План работы тьютора в доу с детьми с овз

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Федорова Анастасия Гаврильевна

Населенный пункт: г. Якутск

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.

На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития…

Кофи Аннан. 1998

В условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с определенным нарушением у ребенка с ОВЗ должна быть.

Актуальность. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Воспитание и обучение в обычном детском саду, а не в специализированном учреждении детям с ограниченными возможностями здоровья, позволяет лучше адаптироваться к жизни. Здоровым же детям совместное пребывание позволяет развить толерантность и ответственность –качества, столь необходимые на сегодняшний день.

Цель – организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях специально организованной адаптированной среды, позволяющей обеспечить доступность дошкольного образования, повышение качества жизни, развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ и детей-инвалидов и их семей, создание толерантной среды в детском коллективе, обеспечивая интеграцию детей с ОВЗ и детей-инвалидов в позитивное устойчивое социальное окружение для установления детского и семейного благополучия.

Задачи:

  1. Создать в ДОУ специальные условия для получения доступного качественного дошкольного образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, обеспечивая интеграцию детей в позитивное устойчивое социальное окружение;
  2. Привести в соответствие с требованиями действующего законодательства в сфере образования образовательные программы дошкольного образования, а также разработать адаптированные образовательные программы;
  3. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

Проблема. На сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования: недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Кроме того некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения.

Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны современная ситуация и требования ФГОС ДО предъявляют требования к педагогу по вопросам получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; с другой стороны недостаточно разработаны организационно-методические механизмы (формы) деятельности педагогов педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Почти все вышеперечисленные дети-инвалиды и дети с ОВЗ, в силу особенностей развития, часто нуждаются в уединении. Их нервная система не всегда может справляться с нагрузкой и им необходимо место, где они могут восстановиться.

В группах созданы места для уединения, позволяющие уединяться и поиграть, не только ребёнку с ОВЗ, но и остальным детям. Оборудованный в самой группе такой уголок позволяет ребенку чувствовать себя спокойнее и защищеннее, и при этом оставаться в обществе сверстников.

Также в нашем детском саду есть релаксационная комната. Совместное пребывание тьютора с ребенком в релаксационной комнате способствует более быстрому налаживанию устойчивого контакта. Впуская взрослого в свой уголок и находясь вместе с ним там какое-то время уединенно на близком расстоянии, ребенок быстрее привыкает и доверяется ему. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия могут проводится так же в релаксационной комнате. Для этого созданы условия.

Находясь целый день в окружении большого количества детей, ребенок с отклонениями аутистического спектра быстро утомляется. Для снятия эмоционального напряжения в комнате оборудована релаксационная зона. Так же есть небольшие светильники с плавающими блестками, имитация облака с дождем, с грозой и молнией наблюдать за которыми детям очень нравится. Есть мягкие игрушки, связанные своими руками. На углу комнаты лежит пуфик, дети могут на нем лежать, сидеть и смотреть на имитацию неба, облака. Вдоль стен лежат разноцветные матрацы с мягкими тактильными подушками. Также в комнате есть световой стол, детям очень нравится менять цвет стола. Наполненность уголка уединения может быть разнообразной в зависимости от целей, преследуемых педагогом в работе с ним. Для создания домашней обстановки здесь могут быть рисунки детей на стене, личные фотографии с родителями. Главное, чтобы дети могли здесь уединиться, но при этом оставаться в безопасности и под присмотром.

Таким образом, в работе с детьми с ОВЗ релаксационная комната является незаменимым многофункциональным средством здоровьясбережения, выполняя следующие функции: помощь в адаптации, средство для установления контакта и общения с ребенком, место проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, релаксация и восстановление сил.

Методы и формы работы, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ:

  • Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству.

После прочтения сказки дети закрепляют свои знания на лепке или кукольном театре. Лепят из пластилина сказочных героев, играют сюжетно-ролевые игры.

Данный кружок в работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами несет в себе индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Занятия на кружке способствовали решению коррекционных задач, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства формы, цвета, композиции, умения выражать в художественных образах творческие способности через овладение навыками тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации. Развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по пластилинографии способствовало развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Для коррекционной работы с ребенком с тугоухостью использую помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий целый комплекс физических и кинезиологических упражнений , что позволяет сделать работу ребенка насыщенной и менее утомительной. Известно, что без дви­жения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического разви­тия, но и общего интеллектуального, способствуют развитию спо­собностей и жизненной активности. В коррекционной работе я использую методы образовательной кинезиологии - двигательные упражнениям для развития тонкой моторики и перекрестно-латеральные движения с целью налаживания коммуникативных связей между полушариями и отдельными областями головного мозга для создания новых нейронных связей и упрочения уже имеющихся.

Данные упражнения способствуют развитию концентрации внимания, сосредоточенности, эмоциональной устойчивости, перемещению энергии во все отделы мозга.

В коррекционно-развивающей работе я использую различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Игры с песком использую в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, для повышения познавательной активности.

У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, отмечаться нарушения формирования ВПФ что мешает эффективной коррекции речи.

При развитии речи детей с ОВЗ, использую творческие методики, технологии, одной из них является мнемотехника.

С помощью схем - моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов: вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни, расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать словарный запас, появляется интерес к заучиванию стихов, помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно, держаться перед аудиторией.

С помощью мнемотехники ребенок с ЗПР 6 лет, никогда не учивший стихи, выучил наизусть стихотворение и принял участие на республиканском концерте-конкурсе среди детей с ОВЗ.

В своей работе по тьюторскому сопровождению детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ тьюторы встречают ряд проблем.

Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы. Обязательно должна быть литература коррекционного вида.

В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и тд).

Немаловажной проблемой является то, что родители обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним.

В заключении можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ, к социуму является комплексное сопровождение, поддержка. Правильно организованная система профессиональной деятельности, воспитателя, педагога-психолога, тьютора, учителя-логопеда и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.

В результате тьюторского сопровождения детей с ОВЗ можно отметить следующие положительные изменения у детей с ОВЗ и родителей, выявленных в процессе диагностики педагогами, специалистами: улучшается мелкая и крупная моторика у детей, повышается познавательная активность, самооценка. У родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей.

В связи с этим, можно отметить эффективность тьюторского сопровождения и сделать вывод: сопровождение ребенка с ОВЗ тьютором позволяет детям благополучно социализироваться в группе детского сада, а также гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Цель работы : индивидуальное сопровождение воспитанников в образовательном процессе, успешное включение каждого ребенка с ОВЗ в среду дошкольного образовательного учреждения.

1. Создание комфортных условий для обучения и воспитания (помощь в организации мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка).

2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, формирование положительных межличностных отношений в группе.

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в воспитании и обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс воспитания и обучения.

  • формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
  • оказание родителям эмоциональной поддержки;
  • содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др. Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.

2. Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у воспитанников психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития.

3. Реализационная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для воспитанника служб и специалистов ДОУ.

4. Аналитическая: Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План работы тьютора

на 2020– 2021 уч. год.

• успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения.

• адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения, развитие успешности в образовательной и коммуникативной деятельности.

Задачи:

создание условий для успешного обучения ребенка;

• создание условий для успешной социализации ребенка ;

• максимальное раскрытие потенциала его личности.

Функции тьютора:

1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др.

Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.

2. Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения , индивидуальных программ развития.

3. Реализационная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для воспитанника служб и специалистов.

4. Аналитическая: Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ

Организация деятельности тьютора

следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из группы в игровую зону; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

координирует общую деятельность воспитанника, дозирует учебную нагрузку.

И воспитатель группы

обсуждает с воспитателем :

цели и задачи своей работы;

возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с занятия и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор.

следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

объясняет детям, как общаться с их одногруппником;

если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

отвечает на вопросы родителей.

Тьютор и другие специалисты ( логопед, дефектолог, медицинские работники, психолог и др.)

вносит предложения по оптимизации работы с тьютерантом;

помогает в составлении индивидуальных программ;

осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьютеранта, помощь тьютеранту в ориентировании в задании и др.)

Взаимоотношения тьютора и тьюторанта

Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Для этого тьютор:

Ребенок выполняет рекомендации тьютора

следит за организацией рабочего пространства ученика;

соотносит задания учителя с возможностями ученика;

если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;

если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Примечание . Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом педагога.

Ребенок с ОВЗ и другие воспитанники

Для этого тьютор:

Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других воспитанников к нему

наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Ребенок с ОВЗ и родители

Для этого тьютор:

Ребенок перед началом дня прощается с родителями,

после рабочего дня – встречает родителей и прощается с тьютором

помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях дошкольного учреждения – помогает рассказать, что было в детском саду , познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.

Основные виды деятельности тьютора:

1. Информационное обеспечение;

2. Организационная деятельность;

3. Учебно-методическая работа;

4. Диагностико - аналитическая деятельность.

Консультации для педагогов

В течение года по запросу

Консультации родителей воспитанников по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей.

Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения

Оформление наглядного и печатного материала, выставок;

Создание информационной базы данных по организации тьюториала в работе воспитанниками с ОВЗ

Оказание помощи воспитаннику в процессе занятий по успешному включению в работу.

Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения.

Содействие участию каждого воспитанника во внеурочной творческой деятельности с учетом интересов.

В соответствии с планом воспитательной работы

Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ.

Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

1 раз в неделю с каждым тьюторантом

Представление тьюторантов на ПМПК

По графику работы ПМПК

Участие в педагогическом совете, семинаре, работе методического объединения коррекционного блока дошкольного учреждения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальное сопровождение воспитанника с ОВЗ в инклюзивном обучении и успешное включение в среду образовательного дошкольного учреждения.

1.Создание комфортных условий для нахождения в группе ДОУ:

-организация рабочего места ,места для игр, уголка уединения, отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ.

2. Социализация – включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, ДО учреждения, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3.Помошь в усвоении адаптированной образовательной программы, преодоление затруднений в образовательной деятельности. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы ,учитывая индивидуальные ,физические, психические особенности ребенка.

4.Организация сопровождения другими специалистами: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинские работники .Обеспечение преемственности и последовательности специалистов в работе с ребенком.

5. Осуществление взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ:

-включение родителей в процесс обучения и воспитания;

-формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку;

-содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, путях его дальнейшего развития.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ.

- сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанника, его интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении;

- отслеживание положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ.

- выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у ребенка психолого-педагогических проблем;

- разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе;

- разработка и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ;

- оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство ДОУ ребенка с ОВЗ и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем;

- проведение индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с ребенком с ОВЗ;

- включение в образовательный процесс (инклюзивное обучение) специалистов дошкольного образовательного учреждения;

Отслеживание динамики развития ребенка с ОВЗ;

Организация деятельности тьютора

- следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает , воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из группы в другую комнату, уголок уединения; следит , чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

- координирует образовательную деятельность ребенка, дозирует учебную нагрузку.

Тьютор и воспитатель группы

- тьютор обсуждает с воспитателем:

- цели и задачи образовательной работы;

- возможные трудности(посторонний шум во время переговоров тьютора и воспитанника), уходы с занятий и возвращение, особенности характера и специфику

Поведенческих проявлений ребенка;

- каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор.

Тьютор и другие дети

-следить за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

- оюьясняет детям, как общаться с ребенком с ОВЗ;

- если тема разговора касается особенностей воспитанника – отвечает на его вопросы.

Тьютор и родители

- рассказывает родителям ребенка о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

- дает методические и практические рекомендации, советы по вопросам образования и воспитания ребенка.

Тьютор и другие специалисты

Педагог- психолог, музыкальный работник, медицинские работники и другие.

-вносит предложения по оптимации работы с воспитанником;

- участвует в составлении индивидуальных программ;

-осуществляет помощь при проведении занятий, праздника (адаптация задания для ребенка, помощь в ориентировании задании, помещении и др.

Ребенок с ОВЗ и воспитатель(ребенок выполняет рекомендации тьютора- простую инструкцию…)

Для этого тьютор:

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Ребенок выполняет рекомендации тьютора (простую инструкцию)

Для этого тьютора:

- следит за организацией рабочего места ребенка;

- соотносит задания воспитателя с возможностями ребенка;

- если ребенка не успевает полностью выполнить задание - ..

Определяет нужный момент , когда следует остановиться и переключиться на новое задание;

- если общее задание для всех детей сложно для понимания, то продолжает с ребенком работу по предыдущему (недовыполненному заданию)

Ребенок с ОВЗ и другие дети

Ребенок по своей инициативе (инициативе тьютора) общается с другими детьми, отвечает сам(или с помощью тьютора) на обращение других детей к нему.

Для этого тьютор:

- наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключается к их общению.

Ребенок с ОВЗ и родители

-Ребенок, придя в ДОУ, прощается с родителями.

Для этого тьютор:

- помогает ребенку в общении со своими родителями в условиях ДОУ:

- помогает рассказать, что было в ДОУ, чем он занимался, познакомить с результатами его творчества, демонстрация творческих работ и т.п.

Тьютор - это педагогическая специальность. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов воспитанника, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование образовательной рефлексии воспитанников.

Так в ПРОФСТАНДАРТ внесены следующие виды трудовой деятельности тьютора:

ОКЗ 2330 Педагогические работники в средней школе

2341 Педагогические работники в начальном образовании

2342 Педагогические работники в дошкольном образовании

2359 Специалисты в области образования, не входящие в другие группы

Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель)

По некоторым данным, тьюторство возникло еще в XIII-XIV веках в частных британских университетах – Кембриджском и Оксфордском. В этих учебных заведениях были профессора, читавшие лекции для всех, и их ассистенты, проводившие занятия с отдельными группами, а также специалисты, которые работали со слушателями индивидуально.

Следует сказать, что о деятельности тьютора информации в педагогическом сообществе очень мало. Сегодня я постараюсь показать нормативно-правовую базу, которая имеется на сегодняшний день, те наработки, которые имеются в нашем детском саду и поговорить об опыте, который имеется в России по организации деятельности тьютора.

Нормативно-правовой базой деятельности тьютора:

• Конвенция о правах ребенка

• Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

• Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 "Об утверждении примерного положения о психолого - педагогическом консилиуме образовательной организации"

• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. №32)

В данном приказе описываются условия комплектования групп компенсирующей и комбинированной направленности, а также обеспеченность узкими специалистами. Однако мы обратимся только к пунктам, регулирующим деятельность тьютора в ДОУ.

Как стать тьютором?

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Однако очень тяжело работать тьютором, не обладая соответствующей подготовкой.

В чем же назначение тьютора в детском саду?

Может ли быть учитель-логопед или дефектолог быть тьютором?

Может, однако нужно помнить, что тьютор никогда не работает с первичным отклонениями ребенка, занимаясь вторичными нарушениями. Компенсация нарушений в развитии важна, однако опыт взаимодействия в социуме обязателен, так как в будущем ребенка ждет обычная жизнь. Определение адаптивно-компенсаторного потенциала, набора способностей подопечного – одна из задач тьютора. Например, ребенок мечтает быть космонавтом, но он физически слаб. Однако это не значит, что ребенок не может быть включен в данную культурную среду.

Когда я просматривала различные вебинары и литературу по специальной педагогике, мне

понравились две идеи, которые помогают раскрыть позицию тьютора в ДОУ:

Первое – это помочь ребенку научиться быть самостоятельным;

Второе – помочь окружающим научиться правильно воспринимать его.

Направления деятельности тьютора:

* работа с ребенком с ОВЗ, с инвалидностью;

* работа с семьей;

* работа с социальным окружением ребёнка (воспитатели, дети, специалисты).

К чему приведут наши усилия?

Очень важно помнить о том, к какому результату мы можем прийти. Когда молодой уже человек самостоятелен, способен передвигаться, ориентироваться в городской среде, то вполне возможно его участие в различных адаптированных сообществах.

* Адаптированная городская среда;

* Занятость в НКО и Центрах социального сопровождения, трудоустройство;

* Клубы по интересам (Центры поддержки людей с РАС, параспорт, профобразование);

* Занятость в проектах творческого характера: кинопроекты, проекты искусства;

* Система дополнительного образования.

Все эти организации существуют на средства из благотворительных фондов.

Может ли один из родителей быть тьютором для своего ребенка?

Теоретически может. Но ребенку достаточно тяжело абстрагировать разные социальные роли. Тьютор курирует образовательную среду для ребенка с ОВЗ объективно, родители же занимают субъективную позицию. Лучше этого не делать.

Трудовые функции тьютора в ДОУ:

• Педагогическое сопровождение реализации воспитанниками с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

• Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников в процессе образования

• Педагогическое сопровождение воспитанников в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

• Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса

• Педагогическая поддержка рефлексии воспитанниками результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

• Организация участия родителей (законных представителей) воспитанника в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

• Участие в реализации адаптивных образовательных программ (АОП) воспитанника с ОВЗ и инвалидностью.

• Организация образовательной среды для реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;

• Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации

• Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

• Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам.

• Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

• Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Примерный перечень документации тьютора:

Положение о тьюторском сопровождении;

Должностная инструкция тьютора;

Программа (план) тьюторского сопровождения воспитанников (тьюторской группы); Индивидуальные адаптированные образовательные программы воспитанников (АОП);

График работы тьютора;

Циклограмма деятельности тьютора;

Журнал учета посещаемости детей;

Портфолио воспитанников (по желанию);

Материалы диагностики узких специалистов согласно Заключению ПМПК воспитанников;

Дневник наблюдений (заполняется ежедневно).

К методам тьюторского сопровождения можно отнести: (см. буклет)

- методы практикоориентированной деятельности;

- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса, развивающие игры, рефлексивные тьюториалы);

- проектные методы (разработка индививидуального образовательного проекта, портфолио);

- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование);

- методы активного обучения;

- методы анализа и самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей);

- методы самостоятельной работы воспитанника/ов (индивидуально и в группах) – предполагает наличие отдельного помещения;

- методы релаксации – предполагает наличие сенсорной комнаты.

Согласно распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 "Об утверждении примерного положения о психолого - педагогическом консилиуме образовательной организации" рекомендации о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и/ или ассистента по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в Заключении ПМП комиссии, в случае отсутствия данных рекомендаций, ПМП консилиума ДОУ может быть принято решение по организации тьюторского сопровождения и/или техническому сопровождению ассистентом в том числе относительно периода и содержания (например, на период адаптации, на период проведение занятий, постоянное сопровождение).

Итак, добиться результат, когда всем участникам образовательного процесса все понятно, дети и родители довольны – возможно. Главное правильно оперировать нормативными документами, в доступной форме доводить необходимую информацию, правильно распределять время, закреплять все принятые решения в локальных актах.

Дополнительная литература тьютора:

Мои достижения и моих воспитанников Волшебная работа. Воспитатель, воспитатель — Детских ярких душ создатель. Как в ларец волшебный сложит – Все, что пригодиться может: Счет.

Конспект занятия по ПДД для воспитанников с ОВЗ Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Задачи: • Обобщить знания детей о Правилах.

Награды моих воспитанников

Награды моих воспитанников На протяжении нескольких лет мы с нашими воспитанниками активно участвуем в различных конкурсах рисунков. О некоторых из них и победах упоминала.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Читайте также: