).

Красный отблеск побежал. Кто со спичками … (играл).

Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над … (газом).

Дым столбом поднялся вдруг, Кто не выключил … (утюг).

Дым увидел – не зевай, И пожарных … (вызывай).

Помни каждый гражданин : Это номер … (01)

И мала, и зла, чуть свечу. Но уж если прилечу - много горя принесу. (Искра)

В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки – Раздают всем огоньки. (Спички)

Могу я кротким быть порой, Ваш дом согрею я зимой.

Но коль со мной играть возьмутся - Могу пожаром обернуться! (Огонь)

Я мчусь с сиреной на пожар, Везу я воду с пеной. Потушим вмиг огонь и жар

Мы быстро, словно стрелы. (Пожар)

С огнем бороться мы должны, С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы? (Пожарные)

- Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям).

Ожидая приезда пожарных – не открывай окна, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут).

- Как уберечь себя от поражения электрическим током? (Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу, не пользоваться неисправными электроприборами, не прикасаться к электроприборам мокрыми руками, не играть вблизи электроподстанций, на чердаках или подвалах около электрощитов, не прикасаться (а в сырую погоду не подходить ближе чем на 5 метров) к упавшим на землю проводам под напряжением).

В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в учреждениях и общественных местах. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять?

Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания.

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.

Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение полиции.

Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.

Во всех перечисленных случаях:

- не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;

- зафиксируйте время обнаружения предмета;

- постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;

- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем).

Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т. п.

III. Заключительная часть.

Каждый из вас должен помнить о своей безопасности, и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной ситуации. Будьте внимательны и осторожны

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект открытого урока ОБЖ по теме

"Гражданская оборона

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с историей создания гражданской обороны и ее предназначением, рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Развивающие: развитие познавательного интереса школьников, включая элементы разнообразной формы работы на уроке;

Воспитывающие: воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.

Оборудование урока: доска, подготовлена презентация материала урока, компьютер, экран, мультимедийный проектор, противогаз ГП – 7, учебная граната Ф-1, макет автомата АК-47, учебная

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Здравствуйте, я очень рада вас видеть, мне хочется, чтобы сегодняшний урок прошел для всех вас с наибольшей пользой.

Можно много писать, издавая законы,

И красиво с трибуны потом выступать.

Но для тех, кто умеет держать оборону,

Первым делом, работа - людей защищать:

От пожаров и ливней, и землетрясений,

От нашествий, терактов, от бедствий любых,

Когда в полном отчаянии и потрясении,

Мы надеемся только на помощь от них.

Тех ребят, что помогут и делом и словом,

Хоть порою им это самим не хватает.

В этой службе на многое люди готовы

Своей жизнью рискуя, мирных граждан спасая…

И 4 октября, мы их всех вспоминаем

И желаем, чтоб все ж издавались законы,

Что помогут во всем, что сейчас не хватает.

Для поддержки гражданской у нас обороны!
Мы живем с Вами в неспокойное сложное время:

- наращивание военных сил и средств у границ РФ блоком НАТО;

- военные действия на востоке Украины;

- военные действия в Сирии против ИГИЛ;

- введение санкций против России;

- появление более мощного оружия массового поражения;

- угроза международного терроризма…

За последние 5,5 тысяч лет произошло 15.500 войн. Потери в воинах 3млрд.540 миллионов человек.

За последние 35 веков только 300 лет без воин. На войны ХХ века затрачено более 4 трлн.долларов США (на эти деньги можно кормить население Земли в течение 50 лет).

Каждый гражданин РФ обязан иметь представление о системе гражданской обороны, знать и уберечь собственную жизнь в случае войны.

Защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника является главной задачей гражданской обороны.

Учитель: перед вами Эмблема МЧС. С какой функцией государства связана эта эмблема?

Учитель: Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.

Учитель: Что мы узнаем на уроке? Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Гражданской обороне , выясним ее предназначение, познакомимся с историей создания ГО, рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе.

Итак, тема урока: “ Гражданская оборона как составная часть национальной

безопасности и обороноспособности страны ”.

3. Усвоение новых знаний и первичная проверка.

Учитель: В начале нашего урока разберем понятие ГО.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание “ГО”? ( по одному слову-ассоциации записываем на доску ).

Прочитаем их и выберем те, которые касаются курса ОБЖ (противогаз, эвакуация, убежище, война, защита и др.).

Нам необходимо дать определение гражданской обороны. Что же это такое?

Чтобы ответить на центральный вопрос этой схемы, вернемся к нашим словам- ассоциациям.

Эти понятия существуют независимо друг от друга по отношению к ГО?

( учащиеся: нет, вместе, все эти слова входят в представление о ГО ).

Каким одним словом можно заменить все это: вместе, сумма, совокупность, т.е. система. Это ответ на первый вопрос нашей схемы ( записываю его на доске ).

Итак, ГО- это система мероприятий.

Найдите главное слово в словах-ассоциациях ( Учащиеся: защита ).

Защита направлена на кого? ( Учащиеся: население, граждане, материальные и

культурные ценности ).

Когда? (период времени) ( Учащиеся: война ).

Где? ( Учащиеся: на территории РФ ).

Итак, мы ответили на все вопросы схемы, пробуем устно дать определение ГО?

( пробуют два ученика ).

На доске получится следующая запись:

Учитель: Переходим к вопросу об истории создания ГО.

Как вы думаете, события какой войны представлены на этой фотографии? (видео войны)

Какое оружие массового поражения было применено в этой войне? (видео – применение химического оружия)

Учитель: В 1941 году началась Великая Отечественная война. На головы не только солдат, но и мирных жителей полетели бомбы. (Видео 1, 2) Опыт ВОВ показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства. Силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, ликвидировали 90 тыс. возгораний и пожаров. Таким образом, была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

Таким образом, гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Какие задачи ГО? обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные

• предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых

борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

• обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному и иному загрязнению;

• обеззараживание населения и техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

• восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

• срочное захоронение трупов в военное время;

• разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживание населения в военное время;

• обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны Страны Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны

Какие угрозы современного мира вам кажутся наиболее опасными?

Терроризм – главная угроза человечеству. (Терроризм – это запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников). Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства.

После спецоперации 500 заложников были освобождены. Уничтожены 50 террористов – 32 мужчин и 18 женщин. 117 заложников погибли.

В 2004 году взрыв в вагоне московского метро унес 50 человеческих жизней.

Во время проведения торжественной линейки по случаю 1 сентября 2004 года террористы ворвались на территорию школы г. Беслан. Всего на линейке присутствовали 895 учеников и 59 сотрудников школы. Открыв беспорядочную стрельбу в воздух, боевики приказали всем присутствующим зайти в здание школы.

Большинство - в основном старшеклассники и взрослые - смогли просто разбежаться. Тех, кто не смог это сделать - учеников младших классов и их родителей и часть учителей - бандиты загнали в спортзал.

В результате спецоперации боевики были уничтожены. В результате теракта 333 человека, из них 186 дети были убиты и больше 800 ранено.

Что нужно делать. Если обнаружил неизвестный предмет?

Что делать, если в помещении возможен взрыв или послышалась стрельба?

что делать, если вы попали в заложники?

4. Закрепление.

Ответить на вопросы:

Всемирный день гражданской обороны

Дата рождения ГО (МПВО – местная противовоздушная оборона) в СССР.

Преобразование МПВО в ГО

Вывод гражданской обороны из министерства обороны

Дата образования МЧС России

5. Рефлексия

Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на уроке?

Какие знания, полученные на уроке, вы могли бы передать вашим младшим братьям и сестрам?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомиться с ГО, историей ее создания. Отработка практических навыков по использованию гражданского противогаза и оказание первой помощи пострадавшим в ЧС.

Тип урока: урок-практикум

Методы обучения: словесные, наглядные

Форма обучения: работа в группах

Оборудование: мультимедиа, противогазы, шины, бинты

Задачи: образовательная, воспитательная, развивающая

Цели: познакомиться с ГО, историей ее создания. Отработка практических навыков по использованию гражданского противогаза и оказание первой помощи пострадавшим в ЧС.

Тип урока: урок-практикум

Методы обучения: словесные, наглядные

Форма обучения: работа в групппах

Оборудование: мультимедиа, противогазы, шины, бинты

Приветствие

Определение темы урока.

Посмотрите на экран. С чем ассоциируются у вас эти картинки?

Правильно, всё это относится к гражданской обороне.

А кто знает, что такое гражданская оборона и что входит в ее задачи?

У вас на столах лежат карточки с задачами, относящимися и не относящимися к гражданской обороне. Прошу вас выбрать верные ответы (карточки приложение № 1) (учащиеся выбирают карточки с правильными ответами и озвучивают их)

Проверьте верные ответы на слайде:

своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

укрытие населения в защитных сооружениях;

использование средств индивидуальной защиты;

эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы;

защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;

обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.

защита населения на всей территории страны;

дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

(ответ учеников)

Изложение нового материала

Посмотрите на слайде, что по определению является Гражданской обороной:

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Давайте заглянем в историю появления и развития гражданской обороны в СССР и России

Гражданская оборона с момента создания и до настоящего дня развивалась в несколько этапов:

Историки определили март 1918 года начальным этапом (первым) зарождения системы, отвечающей за защиту населения в нашей стране.

Появление первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой проведение комплекса мероприятий по организации за­щиты гражданского населения

Становление Гражданской обороны было долгим и содержало всего восемь этапов развития.

Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с развала СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Гражданская оборона занимается защитой населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Давайте проверим, верно ли вы ответили? Посмотрите на слайд.

Чрезвычайными ситуациями принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте, экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

ЧС подразделяются на три вида, назовите их.

Смотрим на слайд, правильно ли вы ответили.

ЧС природного характера

ЧС техногенного характера

ЧС экологического характера

Какие ЧС относятся к каждому из них?

Практическая часть

Сегодня вы поделены на пять команд. На столах у каждой группы имеются средства оказания первой помощи пострадавшему и средства индивидуальной защиты.

Сейчас я раздам вам карточки с заданиями. Вам дается 5 минут для ознакомления и тренировки. Определите того, кто будет представлять команду в каждом состязании.

На доске у нас таблица результатов команд. В нее мы будем вносить ваши результаты.

(Карточки с заданиями – приложение № 2, таблица результатов – приложение № 3)

Что вы сегодня узнали и что научились делать на уроке?

Домашнее задание.

Своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации

Укрытие населения в защитных сооружениях

Использование средств индивидуальной защиты

Эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы

Защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами

Обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях

Защита населения на всей территории страны

Дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации

Заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий

Необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств, при определении объема и содержания мероприятий по защите населения

Обеспечение безопасности личности

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности

Оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом

Сохранение и укрепление здоровья населения

Карточка с заданиями №1

Одевание противогаза. Нормативное время 6 секунд. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 (вдох, выдох, глаза, скорость, завороты противогаза)

Наложите импровизированную шину на перелом предплечья. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 3 (определение места наложения, правильность исполнения повязки, последовательность действий после наложения шины)

Наложите повязку на рваную рану в области голени, из которой пульсирующей струйкой вытекает кровь темного цвета. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 (правильность исполнения повязки, определение вида кровотечения, последовательность действий после наложения повязки)

Карточка с заданиями №2

Одевание противогаза. Нормативное время 6 секунд. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 (вдох, выдох, глаза, скорость, завороты противогаза)

Наложите импровизированную шину на перелом голени. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 3 (определение места наложения, правильность исполнения повязки, последовательность действий после наложения шины)

Наложите повязку на огнестрельную рану в области предплечья, из которой фонтанирующей струей вытекает кровь алого цвета. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 (правильность исполнения повязки, определение вида кровотечения, последовательность действий после наложения повязки)

Карточка с заданиями №3

Одевание противогаза. Нормативное время 6 секунд. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 (вдох, выдох, глаза, скорость, завороты противогаза)

Наложите импровизированную шину на перелом кисти. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 3 (определение места наложения, правильность исполнения повязки, последовательность действий после наложения шины)

Наложите повязку на ссадину в области кисти, из которой сочится кровь. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 (правильность исполнения повязки, определение вида кровотечения, последовательность действий после наложения повязки)

Карточка с заданиями №4

Одевание противогаза. Нормативное время 6 секунд. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 (вдох, выдох, глаза, скорость, завороты противогаза)

Наложите импровизированную шину на перелом голени. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 3 (определение места наложения, правильность исполнения повязки, последовательность действий после наложения шины)

Наложите повязку на колото-резаную рану в области предплечья, из которой струится кровь смешанного типа (алая+темная). Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 (правильность исполнения повязки, определение вида кровотечения, последовательность действий после наложения повязки)

Карточка с заданиями №5

Одевание противогаза. Нормативное время 6 секунд. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 (вдох, выдох, глаза, скорость, завороты противогаза)

Наложите импровизированную шину на перелом плечевой кости. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 3 (определение места наложения, правильность исполнения повязки, последовательность действий после наложения шины)

Наложите повязку на рану от укуса собаки в области голени, из которой пульсирует кровь. Учитываются ошибки, за каждую из них минус 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 (правильность исполнения повязки, определение вида кровотечения, последовательность действий после наложения повязки)

Развивающие: формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса школьников, включая элементы разнообразной формы работы на уроке;

Воспитывающие: воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.

Оборудование урока: доска, подготовлена презентация материала урока (компьютер, экран, мультимедийный проектор), раздаточный материал, учебники.

1.Организационный момент.

2. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Гражданской обороне (ГО) (Приложение 1, слайд № 1), разберем понятие ГО, выясним ее предназначение, познакомимся с историей создания ГО, рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе. Итак, тема урока: “Гражданская оборона” (записывается на доске).

3. Усвоение новых знаний и первичная проверка.

Учитель: В начале нашего урока разберем понятие ГО (для следующей работы из учеников выбирается помощник для ведения записей на доске).

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание “ГО”? (по одному слову-ассоциации записываем на доску).

Прочитаем их и выберем те, которые касаются курса ОБЖ (противогаз, эвакуация, убежище, война, защита и др.) (Помощник садится на свое место).

Нам необходимо дать определение гражданской обороны. Что же это такое? Помощником в этой работе нам будет следующая схема с вопросами (см. приложение 1, слайд № 2)

Чтобы ответить на центральный вопрос этой схемы, вернемся к нашим словам-ассоциациям.

Эти понятия существуют независимо друг от друга по отношению к ГО? (учащиеся: нет, вместе, все эти слова входят в представление о ГО).

Каким одним словом можно заменить все это: вместе, сумма, совокупность, т.е. система. Это ответ на первый вопрос нашей схемы (записываю его на доске).

Итак, ГО- это система мероприятий.

Найдите главное слово в словах-ассоциациях (Учащиеся: защита).

Защита направлена на кого? (Учащиеся: население, граждане, материальные и культурные ценности).

Когда? (период времени) (Учащиеся: война).

Где? (Учащиеся: на территории РФ).

Итак, мы ответили на все вопросы схемы, пробуем устно дать определение ГО? (пробуют два ученика).

На доске получится следующая запись:

Учитель: Это определение оставим на доске, с ним мы будем работать на уроке постоянно.

Учитель: Переходим к вопросу об истории создания ГО. Для этой работы нам понадобится раздаточный материал (Приложение 3). Это краткое изложение моего рассказа об истории создания ГО, но вы наверняка заметили, что здесь имеются пропуски. Ваша задача не только внимательно слушать мой рассказ, но и заполнить пропущенную информацию. В конце работу проверим.

(Далее идет лекция учителя с презентационным сопровождением)

(Приложение 1 , слайд № 4,5) МПВО 1932-1941 гг. Первоначально система ГО в нашей стране создавалась как система защиты населения от ударов с воздуха. (Приложение 1 , слайд № 6)

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о ПВО страны. Согласно этому документу из общей системы ПВО была выделена местная противовоздушная оборона (МПВО) как самостоятельная ее часть для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха. Для решения этих задач МПВО организовывались соответствующие силы: воинские части МПВО и добровольные формирования МПВО (группы защиты, объектовые команды из числа рабочих). Подготовка кадров МПВО осуществлялась на спецкурсах, а обучение населения в общественных оборонных организациях.

Перед Великой отечественной войной в основном было завершено создание и подготовка различных служб МПВО:

(Приложение 1 , слайд № 7) служба оповещения и связи, медико-санитарная служба.

(Приложение 1 , слайд № 8) службы убежищ, транспорта, торговли, общественного питания и др.

(Приложение 1 , слайд № 9) 1941-1945 гг. Опыт ВОВ показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров. Таким образом, была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.

(Приложение 1 , слайд № 10) 1945-1961 гг. В 50-е гг. в арсенале многих государств появилось новое оружие- ядерное, появились новые средства его доставки-ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.акеты. сь новые средства его доставки.-вилось новое оружие- ядерное,циюдамирассмотрим задачи ГО на современном этапе

(Приложение 1 , слайд № 11) В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. ГО стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий , осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения. Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. “Мирные” катастрофы случались все чаще. Они уносили тысячи жизней, причиняли огромный материальный и моральный ущерб.

(Приложение 1 , слайд № 12). 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС. Огромные территории заражены радиоактивными веществами.

(Приложение 1 , слайд № 13) 1988 г. – землетрясение в Армении. Особенно пострадали Спитак, Ленинакан, Кировокан. Погибло 25 тыс. чел., разрушено 35 тыс. жилых домов.

(Приложение 1 , слайд № 14) Ликвидацию крупных ЧС обычно поручали силам ГО: ее воинским частям и невоенизированным формированиям.

(Приложение 1 , слайд № 15) В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10 января 1994 г. был преобразован в министерство МЧС России. Дальнейшему развитию системы ГО послужило принятие закона.

(Приложение 1 , слайд №16) Кто знает как называется закон, определяющий задачи в области ГО и правовые основы их осуществления? (ФЗ РФ “О ГО”) Кто помнит год его принятия? 12 февраля 1998 г.

Учитель: Проверяем, что у вас получилось (Приложение 1 , слайд № 17) (учащиеся по цепочке зачитывают по 1 предложению). После проверки задается вопрос классу: Сколько лет со дня основания исполнилось в этом году ГО? (ответ: 76 лет, 4 октября)

  1. Каждая группа получает файл с задачами, направлениями, действиями ГО (Приложение 4).
  2. Прочитать их и подумать, все ли эти задачи, действия выполняются в системе ГО? (удалить одну лишнюю). Из задач ГО выбрать самую основную, первостепенной значимости.
  3. Один представитель каждой группы работает за компьютером. Удалить лишнее, выделить главное (любым способом)
  4. Группа аргументирует выбор (готовит защиту).
  5. Успешность выполнения работы зависит от понимания определения ГО.

(Учитель настраивает следующую презентацию (Приложение 2) по одному выходят представители групп для работы на компьютере слайды 1-6).

Учитель: (Приложение 2 слайд №7 ). Из определения мы выяснили, что меры по защите населения от опасностей применяются при ведении военных действий. В соответствии с законом ведение ГО на территории РФ начинается с момента объявления войны, военных действий. Напомните, кто вводит в стране или отдельных ее территориях военное положение? (Учащиеся: Президент РФ).

Учитель: Все ли рассмотренные задачи, направления осуществляются в военное время? (нет).

Выполнение каких задач осуществляется в мирное время? (Назовите их: обучение населения способам защиты от опасностей, разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО).

Какой вывод можно сделать? (подготовку к ведению ГО осуществляют заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий).

Учитель: Скажите, силы и средства ГО могут в мирное время привлекаться к защите населения? Когда это происходит? (при крупных, масштабных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях).

Вносим дополнения к определению на доске: В современных условиях ГО осуществляет мероприятия по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. В ФЗ “О ГО” внесена поправка в 2004 году.

Учитель: Все эти задачи важны для государства, обороны, обеспечения безопасности РФ?

Итак, мы с вами подошли к основному выводу (приложение 2 слайд №8) Организация и ведение ГО - важнейшие функции государства, составные части оборонного строительства и обеспечение безопасности страны.

Учитель: За последнее время произошли существенные изменения в организационных основах ГО, методах и способах ее деятельности: (слайд № 9) совершенствуются системы управления и (слайд № 10) оповещения ГО (в местах массового пребывания людей), (слайд № 11) организованы подготовительные мероприятия про повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного и техногенного характера, и террористических проявлений, (слайд № 12) разрабатываются и внедряются новые СИЗ И СКЗ, (слайд № 13,14), принимаются меры по развитию сил ГО в рамках реформирования военной организации государства, (слайд № 15,16,17) внедрение передовых космических, авиационных, информационных технологий при ведении АСДНР, (слайд № 18), создана система обучения всех категорий граждан в области ГО.

В целом, состояние ГО обеспечивает решение задач по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. Вместе с тем меняются характер и способы решения международных и других проблем, в т. ч. с применением военной силы. Возможные войны будут происходить в локальном масштабе и отличаться высокой интенсивностью. В вооруженных конфликтах все большая роль отводится высокоточному оружию. Ведутся разработки оружия нового поколения, основанного на новых физических принципах. Существенно возрастает роль новых форм противоборства сторон, в которых основными формами противоборства будет экономическое, политическое, информационное, и психологическое воздействие на человека.

  1. Что такое ГО?
  2. Дата основания ГО в нашей стране.
  3. Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?
  4. С какого момента начинается ведение ГО на территории РФ?

Учитель: Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники или студенты?

(на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).

Читайте также: