План развития доступной среды в школе

Обновлено: 05.07.2024

Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности.

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Таким образом, перед школой встаёт проблема обеспечения получения образовательной услуги всеми маломобильными категориями детей- инвалидов (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), которую решить возможно только через целенаправленное планирование деятельности образовательного учреждения.

Цель: поэтапное повышение, с учетом финансовых возможностей, уровня доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нем услугам в сфере образования.

Задачи:

  • Обеспечить равный доступ инвалидов к образовательным и воспитательным услугам.
  • Создать условия для свободного доступа и передвижения инвалидов в школе.

1 этап подготовительный – 2015-2016 г.

2 этап практический (реализация плана при условии финансирования) - 2017-2018г.г.

3 этап заключительный - 2019г.

  1. Ожидаемые результаты:
  • Обеспечение равного доступа инвалидов к образовательным и воспитательным услугам в школе.
  • Повышение социальной активности инвалидов, преодоление социальной разобщенности.
  • Повышение качества жизни инвалидов.

По состоянию на 01.02.2016г. в школе:

- общая численность детей-инвалидов – 4

- количество детей-инвалидов, обучающихся совместно с другими обучающимися –0

- количество детей-инвалидов, обучающихся на дому –4;

- количество педагогов, прошедших специальную подготовку для работы с инвалидами – 0;

- количество подготовленных для работ с инвалидами тьюторов, помощников, посредников – 0;

- количество аудиторий и других помещений, приспособленных для обучения инвалидов – 0.

Ответственный исполнитель, соисполнители

1. Организационные мероприятия.

- изучение нормативных документов;

- изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений;

- разработка плана мероприятий.

Администрация школы, ответственное лицо

Обновление базы данных учащихся с ограниченными

модератор школьного сайта

В течение всего периода

Информированность участников образовательных отношений

Проведение заседания Совета школы с целью выработки предложений по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов

Председатель Совета школы, директор

Привлечение дополнительных средств финансирования

Совещание при директоре по вопросу реализации плана

Информирование педагогов, изменение парадигмы мышления пед.работников

Внесение изменений в должностные инструкции

Конкретизация деятельности пед.работников в организации работы с детьми - инвалидами

Организация методических семинаров по изучению образовательных программ, методики работы с детьми-инвалидами

Зам. директора по УВР

Повышение профессионального уровня педагогических работников

Формирование образовательной программы

Зам. дир по УВР, руководители ШМО

Готовность к работе

(программно-методические условия для обучения детей-инвалидов)

Организация обучения детей в соответствии с индивидуальными программами реабилитации

Реализация права на инклюзивное образование

II. Мероприятии по обеспечению доступности образовательного учреждения для инвалидов

Выявление существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности школьной среды для детей - инвалидов, оценка потребности в устранении

Завхоз, зам. дир. по безопасности

Планирование целевых субсидий на 2016-2018г.г.

Подготовка проектно-сметной документации по улучшению доступности

Подготовка финансово –нормативной базы

Установка кнопки вызова персонала для инвалидов колясочников с целью оказания им помощи при въезде в здание

Повышение доступности детей-инвалидов в образовательное учреждение

Обеспечения пути движения комплексной информацией (информационные таблички, цветовые и тактильные направляющие)

Организация системы информации на входе с тактильными и цветовыми обозначениями препятствий

Установка пандуса наружного с реконструкцией входа в школа

Установка мобильного подъемника, покрытия крыльца

III. Мероприятия по обеспечению услуг для инвалидов с учетом нарушенных функций (зрение, слух, опорно-двигательный аппарат), оказанию помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию услугами образовательного учреждения

Приобретение и установка средств связи, информации и сигнализации (звуковые, световые, тактильные), тактильных табличек, тактильных мнемосхем, упрощающих ориентацию инвалидов с нарушением слуха и зрения

Эффективность оказания индивидуальной помощи

Оснащение специальным реабилитационным компьютерным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху и зрению, с нарушениями опорно –двигательного аппарата

Готовность к работе школы с отдельными категориями детей

Создание благоприятных, комфортных условий в

образовательном учреждении, проведение бесед, круглых

столов среди школьников с целью формирования у них

толерантного отношения к детям-инвалидам.

Зам. дир. по воспитательной работе.

В течение всего периода

Удовлетворённость образовательным учреждением

Создание волонтерских групп в образовательном

учреждении с целью формирования у школьников

толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ

IV. Мероприятия по обеспечению специалистами, работающими с инвалидами (помощники, тьюторы, социальные педагоги, педагоги-психологи и др.)

Повышение квалификации следующих сотрудников

директор, ответственное лицо

Готовность к реализации образовательной программы

Подбор кадров и привлечение внутренних кадровых

резервов для работы в школе с целью обучения и развития

детей с ограниченными возможностями.

Готовность к реализации образовательной программы

Введение в штатное расписание дополнительных ставок учителей-логопедов, педагогов-

Состав рабочей группы по реализации плана мероприятий по обеспечению доступной среды МБОУ Новоаннинская сош№4.

ФИО члена группы

Дьяков Геннадий Петрович

Петрова Надежда Владимировна

Зам.директора по УВР

Саломатина Галина Владимировна

Зам.директора по ВР

Тарасова Наталия Валерьевна

Зам.директора по ВР

Городбина Валентина Алексеевна

Инспектор по охране прав детства

Зубарева Любовь Владимировна

Шешнева Ольга Влапдимировна

Лапина Галина Ивановна

мероприятий, направленных на развитие доступной среды жизнедеятельности

для инвалидов в МБОУ Новоаннинская средняя общеобразовательная школа №4
на 2013-2014 годы

Создание рабочей группы по решению вопросов формирования доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов

Освещение на сайте школы вопросов по созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов

Совершенствование уровня медико-социальной реабилитации детей- инвалидов

Выявление детей – инвалидов, имеющих медицинские показания

Контроль мероприятий по реабилитации детей-инвалидов

-медико-социальная реабилитация (массаж, ЛФК, ФТО, занятия на тренажерах, теплолечение)

-психолого-педагогическая реабилитация (коррекционные занятия с логопедом, социальным педагогом)

-социально-бытовая реабилитация (развитие навыков пользования бытовыми предметами, средствами технической реабилитации)

- творческая реабилитация (занятия в студиях, клубах, кружках).

Классные руководители, медсестра, Педагог-психолог

Проведение обучающих методических совещаний

Зам.директора по УВР Петрова НВ

Содействие инвалидам в преодолении информационного барьера

Обучение основам работы на персональном компьютере детей – инвалидов.

Работающие с инвалидами учителя

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ о проведении мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов в МБОУ Новоаннинская средняя общеобразовательная школа №4 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области

в 2013 году (с января по декабрь)

Совершенствование нормативной и организационной основы создания доступной среды для жизнедеятельности детей-инвалидов.

  1. Формирование и корректировка информационной базы сведений о количестве детей- инвалидов в Новоаннинском муниципальном районе и каждом образовательном учреждении.

МБОУ Новоаннинская СОШ №4

Наличие информационной базы о количестве детей-инвалидов по учреждению

май-июнь текущего года

Сформирована база детей-инвалидов на 6 человек

МБОУ Новоаннинская СОШ №4

август-сентябрь текущего года

Количество разработанных нормативно-правовых актов(2)

Разработан План мероприятий, направленных на развитие

доступной среды жизнедеятельности для детей- инвалидов

в МБОУ Нсош№4 на 2013-2014 годы

, утвержденный приказом ОУ от 30.08.2013г № 137)

Повышение уровня доступности образовательных учреждений для детей-инвалидов

1.Мониторинг уровня доступности образовательных учреждений в соответствии с потребностями детей-инвалидов.

МБОУ Новоаннинская СОШ №4

июль текущего года

В ОУ 100% доступность (потребности в финансовых средствах для обеспечения доступности нет)

2.Организация работ по повышению уровня доступности образовательных учреждений для детей-инвалидов.

МБОУ Новоаннинская СОШ №4

100% доступности для детей-инвалидов

В 2013 году работы по реконструкции зданий и отдельных помещений, переоснащению транспортных средств не проводились, т.к. не нуждались

Повышение доступности и качества реабилитационных услуг для детей – инвалидов, а также содействие их интеграции

1.Обеспечение детей-инвалидов учебниками для реализации учебного процесса за счет субвенций учреждений.

МБОУ Новоаннинская СОШ №4

Повышение численности детей-инвалидов, полностью обеспеченных учебниками

до 1 сентября текущего года

100% обеспеченность детей-инвалидов учебниками

В учреждении числится

из них на 100% обеспечены учебниками 6 человек.

Общая обеспеченность учебниками детей-инвалидов по ОУ 100%.

2.Организация и проведение досуговых, спортивных, кружковых мероприятий с участием детей-инвалидов

МБОУ Новоаннинская СОШ №4

Формирование и реализация плана мероприятий, направленных на интеграцию детей-инвалидов

Численность детей-инвалидов, принявших участие в досуговых, спортивных, кружковых мероприятиях

В учреждении числится 6 детей-инвалидов,

из них 70% (4 человека) участвовали в различных мероприятиях, в том числе:

в досуговых (4 чел) ,

в спортивных (3чел),

в кружковых (3чел)

Количество досуговых, спортивных, кружковых мероприятий, проведенных с участием детей-инвалидов

Всего в ОУ запланировано 150 общешкольных и 150 классных мероприятий, в том числе

Из них 300 мероприятиий прошло с участием детей-инвалидов (100%) , в том числе:

Доля детей-инвалидов от общего числа участников досуговых, кружковых мероприятий

Всего в мероприятиях ОУ за 2013 год принимали участие 406 детей, из них 6 дети-инвалиды

Преодоление социальной разобщенности и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для детей- инвалидов

1.Организация и проведение мероприятий с педагогами, родителями

МБОУ Новоаннинская СОШ №4

Включение вопросов по проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для детей- инвалидов в тематику педагогических советов и родительских собраний

Количество мероприятий по проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности детей- инвалидов:

для педагогов 3

для родителей 5

Количество педагогов и родителей, посетивших данные мероприятия

(не менее 30% от общего количества педагогов, родителей)

Всего педагогов в ОУ 26,

из них посетили мероприятия

Всего родителей в ОУ 275,

из них посетили мероприятия

Дата __________ Директор _________________________ / ____ Г.П.Дьяков / _________________________ Ответственный (исполнитель) ___________________/ __ В.А.Городбина / _________ __________

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ о проведении мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов в МБОУ Новоаннинская средняя общеобразовательная школа №4 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области

в 2013 году (с января по декабрь)

Совершенствование нормативной и организационной основы создания доступной среды для жизнедеятельности детей-инвалидов.

  1. Формирование и корректировка информационной базы сведений о количестве детей- инвалидов в Новоаннинском муниципальном районе и каждом образовательном учреждении.

МКОУ Новоаннинская СШ №4

Наличие информационной базы о количестве детей-инвалидов по учреждению

май-июнь текущего года

Сформирована база детей-инвалидов на 7 человек

МКОУ Новоаннинская СШ №4

август-сентябрь текущего года

Количество разработанных нормативно-правовых актов(2)

Разработан План мероприятий, направленных на развитие

доступной среды жизнедеятельности для детей- инвалидов

в МКОУ НСШ№4 на 2014-2015 годы

, утвержденный приказом ОУ от 30.08.2014г № 159)

Повышение уровня доступности образовательных учреждений для детей-инвалидов

1.Мониторинг уровня доступности образовательных учреждений в соответствии с потребностями детей-инвалидов.

МКОУ Новоаннинская СШ №4

июль текущего года

В ОУ 100% доступность (потребности в финансовых средствах для обеспечения доступности нет)

2.Организация работ по повышению уровня доступности образовательных учреждений для детей-инвалидов.

МКОУ Новоаннинская СШ №4

100% доступности для детей-инвалидов

В 2014-2015уч. году работы по реконструкции зданий и отдельных помещений, переоснащению транспортных средств не проводились, т.к. не нуждались

Повышение доступности и качества реабилитационных услуг для детей – инвалидов, а также содействие их интеграции

1.Обеспечение детей-инвалидов учебниками для реализации учебного процесса за счет субвенций учреждений.

МКОУ Новоаннинская СШ №4

Повышение численности детей-инвалидов, полностью обеспеченных учебниками

до 1 сентября текущего года

100% обеспеченность детей-инвалидов учебниками

В учреждении числится

из них на 100% обеспечены учебниками 6 человек.

Общая обеспеченность учебниками детей-инвалидов по ОУ 100%.

2.Организация и проведение досуговых, спортивных, кружковых мероприятий с участием детей-инвалидов

МКОУ Новоаннинская СШ №4

Формирование и реализация плана мероприятий, направленных на интеграцию детей-инвалидов

Численность детей-инвалидов, принявших участие в досуговых, спортивных, кружковых мероприятиях

В учреждении числится 7 детей-инвалидов,

из них 70% (4 человека) участвовали в различных мероприятиях, в том числе:

в досуговых (4 чел) ,

в спортивных (3чел),

в кружковых (3чел)

Количество досуговых, спортивных, кружковых мероприятий, проведенных с участием детей-инвалидов

Всего в ОУ запланировано 153 общешкольных и 159 классных мероприятий, в том числе

Из них 230 мероприятиий прошло с участием детей-инвалидов (70%) , в том числе:

Доля детей-инвалидов от общего числа участников досуговых, кружковых мероприятий

Всего в мероприятиях ОУ за 2014-2015 уч. год принимали участие 437 детей, из них 7 дети-инвалиды

Преодоление социальной разобщенности и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для детей- инвалидов

1.Организация и проведение мероприятий с педагогами, родителями

МКОУ Новоаннинская СШ №4

Включение вопросов по проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для детей- инвалидов в тематику педагогических советов и родительских собраний

Количество мероприятий по проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности детей- инвалидов:

для педагогов 3

для родителей 5

Количество педагогов и родителей, посетивших данные мероприятия

(не менее 30% от общего количества педагогов, родителей)

Всего педагогов в ОУ 26,

из них посетили мероприятия

Всего родителей в ОУ 298,

из них посетили мероприятия

Дата __________ Директор _________________________ / ____ Г.П.Дьяков / _________________________ Ответственный (исполнитель) ___________________/ __ В.А.Городбина / _________ __________

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Решение педагогического совета школы от 25. 04. 2014г

Рабочая группа приказ № 26 от 26 . 04.2014г.

Создание условий для полноценного включения в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их успешной социализации.

Выявить особые образовательные потребности

Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы путем разработки индивидуальных траекторий для каждого ребенка

Организовать систему социально- психологической поддержки семей с детьми с ОВЗ

Организовать подготовку и повышение квалификации педагогов , работающих с детьми с ОВЗ

Организовать систему информирования родителей

Организовать совместную деятельность педагогов,

специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в школьной жизни

Модернизировать учебно- материальную базу школы.

Создать банк данных по данному направлению.

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

Психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями д, способствуюшая повышению качества образования и успешной социализации личности.

Директор школы – Першикова Л. С.

Зам .директора по УВР – Шишмарева С. Л.

Зам .директора ПО ВР - Колесникова И. Д.

Психолог - Монастыршина Г. С.

Социальный педагог – Рябова Н. В.

Фельдшер школы – Сосновская Е. А.

Актуальность

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

Разработка программы вызвана необходимостью повышения качества и доступности образования для детей с особенностями развития, для их успешной социализации в обществе.

В МОУ СОШ п. Тарбагатай на 1января 2014года обучается 13 детей с ограниченными возможностями здоровья . Из них 4 ребенка – дети – инвалиды . Три ребенка – инвалида обучаются индивидуально, на дому, так как в школе нет необходимых условий для их обучения. Десять детей обучаются в общеобразовательных классах по индивидуальным траекториям.

Педагогический коллектив школы обладает высоким профессионализмом. 14 педагогов имеют высшую категорию, 15 педагогов – первую категорию . 2 педагога прошли курсы по обучению детей с особенностями в развитии.

В школе организована и работает социально – психологическая служба. Имеется кабинет релаксации, медицинский кабинет. За здоровьем детей следит фельдшер школы. Однако до настоящего времени не созданы в полной мере условия для совместного обучения здоровых детей и детей с особенностями в развитии. Недостаточная материальная база. Нет возможности снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, провести профилактику школьного переутомления, снять тревожность у детей. Таким образом вытекает одна из ключевых проблем школы создания условий для полноценного включения в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья

Цель программы : Создание условий для полноценного включения в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их успешной социализации .

Задачи программы:

1 Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ

2 Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы путем разработки индивидуальных траекторий для каждого ребенка

3 Организовать систему социально- психологической поддержки семей с детьми с ОВЗ

4 Организовать подготовку и повышение квалификации педагогов , работающих с детьми с ОВЗ

6 Организовать совместную деятельность педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в школьной жизни

7 Модернизировать учебно- материальную базу школы.

8 Создать банк данных по данному направлению.

Концепция программы.

Под доступной средой мы понимаем совокупность условий и требований, прежде всего, к создаваемой человеком окружающей среде (архитектурный дизайн, транспортная и инженерная инфраструктура), и информационной среде, позволяющая беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию. для того чтобы людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.

Основная идея программы- социальное, познавательное и личностное развитие детей с ОВЗ.

Основные технологии: ИКТ, КТД, сотрудничества, сетевого взаимодействия.

Основной подход: Системно- деятельностный.

В школе организована система служб: социально- психологической, научно-методической, информационной, ПМПК. Выделены специалисты, наделённые полномочиями: психолог, социальный педагог, логопед, заместитель директора по НМР, заместитель директора по ИКТ, системный администратор. Работа осуществляется через тесное взаимодействие всех служб на основе нормативно- правовой базы школы ( программы, планы работы, графики, локальные акты, методические рекомендации).

Психолог и социальный педагог школы организуют систему диагностики по выявлению особых потребностей для детей с ОВЗ, составляется банк данных, организуется система индивидуальных образовательных траекторий для учащихся: подбор программ, соответствующих их уровню развития на основе решения ПМПК, адаптация и реализация программ для каждого ребёнка индивидуально ( коррекционные программы 7,8 вида), составление индивидуальных учебных планов, индивидуальных маршрутов внеурочной деятельности.

Мы понимаем, что для создания комфортных условий для обучения детей с ОВЗ необходима огромная работа по формированию толерантности всех участников образовательной деятельности к детям с ОВЗ. Для этого нужно выстроить систему мероприятий по формированию толерантности: классных часов, общешкольных линеек, акций. Отвечает за эту работу заместитель директора по ВР, вожатая школы.

Огромную роль в создании условий для детей с ОВЗ играет модернизация материально- технической базы школы: создание сенсорной комнаты, способствующей снятию эмоционального напряжения детей; приобретение оборудования для кабинета релаксации, способствующего психологическому сопровождению всех участников образовательной деятельности; сооружение пандусов для детей с ДЦП и т.д.

Этапы реализации программы.

1этап. Организационный 01.04-01.09 2014г

1 Проанализировать состояние образовательной деятельности и материально- технической базы школы

2 Выявить назревшие противоречия и проблемы.

3 Создать программу, положения, рекомендации

2 Этап. Опытно- экспериментальный 01.09-31. 05. 2015г

Цель Внедрение модели.

1Подобрать систему диагностик и анкет и провести систему мероприятий по выявлению особых потребностей детей с ОВЗ.

Разработать индивидуальные образовательные траектории для каждого ребёнка с ОВЗ

Создать систему семинаров, лекториев для родителей детей с ОВЗ

Провести систему мероприятий в школе по формированию толерантного отношения учащихся к детям с ОВЗ

Создать систему открытого психологического консультирования

На сайте школы создать службу доверия для детей с ограниченными возможностями.

Создать систему профессионального развития педагога по работе с детьми с ОВЗ.

Организовать систему мероприятий внеурочной деятельности всех участников образовательного процесса.

Модернизировать материально – техническую базу школы.

3 Этап Коррекционный 31. 05. 2015г -31 05 2016г

Цель: Внесение изменений и корректив в ходе реализации программы.

4 Этап. Обобщающий 31 05 2016г-31 05 2017г.

Управление реализацией программы

Руководит реализацией научно-методическая служба. Она организует взаимодействие всех служб школы. Зам. на НМР организует систему профессионального развития педагогов. Зам. по УВР организует работу образовательного процесса. Социально- психологическая служба является поддержкой для всех участников образовательной деятельности. Организует диагностические и коррекционные мероприятия. ПМПК проводит обследования и даёт рекомендации для дальнейшего обучения и воспитания каждого ребёнка. Информационная служба осуществляет информационное сопровождение образовательной деятельности школы.

Критерии и показатели модели :

Результативности: Показатели: успешное освоение программ, позитивная динамика участия в различных мероприятиях, формирование коммуникативных навыков.

Системности. Показатели: 1) Создание структур управления развитием школы; 2) Развитие системы профессионального развития педагогов ; 3) Кадровое обеспечение; 4) Материальное стимулирование.

Критерий качества организационных условий: Показатели: 1) Удовлетворённость деятельностью ОУ учащихся, родителей, педагогов, высокий рейтинг школы.

Критерий полноты : Показатели: 1) Нормативно – правовое обеспечение: а) инновационных процессов; б) кадрового обеспечения инновационной деятельностью ;в) материального стимулирования.

Критерий инновационной компетентности: Показатели: 1) Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; 2) Овладение современными методами обучения и воспитания; 3) Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов; 4) Своевременное распространение педагогического опыта.

Ожидаемые результаты : Психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями, способствуюшая повышению качества образования и успешной социализации личности.

Риски, затрудняющие реализацию программы.

1 фактор риска – возникновение трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья

2 фактор риска – перегрузка участников образовательного процесса на первых этапах реализации программы

На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:

  • подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
  • создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
  • предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
  • проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.

Условия адаптации зданий и территорий

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Программа "Доступная среда" была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Проблемы которые решает программа Доступная среда
Проблемы которые решает программа Доступная среда
Проблемы которые решает программа Доступная среда

Цели Программы:

формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи Программы:

Этапы и сроки реализации программы "Доступная среда"

I этап: 2011 - 2012 годы;
II этап: 2013 - 2015 годы;
III этап: 2016 - 2018 годы;
IV этап: 2019 - 2020 годы;
V этап: 2021 - 2025 годы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обеспечение доступности образовательных учреждений является приоритетным направлением государственной политики. Именно, при совместном обучении детей-инвалидов и ребят без инвалидности формируется здоровое отношения к проблемам инвалидности с самого раннего возраста, и это двунаправленный процесс. Инвалидам, получившим образование в обычном образовательном учреждении, гораздо проще адаптироваться к взрослой жизни. Конечно, Государственная программа не обошла стороной этот вопрос. Проблеме формирования доступной школьной среды для детей-инвалидов уделено особое внимание. Программа планирует реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных учреждениях универсальной доступной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Должна быть сформирована сеть базовых учебных заведений, в которых будут созданы такие условия, и по итогам реализации Программы, к концу 2015 года количество таких школ планируется довести до 20%. Сейчас их всего 2,5%. Также запланированы обучающие мероприятия для специалистов психолого-медико-педагогических комиссийобразовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях. Учебный процесс тоже необходимо приспосабливать для нужд инвалидов. С целью обеспечения беспрепятсвенного доступа детей-инвалидов к образовательным учреждениям, будет проведено оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Все мероприятия по безбарьерной школе не отменяют коррекционного образования, оно во многом оправдано. Планируется расширить возможности ребят учиться в обычных школах.

Доступность физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру является условием независимой жизни инвалидов и иных маломобильных групп населения (пожилых людей, людей с детскими колясками, детей) [1, с.27]. Именно повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разоощенности между инвалидами и не инвалидами. Более того, доступная среда жизнедеятельности является необходимым ключевым условием адаптации и интеграции инвалидов в общество.

На сегодняшний день существующие ограничения и барьеры (имеется в виду не только отсутствие пандусов, удобных лифтов, общественного транспорта, но и условий для информационного обеспечения, получения образования инвалидами, их дальнейшего трудоустройства) препятствуют доступности среды.

Создание доступной и безопасной среды в общеобразовательном учреждении

В конце марта 2010 г. Правительство РФ подписало государственную программу "Доступная среда", которая направлена на создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни. По ее результатам будет увеличено количество школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и здоровым детям .Будет увеличено число транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов. Большее число телепрограмм будут иметь субтитры – к 2015 г. 50% от общего объема вещания общероссийских телеканалов (в настоящее время - не более 15%.) Будет увеличено количество рабочих мест для инвалидов, а также улучшены условия главных бюро медико-социальной экспертизы.

Обеспечение доступности образовательных учреждений является приоритетным направлением государственной политики. Именно, при совместном обучении детей-инвалидов и ребят без инвалидности формируется здоровое отношения к проблемам инвалидности с самого раннего возраста, и это двунаправленный процесс. Инвалидам, получившим образование в обычном образовательном учреждении, гораздо проще адаптироваться к взрослой жизни. Конечно, Государственная программа не обошла стороной этот вопрос. Проблеме формирования доступной школьной среды для детей-инвалидов уделено особое внимание. Программа планирует реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных учреждениях универсальной доступной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Должна быть сформирована сеть базовых учебных заведений, в которых будут созданы такие условия, и по итогам реализации Программы, к концу 2015 года количество таких школ планируется довести до 20%. Сейчас их всего 2,5%. Также запланированы обучающие мероприятия для специалистов психолого-медико-педагогических комиссийобразовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях. Учебный процесс тоже необходимо приспосабливать для нужд инвалидов. С целью обеспечения беспрепятсвенного доступа детей-инвалидов к образовательным учреждениям, будет проведено оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Все мероприятия по безбарьерной школе не отменяют коррекционного образования, оно во многом оправдано. Планируется расширить возможности ребят учиться в обычных школах.

Доступность физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру является условием независимой жизни инвалидов и иных маломобильных групп населения (пожилых людей, людей с детскими колясками, детей) [1, с.27]. Именно повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разоощенности между инвалидами и не инвалидами. Более того, доступная среда жизнедеятельности является необходимым ключевым условием адаптации и интеграции инвалидов в общество.

На сегодняшний день существующие ограничения и барьеры (имеется в виду не только отсутствие пандусов, удобных лифтов, общественного транспорта, но и условий для информационного обеспечения, получения образования инвалидами, их дальнейшего трудоустройства) препятствуют доступности среды.

Российский опыт развития дистанционного обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не посещают образовательные учреждения, свидетельствует о том, что данная форма обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий является наиболее эффективным средством организации их образования.

Более того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с нарушениями развития и возможности найти новых друзей, общаться в видео и аудиочатах, а значит, формирует необходимые знания, умения, качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть успешным в социуме здоровых людей.

Что касается высших учебных заведений. Этот чрезвычайно актуальный вопрос, неоднократно обсуждался с общественными организациями инвалидов, в том числе и на Совете по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Согласно приказу Минобрнауки России от 30 декабря 2010 г. № 2211, по федеральным округам Российской Федерации определены базовые образовательные учреждения высшего профессионального образования, в которых создаются условия, обеспечивающие обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Стоит отметить, что среди них Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, который имеет многолетний опыт подготовки студентов имеющих инвалидность.

В школе реализуется разработанный план мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности учащихся и охраны труда педагогов, предусмотренных Коллективным договором и соглашениями по охране труда. В него входит следующее:

ежегодное обеспечение качественной подготовки школы к новому учебному году на основании разработанной инструкции и актов приемки учебных кабинетов, пищеблока, спортивных залов и площадок;

постоянное обновление соответствующей информации по охране труда в кабинетах и школьных помещениях;

обучение педагогических работников и персонала школы (вводный инструктаж, первичный на рабочем месте, по электробезопасности, пожарной безопасности и др.);

организация дежурства педагогов, администрации, учащихся, дежурных классов, проведение бесед классными руководителями, а также использование средств наглядности и эстетического оформления школы в целях предупреждения травматизма;

регулярное проведение испытаний спортивного инвентаря и оборудования;

составление учебного расписания, исключающего перегрузки учащихся;

выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку;

дозировка домашнего задания;

оформление листка здоровья в классных журналах;

проведение физкультминуток на уроках;

соблюдение режима проветривания кабинетов;

поддержание питьевого режима учащихся;

ведение записей в журналах инструктажей по охране труда классных руководителей при проведении экскурсий и других массовых мероприятий;

соблюдение санитарно-гигиенического режима в период промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Основное внимание уделяется профилактике детского травматизма
Работа проводится по всем направлениям с учителями, учениками и родителями. Используются различные формы пропаганды по недопущению травматизма, по порядку обучения правилам дорожного движения, поведению на воде, противопожарной безопасности. Комиссией по охране руда разработан набор инструкций не только по охране труда педагогов, но и безопасности жизнедеятельности учащихся для классных руководителей, включающий в себя 118 инструкций.

Администрация школы большое внимание уделяет проблеме безопасности труда. Вопросы безопасности еженедельно обсуждаются на планерках.

С каждым учителем в течение учебного года проводятся инструктажи по охране труда. При проведении смотров кабинетов обязательно учитывается накопление материала по охране труда. Контролируется ведение и оформление документации: журналов по технике безопасности,

страницы правил дорожного движения в классном журнале,

наличия необходимых инструкций.

Актуальность и необходимость темы безопасности жизнедеятельности диктуют современные условия жизни. Начинать знакомить детей с правилами безопасного поведения в быту, на улице, в общественном месте начинаем в младшем школьном возрасте. Порой знания, полученные на школьных занятиях, помогают разобраться в сложных и даже экстремальных ситуациях за пределами образовательного учреждения.

В начальных классах основополагающие знания и умения по безопасности жизнедеятельности прививают в процессе преподавания школьных дисциплин. Изучение правил безопасности проходит в форме бесед, классных часов, просмотра видеофильмов, спектаклей, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы. В нашей школе основы безопасного поведения также изучаются учащимися на уроках окружающего мира в начальных классах и уроках ОБЖ в 5-11 кл., затрагиваются на классных и общешкольных родительских собраниях.

Однако полностью исключить травматизм не удается . В ходе учебно- воспитательного процесса наблюдается не снижение травматизма, а наоборот увеличение . В основном, травмы получают на уроках физкультуры (ушибы, трещины ,переломы) и на переменах ,в то время, когда дети предоставлены самим себе. В связи с этим очень актуально соблюдение графика дежурства учителей по этажам и выполнение положений трудового коллективного договора о необходимости предоставления каждому сотруднику часового перерыва для приёма пищи, оплаты за столовую и прочего.

Причины травматизма. Недисциплинированность, невнимательность, невоспитанность, психическая неуравновешенность и недооценка своих действий .Учащиеся не думая о последствиях, которые отразятся на здоровье, получают травмы.

Ежемесячно с учащимися проводятся беседы по правилам дорожного движения (фиксируется на отдельной странице классного журнала). Перед каникулами учитель обязательно организует инструктаж по тем ситуациям, в которых они могут оказаться на улице, дома, в общественном месте.

Так как учащиеся нашей школы часто выезжают на экскурсии в г.Ставрополь, в туристические поездки. На спортивные соревнования (более 20 поездок в год), каждый выезд обязательно предваряет инструктажи с водителем, сопровождающими и учащимися, которые фиксируются в соответствующих "Журналах инструктажа технике безопасности при организации перевозок".

Меры противопожарной безопасности. Противопожарное состояние школы отвечает установленным требованиям пожарной охраны. В администрации школы централизованно решается вопрос об устранении некоторых замечаний пожарнадзора. Регулярно ведётся разъяснительная работа по профилактике пожара и по действиям во время пожара. Формы разъяснительной работы различны: беседы, анкеты, показ видеосюжетов, и др. В 2011 году каждую учебную четверть проводились тренировки по эвакуации из здания школы .Изучению правил пожарной безопасности способствуют творческие тематические мероприятия, такие, как "Огонь – друг, огонь – враг", участие в конкурсах детского рисунка по противопожарной тематике .

Пропускной режим. Контрольно-пропускной режим в помещение школы осуществляется на основании положения об организации пропускного режима в МОУ СОШ №12, которое предусматривает комплекс специальных мер, направленных на поддержание и обеспечение установленного порядка деятельности школы и определяет порядок пропуска обучающихся и сотрудников школы, граждан в административное здание.

Ответственным за организацию и обеспечение пропускного режима в школе назначается приказом один из заместителей руководителя-дежурный администратор.
На уровне учебного процесса, нареканий по пропускному режиму нет.

Приоритетным направлением в области организации условий безопасности администрация школы считает совокупность мероприятий образовательного, просветительного, административно – хозяйственного и охранного характера с обязательной организацией мониторинга.

Осуществление контроля вопросов безопасности в школе
В течение учебного года осуществляется контроль:
– за своевременной подготовкой кабинетов;
– состоянием охраны труда и наличием необходимых средств по охране труда в кабинетах химии, физики, информатики, учебных мастерских, спортивном зале;
– за выполнением инструкций при выполнении лабораторных работ по физике, химии и ведении журналов в данных кабинетах;
– правильностью хранения химических реактивов в лабораторном кабинете химии;
– выполнением обучающимися инструкций по охране труда на уроках трудо В нашей школе проводится целый ряд мероприятий по поддержанию сохранения здоровья учащихся
ежегодное медицинское обследование;
организация горячего питания учащихся,им пользуются 60 % всех учащихся школы , из них более 50 человек из категории социально-незащищённых семей охвачены льготным питанием.
отслеживается воздушный и тепловой режим;
контроль и регулирование объёма домашних заданий в соответствии с СанПиН;
организация и проведение Дней здоровья;
привлечение детей в различные спортивные секции
вого обучения, при работе на пришкольном участке.
Выводы
Таким образом, в школе ведётся большая работа по созданию доступной среды и безопасных условий сохранения жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей ОУ от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. В связи с ростом всеобщей напряжённости, сложности и неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его здоровья и имущества, особую актуальность приобретает проблема обеспечения личной безопасности человека, как взрослого, так и ребёнка, подростка. Поэтому приоритетным направлением в работе является обучение подрастающего поколения методам обеспечения личной безопасности.

Читайте также: