План самообразования решение наглядно действенных задач на уроках математики в начальных классах

Обновлено: 02.07.2024

Тема самообразования:_________________________________________________

Цель:_________________________________________________________________

Перечень вопросов по самообразованию:

1.Изучение психолого-педагогической литературы.

2.Разработка программно-методического обеспечения.

3.Участие в проектной или исследовательской деятельности.

4.Анализ и оценка результатов деятельности учащихся и своей педагогической деятельности.

5.Изучение педагогического опыта других педагогов.

6.Распространение своего педагогического опыта.

7.Использование современных педагогических технологий для повышения качества проведения учебных занятий и занятий по внеурочной деятельности.

8.Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.

Предполагаемый результат:

1.Разработка рабочих программ по учебным предметам и программ по внеурочной деятельности.

2.Формирование у обучающихся положительного отношения к школе, понимание необходимости учения; способности к самооценке; умение планировать и контролировать свои действия, формулировать собственное мнение; сотрудничать с любым партнером; осуществлять поиск необходимой информации

3.Повышение качества преподаваемых предметов.

4.Выступление на педагогических советах, семинарах различного уровня, форумах и т.д.

5.Умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе : выступление на конференциях, педагогических советах, семинарах, форумах, публикации материалов, участие в конкурсах и др.

Форма самообразования : индивидуальная, групповая, коллективная.

Этапы по самообразованию :

Изучение литературы по проблеме, либо имеющегося опыта

Курсы повышения квалификации.

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы, либо освещение собственного педагогического опыта.

Работа по теме (написать свою тему самообразования).

Выступление по теме самообразования на (указать место выступления).

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС (указать предметы).

Выступление на (указать статус и тему).

Участие в Методических декадах.

Участие в конкурсах и др. мероприятиях.

Оформление результатов работы.

Ежегодно, либо укажите срок

Участие в работе (укажите где, уровень).

Участие и результаты в конкурсах и олимпиадах (уровень).

Участие в работе сайта прогимназии, собственного сайта либо страницы.

Консультации с педагогами, учащимися, родителями.

Распространение опыта работы

Участие в конкурсах, сайт, выступление и др.

Индивидуальный план

Выбор темы самообразования.

Знакомство с педагогической, психологической, методической, периодической (интернет) литературой по теме самообразования.

Методическая литература, интернет-ресурсы…

Определение темы самообразования.

Составление индивидуального перспективного плана самообразования.

Повышение качества преподавания предметов (каких), формирование УУД (каких) и др.

Знакомство с новыми педагогическими технологиями, способствующими формированию УУД (какие) учащихся: гипотеза, эксперимент, результаты.

Методическая литература, интернет-ресурсы.

Разработка новых форм, приемов обучения и воспитания.

Повышение квалификации на курсах по теме внедрения.

Разработка рабочих программ по предметам и курсам внеурочной деятельности

Методическая литература, примерные образовательные программы, интернет-ресурсы.

Психолого-педагогическое направление

Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

Научно-популярная литература, интернет-ресурсы

Улучшение психологического климата в коллективе.

Проведение диагностического исследования по теме самообразования (конкретизировать исследование)

Методическая литература, периодические издания, интернет-ресурсы.

Результаты диагностического исследования, принятие действий, направленных на решение проблемы по теме

Проведение формирующего эксперимента, анализ результатов (если такое проводилось).

Методическая литература, периодические издания, интернет-ресурсы.

Анализ результатов исследования.

Методическое направление

Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения.

Посещение уроков, мастер-классов, семинаров, литература

Анализ и самоанализ уроков.

Участие в методической работе прогимназии

Заседания, совещания, методические декады и др.

Участие в работе педагогических советов

Участник, слушатель и др.

Участие в работе педагогов-наставников, школы педагогического мастерства

Семинары, конкурсы и др.

Другие мероприятия по теме

Информационно-компьютерные технологии

Изучение ИКТ-компетентностей и их внедрение в учебный процесс

Интерент-ресурсы, мероприятия по обмену опытом

Создание мультимедийных презентаций, видеороликов

Интерент-ресурсы, мероприятия по обмену опытом

Другие мероприятия по теме

Охрана здоровья

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий

Методическая литература, интернет-ресурсы.

Разработка эффективных физкультминуток, проведение прогулок и экскурсий, походов.

Повышение уровня здоровья, эстетического и нравственного развития.

Экскурсии, классные мероприятия.

Здоровый образ жизни

Методическая литература, интернет-ресурсы, психологическая литература.

Повышение уровня здоровья младших школьников.

Другие мероприятия по теме

Изучаемая литература

Темы самообразования учителя начальных классов по ФГОС 2020-2021

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.

Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.

Групповая работа как средство формирования УУД.

Развитие проектных навыков у младших школьников.

Портфолио как средство развития УУД младшего школьника.

Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО.

Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Контрольно-оценочные действия на уроке в рамках реализации ФГОС НОО.

Взаимодействие учителя и учащихся на уроках литературного чтения по ФГОС НОО.

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка (математики, литературного чтения, окружающего мира) по ФГОС НОО.

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

Решение наглядно-действенных задач на уроках математики в условиях перехода на ФГОС НОО.

Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения.

Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО.

Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО.

Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО.

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Формирование эффективных навыков беглого чтения у младших школьников.

Проектная деятельность как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС.

Проектно – исследовательская деятельность как важное направление в начальной школе.

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов.

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях реализации ФГОС.

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов.

Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов.

Воспитание творческой направленности личности младших школьников в условиях коллективной деятельности.

Развитие речи младших школьников на уроках и внеклассных занятиях.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД.

Как организовать рабочий процесс по самообразованию учителя начальных классов по ФГОС

Смысл самообразования сводится к удовлетворению возрастающих потребностей учителя по самореализации, что достигается путём непрерывного повышения мастерства педагога и всестороннего развития личности. Суть этого процесса заключается в получении, анализе и совершенствовании умений решать те или иные задачи, овладевать навыками и культурой умственного труда, а также постоянно самосовершенствоваться.

Самообразование педагога начальных классов по ФГОС ставит перед собой следующие цели: ознакомление и овладение новыми профессиональными технологиями; работа над повышением качества компонентов, участвующих в образовательном процессе, в частности в обучении и воспитании детей; создание условий для всестороннего развития познавательной сферы учащихся. Для успешной реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи: изучить и частично (или полностью) применять новые педтехнологии; развивать познавательную активность у детей; постоянно повышать уровень своей методической грамотности; изучать методическую литературу по выбранной теме; обобщать и распространять полученный опыт.

Принципы работы над программой самообразования

Важное условие реализации программы по самообразованию — соблюдение таких принципов работы, как: непрерывность (учитель выбирает тему и работает над ней длительный период времени, обычно в течение 3–4 лет); взаимосвязь и преемственность (после окончания периода разработки одной темы педагог берёт следующую, как правило, связанную с предыдущей); соответствие целям (процесс освоения программы идёт в рамках поставленных целей и задач); доступность (теоретические принципы должны быть реальными для воплощения на практике); опережающий характер (учитель интересен детям любого возраста только в том случае, когда они уверены, что он знает больше, чем они, а учитывая темпы развития современного общества, педагог должен идти в ногу со временем); единство общей и профессиональной культуры (при составлении программы по самообразованию учитель должен следовать принятым в обществе нормам и правилам, соблюдать профессиональную этику).

Формы организации процесса самообразования

Самообразование может проходить в двух формах: индивидуальной (инициатором является сам учитель), включающей в себя посещение уроков других учителей, участие в советах педагогических работников школы, в работе методического объединения педагогов района, города, региона; групповой (инициатором выступает руководство отделов образования), предполагающей подготовку педсоветов, заседаний методических объединений, курсовую подготовку совместно с коллегами. Процесс подготовки каждого из этих мероприятий отображается в документальном виде (планы, сценарии, отчёты, сертификаты, дипломы) и составляет папку педагога по самообразованию.

Методической базой для изучения данного вопроса стали источники:

Статьи из сборников, журналов:

 Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. /Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования – М.; Педагогическое общество России, 2015.

 Сальникова Т.П. Педагогические технологии., М.Творческий центр 2007.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования./ МО и Н Российской Федерации – М.: Просвещение, 2010.


Тема самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики.

Актуальность: Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действии или операций мышления, связанных причинно-следствеными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности. Хорошо развитое логическое мышление позволяет ученикам применять приобретенные знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересом участвовать в собственном учебном процессе

Цель: способствовать формированию логического мышления школьников для успешного обучения в школе.

повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения упражнений по развитию логического мышления;

внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью повышения мотивации учащихся.

использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;

воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

разработка дидактических материалов, способствующих развитию логического мышления.

Перечень вопросов по самообразованию:

изучение психолого-педагогической литературы;

проанализировать возможности разных УМК для формирования логического мышления на уроках математики

анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

разработка дидактических материалов по развитию логического мышления на уроках математики;

формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,

формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;

участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;

умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, участие в конкурсах, публикация на сайте.

Форма самообразования: индивидуальная

Источники самообразования:

Курсы повышения квалификации

Семинары и конференции

Видео, аудио информация на различных носителях

Мероприятия по обмену опытом

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)

Этапы работы над темой

Содержание работы

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

1.Анализ профессиональных затруднений.

2.Определение целей и задач темы.

3.Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4.Изучение ФГОС начального общего образования.

5. Изучение методической, педагогической и психологической литературы по данной теме

Прогностический

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов

1. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО учителей начальной школы.

2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.

3.Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

4. Корректировка работы

Практический

Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.

1.Открытые уроки на школьном и районном уровне.

2.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Посещение уроков у учителей начальных классов школы.

4. Посещение семинаров.

5.Самоанализ и самооценка своих уроков.

Подведение итогов
Оформление результатов работы

1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

2. Выступление на заседании районного МО учителей начальных классов по теме самообразования.

3.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

5.Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы


-75%

Прежде чем рассмотреть логическое мышление детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом. Мышление- это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в неё действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательского и познавательного характера .

А. В. Петровский определяет мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза .

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности. Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций.

В научной литературе выделяется традиционная логика и классическая логика. Традиционная логика состоит из операций: определения, сравнение и различение, анализ, абстрагирование, классификация, умозаключения.

Развитие логического мышления у младших школьников – одна из важнейших задач начального образования. Недостаточная развитость логической сферы в первые годы обучения создаёт обучающимся большие трудности, которые не уменьшаются с переходом в следующие классы. Следовательно, логическое мышление младших школьников необходимо развивать в начальной школе.

Психолог Л.Ф. Тихомирова [26] в своём исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения в школе, справедливо отмечает, что логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. Подчёркивая значение математики в воспитании логического мышления, учёный выделяет общие положения организации такого воспитания:

-длительность процесса воспитания культуры мышления, осуществление его повседневно;

-недопустимость погрешности в логике изложения и обосновании;

-вовлечение детей в постоянную работу по совершенствованию своего

мышления, которая рассматривалась бы ими как личностно значимая задача;

-включение в содержание обучения системы определённых теоретических

знаний, во-первых, знаний о способах ориентировки в выполнении умственныхдействий.

Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно- теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления. Так, представители различных подходов и направлений сходятся во мнении о том, что при помощи мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза, обобщения и классификации осуществляются рассуждение, сопоставление различных суждений, выполнения умозаключения. Следовательно, развитие данных мыслительных операций у младших школьников будет способствовать

развитию логического мышления в целом. Придерживаясь различных подходов, исследователи единодушны в том, что в практике обучения необходима целенаправленная работа по развитию логического мышления у младших школьников.

Условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики

Развитие логического мышления- одна из главных задач начального образования. Успешное формирование и развитие логического мышления могут быть созданы в процессе изучения всех предметов. Но именно математика в силу своей внутренней логической структуры, как учебный предмет, в первую очередь формирует у учащихся начальных классов навыки и приемы логического мышления, так как учит делать выводы, выстраивать доказательства, анализировать ситуации, обобщать и сопоставлять факты и критически мыслить. Решение математических задач базируется на сформированности логических операций- умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого

Однако зачастую на практике наблюдается следующее: ученикам предлагается задача, они знакомятся с ней и вместе с учителем анализируют условие и решают ее. Если дать эту задачу через день- два, то часть учащихся может снова испытать затруднения при решении.

Наибольший эффект может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей. Это:

1) решение задач разными способами;

2) правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса к данным

или от данных к вопросу;

3) представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать картинку).

Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить. Разбивка текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

4) составление аналогичной задачи с измененными данными;

5) самостоятельное составление задач учащимися.

Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения решения. Как результат - ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти в убеждения. Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (активно или пассивно).

Необходимо на уроках математике систематически использовать задачи, способствующие целенаправленному развитию логического мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности [28]. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности. Эффективное развитие логического мышления у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач «на

важнейшее условие развития логического мышления младших школьников –вовлечение их в активную поисковую деятельность.

Методика разработана А.З.Заком и предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младшего школьника. Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого логического умения как

рассуждение, т.е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий. Ориентировочное время работы 30минут.

Инструкция испытуемым: «Вам даны листы с условиями 9 задач. Посмотрите на них. Первые четыре задачи простые: для их решения достаточно прочитать условие, подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто, по вашему мнению, будет самым веселым, самым сильным или самым быстрым из тех, о ком говорится в задаче.

В задачах 1-6 в ответе нужно писать одно имя, в задаче 7 – кто как считает правильным: либо одно имя, либо два. В задаче 8 обязательно писать в ответе только два имени, в последней задаче – 9 – три имени, даже если одно из имен повторяется.

Варианты логических задач:

1.Толя старше, чем Катя. Катя старше, чем Алик. Кто старше всех?

2.Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?

3.Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех?

4.Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех?

  1. Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на 2 года старше, чем Семенов. Кто
  1. Вера немного темнее, чем Люба. Вера немного темнее, чем Катя. Кто светлее
  1. Петя медлительнее, чем Коля. Вова быстрее, чем Петя. Кто быстрее?
  2. Рита темнее, чем Лиза, и младше, чем Нина. Рита светлее, чем Нина, и старше,

чем Лиза. Кто самый темный и самый молодой?

  1. Юля веселее, чем Ася. Ася легче, чем Соня. Соня сильнее, чем Юля. Юля

тяжелее, чем Соня. Соня печальнее, чем Ася. Ася слабее, чемЮля. Кто

Правильно решено 7 задач и больше - высокий уровень

От 4 до 6 задач - средний уровень__

Менее 4 задач - низкий уровень

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что педагоги и психологи сходятся во мнении о том, что логика мышления не дана человеку от рождения. Он овладевает ею в процессе жизни, в обучении. При отсутствии целенаправленной педагогической работы может не только не происходить развитие логического мышления, но и наблюдаться его деградация.

Поэтому целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников необходима и должна быть специально организована. Целесообразно проектировать и создавать развивающую образовательную ситуацию на уроках математики; создавать ситуацию осмысленного, самостоятельного решения задач.

Акцент важно ставить на природе внутренних связей и отношений между математическими элементами.

На следующий год планирую проведение опытно-педагогической работы экспериментального характера , что позволит выявить уровень логического мышления младших школьников на уроках математики.

На следующий год ставлю перед собой следующие задачи: при подборе и конструировании содержании предметного материала на уроках математики акцентировать внимание на данные разделы, и проводить с учащимися развивающие задания, обладающие мощным развивающим эффектом, решать различные типы задач, формирующие функциональную грамотность в области начального математического образования.

Умение логически мыслить – это значит уметь анализировать и делать правильные выводы. Без этого навыка ребёнку не обойтись не только на уроках, но и в повседневной жизни. Формирование логического мышления начинается в возрасте 2-3 лет и продолжается на протяжении всей жизни. В основе логического мышления лежит, образное мышление. Формирование логики процесс очень сложный, но необходимый для нормального физического, социального, психического развития ребёнка. Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем?

Система школьного образования в данное время подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания.

Таким образом, актуальность обусловлена современными тенденциями образования, так как развитие логического мышления способствует повышению культуры мышления, что ведет к взаимопониманию, точному выражению мыслей, умению находить ошибки в рассуждениях.

Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: решать творческие задачи, находиться в поиске, анализировать и интерпретировать информацию. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. (Приложение № 1).

В основу работы была положена следующая гипотеза: уровень логического мышления влияет на успеваемость учащихся.

Развитие логического мышления младших школьников будет успешно осуществляться, если:

- использовать систему определенных задач (орфографических, математических);

- младший школьник будет являться не только объектом, но и субъектом развития логического мышления;

- в классе будут созданы благоприятные педагогические условия для развития логического мышления.

Исходя из поставленной цели, определила задачи:

- обеспечить мотивацию учащихся к освоению логических операций;

- использовать деятельностный и личностно ориентированный подход к развитию логического мышления школьников;

- обеспечить вариативность содержания учебных занятий;

- ввести в структуру урока этапы, позволяющие акцентировать внимание и сосредотачивать усилия на развитии логического мышления учащихся;

- использовать на уроках специально подобранные учебные задания с учётом возрастных особенностей мышления детей;

- активно использовать при выполнении логических заданий наглядно-действенных и игровых методов обучения.

В ходе работы над темой столкнулась с рядом противоречий:

- между стремлением младшего школьника к творчеству, самовыражению и традиционной организацией учебного процесса;

- между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;

- между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;

- между объективной потребностью формирования умений и навыков логического мышления и невозможностью ввести дополнительные занятия по логике в учебный план в связи с загруженностью школьников.

Моя педагогическая идея – это создание в начальной школе педагогических условий для успешного развития логического мышления через включение младших школьников в творческую деятельность, приносящую радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Ориентация на процесс обучения, а не только на результат.

В своей работе использую такие технологии обучения, как:

  • технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
  • игровые технологии;
  • технология уровневой дифференциации.
  • развитие логического мышления, мыслительных процессов;
  • умения выявлять существенные признаки предметов.

Берётся квадратная таблица, разделённая на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен изображениями треугольников, нижний — изображениями кругов (фигуры расположены по убывающей величине). В левой и правой колонках сверху вниз расположены треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой колонке — самые крупные, в правой — самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены.

Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках 6 фигур, нарисованных под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выбранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребенок должен учесть принцип построения таблицы (сочетание классификации фигур по форме и сериации по величине) и найти для каждой фигуры нужный ряд и колонку.

За каждую правильно отмеченную клеточку начислялось одно очко. Таким образом, сумма очков за решение задачи составляла от 0 до 6. Максимальное количество очков за вы­полнение всего задания — 6.

По качеству выполнения диагностируемых действий было выявлено три группы детей.

Первая группа. Дети учитывают форму объектов, но не учитывают величину.

Вторая группа. Дети учитывают форму объектов и только частично учитывают величину. В силу этого допускают отдельные ошибки при размещении объектов по величине.

Третья группа. Дети, которые корректно учитывают и форму, и величину размещаемых фигур. Допускаются лишь отдельные незначительные ошибки в определении места фигуры по величине.

После проведения диагностики в 1 классе были получены следующие результаты. (Приложение № 2)

Для (20%) детей характерен высокий уровень (третья группа) развития логического мышления, (38%) детей имеют средний уровень (вторая группа) развития интеллекта, а у (42 %) учеников логическое мышление развито слабо (первая группа).

Анализ диагностических работ учащихся показал, что требуется систематическая работа по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики.

На каждом уроке математики выявляла степень сформированности гибкости, оперативности мыслительных действий, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и др.

Для успешной и результативной работы с учащимися начальных классов использую следующие приемы формирования логического мышления с применением ИКТ:

1. Приём сравнения предметов. В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими умениями:

а) выделение признаков;

б) установление общих признаков;

в) выделение основания для сравнения;

г) сопоставление по данному основанию.

Сравнение может идти

  • по качественным характеристикам (цвет, форма)
  • по количественным характеристикам: больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже и т.д.

Этот приём можно использовать на любом этапе урока. (Приложение № 3)

2. Приём анализа и синтеза

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при решении задач. (Приложение № 4)

3. Приём обобщения.

Умения необходимые для овладения этого приёма:

  • Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать общее понятие через единичные (действие отнесения),
  • Группировать объекта на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения) группировку в уме.

Учащиеся мысленно объединяют предметы и явления в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. (Приложение № 5)

4. Приём классификации.

Это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основа обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения. (Приложение № 6)

5. Закономерность.

Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения (гипотезы). (Приложение № 7)

Таким образом, формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся начальной школы в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.

Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя - полнее реализовать эти возможности при обучении детей математике.

Данные приёмы развития логического мышления младших школьников на уроках математики оказывают положительное влияние на развитие операций логического мышления, а, следовательно, и на развитие логического мышления в целом при систематическом их использовании в течение даже нескольких месяцев целенаправленной работы.

Список литературы

Читайте также: