План урока балета для детей

Обновлено: 05.07.2024

Главная Занятия по Музыке

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 130 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Составила:

Музыкальный руководитель: Шихарева Н.С. Санкт-Петербург 2017 г.

Задачи:

  • развивать первоначальное представление о балете у детей старшего дошкольного возраста
  • учить понимать содержание балетного спектакля
  • обогащать словарный запас детей (балет, балерина, пачка, пуанты)
  • расширять музыкальные впечатления дошкольников
  • приобщать к классической музыке.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Вы узнаете много нового и интересного и откроете для себя музыку, с другой стороны.

Ну а сегодня вас, друзья,

С балетом познакомлю я.

Но, может, кто-то из вас знает.

Если все вокруг танцуют

Песен и в помине нет,

То такое представленье

Балет – это спектакль, в котором артисты не разговаривают, а только танцуют. Вслушиваясь в музыку, танцоры движением рук, ног, кружением выражают свое настроение: грусть или радость, печаль или восторг, взволнованность или спокойствие. Родиной балета является Италия.

Артистов балета называют балеринами и танцорами.

Давным — давно, когда было принято носить длинное роскошное платье, усыпанное драгоценностями, когда модно было одевать на голову парики, балерины и танцоры одевались также и танцевали именно в таких нарядах. Длинные платья сковывали движения, мешали исполнять прыжки, вращения. Прошло то время, сменились наряды, у балерин теперь другие взгляды.

Балерины укоротили свое платье и сегодня это платье называется – пачка.

Ах, эти модницы, балерины,

В пачках воздушных, как пелерины.

Наряды блестят их как бриллианты,

Но, а на ножках не туфли – пуанты. (И. С. Кубышина)

Пуанты – это женские балетные туфли. Они позволяют принять балерине положение с точкой опоры на кончике пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног. Сами пуанты мягкие, а их носок очень крепкий, позволяющий танцевать на пальцах.

Смычку волшебному послушна.

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит.

И вдруг прыжок, и вдруг летит.

То стан совьет, то разовьет,

И быстро ножкой ножку бьет. (А. С. Пушкин)

(Видеоролик о пуантах)

Но на словах и на картинах всей красоты не передать

Балет вам нужно показать!

Над балетом работает целый коллектив: композитор – пишет музыку, сценарист – пишет либретто (Либре́тто — литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, например, оперы, балета, оперетты; краткое содержание сюжета спектакля).

Музыка неотъемлемая часть балета, которую исполняет симфонический оркестр. А руководит им дирижер.

Над спектаклем также работает хореограф – тот, кто придумывает танцевальные движения.

Урок музыки по теме "Балет" с использованием ИКТ и с применением регионального компонента.

ВложениеРазмер
balet.doc 56 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Тема урока: Балет

Цели урока: знакомство с балетом, как с видом музыкально-сценического искусства;

  1. приобщение детей к сокровищам башкирской национальной музыкальной классики;
  2. создание эмоционально - положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
  1. формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
  2. развивать вокально-хоровые навыки;

Тип урока: комбинированный

  1. повторение пройденного методом устного опроса;
  2. рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
  3. анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
  4. хоровое исполнение песни
  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. синтезатор
  4. музыкальный центр
  5. аудио-диски

-Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. А сейчас мы достанем нашу шкатулку сюрпризов и посмотрим один видеофрагмент.

-А вам понравился этот сюрприз? Может кто-нибудь знает, как он называется? (балет)

-Правильно, это был балет. А что вы знаете о балете? (ответы детей)

Балет это - музыкально – драматический спектакль или представление, сюжет в котором передается через танец и пантомиму, т.е. в балете герои не поют, не разговаривают, а общаются жестами, мимикой.

Слайд №2 (написано определение балета)

-Ребята, балет это очень старинный танец, он родился XV вв. в Италии. В это время были популярны бытовые танцы как часть уклада жизни, предназначенные для развлечения, и сценические танцы. Но настоящие балетные спектакли появились впервые во Франции. Здесь зародился совершенно новый вид искусства - балетный театр.

-А давайте мы с вами оправимся сегодня в театр оперы и балета, и посмотрим, что там сегодня показывают. Для этого нам не надо никуда ходить, у нас есть волшебный экран, который нам покажет, все что мы захотим увидеть! (указывает на мультимедийную доску)

Слайд №3-рисунок здания театра оперы и балета

- музыка Льва Степанова;

- хореография Нины Анисимовой, ФайзиГаскарова;

Балетмейстер- постановщик Шамиль Терегулов.

-Значит, историю или сюжет придумал Файзи Гаскаров, он же с Ниной Анисимовой стал хореографом, т.е. сочинил танцевальные движения, а потом уже балетмейстер-постановщик Шамиль Терегулов поставил балет.

Слайд №4 Фотографии создателей первого башкирского балета.

Действие первое. Первая картина . Раннее утро на лесной поляне. Юноша Юмагул, радуясь зарождающемуся дню, любуется природой. В небе пролетает стая журавлей, и Юмагул следит за их полетом, наигрывая на курае журавлиную песнь. Услышав дивную мелодию, птицы опускаются на поляну и начинают танцевать. Юмагул присоединяется к их играм и танцам. Услышав шаги, все прячутся. Появляется Зайтунгуль, к ней из своего укрытия выходит Юмагул. Между ними происходит долгожданное объяснение в любви. Журавли окружают влюбленных и вовлекают их в свой хоровод.В отдалении слышатся звуки охотничьего рога. Журавли разлетаются, юноша и девушка скрываются. Как ураган врываются охотники под предводительством Арсланбая. Начинается охота на журавлей. Шум преследования затихает вдали.Вышедшие из своего укрытия влюбленные находят раненного журавля и помогают ему подняться в небо. Внезапно они сталкиваются с отцом Зайтунгуль -Абраем и двумя приспешниками бая. Абрай в гневе разъединяет девушку и юношу: прельстившись богатством Арсланбая, он уже он уже пообещал ему отдать в жены свою дочь. Зайтунгуль умоляет отца не разлучать ее с Юмагулом. Но Абрайнеумолим и велит приспешникам силой увести дочь. Юмагул спешно созывает народ. Пришедшие люди не скрывают своего возмущения. Абрай и слуги Арсланбая испуганно уходят.Старейшина успокаивает народ и ведет всех к кочевью. Им преграждает путь Арсланбай со своей свитой: он пришел, чтобы силой увести Зайтунгуль. Но старейшина останавливает его и требует исполнения старинного народного обычая- соревнования джигитов за право взять в жены красивую девушку. Арсланбай вынужден принять вызов.

Действие второе. Вторая картина. Весело стекаются на майдан участники и зрители предстоящих состязаний. Приходит Арсланбай. Старейшина приводит Зайтунгуль. Она прощается со своими незамужними подругами. Начинаются состязания, победителем в которых выходит Арсланбай. Но торжество победителя омрачает появление Юмагула. Юноша вызывает на поединок Арсланбая и одерживает победу над ним. Зайтунгуль счастлива, старейшина соединяет руки молодых. Но коварныйАрсланбай ударом ранит Юмагула и, воспользовавшись всеобщим замешательством, уносит потерявшую сознание Зайтунгуль. Слуги Арсланбая оттаскивают тело раненого юноши в лес, подальше от возмущенного народа.Появившийся журавль подхватывает с земли курайЮмагула и улетает, народ потрясение смотрит вслед птице.

Третья картина. Кочевье Арсланбая. Идет подготовка к свадьбе. Свахи обряжают Зайтунгуль в свадебный наряд и уводят в юрту. Появляется Арсланбай с гостями, начинается свадебный пир. Захмелевший Арсланбай затевает танец и, совершив обряд выкупа невесты, выводит Зайтунгуль из юрты. Видя упорное нежелание невесты подчиниться его воле, он приходит в ярость и приказывает слугам наказать ее плетками. В отчаянном порыве Зайтунгуль срывает с себя богатые украшения, подаренные Арсланбаем, и швыряет ему под ноги. В бешенстве Арсланбай бросается на девушку с ножом, но Абрай заслоняет дочь, и удар приходится прямо в сердце старика.

Внезапно налетевшая буря рушит все вокруг и разметает людей. Воспользовавшись паникой, Зайтунгуль скрывается. Арсланбай со слугами бросаются в погоню за ней.

Действие третье. Четвертая картина . В глухом лесу томится привязанный к дереву раненый Юмагул. Прилетевшие ему на выручку журавли помогают юноше освободиться от пут. В поисках возлюбленного, спасаясь от погони, прибегает Зайтунгуль. Арсланбай со слугами настигают ее. Юмагул вступает в схватку с Арсланбаем и сбрасывает его с высокой скалы.

Влюбленные прощаются с журавлями. Юмагул достает курай – лес оглашает мелодия журавлиной песни.

-Ребята, роль Зайтунгуль исполняла любимая ученица Файзи Гаскарова-Зайтуна Насретдинова, Юмагула играл Халяф Сафиуллин.

Слайд №5. Фото З.Насретдиновой и Х.Сафиуллина

-Ребята, как вы думаете, какими чертами характера обладает наша Зайтунгуль?(нежная, ласковая, ранимая и.т.д) а какими музыкальными инструментами можно ее охарактеризовать? (скрипка)

-а почему скрипкой? (потому что звук у скрипки высокий, нежный). Правильно!

-А давайте вспомним, в каких картинах известных художников нарисованы журавли или лебеди? (ответы детей)

Слайд №7. Фотографии журавлей.

-Я думаю, сегодня мы достаточно узнали о балете. Знакомство создателями балетного искусства мы еще продолжим на следующих наших уроках, а сейчас пришло время нам вспомнить нашу песню.

3. Рассказ с показом презентации, балетных артефактов и отрывков из балетов

4. Диалог с детьми

5. Опорные слова по теме

6. Домашнее задание

Краткий конспект занятия.

Прошлый раз мы с вами разговаривали о том, что такое искусство. Кто хочет мне сказать, как он понимает это слово?

Что нашим ушкам вкусно слушать? Верно - пение птиц, журчание ручейка, красивую музыку!

Что нашим ручкам вкусно делать? Верно – рисовать, лепить, конструировать, играть, вышивать…

Что нашим глазкам вкусно смотреть? Верно - картины, природу, цветы, закаты, облака…

А есть еще кое-что красиво и интересное, на что нашим глазкам очень вкусно смотреть.

И сегодня я вам расскажу об этом виде искусства.

Вы любите танцевать? А когда вы танцуете? Какие танцы вы любите – быстрые или меленные?

Но сначала представим, что нет вокруг нас больших домов, детских садиков и машин, нет телевизоров, компьютеров и планшетов. А есть только природа, небо, дикие животные, простые дома-шалаши и посуда, сделанная из дерева и растений.

Мы с вами на несколько минут решим, что мы древние люди и собрались своим большим племенем, чтобы порадоваться хорошему урожаю, или тому, что пошел отличный дождь, который напоит все травы и растения в диком лесу.

Вот примерно так мы с вами будем танцевать:

(включаю видео африканских танцев).

А теперь переместимся в далекую Азию, на остров Бали. Если бы мы были жителями этого острова, мы бы вот так с вами танцевали:

(показываю балийские танцы)

А если бы наши девочки жили в древнем Китае, то они непременно бы могли танцевать этот чудесный танец с веерами:

(показываю танец с веерами).

Так как мы увидели и многими другими способами, люди выражали свое настроение, свою благодарность природе, свое поклонение богам.

Но есть еще один удивительно красивый вид танца. Его не танцуют у костра, не танцуют его на траве, не танцуют его без подготовки.

Этот танец исполняется на театральной сцене специально бученными танцовщиками. Этот танец называется - балет.

Родился балет в солнечной Италии. А известным стал во Франции.

Этот танец прославил сам французский король! Он очень любил танцевать. Постоянно устраивал балы. И однажды он попросил, чтобы его танцмейстер - это человек, который распоряжался на балах танцами и придумывал их – придумал ему очень длинный и очень красивый танец. И ни придумали такой танец. В нем французский король, а звали его Людовик XIV , танцевал, конечно же, главную роль – Солнце. А сам спектакль шел целых 5 часов! Так сильно король любил танцевать, что нисколечко не уставал, а все танцевал и танцевал.

А после повелел открыть в своем государстве – Франции – самую первую и самую настоящую школу балета, чтобы не только одни король мог танцевать на сцене, а и другие люди ему помогали.

Так и прозвали это чудного короля-танцора Король - Солнце.

Прошло не так уж много времени, и балетное искусство стало известно в России. Стали приезжать известные балетмейстеры – это люди, которые придумывают, сочиняю балеты. И кончено же, в Россию приезжали самые лучшие, самые известные и талантливые танцовщицы.

Русские цари тоже очень полюбили балет, и как французский Король-Солнце повелели открыть балетную школу для мальчиков и девочек, чтобы русские артисты танцевали на сценах русских театров. Так, с самого начала, балет стал королевским искусством во Франции, Дании, Англии, а в России - императорским. На королевские и императорские динги строили очень красивые театры, учили балету мальчиков и девочек, платили артистам, балетмейстерам, все, кто обеспечивал работу балетного театра.

Сейчас балет уже не королевский и не императорский, но по-прежнему он исполняется в самых красивых театрах мира, в очень красивых костюмах, под замечательную музыку, а балерины и танцовщики по-прежнему получают огромные букеты цветов и бурю аплодисментов.

Кто знает, что такое аплодисменты?

А давайте с вами окажем эту самую бурю аплодисментов!

Знаете, что кричат зрители, если им очень понравилось, как балерина танцует?

(Показываю отрывок из балета Дон Кихот)

Как легко балерина кружилась и танцевала на одной ножке?

Как вы думаете просто или легко балерине так танцевать?

Конечно же непросто. Вот чтобы так замечательно танцевать, так легко порхать по сцене, девочки и мальчики учатся в балетной школе много лет.

В балетной школе их учат носить пачки и юбки- шопенки, танцевать на пуантах. Мальчики, мужчины не танцуют в пачках, они танцуют в трико и мягких балетных тапочках, похожих на ваши чешки.

Пачка – это пышная короткая балетная юбочка.

(вот как она выглядит)

А шопенка – это пышная и легкая длинная юбка (она вот какая)

Пуанты - это специальные балетные туфли, в которых балерина может стоять, кружиться, и бегать на носочках. В них не ходят по улице или по дому, в них только танцую на сцене.

Посмотрите на ваши ножки: у вас есть тапочек или сандалик с правой ножки, и есть с левой ножки. Иногда можно легко перепутать на какую ножку какой сандалик надевать!

А у балерины новые пуанты совсем одинаковые – нет ни правого, ни левого. Чтобы ее туфельки пришлись по ноге, балерина должна в них несколько часов потанцевать, порепетировать. И только тогда они станут правым и левым. Но это нисколько не означает, что пуанты станут такими же удобными как ваши сандалики. Чтобы балерина твердо и прочно стояла на пальчиках, носочек балетной туфли делают очень твердым. Это конечно помогает танцовщице создавать красивый танец, но от этого у нее очень болят пальцы на ногах.

(Вот какими могут быть уставшие и натруженные пальчики балерины).

По многу часов балетные артисты занимаются в классах, помногу часов готовят и репетируют свои роли. Это очень и очень тяжелый труд быть балериной, но зато потом, когда они выходят на сцену, показывают нам свое искусство балета, мы получаем большое удовольствие и мы очень благодарны им за ту красоту, которую было вкусно смотреть нашим глазкам и вкусно сопереживать нашим сердцам.

Вы знаете кто такой композитор?

Да, это человек, который сочиняет музыку, в том числе и балетную.

И вы знаете уже кто такой балетмейстер. Балетмейстер – мастер балета! Он мастерит, делает, сочиняет балет.

Так вот много композиторов и балетмейстеров сочинило балеты специально для детей.

Я вам назову некоторые, самые известны детские балеты, которые вы моете посмотреть с родителями.

А где, скажите мне, смотрят балет? Точно – в театре!

А какой балетный театр есть на Площади Искусств? Верно – Михайловский! (вот как он выглядит – запоминайте, потом покажете родителям, когда пойдете гулять по городу)

Понравилось вам как танцуют артисты балета?

Тогда как нужно реагировать на танец, если вам было его вкусно смотреть, если вы получили удовольствие от балетного искусства?

И несколько слов о том, как нам понять о чем балетный спектакль? Артисты же не говорят ничего, они только танцуют. О

В театре всегда продают программку. Кто видел такую маленькую книжечку?

В ней написаны артисты, которые выступают в этот день, написана фамилия дирижера, композитора, балетмейстера, тех, кто готовил костюмы для артистов и конечно же содержание спектакля.

В музыкальных спектаклях, оно называется либретто. В либретто как раз подробно и описана вся сказка, которую танцуют артисты. Вам мамы или папы могут прочитать либретто и будет все очень понятно.

А теперь давайте повторим главные слова нашего занятия об искусстве балета:

- развивать первоначальное представление о балете у детей старшего дошкольного возраста.

- учить понимать содержание балетного спектакля.

- обогащать словарный запас детей (балет, балерина, пачка, пуанты)

- учить узнавать знакомое музыкальное произведение.

- развивать творческое воображение через умение придумывать движения в соответствии с характером музыки.

- расширять музыкальные впечатления дошкольников.

- приобщать детей к изобразительному искусству через знакомство с произведениями живописи.

- формировать умение действовать в команде.

- воспитывать интерес к танцевальному искусству.

Оборудование: музыкальная шкатулка с балериной, демонстрационный материал: иллюстрации изображающие балерин разных эпох, пуанты, письмо – приглашение (пазлы, трон, кукла- младенец, люлька, веретено, костюмы героев: король, королева, феи.

Воспитате ль - Дети, прислушайтесь, откуда – то доносятся нежные звуки музыки. (все осматриваются и находят музыкальную шкатулку с танцующей балериной) Какая красота! Чья же эта шкатулка? (дети не знают) Посмотрите,

Они будто зовут нас куда – то (воспитатель обращает внимание на музыкальные нотки, которые находит на шкафчиках, стенах, на полу) Куда же они нас приведут? (дети и воспитатель заходят в музыкальный зал, а там их встречает фея танца Терпсихора)

Терпсихора (музыкальный руководитель): – Здравствуйте! Я вижу нашли вы ко мне дорогу. А в этом помогла вам моя шкатулочка. Она появляется и звучит там, где любят музыку. Вы ведь любите музыку? (да) Вот поэтому мы с вами и встретились. Проходите, садитесь. А я больше всего на свете люблю танцевать и рассказывать музыкальные истории.

Пажи:- Фея танца, а о чем ты нам сегодня расскажешь?

Терпсихора:

Ну а сегодня вас, друзья,

С балетом познакомлю я.

Но может кто - то из вас знает,

Что " балетом" называют?

Если все вокруг танцуют

Песен и в помине нет,

То такое представленье

(Звучит фоновая музыка)

- Балет - это спектакль, в котором артисты не разговаривают, а только танцуют. Вслушиваясь в музыку, танцоры движением рук, ног, кружением выражают свое настроение: грусть или радость, печаль или восторг, взволнованность или спокойствие.

Артистов балета называют балеринами и танцорами.

- Какие они балерины и танцоры?

- Давным - давно, когда было принято носить длинное роскошное платье, усыпанное драгоценностями, когда модно было надевать на голову парики, балерины и танцоры одевались также, и танцевали именно в таких нарядах (показ иллюстрации)

Длинные платья сковывали движенья,

Мешали исполнять прыжки, вращенья

Прошло то время, сменились наряды

У балерин теперь другие взгляды

- Балерины отказались от обуви на каблучках и укоротили свое платье. Сегодня это легкое пышное платье называется пачка.

- Вы запомнили как называется наряд балерины? (ответы детей)

Ах, эти модницы балерины

В пачках воздушных, как пелерины

Наряды блестят их как бриллианты,

Но а на ножках не туфли - пуанты. (И. С. Кубышина)

- Сами пуанты мягкие, а их носок очень крепкий, позволяющий танцевать" на пальцах".(дети берут в руки пуанты, рассматривают их)

Великий французский художник Эдгар Дега большое количество картин посвятил именно балеринам. Хотите посмотреть его работы? Вот так изображал художник балерин: все та же пачка, пуанты. (показ репродукций)

Смычку волшебному послушна.

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет. (А. С. Пушкин)

Но на словах и на картинах всей красоты не передать.

Балет вам нужно показать.

(вбегает паж, в руках несет приглашение)

Паж: - Милая фея, милая фея,

Вам и ребятам всем приглашение

Но посмотрите, с ним что – то случилось

На мелкие части оно все разбилось

Фея: Давайте, все дружно его соберем

В балетную сказку тогда попадем

Фея: Итак, ребята, все я поняла

Нас ждет балетная страна

Сегодня всех нас пригласили

К принцессе на крестины.

Праздник уже в разгаре

Поспешим, а то опоздаем.

Раз, два, три закройте глазки

Попадем мы с вами в сказку.

(главные роли исполняют балерины и танцоры)

Выходят король и королева, берут младенца, любуются им, садятся на трон; звучит тревожная музыка, появляется фея Карабос. Она заколдовывает маленькую принцессу. Появляется фея Сирени и смягчает колдовство,

Терпсихора: - Дети, вы поняли, что произошло?

- Как вы узнали фею Карабос?

- Как вы узнали фею Сирени?

(Фея Карабос некрасивая от злости, у нее темная пачка, ее музыка по характеру тревожная, зловещая и движения у нее такие же, и фею Сирени можно понять без слов. Ее музыка нежная, добрая, светлая, и двигается она плавно и красиво. Одета она как самая настоящая добрая волшебница.)

- Прошло время, Аврора повзрослела, стала еще краше прежнего и все стали забывать о заклятии феи Карабос. И вот опять во дворце праздник – день рождения принцессы.

- Вы узнали это музыкальное произведение? Назовите его.

- Какой композитор сочинил этот вальс?

- Какой характер этого вальса?

- Что можно делать под эту музыку?

- Ну, что же, король с королевой ждут нас. Мы с вами не артисты балета, но умеем двигаться по – своему. Давайте, станцуем так, как подсказывает нам музыка.

- Красиво танцевали: кружились, выполняли плавные движения руками, старались двигаться легко на носочках.

- А вот и принцесса.

- Дети, что случилось с принцессой? (она уколола палец веретеном

Артисты вышли кланяться.

Ведь хорошо все то, что хорошо кончается!

- Давайте, их поблагодарим теплыми аплодисментами, за то, что мы побывали в прекрасной сказке балетной страны. (дети дарят артистам цветы)

- А нам с вами пора возвращаться.

Раз, два, три, закройте глазки

Мы вернулись в сад из сказки.

- Итак, мы завершаем на сегодня наше путешествие в мир балета. Скажите, что вам больше всего запомнилось или понравилось? (ответы детей)

- Мне тоже понравилось, как вы придумывали движения, фантазировали, отвечали на мои вопросы. Ну а теперь нам пора прощаться. Пусть моя шкатулочка с танцующей балериной будет напоминать вам обо мне. А как только она зазвучит, значит, я где – то рядом и спешу к вам с новым рассказами о музыке и о прекрасном мире танца!

8 марта — прекрасный праздник! (подготовительная группа компенсирующей направленности) 8 марта подготовительная группа компенсирующей направленности Вед: Через любящее мамино сердце в нашу жизнь входят наши дети. И на протяжении.

Восприятие музыкального искусства детьми дошкольного возраста Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Цель: сформировать у учащихся представление о жанре балета.

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными чертами балета как музыкально-сценического жанра.
  • Развивающие: развить познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
  • Воспитательные: воспитать эстетический вкус.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися, основной вопрос которой: что вы знаете о балете?

Беседа выявляет знания учащихся о балете. Их ответы позволяют сделать обобщение:

а) балет – это музыкальное произведение для театра, действие которого целиком строится на танцах;
б) в балетном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание: от сказки до трагедии, от романтической поэмы до комедии.

Дается определение. (Слайды 1, 2)

(Определения, основные понятия и термины записываются учащимися в рабочих тетрадях.)

2. Рассказ учителя

Корни балета в народном творчестве. Разнообразные и богатые по содержанию народные танцы разных стран Европы стали источником этого сложного вида музыкально-театрального искусства, прошедшего долгий и сложный путь развития. Но большую роль в возникновении балета сыграли не только народные пляски, которые в далеком прошлом сопровождались пением, возгласами, выразительными жестами, воссоздавая сцены из народной жизни. Оказали влияние на зарождение балета и маскарады, карнавальные шествия, конные турниры, торжественные процессии, балы – придворные развлекательные представления (особенно в Италии и Франции XVI-XVII веков), в которых танцам было отведено почетное место. (Слайд 3 )

Беседа с учащимися о тех, кто создает балет.

3. Объяснение учителя

Балет – это сложный музыкально-сценический жанр, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание этого красивого спектакля раскрывается выразительными средствами музыки, хореографии и декоративной живописи. Поэтому у балетного спектакля четыре создателя : композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер и художник. (Слайд 5 )

Беседа с учащимися о роли костюма и декорации в балетном спектакле, об изменении сценического костюма, связанного с развитием техники танца.
Дается определение декорации. (слайды 6, 7, 8, 9)

4. Беседа о роли музыки, раскрывающей чувства и эмоции действующих лиц, помогающей передать атмосферу происходящего на сцене, о сочетании музыки и танцевальных движений.

Объяснение учителя.

Объяснение учителя.

6. Беседа о строении спектакля (Слайд 30)

Обобщение и объяснение учителя.

III. Обобщение по теме урока в виде ответа на вопрос: что нового вы узнали о балете. Повторение основных понятий и определений.

IV. Домашнее задание. Составить кроссворд о балете, используя новые термины.

Список литературы:

Читайте также: