План развития группы в доу подготовительная группа
Обновлено: 06.07.2024
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все что окружает ребенка формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствую полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-развивающей среды. Мы, как педагоги, стремимся создать в группе условия, как для совестной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая каждого дошкольника.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная;
2) познавательная;
3) речевая;
4) художественно-эстетическая;
5) физическая.
При построении предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
- принцип открытости и доступности;
- трансформируемости;
- вариативности;
- полифункционанальности;
- безопасности;
- насыщенности.
Групповое помещение нашей группы условно подразделено на три зоны - активную, рабочую и спокойную.
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:
1. Центр игры;
2. Центр двигательной активности;
3. Центр музыки;
4. Центр театра;
5. Центр дежурства.
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Календарный план прогулки в подготовительной группе Примерный календарный план прогулки на день в сентябре. Подготовительная к школе группа. ДНЕВНАЯ ПРОГУЛКА - Наблюдение за росой. Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми природными явлениями; учить делать выводы о закономерностях и.
Ежедневное планирование на третью неделю января (подготовительная группа) день недели/число воспитатель Совместная деятельность педагога и детей Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность детей Примечание ОД Образовательная деятельность в режимных моментах 31.01.2022 Понедель . 1 половина дня 1.08.40 - 9.10 Коммуникативная деятельность. По.
Планирование. Планы работ - Перспективное планирование в подготовительной группе на февраль
Тематическое планирование ООД и СДВД в общеобразовательных группах старшего (и младшего) дошкольного возраста
Планирование воспитательно - образовательной работы (на неделю) по программе "От рождения до школы" (разновозрастная группа)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ФГОС В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Авторы: Таранюк Мария Васильевна. Евсеенко Тамара Ивановна
Последний учебный год в детском саду является подготовительным к обучению в школе. Усложняются мыслительные процессы и формы деятельности детей: происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, появляется интерес к сложным играм, с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу и самостоятельность в умственном и практическом экспериментировании.
Организация самостоятельной деятельности в подготовительной группе
- игровой (сюжетно-ролевые, дидактические, логические игры);
- художественно-речевой (создание диалогов в игре по мотивам сказок, рассказов, построение пересказа интересного случая или истории);
- социально-коммуникативной (общение со сверстниками, оказание помощи младшим ребятам — объяснение явления, правил игры, утешение);
- познавательно-исследовательской (поиск информации по интересующей теме, нахождение ответа опытным путём);
- художественной (пение, рифмование строк, сочинение мелодий, рисование, лепка, создание аппликаций);
- трудовой (стремление помогать в уборке на территории детского сада, в столовой, помещении группы, осуществлять уход за растениями, животными).
Самостоятельная деятельность дошкольников ярче всего проявляется в игровой форме
Самостоятельность — свойство личности, характеризующееся стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свои поступки.
Возрастные особенности дошкольников 6–7 лет
Организуя самостоятельную деятельность воспитанников в подготовительной группе, педагог учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:
- Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. Во время прогулок, в центрах науки и природы ребята проводят длительные наблюдения. Дети седьмого года жизни чувствуют необходимость смены деятельности: они переключаются от рассматривания книг к игре, от упражнений с мячом к рисованию и т. д. Для восстановления эмоционального состояния у ребят есть возможность уединиться на необходимый отрезок времени.
- Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. Старшие дошкольники активно включаются в беседу, задают вопросы, формулируют ответы. Степень развития художественно-речевых навыков позволяет разыгрывать на досуге диалогические сценки, театрализованные эпизоды сказок. Навык монологической речи формируется, когда ребёнок сопровождает исследовательскую или игровую деятельность проговариванием действий, озвучивает персонажей. О ходе и результатах самостоятельной работы он рассказывает воспитателю и одногруппникам.
- Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках и поделках, во время игр, при проведении опытов и экспериментов.
- Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он критически оценивает результаты своей деятельности, свой облик, способен исправлять недочёты, чтобы выглядеть лучше.
Старшие дошкольники самостоятельно помогают младшим овладеть навыками самообслуживания
Самостоятельная деятельность детей в ДОУ подразумевает её выполнение без непосредственного участия воспитателя в специально отведённое для этого время, при этом дошкольники ставят перед собой конкретные цели, прилагают усилия и стремятся к определённым результатам.
Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе
Создание условий для самостоятельной деятельности старших дошкольников в ДОУ направлено на решение ряда задач:
Дети 6–7 лет способны самостоятельно занять себя на прогулке в течение продолжительного отрезка времени
Методика организации самостоятельной деятельности
Несмотря на то что самостоятельная деятельность осуществляется вне взаимодействия детей с педагогом, роль воспитателя остаётся значительной. Он прогнозирует возможные варианты действий воспитанников в зависимости от предметного окружения детей, их способностей, индивидуальных особенностей и в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Приёмы организации самостоятельной деятельности дошкольников:
- создание насыщенной, доступной и безопасной предметно-пространственной среды;
- формирование и закрепление практических и мыслительных навыков на занятиях в рамках образовательного процесса;
- создание внутренней мотивации для независимой деятельности.
Предметно-пространственная среда для самостоятельной деятельности дошкольников организуется в детском саду в виде центров/уголков различной направленности:
- Познавательные центры: тематические уголки для поиска новых знаний, исследовательские уголки и лаборатории для детского экспериментирования.
- Центры искусства: уголки с наглядными материалами по видам искусства, выставками изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Как правило, в центрах искусства имеется рабочее место (стол или парта) и материалы для продуктивного творчества воспитанников.
Театрализованная сюжетно-ролевая игра — отличный вариант организации детского досуга
Расширение знаний и формирование практических и мыслительных навыков осуществляется на занятиях, проводимых в рамках совместной деятельности педагога и воспитанников. Накопленный опыт продуктивной деятельности, усвоенные правила проведения познавательных экспериментов и спортивных игр реализуются в самостоятельной деятельности ребёнка. Так, на занятиях НОД дети овладевают принципами построения плана работы, развивают умение проводить опыты с различными предметами. На занятиях с музыкальным руководителем учатся владеть голосом, пропевать мелодии, извлекать звук из инструментов (барабан, бубен, погремушка, трещотка, колокольчик, дудочка).
Руководитель ФИЗО проводит с ребятами много подвижных игр, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли), дети запоминают движения и последовательность выполнения зарядки. Занятия по развитию речи и коммуникации формируют у дошкольников желание общаться внутри коллектива: задавать вопросы, обдумывать ответ, проговаривать этапы выполнения каких-либо действий, выстраивать логические цепочки рассуждений, а также развивают способности к монологической речи.
Во время прогулок ребята проводят целевые наблюдения совместно с педагогом за объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми) и процессами общественной жизни (наблюдение за поведением пешеходов, движением на проезжей части, за работой людей различных профессий). На занятиях по продуктивной творческой деятельности воспитанники развивают умение создавать поделки по собственному замыслу в различных техниках (лепка, конструирование, рисование). В подготовительной группе особое место занимают занятия по ФЭМП и подготовке к обучению грамоте: дети учатся определять состав числа и звуковой состав слова, изучают в игровой форме сложение и вычитание в пределах десяти, гласные и согласные звуки.
Фотогалерея: примеры организации предметно-пространственной среды
В центре познавательной деятельности организуются тематические выставки материалов и детских работ В уголке будущего школьника ребята могут закрепить навыки счёта и знания алфавита Познавательный центр по изучению книг и иллюстраций способствует воспитанию бережного отношения к печатным изданиям В центре искусства содержатся наглядные материалы для художественно-эстетического развития дошкольников и материалы для продуктивной деятельности В живом уголке детского сада могут быть аквариумы с рыбками, улитками и черепашками, клетки с птицами и грызунами В помещении группы обязательно должно быть место, где ребёнок может уединиться и отдохнуть Театрализованные сценки дети часто дополняют музыкальным сопровождением В уголке природы дети наблюдают за ростом растений и изучают их особенности Уголок самостоятельного экспериментирования с целью поиска новых знаний позволяет детям реализовать стремление к опытному познанию предметов и явлений
Таблица: виды самостоятельной деятельности старших дошкольников
- рисование карандашами, фломастерами, красками,
- лепка,
- конструирование из бумаги, природного и бросового материалов,
- пластилинография.
Одна из любимых форм воссоздания образов литературных и сказочных персонажей — театрализация сюжета или отдельного диалога. Воспитанники любят примерять на себя роли, надевают маски, костюмы, используют аквагрим. Создание мелодий при помощи музыкальных инструментов и сочинение песенок — тоже вариант самостоятельной творческой деятельности.
Посредством сюжетно-ролевых игр дети усваивают социальные компетенции
Занятие по самообслуживанию в подготовительной группе детского сада
Ребёнок седьмого года жизни совершенствует и закрепляет навыки самообслуживания. Он следует правилам приёма пищи, умело обращается со столовыми приборами, соблюдает чистоту и аккуратность. Знает последовательность одевания на прогулку, умеет обращаться с различными видами застёжек. Следит за порядком личных вещей и своим обликом. Это то, каким в идеале ребёнок выпускается из детского сада, — самостоятельным человеком. В начале учебного года педагогом должен быть проведён мониторинг уровня самостоятельности всех воспитанников. При выявлении затруднений в выполнении каких-либо действий или недостаточной сформированности одного из навыков воспитатель предпринимает коррекционные меры.
Старшие дошкольники любят ухаживать за комнатными растениями самостоятельно
Введение обязанностей по уборке и контролю состояния помещения дисциплинирует ребят, воспитывает в них уважение к чужому труду и ответственность в выполнении поручений.
Дежурство активизирует трудовую деятельность ребят и вызывает чувство гордости за свой труд
Таблица: картотека тем по самообслуживанию в подготовительной группе
Навыки самообслуживания и соблюдения гигиенических норм закрепляются в подготовительной группе
Фотогалерея: примеры организации уголка дежурства
График дежурств воспитанников в детском саду должен быть наглядным Распределение дежурных по зонам ответственности развивает у ребят различные навыки самообслуживания Уголок дежурных может быть оформлен увлекательно Для дежурных в столовой должны быть приготовлены фартуки и головные уборы Уголок дежурных должен быть приятным местом, выполнение трудовых обязанностей — это не рутина
Мотивирующее начало занятия
Самостоятельная деятельность дошкольников начинается с возникновения мотива — интереса к какой-либо теме, возникновения проблемной ситуации, желания пообщаться со сверстниками. Практические действия осуществляются с применением имеющихся у ребёнка знаний и способностей. Результат деятельности оценивается самим воспитанником подготовительной группы, о выполнении опытов и исследований он рассказывает педагогу, совершенствуя речевые навыки.
Роль педагога заключается в создании мотивации к дальнейшим действиям воспитанников в условиях организованной воспитателем предметно-пространственной среды. Интерес к самостоятельной деятельности может носить игровой характер, коммуникативную, творческую, познавательную направленность. Воспитатель следит, чтобы в группе поддерживалась дружеская атмосфера и у каждого воспитанника наблюдался положительный, ровный эмоциональный фон.
Педагог создаёт интересные ситуации, прогнозируя самостоятельную деятельность воспитанников в рамках тематического планирования и индивидуальных особенностей и пристрастий ребят.
Сюжетная игра отражает новые знания воспитанников и помогает их фиксации в виде образов долгосрочной памяти
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Чтение литературных произведений побуждает к играм и инсценировкам сказочного сюжета
Временной план занятия
Воспитательные и обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости. В режимные занятия, не посвящённые собственно образовательной деятельности (прогулка, досуг), рекомендуется включать трудовые поручения.
Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы
Стирка кукольной одежды — это выполнение трудового поручения в игровой форме
Таблица: пример конспекта занятия по формированию навыков самообслуживания в подготовительной группе
- Учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке; своевременно и сразу убирать каждую вещь на своё место.
- Развивать умения и навыки самостоятельно и с помощью взрослых и сверстников поддерживать и наводить порядок в группе.
- Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда: умение и желание ценить свой и чужой труд.
- Предметы быта и предметные картинки,
- игрушка Домовёнка.
- О ком рассказ? Кто будил Машу в детский сад?
- Почему однажды Маша опоздала в детский сад?
- Почему она не смогла найти свои вещи сразу?
- Где лежали чулки?
- Где она нашла туфли?
- Куда было заброшено платье?
- Где она встретила ребят в детском саду?
- Кто виноват, что Маша опоздала?
Беседа о порядке.
Воспитатель задаёт вопросы:
- Кто следит за порядком в доме?
- Как вы помогаете маме в этом?
- Кто следит за порядком в группе?
- Вы помогаете в этом взрослым? Как?
- Почему каждая вещь должна лежать на своём месте? (Чтобы не тратить время на её поиски и сразу можно было её взять).
- Кто должен следить за порядком? (Взрослые и дети).
В игровой форме дети закрепляют навык хранения вещей на положенных местах
Примеры самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе
Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности дошкольников 6–7 лет в различных режимных моментах.
Читайте также: