План урока чтение плана местности

Обновлено: 19.05.2024

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.

Цель: сформировать представление о плане местности, как форме изображения Земли.

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые понятия план местности, азимут, дать первоначальные сведения об условных знаках, ознакомить с алгоритмом определения азимута и расстояний ; показать практическую необходимость полученных знаний.

Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, топографической картой, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие внимания, памяти, логики и интеллекта. Различать изученные географические объекты.

Воспитательные: осознание практической значимости географических знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: знание географических особенностей своей местности.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: находить различия между географической картой и планом местности, решать задачи по определению абсолютной и относительной высоты точек, измерять расстояния и направления, пользуясь линейкой и транспортиром.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения способов и форм описания земной поверхности, осознание практической значимости полученных знаний и умений.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям план местности. топографические знаки, стороны горизонта, азимут; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из текста учебника и карт атлас, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли в группе, договариваться друг с другом.

Тип урока: комбинированный

Форма работы учащихся: групповая

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

I .Организационный момент. ( Готовность класса). Взаимные приветствия учителя и учащихся, проверка посещаемости. (2 мин.)

II .Разминка (проверка знаний учащихся, по предыдущему уроку). (8 мин.).

III .Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. (3 мин.)

IV .Объяснение нового материала. (25 мин.)

V .Рефлексия.

Проверка понимания учащимися нового материала. (3 мин.)

Выставление оценок. (2 мин.)

Домашнее задание. (2 мин.)

I .Организационный момент. (2 мин.)

- Здравствуйте ребята! ( класс здоровается с учителем).

- Садитесь! (дети рассаживаются по местам).

- Для начала отметим посещаемость (староста или ответственный за посещаемость говорит кого нет, учитель отмечает в журнале отсутствующих)

II .Разминка (проверка знаний учащихся, по предыдущему уроку). (8 мин.).

- Ребята на прошлом уроке, мы с вами изучали тему: «Изображение элементов земной поверхности на плане.

- Как изображается поверхность Земли на плане?

- Что такое горизонтали?

(Учащиеся показывают свои знания, участвуют в беседе).

III .Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. (3 мин.)

Учитель формулирует цель. Учащиеся воспринимают информацию, самостоятельно определяют для себя задачи на уроке.

Цели урока:

- Продолжить формировать навыки учащихся составлять план местности одним из способов (полярная или маршрутная съемка).

- Сформировать у учащихся представление об особенностях изображения земной поверхности на плане местности;

- Оформить результаты работы по составлению плана местности.

- Продолжить формировать у учащихся умение работать с планом местности и решать практические задачи.

- Научить учащихся уметь читать план местности и работать с условными знаками.

Оборудование: план местности, физическая карта, картины.

Тип урока : Изучение нового материала.

IV .Объяснение нового материала. (25 мин.)

В тетрадь число и тема урока.

- Ребята! Кто знает, что такое план местности?

- Итак, тогда приступим к изучению новой темы.

- Ребята, так что же такое план местности?

- Планом местности называют чертеж, изображающий небольшую часть поверхности Земли в уменьшенном виде (по-латыни планум – плоскость).

- По плану можно узнать общие черты местности, месторасположение предметов и точно определить расстояние между ними.

- Формы предметов на плане – это вид предметов сверху. Поэтому, одно -, двух -, и многоэтажные дома выглядят одинаково, так как на плане обозначают только занимаемую ими площадь.

- Внимательно посмотрите на рис.16, стр.24. Извилистая синяя линия обозначает реку; участок с изображением дерева – лес; мелкие коричневые точки – пески; прямоугольники – дома, селения; зеленый участок с мелкими кружочками – сад.

- Домашним заданием было, нарисовать условные знаки в тетради.

- Все ли это сделали?

- Условные знаки. Предметы на плане изображают условными знаками. На рис.18 все прекрасно видно. Во многих случаях рисунок или цвет условных знаков показывает особенности предметов, изображенных на плане. Например, обозначения отдельно стоящего дерева, ветряной мельницы, дорожного указателя и многие другие условные знаки напоминают их внешний вид. Группа однородных объектов, тесно связанных друг с другом, занимающих определенную поверхность земли, окрашена определенным цветом. Например, участки водной поверхности окрашены голубым цветом, лес – зеленым цветом, местность с обозначением кустарниковых растений – бледно-зеленым цветом и т.п.

- А сейчас давайте опишем местность, которая изображена в учебнике на стр.16.

- Вы довольно точно описали ту местность, которая изображена на плане. В этом вам помогли условные знаки. Для изображения объектов на плане местности используются особые условные знаки.

- Я вам буду показывать условные знаки. А вы попытаетесь догадаться, что они обозначают.

- План местности имеет важное значение в хозяйственной деятельности человека. Перед тем, как начать любое крупное строительство – завода, фабрики или гидроэлектростанции, - нужно начертить план той местности. Чтобы проложить дорогу, построить здание, нужен план. Специалист сельского хозяйства так же планирует посевные работы. План помогает ориентироваться на местности во время туристических походов и путешествий. Поэтому умение разбираться в плане, изображать его на бумаге очень важно.

- Ребята, а сейчас задание, которое вы будете выполнять самостоятельно.

- Используя текст и иллюстрации учебника, изобразите план местности в тетради.

- Каждый берет определенный участок, улицу, район в поселке.

- Время на выполнение самостоятельного задания 15 мин.

V .Рефлексия

- Как изображается поверхность Земли на плане?

- Что такое условные знаки?

- Для чего нужны условные знаки?

Выставление оценок. (2 мин.)

- Итак, сегодня вы все работали хорошо.

- Стоит отметить активность учащихся при работе над новой темой (учитель объявляет оценки, ставит в журнал/дневники).

Домашнее задание: (2 мин.)

- Записываем домашнее задание в дневники.

- Параграф 9, ответить на вопросы 1-6, в конце параграфа.

- Повторить пройденный материал. Приготовиться к опросу на следующий урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План местности. Ориентирование по плану: определение азимута и расстояний по плану. Чтение условных обозначений.

Урок географии по теме: "Чтение плана местности"

На современном этапе человечество накопило огромный опыт описания и анализа территорий. Создано большое количество карт (материков, частей света, стран, областей и т.д) топографических планов ( районов, городов, поселков и т.д.) Очень важно передать эти знания учащимся.

Начальный курс географии знакомит учащихся с понятиями: план и карта - формирует знания и умения. В шестом классе у школьников очень высока мотивация к учению, и именно в этот период важно сформировать умения и навыки пользоваться картой.

Поэтому при изучении темы: “План и карата” проводят большое количество практических занятий. Я представляю примерный план урока-повторения на тему: “Чтение плана местности”.

В начале урока учитель формулирует учебные задачи. Перед выполнением заданий учащиеся должны осмыслить учебные задачи урока.

Цель урока: cформировать у учащихся умения пользоваться планом местности.

систематизировать знания по работе с планом местности;

научить самостоятельно анализировать план местности;

воспитать чувство ответственности за принимаемые решения:

показать практическое значение знаний по теме.

Основные положения.

План местности. Ориентирование по плану: определение азимута и расстояний по плану. Чтение условных обозначений.

Оборудование.

План пришкольного участка, компас, планшет, линейка, карандаш.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и задачи урока. Определение видов работ.

3. Инструктаж учащихся.

определение границ участка;

ознакомление учащихся с действиями при неплановых ситуациях (потеряли ориентир, опаздывают по времени).

4. Класс можно разделить на несколько групп и выпускать с заданием через интервал 2-3 минуты.

5.Работа с планом местности:

5.1 Учащимся раздаётся план местности с маршрутным листом, на котором описан маршрут следования от точки к точке (первая и последняя точка обозначены на плане).

В каждой контрольной точке учащиеся выполняют практическое задание.

I. От первой точки группа следует к точке два по азимуту 45 0 , 30 метров.

В контрольной точке учащиеся выполняют задание.

Задание: Обозначить на плане точку два. Определить стороны горизонта на местности и обозначить на плане в точке два основные направления сторон горизонта.

II. От точки два группа направляется к точке три по азимуту 170 0 , 50 метров.

В контрольной точке учащиеся выполняют задание.

Задание: Обозначить на плане точку три и отметить условными обозначениями растительность (находящуюся вокруг точки).

III.От точки три группа идет к точке четыре. Азимут 272 0 , 60 метров.

В контрольной точке учащиеся выполняют задание.

Задание: Представьте себе, что здесь протекает несудоходная река (с севера – запада на юго-восток, пересекая участок). Вы находитесь на левом берегу. Обозначьте реку на плане, укажите направление течения и отметьте точку стояния.

IV. От точки четыре к точке пять группа следует по азимуту 5 0 , 70 метров.

В контрольной точке учащиеся выполняют задание.

Задание: Обозначить на плане точку, где находиться группа. Определить расстояние по плану местности от точки четыре до точки два.

VI. От точки четыре к точке один определить азимут (Отметить на плане местности маршрут). Группа направляется к последней точке, отмеченной учителем на плане местности.

5.2Учащиеся вычерчивают на плане местности маршрут следования от точки к точке.

6. Подведение итогов. Отмечается работа лучшей группы.

7. Домашнее задание:

- рассчитать протяженность маршрута;

Данный урок рассчитан на хорошо подготовленных детей, которые успешно освоили теоретический материал и способны анализировать. Задания можно изменять, усложняя или упрощая - главное то, что во время такого урока учащиеся работая с планами, на практике применяют свои знания.

Цель: сформировать представление уч-ся о плане местности.

  • научить составлять план местности
  • закрепить понятие стороны горизонта, масштаб
  • развивать речь, логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

1. Орг. момент и постановка цели.

2. Повторение ранее изученного материала

3.Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

6. Практическая работа.

7. Итог урока. Дом. Задание.

1. Орг. момент и постановка цели урока.

Я вчера перечитовала книгу английского писателя Стивенсона "Остров сокровищ" и вот, что там прочла:

"Многие джентельмены попросили меня написать все, что я знаю об острове сокровищ. Чем хотелось, чтобы я рассказал всю историю, с самого начала до конца, не скрывая ни каких подробностей. Кроме географического положения острова. Указывать где лежит этот остров в настоящее время еще не возможно, т.к. и теперь там хранятся сокровища, которых не вывезли оттуда."

Ребята, кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Тема нашего урока: "Чтение плана местности."

А не попытаться ли нам с вами отыскать этот остров и сокровища на нем? Предлагаю пуститься в путешествие на самом настоящем фрегате (вывешивается картинка фрегата, либо на экран через проектор, фрегат в океане) Но на каждом корабле должен быть бортовой журнал - это "Дневник наблюдений"

2. В путешествии мы должны быть внимательны, собраны, помогать друг другу.

В книге далее написано, что плыть нужно на юго-восток.

Что такое юго-восток? (промежуточная сторона горизонта, которая находиться между югом и востоком)

Какие стороны горизонта вы еще знаете?

Что такое горизонт?

А какой прибор поможет определять нам стороны горизонта?

Кто из матросов берется по компасу найти юго-восток.

На юго-восток нам нужно проплыть 500км, масштаб 1см-10км. Что такое масштаб? Линию, какой длины я должна провести на доске? (50 см)

Но как же мы будем искать сокровища на самом острове?

Да. Я забыла, что в книге есть рисунок острова. А правильно я сказала, что рисунок?

Что такое план местности?

Что обозначают эти знаки?

3. Мы около острова. Для начала нужно хорошенько выяснить, куда же нам идти, а для этого надо прочесть план острова. (на доске план острова) Рассмотрите план, прочтите масштаб, что он обозначает? Если мы пойдем по этой тропе, то что будет слева? (вызывается к доске ученик)

На каком расстоянии от тропинки расположен родник?

А это, что? (избушка)

В каком направлении течет река? (юго-западном)

На каком расстояние от дома находится просека?

4. Давайте теперь опишем нашу дорогу от берега моря к сокровищам (место обозначенное звездочкой) Таким образом, вы не только прочли план местности, но и представили всю дорогу к сокровищам. Но найдем ли мы их? Пусть это останется пока тайной. Пока, потому что окончание этой истории, каждый из вас должен придумать дома.

5. Ребята, а это что? (записка) Текст записки: От места нахождения записки пройдите на юг 3 шага, поверните на восток и сделайте 5 шагов, поверните на северо-запад, откройте дверцу. (стоит бутылка) В ней Записка! Как вы думаете от кого эта бутылка? Эта бутылка от Робинзона, который оказался на необитаемом острове и просит помочь составить план своего острова.

6. Ребята возьмите карандаши и листочки, но чтобы правильно составить план острова Робинзона нужно потренироваться. Для этого мы составим план одной местности.

Сообщаю масштаб, читаю описание, дети за мной чертят план местности. Масштаб в 1 см-100м. Школа стоит на окраине поселка. Дорога - шоссе идет от школы на восток - 10 км, затем поворачивает на северо-восток, слева от дороги протянулись фруктовые сады, пашни, а потом луг. Справа - хвойный лес и болото. Справа на расстоянии 1км(1000м) от поворота дороги стоит домик лесника, к которому ведет тропинка.

А теперь прочтите описание по вашему получившемуся плану. Молодцы! Давайте соберем все ваши записки, а Робинзон выберет самые достойные. Я думаю, что Робинзон будет доволен нашей помощью,

7. Где пригодятся знания полученные на уроке? Выставление оценок. Д\З.

Читайте также: