План работы социального педагога с многодетными семьями в школе
Обновлено: 07.07.2024
Все зависит от условий социальной среды, в которую попадет ребенок, и тогда он станет или развитой, творческой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению всего созданного.
Вся жизнедеятельность ребенка начинается в семье и продолжается только в ней до 6 лет – до момента поступления ребенка в школу. Но и здесь продолжается процесс образования – обучения и воспитания ребенка.
Главное назначение семьи – воспитание ребенка. Семья – это персональная среда жизни и деятельности ребенка, качество которой определяется
несколькими параметрами, такими как демографический, гигиенический, экономический. На одно из первых мест в семье можно поставить культуру быта и взаимоотношений между родителями.
Согласно Конвенции о правах ребенка, четко определяются взаимоотношения ребенка и его родителей, так же устанавливается равная ответственность родителей за содержание, воспитание и развитие детей, даже в тех случаях, когда родители проживают отдельно.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Родители и педагоги – это значимые люди в жизни ребёнка, которые стоят у истоков его будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Это побудило разработать данную программу, в которой обозначено шесть основных параметров сотрудничества детского объединения и семьи:
—совместная деятельность педагога и родителей.
Предполагается, что изучением и информированием должны быть охвачены все родители.
Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
Задачи программы:
1) пропаганда и возрождение семейных традиций;
2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).
Основные принципы и подходы к реализации
- личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
- принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги – субъекты воспитательной системы ;
- принцип природосообразности, предполагающий понимание взаимосвязи и природных и социокультурных процессов, на основании возраста, пола, особенностей психики и физиологии ребёнка;
- принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.
Механизм реализации программы
Осуществляется через следующие мероприятия:
- мониторинговые исследования и определение перспектив;
- установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
- психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
- повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: гражданско-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, экскурсионную работу.
Участники программы
Этапы реализации программы:
Диагностика семей (сентябрь) .На первом этапе программы предусматривается ежегодное диагностирование семей (с целью внесения корректив), составление социального паспорта детского объединения.
Второй этап реализуются ежегодно в соответствии с планом работы детского объединения.
Содержание работы
Рекомендуемая примерная тематика родительских собраний:
1. Младший подросток и его особенности.
2. Воспитание гражданина в семье.
3. Авторитет родителей в воспитании детей.
4. Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.
5. Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.
6. Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.
7. Ваш ребёнок и его друзья.
8. Нравственные идеалы в семье.
9. Права и обязанности родителей.
Рекомендуемы мероприятия по вовлечению родителей в совместную деятельность:
Формы работы
1. Анкеты, беседы, опросы, тесты.
2. Родительское собрание, беседы.
3. Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительские собрания.
Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность
1. Повышение информированности родителей о качестве дополнительного образования. Развитие совместности.
2. Повышение информированности родителей о жизнедеятельности детского объединения.
3. Решение актуальных проблем жизнедеятельности детского объединения.
4. Развитие взаимопонимания детей, родителей и педагога.
5. Получение объективной информации, установление обратной связи с родителями.
6.Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
7.Улучшение микроклимата в семье.
8. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).
9. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
10. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
Цель: защита прав и законных интересов многодетных и малообеспеченных семей.
- обеспечение защиты прав и законных интересов многодетных и малообеспеченных семей;
- ознакомление с льготами для семей данной категории;
- формирование базы данных по учету многодетных и малообеспеченных семей;
- содействие организации бесплатного питания детей из многодетных и малообеспеченных семей;
- вовлечение обучающихся из многодетных и малообеспеченных семей в бесплатные кружки и секции.
Наименование мероприятия
Сроки проведения
Ответственный
Формирование базы данных многодетных и малообеспеченных семей
Формирование пакета документов данных категорий семей для получения бесплатного питания.
Формирование пакета документов данных категорий семей для компенсации за приобретенную школьную форму
Трудоустройство подростков из многодетных и малообеспеченных семей в летний период
Социальный педагог, ТОС
Оформление памяток для многодетных и малообеспеченных семей.
Выступление на общешкольном родительском собрании для знакомства с законодательной базой для данных категорий семей
Организация психологической помощи обучающимся из многодетных и малообеспеченных семей
Вовлечение обучающихся в бесплатные кружки и секции
Классные руководители, социальный педагог
Привлечение детей и подростков из многодетных и малообеспеченных семей к участию в спортивных и развлекательных мероприятиях
Классные руководители, педагог - организатор
Организация посещения данных категорий обучающихся экскурсий, филармоний, театров и т.д.
Читайте также: