План работы старшего воспитателя с молодыми педагогами в доу
Обновлено: 04.07.2024
получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профес-сиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником.
Наставничество
Ожидаемый результат:
По итогам данной работы воспитатель приобретет ряд профессиональных умений:
- аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;
- умения применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком;
- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;
- умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;
- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
- умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.
Планирование на 2017-2018 уч. гг.
Содержание работы
Форма проведения
Оформление документации группы. Мониторинг детского развития.
Консультации и ответы на интересующие вопросы.
Подбор диагностического материала.
Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию. Родительское собрание
Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания.
Изучение методики проведения ООД, совместная разработка конспектов ООД, эффективное использование дидактического материала в работе.
Посещение молодым специалистом ООД и режимных моментов у наставника.
Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом. Подготовка к новогодним мероприятиям.
Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ.
Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.
Консультация и ответы на интересующие вопросы
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей.
Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей.
Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.
Знакомство с мониторингом, изучение методик проведение и обследования воспитанников. Подготовка к летне-оздоровительному периоду.
Подведение итогов работы.
Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста.
В данном плане описана система работы по повышению профессиональной компетенции молодых специалистов (воспитателей). Планирование мероприятий разделено по месяцам и разделам. Данный план расчитан на учебный год.
Заведующий МБДОУ ПГО
«Детский сад №51(60)
План работы старшего воспитателя с молодыми специалистами
Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.
Продолжать изучение нормативно-правовой документации ДОУ;
Познакомить с формами и методами работы воспитателя ДОУ;
Механизм использования дидактического и наглядного материалов;
Помощь в постановке целей и задач непосредственно образовательной деятельности;
Использование здоровьесберегающих технологий во время непосредственно образовательной деятельности;
Общие вопросы организации работы с родителями (планирование по работе с родителями, проведение родительских собраний и пр.).
Месяц
Содержание работы
Формы и методы работы
1. Знакомство с нормативно – правовой базой учреждения;
2. Мониторинг детского развития;
3.Помощь в планировании воспитательно – образовательного процесса в детском саду
- Закон об образовании Российской Федерации
- Конвенция о правах ребенка
-Санитарно-эпидемиологические правила (Сан Пин 2.4.1.3049-13)
2. Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала.
3. Изучение всех видов планирования (перспективного, ежедневного, календарного, подбор педагогической литературы.
1. Оформление и ведение документации в группе;
2. Проведение родительского собрания;
3. Виды и организация режимных моментов в детском саду.
1. Проверить ведение документации, обсудить, дать рекомендации по ведению;
3. Просмотр молодым специалистом режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста.
2. Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий Консультация, подбор литературы.
1.Участие в подготовке к осеннему празднику, просмотр мероприятия, обсуждения праздника.
1. Организация образовательной деятельности;
1.Просмотр молодым специалистом организованной деятельности, обсуждение задач, технологий и результативности;
2. Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями;
3. Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения.
1. Посещение наставником НОД с целью выявления профессиональных затруднений.
2. Использование различных технологий в образовательной деятельности детей;
3. Проведение родительского собрания в форме викторины.
1. Консультация, просмотр, обсуждение НОД
2. Консультации, советы по целесообразности их использования;
3. Обсуждения темы, составления плана, помощь в подготовке и проведении молодым специалистом.
1. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста;
2.Использование педагогических проектов для развития детей;
3.Развивающая предметно пространственная среда ДОУ.
1. Консультация и ответы на интересующие вопросы;
2. Совместное планирование проекта, помощь его в осуществлении.
1. Информирование родителей о жизни детей в детском саду;
2. Итоговый мониторинг.
3.Современные образовательные технологии.
1. Консультация о правилах оформления родительских уголков, наличие материала, формах их оформления;
2. Изучение особенностей проведения мониторинга;
3. Изучение анализ использования в работе.
1. Использование ИКТ в деятельности воспитателя;
2. Проведение мониторинга;
3. Использование авторских пособий и технологий в развитии детей.
1. Консультация, приемы использования в работе;
2. Контроль за проведением.
3.Консультация, приемы использования в работе;
1.Подготовка к летней – оздоровительной кампании;
2. Самообразование воспитателя Выбор методической темы.
1. Консультация, документация, закаливание, оформление родительского уголка;
Таким образом, система работы с молодыми педагогом способствует:
• адаптации молодого педагога к новым условиям труда;
• формированию его заинтересованности к работе;
• получению положительных результатов;
• развитию творческого педагогического потенциала;
• созданию педагогической среды, в которой молодой педагог найдет себя и будет принят и востребован
Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных сотрудников дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представляют реальную ценность. Воспитатель должен проработать педагогом дольше трех лет, овладеть навыками управления образовательной деятельностью, хорошо выполнять свою работу и желать обучать других.
Приступая к наставничеству, педагог должен уделить внимание трем последовательным этапам.
1 - Адаптационный этап
Когда молодой специалист только приходит в детский сад, перед наставником стоит задача определить, какие личностные и профессиональные навыки сформированы у воспитателя и какие проблемы он испытывает. После чего помочь новичку разобраться в годовом плане детского сада и выбрать тему для самообразования.
На основе этих данных в дальнейшем разрабатывается план наставничества. Прописывая цели для плана, необходимо учитывать выбранную тему для самообразования, уровень базового образования воспитателя, его творческий потенциал, личные особенности и сложности, которые он испытывает в работе.
Например, если начинающему воспитателю непросто общаться с родителями деток или он не умеет работать с документацией, педагог-наставник включает эти вопросы в план.
2 - Сос тавление и реализация плана наставничества
Педагог-наставник разрабатывает индивидуальный план наставничества для обучения молодого воспитателя. План составляется на определенный период, с указанием необходимых тем мероприятий, сроков и форматов работы.
Цели и темы мероприятий формируются на основе информации, которую наставник узнал во время адаптационного этапа. Дополнительно важно включить основные занятия по работе с документацией, поскольку молодым воспитателям бывает сложно научиться правильно заполнять документы и планы. И уделить внимание выработке личного стиля работы. Каждому воспитателю важно сформировать собственный арсенал методов и приемов работы. Для этого наставник обучает его основным педагогическим технологиям.
Сроки мероприятий устанавливаются относительно важности и срочности темы. Например, если для начала работы необходимо спланировать работу с группой, эта тема должна прорабатываться одной из первых.
Формат мероприятий выбирается в зависимости от текущих задач и особенностей воспитателя. Важно предусмотреть различные форматы. Сочетать индивидуальные и групповые форматы, практические и теоретические занятия.
В качестве теоретических занятий можно использовать:
- Индивидуальные и групповые консультации,
- самостоятельное изучение материала и прослушивание семинаров,
- коучинг, когда наставник не дает советы, а помогает воспитателю самостоятельно найти ответы на вопросы,
- коллективное обсуждение общих сложностей и обзор профессиональной литературы.
Теоретические занятия важно параллельно подкреплять практическими, чтобы воспитатель не только получал рекомендации, но и пробовал их применять. В качестве практики можно проводить:
- Обучение на рабочем месте,
- решение и анализ педагогических ситуаций,
- демонстрация опыта педагога-наставника и мастер-классы для обмена опытом,
- участие в конкурсах педагогического мастерства,
- совместные игровые и проектные формы обучения,
Чтобы выбрать подходящий формат работы важно определить уровень теоретических знаний и практических навыков сотрудника. Если молодой воспитатель хорошо знает теорию, можно включать в план больше мероприятий, нацеленных на практику.
План наставничества удобно оформить в виде таблицы.
- демонстрация опыта работы педагога-наставника
- наблюдение и анализ за выполнением режимных моментов молодым специалистом в работе с детьми
- обмен опытом между педагогами через открытые занятия
- теоретические консультации по методологиям
работы с детьми
- составление плана индивидуального развития
- участие в семинарах и обсуждениях
- участие в коллективных играх и проектах
- Изучение различных методов создания страницы
- Практическое занятие с наставником
После проделанной работы педагог-наставник анализирует ее результаты. Он контролирует работу воспитателя, дает конструктивную обратную связь для устранения ошибок. Таким образом наставник проверяет готовность воспитателя к самостоятельной работе.
Чтобы работа на каждом этапе была эффективной, важно вести работу с воспитателями по определенным правилам.
Совместная деятельность наставника и молодого воспитателя принесет положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами.
Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет.
Сотрудничество
Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Иногда наставники воспринимают эту форму работы как возможность возвыситься и подчинить неопытного воспитателя. Такое отношение быстро “отпугнет” новичка. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.
Развитие и поддержка молодого специалиста должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата.
Результат наставничества можно считать удачным, если у воспитателя сформировался положительный опыт работы в детском саду и появилась мотивация продолжать работу именно в этом учреждении. Он овладел необходимыми навыками и выработал собственную систему работы. Воспитатель начал самостоятельно выполнять всю работу и результаты этой работы удовлетворяют руководство и родителей воспитанников.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Читайте также: