План развития внимания учащихся средней школы на уроках иностранного языка

Обновлено: 05.07.2024

Мы организовали опытно-экспериментальное исследование по использованию веб-сервиса StoryJumper в рамках проектной деятельности. Ребята самостоятельно выбрали тему книги, нашли интересную информацию, систематизировали ее и креативно оформили. В рамках организованной проектно-исследовательской деятельности ребята показали владение современными средствами информации и информационными технологиями, умение самостоятельно формировать свои знания и грамотно ориентироваться в информационном пространстве. Школьники участвовали в поиске, анализе и отборе необходимой информации, ее преобразовании, сохранении и презентации. Другими словами, учащиеся развивали мультимедийную компетенцию.

Вуз: Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Анастасия Почтарева

Enter the password to open this PDF file:

Рецензии:

Рецензия от Анастасия Почтарева

Выполненная Почтаревой Анастасией Сергеевной бакалаврская работа актуальна по тематике и представляет значительный практический интерес. Существенную методическую ценность имеет представленная в работе проектно-исследовательская деятельность обучающихся 6 класса по созданию интерактивных книг на платформе StoryJumper (всего создано 65 интерактивных книг, некоторые из них размещены в Приложен.

Отзывы:

Информация

Разделы

Контакты

Интернет-издание "Научный корреспондент". Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70641.
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.Д.

Автор: Бабичева Ирина Андреевна, студентка факультета иностранных языков педагогического института, БелГУ, г. Белгород
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, посвященную приемам привлечения внимания учащихся на уроках английского языка. Данный материал будет полезен всем учителям без исключения, так как носит познавательный характер.

Активизация внимания учащихся на уроках английского языка

Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Однако концентрация внимание младших школьников составляет всего 10-15 минут, а старших школьников достигает 40 минут и то, если тема им очень интересна. Поэтому учителям многократно в течение урока приходиться призывать учеников к тишине и вниманию. Так как же завладеть вниманием учащихся на нужный период времени, достаточный хотя бы для объяснения нового материала? Как удержать внимание учащихся и добиться того, чтобы они меньше отвлекались на уроке и были сосредоточенны? Эти проблемы являются очень актуальными среди учителей уже не одно десятилетие.
Приемы привлечения внимания на уроках иностранного языка:
1. Вызов. Следует дать ученикам очень сложное задание, а они должны попробовать его выполнить. Иногда учителя используют этот прием, что называется, по умолчанию — когда им не удается найти более подходящую зацепку для привлечения внимания детей к новой теме.
2. Аналогия. Можно предложите интересную и полезную аналогию, которая бы связывала новую тему с какой-либо жизненной ситуацией.
3. Реквизит - возможность оживить рассказ интересным реквизитом.
4. Информационные носители. В век информационных технологий можно продемонстрировать картинку, фрагмент музыкального произведения или видео, которые помогут при объяснении новой темы. Но только нужно помнить, что их использование должно быть тщательно спланировано, чтобы привлечь внимание учащихся к теме, а не отвлечь от нее.
5. История. Попробуйте рассказать короткую интересную историю (которую можно придумать и самому), непосредственно связанную с новым материалом.
6. Жестикуляция. С помощью жестов и мимики можно объяснить значение незнакомого слова, не переводя его на родной язык.
7. Зацепка - краткое вступление, эффективно передающее что-то интересное и захватывающее, что есть в новом материале, и привлекающее внимание учащихся к новой теме.
8. Голосовая модуляция. Изменение высоты голоса, его темпа, высоты. Также изменение интонации.
9. Обращение к воображению. Учителю следует позволять учащимся перевоплощаться в различных героев, попадать в те или иные ситуации и проходить через различные обстоятельства.
10. Использование поговорок, пословиц, песен имеет игровой характер, при этом вовлекая учащихся в реальное общение.
11. Загадка. Можно загадать загадку в начале урока, принести предмет, относящийся к теме урока в коробке или непрозрачном пакете и дать возможность учащимся отгадать, сделать прогноз. А в конце урока проверить насколько близко к отгадке они были.
12. Хоровой ответ. Часто требуйте хорового или группового ответа, если вопрос имеет короткий ответ.
13. Зрительный контакт. Ученики должны смотреть на учителя, когда он говорит и особенно когда дает задания и указания. Учитель же, в свою очередь, должен постоянно осматривать весь класс.
Умея концентрировать внимание учащихся на уроках можно добиться высокой эффективности работы в педагогической деятельности.

Задачи исследования: 1) систематизировать информацию по педагогике и методике иностранного языка по проблеме развития внимания учащихся на уроках английского языка;
2) Раскрыть сущность понятия внимание и охарактеризовать особенности его развития на уроках английского языка;
3) Определить методы и приемы развития внимания учащихся на уроках английского языка и выявить возможности их применения;
4) разработать конспекты уроков английского языка с использованием методов и приемов.
Методы исследования: методы анализа, классификации, моделирования, обобщения.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса развития внимания учащихся на уроках английского языка 6
1.1. Особенности процесса развития внимания учащихся на уроках английского языка 6
1.2. Характеристика методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка и возможности их применения 13
Выводы по I главе 24
Глава II. Практическая работа по использованию методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка 25
2.1. Конспекты уроков английского языка с использованием методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка 25
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

чистовичок.docx

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.

Особенности развития внимания у детей подросткового возраста.

Как известно, переходный возраст характеризуется существенными изменениями и в физиологических, и в психических процессах, происходящих у подростка. Это отражается и на внимании подростков. Наблюдения показывают, что именно пятиклассники занимаются в школе особенно неровно: бывают, то сосредоточенными, работоспособными, то рассеянными. Особенно невнимательными они оказываются во второй половине учебного дня.

Дело в том, что не только в физическом, но и в психическом отношении подросток, перестав быть ребенком, не стал и взрослым. Он как бы на грани между тем и другим. Эта двойственная природа подростка сказывается и на особенностях его внимания. С одной стороны, у него сильно развито непроизвольное внимание: все новое, интересное, вызывающее те или иные эмоции, привлекает подростка, но, с другой стороны, это - возраст более сознательного, чем у младших школьников, отношения к жизни, поэтому у подростка получает большое развитие и произвольное внимание. Благодаря этому подросток может уже отвлечься от того, что непосредственно заинтересовывает его, для решения поставленных задач.

Также отметим тот факт, что у подростков появляется интерес и к субъективному миру человека, к мыслям, к переживаниям, как к чужим, так и к своим собственным. Возникает внутренняя направленность внимания.

Все свойства внимания (объем, устойчивость и пр.) в подростковом возрасте развиваются, особенно умение подолгу на чем-либо сосредоточиваться. В случае необходимости подростки могут без особых усилий и переключать внимание. Возрастает также и способность к его распределению. Поэтому подростки иногда не хуже взрослых справляются с работой, требующей данного качества внимания.

В этом же возрасте получает сильное развитие послепроизвольное и привычное внимание, которое, как отмечалось выше начинает формироваться еще в младшем школьном возрасте. У подростка появляется привычка быть внимательным, потому, что у него уже не раз произвольное внимание переходило в послепроизвольное.

Хотя волевое управление вниманием в подростковом возрасте достигает значительно более высокого уровня, чем у младших школьников, однако в регуляции его у подростка еще могут быть срывы. Развитие внимания у подростков сдерживают такие качества подростка, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая смена увлечений различными предметами и видами деятельности.

Особенности развития внимания в юношеском возрасте

Внимание учащихся старшего возраста характеризуется дальнейшим его развитием на основе общего интеллектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности. Если у детей младшего школьного возраста, а отчасти и у подростков внимание, прежде всего, привлекается тем, что ярко, красочно, интересно своей занимательностью, то у старших учащихся наибольшую сосредоточенность часто вызывают предметы, явления и виды деятельности, не отличающиеся внешней впечатляемостью, но привлекающие своим внутренним содержанием, ставящие перед человеком какую-то проблему, вызывающие работу мысли. Иногда старшие школьники бывают более внимательны тогда, когда учитель объясняет сложный материал, и плохо его слушают, когда им кажется, что все просто и ясно.

Старший школьник настолько развит, что требует, как говорится, пищи для ума, а где, как мы уже сказали, есть мысль, там необходимо присутствует и внимание.

1.2. Характеристика методов и приемов развития внимания учащихся на уроках английского языка и возможности их применения

Наглядность, как компонент развития внимания на уроках английского языка

В своей практике учителя английского языка стремятся использовать наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, как дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий опорный сигнал, способствующий развитию таких способностей ребенка, как воображение, зрительная и эмоциональная память, внимание.

Наглядность один из принципов обучения. Наглядный образ возникает не сам по себе, а результате активной познавательной деятельности ребенка. Образы представления значительно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных детей они различны по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте, длительности запоминания. Степень наглядности образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных способностей ребенка, от его знаний, от уровня его воображения, а также от степени наглядности исходных образов восприятия. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщенные, боле глубокие по содержанию психические образы познаваемых запоминаемых объектов (лексем), что очень важно при изучении языков.

Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Т. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений.

Наглядность обучения, как дидактический принцип построения учебного процесса с опорой на средства наглядности в процессе обучения языкам может быть использован и при изложении нового материала, и при проверке освоения учебного материала, и в оформлении учебных пособий, книг, карт, схем, таблиц и т.д.

Наглядность в обучении относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютным преимуществом перед другими. Например, при изучении природы (темы "Времена года", "Погода" и др.), наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре. На уроках грамматики удобнее применение условных изображений, выражающих отношения между словами, частями предложения с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т.п. В таких случаях сопоставительное обучение языкам получает еще одно преимущество, так как он зрелищнее, дает дополнительные точки соприкосновения или различий изучаемых объектов. Применение этого способа осуществить и легко и сложно одновременно. Необходимо не загромождать предлагаемый материал излишним сравнением, рассеивающим внимание, а акцентировать внимание на самых главных моментах. Например, при изучении времен в грамматике русского,, английского языков достаточно упомянуть существование трех времен в русском языке и большее наличие их в английском языках.

Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождая уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться, и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применении наглядных пособий в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию учащихся. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления ребенка. Это правило относится не только к средним и старшим классам, но и к начальным классам. В практике обучения применение наглядных средств обязательно сочетается со словом учителя. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задачи, особенностям учебного материала и конкретными условиями обучения.

Использование технических средств для развития внимания на уроках английского языка

С развитием современных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении английскому языку.

В наше время применение интерактивных средств обучения прочно вошло в школы. Это не только современные технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. С развитием современных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении английскому языку.

Применительно к компьютерному обучению, принцип наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью" играет очень важную роль. Если в традиционном понимании наглядность это, прежде всего иллюстративная компонента, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Не следует упускать из виду, что компьютер позволяет учащемуся не только читать, но и слушать, смотреть видео, а также активно воздействовать на происходящее с помощью нажатия различных клавиш или управления мышью.

Нельзя не упомянуть и о том, что занятия на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка, оптимизации и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно и надолго. Компьютер развивает произвольную память и внимание, формируют познавательную мотивацию.

При получении информации при помощи и слуха, и зрения, обучаемому сложнее отвлечься. В самом деле. Если человек сосредоточенно слушает голос или музыку, то отвлечь его посторонним звуком сложнее, а визуальным эффектом (например, резким движением или перепадом освещенности) легче. И, наоборот, для зрителя немого кино или читателя - звук будет более сильным отвлекающим фактором. Таким образом, при комплексном восприятии отвлечься сложнее, значит, процесс обучения будет проходить более эффективно.

В последние годы, появилось большое количество обучающих программ по иностранным языкам. Они не только позволяют читать текст со всевозможными примерами, но и позволят интегрировать в себе такой классический метод, как аудирование. Более того, ученик при этом не скован темпом класса и учителя, а может сам в интерактивном режиме прослушать необходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые из подобных программ позволяют даже контролировать произношение учащегося.

Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся средней школы. Учащихся привлекает этот вид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже слабый, проявляет свои умения и способности.

Мультимедийный курс английского языка - это видеоролики, интересные, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков. Игры направлены на достижение только положительного результата! Особое внимание можно уделить детям, отстающим в учебе. Азарт соревнования заставляет добиваться лучших результатов. Работа на компьютере вызывает у таких учащихся неподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной мотивации к обучению иностранному языку.

При проведения таких уроков, видно что, благодаря использованию интерактивного мультимедийного курса решается проблема повышения качества обучения.

Компьютерный курс содержит большое количество мультимедийных лекций и позволяет резко облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука (музыка, шумы), а также чисто компьютерных возможностей диалога с учеником, контроля усвоения пройденного материала.


В настоящее время особое внимание уделяется изучению иностранного языка в школе. На сегодняшний день освоение языка является не только обязательным для сдачи экзамена, но и для жизни и дальнейшей работы учащихся. Однако все чаще учителя школ, особенно с углубленным изучением языка, сталкиваются с проблемой низкой мотивации подростков к изучению иностранного языка, в частности английского. Как показал проведенный нами анализ литературы по данной проблематике, причиной низкой мотивации становятся как подростковые особенности и интеллектуальные способности самого ребенка, так и ряд внешних факторов, которые непосредственно влияют на сам процесс усвоения им языка.

Целью нашего исследования это создание устойчивой модели формирования мотивации учащихся непосредственно в процессе изучения английского языка.

По мнению Е. П. Ильина, ведущими факторами, влияющими на формирование положительной и устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

− содержание учебного материала;

− организация учебной деятельности;

− коллективные формы учебной деятельности;

− стиль педагогической деятельности учителя.

Стандартный урок начинает терять свою эффективность по ряду причин. Поэтому учитель должен включать в учебный процесс нестандартные уроки. Ниже рассмотрим их типы и содержание.

1) Урок-игра. Игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. На таких уроках создается неформальнаяобстановка. Главная особенность такого урока в том, что учебная цель выступает в форме игровой задачи, урок подчиняется правилам игры. У учащихся возникает обязательная увлеченность процессом и интерес к содержанию. Игровые уроки могут проводиться в форме конкурсов, турниров, деловой игры, ролевой игры, кроссвордах и т. д.

2) Форма урок-проект приобретает все большую популярность в настоящее время, так как способствует развитию активной самостоятельности ребёнка, “учит не только запоминанию информацию, но и умению применять эту информацию на практике”. (Н. Д. Гальскова).

3) Следующей эффективной формой урока является урок-интервью. Урок такого типа позволяет проверить или освоить новые навыки общения в конкретной языковой ситуации.

Современный подход к обучению учащихся требует не только получения знаний, но и способность выражать своё мнение, собственное отношение к прочитанному — размышления и переживания в контексте определенной темы.

На основе вышесказанного необходимо сделать вывод и отметить сильные и слабые стороны нестандартных форм уроков по сравнению с традиционными:

Нетрадиционный урок раскрывает позицию “учитель — ученик” в полной мере. Предоставляет больше возможностей в плане коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

2. Содержательная часть урока:

a) Целью нетрадиционного урока является развитие творческого потенциала и личности учащихся.

b) Традиционный урок направлен на формирование ЗУН.

3. По содержанию учебного материала традиционный урок подразумевает систематичность и большой объем информации. Нетрадиционный урок позволяет более глубоко изучить учебный материал.

4. Стоит отметить превосходство нестандартных форм урока над традиционными с позиции организации учебного процесса и процессуальной частью урока.

Во-первых, нестандартный урок активизирует внутренние источники мотивации и опирается на самоуправляющие механизмы личности учащихся.

Во-вторых, урок, организованный в нестандартной форме, содержит больше форм деятельности, развивает умение самостоятельной работы и критического мышления учащихся, в то время как традиционный урок отличается однообразием и шаблонность.

Не менее важным направлением в повышении мотивации подростков к изучению английского языка является личностно-ориентированный подход, когда в центре образовательного процесса находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания (Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.).

Подводя итог, можно сказать, что для формирования устойчивой мотивации к изучению иностранного языка учащихся средних классов необходим учёт следующих факторов:

1) Учёт возрастных особенностей и индивидуальный подход к каждому учащемуся при планировании учебного процесса;

2) Использование различных, нестандартных форм уроков, которые затрагивали бы учащихся интеллектуально и эмоционально;

3) Наличие у преподавателя межкультурной компетенции, владеть лингвистическими и психологическими приёмами при обучении иностранному языку учащихся средних классов;

4) Сформировать у учащихся четкую систему самооценивания и контроля результатов их деятельности;

5) использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации критического мышления и творческо-креативных. Чем выше будет уровень образовательной деятельности у учащихся, тем сильнее и устойчивее будут внутренние мотивы, которые в совокупности и обеспечат положительное отношение учащихся к предмету.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учебная деятельность, нетрадиционный урок, традиционный урок, урок, учебный материал, учебный процесс, английский язык, нестандартная форма уроков, устойчивая мотивация.

Похожие статьи

Особенности проведения нестандартных уроков

Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков, но все они объединены одной целью.

Использование нетрадиционных форм и приёмов в высшей.

Основными задачами обучения иностранному языку бакалавров любых специальностей являются приобретение студентами коммуникативной компетенции, что позволяет им использовать иностранный язык практически как в профессиональной деятельности, так и.

Формирование положительной мотивации на уроках.

Современные учебно-методические комплексы базируются на

Мотивация — это некое эмоциональное состояние (наши мысли и чувства), которое побуждает нас к действию.

- интерес к образовательному процессу: самому предмету, формам работы на уроке, личности.

Современный урок иностранного языка в условиях реализации.

Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин, которые пробуждают интерес к уроку и мотивируют

8. Интегрированный урок иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания.

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале.

Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации. Мотивация имеет особую значимость для всякой человеческой деятельности, в том числе и познания. При этом примечательно, что на первом этапе изучения иностранного.

Повышение мотивации на уроках английского языка.

Мотивация — общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную

На уроках иностранного языка следует уделять особое внимание таким формам занятий, которые.

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения.

Нетрадиционный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее

При подготовке традиционного урока активную позицию занимает только учитель, так как он

Уроки — лекции отличаются огромной емкостью материала, сложностью логических построений, доказательств.

Разработка конспекта урока с использованием интенсивных.

Повышение мотивации на уроках английского языка. иностранный язык, учебная

Нетрадиционные формы урока иностранного языка как один из. иностранный язык.

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках.

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве

Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т. к. они станут традиционными и уровень

Урок — основная организационная форма обучения в общеобразовательной школе.

Читайте также: