План развития группы в доу подготовительная группа

Обновлено: 06.07.2024

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все что окружает ребенка формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствую полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-развивающей среды. Мы, как педагоги, стремимся создать в группе условия, как для совестной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая каждого дошкольника.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная;
2) познавательная;
3) речевая;
4) художественно-эстетическая;
5) физическая.
При построении предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
- принцип открытости и доступности;
- трансформируемости;
- вариативности;
- полифункционанальности;
- безопасности;
- насыщенности.
Групповое помещение нашей группы условно подразделено на три зоны - активную, рабочую и спокойную.
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:
1. Центр игры;
2. Центр двигательной активности;
3. Центр музыки;
4. Центр театра;
5. Центр дежурства.
















Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Календарный план прогулки в подготовительной группе Примерный календарный план прогулки на день в сентябре. Подготовительная к школе группа. ДНЕВНАЯ ПРОГУЛКА - Наблюдение за росой. Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми природными явлениями; учить делать выводы о закономерностях и.

Ежедневное планирование на третью неделю января (подготовительная группа) день недели/число воспитатель Совместная деятельность педагога и детей Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность детей Примечание ОД Образовательная деятельность в режимных моментах 31.01.2022 Понедель . 1 половина дня 1.08.40 - 9.10 Коммуникативная деятельность. По.

Планирование. Планы работ - Перспективное планирование в подготовительной группе на февраль

Воспитатель ДОУ

Тематическое планирование ООД и СДВД в общеобразовательных группах старшего (и младшего) дошкольного возраста

Светлана Зорина

Планирование воспитательно - образовательной работы (на неделю) по программе "От рождения до школы" (разновозрастная группа)

Воспитатель ДОУ

Воспитатель ДОУ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ФГОС В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Авторы: Таранюк Мария Васильевна. Евсеенко Тамара Ивановна

Самостоятельная деятельность детей разнообразна в формах

Последний учебный год в детском саду является подготовительным к обучению в школе. Усложняются мыслительные процессы и формы деятельности детей: происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, появляется интерес к сложным играм, с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу и самостоятельность в умственном и практическом экспериментировании.

Организация самостоятельной деятельности в подготовительной группе

  • игровой (сюжетно-ролевые, дидактические, логические игры);
  • художественно-речевой (создание диалогов в игре по мотивам сказок, рассказов, построение пересказа интересного случая или истории);
  • социально-коммуникативной (общение со сверстниками, оказание помощи младшим ребятам — объяснение явления, правил игры, утешение);
  • познавательно-исследовательской (поиск информации по интересующей теме, нахождение ответа опытным путём);
  • художественной (пение, рифмование строк, сочинение мелодий, рисование, лепка, создание аппликаций);
  • трудовой (стремление помогать в уборке на территории детского сада, в столовой, помещении группы, осуществлять уход за растениями, животными).

Дошкольники играют с постройкой из деталей крупного конструктора

Самостоятельная деятельность дошкольников ярче всего проявляется в игровой форме

Самостоятельность — свойство личности, характеризующееся стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свои поступки.

Возрастные особенности дошкольников 6–7 лет

Организуя самостоятельную деятельность воспитанников в подготовительной группе, педагог учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:

  • Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. Во время прогулок, в центрах науки и природы ребята проводят длительные наблюдения. Дети седьмого года жизни чувствуют необходимость смены деятельности: они переключаются от рассматривания книг к игре, от упражнений с мячом к рисованию и т. д. Для восстановления эмоционального состояния у ребят есть возможность уединиться на необходимый отрезок времени.
  • Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. Старшие дошкольники активно включаются в беседу, задают вопросы, формулируют ответы. Степень развития художественно-речевых навыков позволяет разыгрывать на досуге диалогические сценки, театрализованные эпизоды сказок. Навык монологической речи формируется, когда ребёнок сопровождает исследовательскую или игровую деятельность проговариванием действий, озвучивает персонажей. О ходе и результатах самостоятельной работы он рассказывает воспитателю и одногруппникам.
  • Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках и поделках, во время игр, при проведении опытов и экспериментов.
  • Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он критически оценивает результаты своей деятельности, свой облик, способен исправлять недочёты, чтобы выглядеть лучше.

Девочка помогает маленькому мальчику надеть шапку

Старшие дошкольники самостоятельно помогают младшим овладеть навыками самообслуживания

Самостоятельная деятельность детей в ДОУ подразумевает её выполнение без непосредственного участия воспитателя в специально отведённое для этого время, при этом дошкольники ставят перед собой конкретные цели, прилагают усилия и стремятся к определённым результатам.

Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе

Создание условий для самостоятельной деятельности старших дошкольников в ДОУ направлено на решение ряда задач:

Дошкольники играют со снегом на прогулке

Дети 6–7 лет способны самостоятельно занять себя на прогулке в течение продолжительного отрезка времени

Методика организации самостоятельной деятельности

Несмотря на то что самостоятельная деятельность осуществляется вне взаимодействия детей с педагогом, роль воспитателя остаётся значительной. Он прогнозирует возможные варианты действий воспитанников в зависимости от предметного окружения детей, их способностей, индивидуальных особенностей и в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Приёмы организации самостоятельной деятельности дошкольников:

  • создание насыщенной, доступной и безопасной предметно-пространственной среды;
  • формирование и закрепление практических и мыслительных навыков на занятиях в рамках образовательного процесса;
  • создание внутренней мотивации для независимой деятельности.

Предметно-пространственная среда для самостоятельной деятельности дошкольников организуется в детском саду в виде центров/уголков различной направленности:

  • Познавательные центры: тематические уголки для поиска новых знаний, исследовательские уголки и лаборатории для детского экспериментирования.
  • Центры искусства: уголки с наглядными материалами по видам искусства, выставками изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Как правило, в центрах искусства имеется рабочее место (стол или парта) и материалы для продуктивного творчества воспитанников.

Театрализованная сюжетно-ролевая игра — отличный вариант организации детского досуга

Расширение знаний и формирование практических и мыслительных навыков осуществляется на занятиях, проводимых в рамках совместной деятельности педагога и воспитанников. Накопленный опыт продуктивной деятельности, усвоенные правила проведения познавательных экспериментов и спортивных игр реализуются в самостоятельной деятельности ребёнка. Так, на занятиях НОД дети овладевают принципами построения плана работы, развивают умение проводить опыты с различными предметами. На занятиях с музыкальным руководителем учатся владеть голосом, пропевать мелодии, извлекать звук из инструментов (барабан, бубен, погремушка, трещотка, колокольчик, дудочка).

Руководитель ФИЗО проводит с ребятами много подвижных игр, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли), дети запоминают движения и последовательность выполнения зарядки. Занятия по развитию речи и коммуникации формируют у дошкольников желание общаться внутри коллектива: задавать вопросы, обдумывать ответ, проговаривать этапы выполнения каких-либо действий, выстраивать логические цепочки рассуждений, а также развивают способности к монологической речи.

Во время прогулок ребята проводят целевые наблюдения совместно с педагогом за объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми) и процессами общественной жизни (наблюдение за поведением пешеходов, движением на проезжей части, за работой людей различных профессий). На занятиях по продуктивной творческой деятельности воспитанники развивают умение создавать поделки по собственному замыслу в различных техниках (лепка, конструирование, рисование). В подготовительной группе особое место занимают занятия по ФЭМП и подготовке к обучению грамоте: дети учатся определять состав числа и звуковой состав слова, изучают в игровой форме сложение и вычитание в пределах десяти, гласные и согласные звуки.

Фотогалерея: примеры организации предметно-пространственной среды

В центре познавательной деятельности организуются тематические выставки материалов и детских работ В уголке будущего школьника ребята могут закрепить навыки счёта и знания алфавита Познавательный центр по изучению книг и иллюстраций способствует воспитанию бережного отношения к печатным изданиям В центре искусства содержатся наглядные материалы для художественно-эстетического развития дошкольников и материалы для продуктивной деятельности В живом уголке детского сада могут быть аквариумы с рыбками, улитками и черепашками, клетки с птицами и грызунами В помещении группы обязательно должно быть место, где ребёнок может уединиться и отдохнуть Театрализованные сценки дети часто дополняют музыкальным сопровождением В уголке природы дети наблюдают за ростом растений и изучают их особенности Уголок самостоятельного экспериментирования с целью поиска новых знаний позволяет детям реализовать стремление к опытному познанию предметов и явлений

Таблица: виды самостоятельной деятельности старших дошкольников

  • рисование карандашами, фломастерами, красками,
  • лепка,
  • конструирование из бумаги, природного и бросового материалов,
  • пластилинография.

Одна из любимых форм воссоздания образов литературных и сказочных персонажей — театрализация сюжета или отдельного диалога. Воспитанники любят примерять на себя роли, надевают маски, костюмы, используют аквагрим. Создание мелодий при помощи музыкальных инструментов и сочинение песенок — тоже вариант самостоятельной творческой деятельности.

Посредством сюжетно-ролевых игр дети усваивают социальные компетенции

Занятие по самообслуживанию в подготовительной группе детского сада

Ребёнок седьмого года жизни совершенствует и закрепляет навыки самообслуживания. Он следует правилам приёма пищи, умело обращается со столовыми приборами, соблюдает чистоту и аккуратность. Знает последовательность одевания на прогулку, умеет обращаться с различными видами застёжек. Следит за порядком личных вещей и своим обликом. Это то, каким в идеале ребёнок выпускается из детского сада, — самостоятельным человеком. В начале учебного года педагогом должен быть проведён мониторинг уровня самостоятельности всех воспитанников. При выявлении затруднений в выполнении каких-либо действий или недостаточной сформированности одного из навыков воспитатель предпринимает коррекционные меры.

Две девочки в фартуках и косынках ухаживают за комнатными растениями, мальчик наблюдает

Старшие дошкольники любят ухаживать за комнатными растениями самостоятельно

Введение обязанностей по уборке и контролю состояния помещения дисциплинирует ребят, воспитывает в них уважение к чужому труду и ответственность в выполнении поручений.

Две девочки дежурят в столовой

Дежурство активизирует трудовую деятельность ребят и вызывает чувство гордости за свой труд

Таблица: картотека тем по самообслуживанию в подготовительной группе

Две девочки в умывальной комнате

Навыки самообслуживания и соблюдения гигиенических норм закрепляются в подготовительной группе

Фотогалерея: примеры организации уголка дежурства

График дежурств воспитанников в детском саду должен быть наглядным Распределение дежурных по зонам ответственности развивает у ребят различные навыки самообслуживания Уголок дежурных может быть оформлен увлекательно Для дежурных в столовой должны быть приготовлены фартуки и головные уборы Уголок дежурных должен быть приятным местом, выполнение трудовых обязанностей — это не рутина

Мотивирующее начало занятия

Самостоятельная деятельность дошкольников начинается с возникновения мотива — интереса к какой-либо теме, возникновения проблемной ситуации, желания пообщаться со сверстниками. Практические действия осуществляются с применением имеющихся у ребёнка знаний и способностей. Результат деятельности оценивается самим воспитанником подготовительной группы, о выполнении опытов и исследований он рассказывает педагогу, совершенствуя речевые навыки.

Роль педагога заключается в создании мотивации к дальнейшим действиям воспитанников в условиях организованной воспитателем предметно-пространственной среды. Интерес к самостоятельной деятельности может носить игровой характер, коммуникативную, творческую, познавательную направленность. Воспитатель следит, чтобы в группе поддерживалась дружеская атмосфера и у каждого воспитанника наблюдался положительный, ровный эмоциональный фон.

Педагог создаёт интересные ситуации, прогнозируя самостоятельную деятельность воспитанников в рамках тематического планирования и индивидуальных особенностей и пристрастий ребят.

Сюжетная игра отражает новые знания воспитанников и помогает их фиксации в виде образов долгосрочной памяти

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Чтение литературных произведений побуждает к играм и инсценировкам сказочного сюжета

Временной план занятия

Воспитательные и обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости. В режимные занятия, не посвящённые собственно образовательной деятельности (прогулка, досуг), рекомендуется включать трудовые поручения.

Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

Девочки стирают кукольную одежду

Стирка кукольной одежды — это выполнение трудового поручения в игровой форме

Таблица: пример конспекта занятия по формированию навыков самообслуживания в подготовительной группе

  • Учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке; своевременно и сразу убирать каждую вещь на своё место.
  • Развивать умения и навыки самостоятельно и с помощью взрослых и сверстников поддерживать и наводить порядок в группе.
  • Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда: умение и желание ценить свой и чужой труд.
  • Предметы быта и предметные картинки,
  • игрушка Домовёнка.
  • О ком рассказ? Кто будил Машу в детский сад?
  • Почему однажды Маша опоздала в детский сад?
  • Почему она не смогла найти свои вещи сразу?
  • Где лежали чулки?
  • Где она нашла туфли?
  • Куда было заброшено платье?
  • Где она встретила ребят в детском саду?
  • Кто виноват, что Маша опоздала?

Беседа о порядке.
Воспитатель задаёт вопросы:

  • Кто следит за порядком в доме?
  • Как вы помогаете маме в этом?
  • Кто следит за порядком в группе?
  • Вы помогаете в этом взрослым? Как?
  • Почему каждая вещь должна лежать на своём месте? (Чтобы не тратить время на её поиски и сразу можно было её взять).
  • Кто должен следить за порядком? (Взрослые и дети).

В игровой форме дети закрепляют навык хранения вещей на положенных местах

Примеры самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности дошкольников 6–7 лет в различных режимных моментах.

Читайте также: