План работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознанию на 2020 2021 уч год

Обновлено: 08.07.2024

План работы с одаренными детьми на 2020-2021 учебный год.

ВложениеРазмер
План работы с одаренными детьми на 2020-2021 учебный год. 19.23 КБ

Предварительный просмотр:

На заседании ШМО

Приказ № ____от _____2020 г.

План работы с одаренными детьми

на 2020-2021 учебный год

Калюжная Анна Васильевна

План работы с одаренными детьми

на 2020-2021 учебный год

- осуществление индивидуализации обучения;

- реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения;

- формирование системности в знаниях по разным предметам;

- повышение качества обучения;

- развитие творческой самостоятельности;

- развитие коммуникативных и рефлексивных умений;

- осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных учеников;

-помощь родителям в выстраивании индивидуальной траектории дальнейшего образовательного пути школьника.

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2020/2021 учебный год, составление базы одаренных детей по математике.

Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей.

Формирование групп учащихся для дополнительных занятий. Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся силами учителей МО.

Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся силами учителей МО.

Проведение школьного тура предметных олимпиад

Мастер-класс ( из опыта работы ) по теме: «Повышение эффективности подготовки учащихся

Создание банка нестандартных заданий по предметам общественного цикла.

Подготовка к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников

Взаимопосещение уроков учителей-предметников

с целью выявления и реализации приемов разноуровневого обучения.

Взаимопосещение уроков учителей-математиковс целью выявления и реализации приемов разноуровневого обучения.

Участие во Всероссийском конкурсе

Осуществление срезов объема домашних заданий (выборочно), использование заданий пролонгированного характера для мотивированных учащихся.

Продолжить внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения.

Викторины, Неделя математики, инсценировки, Морские бои, математические квесты

Проведение предметной недели по математике.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года

Заседание МО. Анализ и корректировка результативности и выполнения плана работы с одаренными детьми.

Руководитель Мо математиков

Активизация работы с родителями с целью сотрудничества и информирования их одостижениях детей.

Учителя-математики, классные руководители.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План работы с одаренными детьми на 2014-2015 учебный год

Одарённость – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).Очень важ.


план работы с одаренными детьми на 2015-2016 учебный год

Работа с ОД осуществляется по направлениям:1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:· социально-психологичес.


План работы с одаренными детьми на 2016 - 2017 учебный год

План работы с одаренными детьми.


План работы ГМО учителей технологии на 2020-2021 учебный год


план работы МО учителе- предметников на 2020-2021 учебный год

план работы МО учителе- предметников на 2020-2021 учебный год.

План работы с одаренными детьми на 2017-2018 учебный год

План работы с одаренными детьми на 2017-2018 учебный год.


План работы РМО учителей математики на 2020-2021 учебный год

Планработы районного методического объединения учителей математики Кировского района на 2020-2021 учебный год. .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Программа работы с одаренными детьми по истории и обществознанию

Пояснительная записка

В школе должны быть свои традиции.

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

Школа должна давать современное образование

В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

В хорошей школе уважают личность ребенка.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Цель программы: создание системы деятельности учителя истории по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

1. Реализовать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизировать их интеллектуальные качества в целях гармонического развития человека, как субъекта творческой деятельности;

2. Создать методики выявления одарённых детей;

3. Создать оптимальные условия для выявления поддержки и развития одаренных детей;

4. Совершенствовать системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

5. Повысить педагогическую культууы родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;

6. Внедрить в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

по истории и обществознанию:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;

учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Формы работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию:


1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов. Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

2. Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

2. Метод проектов

3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам)

4. Применение инновационных технологий в преподавании истории и обществознании.

1. Информационно-коммуникационные технологии:

В работе с одарёнными детьми наибольшей эффективность демонстрируют следующие инновационные технологии:
Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфо-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса.
Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории и обществознания. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. На уроках истории используются такие формы работы как подготовка учениками докладов и рефератов. Ребята стараются самостоятельно применять проектор.

С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на три группы:

Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.

Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.

3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя. Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.

2. Проблемное обучение:

В условиях модернизации современной школы повышаются требования к качеству подготовки учеников, увеличивается объём знаний. В этих условиях школьник сталкивается с огромным потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть из разных источников. Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный ученик, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе. Для того чтобы помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной исторической информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным, считаю необходимым использование опорно-логических схем, дающих возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи.
Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.
Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:

1. Блочное модульное построение учебного материала;
2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;
4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

Подготовка условий для формирования системы работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию.

Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

Разработка программы работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию.

Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

План работы с одаренными детьми по предмету история на 2021-2022 учебный год

Одной из приоритетных задач современной школы, является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Что же такое одаренность? Одаренность — это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Появление таких учащихся в классе, обладающих качествами одарённых детей, – большая удача и большая ответственность учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы.

Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

· Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

· В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

· В школе должны быть свои традиции.

· Школа должна давать современное образование.

· В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томах Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.

Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Целью работы с одарёнными детьми является:

1. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие их творческого потенциала. А так же обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

2. Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

3. Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников, а также их профессиональное самоопределение.

- выявление одаренных детей;

- совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся;

- формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой (исследовательской) деятельности;

- стимулирование интереса детей к истории;
- создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
- расширение информационного пространства в области истории.

- формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

· знакомство с приемами педагогического наблюдения, диагностики;

· проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад;

· отбор методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности и творчества;

· предоставление возможности учащимся совершенствовать способности через самостоятельную работу.

В процессе учебной деятельности выявляются учащиеся, которые:

· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению,

- творческие возможности и проявления;

· имеют доминирующую активную познавательную потребность;

· испытывают радость от добывания знаний, от умственного и общественно-полезного труда.

Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Творческая самореализация выпускника школы.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
  • Реализация положений Концепции школы: “Школа гражданского воспитания”.
  • Повышение квалификации педагогов в связи с переходом школы к профильному обучению.

Направления работы с одаренными детьми

Направления работы с одаренными детьми на уроке.

Характеристика направления

Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося.

Формирование групп детей по уровню достижений.

- информационно-комментирующий (беседа, анкета);

- продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;

- оценочный: самооценка, тестирование результатов;

- действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.

Определение уровней достижений ученика по истории и развитию творческих способностей: 1-высокий, 2-резервный, 3-обычный. (Приложение №1).

2.Выделение групп

Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся

Контроль в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Работа с одаренными детьми в 2020-2021 учебном году

Работа с высокомотивированными школьниками по обществознанию организовывается с целью подготовки их к участию в олимпиадах, конференциях и других проводимых мероприятиях на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Основными формами работы являются: олимпиады, творческие и интеллектуальные конкурсы, исследовательские и проектные работы, конференции.

Как правило, в предметных олимпиадах участвуют учащиеся 7-11 классов. Поэтому планомерную работу с отдельными обучающимися начинаю с 6-7 классов, когда они начинают изучать курс обществознания. С первого года обучения, с шестого класса считаю необходимым определить, чьи способности превышают среднестатистические. Выявление таких учеников – это первый этап моей деятельности. Второй этап – заинтересованность ученика предметом и третий этап – дополнительная работа по индивидуальному образовательному маршруту. Одним из типов заданий, которые использую в подготовке с одаренными детьми – это познавательные задания и задания для самостоятельной работы. Именно такой тип заданий заставляет быть ученика в поиске ответа, развития умений, давать собственную оценку событиям, явлениям, уметь анализировать и сравнивать их. Познавательные задания и задания для самостоятельной работы являются повышенной сложности. Тесты повышенной сложности по обществознанию рассчитаны также на мыслительную деятельность школьников, они соприкасаются с новыми для них понятиями, а это в свою очередь заставляет работать со словарём, справочником обществоведческих терминов. Моя роль как учителя в процессе подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам, велика. Я не только даю задания ученикам по тем или иным темам, но методически направляю их деятельность в поиске нужных знаний и информации. Между мною и учеником присутствует постоянный диалог сотрудничества и наставничества. Одним из главных назначений работы с одаренными учащимися по обществознанию – формирование научного мировоззрения, с позиций которого учащиеся учатся рассматривать все общественные явления и исторические процессы. Организуемая работа по изучению международных документов о правах человека, о правах ребенка давала возможность сопоставить отечественные традиции (при изучении нормативно-правовых актов РФ) с международными стандартами, анализу, решению конкретных ситуативных задач. Сочетание различных по тематике и типу заданий – одно из существенных условий эффективного правового образования, школьники приобретают и развивают умения осмысливать юридически значимые факты, применять теоретические знания к практическим ситуациям, они становятся финансово грамотными, политически подкованными, культурно образованными.

Ежегодно школьники показывают высокие результаты на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и праву, на олимпиаде по избирательному праву. В 2020-2021 учебном году школьники 9-11 классов Калитина С., Чуйкова А., Носов Д., Лебедева О., Кононова О. принимали участие в следующих олимпиадах:

1) Муниципальный этап ВОШ по праву - 2 победителя

2) Муниципальный этап ВОШ по обществознанию - 2 победителя

4) Межрайонная олимпиада школьников общеобразовательных учреждений Золотухинского, Курского, Поныровского, Фатежского районов по избирательному праву- 2 победителя, 1 призёр, 2 участника

5) Всероссийская олимпиада школьников по финансовой грамотности – 1 победитель заключительного этапа

Ещё одним из направлений в моей работе с одаренными детьми является организация их исследовательской и проектной деятельности. На этом этапе проводится работа с обучающимися, которые проявили интерес и способности по моему предмету. Тему исследования, как правило, выбирает сам ученик, далее разрабатывается поэтапный план совместных действий и сроки реализации. Проекты имеют практическую направленность, так как исследования носят социальный характер. Школьникам, освоившим технологию написания такой творческой работы, это помогает успешно писать эссе на конкурсах, мини-сочинение на ЕГЭ, где нужно раскрыть проблему, как в теоретическом аспекте, так и с практической стороны. Такие дети с лёгкостью в этом учебном году прошли юридический, правовой диктант (2 человека 100 из 100 баллов), Всероссийский экономический диктант (2 победителя), тест на знание Конституции (12 человек набрали 20 из 20 баллов), онлайн-зачёт по финансовой грамотности на базовом и продвинутом уровне.

В работе с одарёнными школьниками использую также полезные экскурсии, занятия внеурочной и кружковой деятельности. Это позволяет ребятам расширить свой кругозор, сформировать мировоззрение и применить полученные знания в изучении предмета.

Читайте также: