План развивающей работы по развитию психических процессов или компонента готовности к школе

Обновлено: 05.07.2024

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность.

Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.

Для того, чтобы прогнозировать успешность обучения ребенка в школе, необходимо учитывать способность к анализу и синтезу материалов. Представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. Важны также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Следует учитывать уровень развития внимания. Зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации), мелкой моторики руки.

В своей деятельности психологу следует опираться и на личностные особенности детей. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Без хорошей работоспособности вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.

Бесспорно, что чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации в школе.

Цель: Развитие социальной компетентности и подготовка ребенка к обучению в школе.

1. Развивать у ребенка предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику);

2. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе.

Возрастная категория участников программы: 6-7 лет.

Срок реализации программы 1 год – 26 занятий.

Программа состоит из следующих этапов работы:


КОНТРОЛЬНЫЙ (диагностический)

В неделю 1 занятие – 30-35 минут.

За счет того, что деятельность постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят данное время и не устают.

Данную программу ведет педагог-психолог.



Ожидаемый результат:

К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В процессе приобретения знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Готовность ребенка к школьному обучению к концу года предполагает наличие у него следующих качеств:

• Внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.);

• Развитая речь и хорошее воображение;

• Дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми.

Критерии оценки:

В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Можно назвать три основных направления психического развития дошкольника: личность, деятельность и общение.

Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития дошкольников, направлены:

1) На изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление;

2) На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка ребенка, уровень тревожности.

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

Содержание программы

1. Фронтальное (групповое) занятие.

2. Индивидуальная работа.

Структура занятий по психологической подготовке детей к школе состоит из следующих этапов:

1 часть – развитие мелкой моторики;

2 часть – развитие мышления;

3 часть – развитие речи;

4 часть – развитие памяти;

5 часть – развитие внимания;

6 часть – снятие эмоционального напряжения, релаксация.

Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров, а затем букв в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов.

В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга.

Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.

• Подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);

• Научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;

• Упражнять в написании печатного шрифта.

• Содействовать развитию наглядно-образного мышления;

• Развивать сообразительность, любознательность;

• Развивать мыслительные операции;

• Развивать логическое мышление;

• Учить выделять существенные признаки.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.

Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.

• Расширять и активизировать словарный запас;

• Пополнять запас знаний и сведений;

• Развивать воображение, фантазию;

• Побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы.

Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

• Развивать непроизвольную и произвольную память;

• Развить зрительную и слуховую память.

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

• Развивать сенсорное внимание:

• Развивать слуховое внимание;

• Развивать моторно-двигательное внимание.

Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

• Развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей);

• Способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика; создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьезно учиться, как взрослые).

На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.

Познавательные цели

Содержание занятия

Дидактический материал

Развитие мелкой моторики

Развитие способности устанавливать закономерность

Обучения навыкам анализа и рассуждения

Развитие зрительной памяти

Обучение способности к переключению внимания и концентрации

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Карточки с заданием (прил.13

Развитие мелкой моторики

Развитие способности устанавливать закономерность

Обучения навыкам анализа и рассуждения

Развитие зрительной памяти

Обучение способности к переключению внимания и концентрации

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Карточки (прил. 14

Развитие мелкой моторики

Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать

Обучения навыкам анализа и рассуждения

Развитие зрительной памяти

Обучение способности концентрации, объема

Тренировка на дифференуиацию заданий взрослого

Пять карточек, которых изображены четыре предмета, один – лишний

Развитие мелкой моторики

Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать

Обучения навыкам анализа и рассуждения

Развитие зрительной памяти

Обучение способности концентрации, объема

Тренировка на дифференциацию заданий взрослого

Прописывание узоров в тетради

Пять карточек, которых изображены четыре предмета, один – лишний

Познавательные цели

Содержание занятия

Дидактический материал

Развитие мелкой моторики

Развитие способности устанавливать закономерность

Развитие объема кратковременной слуховой памяти

Развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов

Данная программа включает в себя пояснительную записку, в которой описываются основные психические процессы, формирующиеся при подготовке к школе.

Выделяются показатели и причины психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.

В программе сочетаются разные направления, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, методический.

Работа предназначена психологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также и родителям.

В сотрудничестве, под руководством,
с чьей – то помощью ребёнок всегда
может сделать больше и более
трудные задачи, чем самостоятельно.

Л.С. Выгодский

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти, зрительно-моторной координации. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Именно совместная деятельность психолога и педагога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого–педагогическую коррекцию.

Психолого–педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов. Психолог, родитель, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребёнка.

Исходными теоретическими положениями работы являются общепризнанные закономерности развития ребёнка, исследованные Л.С. Выгодским, А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, а также системный подход в развитии возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта с привлечением ресурсов. Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационной сфере, произвольности психических процессов, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Важное значение имеет успешная школьная адаптация ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7–8 годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка в школе. Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

По мнению современных психологов Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой, к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Авторы выделяют ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:

1. Слабое речевое развитие детей.

2. Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания деталей.

3. Дети с трудом ориентируются на листе, испытывают сложности во время графического диктанта. Хорошо умеют считать к моменту поступления в школу, но испытывают затруднения в понимании причинно-следственных связей, в умении обобщать и классифицировать.

4. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят.

5. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки.

6. Не сформированность учебной мотивационной готовности, т.е. желание идти в школу для получения знаний, чаще всего дети хотят идти в школу из-за того, что купили новые туфли или портфель.

Цель программы: развитие психических процессов и профилактика дезадаптации детей к школе.

Онлайн-книги

План-программа для индивидуальной работы с детьми имеющими низкий уровень развития.

Пояснительная записка

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных возможностей. Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми. Проблема воспитания и обучения дошкольников с низким уровнем в развитии является одной из наиболее важных и актуальных. Согласно ФГОС с такими детьми индивидуальная и коррекционная работа строится при опоре на данные направления. Основанием для включения детей в индивидуальную работу, является низкий уровень развития психических процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, сенсорно-моторной координации. В ходе медико-психолого-педагогического консилиума МБДОУ определяется актуальный уровень развития ребенка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них, выстраиваются направления коррекционной работы. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия. Совершенствуется произвольная, зрительная и слуховая память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения. А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление. Для этого используются специальные дидактические игры. Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки. В индивидуальной коррекционной работе используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребёнка. Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов у детей а так же получения сведений об индивидуальных особенностях и поведенческих реакциях ребёнка, психологическом климате в семье, количестве членов семьи, взаимоотношениях между родителями. Особое внимание в данном случае следует уделять личностным особенностям родителей и их оценочном суждении о ребенке. Используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в работе с ребенком; родительские собрания на группах . Данная программа разработана, для развития и коррекции различных сторон психики детей в дошкольном возрасте. Предлагаемые игры-задания направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения

Цель программы: повышение уровня развития психических процессов

Задачи программы:

1 .Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.

2. Формировать навыки самостоятельной работы.

3. Создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.

Направленность программы : психологическая

Организация, формы и методы работы: Программа предусматривает продолжительность занятия 30 минут, количество занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

В работе используются следующие методы:

задания на зрительное восприятие;

упражнения для совершенствования графических навыков письма;

Эффективность использования программы: Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С помощью проведенных занятий у детей совершенствуются познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, графические навыки письма..

Результативность программы можно выявить путем обследования, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения .

Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

обследование детей психологом: изучение познавательной сферы психики ребенка.

оценка уровня развития интеллектуальных способностей ребенка.

Возраст: программа адресована детям дошкольного возраста 6-7 лет.

Формирование групп : по результатам диагностического обследования уровня развития психических процессов

Условия набора детей в группы: низкий уровень развития психических процессов

Форма и режим занятий: индивидуальная

Количество участников группы: один ребенок.

Методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:

Консультирование (по запросу педагогов).

Форма реализации программного содержания : игровая

При составлении программы использовались следующие технологии:

1.Методики диагностического обследования уровня развития психических процессов

2.Коррекционно-развивающие игры для дошкольников по А.Н Евстигнеевой

3.Сборник уникальных творческих заданий для детей дошкольного возраста в игровой форме П.Г Розумеева

Ожидаемые результаты реализации программного материала: повышение уровня развития психических процессов

Особые примечания: занятия с каждым ребенком планируются по определенному графику работы (см.приложение)

Содержание индивидуальной работы может корректироваться у той категории детей, которые могут испытывать в ходе работы повышенную утомляемость, сниженную работоспособность, повышенную отвлекаемость,застреваемость,устойчивую ригидность.

Приемы повышения и устойчивого интереса в процессе совместной деятельности могут обеспечить:арттерапия,музыкотерапия,песочная терапия,сказкотерапия.

Автор:Рибинова Надежда Анатольевна, педагог-психолог МАДОУ детский сад "Семицветик" с. Лычково, Демянского района, Новгородской области.
Описание: данный материал может быть полезным для педагогов-психологов, воспитателей, родителей. Игры, используемые в работе проводятся с детьми в подготовительной к школе группе.
Цель: мотивационная и интеллектуальная подготовка детей к школе, через системное использование разнообразных игр и упражнений.
Задачи:
- повысить мотивационную готовность детей к обучению через формирование положительного отношения к школе;
- активизировать имеющихся у детей знания об окружающем мире;
- развивать познавательные психические процессы (мышление, память, внимание, речь, творческое воображение);
- развивать эмоционально-волевую сферу (произвольность поведения, волевые качества личности, умения считаться с мнением других и вести продуктивный диалог);
- развивать мелкую моторику рук.












Читайте также: