План самообразования воспитателя доу по фгос в средней группе по экологии

Обновлено: 06.07.2024

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДО уже с первых лет воспитания детей.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и малыши захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.

Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;

- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;

- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.

Литература подлежащая изучению:

1) Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.М., 2007.

2) Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

3) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

4) Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

5) Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

1) Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

Перспективный план работы на 2019-2020 учебный год

Ознакомление с окружающим миром

1.Составить перспективный план работы по самообразованию;

2.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования;

3.Составить картотеку дидактических игр для детей 6-7 лет;

4. Познакомиться с книгой

1.Изучить публикации в периодических изданиях по теме самообразования;

2. Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе;

4.Показ презентации об осени, ее признаках и особенностях:

- Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе;

- Составление описательных рассказов о жителях водоемов;

- Загадки о жителях водоемов;

Птицы родного края

- Наблюдение за живой и неживой природой;

- Экскурсии по экологической тропе детского сада;

- Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц;

- Рассматривание птиц, занесенных в красную книгу;

Лесные жители зимой

- Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки);

- Рассматривание следов на снегу, кормление птиц, рассматривание иллюстраций о зимующих птицах;

Охрана природы человеком

- Наблюдение зимних красот в природе;

- Выделение характерных признаков зимы;

Природа – наш общий дом

1.Изучение передового педагогического опыта;

1.Изучить методическую литературу и публикации в периодических изданиях;

3. Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели;

- Изучение строения одуванчика;

- Загадки об одуванчике

- Составление рассказа "Путешествие семечка";

1.Провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию;

2.Обощить результаты самообразования, написать отчет;

3.Выступить с отчетом на итоговом педсовете;

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми. ) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.

2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.

3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?

– Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру. (нужное подчеркнуть).

4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)

5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_______________

Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? _______________________________________________________

7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?______________

Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________

Как часто? При каких ситуациях?

– Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется. (нужное подчеркнуть)

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

- Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

- Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром;

- Расширить кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.

- Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

- Ознакомить дошкольников с башкирскими народными приметами

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природаявляется источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

I ЭТАП - Информационно-аналитический

Тема: Сроки Форма распространения опыта

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

Сентябрь- август: Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры

Сентябрь- август: При проведении НОД и других форм работы с детьми.

При организации игровых досугов, праздничных утренников.

Составление перспективного плана работы с детьми дошкольного возраста.

Сентябрь:Разработать анкеты опроса родителей.

Апрель-август: Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

II. ЭТАП — внедрение в практику

Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.

Сентябрь-август: Наглядный материал

Октябрь, март: Подготовка анкет,памяток, рекомендаций для родителей и детей.

Подготовка материала к информационным уголкам для родителей

III. ЭТАП — представление опыта работы по теме

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. В течение года Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.

Обобщение опыта. Оформление отчета, самоанализ педагогической деятельности.

Перспективное планирование

Беседа о том, какие признаки лета еще сохранились.

Научить детей различать овощи и фрукты.

- Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.

Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде у детей.

Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе. Способствовать всестороннему развитию ребёнка.

- Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах.

- Наблюдение за птицами на прогулке.

- Кормления птиц на прогулке.

- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.

Формировать представление детей о зимующих птицах, о том,как птицы приспособлены к жизни в это время года. Воспитывать желание помогать птицам,развивать умение сравнивать разных птиц.

-Экспериментирование с водой.

- Изготовления и украшение кормушек для птиц.

- Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

- Составления рассказов о рыбах.

- Рассматривание иллюстраций зимних рек.

- Экспериментирование с водой.

- загадывание загадок о рыбах.

- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.

Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь.

- Заучивание загадок о рыбах.

-Экспериментирование с ветром.

- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.

Привлечь детей и родителей к созданию книжного уголка, пополнить знания детей о русских писателях

- Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Башкирии, растениях занесенных в Красную книгу.

- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.

Учить детей видеть красоту родной природы, уметь любоваться ею. Учить распознавать деревья и кустарники, относиться к ним как к живым существам. Познакомить с национальными праздниками, приметами и загадками.

Познакомить родителей как правильно воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к животным.

- Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.

Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы. Развивать умение делать выводы.

- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.

Систематизировать представления детей о животных и растений, живущих рядом с детьми, учить детей ухаживать за ними.

- Наблюдение за цветением липы.

- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.

- Знакомство с деревенским праздником начало сенокоса.

- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.

Уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию.

- Наблюдение за дождем.

- Знакомство с народными приметами и загадками Приложение № 1.

Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.

Предоставить отчёт по экологическому воспитанию.

2. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников : экологические праздники, викторины, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2005.

5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятии по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2007

7. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.

8. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

9. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. Москва, Сфера, 2006г.

10. Молодова. Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.

11. Нафикова З. Г., Березина А. Г. Этноэкологические наблюдения природы на основе башкирских народных примет (картотечное планирование) : Методическое пособие. – Уфа: Изд. ИРО РБ, 2017.

12. Николаева С. Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.

14. Шишкина В. А. Прогулки в природу : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2002.

15. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.

16. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой – М. : АРКТИ, 2004.

Хоть и тонок канат, а запутаешься – не будешь рад (Паутина)

Что ни деревце – то ларцы, и во всех живут птенцы (Горох)

За оградой золотой дома черные видны. Сколько домов – столько жильцов (Подсолнух)

Сверху - ветви смуглые, внизу – клубни круглые (Картофель)

Листья сверху сама в земле. Как мясо, красновата, для зуба – жестковата (свекла)

По осени лысеет, весной молодеет. Летом – молодой, зимой – старик седой (дерево)

Поселился на горе медведь, тысяча ему лет, а ничего ведь (дуб)

Не ведро, не бочка, а вода течет (Туча)

Руку тянет в небосвод, раскрывая красный рот (цветок)

У агая в саду домики на виду, носит его дочь сладость день и ночь (пчела)

И летом бегом, и зимой вскачь. Бедной лошади хоть плачь (телега)

Верблюдица белая ничего не делает, а за ноги хватает (холод)

На улице батыр, в избе плакса (снег)

Никто не тронул, а щека треснула (Лед)

Напевает, бегает, о чем поет не ведает (Ветер)

Пришел серенький волчок, сгрыз у дома весь бочок (мышка)

Черная корова под землей, мелет муку день-деньской (крот)

Красная корова гору лижет (солнце)

Синее озеро полно рыбок золотых (небосвод)

Зимой раздет, летом одет (лес)

Дед идет, белобород, шубу белую трясет (зима)

Вечером придет, всю ночь на земле проведет, утром уходит (иней)

Поверх хвороста иголка ходит (Вышивание)

Медведь рычит – только пыль летит (мелют муку на мельнице)

Вползет отара и шасть под нары (холод)

Как посмотришь глаз болит (солнце)

Бежит, бежит из года в год, а до места не дойдет (река)

Рождается осенью, умирает весной (лед)

И плачет, и злится, что в избу не пробиться (буран)

Летом в чулане, зимой с нами (валенки)

Воробей без клюва, а лед долбит (Капель)

В белом платьице сама, расписная бахрома (береза)

Белое одеяло снимает, спину греть начинает (весна)

Над синим озером торопко протянулась в небе тропка (дикие гуси)

Без лестницы вверх поднимается, без веревки вниз спускается (птица)

Не сеяли, а вырос, не звали, а пришел (Цветок)

Одна поблескивает, другой потрескивает (Гром, молния)

Ветер ел его да ел, покуда он не облысел (Одуванчик)

Синий конь стремглав бежит, синяя попона на ветру дрожит (Река)

По большой дороге караван идет, и утром, и вечером караван бредет. На гору не заберется – хвост внизу остается (река)

Конь поджарый – два горба, тяжела его арба (Муравей)

Навар выпивают, мясо выкидывают (чай)

Мешочек маленький – сладенький да аленький (малина)

Толст да широк, по две дырки на боку и шапка наверху (дом)

Не река, а волны ходят (Хлебное поле)

Там где девясил, конь не падет.

Пчелиное жало целебно.

Пчела не ужалит – мед не достанется.

Сильный рой отличишь по гудению.

Праздник Сумбуля проводили осенью. Ведущей праздника избиралась светловолосая девушка. Выходили в поле, на ветки деревьев завязывали разноцветные лоскутки, ленты. Бабушки читали молитвы, дарили друг другу подарки, желали счастья, здоровья, благополучия.

Науруз – праздник нового года по солнечному календарю, совпадающий с днем весеннего равноденствия. Организовывался чтобы задобрить природные силы и духи предков для хорошего урожая, благополучия в новом году. Во время праздника молодежь, дети ходили по дворам, прославляли хозяев, желали благополучия в новом году, взамен получали подарки.

Устраивалась общая трапеза, где обязательным угощением была ритуальная пища из злаковых культур. В завершение проводились различные состязания: в борьбе, беге, скачках.

Грачиная каша – это весенний праздник в котором культ птиц переплетался с представлениями о плодородии земли. В нем участвовали только женщины и дети. Из уважаемых пожилых женщин выбиралась распорядительница. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали еще голые ветки деревьев лентами, бусами, лентами. Проводили хороводы, танцы игры, соревнования, пели песни.

Кукушкин чай – это древний женский праздник – угощение в честь кукушки.

Накануне праздника мальчики обходили каждый дом, собирали угощения. На этот праздник выходили женщины и дети. Проводили на лужайках или у реки. Пока готовилась праздничная пища, играли в разные игры, плясали, пели частушки.

Сабантуй в древности праздновали перед отъездом на летние пастбища. Теперь его празднуют после окончания полевых работ. Главное значение отводилось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода. Проводились скачки, борьба курэш, и соревнования сэсэнов – сказителей.

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПОДГОТОВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ: ТОТРОВА.

Экологическое воспитание дошкольников. Ознакомление с насекомыми Мир природы вокруг нас (насекомые) Экологическое воспитание дошкольников Рябова Елена Николаевна Воспитатель «Мир, окружающий ребенка,.

Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

И.О. заведующего МДОУ « Детский

по теме: «Экологическое воспитание

детей среднего дошкольного возраста

на 2019-2020 уч.год

Воспитатель: Илингина М.В.

План работы по самообразованию на 2019-2020 уч.г од

Воспитатель : Илингина М.В.

Ведущая педагогическая идея:

Актуальность выбранной темы:

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.

Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.

Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.

Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.

Формировать представления о причинно-следственных связей внутри природного комплекса. Развивать интерес и активность в процессе познавательно - исследовательской деятельности, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города. Развивать осознанное отношение к себе как к активному субъекту окружающего мира.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

• повышение уровня педагогической компетенции по экологическому воспитанию детей среднего возраста через игру

• совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей, разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную тему.

Ожидаемые результаты для детей:

• позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным

• осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через игры

• активность в познании окружающего мира через игры

• воспитание доброты и отзывчивости, стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям (кормление, бережное отношение и т.д.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

План самообразования по теме:

" Экологическое воспитание

детей дошкольного возраста".

Хапачевой Саиды Махмудовны

воспитателя высшей квалификационной категории

на 2016 - 2017 уч.г.

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

Составление перспективного плана работы

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры

При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, педагогических часов, родительских собраний. При организации игровых досугов, праздничных утренников

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Выставка игр, пособий для практической деятельности.

Разработать карты мониторинга.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

"Под парусом Лето плывёт по Земле".

Июнь, июль, август

Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов.

II. ЭТАП — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Календарно – тематическое планирование

Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.

Просмотр деятельности педагога

Подготовка анкет,
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Составление перспективного плана работы.

Подготовка материала к информационным стендам.

День открытых дверей

III. ЭТАП — представление опыта работы по теме

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

Подготовка статьи для публикации в СМИ

Презентация опыта работы по теме самообразования

Творческий отчёт для педагогов ДОУ г. Майкопа.

Информационные листы в виде таблицы с результатами

IV. Работа с семьёй

1. Оформление родительских уголков по теме "Наш режим", "Примите наши правила" "Расписание НОД"

2. В родительских уголках отразить вопросы развития индивидуальных способностей детей в ДОУ и семье.

Групповые родительские собрания

По плану работы с родителями

День открытых дверей

Фотоотчет и презентация

V. Мероприятия для детей

Выставка поделок из природного материала и овощей

Выставка детских рисунков

"Земля - наш дом родной"

КВН и викторины по экологии

Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа.

Тип проекта: групповой, долгосрочный, творческо-исследовательский.

Интеграция образовательных областей: познаний (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд, социализация, здоровье, безопасность.

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители

Длительность проекта: долгосрочный

Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Основные задачи проекта:

Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах

Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям

Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)

Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.

Актуальность проблемы:

От нас, взрослых, зависит какими вырастут наши дети! Мы, родители, воспитатели должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства.

Проблема загрязнения окружающей среды сейчас очень актуальна. Экономический рост, с точки зрения экологов, идёт дикими, необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы Страна в погоне за экономических процветанием приносит в жертву окружающую среду. Пришла пора осознать , что человек не властелин природы, а её часть и выходец, Человек – единственный зоологический вид, наделённый разумом и нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Учёные доказали, что ныне до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды. Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающему нас миру.

Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие , эмоциональные впечатления, которые надолго ( а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды , развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. И вся нравственная направленность ребёнка ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения, умение оценивать действия людей и формировать собственное отношение к природе.

Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Основные задачи проекта:

Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах

Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям

Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)

Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.

Формы и методы проекта:

- Интеграция образовательных областей: познание (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд.

- наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы

-экскурсии и целевые прогулки на территории д/с (по экотропе) и в природе ( в парк, поле, луг)

-работа с календарями природы

- сбор коллекций семян, камней, листьев

- опыты, поисковая деятельность

- создание проблемных ситуаций

- экологические досуги, праздники, фольклорные вечера

- беседы, рассказы, чтение художественной литературы на экологические темы

- игры с моделями

- диагностика экологической воспитанности детей

- консультативная работа с родителями

Ожидаемые результаты:

повышение экологической грамотности , развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

приходит понимание в необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.

Совершенствование психических процессов:

Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения;

Стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

Развитие логического мышления и памяти;

Линии развития личности:

Физическое развитие :

- формирование здорового образа жизни.

Социальное развитие:

- формирование способов общения.

Познавательное развитие:

-обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

- формирование системы экологических знаний и представлений.

Эстетическое развитие:

- развитие эстетических чувств (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть красоту природы, восхищаться ею, желание её сохранить)

Нравственное воспитание:

- воспитание гуманного отношения к природе.

Трудовое воспитание:

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,

по охране и защите природы.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

Осознание поставленной цели.

Овладение различными способами решения поставленных задач;

Способность предвидеть результат, основываясь на своём прошлом опыте;

Поиск различных средств для достижения цели.

Задачи для педагога:

- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Задачи для родителей:

- освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании;

- создавать в семье благоприятные условия для развития личности, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;

- объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

1 ЭТАП . ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ :

- определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.

- вовлечение родителей в активное эколого-образовательное пространство детского сада

- выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада;

- сбор необходимой информации , литературы, материала, средств, необходимых для реализации проекта;

- определение содержания деятельности всех участников проекта.

2 ЭТАП .ОСНОВНОЙ :

- работа с детьми по перспективному плану;

- оформление выставок на разную тематику;

- оформление и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада

Цель: создание нового культурного образа дошкольного учреждения через улучшение дизайна территории детского сада. Создание развивающей среды из бросового материала

( автопокрышек, пластиковых бутылок, брёвен и др)

Практические результаты:

- современный дизайн и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада с наибольшей пользой для детей;

- удовлетворение от того, что всем посетителям приятно прогуливаться с детьми по участку нашего детского сада, полюбоваться и подышать ароматами цветов, высаженных воспитателями на клумбах , отдохнуть на лавочке, оформленной в виде льва, а детям по кататься на импровизированной машине.

Цель: формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, исследования и природоохранная деятельность по изучению растений и животных во взаимосвязи с его экосистемой, развивать коммуникативные качества детей.

Цель: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе изучения народного фольклора., воспитание творчески развитой личности.

Цель: расширение знаний детей о зависимости мира природы и деятельности человека, формирование представлений о целесообразности вторичного использования бытовых отходов в изготовлении новогодних украшений.

В ходе акции были проведены:

украшений для ёлки.

Мастерская природы . Цель: создание сувениров-подарков для мам и бабушек на 8 Марта, с использованием природного материала.

Цветочная мозаика. Цель: закреплять знания детей о цветочных растениях, правилах посадки и ухода за ними , формировать трудовые навыки ,учить пользоваться садово-огородным инвентарём, обучать правилам дизайна цветников,, развивать творчество и фантазию детей.

3 ЭТАП . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

- Анализ деятельности и обобщение результатов работы

- Презентация проекта (фото, видеозаписи развлечений, выставки рисунков и поделок детей)

- Удовлетворенность всех участников проекта

Работа с родителями

- Беседы, консультации, собрания

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе

Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.

Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков

Экскурсия в парк.

Беседа с детьми о животных леса, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Читайте также: