План работы с одаренными детьми в начальной школе по фгос из опыта работы

Обновлено: 04.07.2024

1 Работа с одаренными детьми в начальной школе по ФГОС Из опыта работы Учителей начальных классов 2011 – 2014 годы Нарушева Н.В.

2 Выявление одаренных детей Наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности). Изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Общение с родителями. Олимпиады, всероссийские конкурсы и турниры, соревнования, научно- практические конференции.

3 Принципы работы Принцип дифференциации и индивидуализации обучения Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися и родителями занятий внеурочной деятельности по ФГОС

4 Условия развития одаренности Своевременная диагностика возможностей (наблюдение и мониторинг по ФГОС) Содержание воспитания (планирование) Внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии. Побудительная деятельность учителя.

5 Функции учителя (1) Выявление одарённых детей по предметам. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

6 Функции учителя (2) Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.

7 Планирование работы с одаренными Создание в базы данных Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

8 Образовательные технологии Проблемно-диалогическое обучение. Проектно-исследовательская деятельность. Дифференцированное обучение. Продуктивное стение. Игровые технологии. ИКТ. Обучение в сотрудничестве. Портфолио учащихся.

9 Формы и приемы работы Групповые формы работы. Творческие задания. Вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

10 Участие в школьных конкурсах и мероприятиях Цель: развитие творческой активности детей. Основные задачи: выявлять и развивать индивидуальные способности детей; создавать ситуации успеха; эстетическое просвещение детей.

11 Формы реализации – конкурсы – выставки – концерты – уроки творчества – Классные часы и праздники

12 – вечера – посещение музеев, выставок, спектаклей, цирка – вовлечение детей в кружки, секции, студии дополнительного образования

13 Формы реализации – Проектная деятельность – Предметные олимпиады – Викторины – Познавательные игры – Всероссийские конкурсы – Конкурсы чтецов и тд. – - Портфолио учащихся --

14 Работа с родителями Просветительская работа. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий. Вовлечение родителей в проектно- исследовательскую деятельность.

17 Участие во всероссийских предметных олимпиадах центра поддержки талантливой молодёжи ( уч.г) 1 кл 2 кл 3 кл 4 клИТОГО Англ.яз 22 Эрудит Литер.стен. 145 Матем место Окруж. мир Русск.яз 5611 ИТОГО

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Обор

имени Героя Советского Союза Е.А. Дикопольцева

муниципального района имени Лазо Хабаровского края

682903, Хабаровский край, район им. Лазо, пос. Обор, ул. Новошкольная, дом 4,

Директор МБОУ СОШ п. Обор

имени Е.А. Дикопольцева

с одаренными детьми

в начальной школе

Пояснительная записка

Раннее выявление одаренных детей - самая важная задача в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.

Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Цель: выявление одарённых детей и создание условий для их оптимального развития. самореализация данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых учащихся, а так же умственное, эмоциональное, социальное различие учащихся;

- удовлетворённость потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация;

- помочь одарённым детям в самораскрытии (творческая направленность, интеллектуальная)

Принципы педагогической деятельности

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы с одаренными учениками в начальной школе.

План работы

с одаренными детьми

Задачи развития:

развитие личности одаренных учащихся;

развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

развитие позитивной Я-концепции;

развитие творческой самостоятельности;

развитие коммуникативных умений;

развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

групповые занятия с одаренными учащимися;

кружки по интересам;

участие в олимпиадах;

Принципы работы с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

-принцип опережающего обучения;
-принцип развивающего обучения.

Критерии выявления одаренности:
1) активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
2) наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;
3) систематическое самообразование;
4) креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);
5) темпераментные особенности;
6) активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).

Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:
1) Вовлечение детей в деятельность по интересам;
2) Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
3) Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
4) Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
5) Развитие умений самостоятельно работать;
6) Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
7) Обучение творческим методам работы;
8) Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
9) Поощрение учащихся.
План работы

Разработка и подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей.

Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности.

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год.

Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка. Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся.

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

Проведение индивидуальных занятий с обучающимися с разбором олимпиадных заданий.

Посещение уроков коллег с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках.

Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями.

Поощрение победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Изучение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми.

Анализ результатов олимпиад, конкурсов

Посещений кружков, секций по интересам

Домашние задания опережающего характера, эссе, творческие отчёты, презентации

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый - более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления - будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Рассуждая об организации работы с одарёнными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентно способного.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Выявление и развитие детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную задачу.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Успешность работы с одаренными обучающимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных классов.

В своих работах психологи доказывают, что младшие школьники обладают всеми видами интеллекта, и он имеет свой неповторимый профиль, зависящий от индивидуальных психологических особенностей жизненного опыта и воспитания.

Когда дети достигают 7-8 лет, у отдельных происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии этих детей определенной степени одаренности. Система работы по развитию способностей, используемая на предыдущих этапах, недостаточна для этих детей, так как не учитывает в должной мере их индивидуальной особенности, потенциальной возможности, перспективы. Для данной категории детей необходима организация особой системы работы, которая в наибольшей степени учитывала бы их особенности и обеспечивала их эффективное развитие. Она предполагает: наличие комплекса мониторингов, позволяющих выявлять и определять степень одаренности ребенка прослеживать динамику его развития; разработку и реализацию индивидуальных программ развития ребенка. Индивидуальные программы должны представлять собой комплексные модели развития одаренности; диагностика и развитие творческой одаренности младшего школьника.

При организации данной работы необходимо учитывать ряд условий: общая учебная нагрузка ребенка не должна превышать допустимую валеологическую норму; нельзя допускать ранней узкой специализации; нужно давать ребенку возможность, помимо занятий приоритетной для типа его одаренности деятельностью, включаться и в другие интересные нужные дела; необходимо планировать для ребенка здоровье охраняющий режим дня, предполагающий рациональное чередование занятий, отдыха, прогулок.

Способный, одаренный ученик - это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Сохранение и развитие одарённости детей - важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача - способствовать развитию личности ребенка.

Организация работы с одарёнными детьми в начальных классах

При изучении особо одаренных детей перед учителем стоят следующие задачи: способствовать развитию каждой личности; довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования. Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей.

У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача учителя не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления.

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты) и личностных характеристик (опросники, тесты и т.п.).

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Наша задача не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится учителям, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы и разносторонние программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п.).

Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в этом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

Итак, сохранение и развитие одаренности - это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Успешность работы с одаренными обучающимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией обучающихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос об организации работы с одаренными детьми на этапе начальных классов.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.

Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня: первый уровень - потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство); второй уровень - развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки); третий уровень - познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников). Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии. Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие цели и задачи воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми в начальных классах.

Одаренный ребенок. Рекомендации для родителей

Одаренный ребенок - ребенок с более высокой, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению и более выраженными творческими проявлениями. И родителям повезло, если их ребенок талантлив, неординарен и выделяется своей способностью учиться или придумывать необычное. Решать математические и логические задачи или рисовать, петь или осваивать спортивные виды деятельности и т.д. Но в то же время чем выше уровень достижений ребенка, тем больше груз проблем ложится на плечи родителей, учителей и самих детей. Очень важно, чтобы взрослые помогли одаренному ребенку прожить без психических потерь счастливое детство, использовать свою одаренность для профессионального и личностного развития. Предлагаем родителям памятку:

Как надо вести себя родителям с одаренным ребенком

Методики для родительского исследования

Родительское исследование

Имя ребенка ______________________________
возраст ____________ класс _______
адрес ________________________телефон _______

1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)

2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)

3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)

4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)

5. Он очень любит рисовать (Да / нет)

6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)

7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)

8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)

9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? ______________________________________________

10. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину ____________________________________

Методика адресована родителям, ее также могут использовать педагоги. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, - от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение функций:

2) второй - развивающей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

Эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

  • (+ +) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
  • (+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
  • - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
  • (-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например, бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

Читайте также: