План самообразования логопеда доу по теме су джок терапия

Обновлено: 05.07.2024

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

– проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Актуальность . Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 4–5 лет, когда уже пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа кружковой деятельности.

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Новизна . Одно из направлений педагогической деятельности - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-Джок терапии. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-Д жок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. В следствии чего была выдвинута гипотеза , что если систематически использовать приемы су-джок терапии, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно, сократятся сроки коррекционной работы.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.

Цель использования Су-Джок терапии:

Коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Развитие мелкой моторики для дальнейшей подготовки руки ребенка к письму и профилактики дисграфии в начальной школе.

Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, используя приёмы Су-Джок терапии.

Развивать координацию движений у ребенка.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, речевую моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к деятельности, усидчивость, терпение, стремление к достижению позитивного результата.

Принципы работы кружка :

Научность (использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик).

Доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).

Активность (участие воспитателей группы и родителей).

Систематичность и последовательность (реализация мероприятий постоянно, а не от случая к случаю).

Оптимальность, сбалансированность, строгая дозированность нагрузки.

Комплексность и интегративность (решение коррекционных задач в рамках целостного педагогического процесса).

Результативность (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, получения положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей).

Методические рекомендации по организации занятий

Программа рассчитана на детей в возрасте 6 - 7 лет. Срок реализации программы – 1 год. Кружок “Волшебные шарики” проводится для детей подготовительной группы.

Структура и формирование дополнительного образования в рамках кружка:

продолжительность занятий - 30 минут;

периодичность занятий - работа ведется во второй половине дня:1 занятие в неделю . Всего 4 занятия в месяц. Итого 26 занятий в год. Не берутся в счет месяца – сентябрь, май;

схема организации занятий.

Формы организации обучения:

Специально организованное занятие.

Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия.

Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:

дидактическая игра, создающая мотивацию (3-5 мин.);

затруднения в игровой ситуации (1-3 мин.);

открытие нового знаний и умений (5-7 мин.);

воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.);

повторение и развивающее задание (3-4 мин.);

итог занятия (2 мин.)

Пути реализации Су-Джок терапии:

Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, консультирование). Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

В процессе использования упражнений Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем.

Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.

2. Словесные приемы.

Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.

3. Игровые приемы.

Занятие-игра, игровые упражнения.

4. Наглядные приемы.

5. Практические действия.

Массаж кистей, стоп и пальцев.

Этапы работы по Су-Джок терапии .

Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.

Закрепление знаний в упражнениях, играх.

Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

При организации работы по Су-Джок терапии мы придерживаемся следующих требований.

Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).

Эмоциональное сопровождение:

атмосфера эмоциональных , положительных эмоций;

заинтересованность взрослых в успехах детей;

собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

В результате использования Су-Джок терапии мы ожидаем:

благоприятное воздействие на весь организм;

стимуляция речевых зон коры головного мозга;

развитие координации движений и мелкой моторики;

развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Су - Джок терапия - нетрадиционная здоровье сберегающая технология.

В. А. Сухомлинский.

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

Массаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания.

Массажер “Су-Джок”, “Су”-кисть, “Джок”-стопа представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. “Су-Джок” – последнее достижение Восточной медицины. Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Он оказывает благотворное влияние на весь организм. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).

Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования. Су-Джок -терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой моторики, отмечено, что данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.

Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории, упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков (прокатывая массажер между ладонями, ребёнок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука), развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. Эта работа проводится в игровой форме, с использованием наглядного материала.

Практическое применение Су-Джок терапии в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников.

Су - Джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.

Су - Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Для осуществления форм коррекционно-развивающей работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов Су-Джок терапии.

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Весь практический материал можно условно разделить на две группы:

- помогающий непосредственному речевому развитию ребенка;

- опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание специалистов.

Су-Джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления.

Су-Джок терапия совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.

В нашем ДОУ Су-Джок терапия реализуется в следующих направлениях:

• работа с педагогами по знакомству с Су-Джок, приемами работы по его использованию;

• работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности; в повседневной жизни);

• работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, консультирование);

В коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда важным направлением является работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с нарушениями речи.

Наряду с традиционными технологиями развития мелкой моторики мы используем Су-Джок терапию.

Цель использования метода:

-стимуляция точек соответствующих речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата посредством разных видов массажа и игр.

• нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга;

• содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать мышечный тонус;

• совершенствовать навыки пространственной ориентации;

• развивать память, внимание, воображение и другие высшие психические функции.

Су-Джок терапия в рамках логопедических занятий осуществляется поэтапно.

I этап: Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.

II этап: Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап: Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формах.

Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет добиться следующих преимуществ:

• сократить сроки коррекционной работы;

• повысить качество работы;

• снизить энергетические затраты;

• наладить преемственность в работе всех лиц, заинтересованных в коррекции речи детей.

В ходе Су-Джок терапии развивается не только пальчиковая моторика, ловкость и координация движений, но и повышается физическая и умственная работоспособность, создаётся база для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также активизируется словарь, развиваются лексико-грамматические категории, развивается чувство ритма. Упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков (прокатывая массажер между ладонями, ребёнок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука). Немаловажным является и положительный эмоциональный фон занятия. Эта работа проводится в игровой форме, с использованием наглядного и практического материала.

Мы применяем Су-Джок массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Приемы Су-Джок терапии, используемые на логопедических занятиях.

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Массаж эластичным кольцом, который помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

В) массажный шарик с шипами.

• предложить ребенку опустить руки в пальчиковый бассейн и потрогать фасоль, горошины или гречку;

попросить ребенка переложить: фасоль, гречку, горох горстью, щепоткой, указательным и большим пальцами

провести пальчиковую гимнастику:

- согреть фасолинки, горох, гречку;

- потереть между ладонями;

- предложить ребенку закрыть глаза и достать на ощупь предметы заданной формы или фактуры.

Материал: резиновые массажные мячики с шипами разного размера, Су-Джок шарик.

Попросить ребенка сжать шарик (между ладонями рук; в кулачках; сильно сжать в кулаке и удержать его в таком положении при счете от 1 до 5, затем под счет 6-10 расслабить руку, удерживая шарик). Повторить несколько раз;

между ладонями рук; по тыльной стороне кисти; с помощью вращательных движений сначала в одну, затем в другую сторону; по вертикали);

показать ребенку как катать горошинку (зернышко гречки) между подушечками двух пальцев двух пальцев;

взять шарик одной рукой и вращать ее в разных направлениях;

вращать один шарик вокруг другого, удерживая их одной рукой;

предложить ребенку поднять мелкий предмет со стола большим и указательными пальцами (большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем, не помогая себе другими пальцами; указательными пальцами обеих рук, средними обеих рук и т. д.).

Применение таких нетрадиционных технологий как Су-Джок терапия способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

№п/п Содержание сроки

Изучение методической литературы.

Оформление папки – передвижки:

Обобщение педагогического опыта с воспитателями по теме:

«Су-Джок терапия

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

Отчет на педсовете (система работы) в теч. года

в соответсвии с год. планом

Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников " Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников" Находясь на границе соприкосновения.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе Составила: логопед-Лепшокова Анжела Борисовна Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из.

Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений Логосказки, как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений. Пояснительная записка. Анализ реальной ситуации, сложившейся в.

Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Статью подготовила: учитель-логопед первой квалификационной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: «Использование Су-Джок терапии как современной

Забота о здоровье — это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… (В.А. Сухомлинский)

Актуальность: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития :

§ нарушение дыхания и голосообразования;

§ нарушения общей и мелкой моторики;

§ расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

§ заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;

§ нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития :

§ нарушения оптико-пространственного праксиса;

§ расстройство памяти (особенно слуховой);

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.

— изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.

-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;

— создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)

— привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;

— выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;

— подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье.

Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2020-2021, 2021-2022 учебные года.

Участники: дети, воспитатели и родители группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Ожидаемые результаты:

§ познавательная и речевая активность;

§ правильное речевое дыхание у детей;

§ сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

§ положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

§ отсутствие напряжения и скованности у детей;

§ улучшение соматического здоровья детей-логопатов;

§ использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии. Одной из таких нетрадиционных инновационных техник является техника Су-Джок, в последнее время активно использующаяся учителями логопедами ДОУ.

Педагогическая технология

высшей квалификационной категории

Буданцева Алла Сергеевна

Пояснительная записка

В настоящее время особое внимание как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и совершенствование содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях. Учитывая статистические данные системы здравоохранения, фиксирующие состояние здоровья детей можно сказать, что острой медико-социальной проблемой остается ухудшение общего состояния здоровья детей.

Актуальность проблемы здоровья детей обусловлена также тенденциями развития российского образования, связанными с созданием здоровьесберегающих технологий.

Владение инновационными педагогическими здоровьесберегающими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные здоровьесберегающие технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, я используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для моей работы технологии, помогающие оптимизировать мою коррекционно-развивающую работу.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Из всего многообразия инновационных технологий, применяемых мной в собственной логопедической практике, я выделяю технологию пальцевого и кистевого массажа: Су - Джок терапию. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины.

Создатель метода Су-Джок - южнокорейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются "пультами дистанционного управления" здоровьем человека.

Упражнения с использованием техники Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают разнообразить занятия и повысить интерес, способствуют созданию благоприятного психофизиологического комфорта для детей во время занятия.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что сохранение и укрепление здоровья являет собой одну из приоритетных задач системы дошкольного образования и требует внедрения определенных инноваций и принципиально новых подходов к решению этих задач.

Цели и задачи реализации технологии

Цель использования метода - стимуляция точек соответствующих речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата посредством разных видов массажа и игр.

нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга;

содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать мышечный тонус;

совершенствовать навыки пространственной ориентации;

развивать память, внимание, воображение и другие высшие психические функции.

Данные задачи относятся ко всему дошкольному возрасту и видоизменяются, и усложняются на каждой возрастной ступени развития детей.

Влияние техники Су-Джок на возрастные особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук.

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной и ручной. Влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование моторной и речевой области.

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии. Одной из таких нетрадиционных инновационных техник является техника Су-Джок, в последнее время активно использующаяся учителями логопедами ДОУ.

Предполагается, что систематические упражнения Су-Джок, тренирующие движения кистей рук и мелких мышц пальцев рук и ног, а также их оздоравливающее действие, основанное на знаниях восточной медицины, будут благоприятно воздействовать как на тактильные области и речевую зону, так и общее оздоровление дошкольников.

Техника Су-Джок практически не имеет противопоказаний по отношению к детскому организму основных групп здоровья.

Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод развития одновременно и мелкой моторики, и двигательной активности, и речи дошкольников. Применение Су-Джок -массажеров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает умственную работоспособность детей.

Планируемые результаты освоения технологии

Результатами освоения технологии являются целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных физических и речевых достижений ребенка.

Отношение ребенка старшего дошкольного возраста к здоровью носит устойчиво положительный характер.

К планируемым результатам освоения технологии можно отнести:

благоприятное воздействие на весь организм, снижение заболеваемости;

стимуляция речевые зоны коры головного мозга;

использование полученных знаний и сформированных умений в определенной речевой ситуации;

повышение уровня знаний в плане речевого развития (всех компонентов речи);

развитие координация движений и мелкой моторики;

развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Содержательный раздел технологии

1. Описание оздоровительной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

В соответствии с ФГОС Су-Джок – терапия, реализуемая как одна из современных инновационных здоровьесберегающих технологий, представлена в пяти образовательных областях.

Приемы и формы работы Су-Джок – терапии.

Инструменты Су-Джок терапии, применяемые мной в коррекционно-развивающей работе:

Су-Джок технология в рамках логопедических занятий осуществляется поэтапно.

I этап: Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.

II этап: Закрепление знаний в упражнениях, играх.

Поглаживание мяча Су-Джок

Прокатывание мяча Су-Джок по столу

Прокатывание мяча Су-Джок по ладони

Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук.

Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук поочередно.

Прокатывание мяча Су-Джок по ладони руки в разных направлениях.

Прокатывание мяча Су-Джок по всей руке

Удерживание пальцами одной руки мяча Су-Джок

Поднятие двумя одноименными пальцами обеих рук мяча Су-Джок

Надавливание пальцами на мяч Су-Джок

Перекидывание, обхватывание мяча Су-Джок

Подбрасывание мяча Су-Джок

Прокручивание пальцев на шарике

Раскрытие шара и движения с половинками массажера

III этап. Работа с массажными колечками Су-Джок

1.Надевание колечек на один палец

2.Надевание и прокатывание кольца на пальцы одной руки (без названия пальцев рук)

IV этап: Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формах.

Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет добиться следующих преимуществ:

• сократить сроки коррекционной работы;

• повысить качество работы;

• снизить энергетические затраты;

• наладить преемственность в работе всех лиц, заинтересованных в коррекции речи детей.

Читайте также: