План саморазвития педагога дополнительного образования в доу

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Индивидуальный план

профессионального и личностного саморазвития

педагога дополнительного образования

педагог дополнительного образования

Усманов Ильшат Шагитович

Профессиональное саморазвитие – это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком, который длится до тех пор, пока эта деятельность продолжается.

Работа педагога дополнительного образования, изначально носит творческий исследовательский характер. Во- первых, при изучении личностного опыта учащихся, во- вторых, при построении индивидуальных траекторий развития каждого обучающегося. В- третьих, при выявлении сложившегося в детских объединениях (зачастую разновозрастных) общего микроклимата и возможности влияния на него. В- четвертых, при выборе оптимального стиля педагогической деятельности.

Основоположник отечественной педагогической психологии П.Ф.Каптерев выделяет следующие свойства профессионализма , необходимые педагогу для наиболее эффективного осуществления своей профессиональной деятельности и её совершенствования.

- первое свойство – объективного характера, заключается в степени знания педагогом своего предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в знакомстве с общими дидактическими принципами, в знании детской натуры.

- второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве.

Показателями результативности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования могут быть:

- с одной стороны: участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках; успешное освоение ими образовательной программы; увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются; ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающихся.

- с другой стороны: собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования.

В целях повышения результативности и совершенствования педагогической деятельности необходимо формировать такие компетенции, как:

- способность быстро адаптироваться к меняющимся ситуациям;

- способность реально оценивать свои профессиональные возможности;

- самоанализ собственной педагогической деятельности и осознание необходимости её совершенствования;

- наработка новых способов деятельности или трансформация прежних с целью их оптимизации;

- способность к самообразованию, повышению собственной квалификации.

Тема программы саморазвития педагога : Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетенции педагога.

Сроки реализации: 2019 – 2024 г.г.

Актуальность

В современных условиях модернизации образования большую значимость приобретают вопросы профессиональной подготовки специалистов, способных быть конкурентоспособными на рынке труда, свободно владеющих своей профессией, компетентных, умеющих использовать новые способы и формы самообразования как движущую силу на пути к личному прогрессу. Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, следовательно, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Следовательно, в педагогической деятельности саморазвитие является одним из главных условий, которые характеризуют современного педагога.

Цель саморазвития: П овышение научно – методического уровня, профессионального мастерства и компетентностей как педагога дополнительного образования.

Задачи программы:

Совершенствовать систему знаний об эффективных технологиях, способах и средствах воспитания и образования;

Совершенствовать значимые профессионально – педагогические умения и навыки;

Овладеть новыми педагогическими технологиями путем внедрения их в образовательный процесс;

Разработать методические и дидактические пособия.

Обобщить опыт педагогической работы по выбранной теме самообразования.

План работы по самообразованию

участие в исследовательской и проектной деятельности;

участие в семинарах и мастер-классах;

внедрение в практику инновационных педагогических технологий

Разработка новых дидактических материалов

Совершенствование знаний в области классической и современной психологии и педагогики

Проведение психолого – педагогической диагностики

Разработка образовательной программы, ориентированной на развитие одаренных детей, в соответствии с их психологическими особенностями

Современные образовательные технологии

изучение и распространение передовых педагогических технологий;

формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов;

формирование общей культуры личности каждого ребенка, в том числе информационной, ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

Внедрение нестандартных занятий

Внедрение дистанционной формы работы с обучающимися

Информационно – компьютерные технологии

Использование возможностей Интернет на занятиях творческого объединения

Использование интернет и мультимедиа – ресурсов: образовательные программы, учебные материалы, вебинары, конференции, форумы, различные интернет конкурсы и олимпиады.

Создание персонального сайта

Профессиональные публикации в СМИ

Список источников и литературы

Внукова О.Н. Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы.М.:Буки-Веди, 2014.

Коверин Ю.А. Технология организации процесса творческого саморазвития учителя (сайт kaverin _ yu _ a ._36_4) 2010.

Кравченя, Э.М., Абрагимович, Т.И. Компьютерная графика. М.: Новое знание, 2012.

Яцук О. Основы компьютерного дизайна на базе компьютерных технологий. СПб, Питер, 2012.

качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Современная система образования нуждается в высокообразованных и

высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. Образовательная среда учреждений дополнительного образования способствует становлению и развитию современного педагога как профессионала и творческой личности, обладающей высоким уровнем компетентности, соответствующим характеристикам профессионального стандарта педагога.

Этот уровень должен постоянно расти, и немалую роль здесь играет самообразование педагога, постановка цели и рефлексия собственной педагогической деятельности.

В целях повышения результативности и совершенствования педагогической деятельности необходимо формировать такие компетенции, как:

- способность быстро адаптироваться к меняющимся ситуациям;

- способность реально оценивать свои профессиональные возможности;

- самоанализ собственной педагогической деятельности и осознание необходимости её совершенствования;

- наработка новых способов деятельности или трансформация прежних с целью их оптимизации;

- способность к самообразованию, повышению собственной квалификации.

Цель саморазвития: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности как педагога дополнительного образования.

провести диагностику профессионального мастерства, самоопределения педагога;

изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;

сформировать значимые профессионально-педагогические умения и навыки;

обеспечить новые подходы к организации образовательного процесса;

овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;

провести мониторинг саморазвития обучающихся;

обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

Основные направления развития деятельности:

Профессиональное:

изучение учебно-методической литературы;

знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет;

прохождение курсов повышения квалификации;

участие в профессиональных педагогических конкурсах различного уровня;

Методическое:

участие в конкурсах творческих работ, фестивалях;

посещение занятий коллег;

проведение открытых уроков и мастер-классов для педагогов различных ОУ;

выступление на городских и краевых семинарах по теме;

создание собственного учебно-методического комплекса лучших разработок учебных занятий и мероприятий, новых дидактических материалов.

Психолого-педагогическое:

совершенствование знаний в области классической и современной психологии и педагогики;

проведение психолого-педагогической диагностики обучающихся.

Современные образовательные технологии:

проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики;

внедрение новых форм проведения занятий в образовательный процесс;

апробация дистанционной формы работы с обучающимися.

Информационно – компьютерные технологии:

использование возможностей Интернета на занятиях творческого объединения;

составление мультимедийных презентаций для проведения занятий и других мероприятий;

создание собственного сайта в сети Интернет;

профессиональные публикации в СМИ.

Анализ педагогической деятельности:

(Мои минусы, сложности)

Уверенность в своих силах;

Уровень специальных знаний и умений;

Уровень методических знаний и умений;

Умение доводить начатое до конца;

Быстрая смена настроения;

Частая неудовлетворенность результатом работы (даже хорошим)

Подробное описание одного из направлений саморазвития

Учитывая результаты самоанализа своей деятельности, определила

тему для повышения самообразования:

Срок реализации программы – 1 год.

Повышение профессиональной компетентности педагога в области теории и практики работы с одаренными детьми.

провести диагностику профессионального мастерства, самоопределения педагога;

изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;

формировать значимые профессионально-педагогические умения и навыки;

использовать новые подходы к организации образовательного процесса;

овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;

провести мониторинг саморазвития обучающихся;

обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

Планируемые результаты.

Результатом реализации программы саморазвития являются следующие показатели:

повышение качества воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми;

создание базы методических и дидактических материалов по работе с одаренными детьми (индивидуальный образовательный маршрут и т.д.);

создание базы личных педагогических разработок и публикация их в Интернете;

повышение творческой активности обучающихся, их результативного участия в конкурсах различного уровня;

План работы над темой по самообразованию:

Этапы работы

Сроки выполнения

Чья помощь мне необходима?

Организационный

Изучение литературы по теме;

Методист учреждения

Формулировка цели, задач и плана действий по саморазвитию

Образовательный

Курсы повышения квалификации;

Изучение нормативно-правовой базы по дополнительному образования;

В течение 2019 года

Методист учреждения, коллеги, руководитель ГМФ

Программа саморазвития педагога, повышение профессиональных компетенций педагога

Практический

Участие обучающихся в конкурсах различного уровня;

Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства;

Формирование методического комплекса, медиатеки;

Проведение открытых занятий, как способа эффективной работы с родителями;

Заполнение портфолио педагога;

Создание собственного сайта.

В течение года

Администрация учреждения,

Обучающиеся,

Родители (законные представители) обучающихся

Результативности участия в конкурсах различного уровня

освоением новых техник ДПИ и

Аналитический

Отслеживание процесса обучения, текущих и промежуточных результатов;

Анализ профессиональной деятельности;

Раз в полгода

Методист учреждения

Разработка и заполнение

карт результативности обучающихся.

Результативный

Оформление результатов работы по теме самообразования;

Использование опыта работы самим педагогом в процессе дальнейшей деятельности;

Распространение и обмен опытом.

Июнь-август 2020г

Методист учреждения

Разработка индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

Самоанализ условий и ресурсов для реализации программы

Ресурсы в реализации программы:

• материалы периодической печатной продукции (журналы);

• курсы повышения квалификации;

• посещение семинаров, консультаций по теме;

• участие в работе профессиональных сообществ и проблемных групп.

Условия реализации программы:

наполняемость учебных групп;

наличие материально-технической базы;

повышение квалификации и самообразование;

поддержка администрации учреждения.

Риски в реализации программы:

низкая результативность участия в конкурсах обучающихся;

отсутствие поддержки родителей обучающихся;

отсутствие соответствующей новым требованиям времени материально-технической базы;

2. Разработать перспективный план по данной проблеме.

Основные направления реализации программы :

1. Расширение образованности.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности.

3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков)

4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Прогнозируемый результат :

Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведё т к:

2. Повышению компетентности родителей воспитанников в обучении и воспитании детей средствами народного декоративного искусства хохломской росписи;

3. Формированию у родителей воспитанников интерес к общению, развивающему взаимодействию с детьми, готовность к субъект – субъектным отношениям в процессе содержательного взаимодействия.

4. Повышению ответственности и качества своего педагогического труда.

5. Обобщению опыта и распространению его среди педагогов ДОУ.

План индивидуальной работы по самообразованию :

1. Изучение нормативных документов.

2. Изучение научно-педагогической литературы по проблематике, поиск высказываний известных людей (философов, педагогов, психологов) в системе Интернет.

3. Участие в работе РМО педагогов по художественно – эстетическому развитию воспитанников.

5. Подготовка доклада и презентации из опыта работы по теме профессионального саморазвития.

- Развивать творческие способности.

- Достигнуть успеха в том, что мне нравится.

- Внести конструктивный вклад в общее дело.

- Заботиться о здоровье.

- Культивировать любознательность, ответственность.

- Строить отношения на доверии.

- Пройти профессиональную переподготовку по дополнительному образованию.

Реализация программы :

Реализация программы по профессиональному саморазвитию рассчитана на три года

Срок Мероприятие программы Форма предоставления результата

1 этап – информационно-аналитический. Цель: изучение проблемы. Определение форм предоставления результатов работы.

Подбор и изучение литературы по теме самообразования. Составление картотеки материала

Сентябрь 2015г. Ознакомление с инновационными методиками, технологиями по теме с использованием ИКТ. Составление картотеки,

краткая аннотация методик и технологий

Октябрь 2016г. Разработка перспективного плана по реализации программы саморазвития. Программа профессионально-личностного саморазвития

Совместная проектная деятельность (дети, родители, педагоги).

2015 Разработка этапов совместного проекта

2016 Разработка конспектов совместных мероприятий:

II этап - Внедрение в практику.

(в течение периода)

Зачем и как знакомить малышей с хохломской росписью;

Что и как можно показать детям в нашем городе (совместные с родителями посещения музеев, выставок, старинных улиц, памятников и т. д.). Консультирование родителей воспитанников (стенд специалистов, индивидуальные консультации, сайт ДОУ)

Декабрь 2015 Консультирование родителей

Материалы консультаций, презентация рекомендации по вопросам развития детей средствами изобразительной деятельности на материале декоративного искусства.

январь Круглый стол для педагогов ДОУ

Январь Профессиональная переподготовка педагога по дополнительному образованию. Интернет-ресурсы

2017г. Просмотр родителями воспитанников ООД

по художественно – эстетическому развитию

• ознакомление с мастерами хохломской росписи;

• декоративное рисование по мотивам хохломской росписи. Конспект ООД, продукты детской деятельности.

Март 2017г. Участие в семинаре-практикуме для педагогов ДОУ г. о. Семеновский

3 этап – заключительный Цель: подвести итоги и представить опыт проделанной работы.

Аттестация на высшую категорию.

Представление аттестационного портфолио.

Подготовка доклада, презентации по реализации данного опыта работы.

Итоговый педсовет. Мониторинг результативности.

Формы отчета по самообразованию :

-Предоставление методических разработок по теме в методический кабинет.

-Размещение материалов на сайте ДОУ и своем сайте.

Список используемой литературы.

2. Головенко В. Э., Бабынина Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи, 2016г.

3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи

от 20 ноября 1989 года. ООН 1990.

4. Конституция РФ

5. Котырло В. К. Детский сад и семья. 1984г.

6. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие для воспитателей ДОУ, 2006.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

9. Семейный кодекс Российской Федерации;

10. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ, 2005

Информационная карта инновационного опыта педагога дополнительного образования ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА I. Общие сведения Ф. И. О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом.

Оформление кабинета педагога дополнительного образования

Оформление кабинета педагога дополнительного образования Все течет, все изменяется. и в нашем учреждении грянули перемены. Мне предоставили новый кабинет, нужно было сделать ремонт и переехать.

Организация системы непрерывного образования педагога в учреждении дополнительного образования Проблема профессионального развития актуальна для образования в целом. Но проблема непрерывного профессионального развития педагога дополнительного.

План по самообразованию педагога дополнительного образования по английскому языку План по самообразованию педагога дополнительного образования по английскому языку Юдиной Веры Николаевны. «Специфика обучения английскому.

Самоанализ педагога дополнительного образования в ДОУ Обучение иностранным языкам детей-дошкольников призвано содействовать развитию их индивидуальных способностей. При прохождении программы.

Самоанализ работы педагога дополнительного образования Я, Альбицкая Ирина Геннадьевна, работаю в должности педагога дополнительного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном.

план саморазвития воспитателя ДОО

Согласно ФГОС воспитатели должны непрерывно развиваться в сфере педагогики и психологии, чтобы улучшать рабочие навыки и использовать только современные приемы и методы. Но из-за занятости или отсутствия понимания, что нужно делать, многие из нас относятся к самообразованию как к формальной и скучной части работы. В статье обсудим, как все организовать, чтобы воспитатели учились с удовольствием, и как составить интересный план саморазвития, который будет ежедневной волшебной палочкой мотивации.

Выберите подходящую тему

От выбора темы зависит 90% эффективности плана саморазвития воспитателя. Обычно тему назначает старший воспитатель или методист. Но предложенная тема может быть воспитателю не интересна, а значит, по возможности, он всегда должен подключаться к выбору темы или предложить ее заранее.

Секрет идеальной темы в трех критериях:

  1. Это направление работы вызывает у воспитателя сложности
  2. В этой теме у воспитателя есть опыт и накопленные результаты предыдущего обучения. Например, чтобы полноценно изучить речевое развитие для детей 3-4 лет, нужно знать о развитии речи малышей 2-3 лет.
  3. Это одна из задач детского сада на текущий год. В начале каждого года ФГОС рекомендует список тем для изучения. Например, в этом году рекомендуют сделать акцент на применении компьютерных технологий в образовательном процессе и на формировании культуры здоровья детей.

Чтобы определиться с возможной темой, вы можете проанализировать изменения в годовом плане детского сада.
Темы саморазвития будут отличаться для воспитателей разных возрастных групп и для старших воспитателей. Несколько примеров тем из перечня ФГОС:

  • Для младшей группы: инновационные методики раннего развития, нестандартные техники рисования, природа - способ воспитания детей.
  • Для средней группы: театральная деятельность, воспитание любознательности, обучение выразительному чтению.
  • Для старшей группы: обучение элементарному анализу литературных произведений, развитие навыков безопасной жизнедеятельности, развитие связной речи.
  • Для старшего воспитателя: способы создания психологического комфорта в группе, важность индивидуального подхода в воспитании и обучении, педагогическая диагностика в детском саде.

Обозначьте актуальность темы, цели, задачи и результаты

Первым делом нужно показать, какие важные навыки получат воспитатели, дети и родители при изучении выбранной темы.

Сделайте акцент, что цель самообразования - это не заполнение отчетов и формальные доклады, а получение профессиональных навыков и улучшение образовательного процесса. Пропишите четкие цели и задачи, которые им соответствуют. А на основе задач пропишите предполагаемые результаты.

Например, целью может быть повышение качества образования через внедрение информационных технологий. Тогда основные задачи для выполнения этой цели - изучить новые информационные системы и внедрить их в работу. А в качестве результатов будет готовая учебная программа для дистанционного обучения.

Пропишите этапы работ на каждый месяц

Воспитатель изучает выбранную тему весь учебный год, поэтому нужно составить таблицу с задачами на каждый месяц. Задачи самообразования делятся на 4 типа:

  • Изучение теоретического материала. Воспитатель самостоятельно ищет литературу по теме, участвует в вебинарах, курсах и мастер-классах, читает специальные журналы.
  • Работа с детьми. На этом этапе специалист получает опыт, применяя новые знания. Воспитатель проводит диагностику детей, организовывает кружки и занятия, делает развлекательные тематические ярмарки.
  • Сотрудничество с семьей. Теперь специалист делится полученным опытом. Воспитатель проводит открытые занятия, тренинги или консультации для родителей.
  • Передача опыта коллегам. Воспитатель рассказывает о новых знаниях в докладах на педсоветах, показывает свои навыки на открытых уроках или делает публикации в журналах.

В соответствии с этими задачами удобно разделить таблицу плана самообразования на 4 части, и прописать задачи для каждого месяца.

План саморазвития нужно учесть при составлении циклограммы.

Определите форму представления результатов

В результате самообразования должны получиться конкретные продукты: пособия, конспекты семинаров и тренингов, сценарии открытых занятий и мастер-классов, дидактические материалы и др. Пропишите, какие результаты вы ожидаете на выходе.

Обязательный результат самостоятельного обучения - отчет или папка самообразования. Этот документ должен соответствовать государственным нормам, для этого воспитатель заполняет отчет по определенной структуре:

  1. Тема, ее актуальность, цели и задачи;
  2. Список проанализированной литературы;
  3. Список и результаты выполненных задач за каждый месяц - принципы работы, сценарии игровых мероприятий, фотоотчеты, конспекты;
  4. Ссылки на результаты самообразования - методические пособия, публикации, которые разработал воспитатель;
  5. Выводы обучения и самоанализ;
  6. Планы на следующий год.

В конце учебного года воспитатель презентует данный отчет на педсовете.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Читайте также: