План развития литературной культуры в доу группе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Бурихина Виктория Александровна

Населенный пункт: Республика Коми, г. Воркута

Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи.

С чего начинается литературное воспитание ребёнка? С приобщения дошкольников к книжной культуре, с воспитания интереса и любви к книге и стремления к постоянному общению с ней, с развития умения слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Педагог, доктор педагогических наук Евгения Александровна Флерина писала, о том, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги.

У многих детей в процессе чтения возникают трудности в восприятии текста произведения, в результате, они не могут ответить на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрациям; проанализировать характеры и мотивы поступков героев; запомнить отдельные слова, выражения из текста;
выразить своё отношение к прочитанному, услышанному и другие.

Нами была разработана комплексная система эффективных форм, методов и приёмов работы по приобщению дошкольников к художественной литературе, формированию книжной культуры и читательских умений с учетом целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В план работы мы включили литературные произведения и систему заданий и игр, способствующих реализации поставленных задач:

Совместную деятельность организовывали в следующих формах:

В своей работе мы опирались на произведения таких жанров как сказка, рассказ и стихотворение. Ведущая роль отводилась сказкам. Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования. Выполнение творческой работы требует от воспитанников глубокого знания текста художественного произведения. Они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе: эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и другое. Поэтому остановимся подробнее на методике целостного анализа произведения.

Алгоритм анализа литературного произведения:

1этап: чтение текста с последующей схематизацией основных событий сюжета. Приём "Раскадровка"

Детям читалась или рассказывалась новая сказка (рассказ). Затем мы предлагали нарисовать "мультик" - схематично изобразить в квадратиках - "кадрах" сюжетные события. Это необходимо для того, чтобы помочь детям увидеть и понять логику сюжета на основе обобщённого восприятия. "Мультик" рисуется карандашом или фломастером одного цвета, изображения условные и схематичные.

2 этап: констатация событий по схеме

Перечисляя события, изображённые в каждом кадре, дети усваивают план пересказа. Так происходит обобщение сюжетных событий.

3 этап: разывание каждого кадра предложением

В отличие от констатации событий по схеме, здесь нужно логично, чётко, внятно обозначить главное событие. Это уже план в чистом виде.

4 этап: описание каждого кадра с достаточной степенью подробности

Учитывая наглядный характер детского мышления, каждый кадр мы рассматривали достаточно детально. Хорошую помощь здесь оказывало подключение на уровне воображения всех каналов восприятия (вижу, слышу, чувствую, пробую на вкус, ощущаю руками).

Усвоению содержания произведения, запоминанию последовательности эпизодов, событий, происходящих с персонажами, способствуют игры с кадрами:

5этап: анализ поступков, целей и характеров героев в следующей последовательности:
1.Выявление действия героя (что он сделал?).
2.Выявление цели героя (зачем он это сделал?)
3.Определение черты характера героя, исходя из этих целей.

Игры, используемые при анализе поступков, целей и характеров героев:

Имя – Кот Матроскин.

Автор (создатель) – Эдуард Успенский.

Кем служит (чем занимается) – умеет вышивать и шить на машинке, а также играть на гитаре и петь, читать, писать и читать.

Особые приметы (черты,качества характера) – хозяйственный, рассудительный и экономный, демонстрирует незаурядный ум и изобретательность.

С целью вовлечения родителей в целенаправленный процесс литературного развития детей нами был организован ряд мероприятий:

Мероприятия способствовали их знакомству с теоретическими аспектами и практическими рекомендациями по возрождению семейного чтения и развитию читательского интереса у детей.

Сравнительный анализ педагогического мониторинга в начале и конце учебного года позволил сделать вывод об эффективности разработанной нами комплексной системы форм, методов и приёмов работы по приобщению дошкольников к художественной литературе, формированию книжной культуры и читательских умений. Организованные мероприятия способствовали:

Выставка книг В Сутеева в книжном уголке.

Найти лишний предмет, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем предметам подобрать обобщающее слово .

Чтение произведений К. И. Чуковского.

Выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к сказкам Чуковского

Выносится коробка, в которой карандаши, фломастеры, листы с неполным изображением героев произведений К.И. Чуковского. Необходимо помочь их дорисовать и раскрасить.

Чтение произведений К. И. Чуковского.

Квест - игра по произведениям Корнея Чуковского

(интерактивная доска, презентация разного настроения, с изображением набора пиктограмм)

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака

Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены четыре предмета, и просит найти лишний, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем предметам подобрать обобщающее слово.

Выставка книг в книжном уголке иллюстрированных Ю.А. Васнецовым к произведениям К. Чуковского, В. Бианки, Л. Толстого.

Кейс - иллюстрации к русским народным сказкам художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова

Рассматривание альбомов с изображением животных.

Викторина по сказкам с иллюстрациями художников - иллюстраторов Е. М. Рачева и Ю. А. Васнецова.

Отгадывание загадок о животных.

Выставка книг в книжном уголке, иллюстрированных Е. М. Рачевым.

Отгадывание загадок о животных.

Чтение и рассматривание иллюстраций к потешке Т. Мавриной.

Чтение книг с иллюстрациями знакомых детям художников, рассматривание иллюстраций.

Выставки детских работ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по изодеятельности в нетрадиционной технике рисования в старшей группе.

Песпективный план работы на год кружка по изодеятельнсти в нетрадиционной технике рисования в старшей гру.


Перспективный план работы по ознакомлению с русской народной сказкой в старшей группе

Данный перспективный план позволит воспитателям систематизировать работу по ознакомлению с русской народной сказкой в различных видах деятельности.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА 2013-2014 ГОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (компенсирующей направленности)

Перспективный план работы с родителями поможет воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, спланировать работу с родителями на год.

Приобщение ребенка к искусству, формирование у него способности эстетически воспринимать и понимать ценности культуры – необходимое условие освоения духовного наследия прошлого, развития внутреннего мира. Данный процесс трудно представить вне воздействия произведений художественной литературы и фольклора. В них в обобщенном виде запечатлен опыт предшествующих поколений, отражающий нравственно - эстетические ценности [7, с. 86].

Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста будет эффективно при соблюдении следующих условий:

- создание комплекса занятий, разработанного с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, включающего проведение основных видов занятий: тематические, теоретические, творческие, аналитические;

- ежедневное чтение в свободной форме;

- организация тематических выставок, вечеров литературных развлечений, литературных праздников;

- создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие читательского интереса у детей;

- вовлечение родителей в процесс семейного чтения.

Вашему вниманию предлагаем перспективное планирование работы по литературному развитию дошкольников.

При составлении плана работы по литературному развитию детей, уделили внимание:

- содержанию образовательной деятельности в режимные моменты и при самостоятельной деятельности детей (в том числе и реализация мини – проектов).

Перспективное планирование деятельности по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста на учебный год

Месяц

НОД

Образовательная деятельность

(чтение детям вне НОД, игры)

Работа с родителями

Сентябрь

1. Как создается книга (теоретическое)

Русские народные сказки

Стихи про осень

Помощь родителей в оформлении выставок книг

2. Из чего состоит книга

Знакомство с пословицами и поговорками о явлениях природы

Чтение и отгадывание загадок

4. Поговорим с игрушкой (творческое)

Октябрь

1. Как мы играем (творческое)

Учим пословицы о дружбе.

2. Детский фольклор (теоретическое)

3. Беседа о творчестве А.С.Пушкина (тематическое)

Чтение сказок А.С.Пушкина

Заучивание наизусть стихотворений про осень.

Чтение сказок А.Пушкина

Подготовка к литературной викторине

Выставка книг А.С.Пушкина

Ноябрь

1. Знакомство с биографией писателя (теоретическое)

Помощь в оформлении выставок книг

Д.Мамин-Сибиряк из книги

Выставка книг Д.Н.Мамина-Сибиряка

Заучивание стихотворений о маме.

Декабрь

1. Люблю тебя, моя Россия (тематическое)

2. Великие иллюстраторы сказочного мира (тематическое)

Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам;

Заучивание стихотворений о зиме;

Заучивание наизусть стихотворений к новогоднему утреннику о елке, деде морозе.

Январь

1. Сказы П.П.Бажова (аналитическое)

Экскурсия в дом – музей П.П.Бажова;

Помощь в оформлении выставки книг по сказам П.П.Бажова

4. Малые фольклорные формы. Придумывание потешек. (творческое)

Февраль

Помощь в организации выставки книг

2. Чудесные узоры (творческое)

3. Рассказы Е.Чарушина и иллюстрации к ним (тематическое)

Чтение рассказов Е.Чарушина, рассматривание иллюстраций.

Организация выставки книг Е.Чарушина

4. Басни И.Крылова (аналитическое)

Заучивание стихотворений о маме, бабушке.

Чтение басен И. Крылова;

Инсценировка басни И.Крылова (по выбору детей)

Март

Чтение басен И.Крылова;

Помощь в изготовлении масок, костюмов к литературно – музыкальному празднику, посвященного К.И.Чуковскому

Составь рассказ о своих желаниях

3. Поэтика сказки (теоретическое)

4. Книги К.И.Чуковского (тематическое)

Апрель

1. Смех да и только

Чтение рассказов Н.Носова.

Чтение перевертышей, небылиц;

Чтение в лицах перекличек.

Помощь в оформлении выставки книг Л.Н.Толстого

2. Рассказы Л.Н.Толстого о детях и для детей (тематическое)

Чтение произведений ко Дню космонавтики

Чтение рассказов Л.Н.Толстого

Чтение рассказов Л.Толстого

4. Значит, к нам подкралась лень (тематическое)

Май

1. Победой кончилась война

Рассматривание иллюстраций; Слушание песен

Чтение докучных сказок

4. Итоговая литературная викторина

Чтение произведений по желанию детей

Планирование работы при реализации мини – проектов

Название проекта

Задачи

Содержание деятельности

Итоговое мероприятие

Творчество А.С. Пушкина

1. Углублять и расширять знания о творчестве А. С. Пушкина;

2. Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, поэтический язык, замечать и выделять изобразительно- выразительные средства, понимать их значение;

3. Расширять представления о пейзажной лирике А. Пушкина;

4. Учить выразительно читать наизусть стихотворения;

5. Развивать творческие художественно- речевые умения.

2. Рисование героев сказок с использованием различных изобразительных техник.

3.Заучивание отрывков из сказок.

4.Организация выставки детских рисунков.

6.Чтение стихотворений А.С.Пушкина об осени

8. Слушание музыки П.И. Чайковского

9. Рассматривание пейзажных картин

11. Просмотр мультфильма по сказке.

12. Инсценировка отрывков из сказок.

1. Дать детям представление о художнике-иллюстраторе детских книг.

2. Познакомить с иллюстрациями худож­ника В.М. Васнецова, Рачева к сказкам.

3. Развивать у детей эмо­циональную отзывчивость при восприятии иллюстраций и обращать внимание на выразительные средства.

4. Развивать умение детей сравнивать иллюстрации разных художников, видеть, как разные художники по-разному передают образы.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам художников

3. Рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к сказкам.

11. Выставка иллюстраций художников.

Создание книжки – иллюстрации и презентация её детям других групп

1. Приобщать к культуре родного края, воспитывать 2. Знакомить детей с творчеством

и биографией уральского сказочника П.П. Бажова;

3. Познакомить с жанром сказы;

4. Формировать умение целостно воспринимать произведение в единстве содержания и формы;

5. Формировать умение понимать значение слов, словосочетаний

1.Чтение сказов П.П. Бажова

2. Беседы по содержанию

3. Рассматривание иллюстраций к сказам, разных изданий;

4. Отгадывание загадок;

5. Экскурсия в Дом – музей П.П. Бажова (с родителями) или виртуальная экскурсия;

6. Рассматривание коллекции уральских камней и изделий из них;

7. Подготовка силуэтов для коллажа к сказу Бажова "Серебряное копытце"

1. Продолжать знакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского;

2. Прививать любовь к его творчеству.

3. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.

4. На произведениях К.И. Чуковского показать, что добро побеждает зло.

5. Учить понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.

6. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя.

7. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

8. Развивать творческие способности дошкольников.

1. Чтение книг Чуковского

2. Беседа по содержанию и восприятию

3. Рисование и лепка персонажей сказок

5. Изготовление атрибутов для игр – драматизаций по сказкам.

6. Слушание сказки в записи голосом К.И. Чуковского.

7. Рассматривание иллюстраций и знакомство с творчеством художника В. Чижикова.

8. Пластическое интонирование, мимико-двигательное изображение сказочных персонажей;

12. Нарисуй иллюстрацию к сказке

13. Создание альбомов детских работ “Сказки дедушки Корнея”;

14. Дидактические игры “Сказки К.И. Чуковского”,

кроссворды и логические задания по сказкам;

14. Просмотр мультипликационных фильмов “Сказки К.И. Чуковского”

Литературно – музыкальный праздник, посвященный К.И. Чуковскому

2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: пособие для воспитателя дет. сада. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 128 с.

3. Гурович Л. М. О содержании ознакомления детей с художественной литературой в детском саду // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста: межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1984.

4. Маршак С. Я. О талантливом читателе // Собр. соч.: в 4 т. Т. 4:

Воспитание словом. М.: Правда, 1990. 236 с.

7. Томилова С.Д. Основы литературного развития ребенка дошкольного возраста как потенциального читателя. Образование и наука. 2009. № 2..

8. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 288 с. – (Развиваем речь).

Автор: Абрамова Елена Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ" СОШ №1 им. Н.А. Некрасова, дошкольное отделение "Солнышко".
Населённый пункт: город Чудово, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Литературный клуб в ДОУ."
Раздел: дошкольное образование

Литературный клуб в детском саду.

Предлагаю вашему вниманию план работы клуба на учебный год

Актуальность:

Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и

младших в семье, как семейное чтение.

Чем же так страшно нечтение детей?

• Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.

• Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями.

• Не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению

представителей различных поколений в семье.

Поэтому с дошкольного детства должна проводиться работа по воспитанию чуткого читателя, любящего книгу, которая

помогает ему познавать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать

восприятие художественного слова. Книга открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих

чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные

образцы русского литературного языка.

Целью работы клуба является повышение интереса детей к книге, к литературному чтению и дополнительное развитие

их познавательных и речевых способностей на материале любимых произведений детских писателей, поэтов,

произведений устного народного творчества; возрождение традиций семейного чтения.

-воспитывать у дошкольников позицию активного читателя, интерес и уважение к книге, как к источнику культуры и

-расширять кругозор детей через знакомство с произведениями художественной литературы, с именами известных

писателей и поэтов; воспитывать желание у родителей включать их произведения в круг домашнего чтения;

-развивать у детей познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, творческие способности;

-расширять словарный запас, развивать связную речь дошкольников, воспитывать у детей стремление сделать свою речь

яркой и выразительной;

- установить сотрудничество детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей.

Деятельность клуба организуется в соответствии с годовым планом ДОУ в тесном сотрудничестве с детской районной

В состав клуба входят дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги и другие лица, заинтересованные в

совершенствовании деятельности и развитии ДОУ.

Участие в работе клуба осуществляется на добровольной основе.

Встречи участников клуба проводятся один раз в квартал или по мере необходимости.

Формы проведения: литературная гостиная, досуг, беседы, викторины, конкурсы и др.

Перед каждой встречей клуба проводится обширная предварительная работа с детьми и родителями по плану клуба.

Место проведения заседаний клуба: музыкальный зал ДОУ, читальный зал детской районной библиотеки.

Развитие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Сформированные навыки культуры чтения, бережного отношения к книге. Проявление активного читательского

Сформированные умения высказывать свои мысли, составлять связные рассказы, используя разнообразные формы

Желание и умение участвовать в викторинах, конкурсах, дискуссиях, театральных постановках, публичных

Умение добывать информацию, прибегая к книге.

Возрождение традиции семейного чтения.

Читайте также: