План работы творческой группы педагогов по робототехнике в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД

«Лего-конструирование и образовательная робототехника

Приложение 1. Перспективное планирование для воспитанников второй младшей группы (3-4 года)

Приложение 2. Перспективное планирование для воспитанников средней группы (4-5 лет)

Приложение 3. Перспективное планирование для воспитанников старшей группы (5-6 лет)

Приложение 4. Перспективное планирование для воспитанников подготовительной группы (6-7 лет)

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника.

Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ. федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что:

- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

- формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Цель : создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего-конструированию и образовательной робототехнике, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в ОД по конструированию начиная со второй младшей группы согласно разработанному алгоритму;

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

Формировать навыки начального программирования.

Развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.

Формировать у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

Развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах LEGO-конструирования и образовательной робототехнике через организацию активных форм взаимодействия.

Методическая разработка предусматривает использование

- базовых датчиков LEGO WeDo;

- двигателей комплекта LEGO WeDo;

- изучение основ программирования в среде LEGO WeDo.

- принцип личностно-ориентированного подхода;

- принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников)

- принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала).

Так же новизна программы выражена в инженерной направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, предусматривает авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты, отвечает требованиям направления региональной политики в сфере образования — развитие научно-технического творчества детей в условиях модернизации производства.

Основная часть.

Курс занятий рассчитан на 4 года, объём занятий – 72 часа (2 раза в месяц в каждой возрастной группе, начиная со второй младшей группы).

Для успешной работы по данному направлению необходимо учитывать ряд условий:

- Организация занятий с обязательным включением различных форм организации обучения, по разработанному алгоритму работы с конструкторским материалом.

Проведение каждого занятия осуществляется строго по алгоритму.

Алгоритм работы с конструктором

Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.

Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.

Сборка частей модели.

Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.

Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).

Занятия проводятся в соответствии с планированием, которое включает в себя формы организации обучения и решает задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Перспективное планирование для воспитанников второй младшей группы представлено в Приложении 1.

Для реализации программного материала необходимо иметь:

- конструктор LEGO DUPLO;

В процессе реализации психолого – педагогической работы, у детей второй младшей группы будут сформированы знания:

- Знать, называть и правильно использовать детали конструктора.

- Уметь располагать кирпичики вертикально.

- Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Перспективное планирование для воспитанников средней группы представлено в Приложении 2.

Для реализации программного материала необходимо иметь:

- конструктор LEGO DUPLO;

- конструктор LEGO CLASSIK;

- конструктор LEGO DAKTA

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники средней группы смогут:

- уметь анализировать образец постройки (выделять основные части, соотносить их по величине и форме);

- преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.

Перспективное планирование для воспитанников старшей группы представлено в Приложении 3.

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники старшей группы смогут:

- уметь выделять основные и характерные части постройки;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по схеме, по замыслу;

- освоить основные компоненты конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;

- уметь работать в коллективе, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.

Для реализации программного материала необходимо иметь:

- конструктор LEGO DUPLO;

- конструктор LEGO CLASSIK;

- конструктор LEGO DAKTA;

- конструктор LEGO education (эдьюкейшен) 9556.

Перспективное планирование для воспитанников подготовительной группы представлено в Приложении 4.

В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники подготовительной группы смогут:

- видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать различные конструкции модели по схеме, чертежу, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;

- создавать конструкции, объединенные одной темой.

- освоить компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.

Решение поставленных в программе задач позволит:

- организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности;

- сформировать выраженную активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;

- организовать оказание дополнительной образовательной услуги в ДОО по техническому конструированию.

Реализация работы по лего-конструированию и робототехнике в детском саду способствует:

- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;

- обеспечению работы в рамках ФГОС;

- формированию имиджа дошкольной образовательной организации;

- удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;

- повышению профессионального уровня педагогов;

- участию педагогов в конкурсах различных уровней;

- участию воспитанников ДОО в фестивалях робототехники.

В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования и робототехники создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.

Список использованных источников и литературы:

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.

Перворобот Lego WeDo [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Lego Group, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.-М.: Сфера, 2011.-128 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективный план работы на год по конструированию и робототехнике для педагогов дошкольного учреждения.

Перспективный план работы творческой группы по Lego конструированию на 2019-2020 уч.г.

-Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в структурном подразделении по конструированию

-Разработать и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности

-Создать LEGO центр;

-Повысить образовательный уровень педагогов;

-Повысить интерес родителей к LEGO- конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

-Разработать механизм внедрения LEGO- конструирования и робототехники, как дополнительной услуги.

Раздел 2 План работы по реализации

Направления №2:развитие познавательных и творческих возможностей дошкольников, детской изобретательности средствами конструирования и моделирования.

Мероприятия, действия

Ответственный

Категория участников

Предполагаемый результат

Продукт деятельности

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Анализ методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по LEGO-конструированию и робототехнике

Создание банка методических, наглядно – дидактических пособий, подбор литературы.

Анализ состояния конструктивной, развивающей предметно-пространственной среды в учреждении.

методического обеспечения по конструктивной деятельности и техническому творчеству дошкольников.

Аналитическая справка, составление плана обновления и обогащение предметно-пространственной среды

«Программы и пособия (классические и современные)

Повышение педагогической компетенции педагогов в вопросах разработки и реализации КОП ТН

Повышение профессиональной компетентности педагогов через консультации, семинары, самообразование

Информирование педагогов о возможности участия в конкурсах тех.направленности

Разработка технологических карт по LEGO- конструированию для всех возрастных групп.

Получение педагогами практического навыка разработки технологических карт

Технологические карты по LEGO- конструированию для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (старшей и подготовительной к школе групп).

Организация работы по обогащению предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО

Руководитель творческой группы

Совершенствование профессионализма педагогов при организации предметно-развивающей среды

Внедрение муниципальной модели дошкольного образования в практику структурного подразделения

Повышение педагогической компетенции педагогов в вопросах разработки и реализации КОП ТН

Повышение профессионализма педагогов через освоение новых форм работы с детьми

Раздел 1. Организация деятельности в рамках комплексно-тематического плана

LEGO-уголка, оснащенного образовательнымиробототехническими и другими LEGOконструкторами.

Педагоги ДОУ, воспитанники, руководители кружков, родители.

Построение системы инновационной работы в ДОУ

направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества через LEGO–конструирование и робототехнику

1. Создать в дошкольном образовательном учреждении Центр развития начального технического творчества для удовлетворения индивидуальных интеллектуальных и личностных потребностей воспитанников.

2. Повысить квалификацию педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества детей.

3. Разработать рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования робототехнических и других видов конструкторов, способствующую повышению качества дошкольного образования.

4. Апробировать, внедрить рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет.

5. Организовать работу по подготовке и диссеминации опыта работы ДОУ.

6. Совершенствовать материально-технические условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.

7. Повысить информированность родителей о положительном влиянии конструкторов нового поколения на интеллектуально - личностное развитие детей дошкольного возраста.

Сроки реализации проекта

2018 – 2019 уч. г.

Перечень основных мероприятий проекта

ü Создание творческой группы по реализации проекта

ü Анализ методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по LEGO-конструированию и робототехнике

ü Анализ состояния конструктивной, развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

ü Исследование первичных конструктивных способностей детей

ü Организация материально-технического обеспечения

ü повышение квалификации педагогов по данному направлению

ü Повышение качества образовательного процесса и научно -методической работы в ДОУ

ü Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями

ü Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы по данному направлению на городском и региональном уровне

ü Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды

ü Образовательная программа по робототехнике для детей 5-7 лет

  • Обоснование проблемы. Актуальность.

Мир стоит на пороге новой технологической революции, основанной на достижениях кибернетики, которая является одним из направлений развития современной науки, и в частности, робототехники. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, в том числе и к ее образовательной составляющей.

Актуальность LEGO –технологии, робототехники значима и актуальна так как:

  • Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
  • Позволяет педагогу сочетать обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста в режиме игровой деятельности;
  • Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества у детей дошкольного возраста;
  • Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет детям дошкольного возраста возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию образования в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO -конструкторов.

Постановка и обоснование проблемы проекта

  • Требованиями ФГОС ДО, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением конструкторами LEGO нового поколения, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием конструкторов;
  • Необходимостью создания в ДОУ предметно-развивающей среды, способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников;
  • Требованиями к профессиональной компетентности педагога ДОУ и недостаточным пониманием педагогами ДОУ влияния LEGO- конструирования и робототехники на развитие интеллектуальноличностного развития детей дошкольного возраста.

1.3. Цель проекта

Цель проекта: Построение системы инновационной работы в ДОУ направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества через LEGO–конструирование и робототехнику

1.4. Задачи проекта

  1. Создать в дошкольном образовательном учреждении Центр развития начального технического творчества для удовлетворения индивидуальных интеллектуальных и личностных потребностей воспитанников.
  2. Повысить квалификацию педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества детей.
  3. Разработать рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования робототехнических и других видов конструкторов, способствующую повышению качества дошкольного образования.
  4. Апробировать, внедрить рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет.
  5. Организовать работу по подготовке и диссеминации опыта работы ДОУ.
  6. Совершенствовать материально-технические условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.
  7. Повысить информированность родителей о положительном влиянии конструкторов нового поколения на интеллектуально - личностное развитие детей дошкольного возраста.

1.5. Новизна проекта.

Новизна проекта заключается:

- в реализации рабочей программы по развитию конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 5-и-7-и лет;

- в адаптации конструкторов нового поколения

в образовательную деятельность ДОУ для детей дошкольного возраста.

Инновационность предлагаемого проекта будет заключаться в разработке и реализации рабочей программы, реализации системы взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями г. Ивантеевки.

1.6. Принципы реализации проекта.

Принципы реализации проекта: гуманизм, научность, системный подход, перспективность, реальность поставленных целей.

Реализация инновационного проекта предполагает вовлечение участников образовательного процесса: воспитанники, педагоги детского сада, родители (законные представители)

1.7. Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:

  • Повышение качества образовательного процесса и научно - методической работы в ДОУ
  • Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями
  • Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы по данному направлению на городском и региональном уровне
  • Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды
  • Образовательная программа по робототехнике для детей 5-7 лет

1.8. Сроки реализации проекта.

Сроки реализации проекта 2018 – 2019г.

2.1. Описание проекта.

Проект предусматривает совершенствование методических подходов обучения робототехники для воспитанников ДОУ, а также организацию и проведение обучающих практических семинаров, мастер-классов для педагогов по использованию конструкторов и робототехнике в образовательном процессе, организацию и проведение различных мероприятий по робототехнике.

Введение робототехники в ДОУ неизбежно изменит картинку восприятия дошкольников. Игры в роботов, в которых заблаговременно узнаются основные принципы расчетов простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования послужат хорошей почвой для дальнейшего изучения данного направления.

Возможность прикоснуться к неизвестному миру роботов для современного ребёнка является очень мощным стимулом к познанию нового. При внешней привлекательности поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами. Их решение сможет привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.

2.2. Основные направления проекта.

  • инновации в управленческой деятельности
  • профессиональное развитие педагогов
  • семинары
  • мастер-классы
  • курсы повышения квалификации
  • укрепление материально –технической базы
  • внедрение робототехники в учебно-воспитательный процесс МБДОУ
  • формирование современной качественной предметно-развивающей среды в МБДОУ

2.3. Механизм реализации проекта

Реализация проекта будет осуществляться поэтапно

Задачи

Действия (наименование мероприятий)

Срок реализации

Полученный (ожидаемый) результат

Этап 1.

Организационно – подготовительный

Январь 2018г

1

Разработать модель формирования навыков инженерно-технического творчества дошкольников посредством внедрения LEGO-технологии в образовательное пространство

1.Создание творческой группы по реализации проекта;

Определение участников проекта.

Вторая неделя января

1. Издан приказ, разработано и утверждено положение о творческой группе.

обязанности членов творческой группы

-родители (законные представители)

детей старшего дошкольного возраста,

2.Выбор темы, разработка структуры модели внедрения LEGO-технологии в образовательное пространство ДОУ, составление плана работы проекта

Вторая неделя января

1.Определена тема, составлен план реализации проекта.

2. Создана структура модели и разработана система работы по внедрению LEGO-технологии в образовательное пространство ДОУ

3.Определение возможности внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ:

-изучить, анализировать нормативно-правовые документы и разработать нормативную базу

- анализ методической литературы, наглядно –

дидактических пособий, ресурсов сети

интернет по LEGO-конструированию и

- анализ состояния конструктивной, развивающей предметно-пространственной

- исследование первичных конструктивных способностей детей.

Третья неделя января

2.Создан электронный банк методических, наглядно-дидактических пособий; подобрана литература

3. Разработан план обновления и оснащения развивающей предметно - пространственной среды по

формированию навыков технического творчества дошкольников

5. Выявлены первичные конструктивные способности детей

4.Организация материально-технического обеспечения

-дополнили Центры конструирования

5. Определить механизм внедрения лего-конструирования и робототехники в образовательную деятельность:

- в платные образовательные услуги;

-в режимные моменты;

- в самостоятельную деятельность;

- в кружковую деятельность.

- практический и методический материал;

- планы проведения совместных мероприятий.

Организовать информационное обеспечение

В течение всего проекта

1. Созданы на сайте ДОУ:

2. Составлены буклеты.

2

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ОУ - участников реализации проекта

уровня профессиональной компетентности

детского сада по освоению LEGO-технологий.

2. Организация курсов повышение квалификации педработников; участия в обучающих инновационных семинарах, площадках,

удостоверения, справки педагогов

3.Создать методический центр для педагогов ДОУ.

В течение проекта

План проведения педсовета,

протокол, практический и методический

Организовать работу с родителями воспитанников по освоению Лего-технологии и робототехники.

Определить содержание и формы работы с родителями

В течение проекта

Семейные Техно-проекты; акции; совместные мероприятия.

Этап 2. Практический (реализационный)

Сентябрь - май, 2018 – 2019 года

Реализовать разработанную систему работы (Модель) по формированию навыков технического творчества дошкольников средствами

LEGO- конструирования и образовательной робототехники в ДОУ.

В течение всего периода

Сформированы коммуникативные навыки у детей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

LEGO-конструирования и робототехники в образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, во взаимодействие с семьей воспитанников.

В течение всего периода

1. Повышен познавательный интерес у детей.

3. Интеграция LEGO-конструирования и

робототехники с различными

В течение всего периода

1. Организованы презентации, мастер-классы.

2. Создан электронный банк методических материалов.

5. Повышение профессиональной компетенции

педагогов через различные формы методической

В течение всего периода

6. Разработка методических пособий для работы

с детьми дошкольного возраста по LEGO-

конструированию и робототехнике.

7. Разработка сценариев и проведение

мероприятий (соревнования, выставки и т.д) по

LEGO-конструированию и робототехнике.

В течение всего периода

1. Практические материалы, сценарии, фото и видео материал.

2. Участие в соревнованиях и конкурсах по лего-моделированию и робототехнике

8. Проведение для родителей практико-ориентированных занятий по освоению LEGO-технологии, совместных праздников, акций, семейных проектов.

1. День открытых дверей.

Этап 3. Заключительный (итоговый)

май 2019 года

Обобщение и распространение опыта внедрения и использования Лего-технологии в образовательный процесс.

1. Организация и проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса по проекту.

Презентация полученных результатов по проекту.

2. Диссеминация педагогического опыта через открытые занятия, мастер классы для педагогов ДОУ, а так же обучающие семинары с привлечением социальных партнеров.

1. Издание методического пособия для работы с детьми по теме проекта.

3. Итоговый педагогический совет по теме: «Подведение результатов работы учреждения по

Пополнение информационного банка методического материала собранного в ходе работы по проекту

4. Информирование общественности о ходе и результатах работы по проекту

2.6. Краткая аннотация проекта программы.

По итогам реализации проекта, на данный момент, в качестве продукта, разработаны две рабочие программы, по развитию конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников 5-и-7-и лет, которые могут быть интегрированы в общеобразовательную программу любого дошкольного образовательного учреждения.

В каждой рабочей программе есть пояснительная записка, в которой представлена информация о её концептуальной основе, содержании и структуре, принципах организации работы с дошкольниками.

Также представлены методические рекомендации по созданию условий для развития детей по направлению проекта: организация предметно-развивающей среды, организация работы с родителями, организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников.

В завершении реализации проекта, для распространения опыта работы мы представим разработки следующих мероприятий:

2.7. Технологические особенности организации образовательного процесса.

При разработке системы работы с воспитанниками мы опираемся на основные принципы современного дошкольного образования, способствующие повышению его качества:

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования воспитанников;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры;

- наглядные (просмотр учебных презентаций, показ образцов деталей и способов действий, рассматривание таблиц, др.);

- словесные (проблемные и поисковые вопросы, инструкции, пояснения, объяснения др.);

- практические (игровые ситуации, поисковая деятельность, физкультурные минутки, др.).

Приёмы организации работы с воспитанниками в рамках проекта:

- наглядные (просмотр обучающих презентаций, рассматривание иллюстраций, схем, таблиц, фотоматериалов, дидактические игры, выставки, личный пример, др.);

- словесные (пословицы¸ загадки, чтение художественной литературы, вопросы, беседы, дискуссии, моделирование ситуаций, др.);

- практические (игровые ситуации, поисковая деятельность, опыты, обыгрывание построек, моделирование ситуаций, конкурсы, др.).

2.8. Оценка эффективности реализации проекта.

Основной целью при реализации проекта является достижение показателей современного качества дошкольного образования в конструктивной деятельности воспитанников 5-7 лет, а также устойчивое функционирование в ДОУ Центра начального технического творчества

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1. Риски при реализации проекта.

  1. Недостаточное финансирование.
  2. Прохождение КПК педагогами (сложно найти бесплатные КПК по данному направлению).

3.2. Эффекты от реализации проекта.

- для воспитанников – повышение доли детей с высоким уровнем готовности к обучению в школе, сформированность у воспитанников устойчивого интереса к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством;

- для родителей воспитанников - показатель удовлетворённости ДОУ родителями вырастет;

- для родителей воспитанников - позитивный имидж ДОУ на рынке образовательных услуг в городе;

- распространение опыта работы педагогов ДОУ по развитию начального технического творчества;

- для работников ДОУ – повышение профессиональной компетентности, профессиональный рост.

3.3. Формы трансляции опыта.

Опыт ДОУ будет распространяться через:

- публикации на сайте ДОУ

- участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.

В качестве продукта будут представлены две программы по развитию конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников 5-7 лет посредством использования и робототехники, которая может быть интегрирована в общеобразовательную программу любого дошкольного образовательного учреждения.

Опыт работы ДОУ может быть использован руководящими и педагогическими работниками дошкольного образования, родителями воспитанников.

Цель программы:Создание благоприятных условий для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей на основе LEGO– конструирования.

Задачи:

1. Обучать созданию образов в процессе конструктивной деятельности.

2.Обучать планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

3. Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструкторов.

1.Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, память.

2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения детей.

3. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

4. Сформировать интерес изготавливать несложные конструкции и простые механизмы по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели.

1.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, усидчивость, организационно-волевые качества личности: терпение, волю, самоконтроль.

2. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

ВложениеРазмер
progr._lego_18god_isp.docx 202.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании Утверждена

Совета педагогов МБДОУ приказом заведующей МБДОУ

_____________ М.Е. Пермякова

Протокол №___от_________ 2018 г. №____ от _________ 2018 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Робототехника и лего-конструирование

Срок реализации - 4 года

Возраст детей - 3-7 лет

Составители: старший воспитатель

воспитатели А.И. Вялик, В.В. Бородина

  1. Пояснительная записка……………………………………………..………..3
  2. Содержание образовательной программы………………………………. 10
  3. Учебно-тематический план…………………………………………………39
  4. Методическое обеспечение рабочей программы………. 50
  5. Условия реализации рабочей программы………………………………….52
  6. Список используемой литературы…………………………………. 53
  7. Приложения……………………………………………………………. …..54

Приложение 1. Диагностические карты…………………. 54

Приложение 2.Календарный учебный график……………………………….62

Дополнительная общеразвивающая программаразработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

1. Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 года.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155.

4. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 N 751).

5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. № 26.

7. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761).

Курс программы предназначен для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников ДОУ целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов в окружающем мире. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях.

Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способностьв решении проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, а также помогает развитию коммуникативных навыков детей за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой деятельности,самостоятельно открыть для себя волшебный мир конструктора.
Содержание программы реализуется в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций, посредством интеграции всех образовательных областей.Региональный компонент программы интегрирован в совместную и самостоятельную деятельность детей, чтопозволяет соединить образовательную деятельность с современными событиями, происходящими в ближайшем окружении детского сада, села, включать воспитанников в решение проблем окружающей действительности и тем самым формировать любовь к своему краю, своей Родине.

Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Лего-конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей конструктора. Моделирование из лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Это, прежде всего – средство развития творческих способностей.

Актуальность введения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ обусловлена требованиями ФГОС ДОк формированию развивающей предметно-пространственной среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольников. Актуальность лего-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОСДО, так как:

- определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи.

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формирует познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

-объединяет игру с исследовательской и экспериментально - проектной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Новизна программы . Новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков детей через такие формы работы как проектную деятельность с использованием конструкторов LEGO . Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию индивидуальности личности ребёнка, умению эффективно работать вместе, в команде. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами и моделями, формируется логическое, проектное мышление.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическую деятельность. Целый ряд специальных практических заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для развития творческих способностей детей.

- личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребенка);
- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
- сотрудничества (работа в командах, работа в паре, работа сотворчестве с педагогом);
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- от простого – к сложному (одна тема подается с возрастанием степени сложности);

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой, проектной;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Цель программы: Создание благоприятных условий для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей на основе LEGO– конструирования .

1. Обучать созданию образов в процессе конструктивной деятельности.

2.Обучать планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

3. Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструкторов.

1.Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, память.

2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения детей.

3. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

4. Сформировать интерес изготавливать несложные конструкции и простые механизмы по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели.

1.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, усидчивость, организационно-волевые качества личности: терпение, волю, самоконтроль.

2. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Отличительные особенности программы . Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. Проектная конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель.

Возраст детей: Дополнительная общеразвивающая программа адресована для детей 3-7 лет. Воспитанники проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к данной деятельности.

На весь период обучения запланировано следующее количество учебных часов в год:

Первый год обучения (младшая группа) –9 часов.

Второй год обучения (средняя группа) – 12 часов.

Третий год обучения (старшая группа) – 15 часов.

Четвёртый год обучения (подготовительная группа) – 18 часов.

Срок реализации программы рассчитан на4 года обучения с учетом возрастных особенностей детей (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

На весь период обучения запланировано следующее количество занятий:

Первый год обучения (младшая группа) - 36 занятий в год.

Второй год обучения (средняя группа) – 36 занятий в год.

Третий год обучения (старшая группа) – 36 занятий в год.

Четвёртый год обучения (подготовительная группа) – 36 занятий в год.

Формы и режим занятий.

Формы организации деятельности направлены на решение конкретных задач и стимулируют развитие потенциального творчества и способностей каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.

Занятия проводятся в рамках проектной деятельности один раз в неделю во второй половине дня в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, возрастом воспитанников, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, утверждѐнных руководителем образовательной организации.

- Младшая группа - 15 минут (дети 3-4 лет).

- Средняя группа - 20 мин (дети 4-5 лет).

- Старшая группа - 25 мин (дети 5-6 лет).

- Подготовительная группа - 30 мин (дети 6-7 лет).

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом, открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
По итогам работы каждого раздела оформляется выставка детских работ, которую могут посетить дошкольники, родители и педагоги.

1. Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, развита познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

2. Сформированы конструкторские умения и навыки различать виды конструкций и соединений деталей, изготавливать несложные конструкции и простые механизмы, анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

3. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской и технической деятельности.

4. Сформированы основы безопасности собственной жизнедеятельности в окружающем мире.

5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, работать в команде, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

6. Повысится качество образовательного процесса при подготовке детей к школе через образовательную робототехнику и лего-конструирование.

7. Ребенок овладеет разными формами и видами творческо-технической деятельности, знаком с видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

8.Выявлены дети с признаками одаренности и будет продолжена работа с ними в процессе обучения конструированию и образовательной робототехнике.

9. Развита мелкая моторика рук, эстетический вкус.

10. Выражена активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.

Формы контроля и подведения итогов реализации результатов:

- создание коллективного выставочного проекта;

- создание индивидуальных конструкторских проектов;

- представление моделей, сделанных совместно с родителями;

- открытые мероприятия, презентации детских работ родителям, сотрудникам, воспитанникам ДОУ;

- мониторинг степени удовлетворённости родителей работой объединений дополнительного образования;

-мониторингучастия в смотрах, различных конкурсах совместно с родителями;

- творческий отчёт воспитателя о работе кружка на Совете педагогов.

Читайте также: