План работы социального педагога с одаренными детьми в школе

Обновлено: 01.07.2024

На протяжении нескольких десятилетий в учебно-воспитательных планах российских школ ведущее место занимали нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. И только в последние годы умственное развитие и воспитание школьников стало приобретать особую актуальность. В нашей стране появилась острая необходимость в поддержке и развитии наиболее способных и одаренных детей. Ведь именно такие дети являются интеллектуальным богатством страны.

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь должен обладать такими необходимыми качествами, как энтузиазм и настойчивость, оригинальность (независимость мышления, воображения, интуиция, одаренность), интеллект, контакт с людьми.

благоприятные внутренние предпосылки развития.

Цель работы на 2017 -2021 уч. г.

Создание устойчивой системы работы с талантливыми детьми в рамках общеобразовательного пространства школы.

1. Разработать научно-методическую базу, диагностические и дидактические материалы для выявления и развития способностей детей.

3. Продолжить работу по ознакомлению педагогов с современными подходами к проблеме талантливых детей и совершенствовать систему повышения квалификации педагогических кадров через проведение обучающих семинаров.

4. Совершенствовать информационное, научно-методическое обеспечение школы по проблемам детской одаренности.

5. Обеспечить социальную, правовую и психологическую поддержку талантливых детей и их семей.

Выявление талантливых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа со способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Направления реализации программы

1. Выявление талантливых детей

Проведение диагностики на школьном уровне.

Создание и ежегодная актуализация школьного банка данных о талантливых детях.

2. Образование и развитие способностей детей.

Внедрение и совершенствование личностно-ориентированной системы образования: индивидуальных учебных планов для способных обучающихся, разработка индивидуальных маршрутов для углублённого изучения отдельных предметов.

Внедрение новых активных методов обучения, индивидуальных форм обучения талантливых детей, разноуровневых дидактических материалов.

Совершенствование работы с талантливыми детьми с помощью ресурсов дополнительного образования.

3. Подготовка методической и информационной базы для работы с талантливыми детьми.

Разработка и внедрение методики диагностики способностей детей в разных возрастных группах

Разработка специализированной учебной программы для талантливых детей ( развитие дивергентного и творческого мышления математического мышления, речевых навыков, исследовательской деятельности, социальных компетенций)

Разработка развивающих материалов для работы с талантливыми детьми.

4.Подготовка родителей одаренных детей к взаимодействию со школой

Разработка информационных блоков для родителей детей разного возраста, подготовка видеоматериалов, компьютерных сайтов.

Организация родительского всеобуча по проблемам раннего выявления и развития одаренности в условиях семьи, взаимодействия семьи и школы в решении этой проблемы.

Поддержка создания в школе организационных мероприятий с талантливыми детьми, привлечение их родителей для участия в различных областях образования и развития.

5.Материально-техническое обеспечение диагностической и учебно-развивающей работы с талантливыми детьми.

Обеспечение педагогов различными диагностическими и развивающими материалами, методиками и аудио-видео материалами для работы с талантливыми детьми.

Выделение помещений для работы с одаренными детьми, необходимой мебели, компьютерной и множительной техники, лабораторного оборудования.

6. Подготовка кадров для работы с талантливыми детьми.

Создание условий обучения педагогических кадров для работы с талантливыми детьми.

Проведение семинаров, курсов для учителей по проблемам работы с талантливыми детьми.

Участие учителей, работающих с талантливыми детьми в различных мероприятиях с целью овладения новыми педагогическими технологиями выявления и развития способностей.

7.Наблюдение, контроль над выполнением программы.

1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными обучающимися.

2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня (в конце учебного года).

3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

Требования современного мира все более усложняются, на первый план выходит ценность личности, обладающей высоким интеллектом, развитыми творческими способностями, готовностью решать жизненные задачи и возникающие проблемы.

Любому обществу нужны талантливые, способные, одарённые люди, потому как именно такие люди являются мощным ресурсом общественного развития. В связи с этим важным является создание благоприятных условий для развития таких личностей, то есть организация процесса сопровождения способных, одаренных детей в школе. Решение проблемы сопровождения одаренных детей связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала Российской федерации. В связи с этим актуализируется вопрос расширения представлений современных педагогов, психологов, социальных педагогов о возможностях социально-педагогического сопровождения одаренных, талантливых детей.

Одним из главных направлений работы школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть скрытой, а также детей, чьи способности могут совершить качественный скачок в своем развитии в ближайшем будущем. Проблема развития одаренных, талантливых детей в школе широко освещается в научных публикациях, и ее решение связывают с организацией процесса их социально-педагогического сопровождения.

Работа по развитию таких детей может быть реализована в рамках общешкольной программы при условии специально организованного социально-педагогического сопровождения.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей. Организация социально-педагогического сопровождения одаренных детей должна быть осуществлена с учетом этих характеристик.

Социально-педагогическое сопровождение рассматривается как процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания, имеющихся у школьника способностей и коррекции факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных школьников, как процесс, который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи школьнику в решении возникающих проблем различного характера.

Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создаёт условия для выявления, сохранения и развития одарённых детей, реализацию индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся. Реализация программы позволит развить систему работы с одарёнными детьми, повысить квалификацию педагогических работников, организовать работу по повышению педагогической компетенции родителей.

Целью программы является создание социально-педагогических условий для сохранения и развития одарённости у младших школьников.

Задачи программы:

повышение уровня индивидуальных достижений одарённых детей в различных областях;

повышение педагогической компетенции родителей в воспитании одарённого ребёнка;

повышение уровня компетентности педагогов в работе с одарёнными детьми;

организация взаимодействия с педагогами дополнительного образования и организациями, реализующими дополнительное образование.

Участники реализации программы:

В реализации программы принимают участие одарённые учащиеся начальных классов, специалисты, работающие с одарёнными детьми, администрация образовательного учреждения, родители, педагоги дополнительного образования.

Сроки реализации программы:

Сентябрь 2016 год - май 2018 год.

Этапы программы:

1. Диагностический (сентябрь-октябрь 2016 года).

2. Содержательно-созидательный (ноябрь 2016 года – март 2018 года).

Данный этап работы включал в себя три направления работы социального педагога с детьми, специалистами, родителями.

3. Рефлексивный (апрель-май 2018 года).

Данный этап подразумевает под собой подведение итогов, анализа проделанной работы.

Ожидаемые результаты при реализации данной программы:

повышение ответственности и педагогической компетентности родителей в развитии собственных детей;

повышение уровня компетентности педагогов и специалистов дополнительного образования в работе с одарёнными детьми начальной школы;

повышение уровня индивидуальных (интеллектуальных, творческих, академических, социальных, психомоторных) достижений одарённых детей в образовательных областях (городских, краевых, всероссийских);

повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми, в познавательной деятельности. Совершенствование современного общего образования предполагает особое содержание работы образовательных учреждений по раннему выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей. Актуальность работы социального педагога с одарёнными детьми объясняется необходимостью формирования творческого потенциала подрастающего поколения. В зону риска по признаку одарённости попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения. Следует также отметить, что последние имеют наряду с социально-лидерской и другие специальные виды одарённости (например, интеллектуальную), возможно, поэтому они и получают высокий авторитет у сверстников и педагогов.

Оценить 1130 0

Статья на тему:

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми, в познавательной деятельности. Совершенствование современного общего образования предполагает особое содержание работы образовательных учреждений по раннему выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей. Актуальность работы социального педагога с одарёнными детьми объясняется необходимостью формирования творческого потенциала подрастающего поколения. В зону риска по признаку одарённости попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения. Следует также отметить, что последние имеют наряду с социально-лидерской и другие специальные виды одарённости (например, интеллектуальную), возможно, поэтому они и получают высокий авторитет у сверстников и педагогов.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность бывает различной. Так, одна из них - социальная одаренность, ее называют лидерской , она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.

Больше всего изучена художественная одаренность (музыкальная, изобразительная и сценическая). Исключительные спортивные способности - это психомоторная одаренность.

Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем.

Интеллектуальная одаренность - это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим.

Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставленных целей они часто не дотягивают и слывут "неудачниками". Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.

Общим для одаренных детей является потребность в знаниях . Как правило, их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят умственный труд.

Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, так как они его понимают и восхищаются им. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают прозвища.

Эмоциональность таких детей кажется преувеличенной, они вспыльчивы, могут скандалить по пустякам, но это не каприз, а проявление сверх эмоциональности. Творческие дети бывают спокойными, они с детства страдают из-за своей одаренности.

Кажется, что у этих детей врожденное повышенное чувство юмора. Сами они если не острят, то любят слушать и восхищаются малейшей шутке.

Чаще у них особая речь. Их особенная моторика или восприятие отличается от других детей. (Они "даже едят не как все дети".)

Проблемы одаренных детей:

1.Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется из-за того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2.Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3.Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4.Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6.Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7.Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

8. Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть подготовлен к такой работе.

Подводя итог выделенным качествам одаренного ребенка, следует подчеркнуть, что одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в "группу риска" наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.

Одна из важнейших особенностей при работе с одаренными детьми – создание условий, стимулирующие развитие творческой личности.

Слагаемые успеха творческой личности: самостоятельность; мотивация; интеллект; творчество.

Для этого необходимо планировать работу по направлениям:

1. Выявление одарённых и талантливых детей:

- анализ особых успехов и достижений ученика. Эта работа начинается в начальной школе, большая роль здесь отводится классным руководителям начальных классов и руководителям кружков;

- в школе создан и постоянно пополняется банк данных по талантливым и одарённым детям, ведутся портфолио достижений школьников, проводится диагностика склонностей детей и далеесоциально-психолого-педагогическое сопровождение детей.

2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:

- способствование в участие исследовательской деятельности, интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;

- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования;

- вовлечение учащихся в общественную жизнь школы, ученического самоуправления, волонтерское движение.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников:

- контроль над участием детей данной категории в олимпиадах, конкурсах разного уровня;

- контроль социальной адаптации;

- контроль над успеваемостью, посещаемость.

4. Поощрение одарённых детей:

- поощрение грамотами, благодарностями, призами и т. д;

- публикации в СМИ;

- выделение льготных путевок.

5. Работа с родителями одарённых детей:

- совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.

- поддержка и поощрение родителей талантливых детей;

6. Работа с педагогическим коллективом:

- методическая помощь педагогам.Проведение семинаров, круглых столов, педсоветов, консультирование и т. д. по вопросам работы с одарёнными детьми;

- мероприятия по развитию личностных качеств педагога и профилактике эмоционального выгорания;

7. Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

Читайте также: