План трампа система обучения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первую попытку модернизации классно-урочной системы организации обучения предприняли в конце XVIII -начале XIX вв. английский священник А. Белл и учитель Дж.Ланкастор. Толчком этому явился переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии, потребовавшей большого количества рабочих, располагающих хотя бы элементарной грамотностью. Для их подготовки необходимо было увеличить количество школ, а следовательно, и контингент учителей, которые бы обучали значительно большее количество учащихся. Так возникла модифицированная классно-урочная система организации обучения под названием Белл-ланкастерская система взаимного обучения, названная по имени ее основателей и примененная указанными авторами в Англии и Индии. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что Белл-Ланкастерская система не получила широкого распространения.

Мангеймская система обучения.

В конце XIX - в начале XX вв. в Европе стала создаваться так называемая Мангеймская система.

Мангеймская система, названная так по наименованию города Мангейм, где она впервые была применена, характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы организации обучения, учащиеся, в зависимости от их способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

Основатель этой системы Йозеф Зиккенгер (1858— 1930 гг.) предлагал создавать четыре класса соответственно способностям учащихся:

1. Основные классы - для детей, имеющих средние способности.

2. Классы для учащихся малоспособных, которые "обычно не кончают школу".

3. Вспомогательные классы - для умственно отсталых детей.

4. Классы иностранных языков или "переходные" классы для наиболее способных учащихся, которые могут продолжать учебу в средних учебных заведениях.

Отбор в классы осуществлялся на основе результатов психометрических обследований, характеристик учителей и экзаменов. Зиккенгер полагал, что в зависимости от успехов учащиеся смогут переходить из одной последовательности классов в другую, но этого почти не происходило, поскольку система не давала возможности слабым ученикам достигать высокого уровня. Программные различия в этих классах не способствовали созданию реальных условий таким переходам.

Маннгеймская система обучения имела много сторонников, особенно в Германии в период, предшествующий первой мировой войне. Некоторые положения этой системы положительно были восприняты во Франции, России, США, Бельгии и других странах мира. Элементы этой системы сохранились и сегодня в практике работы современной школы в Австралии, США и Англии. Так, в Австралии существуют классы для более и менее способных учеников; в США практикуются классы для медленно обучающихся и способных учеников; в Англии маннгеймская система служит основанием для создания школ, контингент учащихся которых комплектуется на основе тестирования выпускников начальных классов.

В целом же теоретические постулаты этой системы в настоящее время подвергаются повсеместно справедливой критике, подчеркивается, что она построена на ошибочном представлении о решающем влиянии биопсихологических факторов на конечные результаты развития учащихся; что она принижает влияние целенаправленной воспитательной деятельности на формирование личности учащегося, подрывает возможности развития у него социально обусловленных потребностей и интересов. В силу этого концепция Зиккенгера и основанная им маннгеймская система организации обучения, предполагающая индивидуализацию обучения на основе различия в уровне интеллектуального развития учащихся, оказалась явно несостоятельной , если брать ее как целостную. Единственным элементом этой системы, приемлемым особенностям современного развития психолого-педагогаческой науки и практики работы передовых школ, является так называемое специализированное обучение. В реальной педагогической действительности оно воплощается в виде специализированных школ для исключительно одаренных детей, проявляющих способности к углубленному изучению предметов определенных областей знания - гуманитарных, математических и т.п.

Дальтон-план.

В Европе и США в начале XX века было опробовано много систем обучения, направленных на обеспечение индивидуальной активной самостоятельной учебной работы школьников. Наиболее радикальной из них являлась система индивидуализированного обучения, впервые примененная учительницей Еленой Паркхерст в первом десятилетии XX в. в городе Дальтон (штат Массачусетс). Эта система вошла в историю педагогики и школы под названием дальтон-план. Ее же, нередко именуют лабораторной или системой мастерских.

Педагогическое кредо автора этой системы, Е.Паркхерст, сводилось к следующему: успех учебной деятельности зависит от приспособления темпа работы в школе к возможностям каждого ученика, его способностей; традиционная организация обучения, в которой превалирует деятельность преподавания над деятельностью учения, заменяется организацией, где центральной является самостоятельная учебная деятельность учащихся, а функции учителя сводятся только к тактичной организации этой деятельности. В связи с этим классы как таковые заменяются лабораториями или предметными мастерскими, уроки отменяются, отменяются объяснения учителем нового материала. Ученик занимается в лабораториях или мастерских индивидуально на основе полученного задания от учителя и при необходимости обращается за помощью к учителю, который постоянно находится в этих лабораториях и мастерских.

Задания выдавались учащимся на год в самом начале учебного года по каждому предмету. Годовые задания затем конкретизировались в виде заданий по месяцам и учащиеся отчитывались по ним в установленные сроки.

Получив годовые и месячные задания, учащиеся письменно обязывались выполнить их в указанные сроки. Для успешной учебной работы учащиеся снабжались всеми необходимыми учебными пособиями, инструкциями, в которых содержались методические указания относительно того, как следует выполнять задания, а также пользовались консультациями учителя-специалиста по данному учебному предмету. Единого для всех расписания занятий не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время — индивидуальная работа в предметных мастерских, лабораториях. Чтобы стимулировать работу учащихся, дать им возможность сравнивать свои достижения с достижениями других учащихся, учитель составлял специальные таблицы, в которых ежемесячно отмечал ход выполнения учащимися положенных заданий.

Дальтон-план получил высокую оценку видных американских педагогов - супругов Дьюи и быстро стал распространяться в практике работы школ многих стран, но прижиться ему не было суждено ни в одной стране мира.

Так, в СССР в 20-е годы использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы. Задания по изучению курса, темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях и с консультациями учителя, отчитывались коллективно. Однако очень скоро применяемая система продемонстрировала свою несостоятельность. Уровень подготовки учащихся неуклонно снижался, их ответственность за результаты обучения падала превде всего потому, что им было не под силу без объяснения учителя справляться с заданиями. Все это и привело к тому, что существование в СССР этой системы организации обучения в 1932 году прекратилось.

Значит ли это, что Дальтон-план был лишен отдельных достоинств? Нет! К его достоинствам следует отнести прежде всего то, что он позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу, вовлекал в поиски рациональных методов работы и др. Но, как справедливо утверждал в свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский, - пустая голова не мыслит. А Дальтон-план мало способствовал систематическому овладению учащимися системы знаний. Они были у них фрагментарны, не охватывали всего объема необходимой и достаточной информации о природе, обществе, технике и культуре. Кроме того, Дальтон-план порождал нездоровое соперничество среди учащихся, зачастую приводил к затрате много времени на выполнения заданий. Все это обусловило то, что в педагогической действительности он не получил широкого распространения даже в период его интенсивной популяризации Дж.Дьюи, а впоследствии и вовсе был отвергнут. Отголоски его пропаганды начались вновь только в 50—60-е годы нашего столетия в виде плана трампа, разработанного профессором Ллойдом Трампом.

План Трампа.

Суть плана Трампа как системы организационных форм обучения сводится к тому, чтобы максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибкости форм его организации. При таком обучении сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых группах с индивидуальными занятиями. Лекции с использованием современных технических средств (телевидения, ЭВМ и др.) для больших групп в 100—150 человек читают высококвалифицированные преподаватели, профессора. Малые группы в 10—15 человек обсуждают материалы лекции, ведут дискуссии. Здесь делаются дополнения к тому, что было услышано на лекции. Занятия в малых группах ведут либо рядовой учитель, либо лучший ученик из группы. Индивидуальная работа проводится в школьных кабинетах, лабораториях. Время проведения означенных видов занятий распределяется так: на лекционные занятия отводится 40% учебного времени; на занятия в малых группах - 20%, на индивидуальную работу в кабинетах и лабораториях - 40%. Классы как таковые отменяются, состав малых групп непостоянный, он постоянно меняется. Система требует слаженной работы учителей, четкой организации, материального обеспечения.

План Трампа получил широкую известность в США благодаря активной рекламе. И тем не менее по этому плану работает в настоящее время небольшое количество экспериментальных школ. Массовые же школы применяют в своей работе лишь отдельные элементы этого плана: обучение бригадой учителей, использование помощников учителей, не имеющих педагогического образования, занятия в больших аудиториях, организация самостоятельной работы учащихся в кабинетах.

На Западе в развитие плана Трампа имеются "неградуированные классы": ученик по одному предмету может учиться по программе пятого класса, а по другому предмету быть в третьем классе. Имеются проекты и ведутся эксперименты по созданию "открытых школ": обучение проходит в учебных центрах с библиотеками, мастерскими, что ведет к разрушению самого института "школа".

В настоящее время повсеместно, как видим, идут попытки усовершенствования классно-урочной и других систем организации обучения, предпринимаются поиски форм обучения в направлении индивидуализации, технизации обучения. Такова история развития организационных форм обучения.

Из этого беглого исторического анализа их развития можно констатировать, что наиболее устойчивой оказалась классно-урочная система и что она действительно является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практики работы массовой школы. Ее преимущества перед другими системами обучения проявляются прежде всего в том, что при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями классно-урочная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика; предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников; обеспечивает возможности сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы; она, о чем уже упоминалось выше, экономична, особенно по сравнению с индивидуальным обучением.

Вместе с тем не следует забывать, что оправдавшееся вовсе не навсегда остается неизменным, что в нем нет никаких недостатков. О том, что классно-урочная система, будучи одной из самых передовых, содержит в себе и целый ряд недостатков, которые необходимо изживать, свидетельствуют многочисленные высказывания ученых-педагогов и учителей-практиков о необходимости совершенствования обучения как в общеобразовательной, так и в системе профессионально-технического образования. В частности отмечается, что школа далеко не полностью использует большие возможности урока в организации учебной работы учащихся, в воспитании идейно-нравственных качеств школьников, подготовке их к жизни, труду, трудовой профессиональной деятельности и др. При этом указывается, что основной причиной этому является недостаточность разработки теории организационных форм обучения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе обучения.

Классно-урочная система обучения включает в себя наряду с уроком целый комплекс форм организации учебного процесса. К ним относятся: лекции, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, формы трудового и производственного обучения, собеседования, консультации, экзамены, зачеты, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) и др. В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера. Когда одно и то же задание дается всему классу (письменная работа, лабораторное или даже практическое задание в мастерских), то это будет недифференцированной индивидуальной работой фронтального характера, а когда класс в целом или каждая группа в отдельности коллективно решает одну проблему, совместно овладевает общей темой, то здесь выступает коллективная, фронтальная или групповая работа.

Важнейшей особенностью перечисленных выше форм организации обучения является и то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредотачиваться и организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, опровергать их доводы или соглашаться с ними, аргументировать свои доказательства, дополнять чужие, составлять конспекты, компоновать тексты докладов, составлять библиографию, работать с источниками знания, организовывать свое рабочее место, планировать свои действия, укладываться в отведенное время и т.д.

При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых - в естественные деловые, производственные и социальные отношения, адаптироваться к производственному, жизненному ритму. Большую роль выполняют организационные формы обучения и в воспитании учащихся, где главным выступает характер самоуправления личностью.

Обучение по плану Трампа получило распространение в 50-60-е годы XX в. Его автор – американский профессор Ллойд Трамп, предложивший обучать школьников по системе, которая представляла собой оригинальную модификацию лекционно-семинарской системы.

Лекционно-семинарская система традиционно применяется в вузах и позволяет сочетать занятия в больших аудиториях (100 и более человек) с занятиями в набольших группах (10-25 человек).
Для школы она была адаптирована следующим образом. Всё учебное время было поделено на три вида учебной работы.

1. Занятия с большими группами – лекции, которые читались сразу для 100-150 человек наиболее квалифицированными преподавателями с применением современных технических средств. На эти занятия отводилось 40% учебного времени.

2. Занятия в малых группах (10-15 человек) были посвящены более глубокому изучению отдельных тем. На них углублялись знания, полученные на лекции, и приобретались умения их применять на практике. В малых группах использовались разные формы организации учебной деятельности: семинары, дискуссии, практикумы. Занятия в малых группах велись рядовыми учителями или их помощниками из числа студентов или лучших учеников. Такие занятия занимали 20% учебного времени.

3. Индивидуальная работа в лабораториях, мастерских, специально оборудованных кабинетах, библиотеках и т.д. Она также проводилось рядовыми учителями или их помощниками. На индивидуальную работу отводилось 40% всего учебного времени.

Введение в школе плана Трампа отменяло классно-урочную систему. Состав малых групп постоянно менялся, в зависимости от интересов учащихся. В выборе индивидуальной работы ученику также предоставлялась свобода.

По замыслу Трампа, его система должна была организовать индивидуальное обучение на высоком научно-теоретическом уровне (этого как раз недоставало другим популярным американским системам обучения: далтон-плану и методу проектов). Однако при практической реализации уровень научных знаний, заданный на лекциях, часто не находил дальнейшего продолжения на других занятиях. Свобода учащихся в выборе содержания образования и методов учебной деятельности приводила к тому, что многие ученики не могли определиться в своих учебных интересах, что негативно сказывалось на качестве образования. Поэтому план Трампа не прижился в мировой практике массовых школ. По этой системе теперь работают отдельные экспериментальные школы, а в массовой практике обучения закрепились лишь некоторые её элементы (например: проведение нестандартных уроков в форме лекций и семинаров, введение лекционно-семинарской системы в старших профильных классах как способ подготовки к обучению в вузе).


Свое широкое распространение план Трампа получил в 50-60-е годы ХХ века. Данная система обучения направлена на то, чтобы стать альтернативной заменой укоренившейся классно-урочной системе. Профессор Л. Трамп предложил свою адаптацию лекционно-семинарской системы обучения, практикующейся в вузах, для введения ее в школах. Основная ее цель заключается в достижении высокого научно-теоретического уровня индивидуального обучения учеников.


Что же такое план Трампа? Это не что иное как система обучения, в которой занятия в больших аудиториях сочетаются с занятиями в малых, и происходит индивидуальная проверка знаний. На данный момент такой подход к обучению широко практикуется в большинстве высших учебных заведений. В больших аудиториях начитывается лекционный материал для нескольких учебных групп, а после, в малых, закрепляются полученные знания. Индивидуальная составляющая включает в себя задания, которые даются конкретному студенту. Чаще всего учителя предоставляют индивидуальные задания на выбор. В школьной системе обучения, как правило, используются лишь некоторые элементы плана Трампа, в связи с затруднениями вызванными применением данной системы в целом на практике.

В этой системе обучения время, отведенное на определенный вид занятий, строго ограничено. Так для чтения лекций отводится 40% всего учебного времени, 20% на занятия в группе. Из этого следует, что 40% учебного процесса занимает самостоятельное обучение студента. Такое разнообразие методов предоставления учащемуся знаний по предмету предполагает более глубокое изучение учебного материала, разнообразие форм ознакомления с ним, преследует цель большей заинтересованности ученика к изучаемым предметам.


Состав малых групп постоянно меняется, так как основной уклон в данной системе обучения сделан на свободу выбора студентом научных дисциплин в соответствии с его интересами. В связи с этим нюансом, преподавание того или иного предмета подразумевает участие коллектива педагогов, одни из которых начитывают лекционный материал, а другие проводят занятия по его закреплению в малых группах. Преподавательский состав должен включать в себя высококвалифицированных специалистов, чья работа в команде проходит на достаточно высоком уровне. Кроме того, к занятиям в небольшой аудитории привлекаются и сотрудники, не имеющие специального образования.

Исходя из вышесказанного, следует, что план Трампа требует высокой слаженности работы учительского состава, хорошей организации учебного процесса и обеспечения студентов учебным материалом.


Однако план Трампа имеет свои недостатки, из-за которых его реализация вызвала некоторые затруднения. На практике учащиеся, которым предоставлялась свобода выбора дисциплин и форм занятий, терялись и не могли определиться в своих интересах. Подобный факт негативно сказывался на процессе обучения и качестве полученных знаний. Кроме того, подобная форма обучения требует высокой квалификации преподавателей и их слаженной совместной работы, что не всегда достижимо. Потому план Трампа, как система обучения, в целом не прижился, однако нашли себе применения многие его элементы, такие как индивидуальная работа с учениками, проведение лекционно-семинарских занятий.

Кроме того, так как достаточно большая доля процесса обучения возложена на самостоятельную работу обучаемого, то применение подобной системы обучения в школе достаточно проблематично. Несмотря на то, что обучение самостоятельному изучению материала, несомненно, полезно для ребенка, однако стоит учитывать и отношение школьника к процессу приобретения новых знаний. Потому в школьной системе обучения применимы лишь отдельные элементы плана Трампа. Однако в некоторых школах США практикуется обучение детей в соответствии с данной системой.


В целом, обучение в соответствии с планом Трампа позволяет развить в ребенке самостоятельность, свободу выбора интересующих его знаний и способов их получения. Преподавание коллективом преподавателей позволяет рассмотреть полученный материал с нескольких точек зрения, особенностей изложения, что, несомненно, позволяет получать более глубокие знания. Однако не стоит забывать о том, что ребенок, пришедший в первый класс, еще не готов к такому объему самостоятельной работы и возможно, получив подобную свободу действий, может поступить расточительно с предложенными ему знаниями. Потому применение плана Трампа в начальной школе весьма затруднительно.

Трудности вызывает и средняя школа, когда чаще всего у детей, помимо учебы, возникают другие интересы, меняются приоритеты. Наиболее удачно применение плана Трампа в старшей школе с целью подготовки учеников к обучению в высших учебных заведениях. Подобный подход на данный момент частично практикуется в специализированных классах с уклоном в сторону глубокого изучения того или иного предмета.

План Трампа — система обучения, предполагающая трехуровневый процесс усвоения новых знаний: лекционные занятия, проведения семинаров и индивидуальные задания. Отдельные элементы данной системы успешно применяются на практике.

(по имени автора - проф. Л. Трампа), система организации обучения, в к-рой сочетаются занятия в больших аудиториях (40% уч. времени), малых группах (20%). и индивидуальные (40%). Получил распространение в кон. 70-х гг. 20 в. в США. В рамках Т.-п. в крупных аудиториях высококвалифици-ров. преподаватели, учёные читают лекции для двух или более параллельных классов, применяются новейшие техн. средства обучения, наглядные пособия. Затем проводятся занятия в небольших группах (15—20 чел.). с обсуждением прочитанной лекции, ведутся дискуссии и т. п. Занятиями группы руководят не только учителя, но и стабильно успевающие учащиеся. Индивидуальная работа проводится, как правило, по заданиям учителя, отчасти по выбору самих учащихся в соответствии с их склонностями. Т.-п. в его полном виде применяется лишь в неск. эксперим. школах США. Отдельные его элементы (обучение бригадой учителей, использование помощников и пр.). используются в массовой школе.

Лит.: Малькова 3. А., Совр. школа США, М., 1971,с.258—61.

Смотреть что такое "ТРАМПА-ПЛАН" в других словарях:

Трампа-План — (по имени автора профессора Л. Трампа) система организации обучения, в которой сочетаются занятия в больших аудиториях (40% учебного времени), малых группах (20%) и индивидуальные. Получил распространение в конце 1970 х гг. в США. В рамках Т … Педагогический терминологический словарь

Чикаго Луп — План района Чикаго Луп … Википедия

Трамп, Дональд — Дональд Трамп Donald Trump Дональд Трамп в феврале 2009 … Википедия

Дональд Трамп — Donald Trump Дональд Трамп в сентябре 2008 года Дата рождения: 14 июня 1946 Место рождения: Куинс, Нью Йорк, США Род занятий … Википедия

Гостиница Рюгён — Местонахождение Пхеньян, КНДР … Википедия

Башня Банка Китая — Местонахождение Гонконг, Китай Строительство … Википедия

Бурдж-Халифа — Местонахождение … Википедия

Левер Хаус — Координаты: 40°45′34.52″ с. ш. 73°58′21″ з. д. / 40.75959° с. ш. 73.9725° з. д. … Википедия

Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны — Transformers: Dark of the Moon … Википедия

План Трампа (или Трампа-план) (по имени автора - профессора педагогики из США Ллойда Трампа) , система организации обучения, в которой сочетаются занятия в больших аудиториях (40% учебного времени) , малых группах (20%) и индивидуальные (40%). Была разработана в 60-х годах XX века в США.
В рамках Трампа-плана в крупных аудиториях высококвалифицированные преподаватели, учёные читают лекции для двух или более параллельных классов, применяются новейшие технические средства обучения, наглядные пособия. Затем проводятся занятия в небольших группах (15-20 чел. ) с обсуждением прочитанной лекции, ведутся дискуссии и т. п. Занятиями группы руководят не только учителя, но и стабильно успевающие учащиеся. Индивидуальная работа проводится, как правило, по заданиям учителя, отчасти по выбору самих учащихся в соответствии с их склонностями. Трампа-план в его полном виде применялся лишь в несколький экспериментальных школах США. Отдельные его элементы (обучение бригадой учителей, использование помощников и пр. ) используются в массовой школе.
В 80-х годах план Трампа был модернизирован в нашей стране в лекционно-семинарскую систему обучения, которая до сих пор используется некоторыми учителями (особенно при преподавании гуманитарных и естественно-научных дисциплин) .
Кроме механического переноса вузовской системы в общеобразовательную школу план Трампа утверждал теорию крайней индивидуализации, выражающуюся в предоставлении ученику полной свободы в выборе содержания образования и методов его освоения, что приводит к отказу от руководящей роли учителя, к игнорированию стандартов образования.

Система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях с индивидуальными занятиями в малых группах. Лекции с использованием современных технических средств для больших групп в 100—150 человек читают высококвалифицированные преподаватели, профессора. Малые группы в 10—15 человек обсуждают материалы лекции, ведут дискуссии. Индивидуальная работа проводится в школьных кабинетах, лабораториях. На лекционные занятия отводится 40 % времени, на занятиях в малых группах — 20 %, на индивидуальную работу в кабинетах и лабораториях — 40 %. Классов как таковых нет, состав малых групп - непостоянный.

Читайте также: