План урока 5 класс

Обновлено: 18.05.2024

Цели урока: создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме “Определение”; развитие умений находить определения в тексте, правильно задавать к ним вопросы, использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе, развитию творческих способностей.

Средства обучения: М.М.Разумовская. Русский язык. 5 класс: учебник для общеоб. учрежд. – М.: Дрофа, 2007. Интерактивная доска, презентация, наглядный материал в виде ромашки.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

На уроке используется ИКТ.

Продолжительность урока: академический час (45 мин)

Ход урока.

Откройте тетради, запишите число. (Слайд № 1)

2.Этап проверки домашнего задания.

- Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. (Слайд № 2). Знаете, как гадают?

Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.

Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

- Грамматическая основа предложения – это …

- Какие члены предложения называются второстепенными?

- Что такое дополнение?

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

- Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?

2) Синтаксический разбор предложения.

Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну. (Слайд № 3)

После того, как все записали предложение в тетрадь, 1-й ученик вставляет фломастером на интерактивной доске пропущенные буквы, называет орфограмму. Остальные работают в тетрадях.

2-й ученик на интерактивной доске подчеркивает известные члены предложения, характеризует предложение.

3. Этап целеполагания.

1) Проблемная ситуация.

А теперь подчеркните в данном предложении определение.

Почему не получилось?

2) Объявление темы урока

Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”. (Слайд №4)

3) Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

После того, как дети проговорят самостоятельно задачи, подвожу итог. (Слайд № 4)

4. Этап усвоения нового материала.

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?

Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доску прикрепляю напечатанные слова “второстепенный член предложения”)

- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

- Как вы понимаете значение слова “определять”?

- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

- Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? (На доску прикрепляю напечатанные слова “какой? чей? который?”)

2) Работа с предложением.

- Найдём в нашем предложении слова, которые отвечают на данные вопросы и подчеркнём их волнистой чертой. (Слайд № 5)

- Слово “скупо” будет определением?

- А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что они обозначают?

3. Подведение итога.

- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) (Слайд № 6)

- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают)

- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.

- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы. (Слайд “ 7)

4. Работа по учебнику.

УПР № 447 (1-е предложение разбираем совместно; остальные предложения дети выполняют у доски)

- Получается находить определения в тексте?

- Значит, мы справились и со 2-й задачей.

- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?

- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?

-Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения. (Слайд № 12-21)

- Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?

- Какую роль выполняют определения в речи?

5. Этап закрепления.

1. Творческое задание.

- Прочитайте текст. (Слайд № 22)

Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Красивый текст? Почему?

- Ваша задача - подобрать к существительным определения. (Слайд № 23)

После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)

- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений? (Слайд № 24)

- Найдите в стихотворении Сергея Есенина определения. (Слайд № 25)

  • Что нового узнали на уроке? (Слайд № 26)
  • Справились ли мы с поставленными задачами?
  • Есть ли у вас ко мне вопросы по данной теме?
  • А я для вас припасла несколько вопросов. (Слайд № 27)
  • В одной из сказок Мороз спрашивает: “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
  • А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?
  • Что вам понравилось?
  • Какие задания были для вас трудными?

3) Домашнее задание не задаю, т. к. на втором уроке мы продолжим работу по теме. (Уроки спаренные) (Слайд № 28)

Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.

ВложениеРазмер
e.a.varava._tehnologicheskaya_karta_uroka.docx 27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Т ехнологическая карта урока.

МБОУ “СОШ №1” п.Пуровск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа

Варава Елена Александровна

русский родной язык

О.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов, Л.А.Вербицкая, Ю.Н.Гостева, И.Н.Добротина, А.Г.Нарушевич, Е.И.Казакова, И.П.Васильевых. Русский родной язык. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва, Просвещение, 2019.

“Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”.

фронтальная, групповая, индивидуальная.

продолжить работу обучающихся над понятиями “русская орфоэпия”, “орфоэпические нормы” и их отражением в специальных словарях; научить правильно произносить слова, находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

проявлять интерес к изучению русского языка, стремиться к личностному самоопределению и совершенствованию, объективно оценивать собственную речь.

Учебные задачи, направленные на достижение мета- предметных результатов обучения:

извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические нормы; оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения произносительных норм.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

знать предмет изучения орфоэпии, иметь представление о важнейших произносительных нормах и об их отражении в специальных словарях, правильно произносить слова, нахо- дить и исправлять произносительные и орфографические ошибки, объяснять причины их возникновения.

Уроки для учителей и школьников 5 класс и другие полезные материалы для учителя любого предмета, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Интерактивное занятие по правилам дорожного движения

Уроки

Данное интерактивное занятие ориентировано на обучающихся среднего школьного возраста. Обучающиеся углубленно знакомятся с основными правилами дорожного движения через игровые.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщение и развитие знаний обучающихся о свойствах сложения и умножения, формирование навыка применения полученных знаний в жизненных ситуациях.

Задачи:

развивающая: обеспечить возможности управления познавательной и учебной деятельностью, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, самостоятельно ставить цели, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса результатов деятельности.

воспитательная: создать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и делать выводы, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести диалог, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками;

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы работы учащихся педагогика сотрудничества, групповая технология, информационно-коммутативная технология

Необходимое техническое оборудование: карточки с заданиями, компьютер, презентация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

5.1.3.1- понимать основное содержание произведений фольклора и литературы, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определять тему.

5.2.3.1- соблюдать орфоэпические нормы.

5.3.4.1- владеть видами чтения (ознакомительное);

5.3.3.1- формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них.

5.4.1.1 - создавать тексты, используя элементы разговорного и художественного стилей;

5.4.6.1 - правильно писать непроизносимые согласные в корне слова;

5.4.3.1- представлять информацию в виде рисунков.

5.5.1.2 - использовать существительные и прилагательные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу.

Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

понимают содержание художественного текста;

правильно употреблять существительные с прилагательными;

передавать события, соблюдая последовательность;

оценивать высказывание на основе своего согласия/несогласия.

Большинство учащихся смогут:

определять тему, сформулировать основную мысль текста;

согласовывать имена прилагательные с именами существительными;

составлять предложения, используя предложенные слова;

высказывать простые оценочные суждения;

Некоторые учащиеся смогут:

дать объяснения к высказываниям;

Языковая цель

Основные термины и словосочетания

Непроизносимые согласные, счастье,счастливый,наперегонки;

Продолжать знакомить правописанием и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.

Привитие ценностей

учить слушать, понимать и помогать друг другу;

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: русская литература, казахский язык, английский язык

Навыки использования ИКТ

Использование интерактивной доски

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

I. Организационный момент.

(К) Создание коллаборативной среды.

Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня! Учитель приветствует учащихся на трех языках: казахском, русском, английском.

Деление на группы. По жребию (в корзинке лежат карточки со изображениями домашних и диких животных) учащиеся выбирают карточки, делятся на группы

Проверка домашнего задания.

II. Актуализация знаний. Запишите под диктовку слова: солнце, тростник, чувство, счастливый,

честный, звёздный. Обозначьте корень и поставьте

ударение. Все ли согласные произносятся отчётливо? (Деятельность учащихся) ученики разбирают слова по составу и повторяют правила. Прогнозирование учащимися темы урока.

Учебник. Часть 1.

Середина урока

III. Изучение нового материала.

(К) Найдите пары: соедините слово с непроизносимым согласным и проверочное слово. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы ясно услышать непроизносимый согласный в корне слова? Сделайте

(И)Упр.237 Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Укажите слова, в которых непроизносимые согласные являются непроверяемыми.

В словах вкусный, интересный, чудесный,прекрасный, опасный непроизносимых согласных нет: вкусный

Упр. 238 Спишите слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следуют гласные. Составьте с любыми двумя словами распространённые предложения.

IV.Закрепление изученного материала. Выполнение тренировочных упражнений.

(К)Упр.239 Послушайте стихотворение Я. Дубенской.

Почему оно так называется?

Работа с учебным словообразовательным гнездом (УСГ). (деятельность учащихся) И Ученики подбирают к УСГ(счастье, счастливый) подходящие по смыслу слова.

Работа в группах

Прочитайте правило о правописании непроизносимых согласных в корне в стихотворной форме. Выучите наизусть.

Упр 241 По данному началу соберите пословицы, запишите и объясните их смысл.(деятельность учащихся) ученики дописывают пословицы используя слова-помощники.

Читайте также: