План самообразования воспитателя средней группы по развитию речи через игровую деятельность в доу

Обновлено: 04.07.2024

грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.

Тема самообразования: "Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Актуальность темы : прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести большим затруднениям в жизни того человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.

Речевая деятельность, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.

Речевая деятельность - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Цель :

Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры . Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дидактических игр.

1. Изучить методической литературы по данной теме

3. Подготовить консультаций для родителей по данной теме

4. Изготовить папки-передвижки

5. Распространить педагогический опыта по теме самообразования .

Задачи для детей 4-5 лет:

1.Пополнять словарный запас;

2.Учить использовать суффиксы при словообразовании;

3.Формировать умение составлять небольшие связные рассказы;

4. Формировать понимание как применять и где нужную интонацию в речи;

5.Развивать фонематический слух.

Задачи для детей 5-6 лет:

1.Продолжать расширять словарный запас;

2.Формировать умение составлять не большие рассказы по картинке;

3.Формировать умение пересказывать сказку, рассказ;

4.Формировать умение рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном или услышанном;

5. Учить делать выводы;

6. Формировать умение подбирать наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли;

7. Продолжать развитие фонематического слуха.

Задачи для детей 6-7 лет:

1. Продолжать расширять словарный запас ;

2. Развивать умение фантазировать, сочинять сказки, рассказы;

3.Формировать умение высказывать свое мнение и умение его доказать и объяснить;

4.Учить использовать в речи фразеологизмы и метафоры;

5.Формировать умение объяснять пословицы;

6.Воспитывать коммуникабельность, умение грамотно объяснить правила игры, распределить роли в сюжетно-ролевой игре, объяснить замысел своей игры.

Ожидаемый результат:

Для педагога:

Во влечение родителей в развитие детей;

Пополнение методической копилки;

Обогащение опыта по проблемной тематике.

Для детей 4-5 лет:

1.Обогащение словарного запаса;

2.Умеют использовать суффиксы при словообразовании;

3.Умеют составлять небольшие связные рассказы;

4. Понимают, как применять и где нужную интонацию в речи;

5. Умеют определять звуки, их место в слове, а так же слышат речевые ошибки в словах.

Для детей 5-6 лет:

1.Пополнение словарного запаса;

2.Умеют составлять не большие рассказы по картинке;

3.Умеют пересказывать сказку, рассказ;

4.Умеют рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном или услышанном;

5. Умеют делать выводы;

6. Применяют наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли;

7. Говорят, не искажая звуков.

Для детей 6-7 лет:

1. Увеличение словарного запаса ;

2. Умеют фантазировать, сочинять сказки, рассказы;

3.Умеют высказывать свое мнение и умение его доказать и объяснить;

4.Применяют в речи фразеологизмы и метафоры;

5.Применияют умение объяснять пословицы;

6.Применяют умение грамотно объяснять правила игры, распределять роли в сюжетно-ролевой игре, объяснять замысел своей игры.

Методы работы

• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса

• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса

• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями

• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса

• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи

Были намечены этапы самообразования:

1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.

2 этап –практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.

3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.

Объекты в работе по самообразованию:

- Семьи детей посещающих детский сад;

- Педагогический персонал детского сада;

Формы организации деятельности с детьми:

Формы работы с родителями:

- сотрудничество через консультации,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Перспективный план по самообразованию на 2018_- 2020_ учебного года.

Название мероприятия

Теоретический этап 1 год работы над темой

Подбор методической литературы для изучения

Подобрать методическую литературу для изучения.

Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

Изучение методической литературы по теме:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - М., "Просвещение", 1991

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с

Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте - Екатеринбург, деловая книга, 1999

Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1997

Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2009

В течение 3х лет

Ведение тетради по самообразованию

Для Работы с детьми

Для работы с родителями

1.Оформление речевого уголка

2.Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.

3. Совместное изготовление лэпбуков на тему:

А) Мои любимые сказки

Б) Учусь говорить правильно

9. Консультация «Рекомендации для родителей по развитию речи детей -4 лет.

1.Проведение диагностики речи детей

2. Проведение игр для развития речи (использовать картотеку)

3. Конспект итогового занятия

4.Использование игр с мячом на развитие речи в разных режимных моментах в течение дня.

7. Использование пазлов

8. Использование тематических комплектов:

Практический этап 2 год

Сбор материала для педагогической копилки.

Папка –копилка, сайт воспитателя.
1.Цветные картотеки игр для развития речи

2. Картотека игр-рифмовок

3.Картотека логопедических пятиминуток

4.Картотека речевых игр с мячом

5. Цветные картотеки дидактических игр для развития речи по лексическим темам.

7.Картотека словесных игр

8.Картотека пальчиковых игр

9.Картотека сюжетно-ролевых игр

10. Бумажные домики для игр

Работа с детьми:

совместная и самостоятельная деятельность детей в группе.

1.Проведение диагностики речи детей

2. Проведение игр для развития речи (использовать картотеку)

4.Использование игр с мячом на развитие речи в разных режимных моментах в течение дня.

7.использование интерактивных игр для обучения чтению (4 игры на образование слогов)

9.Использование кругов Луллия на изучение буков и звуков (4 пары)

Работа с родителями:

1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики)

2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы

3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание.

1.Оформление речевого уголка

2.Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.

Рефлексия 3 год

посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка занятия в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

2.Отчёт по теме самообразования.

3.Обобщение результатов на заседании педагогического совета в ДО(май).

4. Публикация в газете местного значения

5)Посещение открытых занятий на уровне своего детского сада, на уровне городского метод объединения и в сети интернет:

6)Просмотр вебинаров в сети интернет:

Д) Обучение дошкольников связной речи

7)Показ открытого занятия (по плану детского сада)

2. Для работы с родителями

Для работы с детьми

3.Совместное изготовление настольных игр, лэпбуков.

4.Совместное оформление и пополнение речевого центра группы

таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя МБОУ Селычинской СОШ

Вахрушевой Элеоноры Васильевны на 2017-2020г.г.

Цель: Повышать профессиональную компетентность по вопросу игровой деятельности детей дошкольного возраста и развитие речи посредством игры .

Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу игровой деятельности детей дошкольного возраста .

Изучить виды игр.

Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Работа по теме самообразования

Цель: Формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

- обогатить и постоянно совершенствовать предметно-пространственную среду группы;

- формировать навыки самостоятельной деятельности;

- развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

- развивать речь и обогащать словарный запас воспитанников;

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность; - сплотить детский коллектив.

- развивать детскую моторику пальцев, кистей рук.

Ожидаемые результаты:

-Систематизация материала по развитию речи и сенсорных способностей у детей средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

-Сформированные сенсорные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

План по самообразованию на 2017-2018 уч.год

Содержание работы

Практический выход

Изучение методической литературы:

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.

4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

Консультация для родителей.

Разработка игр для развитие речи дошкольников.

Консультация для воспитателей

Занятие с детьми

Анализ проделанной работы за учебный год.

Отчёт о проделанной работе

План по самообразованию

Сроки реализации

Практический выход

Консультация для родителей

Картотека пальчиковых игр

Изготовление масок для игр

Буклеты для родителей

Консультация для родителей

Консультация для воспитателей

Занятие с детьми

Консультация для воспитателей

Консультация для родителей

1. Итоговый отчет

Отчет о проделанной работе

План по самообразованию

Сроки реализации

Практический выход

Консультация для родителей

Консультация для воспитателей

Буклеты для родителей

Консультация для родителей

Консультация для родителей

Занятие с детьми

Консультация для воспитателей

Занятие с детьми

Буклеты для родителей

1. Итоговый отчет

Отчет о проделанной работе

Социальный проект:

"Учимся общаться, играя", 2018 год

Воспитатели: Вахрушева Элеонора Васильевна,

Ложкина Ольга Петровна

Цель: Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

- Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения

- Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе

- Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение

- Учить ребенка выражать свои эмоции

- Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

- Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Основные направления деятельности:

* Анкетирование родителей, мониторинг

*Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей 6-7 лет на основании полученных данных

*Разработка примерных конспектов НОД

*Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения.

*Активизация родителей для проведения игровых вечеров

*Организация акций детско–родительского взаимодействия “Подарок другу”, “Я - общительный”, “Играем вместе”.

Актуальность

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Современные дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими.

У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности в коммуникативной сфере. Дети этой категории имеют нарушение эмоционально-волевой сферы: проявляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность, двигательная расторможенность. Для многих характерен низкий уровень развития познавательных процессов.

Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения.

Этапы реализации:

1. Организационно-диагностический.

· мониторинг коммуникативных навыков детей;

· планирование и прогнозирование результатов;

· определение тактики взаимодействия с родителями;

· изучение методической литературы;

· совершенствование развивающей предметной среды, подготовка дидактического материала;

2. Практический.

· организация цикла коррекционно - развивающих занятий, игр, развлечений;

· внедрение современных технологий развития коммуникативных навыков;

· взаимодействие с семьями воспитанников;

3. Аналитический.

· самоанализ педагогической деятельности;

Диагностический этап:

Для определения уровня развития коммуникативной деятельности детей 6-7 лет были рассмотрены следующие критерии:

1. Уровень развития сотрудничества

–способность видеть действия партнера;

–согласованность действий партнеров;

–осуществление взаимного контроля;

– отношение к результату деятельности.

2. Уровень развития партнерского диалога

– способность слушать партнера;

– способность договариваться с партнером;

– способность к эмпатии;

Наблюдение детей в совместной игровой, трудовой и учебной деятельности. (Диагностика способности детей к партнерскому диалогу А. М. Щетининой)

3. Отношение к себе и к другим детям

– отношение к себе как к члену группы;

– отношение к другим детям группы.

На основе выраженности показателей были разработаны уровни развития

коммуникативной деятельности у детей 5–7 лет. Были выделены три уровня: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень:

Характеризуется высокой степенью сотрудничества в детском коллективе, способностью замечать и предугадывать действия партнёра, согласовывать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять взаимопомощь. Способность к партнёрскому диалогу: умению внимательно слушать партнёра, договариваться с ним, эмоционально настраиваться на чувства партнёра.

Средний уровень:

Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный и импульсивно непосредственный характер, то есть дети замечают действие партнёра только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнёра, и вырабатывать общий способ решения задачи. Дети умеют слушать и договариваться, но не обнаруживают способности эмоционально пристраиваться к партнёру; или в некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения при слушании партнёра, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате у ребёнка сформировано положительное отношение к себе и избирательное отношение к другим детям.

Низкий уровень характеризуется практически полным отсутствием сотрудничества. Дети не видят действий партнёра, или действия партнёра воспринимаются как образец для некритичного слепого подражания. Нет ни предвосхищения своих действий, ни поисков общих способов решений поставленной задачи. Дети никак не общаются между собой, либо эпизодически обращаются к партнёру. Дети не способны к партнерскому диалогу, не умеют слушать и сопереживать друг другу, а также затрудняются договариваться между собой. У ребенка низкая самооценка и негативное отношение к другим детям, либо высокая самооценка, но плохое отношение к окружающим, либо негативное отношение к себе, но при этом положительное отношение к другим детям.

По данным диагностики были выявлены следующие результаты:

Диагностировались 8 воспитанников подготовительной группы. Из них 5 человек показали средний уровень коммуникативной деятельности, 3 низкий.

Перспективный план работы по формированию коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша . Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем , который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Я определила цель своей работы : формирование словарного запаса детей среднего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

Формировать грамматический, лексический строй речи;

Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;

Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;

Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;

Развивать мелкую моторику рук.

Методы и приемы.

Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рас­сказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций,поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Читайте также: