План работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению в начальной школе
Обновлено: 05.05.2024
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Цель и задачи программы :
- ликвидация пробелов у обучающихся в обучении по русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Краткая характеристика слабоуспевающих детейЭти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Принципы построения : Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Цель и задачи программы :
- ликвидация пробелов у обучающихся в обучении по русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Принципы построения : Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
План работы
с обучающимися
с низкой мотивацией
к учению
Составитель:
Черкесова М.В.
учитель начальных
классов,
высшая квалификационная
категория
Список обучающихся с низкой мотивацией к учению
1. Пояснительная записка
Цель и задачи :
- ликвидация пробелов у обучающихся в обучении по русскому языку и математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Принципы построения : Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
План работы с обучающимися с низкой мотивацией к учению
2. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
3. Провести собеседование с родителями по поводу выяснения причины их отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: психологом.
4. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися
В течение учебного года.
5. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, ШМО учителей начальных классов)
В течение учебного года.
6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.
Сентябрь, обновлять по мере необходимости.
7.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.
В течение учебного года.
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса.
В течение учебного года.
9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих тетрадях по предмету.
В течение учебного года.
Прогнозируемый результат
Обучающиеся к концу 2 класса должны:
уметь:
- применять правила правописания на изученные орфограммы;
- различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел; выполнять вычитание, используя таблицу сложения;
- воспроизводить наизусть результаты табличного умножения любых однозначных чисел; выполнять деление, используя таблицу умножения;
- решать задачи в одно, два действия;
- выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 100.
Используемая литература
1. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2009 -96 с.
2. В. Ю. Романова, Л.В. Петленко. Русский язык в начальной школе: индивидуальные задания. 2008 3. К. Э. Кочурова. Дружим с математикой: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2009 -96 с.
План работы учителя со слабоуспевающими учениками 2-го класса содержит пояснительную записку, характеристику слабоуспевающих детей конкретного класса (2в), общий план для данной категории учащихся и индивидуальный план работы с конкретным учеником на текущий учебный год.
Принципы реализации данного плана - создание условий для реализации индивидуальных возможностей личности, выстраивания ребёнком совместного со взрослыми индивидуального пути развития.
Содержимое разработки
работы с учащимися 2в класса МБОУ СОШ № 12,п. Коксовый,
имеющими трудности в учёбе
на 2017 – 2018 учебный год.
Учитель: Е. Н. Казанникова
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Цель и задачи программы :
- ликвидация пробелов у обучающихся в обучении по русскому языку и математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Характеристика слабоуспевающих детей
Бекузарова Любовь до поступления в школу детский сад не посещала, к школе подготовлена не была.
Период адаптации проходил медленно и тяжело. Девочка могла во время урока встать и ходить по классу или молча выйти в туалет, на перемене пойти куда-либо, не поставив учителя в известность. Данные требования стала соблюдать только в апреле 2017 года.
Навыки самообслуживания развиты слабо: учебные вещи постоянно разбросаны, не научилась убирать рабочее место после уроков технологии и ИЗО, в портфеле беспорядок, готовится к уроку только после напоминаний учителя. Постоянно забывает тетради, учебники, ручку, карандаш.
На уроках спокойна, в ходе урока не участвует, не может ответить на поставленные вопросы, молчит или смотрит по сторонам. Испытывает трудности в переходе с устных форм работы на письменные. Не понимает учебной задачи. Способность к волевому усилию снижена, не доводит начатое до конца. Тетради ведет небрежно, до сих пор не может правильно оформлять запись в тетрадях. У Любы недостаточно сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала.
За время учёбы в первом классе Люба показала слабые знания по основным учебным предметам.
Ученица не может списывать с рукописного текста, с печатного текста списывает печатными буквами.
Самостоятельные работы не выполняет, отказывается. Навык самоконтроля развит слабо.
На уроках математики выполняет сложение и вычитание чисел при помощи счётных палочек, пальцев, линейки. С трудом осуществляет прямой счёт в пределах десяти, совершенно не знает обратный счет. На уроках предпочитает рисовать или что-то лепить из пластилина, при этом равнодушна к замечаниям и рекомендациям учителя. Стихотворения наизусть не учит.
Материал за учебный год по основным учебным предметам Люба не усвоила.
Николаенко Ангелина и Михаил до поступления в школу детский сад не посещали, к школе подготовлены не были.
Брат и сестра не усвоили программный материал 1-го класса из-за редкого посещения ОУ ( справки из медицинского учреждения, объяснительные родителей имеются).
В связи с этим учащиеся:
на уроках спокойны, в ходе урока не участвуют, не могут ответить на поставленные вопросы, молчат или смотрят по сторонам. Испытывают трудности в переходе с устных форм работы на письменные. Не понимают учебной задачи. Способность к волевому усилию снижена, не доводят начатое до конца. Тетради ведут небрежно, до сих пор не могут правильно оформлять запись в тетрадях. У Ангелины и Михаила не сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала.
За время учёбы в первом классе Николаенко не показали знаний по основным учебным предметам.
Ангелина как-то пытается скопировать написанное, не понимая записи, а Миша не может делать ничего.
Жигрин Матвей до поступления в школу детский сад не посещал, к школе подготовлен не был.
Учебная деятельность ребёнка не сформирована, очень маленький объём памяти, словарный запас значительно ниже нормы. Мышление тяготеет к конкретному, память низкая. Не может пересказать текст из трёх-четырёх предложений даже по наводящим вопросам.
Программу первого класса Матвей не усвоил. Знает нумерацию в пределах 10, сложение и вычитание выполняет с помощью числового ряда (по линейке) с трудом, состав чисел не автоматизирован. На слух счётом не владеет. Простые задачи самостоятельно не решает. При проверке техники чтения смог прочитать 9 искаженных слов, не овладел звуко-буквенным анализом, не может правильно установить последовательность звуков в слове. Навыки письма не сформированы: еле-еле списывает с рукописного текста, с печатного текста списывает печатными буквами. До сих пор не может правильно оформлять запись в тетрадях.
Самостоятельные работы не выполняет, отказывается, так как не понимает о чём речь, и нет соответствующих знаний. Те работы, которые выполняются фронтально, вызывают, тоже, большие трудности: ученик не ориентируется на страницах, не воспринимает, даже, наглядную информацию. Навык самоконтроля не развит.
Запас общих представлений и социально-бытовая ориентация весьма ограничены. Пространственно-временные представления не сформированы.
Ребёнок нуждается в постоянной направляющей и организующей помощи со стороны взрослого, которую понимает частично.
На уроках спокоен, в ходе урока не участвует, не может ответить на поставленные вопросы, молчит или смотрит по сторонам, так как не знает ответа. Испытывает трудности в переходе с устных форм работы на письменные. Не понимает учебной задачи. Способность к волевому усилию снижена, не доводит начатое до конца. Стихотворения наизусть не учит.
Хорошие работы у Матвея получаются на уроках ИЗО и технологии , но материал за учебный год по основным учебным предметам Матвей не усвоил.
Королёв Максим до поступления в школу детский сад не посещал, к школе подготовлен не был.
Учитель столкнулся с проблемой обучения ребёнка в классе сверстников, потому что тот отказывался от выполнения заданий, всячески привлекал к себе внимание учащихся и педагога, играл с посторонними предметами, вскакивал с места, качался на стуле, не слышал обращённую к нему речь, не менял своего поведения после замечаний учителя. Тем самым не учился сам и не давал учиться другим детям. На переменах бил одноклассников.
Эмоционально-волевая сфера характеризуется неспособностью к волевому усилию, эмоциональной лабильностью, склонностью к аффективным реакциям. Эмоциональный фон нестабилен, поведение агрессивно, повышена двигательная и аффективная возбудимость.
Навыки самообслуживания развиты слабо: учебные вещи постоянно разбросаны, не научился убирать рабочее место после уроков технологии и ИЗО, в портфеле беспорядок, готовится к уроку только после напоминаний учителя. Постоянно забывает тетради, учебники, ручку, карандаш.
В ходе урока не участвует, не может ответить на поставленные вопросы. Испытывает трудности в переходе с устных форм работы на письменные. Не понимает учебной задачи. Тетради ведет небрежно, до сих пор не может правильно оформлять запись в тетрадях. У ученика недостаточно сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала.
За время учёбы в первом классе Максим показал слабые знания по основным учебным предметам: отсутствие навыка чтения; мальчик, до сих пор, не понял, с какой целью ходят в школу, для него школа – это особое время провождения.
Самостоятельные работы не выполняет, отказывается, так не знает о чём идёт речь. Навык самоконтроля развит слабо.
На уроках математики выполняет сложение и вычитание чисел при помощи счётных палочек, пальцев, линейки. С трудом осуществляет прямой счёт в пределах десяти, совершенно не знает обратный счет. Стихотворения наизусть не учит.
Материал за учебный год по основным учебным предметам Максим не усвоил.
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Принципы построения : Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
План работы
Проведение среза умений и навыков учащихся класса по основным разделам учебного материала обучения.
определение фактического уровня знаний детей
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
В течение учебного года.
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока
В течение учебного года.
Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
В течение учебного года.
Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях.
В течение учебного года.
Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.
В течение учебного года.
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Гуманизация образования требует формирования ребенка как субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является основным фактором, влияющим на этот процесс.
При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими учащимися коррекционно-развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности.
- методические рекомендации для учителей начальных классов. При составлении методических рекомендаций были использованы материалы А.К.Марковой, М.В.Матюхиной, Р.В.Овчаровой, Н.Ф.Талызиной;
- программа коррекционно-развивающих занятий. При составлении программы коррекционно-развивающих занятий были использованы материалы и рекомендации Е.П.Ильина, Р.С.Немова, Р.В.Овчаровой, Е.И.Рогова.
Методические рекомендации для учителей начальных классов
Формирование учебно-познавательных мотивов младших школьников, должно явится одним из основных направлений работы учителя начальных классов. Для более эффективной работы в данном направлении учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:
1) придание личностного смысла действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости (посредством положительного оценивания, похвалы и т. д.);
2) научить школьника видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся у ребенка познавательной потребностью.
3) научить ребенка ставить самостоятельные цели в учебной работе или удерживать те, что поставил учитель;
4) вовлекать младшего школьника в процесс анализа, обсуждения условий и путей достижения целей;
5) обратить внимание на усиление роли поисковой деятельности учащихся, углубление в сущность изучаемых явлений, установление причинно-следственных связей.
Программа коррекционно-развивающих занятий
Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы.
- формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;
- расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;
- знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;
- формирование знаний о различных знаковых системах;
- формирование умения ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем;
- формирование умения прогнозировать результат деятельности.
Адресат коррекции: учащиеся 1-4-х классов, имеющие низкий уровень учебной мотивации.
Предмет коррекции: интеллектуальный, эмоциональный, волевой компоненты учебной деятельности учащихся.
- вербально-коммуникативные;
- орудийно-манипулятивные;
- изобразительно-графические;
- экспрессивно-мимические.
Форма коррекции: групповая.
Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
- организационная часть. Приветствие;
- основная часть. Игровой блок;
- заключительная часть. Рефлексия.
Занятие № 1
Тема. Знаки и символы
1. Организационная часть:
- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.
2. Основная часть:
- игра "Игра художников". На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.
Цель: научить детей обозначать предметы символами и значками (основы моделирования), развивать коммуникативные навыки, память.
- игра "Четыре стихии". Психолог произносит слова: "земля" - дети опускают руки вниз; "вода" - дети вытягивают руки вперед; "воздух" - поднимают руки вверх; "огонь" - вращают руками в локтях.
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия.
Занятие № 2
Тема. Зашифрованная информация
1. Организационная часть:
- игра "Настроение в цвете" (на начало занятия);
- игра "Найди отличия". Детям предлагаются картинки с 5 - 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени, игра направлена на концентрацию внимания.
2. Основная часть:
- игра "Опорные сигналы". Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.
Цель: показать учащимся методы шифровки и дешифровки информации, развитие внимания, словарного запаса, кругозора.
- игра "Разведчики". В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а другой ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете" (на конец занятия);
- упражнение "Шкала роста". Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Детям предлагаются три степени оценки: высокая - "звездочка", средняя - "флажок", низкая - "грибок", ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.
Занятие № 3
Тема. Противоположности
1. Организационная часть:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы (образа, выражающего то или иное эмоциональное состояние).
2. Основная часть:
- игра "Рисование на заданную тему". Детям предлагается нарисовать противоположные понятия (добро и зло, красивое и безобразное, веселое и грустное и т.д.).
Цель: формирование умения сравнивать противоположные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.
- беседа - обсуждение детских рисунков.
- упражнение "Четвертый лишний". Психолог называет ряд предметов, один из которых по своим признакам является "лишним". Затем дети играют друг с другом.
Цель: развитие умения обобщать предметы по существенным признакам, развитие умения дифференцировать признаки на существенные и несущественные, развитие коммуникативных навыков.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы (на момент окончания занятия).
Занятие № 4
Тема. Ассоциации
1. Организационная часть:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы.
2. Основная часть:
- игра "Ассоциации". Дети с помощью мимики и жестов, показывают различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные пытаются угадать, того, кого показывает ребенок.
Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях.
- игра "Дорисуй предмет". Детям предлагаются нарисованные геометрические фигуры, которые нужно дополнить чем - либо, чтобы получился законченный предмет, явление.
Цель: развитие творческого мышления, наблюдательности, внимания.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 5
Тема. Читаем. Думаем. Говорим
1. Организационная часть:
- игра "Настроение в цвете" (на начало занятия).
2. Основная часть:
- упражнение "Рассказ по картинке". Детям предлагается за определенное время составить рассказ по предложенной картинке. Детям предлагается оценить свой рассказ и рассказы других детей, выбрать самый лучший.
Цель: развитие навыков кодирования и перекодирования информации, развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и других.
- игра "Самый - самый". Детям предлагается рассказать о самом лучшем поступке в своей жизни.
Цель: развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете" (на конец занятия);
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 6
Тема. "Умное предложение"
1. Организационная часть:
- игра "Настроение в цвете".
2. Основная часть:
- упражнение "Составь предложение". Детям предлагаются наборы слов, из которых дети составляют предложения. Совместно выбираются: самое красивое предложение, самое быстро - составленное предложение, самое правильное предложение.
Цель: расширить знания о соответствии причины и следствия; увидеть общее и частное; развитие навыка оценивания себя и других.
- игра "Неоконченное предложение". Детям предлагается окончить предложения на тему "Моя школа".
Цель: развитие мышления у детей, развитие навыков анализа и синтеза.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете";
- обсуждение на тему "Что было легко, а что сложно?";
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 7
Тема. Математический урок
1. Организационная часть:
- игра "Настроение в цвете".
2. Основная часть:
- упражнения "Задачи на движение", "Заполни пропуски в равенствах", основанные на материале уроков математики.
Цель: развитие пространственного мышления; развитие навыков соотнесения общего и частного.
- рисование на тему "Кто чего боится".
Цель: снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете";
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 8
Тема. Что меня окружает
1. Организационная часть:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
2. Основная часть:
- упражнение "Что меня окружает", основанное на материалах уроков окружающего мира. Детям предлагается составить рассказ о своем домашнем животном, о каком - либо времени года, о явлениях живой природы.
Цель: расширение знаний о предметах, явлениях живой природы.
- игра "Найди общее". Детям предлагаются карточки с изображением времен года, явлений живой и неживой природы, животных, птиц, рыб и т. д.
Цель: развитие умения находить общее в предметах и явлениях, умения высказывать свое мнение, расширение словарного запаса.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 9
Тема. Мир профессий
1. Организационная часть:
- игра "Настроение в цвете".
2. Основная часть:
- игра "Мир профессий". Ребятам предлагаются карточки с изображением рабочих инструментов (дети выбирают то, что им нравится) , с помощью которых рассказывают о профессиях.
Цель: расширить знания о профессиях, пополнить словарный запас учащихся.
- игра "Кем я хочу быть". Детям предлагается обыграть самую привлекательную на их взгляд профессию ( можно использовать аксессуары, определяющие данную профессию).
Цель: выявить у учащихся имеющиеся профессиональные знания и определить их наклонности.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете";
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 10
Тема. Обобщение. Подведение итогов
1. Организационная часть:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
2. Основная часть:
- игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". Детям предлагается составить три списка: "Что я умею", "Чего я не умею", "Чему хочу научиться", совместно обсудить то, что написали дети.
Цель: проанализировать свои умения и навыки.
- рисование на тему : "Наш дружный класс".
3. Рефлексия:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы";
- упражнение "Шкала роста";
- общее обсуждение вопросов "Что понравилось на занятиях, а, что нет?", "Что было полезным ?", "Что было самым трудным на занятиях?".
Литература.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968 - 464 с.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006 - 512с.
3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990 - 192с.
4. Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983 - 63с.
5. Маркова А.К. Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте. Пособие для учителей - М.: Педагогика, 1983 - 187с.
6. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П. Психология младшего школьника - М.: Просвещение, 1976. - 208с.
7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144с.
8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - 240с.
Читайте также: